«ТЕЛЕСКОП» В СЕТИ INTERNET: СТАТИСТИКА ПОСЕЩЕНИЙ САЙТА ЖУРНАЛА
Константин Дивисенко Социологический институт РАН
Сайт журнала «Телескоп» (http://www.teleskop-journal. spb.ru) начал работать летом 2007 года. С этого времени сайт стал активно наполняться материалами. В настоящее время вся информация представлена в девяти разделах:
• Журнал «Телескоп» — главная страница сайта
• Редакционный совет
• О журнале
• Библиотека журнала
• Контактная информация
• Последние номера
• Список статей
• Условия подписки
• Новости сайта
В разделе «Последние номера» публикуются содержание и анонс свежих номеров журнала сразу после того, как журнал выходит из печати. В самом пространном разделе — «Список статей» — в настоящее время представлены тексты всех статей, опубликованных в период с 2003 по 2007 год. Сайт регулярно обновляется: информация об обновлениях появляется в «Новостях сайта» и рассылается через почтовую рассылку, на которую можно подписаться внизу любой страницы сайта (на конец 2008 года было осуществлено 25 выпусков рассылки).
К началу января 2009 года количество просмотров страниц сайта превысило 24000. Таким образом, стало возможным подведение некоторых итогов — анализ данных
0 посещении сайта, просмотренных страницах, наиболее востребованных (интересных) материалах сайта (разделах и статьях), чему и посвящена настоящая статья. Все данные, приводимые ниже, получены с помощью счетчиков, установленных на сайте: LOG24 и Rambler.
Просмотр страниц сайта. В таблице 1 представлена сводная статистика просмотра всех страниц сайта с
1 июля 2007 (момента установки счетчика) по 31 декабря 2008 г.
Таблица 1.
Сводная статистика просмотра страниц сайта
Всего Среднее количество в сутки
Хиты: количество показов страниц сайта, на которых установлен счетчик. 24 905 40,7
Посетители: количество уникальных посетителей за день. 7 864 12,8
Хосты: количество уникальных ф адресов посетителей за день. 7 505 12,3
Сессия: набор страниц, просмотренных посетителем с максимальным интервалом времени между просмотрами — 15 мин. 9 148 14,9
Рейтинг материалов сайта. Следующие две таблицы составлены на основе списка ста наиболее посещаемых страниц сайта. В первой из них — список наиболее востребованных разделов сайта, во второй — популярных статей.
Таблица 2. Рейтинг разделов сайта
Название страницы Количество просмотров Доля (в %)*
1 Главная 5572 37,13
2 Список статей / По темам 1184 7,89
3 Список статей 1132 7,54
4 Последние номера 1063 7,08
5 Список статей / По годам 1042 6,94
6 Список статей по теме «Социальные проблемы» 625 4,16
7 Список статей по теме «Социокультурные исследования» 553 3,68
8 Список статей по теме «Масс-медиа, реклама» 410 2,73
9 О журнале 403 2,69
10 Новости сайта 354 2,36
11 Список статей по теме «Современная история российской социологии» 327 2,18
12 Список статей за 2008 год 307 2,05
13 Список статей по теме «Методология и методы» 294 1,96
14 Список статей за 2007 год 290 1,93
15 Список статей по теме «Социально-политические исследования» 288 1,92
16 Список статей по теме «Потребительский рынок» 259 1,73
17 Редакционный совет 244 1,63
18 Список статей по теме «Размышления» 242 1,61
19 Контактная информация 216 1,44
20 Список статей за 2004 год 203 1,35
Итого 15008 100
* Доля от общего количества просмотров страниц, вошедших в список двадцати наиболее часто просматриваемых разделов сайта.
3500
3000
2500
2000
1500
1000
В среднем к материалам, размещенным на сайте, за весь период ежедневно обращались 12 посетителей, которые просматривали более 40 страниц. На каждого посетителя в среднем приходилось около трех просмотренных страниц. За последние месяцы среднее число посетителей сайта заметно увеличивается. Так, в октябре 2008 г. к сайту ежедневно обращалось 30 посетителей, в ноябре 2008 г. - 34, в декабре 2008 г. - 41.
На диаграмме 1 приведена динамика посещаемости сайта по месяцам с момента установки счетчика.
Здесь видна общая тенденция увеличения числа посетителей и посещений сайта с учетом сезонных спадов (летний период и январь). Какая-либо закономерность посещений сайта по дням недели не наблюдается.
N N 14 N N N N N N N N N N NN N N И
ПИП!
Ш ЮЮ10П 3 я ф 5 о 3 >> ю ю ю ю
| о = а « в < * I I = а
!■■♦■■■ Постигали ■ Покцы страниц (хиты) |
Диаграмма 1. Динамика посещаемости сайта
На основе таблицы 3 можно составить рейтинг авторов журнала (на основе наиболее читаемых на сайте статей). В список вошли те авторы, у которых не менее двух публикаций находятся в списке наиболее востребованных материалов сайта (см. табл. 4).
Посетители сайта. Большинство посетителей при входе на сайт оказываются на главной странице (см. таблицу 2). Это связано с тем, что обычно на сайт попада-
Таблица 3. Рейтинг статей
Автор, статья Количество просмотров Доля (в %)*
1 А. Желнина. Образ города и визуальные методы социологического исследования 254 9,14
2 В. Павленко. К вопросу исследования аксиологических структур социальных субъектов 170 6,12
3 Л. Волчкова, В. Минина, Е. Ганскау. Рынок мясной продукции в Санкт-Петербурге: проблемы формирования и функционирования 148 5,33
4 В. Мухортова. Формирование идентичности будущих врачей: мотивы выбора профессии 113 4,07
5 О. Калачева. Празднование как индикатор социальных изменений: старые и новые праздники постсоветской России 100 3,60
6 В. Голофаст. Гибридизация и культурные смеси 99 3,56
7 С. Савин. Легитимность власти как фактор стабильности современного российского общества 85 3,06
8 В. Григорьев. Социолог в обществе 78 2,81
9 П. Аронсон. Что русскому хорошо, то немцу смерть: русские студенты в Германии о русских и немецких нормах медицины 76 2,74
10 С. Дамберг, В. Семенков, Ю. Евстигнеев. Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы 74 2,66
11 Б. Фирсов. Ментальные миры современного российского населения (статья 2) 73 2,63
12 А. Лежикова. Социальное партнерство: какое оно сегодня, и каким оно может быть завтра 72 2,59
13 В. Кравченко. Информационный сервис — специальность 21 века 70 2,52
14 Л. Федотова. От Гэллапа к Грушину: приглашение к размышлениям 69 2,48
15 Н. Цветаева. Мотивация достижения в эпоху перемен 68 2,45
16 М. Глотов, В. Спиридонова. Адаптация иногородних студентов к культуре Санкт-Петербурга 65 2,34
17 М. Илле, Н. Ядов. Идеальные петербуржцы и москвичи в представлении жителей двух столиц 64 2,30
18 С. Павлова. Ленинградский литературный андеграунд как культурный феномен: специфика формирования и функционирования 62 2,23
19 В. Ядов. Современное состояние трудовых отношений в России 61 2,20
20 С. Дамберг. О прагматике российских социологических исследований 59 2,12
21 Б. Фирсов. Ментальные миры современного российского населения 56 2,02
22 М. Илле. Эссе о смене эпох 55 1,98
23 М. Илле. Петербург: образ и стиль в прошлом и настоящем 54 1,94
24 История и биография опросов общественного мнения. Интервью с Б. Докторовым 52 1,87
25 Б. Докторов, В. Ядов. Разговоры через океан: о поколениях отечественных социологов на протяжении полувека 51 1,84
26 Л. Федотова. Реклама в фильмах 49 1,76
27 В. Москвина. Кинорынок Петербурга 49 1,76
28 Т. Сафонова. Обольщение профессией (исследование рекрутирования молодых петербургских социологов) 48 1,73
29 А. Алексеев. Замечание об истории социологии «с человеческим лицом» 45 1,62
30 К. Обухова. Телевизионные предпочтения петербуржцев 45 1,62
31 У. Голубева. Ненужная информация или дополнительные знания? Тестирование персонала — «За» и «Против» 45 1,62
32 Т. Сафонова, Е. Москаленко. Мариинский театр: публичность и коммуникация 45 1,62
33 В. Кравченко. «Управляемая демократия» в России — миф или реальность? 44 1,58
34 С. Белов. Сайгон — это судьба 43 1,55
35 Н. Соколов. Семейные деньги: бюджеты петербургских домохозяйств в 2000-2004 гг. 43 1,55
36 О. Косатая. Социальное производство рисков в сфере потребления (на примере рынка алкоголя) 42 1,51
37 В. Бачинин. Социальная работа христиан в российских тюрьмах 39 1,40
38 Л. Козлова. О реконструкции истории послереволюционной социологии. Комментарий к диалогу Б. Докторова и В. Ядова 38 1,37
39 В. Голофаст. Люди и вещи. Заметки о социально-культурных изменениях 38 1,37
40 В. Голофаст. Глобальное и локальное как контексты и как контрасты 37 1,33
* Доля от общего количества просмотров страниц, вошедших в список наиболее часто просматриваемых статей, размещенных на сайте.
Таблица 4. Рейтинг авторов
Место Количество
по сумме числа по среднему числу Автор статей, Сумма числа Среднее число просмотров,
просмотров просмотров приходя- вошедших просмотров приходящееся на статью
всех статей щихся на статью в рейтинг
1 4 В. Голофаст 3 174 58,0
2 5 М. Илле 3 173 57,7
3 1 С. Дамберг 2 133 66,5
4 2 Б. Фирсов 2 129 64,5
5 3 Л. Федотова 2 118 59,0
6 6 В. Кравченко 2 114 57,0
7 7 В. Ядов 2 112 56,0
8 8 Б. Докторов 2 103 51,5
9 9 Т. Сафонова 2 93 46,5
ют через закладки (например, меню «Избранное» в Internet Explorer) и в поисковых системах ищут сам журнал (о поисковых запросах см. ниже). Наиболее популярными поисковыми системами являются Yandex.ru, Google. com, Rambler.ru. на их долю приходится около половины всех запросов, благодаря которым осуществляется переход на сайт журнала «Телескоп». Также посетители активно переходят с сайтов Социологического факультета СПбГУ, Социологического научно-исследовательского центра, Санкт-Петербургской ассоциации социологов,
Службы рассылок Subscribe.ru — на этих сайтах установлены ссылки на сайт журнала.
На диаграмме 2 приведен график просмотров страниц сайта с момента установки счетчика по времени суток (время московское).
Что ищут и находят на сайте. В следующей таблице приведен список фраз, задаваемых поисковым системам, при переходе на сайт журнала, которые встречались не менее 5 раз.
В таблице 6 представлены страны, из которых посетители заходили на сайт.
К сожалению, распределение посетителей по регионам России можно получить только за месяц. Но как показывают несколько месячных срезов — лидерами стабильно остаются Санкт-Петербург и Москва (например, в декабре 2008 г. сайт посетило 348 петербуржцев и 226 москвичей, сумма количества показов страниц — 1070 и 382 соответственно).
На данные, приведенные в этой статье, оказали большее влияние последнее четыре месяца, так как в этот период значительно увеличилось как число посетителей сайта, так и количество просматриваемых страниц. Приведенные в статье рейтинги постоянно изменяются, со временем, когда количество посещений сайта увеличится, то цифры станут более репрезентативны.
Таблица 5. Поисковые запросы
Запросы Количество
1 журнал «Телескоп»* 940
2 визуальная социология 44
3 социальные проблемы / список социальных проблем 40
4 образ петербуржца / Сравнение петербуржцев и москвичей 18
5 субкультура врачей / профессиональная культура общения врача 18
6 журнал социологические исследования 17
7 советские праздники / определение государственных официальных праздников 17
8 система Томаса 15
9 социология детства 13
10 рынок мясной продукции 12
11 «Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка» скачать 11
12 студенческая субкультура 11
13 Гладарев 10
14 социологические исследования 10
15 реклама в фильмах 9
16 место социолога в обществе 8
17 повседневность 8
18 потребительский рынок 8
19 Альберт Ласкер 7
20 закон социальной гармонии 7
21 история российской социологии 7
22 профессиональная субкультура 7
23 социокультурные исследования 7
24 история изучения общественного мнения 6
25 прогнозирование социальных процессов 6
26 радиорынок спб 6
27 сказки дедушки Макея 6
28 социологический институт РАН 6
29 американская социология 5
30 издание журнала 5
31 культурная глобализация 5
32 культурная ситуация в Латвии научная статья 5
33 определение стигмы 5
34 рейтинг продаж книг 5
35 рынок рыбных продуктов 5
36 четыре сферы воспроизводства 5
* Здесь не приводятся различные варианты поисковых фраз, суть которых сводилась к поиску журнала «Телескоп»
Таблица 6. География посетителей
Страна Посетители* Доля (в %)
1 ** Россия 6031 77,78
2 Украина 852 10,99
3 Другие*** 199 2,57
4 Казахстан 125 1,61
5 Беларусь 112 1,44
6 США 108 1,39
7 Кыргызстан 71 0,92
8 Германия 69 0,89
9 Норвегия 49 0,63
10 Латвия 30 0,39
11 Армения 29 0,37
12 Израиль 22 0,28
13 Литва 16 0,21
14 Польша 14 0,18
15 Молдова 14 0,18
16 Узбекистан 13 0,17
ВСЕГО: 7754 100
* Следует заметить, что числа в третьем столбце указывают не на количество уникальных посетителей, живущих в этих странах, а представляют только сумму посещений сайта по дням за указанный период. Это связано с тем, что далеко не все персональные компьютеры имеют статические 1Р-адре-са, и поэтому подсчет уникальных посетителей по странам за определенный период не возможен.
** В рейтинг вошли страны, на которые приходится не менее 10 посетителей за период с 1 июля 2007 г. до 1 января 2008 г.
*** «Другие» — не удалось определить страну по 1Р-адресу посетителя
В ближайшее время планируется продолжить регулярные обновления сайта: анонсирование свежих номеров и открытие свободного доступ к статьям, опубликованным в 2008 году.
2ЫХ) ?ППП А
1 =¡00 . л ./^л
1ППП ./V ^^ * \
5ПП
П А
8 о 1:00-1:59 2:00-2:59 3:005:59 4:004:59 5:005:59 6:006:59 7:007:59 8:008:59 9:009:59 10:0010:59 11:0011:59 12:0012:59 13:0013:59 14:0014:59 15:0015:59 16:0016:59 17:0017:59 I 18:0018:59 19:0019:59 20:0020:59 21:0021:59 22:0022:59 23:0023:59
♦ Хиты ■ - А- ■ Посетители
Диаграмма 2. Бюджет времени