САЙТ ЖУРНАЛА «ТЕЛЕСКОП» В 2009 ГОДУ
Константин Дивисенко Социологический институт РАН
В статье представлен краткий анализ статистики посещений сайта журнала «Телескоп» в 2009 г. В тексте приведен рейтинг наиболее востребованных разделов сайта и опубликованных статей, также представлены география аудитории сайта и краткие демографические характеристики посетителей. Список наиболее популярных запросов, благодаря которым пользователи попадают на сайт журнала, отражает не только содержание издания, но и актуальную социологическую проблематику, которая оказывается наиболее востребованной в русскоязычном сегменте сети Internet.
Ключевые слова: статистика посещений сайта, «Телескоп»: журнал социологический и маркетинговых исследований, рейтинг статей, Internet.
В статье представлено продолжение публикации статистики посещений сайта журнала «Телескоп» (http:// www.teleskop-journal.spb.ru)1. В 2009 г. было просмотрено 30 020 страниц за 1о 639 визитов. Благодаря счетчикам посещений, установленным на сайте2, стало возможным подведение итогов: какие материалы оказались наиболее востребованными, каких авторов читают больше, что ищут в сети Internet.
В начале следует сказать несколько слов об анализе посещаемости сайта с помощью счетчиков. К сожалению, те технологии, которые использованы на сайте, не позволяют подсчитать число уникальных посетителей -отсутствует регистрация на сайте и все материалы находятся в открытом доступе. В прошлогодней статье наряду со статистикой просмотров страниц приводилось число посетителей сайта. Достоверно можно подсчитать только число посетителей за отдельный день. Это связано с тем, что невозможно достоверно узнать «возвращаемость» на сайт отдельных посетителей. При суммировании числа ежедневных уникальных посетителей сайта получает-
4000
3500
3000
2500
2000
1500
1000
500
0
1 Дивисенко К. «Телескоп» в сети Internet: статистика посещений сайта журнала // «Телескоп»: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2009. № 1. С. 61-63.
2 LOG24, Rambler, Яндекс.Метрика.
ся не количество уникальных посетителей за год, а сумма визитов. В приводимой статистике сайта наиболее достоверными характеристиками являются число просмотренных страниц, поисковые запросы: расхождения трех счетчиков, установленных на сайте, не принципиальны, хотя счетчики могут не учитывать загруженные не до конца страницы, также счетчик может быть блокирован некоторыми программами, установленными на персональных компьютерах.
Посещаемость сайта в 2009 г. в сравнении с 2008 г. представлена на диаграмме. 1.
Как видно из диаграммы, в посещениях сайта присутствуют сезонные спады (лето) и пики возрастания посещаемости (май и конец года). Число визитов на сайт в 2009 году увеличилось на 44,7 % и составило более 10 000. Особенно бурный прирост посетителей наблюдался в первой половине 2009 года. Также в этом году возросло ежемесячное число просмотров отдельных страниц (кроме октября). Следует заметить, что за последние три месяца 2009 года, число посетителей стало уменьшаться отно-
Диаграмма 1. Посещаемость сайта: количество визитов и просмотров страниц в 2008-2009 гг.
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
1ZZZ3 Посетители 2008 ИНП Посетители 2009 —Показы страниц 2008 й Показы страниц 2009
сительно аналогичного периода за 2008 год, но количество просмотров увеличилось. Таким образом, посетители оставались дольше на сайте: просматривали большее количество статей. Два рекорда посещений были зарегистрированы в декабре: 1274 визитов (декабрь 2008), 3 595 просмотров страниц (декабрь 2009). В среднем за 2009 год ежедневно сайт посещало 29 человек. Данные о динамики посещаемости сайта за 2008 - 2009 гг. приведены в табл. 1
Таблица 1. Сводная статистика просмотра страниц сайта за 2008-2009 гг.
Таблица 2. Наиболее посещаемые разделы сайта
Всего Среднее количество в сутки Динамика (в %)
2008 2009 2008 2009
Хиты: количество показов страниц сайта, на которых установлен счетчик. 22 797 30 020 62,3 82,2 + 31,7
Визиты:количество уникальных визитов. 7 359 10 639 20,1 29,1 + 44,7
Хосты:количество уникальных ^ адресов посетителей. 7 070 10 020 19,3 27,5 + 41,7
Сессия: набор страниц, просмотренных посетителем с максимальным интервалом времени между просмотрами - 15 мин. 8 566 12 230 23,4 33,5 + 42,8
Входящие
[""http ¡//subscribe .ru/*: I Google, результаты noncij I http://ru.wikipedia.org/wiki/t: | I http://SQC.pu.ru/prQjects/~l I Яндекс, результаты поиска | I Mail .ru, результаты поиска | I http://win.mail.ru/cgi-bin/:t: I
[ http ://win .mail .ru/-* j
I Rambler, результаты поиска |
Место Раздел сайта Число просмотров
1 Главная страница 3120
2 Список статей 1122
3 Последние номера 497
4 Список статей по теме «Социальные проблемы» 409
5 Библиотека журнала 363
6 Список статей по теме «Социокультурные исследования» 227
7 Фрагмент интервью Б. З. Докторова с главным редактором журнала "Телескоп"М. Е. Илле 207
8 Список статей по теме «Современная история российской социологии» 200
9 Список статей по теме «Культурная жизнь Петербурга» 171
10 Список статей по теме «Социально-политические исследования» 168
11 Список статей по теме «Размышления» 154
12 Список статей по теме «Методология и методы» 154
13 Список статей по теме «Прошлое и настоящее в изучении общественного мнения и рекламы» 129
На сайт посетители попадают, как видно из рис.1, благодаря запросам в поисковых системах и прямым переходам (толщина стрелок пропорциональна количеству переходов).
В таблице 2. приведен список наиболее посещаемых страниц сайта.
Наиболее популярный содержательный раздел сайта - «Социальные проблемы», что соответствует поисковым запросам (см. ниже таблицу 5).
В предыдущей статье о сайте журнала, был представлен рейтинг наиболее востребованных статей за 2008 год. К сожалению, из-за аппаратного сбоя статистика просмотров статей и их рейтинг приведены только за последние четыре месяца 2009 г. (табл. 3).
Рисунок 1. Карта путей попадания на сайт
| Прямые заходы |
http ://ru ,wikipedia.org/+:
I Nigma |
| http://sociolQgists.spb.ru/NOVOSTI.htm] | http://EQC.pu.ru/links/
Во втором столбце таблицы 3 приведено место статьи в рейтинге 2008 года (если, конечно, статья была в нем). Статьи «Рынок мясной продукции в Санкт-Петербурге: проблемы формирования и функционирования», «Формирование идентичности будущих врачей: мотивы выбора профессии» и «Образ города и визуальные методы социологического исследования» сохранили свои лидирующие позиции. Также в число наиболее популярных статей добавились две работы Б. З. Докторова «Пессимист по наблюдениям и оптимист по убеждениям. Научные и нравственные основы "драматической социологии"» и «Б. А. Грушин. Четыре десятилетия изучения российского общественного мнения».
В этом году стало возможным если не нарисовать портрет посетителя сайта, то хотя бы сделать первые штрихи к портрету аудитории сайта. Сервис ЯндексМетрика позволяет зафиксировать основные социально-демографические характеристики посетителей сайта по регистрационным данным Яндекса.
Приведенные ниже краткие демографические данные актуальны только для 27 % посетителей сайта, начиная с сентября 2009 г. Доля визитов посетителей по возрасту и полу приведена на диаграмме 2.
Безусловно, приведенные демографические данные не репрезентативны для всех посетителей сайта: учтены только те, кто зарегистрирован в системе Яндекс (имеет учетную запись). Географию посетителей сайта можно установить с большей достоверностью (см. табл. 4). В табл. 5 приведен список запросов, благодаря которым пользователи Internet оказывались на сайте журнала «Телескоп». В таблице объединены некоторые смежные запросы. Из 100 наиболее популярных запросов первое место занимают поисковые фразы, связанные с непосредственным поиском самого журнала. Обращает на себя внимание тот факт, что «со-
//teleskop-journal.spb. ru/
г
Таблица 3. Рейтинг статей журнала
Место в рейтинге Статья Число обращений (2009 г.)
2009 2008
1 3 Л. Волчкова, В. Минина, Е. Ганскау. Рынок мясной продукции в Санкт-Петербурге: проблемы формирования и функционирования. 2005 № 3 174
2 4 В. Мухортова. Формирование идентичности будущих врачей: мотивы выбора профессии. 2005 № 6 98
3 - Докторов Б. Пессимист по наблюдениям и оптимист по убеждениям. Научные и нравственные основы «драматической социологии». 2009 № 4 63
4 9 П. Аронсон. Что русскому хорошо, то немцу смерть: русские студенты в Германии о русских и немецких нормах медицины. 2006 № 2 63
5 24 История и биография опросов общественного мнения. Интервью с Б. Докторовым. 2005 № 4 62
6 - Докторов Б. Б. А. Грушин. Четыре десятилетия изучения российского общественного мнения. 2004 № 4 57
7 1 А. Желнина. Образ города и визуальные методы социологического исследования. 2004 № 6 53
8 7 С. Савин. Легитимность власти как фактор стабильности современного российского общества. 2003 № 2 52
9 5 О. Калачева. Празднование как индикатор социальных изменений: старые и новые праздники постсоветской России. 2003 № 1 50
10 11 Фирсов Б.М. Ментальные миры современного российского населения (статья 2). 2004 № 5 47
11 - Божков О. О важности и смысле исторических свидетельств. Рецензия на книгу Б. Докторова «Отцы -основатели: история изучения общественного мнения». 2006 № 5 46
12 17 Илле М., Ядов Н. Идеальные петербуржцы и москвичи в представлении жителей двух столиц. 2002 № 3 45
13 12 А. Лежикова. Социальное партнерство: какое оно сегодня, и каким оно может быть завтра. 2005 № 4 45
14 - Памяти Бориса Андреевича Грушина (1929-2007). 2007 № 5 41
15 14 Л. Федотова. От Гэллапа к Грушину: приглашение к размышлениям. 2005 № 6 40
16 - М. Решетников. Бедность в современной России - анализ проблемы. 2003 № 5 39
17 23 Илле М. Петербург: образ и стиль в прошлом и настоящем. 2003 № 3 37
18 18 С. Павлова. Ленинградский литературный андеграунд как культурный феномен: специфика формирования и функционирования. 2004 № 2 33
19 16 М. Глотов, В. Спиридонова. Адаптация иногородних студентов к культуре Санкт-Петербурга. 2006 № 3 32
20 35 Н. Соколов. Семейные деньги: бюджеты петербургских домохозяйств в 2000-2004 гг. 2006 № 5 32
21 - Б. Докторов. Элмо Роупер: исследователь рынка, поллстер, общественный деятель. 2004 № 3 30
22 - Фетисов В. Социальная стабильность российского общества: состояние и перспективы. 2008 № 5 29
23 - Н. Дадали. Чтение подростков Санкт-Петербурга. 2003 № 2 29
24 - Марта Росс Девит. Тетрасоциология как социальная теория и практика для 21 века: строительство культуры мира из естественного порядка социальной гармонии. Рецензия на книги Л.М. Семашко. 2006 № 2 28
25 - И. Семак, О. Шарыгина Универсамы Санкт-Петербурга. 2003 № 6 28
26 19 Ядов В. Современное состояние трудовых отношений в России. 2003 № 3 28
27 10 С. Дамберг, В. Семенков, Ю. Евстигнеев. Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы. 2003 № 3 27
28 33 В. Кравченко. Управляемая демократия» в России - миф или реальность? 2005 № 1 26
29 - С.А. Кугель: «Развитие науки зависит от взаимодействия социальных и когнитивных факторов». (Интервью В. М. Ломовицкой с С. А. Кугелем) 2009 № 5 26
30 15 Н. Цветаева. Мотивация достижения в эпоху перемен. 2003 № 6 26
31 22 М. Илле. Эссе о смене эпох. 2005 № 1 26
32 - Н. В. Ядов: «Хочется жить в нормальной либеральной стране» (Интервью Б. Докторова с Н. Ядо-вым). 2009 № 2 25
Диаграмма 2. Посетители сайта: краткие демографические данные
циальные проблемы», «визуальная социология» занимают по-прежнему лидирующие позиции в рейтинге запросов. Данные запросы отражают не только содержание журнала «Телескоп», но и актуальную социологическую проблематику, которая интересует пользователей Internet.
Мониторинг посещений сайта - своего рода обратная связь с читателями журнала. Электронная версия журнала преодолевает ограничения возможности распространения материалов на бумажном носителе. Увеличение числа посетителей сайта и просмотров страниц в 2009 году, несмотря на имевшие место сбои в работе сайта, свидетельствует о возрастающем интересе к журналу «Телескоп».
Таблица 4. География посетителей сайта
Страна Количество ви- Доля визитов
зитов за год за год (в %)
1 Россия 8273 77,72
2 Украина 1394 13,10
3 США 177 1,66
4 Казахстан 149 1,40
5 Норвегия 127 1,19
6 Беларусь 114 1,07
7 Германия 58 0,54
8 Другие 353 3,32
Запрос Количество
журнал телескоп 2130
социальные проблемы 62
визуальная социология / Визуальная социология. Фотография как метод исследования скачать / визуальные методы в социологии 62
сравнительный анализ универсамов / универсамы санкт-петербурга 47
история изучения общественного мнения / история изучения общественного мнения в США 37
профессиональная культура врача / субкультура врачей / мотивы выбора профессии врача / профессиональная субкультура врачей 32
производители мясной продукции / рынок мясной продукции / качество мясной продукции 20
альберт ласкер 15
идеологический тип легитимности / типы легитимности по истону / Структурная легитимность 15
литературный андеграунд 14
потребительский рынок 14
Социология детства 12
радиорынок спб 11
социология моды 11
закон социальной гармонии 11
американская социология 10
символическое потребление 10
социокультурные исследования 10
социологические опросы по Ленинградской области 9
Марк Мазья 8
Автоэтнография 7
советские праздники 7
Джон Уонамейкер 7
мотивы выбора профессии 7
хозяйственная мотивация и типы рациональности 7
студенческая субкультура 7
адаптация иногородних студентов 7
информационная среда 7
рынок хлебобулочных изделий 6
Бюджет домохозяйства 6
Другое 237
Таблица 5. Список запросов