УДК 070.15 ББК 070.4
pr-журналистика как продукт гибридизации журналистского и pr-текста
З.А. Милославская
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования неофициальной пока гибридной специализации «PR-журналистика» в сфере современного медиатекста. Цель статьи - изучить теоретические и практические аспекты нового явления, обозначить плюсы и минусы PR-журналистики, риски развития данной тенденции, а также сформулировать отличительные особенности PR-журналистских текстов. Синтез журналистского и PR-текста сегодня выглядит органичным, так как гибридизация - один из актуальных трендов и в журналистике, и в современной культуре как таковой. Однако наряду с тем, что в целом PR-журналистика воспринимается как безвредное явление, фиксируются и потенциальные опасности, такие как виртуализация медийной персоны, превращение медиа в сегмент сферы услуг.
Ключевые слова: PR-журналистика, медиатекст, самопрезентация, гибридизация типов текста, PR-текст, журналистский текст.
Z.A. Miloslavskaya
Abstract. The article examines the process of formation in the context of contemporary media text of a not yet official hybrid discipline of «PR-Journalism». The aim of the article is to study the theoretical and practical aspects of this new phenomenon, determine the pros and cons of PR-journalism, any risks associated with the development of this tendency, as well as to define the distinguishing characteristics of PR-journalistic texts. The synthesis of journalistic and PR texts currently appears to be organic, since hybridization is one of the current trends not only in journalism but in contemporary culture as a whole. Although PR journalism as such is perceived as a harmless phenomenon, potential dangers are also detected, such as the virtualization of the media figure, and the danger of media becoming a part of the service sector.
Keywords: PR- journalism, media-text, self-presentation, hybridization of text types, PR text, journalistic text
PR-JOURNALISM AS A PRODUCT OF JOURNALISTIC AND PR-TEXT HYBRIDIZATION
377
Одной из ведущих и активно обсуждаемых в исследованиях тенденций в современном медиатек-сте и культуре в целом становится склонность к гибридизации: слияние стилей, жанров, типов творчества и текста. Остановимся непосредственно на медиатексте, который сегодня характеризуется многогранно: исследуется технология его создания, филологические трансформации, социальные процессы, связанные с самоопределением специалистов. Большое внимание уделяется гибридизации.
Гибридность представляет собой одну из ведущих характеристик ме-диатекста — продукта конвергентных СМИ. Гибридизируются каналы передачи, превращаясь из монотехнологических медиаплощадок в мультимедийные платформы. Сливаются разные типы творчества: медиатекст содержит журналистский, литературный, рекламный, PR-текст и произведения изобразительного искусства, видео- и аудиофайлы, фото, анимацию, графику. Фиксируется, в частности, гибридизация журнали-и/0 стики, PR и рекламы [1].
Слияние этих творческих технологий ведет к гибридизации разных типов текста: теория медиатекста говорит о том, что все тексты, попадающие в медиасферу, приобретают общие черты и подчиняются сходным медийным требованиям [2, с. 90]. Изначально сугубо лингвистическое понятие «текст» расширено до масштаба объекта изучения семиотики и применяется как к цепочкам знаков (журналистский текст, рекламное объявление, инфографика, видеоролик, карикатура), так и к отдельным знакам (портретная фотография, эмблема). Исследуется транс-
формация классических журналистских жанров в условиях конвергентных СМИ — в частности, создание новых жанров периодики [3, с. 372373, 379], переход от узкого понятия «жанр» к более широкому — «формат» [4, с. 107], получившему почти универсальное значение, а в журналистике заменившему еще и такие термины, как «тип СМИ» и «стиль» [5]. Новые гибридные жанры возникают, в том числе, и в процессе совмещения развлекательного и информационно-аналитического контента в рамках медиатекста, причем развлечения ощутимо теснят информацию и аналитику. Гибридным становится даже автор: новая диалоговая модель взаимодействия СМИ и аудитории создает «коллективного автора» — синтез профессионала, работающего в СМИ, и простого читателя, генерирующего свой контент. Некогда элитная журналистская профессия сегодня сегмент технологизиро-ванного медиаполя, где идут постоянные трансформации.
Интересно, что одному из примечательных аспектов этой глобальной гибридизации — сращиванию журналистского мастерства и реализации PR-компетенции — по мнению автора данной статьм, уделено скромное внимание, в то время как появляющийся гибридный медиатекст не только служит объектом споров о журналистской этике, но и формирует новый тип специалиста, негласно именуемый PR-журналистом. Российские исследователи размышляют о PR-журналистике, как минимум, с 2004 г.: уже тогда около 80 процентов публикаций в прессе выглядели как заказные, появился термин «пи-арналистика» [6, с. 93]. С 2013 г. ги-
брид именуется «PR-журналистикой»: эту тему, в частности, разрабатывают исследователи А.П. Суходолов и М.П. Рачков [7, с. 170].
В таблице 1 (см. таб. 1) приведем анализ целей и задач медиатекста в PR и журналистике, показав, как две специализации работают вместе.
Вероятно, предварительно можно заключить, что гибридный текст по своим задачам ближе к PR, чем к журналистике, так как служит инструментом формирования имиджа.
Рассмотрим, какой медиатекст закономерно отнести к PR-журна-листике. Согласно имеющемуся определению, PR-журналистика — феномен взаимодействия двух видов массовой коммуникации, выраженный в существовании категории журналистов (и целых СМИ), профессионально занимающихся PR: о PR-журналистике рекомендовано говорить, когда контент СМИ на 90% и более состоит из PR-материалов [8, с. 181]. По мнению исследователей, PR-журналистика есть «материалистическое порождение рыночной экономики» [7, с. 169-170], призванное создавать имидж субъекта PR (персоны, компании, идеи) средствами журналистики. Соответственно, основной ее инструмент — медиатекст. Если говорить о родстве PR-журна-листики с классической, то подчеркнем, что первая близка к «журналистике мнений». Это обстоятельство, очевидно, диктует и форму: PR-журналистика тяготеет к аналитическим жанрам, активно используя интервью, комментарий, авторскую колонку. Здесь интересно вспомнить, что в теории журналистики в описании реальности принято выделять два вида информации: дескриптив-
ную (описательную) — факты и пре-скриптивную (предписательную) — представления журналиста о желаемом будущем. Сочетание этих двух видов дает оценочную информацию — валюативную: наличие оценки изначально роднит журналистский текст с PR-текстом. Однако оценка в тексте PR-журналиста работает, в первую очередь, на создание имиджа субъекта PR, а концентрацию на проблеме автор рассматривает как инструмент. Говоря о механизмах работы в PR-журналисти-ке, автор данной статьи опирается на личный опыт в этом сегменте и анализ своих материалов, созданных в процессе работы пресс-секретарем философа и методолога П.Г. Щедро-вицкого [см., напр.: 9—10], а также работы с другими спикерами. Сразу оговоримся, что проблема авторства в PR-журналистике требует особого внимания: авторские колонки и комментарии пишутся от лица субъекта PR, а интервью, как правило, отдаются под чужую фамилию, что дает возможность опубликовать их бесплатно. Продукт PR-журналистики — материалы, созданные журналистами в интересах субъекта PR, но применение журналистских приемов вуалирует PR-составляюшую.
Проведем черту между самопрезентацией — массово распространенной сегодня самостоятельной PR-деятельностью субъекта PR посредством инструментов СМК — и презентацией себя через работу с PR-журналистом (см. таб. 2). В исследовательской литературе фигурируют две категории презентации индивида: самопрезентация простого пользователя СМК в соцсетях и продвижение содержательного спикера через
379
Таблица 1
Гибрид PR и журналистики
380
Журналистика PR Гибрид
Функции - коммуникативная - коммуникативная - коммуникативная
- информационная - информационная - информационная
- идеологическая - идеологическая - идеологическая
- социальная - социальная - социальная
- психологическая - психологическая - психологическая
- организаторская - управленческая - организаторская
- культуроформи- - консалтинговая - культуроформирующая
рующая - прогностическая - рекламно-справочная
- рекламно- - социологическая - рекреативная, в том числе
справочная - экономическая эстетическая
- рекреативная(+ - управленческая
эстетическая) - консалтинговая
- прогностическая
- социологическая
- экономическая
Характе- Для массовой Для целевой Для массовой / целевой
ристика аудитории аудитории аудитории
текста
Задача: Задача: создавать Задача: информировать,
информировать, репутацию, убеждать, развлекать,
предоставлять убеждать формировать лояльность,
возможность диалога, предоставлять возможность
развлекать диалога
Каналы: СМИ, Каналы: СМИ, Каналы: СМИ, социальные сети,
социальные сети, социальные сети, интернет, мобильные сети
интернет, мобильные интернет, лицом к
сети лицу, почта,
электронная почта,
мобильные сети
Требова- - информативность - информативность - информативность
ния к - небанальность - связность и - небанальность
тексту (оригинальность) цельность - декодируемость
- декодируемость - декодируемость - релевантность
(очевидность - социальная сила - диалоговость
замысла) (воздействие) - семантическая адекватность
- релевантность - открытость или или неадекватность
(значимость) закрытость (в зависимости от задач автора)
- семантическая (возможность / - социальная сила
адекватность невозможность - наличие базисного субъекта
(отражение интерпретаций) - открытость / закрытость
объективной - наличие базисного - связность и цельность
реальности) субъекта (источника - краткость
PR- текста) - оригинальность
- запоминаемость
- способность воздействовать
психологически
- возможность
мультимедийного
использования
Таблица 2
Самопрезентация и PR-журналистика
Самопрезентация (частное лицо) Самопрезентация (публичная персона) Презентация себя через работу с PR-журналистом
Субъект PR Простой пользователь СМК Публичная персона, самостоятельно создающая контент от своего имени - Публичная персона, поддерживающая публичность - Непубличная персона -соискатель публичности
Аудитория Сегментированная, массовая
Цель Привлечь внимание; получить подтверждение своей уникальности Привлечь внимание; получить подтверждение своей уникальности; поддерживать статус эксперта; добиться политических / бизнес-целей Привлечь внимание; получить подтверждение своей уникальности; получить / поддерживать статус эксперта; добиться политических / бизнес-целей; сэкономить свое время
Канал СМК
Автор Сам субъект PR-журналист: - самостоятельно - на основе тезисов субъекта
Основные жанры медиа-текста Любительские: - комментарий (соцсети, сайты СМИ) - репортаж (например, присланное в СМИ видео) - Журналистские: авторская колонка, комментарий - Полупрофессиональные Журналистские: авторская колонка, аналитический комментарий, интервью, статья, пресс-релиз.
Признаки - обилие фото и видео - провокационные комментарии - подробный отчет о личных/интимных событиях - часто несоблюдение правил русского языка - как правило, четкое следование своей теме - стилистическое единство в печатном и аудио-визуальном медиатексте - как правило, фокус на общественной жизни - грамотный текст (не всегда выдержанный в едином жанре) - явное продвижение субъекта или идеи, навязчивое описание опыта субъекта [11] - часто отсутствие конфликта в интервью - часто разбросанность субъекта между темами - стилистические расхождения между печатным и аудиовизуальным медиатекстом (часто женский стиль печатных материалов от лица мужчины-субъекта, реже -наоборот [12]) - фокус на роли субъекта в общественной жизни - грамотный текст, выдержанный в едином жанре
Формат Текст, видео, аудио, юто, анимация, графика
381
работу с нанятым PR-журналистом. Автор данной статьи считает важным обозначить третью категорию — содержательного спикера, продвигающего себя самостоятельно через создание профессионального или полупрофессионального медиатекста и тоже, таким образом, участвующего в создании PR-журналистского текста.
Перечисляя признаки материалов, созданных PR-журналистами, имеем в виду те тексты, качество которых позволило опубликовать их бесплатно, на правах редакционных. Что касается текстов менее качественных, часто производимых пресс-службами, профессионал отрасли отличит их без труда. Опрос, проведенный автором данной статьи среди медиа-менеджеров, редакторов, ведущих эфира и обозревателей федеральных и региональных СМИ (20 человек) осенью 2014 г., выявил целый ряд причин недовольства очевидным PR-текстом. Среди них ангажированность, избыточность оценочных суждений, отсутствие актуальности, композиции и драматургии, 382 изобилие штампов и клише, слабая фактура, обилие иностранных слов, стилистические ошибки, скудный слог, интеллектуальная нищета. По мнению опрошенных, современный PR-специалист не выдерживает проверки на профессионализм в условиях взаимодействия с качественными медиа. Вывести же материал на профессиональный уровень, как правило, позволяет работа над ним автора с журналистским опытом.
Плюсы и минусы
PR-журналистики
Некоторые плюсы уже отмечены профессорами Суходоловым и Рачко-
вым. Первый — PR-журналистика приносит доход СМИ. Расценки на рекламу в качественной прессе таковы, что плюс очевиден [13]. Отметим, что наряду с графикой и видео можно разместить пресс-релиз или статью: в качестве «статьи» может быть интервью, комментарий, колонка [14].
Фиксируется, что PR-журналис-тика дает возможность самореализации журналистам, которые уходят из СМИ. Добавим, что причин для ухода достаточно: исследования демонстрируют усталость журналистов от работы в условиях «двойного кризиса» — развития технологий и сокращения зарплат [15].
Кроме того, отмечается, что PR-журналистика сегодня, как правило, не выходит из «белого» поля и не причиняет вреда пользователю ме-диатекста «вбросами» негатива (уточним, что «черный PR» по-прежнему применяется в сфере полит-технологий, но, как правило, в форме типографских агитматериалов). Признается и тот факт, что в PR-журналистике работают журналисты высокой квалификации [7, с. 172], так как высокая цена услуг не дает права на недобросовестный подход. От себя добавим, что это касается и штатных авторов СМИ, и тех, кто работает непосредственно с субъектом PR. Практик, главный редактор «Бизнес-Журнала» (Москва) Д.И. Денисов, в интервью автору данной статьи подтвердил это мнение: качественный PR-текст, созданный PR-журналистом, часто восполняет потребность редакции в тематических материалах, так как современные журналисты-универсалы не всегда в состоянии «вытянуть» узкоспециальный текст.
Добавим также, что основная задача PR-журналиста, нанятого непосредственно субъектом PR — сделать свое произведение неотличимым от редакционного: это единственный способ опубликовать его бесплатно. Если штатные PR-журналисты приносят своему СМИ очевидный доход (для чего и осваивают новые жанры), то внешние, в попытках сэкономить бюджет нанимателя, вынуждены постоянно доказывать свое право опубликоваться. Сегодня определяются две волны: PR-журналистикой занимаются и сотрудники редакций, и те, кто нанят персоной или компанией. У них разные возможности, навыки и сам продукт: работающий непосредственно с персоной может глубоко изучить узкую тематику и производить профессиональные по содержанию тексты, а редакционный PR-журналист, в силу специфики, остается универсалом и концентрируется на форме. Для полной ясности стоит также отделить пресс-секретаря от PR-журналиста: функционал первого часто сводится к обработке запросов СМИ и предоставлению фактуры, второй вынужден сам идти на контакт с медиа и производить конкурентный текст.
Ключевой минус PR-журналис-тики из уже констатированных — вытеснение массовой информации проплаченной [16, с. 6]. Использование казенного бюджета на личное продвижение — также социально значимая проблема, уже обратившая на себя внимание властей [17]. В контексте рассуждения о PR-журна-листике проф. Суходолов говорит о возникновении зависимого поведения — «PR-аддикции» [18, с. 323], которой страдают не только простые
пользователи, публикующие десятки селфи в день, но и те, чьим продвижением занимается PR-журналист.
Опираясь на практический опыт, необходимо добавить, что субъект PR часто дает PR-журналисту карт-бланш на работу от его лица и устраняется от контроля: основным актором становится уже не реальный субъект PR, а тот, кто его «рисует». Точно так же PR-журналист может «нарисовать» кого угодно, пользуясь наработанным инструментарием, что формирует условия для внедрения виртуальных конструкций в информационное поле.
Еще одно серьезное обстоятельство, на котором хотелось бы остановиться — падение цены экспертного мнения: экспертом в медиаполе сегодня может быть тот, за кого напишут актуальный для той или иной редакции текст, или даже полностью виртуальный персонаж. И в этом тоже очевидный вред PR-жур-налистики.
Условия на современном медиа-рынке — технологизация СМИ, сокращения штата и заработной платы — провоцируют журналиста к уходу из так называемой «чистой журналистики» (существование которой, к слову, предмет бурных споров) в сферу PR, куда журналист приносит свой профессиональный опыт, что и становится причиной появления гибридного медиатекста. PR-журна-листика использует журналистские жанры (чаще аналитические), приемы сбора информации, тоже движется в сторону все большей доли рерай-тинга и отказа от собственной информации (PR-журналист, пишущий текст за персону, вынужден пользоваться открытыми источниками).
383
ВЕК
Синтез журналистского и PR-текста настолько органичен в массиве современного медиатекста, что читатель не всегда способен отличить информацию от навязанного мнения. Несмотря на то, что добросовестная PR-журналис-тика как таковая не приносит очевидного вреда, опасен запущенный ею процесс: тенденция к виртуализации продвигаемых персон, чреватая засилием фейков в информационном поле и превращением СМИ в сегмент сферы услуг, где статус эксперта покупается через оплату текста, профессионально созданного PR-журналистом.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зорин, К.А. Медиасистема как совокупность «информационных торнадо» [Текст] / К.А. Зорин // Медиаскоп [Электронный ресурс] / URL: http://www.mediascope.ru/ node/1655 (дата обращения: 27.09.2016).
2. Красноярова, О.В. Текст и медиатекст: проблема дифференциации понятий [Текст] / О.В. Красноярова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2015. -Т. 4. - № 1. - С. 85-100.
3. Виноградский, В.С. Конвергентные жан-384 ры в современной периодике [Текст] /
В.С. Виноградский, Н.В. Куницына // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - Т. 5. - № 3. - С. 370-381.
4. Волкова, И.И. Игровые форматы мультимедийной журналистики // Вестник Российского университета дружбы народов. Литературоведение. Журналистика. -2014. - № 1. - С. 105-112.
5. Сурикова, Т.И. Смысловое поле понятия «формат» в массовой коммуникации [Текст] / Т.И. Сурикова // Материалы методического семинара «Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ» / Медиаскоп [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mediascope.ru/7q =node/416 (дата обращения: 27.09.2016).
6. Короченский, А.П. Пиарналистика как гибрид журналистики и пиар: аномалия или
новый профессиональный норматив? [Текст] / А.П. Короченский // Всероссийская науч.-практ. конф. исследователей журналистики, рекламы и паблик ри-лейшнз «Журналистика, реклама и СО: новые подходы: Коммуникация в современном мире». - Воронеж: Факультет журналистики ВГУ. - 2004. - С. 93.
7. Рачков, М.П., PR-журналистика: право на существование [Текст] / М.П. Рачков, А.П. Суходолов // Вопросы теории и практики журналистики. - 2013. - № 2. - С. 169-173.
8. Суходолов, А.П. PR как «наркотик», или еще раз о PR-журналистике и ее праве на существование [Текст] / А.П. Суходолов, М.П. Рачков // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - Т. 5. - № 2. -С. 179-186.
9. Щедровицкий П. Образование сегодня: учиться или посещать // ТАСС [Электронный ресурс]. - URL: http://tass.ru/opinions /1597154 (дата обращения: 27.09.2016).
10. Кластер: от деревни кузнецов до Силиконовой долины // Полит. Ру [Электронный ресурс]. - URL: http://polit.ru/article/2012/ 12/10/claster/ (дата обращения: 27.09.2016).
11. Кузнецов, Л. Модернизация по-кавказски [Текст] / Л. Кузнецов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.profile.ru/pryama yarech/item/92902-modernizatsiya-po-kavkazski (дата обращения: 27.09.2016).
12. Храмов, А. Мы 20 лет разрушали систему подготовки людей технических специальностей [Текст] / А. Храмов // Взгляд [Электронный ресурс]. - URL: http://www. vz.ru/opinions/2015/7/23/757469.html (дата обращения: 27.09.2016).
13. Тарифы размещения рекламы [Текст] // Коммерсантъ [Электронный ресурс]. -URL: http://www.kommersant.ru/ad/server (дата обращения: 27.09.2016).
14. Халтек готовит кадры завтрашнего дня [Текст] // Коммерсантъ [Электронный ресурс]. - URL: http://kommersant.ru/doc/277 3613 (дата обращения: 27.09.2016).
15. Колесниченко, А.В. Российский журналист и его работа: исследование мотивации и удовлетворенности [Текст] / А.В. Ко-лисниченко, А.В. Вырковский, М.Ю. Галкина, А.Ю. Образцова, С.А. Вартанов // Медиаскоп [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.mediascope.ru/?q=node/2046 (дата обращения: 27.09.2016).
16. Дзялошинский, И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. Монография [Текст] / И.М. Дзялошинский. - М.: Издательство АПК и ППРО. - 2013. - 479 с.
17. Выжутович, В. Сэкономить на пиаре [Текст] / Выжутович // Российская газета. - 2016. - 11 марта [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2016/03/10/vale rij-vyzhutovich-ob-ogranicheniiah-regionaln yh-rashodov-na-piar.html (дата обращения: 27.09.2016).
18. Суходолов, А.П. «PR-аддикция» как новый вид поведенческой зависимости [Текст] / А.П. Суходолов, А.М. Бычкова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2015. - Т. 4. - № 4. - С. 321-334.
REFERENCES
1. Dzjaloshinskij I.M., Mediaprostranstvo Ros-sii: kommunikacionnye strategii socialnyh institutov, Moscow, Izdatelstvo APK i PPRO, 2013. (in Russian)
2. Haltek gotovit kadry zavtrashnego dnja, Kommersant, available at: http://kommer sant.ru/doc/2773613 (accessed: 27.09.2016). (in Russian)
3. Hramov A., My 20 let razrushali sistemu podgotovki ljudej tehnicheskih specialnostej, Vzgljad, available at: http://www.vz.ru/ opinions/2015/7/23/757469.html (accessed: 27.09.2016). (in Russian)
4. Klaster: ot derevni kuznetsov do Silikonovoi doliny, in: Polit.Ru, available at: http://polit. ru/article/2012/12/10/claster/ (accessed: 27.09.2016). (in Russian)
5. Kolesnichenko A.V., Vyrkovskij A.V., Galkina M.Ju., Obrazcova A.Ju., Vartanov S.A. Rossijskij zhurnalist i ego rabota: issledovanie motivacii i udovletvorennosti, Mediaskop, available at: http://www. mediascope.ru/?q=node/2046 (accessed: 27.09.2016). (in Russian)
6. Korochenskij A.P., "Piarnalistika kak gibrid zhurnalistiki i piar: anomalija ili novyj professionalnyj normativ? Abstracts of Papers", Zhurnalistika, reklama i SO: novye podhody, Voronezh, 2004, 25-26 May, 2004, p. 93. (in Russian)
7. Krasnojarova O.V.,Tekst i mediatekst: problema differenciacii ponjatij, Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 2015, Vol. 4, No. 1, pp. 85-100. (in Russian)
8. Kuznecov L., Modernizacija po-kavkazski, Profil, available at: http://www.profile.ru/ pryamayarech/item/92902-modernizatsiya-po-kavkazski (accessed: 27.09.16). (in Russian)
9. Rachkov M.P., Suhodolov A.P., PR-zhurnal-istika: pravo na sushhestvovanie, Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 2013, No. 2, pp. 169-173. (in Russian)
10. Shchedrovitskii P., Obrazovanie segodnya: uchitsya ili poseshchat? In: TASS, available at: http://tass.ru/opinions/1597154 (accessed: 27.09.2016). (in Russian)
11. Suhodolov A.P., Bychkova A. M., "PR-addik-cija" kak novyj vid povedencheskoj zavisi-mosti, Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 2015, Vol. 4, No. 4. pp. 321-334. (in Russian)
12. Suhodolov A.P., Rachkov M.P., PR kak "nar-kotik", ili eshhe raz o PR-zhurnalistike i ee prave na sushhestvovanie, Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 2016, Vol. 5, No. 2, pp. 179-186. (in Russian)
13. Surikova T.I., Smyslovoe pole ponjatija "format" v massovoj kommunikacii, Abstracts of Papers, Dinamika razvitija formatov i zhanrov v sovre-mennyh SMI, Moscow, May 20, 2009, Medias-kop, available at: http://www.mediascope.ru/7q =node/416 (accessed: 27.09.2016). (in Russian)
14. Tarify razmeshhenija reklamy, Kommersant, available at: http://www.kommersant.ru/ad/ server (accessed: 27.09.2016). (in Russian)
15. Vinogradskij V.S., Kunicyna N.V., Konver-gentnye zhanry v sovremennoj periodike, Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 2016, Vol. 5, No. 3, pp. 370-381. (in Russian)
16. Volkova I.I., Igrovye formaty multimedijnoj zhurnalistiki, Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Literaturovedenie. Zhurnalistika, 2014, No.1, pp. 105-112. (in Russian)
17. Vyzhutovich V., Sjekonomit na piare, Rossijs-kaja gazeta, 11.05.2016., available at: https:// rg.ru/2016/03/10/valerij-vyzhutovich-ob-ogranicheniiah-regionalnyh-rashodov-na-piar.html (accessed: 27.09.2016). (in Russian)
18. Zorin K.A., Mediasistema kak sovokupnost "informacionnyh tornado", Mediaskop, available at: http://www.mediascope.ru/node/1655 (accessed: 27.09.2016). (in Russian)
385
1ЕК
Приложение 1
«Какие изъяны очевидны в тексте, написанном PR-специалистом?»
Опрос медиа-менеджеров и журналистов (должности указаны на момент проведения опроса)
Петр Марченко, главный редактор радиостанции Сити^М
• отсутствие глубины
• необъективность
Андрей Гулютин, заместитель главного редактора ИА Ридус
• ангажированность
• концентрация на предмете PR, а не на проблеме
• избыточность оценочных суждений
Александр Братерский, корреспондент Газеты.ру
• ангажированность
• неинтересность
• отсутствие актуальности
„0„ Дарья Соколова, редактор ГАУ 386 МО «Ивантеевское информационное агентство Московской области»
• грамматические и стилистические ошибки
Георгий Бовт, главный редактор Русского журнала, ведущий Сити^М
• отсутствие мысли
• изобилие штампов, клише, казенщины
• отсутствие композиции и драматургии
Константин Голубенков, журналист, радиоведущий
• изобилие штампов и клише
• желание выпендриться
Ольга Кубанцева, журналист, продюсер радиостанции Сити-FM
• слабая фактура
• ненужные иностранные слова
Илья Громов, редактор
• занудство
Алиса Агранат, журналист (Комсомольская правда, Собеседник)
• гламурная подача
• отсутствие фактуры и цифр
• изобилие иностранных слов
Егор Серов, главный редактор «Радио-Книга»
• безграмотность (в широком смысле)
• скудный слог
Татьяна Викторова, редактор, продюсер информационного вещания ОТР
• скудность информации
• отсутствие фактуры
• безграмотный текст
• навязчивое предложение эксклюзива, которого нет
Максим Соколов, шеф-редактор «Итоговой программы на НТВ»
• непонимание технологической базы и формата
• отсутствие творческого подхода
Ольга Виноградова, редактор ТК «Москва 24»
• казенность стиля
• отсутствие желания заинтересовать
• отсутствие полезной информации для журналиста
ЕК
Роман Григорьев, ведущий эфира радиостанции «Москва FM»
• шаблонность
• отсутствие эмоций
• отсутствие понимания темы
Илья Мисюченко, шеф-редактор бригады ТК «Москва 24»
• убогость стиля
• непопадание в тренд и в информационный повод
Айдер Муждабаев, зам. главного редактора «МК»
• убогость стиля
• нарочитая односторонность
• интеллектуальная нищета
• некачественные заголовки
• лобовые ходы
Глеб Жога, обозреватель, научный редактор «Эксперт-Урал»
• непрофессиональная подача вследствие незнания контекста
• ангажированность
• логические ошибки
• убогий стиль
Александр Марков, ведущий эфира ТК ТВ-Центр
• ангажированность
• отсутствие владения фактурой
Семен Чайка, журналист, главный редактор «Свое радио»
• убогий стиль
• поверхностность, идущая от неосведомленности автора
Антон Бильжо, журналист, режиссер
• непонимание темы
• отсутствие чувства языка
Приложение 2
Д.И. Денисов, главный редактор Бизнес-журнала (Москва).
Фрагмент интервью, данного автору; август 2014
— Есть процедура, которая в деловой журналистике принята. У меня большинство авторов — универсалы. Это значит, что они пишут на любые темы, у них нет прикормленных экспертов. Если они погружаются в тему — я их отправляю куда-то — нужно поработать с этим рынком. Ежемесячник позволяет: человек может за неделю изучить рынок, отчитаться, поработать с базами СМИ.
Поскольку человек не имеет «прикормленных» экспертов, он ори-
ентируется по публикациям коллег: кто круче всего высказался, кого можно привлечь. Если журналисту попадает придуманный эксперт, то у журналиста нет длительного опыта наблюдения за рынком, нет «прикормленных» экспертов, к которым постоянно ходит.
Есть такое понятие, как редакционный самотек: на дню я получаю штук 5 таких писем минимум. Как обычно PR-агентства пишут: мы внешняя PR-служба таких-то компаний, у нас есть такие-то эксперты, и они могут комментировать такие-то темы. Иногда грамотные пиарщики готовят текст, который начинают по очереди предлагать в разные места —
387
такого самотека тоже много. И у меня две возможности: либо я дорабатываю этот текст, и получается некая экспертная колонка, если тема интересная, либо я беру в разработку тему и в виде комментария мнение этого эксперта.
Сейчас многие редакции живут в состоянии, когда у них не хватает ресурсов: мало людей. Приветствуется во многих редакциях, как я знаю, наличие бесплатного колумниста: человек работает за «уважуху», а у
нас бесплатная полоса. Журналистов, специализирующихся на этой теме (урбанистике) в нормальных редакциях... Это должна быть очень большая редакция, чтобы был человек, специализирующийся на урбанистике. У нас, например, с 2009 года только универсалы. Поэтому когда появляется какой-то отраслевой специалист с нормальным взглядом, нормальное качество, почему бы и нет. <...>
Милославская Зоя Александровна, соискатель, кафедры русской литературы, Институт филологии и иностранных языков, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Miloslavskaya Z.A., Post-graduate Student, Russian Literature Department, Institute of Philology and Foreign Languages, Moscow State University of Education, [email protected]
388