Научная статья на тему '«Журналистский текст» как знаковая система'

«Журналистский текст» как знаковая система Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3712
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ / JOURNALISTIC TEXT / ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА / SIGN SYSTEM / СЕМИОТИКА / SEMIOTICS / СЕМАНТИКА / SEMANTICS / МЕДИА / MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Солдаткина Янина Викторовна

В статье представлен опыт семиотического анализа современного журналистского текста как сложного феномена, сочетающего в себе словесную составляющую с мультимедийной. В статье доказано, насколько продуктивно семиотическая методика изучения феноменов культуры, как словесных, так и не аудио-визуальных, может быть применена для анализа современных журналистских продуктов. Цель статьи определить наиболее значимые черты журналистского текста как знаковой системы и показать, на каких основаниях собственно словесный текст включается в более широкие журналистские контексты, текстовые системы более высоких уровней. Данная цель определяет структуру статьи: в ее первой части рассматривается понятие журналистского текста и ее специфические черты как знаковой системы (уникальность, узнаваемость, структурность и иерархичность, наличие выраженных границ). Вторая часть статьи посвящена тем семантическим уровням контекстуальным, рядам, в которые может быть вписан конкретный журналистский текст. Это уровни варьируются от минимально-информационного до философского (минимально-информационный, контекстуальный, социокультурный, эстетический, философский). В результате исследования установлено: предложенная методика позволила раскрыть специфику современной диалоговой журналистики, проанализировать многоуровневую семантическую структуру журналистского текста, те многообразные синтагматические и парадигматические связи, в которые вступает частный журналистский текст в системе современных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Journalistic text" as a Sign System

The article describes the process of semiotic analysis of the conI temporary journalistic texts as a complex phenomenon which encompasses the verbal and multimedia components. The article shows that the semiotic, methodology of cultural study (verbal as well as audio-visual) can be effectively applied to the analysis of the contemporary journalistic works. The purpose of the article is to define the most prominent characteristics of the journalistic texts as a sign system and explain the reasons the verbal text is being included in a broader journalistic context or higher level text systems. This purpose defines the structure of the article. The first part researches the concept of journalistic text and it's particular features as represented by the sign system (it's uniqueness, familiarity, structure and hierarchy, presence of specific boundaries). The second part analyses the semantic levels contextual rows any given journalistic text can be fitted into. Those levels range from basic-informative to philosophical (basic-informative, contextual, socio-cultural, esthetical, and philosophical). In conclusion, the research showed that this methodology allowed to uncover the specifics of the contemporary dialogue-based journalism, analyze the multi-level semantic structure of journalistic texts the multitude of sintagmatic and paradigmatic connections a journalistic text forms in the contemporary media.

Текст научной работы на тему ««Журналистский текст» как знаковая система»

УДК 811.161.1 ББК 81.2

«ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ» КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

Я.В. Солдаткина

Аннотация. В статье представлен опыт семиотического анализа современного журналистского текста как сложного феномена, сочетающего в себе словесную составляющую с мультимедийной. В статье доказано, насколько продуктивно семиотическая методика изучения феноменов культуры, как словесных, так и не аудио-визуальных, может быть применена для анализа современных журналистских продуктов. Цель статьи - определить наиболее значимые черты журналистского текста как знаковой системы и показать, на каких основаниях собственно словесный текст включается в более широкие журналистские контексты, текстовые системы более высоких уровней. Данная цель определяет структуру статьи: в ее первой части рассматривается понятие журналистского текста и ее специфические черты как знаковой системы (уникальность, узнаваемость, структурность и иерархичность, наличие выраженных границ). Вторая часть статьи посвящена тем семантическим уровням - контекстуальным рядам, в которые может быть вписан конкретный журналистский текст. Это уровни варьируются от минимально-информационного до философского (минимально-информационный, контекстуальный, социокультурный, эстетический, философский). В результате исследования установлено: 293 предложенная методика позволила раскрыть специфику современной диалоговой журналистики, проанализировать многоуровневую семантическую структуру журналистского текста, те многообразные синтагматические и парадигматические связи, в которые вступает частный журналистский текст в системе современных медиа.

Ключевые слова: журналистский текст, знаковая система, семиотика, семантика, медиа.

Abstract. The article describes the process of semiotic analysis of the contemporary journalistic texts as a complex phenomenon which encompasses the verbal and multimedia components. The article shows that the semiotic

"JOURNALISTIC TEXT" AS A SIGN SYSTEM | Ya.V. Soldatkina

methodology of cultural study (verbal as well as audio-visual) can be effectively applied to the analysis of the contemporary journalistic works. The purpose of the article is to define the most prominent characteristics of the journalistic texts as a sign system and explain the reasons the verbal text is being included in a broader journalistic context or higher level text systems. This purpose defines the structure of the article. The first part researches the concept of journalistic text and it's particular features as represented by the sign system (it's uniqueness, familiarity, structure and hierarchy, presence of specific boundaries). The second part analyses the semantic levels - contextual rows - any given journalistic text can be fitted into. Those levels range from basic-informative to philosophical (basic-informative, contextual, socio-cultural, esthetical, and philosophical). In conclusion, the research showed that this methodology allowed to uncover the specifics of the contemporary dialogue-based journalism, analyze the multi-level semantic structure of journalistic texts - the multitude of sintagmatic and paradigmatic connections a journalistic text forms in the contemporary media.

Keywords: journalistic text, sign system, semiotics, semantics, media.

294

Изучение феномена текста представляет собой одно из актуальнейших научных направлений для дисциплин филологического (лингвистика, литературоведение, риторика), социологического и психологического циклов. Собственную сформированную методологию исследования текста предлагают семиотика, комму-никология, феноменология, что подчеркивает сложный междисциплинарный характер самого явления.

В данной статье мы коснемся такой семантико-эстетической разновидности текста, как «журналистский текст». В самом общем значении «журналистский текст» может быть атрибутирован как неотъемлемая часть системы СМИ, фактически — как конкретная форма бытования любого СМИ (печатного, аудио, визуального, электронного) (работы Е.Л. Вартановой [1], Г.В. Лазутиной [2]). Как макропонятие, «журналистский текст» состоит из всей совокупности текстов

данного СМИ и, шире, из совокупности всех СМИ (уровни «мили-информации», «мезо-информации» и «макро-информации» по терминологии С.Т. Захидова - Л.Г. Свитич [3, с. 24]).

При этом традиционно большее исследовательское внимание уделяется словесной модификации «журналистского текста», текстам печатных СМИ - как наиболее привычного и первичного в историческом плане варианта «текста». Соответственно, механизмы текстопорождения, внутритекстовые связи, языковые особенности и используемые в тексте коммуникативные стратегии анализируются преимущественно на материале журналистского текста, реализованного в печатном СМИ. (Напр., статья В. Богуславской «Журналистский текст как термин и как понятие» при всей широте заглавия обращается к примерам из печатных изданий, к «языку газет», связывая феномен текста главным образом с

тем, что «может быть воспроизведено на письме или в печати» [4]).

С нашей точки зрения, понятие «журналистский текст» в узком прикладном значении принципиально несводимо только к печатному тексту (или его аналогам). Выделим те составляющие «журналистского текста», которые, на наш взгляд, определяют его морфологическую, семантическую и аксиологическую специфику. Прежде всего, в силу особенностей журналистской профессии, конечный ее продукт содержит (в зависимости от жанра, типа и вида журналистского текста) как сугубо информационные, прагматически-новостные элементы, так и элементы вторичных знаковых систем, связанных с теми эстетическими качествами, которыми потенциально обладает журналистский текст как сфера приложения журналистского мастерства (что и позволяет относить журналистику к разряду творческих профессий), а также возможный этико-аксиологический компонент («гражданский пафос»), обусловленный той ролью и функциями, которые журналистика может выполнять в обществе. В частности, Е.Л. Вартанова говорит об антиномии журналистики и СМИ, где сущностью журналистики является «производство содержания информационного характера (журналистский текст), характеризующегося одновременно чертами творческого и индустриального производства», а целью СМИ — «индустрия, обеспечивающая производство, упаковку и распространение всех типов медиатекстов» [1]. В этой антиномии косвенно подразумевается противопоставление «журналистского текста» как авторского произ-

ведения и «медиатекста» как части медиа-индустрии.

Очевидно, что предложенная Е.Л. Вартановой антитеза указывает на двойственный характер «журналистского текста», когда конкретное авторское произведение неизбежно включается в разного типа контекстуальные ряды и вне контекста существенно теряет в своем этико-эстетическом значении и продуктивности коммуникативных стратегий. Это может быть «ближайший контекст» номера периодического издания (передачи, выпуска новостей и т.д.), который, в свою очередь, является составной частью общего медиа-текста данного СМИ, подсистемы СМИ и так далее. С этой точки зрения необходимо отметить, что как в самом традиционном — газетном — варианте, так и в повсеместно распространенных на современном этапе развития мультимедийных СМИ, журналистскому тексту как явлению присущ специфический контекстуальный «художественный синкретизм», когда окружение текста, визуальное оформление, формат издания — с одной стороны, и, с другой, семантика подтекста, изобразительно-выразительные средства, используемые автором (от интонации до «картинки»), составляют единый информационно-эстетический феномен, чье полное значение возможно «расшифровать» только с учетом всех раз-новидовых его составляющих (вер-бально-невербальных, аудиовизуальных и прочих: слово, изображение, звук, микрокомпозиция самого текста и макрокомпозиция — его место в общем медиатексте данного СМИ).

При таком подходе феномен «журналистского текста» требует спе-

295

ВЕК

296

циальной методологии для своего анализа и интерпретации - такой методологии, которая могла бы не только учитывать этот синкретический характер журналистского текста, но и сделать его основой для рассмотрения и понимания информационно-эстетических свойств журналистского текста в их комплексе и семантической полноте. Одним из вариантов такой методологии может стать семиотическая научная парадигма, научная база которой позволяет трактовать журналистский текст как пример знаковой системы, подобной той системе, которая была описана Ю.М. Лотманом в труде «Структура художественного текста» [5]. Журналистский текст, не становясь при этом текстом художественным, обладает, тем не менее, объективно выраженным «творческим элементом», творческой составляющей, необходимой для «вторичных моделирующих систем».

Ряд частных примеров анализа журналистского текста (газетной фотографии, судебных хроник, спортивной журналистики) с семиотической точки зрения можно найти в наследии Р. Барта (его очерки, посвященные научному анализу массовой культуры и объединенные в цикл «Мифологии») [6, с. 73-264]. Опыты Барта по семиотической интерпретации журналистского текста на современной отечественной почве можно продолжать сколь угодно долго. Очевидный знаковый характер носит отечественная сатирическая журналистика (напр., проекты «Куклы», «Тушите свет!», «Гражданин-Поэт»), сочетающая в себе художественную и публицистическую составляющие, но откликающиеся каждый раз на конкретный информационный повод (в частности, «жур-

налистский текст» программы «Гражданин-поэт», как она существовала на интернет-портале F5 медиагруппы «Живи», состоит из цитаты-инфопово-да, стихотворения Д. Быкова, образа, создаваемого М. Ефремовым, и тщательно подобранного декоративного антуража, вносящего дополнительные смысловые оттенки).

Но, с нашей точки зрения, не менее выразительным знаковым потенциалом обладают не только сугубо авторские медиа-проекты (авторские колонки, газетная и журнальная аналитика, авторские передачи, авторские блоги, организованные по принципу СМИ), но и информационно-аналитические передачи. Например, проект Е.А. Киселева «Итоги», выходивший на НТВ в 1993-2001 гг., являлся образцом многожанрового журналистского текста, складывающегося из репортажей на актуальные темы недели, прямоэфирной беседы ведущего с лидерами думских фракций, комментариев ведущего, интерактивного опроса и т.д., что, взятое в совокупности, давало не только информационную картину недели, но и ясно считываемую оценку предоставленной информации и тех политических процессов, которые презентовались в программе. (Ср. с таким положением Ю.М. Лотмана, характеризующим художественный текст: «...одним из основных структурных законов художественного текста является его неравномерность -соположение конструктивно разнородных сегментов» [5, с. 265-266]). Журналистский текст с семиотической точки зрения представляют собой и недавняя серия программ «Анатомия протеста», и новостные выпуски любого формата, и жанровые и

игровые радийные и ТВ-программы, и любые тематические журналы (от глянца до «Вокруг света»), поскольку в них вычленяются следующие сущностные признаки текста как знаковой системы [5, с. 61-64]:

а) уникальность/узнаваемость знаков и их сочетаний, то есть материальная «выраженность» журналистского текста в рамках данной культуры, данного естественного языка, данного пространственно-временного континуума (свойство журналистики, названное Л.Г. Сви-тич «хронотопностью»);

б) отграниченность журналистского текста — его выделяемость как из нетекстовой сферы (фотография на документ vs художественная фотография vs фотография и фотоколлаж в печатном СМИ), так и на фоне других текстов (жанры печатных СМИ, ТВ-жанры, новостное вещание в радийном и любом другом медийном контексте);

в) структурность и иерархичность журналистского текста — его члени-мость на составляющие элементы («информационные кванты» по терминологии Л.Г. Свитич), находящиеся в соподочинительных отношениях и образующие многоуровневую структуру журналистского текста.

Обратим внимание и на некоторые более частные аспекты теории художественного текста, применимые, на наш взгляд, к явлению «журналистского текста». В теории текста Ю.М. Лотмана и в теории журнализма Л.Г. Свитич указываются такие свойства текста, как повтор и ритм, с одной стороны, и — ритмический, пульсарный характер журнализма, с другой. Безусловно, у данных исследователей речь идет об элементах

различного уровня (о рифме и метре как структурообразующих факторах текста и о ритмичности, вибрацион-ности информационных процессов), но самый принцип ритмической повторяемости и ритмической организации представляется нам сходным для художественного и журналистского текстов. Если повтор и ритм (в варианте рифм, аллитераций, анафор и эпифор и проч.) обладают организационными свойствами, упорядочивающими художественное произведение, фактически формообразующее его из словесного материала, то ритмическая повторяемость — не менее важный фактор организации журналистского макро-текста: сетки радийного и ТВ-вещания, основанные на идее ритмической повторяемости передач за определенный промежуток времени (день, неделя, месяц и т.д.), постоянные рубрики и колонки в газетах и журналах. Как вариант ритмической организации может быть рассмотрена и система тэгов в блогосфере, хотя процесс присвоения тэгов в блогах и носит неупорядоченный, индивидуальный характер у каждого пользователя.

Необходимо упомянуть и такой сущностный компонент журналистского текста, как его диалогичность, его дискурсивный коммуникативный характер, проявляющийся в медиас-фере с большей очевидностью, чем в сфере знаковой системы художественного текста любого типа. Подчеркнем: любое искусство как знаковая система ориентировано на воспринимающего, передает ему информацию и рассчитывает на диалог, а в культуре ХХ века диалогичность текста становится одним из ведущих конструктивных признаков художе-

297

ВЕК

298

ственного мышления, что сказывается, в частности, в изменении отношений в треугольнике «автор-повествователь-читатель». Но и вся история отечественной журналистики ХХ века - это история развития диалоговых форм общения с читателями (параллельно становлению системы советских СМИ происходит поиск и расширения форм массовой работы с читателями: от традиционных писем в редакцию до экзотических судов над газетами). В современной ситуации мультимедийность заставляет говорить о наступлении эры веб-коммуникационной модели медиакоммуника-ции («модель двусторонней равноправной коммуникации» М.Г. Шили-на), в которой заложен принцип сотрудничества [7]. Следовательно, по признаку диалогичности журналистский текст также может быть отнесен ко вторичным моделирующим системам, типологически родственным художественным текстам.

Тем самым, с точки зрения семиотической парадигмы явление «журналистского текста» на данном этапе развития медиа-системы и медиа-средств представляет собой сложную синтетическую (вербально-невербаль-ную, аудио-визуальную и проч.) диалоговую информационно-эстетическую систему, чья семантика и аксиология складывается из совокупности значений отдельных элементов, их внутренней композиции и места в общей структуре медиа-поля более высокого уровня. Как вторичная моделирующая система, журналистский текст может быть бессловесным, бессюжетным, эклектично соединять в себе разные жанры и принципы подачи материала, быть принципиально открытым и постоянно/ритмично

пополняющимся (обновляющимся) (напр., новостная лента информ-агенств), делиться на микро- и макроуровни и подсистемы. Но в целом этот феномен будет обладать структурой, адекватной структуре текста в семиотическом понимании этого термина, и, соответственно, может быть понят, изучен и оценен в семиотической научной парадигме.

Более того, рассмотрение журналистского текста в семиотической парадигме будет способствовать не только его структурному, но и поуровнево-му семантическому анализу. В самом общем виде семантические уровни, которые потенциально способен содержать в себе журналистский текст, варьируются от минимально-информационного до философского:

• «минимально-информационный» (уровень прагматики) — связан с той конкретной информацией, которая заключена в тексте (ср. информационная заметка);

• «системный» («контекстуальный», уровень синтагматики) — раскрывает дополнительные значения данного текста, зависящие от тех знаковых систем, в которых он может быть прочитан (так, информация о счете конкретного футбольного матча одновременно содержит в себе информацию о турнирном положении, о состоянии команды, о политике руководства команды и т.д.);

• социокультурный (уровень парадигматики) — то значение, которым наделен данный текст в масштабах истории, культуры и т.д. данного общества и, шире, макроистории;

• эстетический—изобразительно-выразительные средства, придающие данному журналистскому тексту индивидуальность, художественную

самоценность (напр., стихотворная 5 публицистика К.Ф. Рылеева);

• философский — понятийно-ценностный аспект, аксиологический пафос журналистского текста (напр., 7 этот аспект бесспорен в статьях А.И. Солженицына, посвященных постсоветскому устройству России).

Очевидно, что перечисленные семантические уровни характерны не для всех жанров и типов журналистского текста, но понимание журналистского текста как знаковой систе- 1 мы позволяет актуализировать эти уровни в процессе научного анализа, раскрыть сложную семантическую и эстетическую природу журналист- 2. ского текста как информационно-семантического феномена.

3.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вартанова, Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики [Электронный ресурс] / Е.Л. Вартанова. - URL: http:// www.mediascope.ru/node/521 (дата обращения: 20.02.2014).

2. Лазутина, Г.В. Основы творческой дея- 5. тельности журналиста [Текст] / Г.В. Лазутина. - М., 2007.

3. Свитич, Л.Г. Журнализм в свете научных 6. парадигм [Текст] / Л.Г. Свитич. - М., 2011. 7.

4. Богуславская, В. Журналистский текст как термин и как понятие [Электронный ресурс] / В. Богуславская. - URL: http:// www.relga.ra/Environ/wa/Mam?textid= 187 &level1=main&level2=articles (дата обращения: 20.02.2014).

Лотман, Ю.М. Структура художественного текста [Текст] / Ю.М. Лотман. -СПб., 1998.

Барт, Р. Мифологии [Текст] / Р. Барт. -М., 2008.

Шилина, М.Г. Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовых коммуникаций [Электронный ресурс] / М.Г. Шилина. - URL: http://www.mediascope.ru/node/404 (дата обращения: 20.02.2014).

REFERENCES

Vartanova E.L. O sovremennom ponimanii SMI i zhurnalistiki [On modern understanding of mass media and journalism], URL: http://www.mediascope.ru/node/521 (data obrashhenija: 20.02.2014). Lazutina G.V Osnovy tvorcheskoj dejatel'-nosti zhurnalista [Bases of creative activity of the journalist], M., 2007. Svitich L.G. Zhurnalizm v svete nauchnyh paradigm [Journalism within scientific paradigms], M., 2011.

Boguslavskaja V. Zhurnalistskij tekst kak termin i kak ponjatie [Journalistic text as a term and as a concept], URL: http://www. relga.ru/Environ/wa/Main?textid=187&level 1=main&level2=articles (data obrashhenija: 20.02.2014).

Lotman Ju.M. Struktura hudozhestvennogo teksta [The structure of a literary text], SPb., 299 1998.

BartR. Mifologii [Mythology], M., 2008. Shilina M.G. Mediakommunikacija: tenden-cii transformacii. Novye paradigmy issledo-vanij massovyh kommunikacij [Media communication: transformation tendencies. New paradigms of mass communication researches], URL: http://www.mediascope.ru/node/4 04 (data obrashhenija: 20.02.2014).

Солдаткина Янина Викторовна, доктор филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX-XXI веков и журналистики Московского педагогического государственного университета, jaseneva@yandex.ru Soldatkina Ya.V., Dr. Sc., Associate Professor, Russian Literature of XX-XXI Century and Journalism Department, Moscow State Pedagogical University, jaseneva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.