Научная статья на тему 'Журналу «Телескоп» - 15 лет!'

Журналу «Телескоп» - 15 лет! Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журналу «Телескоп» - 15 лет!»

Журналу «Телескоп» — 15 лет!

Михаил Илле, Константин Дивисенко

редакция журнала

В феврале 1997 года вышел первый номер журнала "Телескоп": наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев". В феврале этого года вышел 91 номер журнала, то есть журналу исполнилось ровно пятнадцать лет. Поздравляем всех авторов и друзей "Телескопа" с очередной, хоть и не круглой, но все-таки знаменательной датой. Несмотря на все проблемы и трудности издания, прежде всего финансовые, читатели каждые два месяца регулярно получают очередной номер журнала. Это было бы невозможно, если бы не поддержка постоянных партнеров журнала: Социологического института РАН, Центра независимых социологических исследований, Кафедры философии и социальных коммуникаций Университета гражданской авиации. Кроме постоянных партнеров в 2011 году заметную финансовую поддержку журналу оказали: ЗАО "Решение", компания "О+К", Социологический центр "Мегаполис". Друзья и коллеги не оставляют журнал в трудные времена, за что им огромное спасибо. Поддержка коллег вселяет надежду, что журнал нужен, что усилия людей, занимающихся его подготовкой, не напрасны. К сожалению, за эти пятнадцать лет журнал так и не смог выйти на самоокупаемость, оплата подписки покрывает не более 30% расходов на издание, и без спонсорской поддержки журнал выжить не сможет.

Пятнадцатилетие журнала это повод подвести некоторые итоги. В 2007 году журнал поменял название, в середине того же года у журнала появился и новый сайт. Посмотрим на некоторые результаты работы за прошедшее пятилетие.

О журнале

Одним из основных мотивов изменения названия журнала было желание расширить круг авторов и подписчиков журнала. В таблице 1 представлены данные о том, как изменилась география публикаций.

Как видно из представленных данных, петербуржцы продолжают доминировать в авторском корпусе журнала, но их доля существенно уменьшилась — с 64% в 2007 г. до 51% в 2011 г. Заметно увеличилась представленность в журнале московских авторов — с 4% до 19%. В 2007 году среди авторов журнала не было никого из регионов России, кроме Москвы, во все последующие годы тексты иногородних авторов в журнале печатались, хотя по-прежнему их доля очень мала. Надеемся, что доля статей из регионов России будет расти, основанием для этой надежды может служить номер, который просматривает сейчас читатель, в нем опубликованы статьи авторов из Самары, Тюмени, Москвы.

Среди зарубежных авторов бесспорным лидером являются США, и это, главным образом, заслуга нашего постоянного автора, ведущего рубрики "Современная история российской социологии" Б.З. Докторова. Без учета авторов, проживающих в США, доля авторов из других стран так же невелика, но отметим, что она все же больше, чем авторов из российских регионов. Таким образом, основной состав авторов журнала в настоящее время проживает в Петербурге, США и Москве.

Достаточно четко обозначилась и основная тематическая направленность журнала. Наиболее представлены четыре рубрики: современная история российской социологии, методология и методы, социальные проблемы и социокультурные исследования. При этом заметим, что в 2011 году из раздела социокультурных исследований были выделены рубрики "социология религии" и "социология литературы", если бы это не было сделано, то тематика социокультурных исследований прочно занимала бы второе место в общем количестве публикаций. Остальные рубрики менее насыщены, особенно огорчает незначительное количество публикаций по разделу "потребительский рынок", в 2010-2011 годах не было вообще ни одной

Таблица 1. Местожительство авторов публикаций1

Местожите льство авторов Количество публикаций по годам Всего

2007 2008 2009 2010 2011 публика ций %

ед. % ед. % ед. % ед. % ед. %

Россия

Петербург 29 64,4 26 57,8 24 60,0 25 54.4 22 51.1 126 57,5

Москва 2 4,4 6 13,3 5 12,5 5 10,9 8 18,6 26 11,9

Новосибирск 1 2,2 1 2,2 2 3,7

Тюмень 1 2,5 2 4,7 3

Саратов 1 2,2 1

Иваново 1 2,2 1

Самара 1 2,2 1

Зарубежные ст раны

США 13 28,9 11 24,4 7 17,5 10 21,7 8 18,6 49 22,4

Южная Корея 1 2,2 1 2,2 1 2,5 3 4,6

Украина 1 2,5 1 2,3 2

Кыргызстан 1 2,5 1

Эстония 2 4,3 1 2,3 3

Казахстан 1 2,3 1

Общее количество публикаций 45 45 40 46 43 219 100

1 В таблице учтены только основные публикации; не учитывались информационные тексты, рецензии, поздравительные тексты и т.д.

Таблица 2. Количество тематических публикаций

Рубрики Количество публикаций по годам Общее количество публикаций

2007 2008 2009 2010 2011

Современная история российской социологии 10 13 11 12 12 58

Методология и методы 4 10 5 6 3 28

Социальные проблемы 4 8 7 5 1 25

Социокультурные исследования 1 3 6 4 7 21

Размышления 5 1 2 1 2 11

Социально-политические исследования 3 2 1 1 3 10

Анализ рынка масс-медиа 3 2 3 2 10

Информационные технологии 1 1 1 2 2 7

Проблемы профессионального сообщества 1 1 2 1 1 6

Социология религии 1 3 2 6

Полемические заметки 2 2 2 6

Исследования кино 1 5 6

Публикации на разные темы 3 1 1 1 6

Социология литературы 2 2 1 5

Эссе 2 1 2 5

Потребительский рынок 3 1 1 5

Прошлое и настоящее в изучении общественного мнения и рекламы 2 1 1 4

Культурная жизнь Петербурга 1 1 2

44 49 42 45 41 221

Таблица 3. Постоянные авторы журнала 2

Количество публикаций по годам Общее

Постоянные авторы 2007 2008 2009 2010 2011 количество публикаций

Докторов Б. независимый исследователь, США 11 8 7 8 7 41

Рогозин Д. Институт социологии РАН, НИУ ВШЭ (Москва) 2 2 2 3 9

Дивисенко К. Социологический институт РАН 1 1 2 1 1 6

Москвина В. Компания МИК (Гортис) 2 1 2 1 6

Алексеев А. Социологический институт РАН, 3 3 6

независимый исследователь

Илле М. СНИЦ 1 1 3 1 6

Фетисов В. Факультет социологии СПбГУ 1 1 1 1 1 5

Сафронов В. Социологический институт РАН 1 2 1 1 5

Вехов И. Компания ТЫ8-Россия 1 1 2 1 5

Шалин Д. Университет Невады (Лас-Вегас, США) 1 1 1 1 4

Сергеев В. СНИЦ 2 2 4

Щелкин А. Социологический институт РАН 1 1 2 4

Ядов В. Институт социологии РАН (Москва) 1 1 1 3

Фирсов Б. Европейский университет 1 1 1 3

Столович Л. Тартуский университет (Эстония) 2 1 3

Максимов Б. Социологический институт РАН 1 2 3

Ильин В. Факультет социологии СПбГУ 1 2 3

Демина Н. обозреватель раздела «Наука» на портале «Полит.ру», Москва 1 2 3

Сымонович Ч. независимый исследователь 1 1 1 3

Саганенко Г. Социологический институт РАН 1 1 1 3

Божков О. Социологический институт РАН 1 1 1 3

Бачинин В. Социологический институт РАН 2 1 3

Семенков В. Факультет социологии СПбГУ, 1 - 1 1 3

Институт психологии и социальной работы

Всего публикаций постоянных авторов 30 28 28 27 21 134

Общее количество публикаций 45 45 40 46 43 219

Доля публикаций постоянных авторов в общем числе публикаций за последние пять 67 62 70 59 49 61

лет

2 Представлены авторы, опубликовавшие за последние пять лет не менее трех текстов

публикации по этой теме, чего не должно быть в журнале, в названии которого обозначены не только социологические, но и маркетинговые исследования.

Сформировался круг постоянных авторов журнала, который достаточно обширен (см. табл. 3). Опять с благодарность отметим лидерство по количеству публикаций нашего неутомимого автора — Б.З. Докторова. И это не только многочисленные интервью и публикации в рубрике "Современная история российской социологии", но и тексты в рубриках "Прошлое настоящее в изучении общественного мнения и рекламы", "Методология и методы", "Жизненные наблюдения социологов". Благодаря его же содействию постоянными авторами журнала стали Д.Н. Шалин и Л.Н. Столович. Признательны мы и Д.М. Рогозину, чьи публикации регулярно печатаются на страницах журнала, ему журнал обязан и появлением новой рубрики "Исследования кино".

Доля постоянных авторов в общем числе журнальных публикаций значительна, но в последние годы она снижается. С одной стороны это огорчает, значит, кто-то стал забывать о журнале, но, с другой стороны, это свидетельствует о появлении новых авторов, новых тем, что крайне важно для развития журнала.

Диаграмма 1. Динамика посещаемости сайт по годам

Диаграмма 2. Динамика посещений сайта по месяцам в период с 2008-2011 г.

О сайте

Все данные, приводимые в статье, получены с помощью счетчиков, установленных на сайте: LOG24

(http://www.24log.ru), Rambler (http://org.top100.rambler.ru/ top100), Яндекс.Метрика (http://metrika.yandex.ru). Счетчики дают информацию о числе просмотров отдельных страниц сайта и загрузок файлов.

Расхождение по числу просмотров страниц сайта за год

Диаграмма 3. Половозрастная структура посетителей сайта, %

Диаграмма 4. География посетителей сайта: субъекты РФ и федеральные округа

3 Благодаря счетчикам можно узнать только число посетителей за отдельный день. Поэтому 11326 визитов является суммой всех

ежедневных визитов, а не числом уникальных пользователей.

Таблица 4. География посетителей сайта: РФ и другие страны Приводимые в таблице 4 данные по географии аудитории сайта актуальны для 97,3% визитов.

Страна Число визитов Число просмотров Страна Число визитов Число просмотров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия 10305 24170 Молдова 15 20

Украина 1898 3367 Франция 14 16

Беларусь 170 375 Польша 13 43

Казахстан 141 262 Узбекистан 13 21

США 114 321 Китай 12 27

Болгария 100 287 Киргизия 12 20

Армения 57 109 Израиль 12 12

Германия 47 102 Грузия 11 15

Великобритания 21 41 Литва 10 20

Эстония 17 37 Сербия 10 11

Латвия 17 34 Другие 83 158

Таблица 5. Рейтинг рубрик журнала

Место Подраздел «Список статей по теме...» Число Доля

просмотров (%)

1 ... «Социальные проблемы» 1 006 21,84

2 ... «Социокультурные исследования» 474 10,29

3 ... «Методология и методы» 355 7,71

4 ... «Культурная жизнь Петербурга» 343 7,45

4 ... «Размышления» 343 7,45

5 ... «Современная история российской социологии» 328 7,12

6 ... «Анализ рынка масс-медиа» 325 7,05

7 ... «Прошлое и настоящее в изучении общественного мнения и рекламы» 225 4,88

8 ... «Потребительский рынок» 209 4,54

9 ... «Компьютеры, средства связи и информационные технологии» 181 3,93

10 ... «Социально-политические исследования» 176 3,82

11 ... «Поведение потребителей» 122 2,65

12 ... «Рецензии» 71 1,54

13 ... «Исследования кино» 67 1,45

14 ... «Публикации на разные темы» 64 1,39

14 ... «Социально-психологические исследования» 64 1,39

15 ... «Книжная полка» 48 1,04

16 ... «Эссе» 44 0,96

17 ... «Информация, сообщения» 43 0,93

18 ... «Социология религии» 35 0,76

19 ... «Проблемы профессионального сообщества» 31 0,67

20 ... «Некролог» 23 0,50

21 ... «Полемические заметки» 15 0,33

22 ... «Социология литературы» 15 0,33

ИТОГО 4 607 100

согласно данным трех счетчиков в 2012 г. составило 4 % это обусловлено технологическими особенностями и не бесперебойным мониторированием сайта.

В 2011 г. число визитов пользователей на сайт издания составило 12295 визитов3, а общее число просмотренных страниц — 32671.

Число посещений сайта и число просмотров страниц на протяжении четырех лет остается стабильным с положительной динамикой (диагр. 1)

На диаграмме 2 представлена сводная статистика просмотра всех страниц сайта за четыре последних года.

В среднем за 2011 год ежедневная аудитория сайта составила 34 человека, что на 8 человек больше, чем в прошлом году.

На диаграмме отчетливо виден сезонный характер посещений сайта: материалы оказываются особенно востребованными в марте — мае и в октябре-декабре. Можно предположить, что такой циклический характер обращений к научным публикациям обусловлен тем, что значительная доля Интернет-аудитории сайта — студенты. Это подтверждается данными о демографических характеристиках посетителей (диагр. 3).

Приведенные социально-демографические характеристики аудитории сайта актуальны для 38,4%. Принимая во внимание, что репрезентативность этих данных остается под вопросом, тем не менее, обращает на себя внимание тот факт, что 2/3 аудитории сайта — женщины, и возраст более 75% посетителей составляет до 34 лет.

4 Рейтинг составлен по общему числу просмотров соответствующих рубрик, учитывались только переходы внутри сайта

безотносительно к просмотру статей.

Как видно из диаграммы 4, на долю Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа приходится только половина визитов на сайт. Что касается отдельных субъектов РФ, то особенно активно к материалам сайта в 2011 г. обращались жители Екатеринбурга (264 визитов), Самарской области (207), Приморского края (162), Новосибирска (127), Татарстана (125), Иваново (122), Саратовской области (115).

На протяжении последних четырех лет рубрики "Социальные проблемы" и "Социокультурные исследования" остаются самыми востребованными, занимая первое и второе места в рейтинге соответственно (см. табл. 5). Также наиболее популярными оказались в 2011 году "Методология и методы", "Культурная жизнь Петербурга", "Размышления", "Современ-

ная история российской социологии", "Анализ рынка масс-медиа".

В таблице 6 приведен рейтинг наиболее востребованных в 2011 году статей. В отличие от предыдущих публикаций, настоящий рейтинг составлялся по числу загруженных пользователями PDF-файлов статей. Общая сумма загрузок файлов составила 2257 (по состоянию на декабрь 2011 г. в свободном доступе на сайте журнала находилось 408 статей). В рейтинг вошли публикации, к которым обратились не менее 15 раз. Большинство наиболее востребованных статей были опубликованы в 2008-2009 гг. (тексты 2010, 2011 гг. на сайте были закрыты по условиям договора с РУНЭБ; тексты 2010 года в настоящее время доступны пользователям сайта).

Таблица 6. Рейтинг статей журнала

Место Статья Год публикации на сайте Число загрузок

1 Озерова О. Алкоголизация и смертность в современной России. 2009. № 2. 2011 59

2 Докторов Б. Б. А. Грушин. Четыре десятилетия изучения российского общественного мнения. 2004. № 4 2007 44

3 Илле М. Петербуржцы в театрах, на концертах и выставках. Исследование художественной жизни Санкт-Петербурга конца XX - начала XXI века. 2008. 2010 36

4 Илле М. Петербуржцы и культурная жизнь города: динамика изменений - 19912007 гг. 2008. № 1. 2009 32

4 Могилевскш О. Исследования общественного мнения в современной информационно-коммуникативной среде. 2009. № 4 2011 32

5 Дивисенко К. Биографическое исследование жизненного мира. 2009. № 5. 2011 30

6 Сафронов В. Поддержка политической системы в России: взгляды элиты и массовой публики. 2009. № 6 2011 28

6 Вехов И. Аудитория телевидения: итоги и тенденции. 2009. № 2. 2011 28

7 Вехов И. Основные характеристики российской Интернет-аудитории. 2009. № 4. 2011 27

8 Москвина В. Посетители заведений быстрого питания. 2009. № 6. 2011 26

9 Желнина А. Образ города и визуальные методы социологического исследования. 2004. № 6. 2008 24

9 Цветова Е. Контент-анализ рекламы автомобильных компаний в глянцевых ежемесячных журналах в 2008 г. 2009. № 5. 2011 24

10 Голофаст В. Размышления о культуре. 2009. № 2. 2011 23

11 Голофаст В. Люди и вещи. Заметки о социально-культурных изменениях. 2000. № 5. 2008 18

11 Докторов Б. Альберт Ласкер: «Я — всего лишь апостол очевидности». 2005. №6. 2009 18

11 Беспалова Ю. Песни семьи: возможности социологического исследования. 2009. №5. 2011 18

12 Жирное В. Мировой мировоззренческий кризис. 2009. № 3. 2011 17

12 Герасимчук Ю. Кризис как фактор роста. 2009. № 3. 2011 17

13 Семенков В. О дефамилизации в семейно-демографической политике Российской федерации. 2009. № 5. 2011 16

13 Тукумцев Б. Возможно ли сократить бедность среди работающих в сфере производства? 2008. № 4 2009 16

13 Докторов Б. Клод Хопкинс. Научная реклама. 2007. № 3. 2009 16

14 Быльева Д., Тетерина Д. Отношение молодежной аудитории к ребрендингу компании «МТС». 2008. № 6. 2009 15

14 Савин С. Легитимность власти как фактор стабильности современного российского общества. 2003. № 2. 2007 15

14 Докторов Б. Из XVII столетия в наступивший век: к становлению пост-гэллаповских опросных технологий. 2003. № 2. 2007 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.