Научная статья на тему 'Интернет-аудитория журнала "Телескоп" в 2010 году'

Интернет-аудитория журнала "Телескоп" в 2010 году Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА ПОСЕЩЕНИЙ САЙТА / ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / РЕЙТИНГ СТАТЕЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ / "ТЕЛЕСКОП": ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дивисенко Константин Сергеевич

В статье продолжается публикация результатов мониторинга посещений пользователями сайта издания "Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований". Приводятся характеристики виртуальной читательской аудитории, данные о распространении научной информации в пространстве Internet на примере научного периодического журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-аудитория журнала "Телескоп" в 2010 году»

Интернет-аудитория журнала "Телескоп" в 2010 году

В статье продолжается публикация результатов мониторинга посещений пользователями сайта издания "Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований". Приводятся характеристики виртуальной читательской аудитории, данные о распространении научной информации в пространстве Internet на примере научного периодического журнала.

Ключевые слова: статистика посещений сайта; интернет-аудитория, интернет-пространство, рейтинг статей, информационные технологии, распространение научных знаний, "Телескоп": журнал социологический и маркетинговых исследований.

Константин Дивисенко

Социологический институт РАН

Публикация данных о посещениях сайта издания "Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований" (http://www.teleskop-journal.spb.ru) становится традиционной1. Эти данные представляют интерес не только для внутреннего пользования, но и позволяют отслеживать определенные тенденции виртуального пространства. Отечественная социология науки и ее составная часть социология социологии, к сожалению, еще не добрались до исследования распространения научных знаний в пространстве Internet. Библиометрические показатели, анализ цитирований научной литературы отражают только "специальное" потребление, осуществляемое специалистами в определенной области научного знания. Это позволяет выявлять основополагающие работы, ключевых авторов, научные школы и многое другое. Но в тени такого рода исследований остается распространение научных знаний в более широкой аудитории, где непосредственным показателем востребованности является не цитирование, а чтение.

Методы и данные. Все данные, приводимые в статье, получены с помощью счетчиков, установленных на сайте: LOG24 (http://www.24log.ru), Rambler (http://org.top100.rambler.ru/ top100), Яндекс.Метрика (http://metrika.yandex.ru). Счетчики дают информацию о числе просмотров отдельных страниц сайта и загрузок файлов. Расхождение по числу просмотров страниц сайта за год согласно данным трех счетчиков незначительно и составляет 0,93%, что обусловлено техническими особенностями счетчиков и персональных компьютеров пользователей (блокировка cookies, антивирусное программное обеспечение и т.д.). Таким образом, счетчики предоставляют достоверную, верифицируемую информацию о посещениях сайта, но также мы должны принять одно существенное допущение (ограничение метода). Мы не можем достоверно знать, что визиты на сайт больше ни с чем иным не связаны, как только с непосредственным поиском необходимой информации. Поясним это положение на одном примере. В настоящее время в виртуальном пространстве Internet оказываются весьма популярными разнообразные интернет-голосования, опросы, рейтинги и т.д. Наиболее известным и нашумевшим за последние годы оказался проект "Имя России. Исторический выбор 2008" (http://www.nameofrussia.ru). Достоверность такого рода данных оказывается предельно сомнительной (методологическое и методическое решение задачи, технологические особенности процедуры, репрезентативность результатов и др.). Основная опасность такого рода проектов — невозможность учета неуправляемого и неконтролируемого выбора (определенных ответов на вопросы, просмотра страниц и т.д.), с целью искусственного создания рейтинга.

Можно надеяться, что данной опасности в презентации ре-

зультатов анализа посещаемости сайта журнала "Телескоп" удалось избежать по двум причинам. Во-первых, сравнительно небольшая посещаемость сайта не может оставить незамеченной тот или иной "выброс" — умышленное нагнетание числа просмотренных страниц (вручную или автоматическим способом). Во-вторых, посетители участвовали в формировании рейтинга материалов не прямо (например, для этого можно было бы использовать электронные анкеты), а косвенно — обращаясь к тому или иному материалу. Причем, аудитория сайта едва ли могла догадываться, что материалы сайта будут участвовать в рейтинге.

Общая статистика посещений. За 2010 год общее число обращений к сайту (визитов) составило 113262. За эти визиты было просмотрено 29108 страниц, в среднем за визит было просмотрено 2,57 страниц. Среднее время пребывания посетителя на сайте составило 1 мин. 49 сек.

Число посещений сайта уже на протяжении трех лет остается стабильным с небольшой положительной динамикой (ди-агр. 1)

Диаграмма 1. Динамика посещаемости сайта по годам

О 5 ООО 10 ООО 15 ООО 20 ООО 25 ООО 30 ООО 35 ООО

Страницы ■Визиты]

Развитие сайта с 2007 по 2010 год проходило неравномерно. Особенно активно сайт наполнялся материалами первые полтора года (с лета 2007 года). В этот период был открыт доступ к статьям, опубликованным в журнале в 2003-2007 гг. К концу 2009 г. стали доступны публикации 2008 г. Материалы, регулярно появляющиеся на сайте — один из важных факторов увеличения посещаемости, формирования интернет-аудитории. Возможно, что в 2010 г. не произошло увеличение аудитории журнала из-за того, что не был открыт доступ к новым статьям. Это связано с тем, что журнал "Телескоп" включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), и по условиям договора с Научной электронной библиотекой (Ъир://еН-

1 Дивисенко К. "Телескоп" в сети Internet: статистика посещений сайта журнала // "Телескоп": журнал социологических и маркетинговых

исследований. 2009. № 1. С. 61-63.

Дивисенко К. Сайт журнала "Телескоп" в 2009 году // "Телескоп": журнал социологических и маркетинговых исследований. 2010. № 1. С. 53-56.

2 Благодаря счетчикам можно узнать только число посетителей за отдельный день. Поэтому 11326 визитов является суммой всех ежедневных

визитов, а не числом уникальных пользователей.

Диаграмма 2. Динамика посещений сайта по месяцам в период с 2008-2010 г.

brary.ru) свободный доступ к статьям текущего и предыдущего года должен быть закрыт. Но, тем не менее, по количеству визитов за год, сайту удалось сохранить и даже немного увеличить свою аудиторию.

Просмотр страниц сайта. На диаграмме 2 представлена сводная статистика просмотра всех страниц сайта за 20082010 гг.

Очевидно, что на посещаемость сайта оказывает влияние годовой цикл. Сезонные спады наблюдаются в июне-августе, а резкое возрастание посещаемости в мае и конце года. В 2010 году особенно часто сайт посещали в марте и мае. В среднем за 2010 год ежедневная аудитория сайта составила 26 человек.

Как попадают на сайт. Траектория посетителей сайта в виртуальном пространстве может быть представлена на следующем рисунке (рис. 1).

Слева представлены наиболее часто употребляемые способы попадания посетителей на сайт. Проценты рядом со стрелками обозначают

Рисунок 1. Схема способов перехода на сайт журнала

долю визитов осуществленных тем или иным образом. Справа находится упрощенная модель сайта (основные блоки, по которым имеются статистические данные).

Аудиторию сайта можно разделить по способу попадания на сайт. Так, можно условно выделить "гостей сайта", "постоянную аудиторию", "аудиторию дружественных сайтов".

"Гости сайта" по-

Таблица 1. Способы перехода на сайт журнала

Способ перехода на сайт Вшиты3 Просмотры страниц Отказы Глубина просмотра Время на сайте4

Переходы с поисковых систем 5 626 13 545 73,5% 2,4 01:30

Прямые заходы 4 139 9 070 74,9% 2,2 01:54

Переходы по ссылкам на сайтах 1 249 5 566 41,5% 4,5 02:54

Другие 327 944 69,0% 2,2 03:18

Итого п среднее: 11341 29 125 70,2% 2,6 01:50

Таблица 2. Рейтинг поисковых систем

Поисковая система Впшты Просмотры Отказы Глубина просмотра Время на сайте

Яндекс 3 692 8 198 75.1% 2.2 01:20

Google 1 153 3 990 62,9% 3.5 02:26

Mail.ru 335 614 85.1% 1.8 01:03

Rambler 232 359 81.9% 1.5 00:48

Мобильный Яндекс 63 112 79.4% 1.8 01:02

3 Здесь и в следующих таблицах, визиты — число обращений посетителей к сайту; просмотры — количество просмотренных страниц сайта; отказы — процентная доля посетителей, просмотревших на сайте за один визит только одну страницу; глубин просмотра — число страниц, просмотренное за один визит, т.е. частное от деления количества просмотренных страниц на число визитов.

4 Время пребывание на сайте в течение одного визита в формате "мин:сек".

Таблица 3. Частота отдельных лексем поисковых запросов

№п/п Лексема Частота Рант

1 журнал 364 1

2 телескоп 275 2

3 Санкт-Петербург, СПб, Петербург 264 3

4 Россия /российский 187 4

5 исследование 152 5

6 с оцисшогиче скии 151 6

7 мясной 146 7

8 социология 145 8

9 социальный 141 9

10 скачать 132 10

11 политика / политический 115 11

12 продукция 107 12

13 культур ньи 93 13

14 общественный 91 14

15 рьшок 89 15

16 мнение 87 16

17 жизнь 83 17

18 общество 82 18

19 легитимность 78 19

20 современный 78 19

21 статья 73 20

22 демократия 66 21

23 качество/ качественный 66 21

24 ащеграунд 65 22

25 ментально сть 65 22

26 анализ 64 23

27 история 64 23

28 изучение 62 24

29 студент 61 25

30 власть 60 26

31 проблема 57 27

32 визуальный 56 28

33 профессия 56 28

34 бизнес 55 29

35 маркетинговый 51 30

36 город 50 31

37 метод/ методология 48 32

38 петербуржец 47 33

39 ответственно сть 44 34

40 Грушин 39 35

41 институт 39 35

42 сайт 36 36

43 миф 34 37

44 повседневный 33 38

45 Докторов 31 39

46 наблюдение 30 40

47 Путин 30 40

падают на сайт благодаря поисковым системам. Они ищут непосредственно сам журнал либо конкретную информацию, которая имеется на сайте. На долю поисковых систем приходится 49,6% визитов. На втором месте находятся прямые заходы, осуществленные посредством сохраненных в интернет-обозревателях пользователей закладок, либо адреса сайта. Таким образом, на сайт попадают представители "постоянной аудитории" сайта журнала — те, кто хотя бы раз побывал на сайте и решил вернуться к нему вновь ("возвращенцы" осуществляют 36,5% от числа всех визитов). Посетители, приходящие на сайт журнала благодаря ссылкам, установленным на партнерских сайтах, составляют 11% аудитории.

2,9% визитов осуществляются другими способами: посредством сохраненных веб-страниц и внутренних переходов.

Такое деление аудитории сайта — "гости", "постоянная пуб-

лика" и "аудитория дружественных сайтов" — с нашей точки зрения, вполне правомерно, так как каждая категория посетителей ведет себя по-своему. (См. табл. 1)

Наиболее сильная мотивация к просмотру материалов сайта у "аудитории дружественных сайтов": здесь присутствует наименьшая доля отказов — 41,5% и максимальная глубина просмотра страниц сайта — 4,5. "Постоянная аудитория сайта" просматривает в среднем 22 страницы за 10 визитов. Быстрее всех покидают сайт журнала "гости", они задерживаются на нем в среднем на полторы минуты, но, тем не менее, за это время успевают просмотреть 2-3 страницы, а не ограничиться только одной, на которую их привел поисковый запрос.

В таблице 2 представлен рейтинг поисковых систем, благодаря которым было осуществлено не менее 100 просмотров страниц сайта за 2010 г. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство посетителей сайта используют поисковую систему Яндекс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частотный анализ запросов. Напомним, что практически половина посетителей (49,6%) попадает на сайт благодаря поисковым запросам. В этом году стало возможным проанализировать весь массив запросов (в прошлых публикациях приходилось ограничиваться только 100 наиболее популярными поисковыми фразами).

Общее число поисковых запросов в 2010 г. составило 5627. Из этого числа 3204 являются уникальными поисковыми фразами, состоящими из 15113 словоформ.

Следовательно, в среднем запрос состоит из 4-5 слов. Основная часть поисковых фраз связана с непосредственным поиском самого журнала. Для исследования интересов аудитории сайта важно проанализировать всё многообразие поисковых фраз, то есть корпус из 15113 словоформ (без учета удельного веса запроса, к которому принадлежит определенная словоформа).

В таблице 3 представлены наиболее частые лексемы, встречающиеся не менее 30 раз.

Отдельных лексем, встречающихся 30 и более раз, оказалось 47. В последнем столбце приведено ранговое место в соответствии с частотой. Значение отдельных слов некоторых запросов, например, "мясной" и "андеграунд", становится ясным при сопоставлении данного списка с названием отдельных статей, вошедших в рейтинг наиболее просматриваемых материалов (табл. 7). Обращает на себя внимание, что в список попали только три фамилии — Грушин, Докторов и Путин.

Аудитория дружественных сайтов. Особое место в аудитории сайта занимает категория посетителей, которые попадают на сайт журнала благодаря переходам по ссылкам, установленных на других сайтах. Эти посетители просматривают

5 Все прилагательные в таблице приведены в мужском роде, единственном числе.

6 Список ограничен 11 ресурсами, при переходе с которых было просмотрено в общей сложности не менее 100 страниц. Строки упорядочены по

числу просмотров.

больше чем другие страниц за один визит (большая глубина просмотра) и у них минимальна доля отказов (просмотра одной страницы за визит). В таблице 4 приведен рейтинг сайтов, на которых имеются ссылки на сайт журнала.

Наиболее мотивированные к просмотру сайта — пользователи социальной сети ВКонтакте, Социологического института РАН, Информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам", Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU, Центра независимых социологических исследований (ЦНСИ). Минимальная глубина просмотров страниц посетителями, совершивших переход из Википедии, объясняется тем, что на этом ресурсе установлены ссылки на конкретные публикации журнала.

Поведение интернет-аудитории внутри сайта. Рейтинг материалов сайта. Следующие три таблицы (5-7), составленные на основе списка наиболее посещаемых (популярных) разделов, показывают траекторию движения посетителей внутри сайта.

На долю главной страницы сайта приходится максимальное число переходов, так как в поисковых системах при поиске журнала выдается корневая страница, также через нее осуществляются переходы внутри сайта. Как видно из таблицы 5, посетители сайта несколько чаще ищут публикации по теме, а не по дате публикации.

Тематические интересы посетителей представлены в таблице 6. Наиболее интересными оказываются разделы, связанные с исследованием социальных проблем и социокультурной реальности, в том числе, культурной жизни Санкт-Петербурга. Статистически значимая связь наблюдается между числом просмотров рубрик и количеством доступных в рубрике статей (г=,660; р=,038), хотя количество скачиваний статей не учитывалось в составлении рейтинга рубрик.

В таблице 7 приведен рейтинг статей журнала (по количеству просмотров), находящихся в открытом доступе на сайте. В рейтинг за 2010 г. вошли статьи, скачанные не менее 60 раз. При сопоставлении этих данных с данными по предыдущим годам следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, в 2008 году некоторые материалы не были еще опубликованы, либо выставлены на сайте. Во-вторых, рейтинг статей в 2009 году из-за технического сбоя подсчитывался по 4 месяцам, а не за весь год.

Статьи "Рынок мясной продукции в Санкт-Петербурге: проблемы формирования и функционирования", "Формирование идентичности будущих врачей: мотивы выбора профессии", "Образ города и визуальные методы социологического исследования" и "Легитимность власти как фактор стабильности современного российского общества" сохраняют уже на протяжении трех лет лидирующие позиции в рейтинге материалов сайта.

В последних двух столбцах таблицы приведен показатель динамики места в рейтинге относительно 2010 г12. Когда значение показателя равно нулю, то место в рейтинге определенной статьи не изменилось. Если показатель принимает положительное значение, то место статьи стало выше (ее стали просматривать чаще); соответственно, отрицательное значение говорит о снижении рейтинга публикации.

Всплеск интереса к проблемам наркомании обусловил по-

Таблица 4. Список сайтов, с которых осуществляются переходы на сайт журнала

Дружественны? сайты6 Просмотр страниц сайга журнала «Телескоп», совершенных с дружественных сайтов Рейтинг по глубине

Bhihtm Просмотры Глубина

Факультет социолог mi СГОГУ llttp ''SOС 1><1 ni 561 1386 3.8

ВКонтакте http vkoiiiakte ni 56 639 11.4 1

Социологический институт РАН http si las ni 66 566 8.6 2

Цент]) ноавпснмых социологических исс ледований (ЦНСИ) littp cjgr.ni 62 368 5.9 5

Внкнпедия http ni wikioedia 012 125 296 2.4 11

Санкт-Петербургская Ассоциация Социологов http sociologists spl> 111 78 274 3.5 9

Научная члек тронная библиотека eLIBRARY RU http /dibrarv m 35 241 6.9 4

Сетевое сообщество «РОССНЛСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ» http ciiltmahiet ni 37 172 4.6 6

11нформац| юнная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» littp window. e<hi ni 17 143 8.4 3

Информационный канал Subscribe ni http subscribe ш 35 133 3.8 S

Исследовательская компания htfowave http iiifowaveni 3S 122 3.2 10

Таблица 5. Рейтинг разделов сайта.

Место Основные разделы сайта Число просмотров

1 Главная страница 7195

2 Описок статей по теме публикации 12S3

3 Последние номера 1143

4 Список статей 1037

5 Список статей по году п\'блшации 916

6 Библиотека журнала 856

7 О журнале (Фрагмент интервью Б. 3. Доктрина с главным редактором Ж' риала «Телескоп» М Е Илле) 644

S Условия подписки 402

ч Контактная информация 268

Ii) Редакционный совет 257

1 1 Список статей -¡а 2009 1 238

Таблица 6. Рейтинг рубрик журнала7

Место8 Подразде.1 «Список статей по теме...» Число просмотров Число статен в рубрике (на дек 2010 г.)

общее доступных на сапг

I ... «Социальные проблемы» 925 106 52

2 ... «Социокультурные исследования» 481 43 21)

3 ... «Культурная жизнь Петербурга» 257 24 21

4 ... «Размышления» 248 25 22

5 . . «Социально-политические исследования» 247 52 27

6 ... «Методология и методы» 241 ЗХ 24

7 ... «Современная история российской социологии» 232 69 46

8 . . «Анализ рынка масс-медиа» 202 50 17

ч . «Прошлое и настоящее в изучении общественного мнения II рекламы» 180 22 2(1

10 ... «Потребительскийрынок» 128 75 21

Диаграмма 3. Половозрастная структура посетителей сайта (доля визитов по полу в %)

7 Рейтинг составлен по общему числу просмотров соответствующих рубрик, учитывались только переходы внутри сайта безотносительно к

просмотру статей.

8 Список ограничен 10 наиболее популярными рубриками журнала.

Таблица 7. Рейтинг статей журнала

Диаграмма 4. Посетители сайта по федеральным округам

явление в рейтинге статей "Профилактика наркотизма как социальная проблема" и "О концепции и стратегии борьбы с наркоманиями в России", занявшие 8 и 14 места соответственно. Учитывая обстоятельства составления двух прошлогодних рейтингов, оговоренные в примечаниях, особо следует обратить внимание на те статьи, рейтинг которых на протяжении трех лет неуклонно растет (положительный коэффициент в двух последних столбцах), такого рода бурный рост можно наблюдать в изменении места статьи ""Управляемая демократия" в России — миф или реальность?". Данное обстоятельство можно интерпретировать, следующим образом: в поисковом пространстве Internet год от года словосочетания, соотнесенные с названием статьи, предложенной автором в 2005 году, встречаются всё чаще, что говорит о возрастающем интересе пользователей к соответствующим социально-политическим процессам.

Как можно заметить, приведенный выше список лексем поисковых запросов (табл. 3) коррелирует с названием статей. Интересы к проблемам социально-политической сферы, социокультурным исследованиям, результатам маркетинговых исследований во многом определяют попадание посетителей на сайт журнала.

Социально-демографические характеристики аудитории сайта. Сервис Яндекс.Метрика позволяет получить не только данные о посещении сайта, но и сведения о посетителях13. Приведенные данные актуальны только для 20,9 % интернет-аудитории сайта в 2010 г14.

Большинство посетителей сайта — женщины. Они несколько чаще, чем мужчины ограничиваются посещением только одной страницы сайта (столбец "Отказы") и, соответственно, глубина просмотра у них ниже. Также женщины быстрее покидают сайт.

Половозрастная структура, по сравнению с 2009 г., остается прежней (диагр. 3). В молодежной аудитории (18-24 года) преобладают девушки, в средней и старших возрастных когортах — мужчины.

География посетителей сайта представлена в таблицах 9-10 .Из иностранных посетителей первое место занимают жители

9 В 2008 году в рейтинг вошли 40 статей, занявшие по числу просмотров 34 ранговых места, а в 2009 — 32 статьи, поделившие 24 места.

10 В скобках указаны месяц и год публикации статей на сайте.

11 Прочерк в ячейки таблицы обозначает, что статья не входила в рейтинг наиболее популярных статей в соответствующем году.

12 Показатель динамики представляет собой разность, где уменьшаемым является место в рейтинге в тот или иной предыдущий год, а вычитаемым — место в рейтинге 2010 г. Например, статья М. Глотова и В. Спиридоновой "Адаптация иногородних студентов к культуре Санкт-Петербурга", занявшая 6 место в рейтинге 2010 г., два года назад находилась на 16 месте, а в 2009 г. — на 17. Следовательно, показатель динамики относительно

2008 г. принимает значение 10 (16 — 6), а относительно 2009 г. — 11 (17 — 6).

13 Из справочной системы Яндекса: "Источником данных являются регистрационные данные пользователей Яндекса" (См. http://help.yandex.ru/metri-

ка/?1ё=1047780). Следует заметить, что в этой справке не уточняется сама технология отслеживания пользователей, но можно предположить, что идентификация осуществляется, если пользователь получает собственную почту на Яндексе не через почтовую программу, а через ^еЬ-интерфейс. Также, вероятно, удается определить пользователя при установленном сервисе Яндекс.Бар (панель для Интернет-обозревателя с поиском и быстрым доступом к другим сервисам — http://bar.yandex.ru/ie), который так настойчиво предлагает установить Яндекс, например, при скачивании файлов с сервиса Народ.

14 Данные являются репрезентативными в той мере, в которой наблюдается отсутствие статистически значимой связи между посетителями сайта

и регистрацией посетителей на Яндексе.

Посетители 15 Доля визитов Отказы Глубина просмотра Среднее время на сайте

мужчины 38.8% 66,4% 2.9 02:24

женщины 61.2% 70,2% 2.5 01:42

Страна16 Визиты1" Просмотры Отказы (%) Глубина просмотра Среднее время на сайте

Россия 9209 24785 69.8 2 7 01:57

Украина 1302 2520 72,5 1.9 01:04

США 75 257 52,0 3,4 03:46

Беларусь 119 213 76,5 1,8 01:30

Германия 46 160 58,7 3,5 01:47

Казахстан 104 156 76.0 1,5 00:48

Молдова 85 109 84,7 1,3 02:10

Среднее: 70.2 2,6 01:50

Украины. Представители аудитории сайта из США и Германия больше чем другие просматривают страниц за один визит. Дольше всех на сайте остаются посетители из США и Молдовы.

На долю Санкт-Петербурга приходится только 34% всех визитов. Жители Москвы стоят на втором месте, на их долю приходится 19,6% визитов, но показатель глубины просмотра сайта москвичами приближается к минимальному. Напротив, посетители из Иваново, Краснодара и Тамбова отличаются большей глубиной просмотра страниц сайта. На диаграмме 4 приведены данные о географии посетителей сайта по федеральным округам РФ. Большинство просмотров осуществляется жителями Северо-Западного федерального округа (59%).

Итак, в статье была осуществлена попытка описать крошечный уголок виртуального пространства: отследить распространения научной информации на примере конкретного периодического издания. Только данные о статистике посещений сайта открывают доступ к виртуальной части аудитории журнала "Телескоп". К сожалению, ввиду характера предоставляемых счетчиками информации невозможен многомерный анализ данных о посещениях сайта, что могло бы способствовать более глубокому пониманию интересов интернет-пользователей и происходящих в виртуальном пространстве изме-

Таблица 8. Посетители сайта по полу

Таблица 9. География посетителей сайта: РФ и другие страны

Таблица 10. География посетителей сайта: регионы РФ

Город регион Вшиты Просмотры Глубина просмотра

Санкт-Петербург 385"? 13909 3.6

Москва 2216 3649 1.6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Екатеринбург 286 1030 3.6

Иваново 91 470 5,2

Новосибирск 145 41в 2.9

Краснодар 50 281 5.6

Самара 94 253 2.7

Саратов 62 ПО 2.7

Тюмень 67 160 2.4

Иркутск 46 158 3.4

Челябинск 106 146 1.4

С'еверо-чапад (более точно реп юн не определен) 49 146 3.0

Казань 7 Л 138 1.9

Нижний Новгород 80 135 1.7

Пермь 78 124 1.6

Омск 71 121 1.7

Ростов-на-Дону 69 115 1.7

Вологда 39 111 2.8

Томск 36 106 2.9

Тамбов 19 106 5.6

нений. В начале наступившего 2011 года планируется открыть доступ к материалам журнала, опубликованным в 2009 году, что должно способствовать более активному привлечению посетителей на сайт журнала.

15 В таблице указана доля визитов, а не доля посетителей по полу.

16 В таблицах 9-10 приведен список стран и регионов, где сумма просмотров оказалась не менее 100 страниц за весь год. Строки таблиц

упорядочены по количеству просмотров.

17 Следует заметить, что числа в столбце "Визиты" указывают не на количество уникальных посетителей, живущих в этих странах, а представляют

сумму посещений сайта по дням за год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.