Научная статья на тему 'Журналистика в социальном пространстве: слагаемые публичности'

Журналистика в социальном пространстве: слагаемые публичности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
193
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОСТЬ / PUBLICITY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / INFORMATION FIELD / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIAL SPACE / МЕДИАКАРТИНА МИРА / WORLD MEDIA PICTURE / МЕДИАСФЕРА / MEDIA SPHERE / ЖУРНАЛИСТИКА / JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смирнова Ольга Владимировна, Шкондин Михаил Васильевич

В статье исследуется характер публичности в социальных пространствах российского общества. Выявляются критерии публичности, условия и факторы оптимизации информационных отношений в рамках социальных общностей и между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Journalism in social space: addendums of publicity

In the article the nature of publicity in social spaces of Russian society is investigated. Criteria of publicity, conditions and factors of optimization of the information relations within social communities and between them are identified.

Текст научной работы на тему «Журналистика в социальном пространстве: слагаемые публичности»

О.В. СМИРНОВА кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой периодической печати, заместитель декана факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

М.В. ШКОНДИН доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова*

Журналистика в социальном пространстве: слагаемые публичности

В условиях современного цивилизационного этапа в социальных пространствах российского общества происходят существенные трансформации их медийных сфер. Суть этих преобразований связана с необходимостью дальнейшего расширения информационных возможностей различных социальных общностей в системе общественного разделения труда в рамках процессов глобализации в мире. Вместе с тем во многих социальных пространствах согласно последним исследованиям наблюдается дефицит публичности, что существенным образом сказывается на активности участия пребывающих в этих пространствах общностей в процессах освоения и преобразования действительности в рамках субъективного фактора общественного прогресса. Этой проблеме уделяется все большее внимание в работах отечественных авторов (Е.Л. Вартановой, Т.Н. Владимировой, В.В. Панферовой, Л.Г. Свитич, А.А. Ширяевой и др.).

Происходящая в мире глобализация в сферах экономики, науки и культуры и связанная с нею глокализация, осуществляемая в отдельных социальных пространствах, требуют кардинального изменения характера целостности ин-

* Смирнова Ольга Владимировна, e-mail: smirnovaorama@gmail.com; Шкондин Михаил Васильевич, e-mail: skond@mail.ru

фосферы этих социальных пространств, а также всего общества. В значительной степени это касается и характера деятельности медиасферы, средств массовой информации, журналистики в целом.

Исследователи отмечают, например, возрастающие возможности населения крупных, средних и малых городов России в расширении информационных взаимодействий, участия в региональных, общероссийских и международных коммуникациях1. Ответственность отечественных журналистов состоит в том, чтобы обеспечить публичность больших и малых социальных пространств, без чего невозможна публичность единого социального пространства. Реализация этой важнейшей закономерности теории журналистики требует значительных усилий со стороны теоретиков и практиков журналистики2. Необходимость укрепления внутрипрост-ранственного и межпространственного взаимодействия в эпоху глобализации отмечает известный исследователь М. Кас-тельс. Он считает, что современное общество построено вокруг потоков: капитала, информации, технологий, организационного воздействия, изображений, звуков и символов. По его мнению, в условиях глобализации локальные образования могут потерять свою самобытность. Тенденции глобализации навязывают свою логику сегментированным местам, все слабее связанным друг с другом, все менее способным пользоваться общими культурными кодами3.

М. Кастельс анализирует важнейшие критерии и факторы оптимизации публичности в больших и малых социальных пространствах современности, характер ее репрезентации в условиях нового цивилизационного этапа. Характеристика публичности занимает значительное место и в работах других авторов.

Репрезентация публичности в социальном пространстве -это:

1 См.: Вартанова Е.Л. Современные российские исследования СМИ: обновление теоретических подходов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика, 2015, № 6, с. 5-26.

2 См.: Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Методологические предпосылки системного исследования городских газет // Вопросы теории и практики журналистики, 2015, № 1, с. 5-19.

3 См.: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000, с. 385-386. http:// business.poibu.ru/kastels_informepoch/cy56_iv.html

- непрерывная репрезентация информационного поля, информационного потенциала медиасферы, действующей в рамках данного пространства, с участием всех социально активных субъектов этого пространства, создающих интеллектуальные продукты, которые востребованы как знание-вые, аксиологические и поведенческие информационные ресурсы входящими в пространство общностями;

- непрерывная репрезентация медиакартины мира в сознании потребителей информационных ресурсов этого пространства с учетом их информационных потребностей, а также места в системе общественного разделения труда. На этой основе происходит непрерывное обновление информационных ресурсов личности, различных социальных общностей -участников процессов освоения и преобразования мира в рамках субъективного фактора цивилизационного развития;

- обеспечение со стороны СМИ открытости, публичности субъектов социальной деятельности перед обществом, различными социальными общностями, в том числе открытости, публичности представителей властных структур, гражданского общества, права, бизнеса и др;

- открытость процессов теоретического, художественного, духовно-практического и практического освоения действительности, а также взаимодействия между субъектами теории и практики, науки и производства, политики и гражданского общества, между всеми представителями различных сфер деятельности в данном социальном пространстве;

- создание возможностей для участия всех субъектов интеллектуальной деятельности в обогащении информационного потенциала общества и освоении обогащенного ими потенциала общественностью1.

Концепты публичности: непрерывное формирование, обновление информационного потенциала общества на основе обеспечения открытости социальных пространств, полноты учета достижений интеллектуального потенциала всех этих пространств; обеспечение на этой основе выражения общественного мнения, полновесного учета результатов духовно-теоретического, духовно-практического и практичес-

1 См.: Шкондин М.В. Медиасистема как фактор репрезентации публичности в процессах освоения мира социумом // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Филологические науки, 2017, т. 1, № 2(23).

кого освоения мира в рамках субъективного фактора циви-лизационного развития. Только при этом возможно формирование актуального контента, на что обращает внимание в своих работах Е.Л. Вартанова. Контента, отражающего реальные условия жизни общества, реальные результаты новых возможностей социальной деятельности, представляющие собой новые факторы конструирования будущего1.

Каждое отдельное социальное пространство не может обходиться без информационного пространства личности, отдельных социальных групп, организаций, существующих в системе общественного разделения труда, которые испытывают потребность в информационном потенциале, отражающем информационные ресурсы - знаниевые, аксиологические, поведенческие, в которых нуждаются представители данного социального пространства. Причем информационные потребности могут быть удовлетворены только при информационном взаимодействии различных социальных пространств: глобальных, локальных, экономических, политических и др.2.

На современном этапе цивилизационного развития, трансформации системы общественного разделения труда стремительно возрастают информационные потребности различных социальных пространств в обеспечении их единства и активного взаимодействия друг с другом. В условиях становления и развития информационного общества инфосфера социальных пространств испытывает острую потребность в обновлении своего информационного потенциала на основе значительного обогащения интеллектуального потенциала общества, различных субъектов духовно-теоретической, духовно-практической и практической деятельности.

Если исследовать журналистику в рамках пространственного подхода в сочетании с подходом системно-си-нергетическим, то социальное пространство мы можем считать вышестоящей системой по отношению к пространству информационному (инфосфере), в которое входит журналистика как системный объект.

Инфосфера - это не только информационно-коммуникационные технологии. Она также совокупность информации, информационных объектов, информационных процессов.

1 См.: Вартанова Е.Л. Об интегративной целостности журналистского текста // Вопросы теории и практики журналистики, 2016, т. 6, № 1, с. 5-13.

2 См.: ПоповВ.Д. Социальная информациология и журналистика. М., 2006.

Это и люди, осуществляющие работу с информацией. Это и производство, потребление информации. Сюда включаются также регулирование этих процессов, обучение, подготовка кадров соответствующего профиля1.

Впервые официальное использование понятия «инфосфера» мы встречаем в Доктрине информационной безопасности, которая была утверждена Президентом РФ 9.09.2000 г.2. О важности этого понятия идет также речь в паспорте специальности 10.01.10 - журналистика3.

Социальное пространство - форма существования общественного бытия, представляющая собой совокупность конкретных условий жизнедеятельности, определяющих уровень взаимодействия общества с природой, характер регулирования общественных процессов и явлений, меру самоосуществления и развития человека. Социальное пространство как целостное образование включает в себя совокупность социальных субъектов, существующих и действующих в рамках субъективного фактора цивилиза-ционного развития. Понятие социального пространства является для французского ученого П. Бурдье одним из ключевых в социологической науке, которая выступает в его трактовке как социальная топология. В самом общем виде социальное пространство у него «представляет собой совокупность агентов, наделенных различными и систематически взаимосвязанными свойствами...»4. Вместе с тем социальное пространство - это связи и взаимодействия, которые устанавливаются между людьми (агентами) и социальными группами. По мнению социолога, «социальное пространство сконструировано так, что агенты, занимающие сходные или соседние позиции, находятся в сходных условиях, подчиняются сходным обусловленностям и имеют все шансы обладать сходными диспозициями и интересами, а следовательно, производить сходные практики»5.

1 См./ Соловьев И.В. О происхождении и содержании понятия «инфосфера». Инфосфера как объект исследования наук об информации // Фундаментальные исследования, 2013, № 6-1, с. 66-71.

2 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 9.09.2000. Пр-1895 http://www.consultant.ru/docu-m e nt/co ns_d oc_LAW_28679/

3 http: teacode/com/online/vak/p10.html

4 Бурдье П. Начала. M., 1994, с. 195.

5 Там же, с. 188-189.

Социальное пространство как совокупность социальных субъектов существует и действует в различных измерениях:

- глобальное пространство, объединяющее в едином действии все социумы мира;

- локальное пространство, в которое входят отдельные группы социальных субъектов, существующие на основе разделения труда;

- глокальное пространство, обеспечивающее гармонизацию глобальных и локальных процессов.

Главными элементами социальных пространств являются: индивиды, социальные общности и социальные институты, осуществляющие в них свою жизнедеятельность. Исследователи считают социальные общности формами совместной жизнедеятельности людей, субъектами процессов совместной деятельности в рамках субъективного фактора цивилизационного развития1. Социальные общности существуют реально, представляют собой целостные системы. Для них характерно социальное взаимодействие, социальные связи и отношения. К социальным общностям относятся: социально-территориальные общности (крупные, средние и малые города, поселки городского типа, сельские поселения), социально-профессиональные группы; этнические образования; социально-демографические группы; различные культурные объединения; политические партии и движения. Для социальных общностей характерно понимание единства своих интересов2.

Особенность каждого из всех этих пространств состоит в том, что они не могут существовать без объединяющего их информационного пространства, информационной сферы. Инфосфера - средство, которое делает эти пространства целостными образованиями, выполняющими как коллективный социальный субъект свои функции в субъективном факторе социального прогресса. Без инфосферы они будут лишены оптимального взаимодействия друг с другом.

Именно инфосфера есть необходимое свойство для социальных пространств, формирующее и постоянно поддер-

1 См.: http://www.e-reading.club/chapter.php/99772/33/Davydov_-_Sociolo-giya_konspekt_lekciii.html

2 Там же.

живающее их публичность. Публичность - это такое качество информационного взаимодействия внутри социальных пространств и между ними, которое обеспечивает:

- открытость социальных субъектов перед всей общностью, входящей в это пространство, в субъективный фактор цивилизационного развития;

- доступность знаниевых, аксиологических, поведенческих информационных ресурсов, которые рождаются и постоянно обновляются в интеллектуальном потенциале общества;

- создание и непрерывное обновление информационного поля отдельного информационного пространства;

- реализацию познавательно-отражательных функций инфосферы, связанных с возможностью для субъектов отдельного социального пространства сформировать и непрерывно обновлять в своем сознании медиакартину мира.

Пространство и время - это категории, определяющие характер журналистики как целостного образования. Журналистика - незаменимый тип познания изменчивости актуальных явлений действительности, репрезентирующий совместно с авторским активом картину текущей действительности, выявляющий, каким образом эта изменчивость влияет на устойчивые тенденции жизни общества. По сути своей это упорядоченная картина жизненного мира людей, которая отражается в информационном поле журналистики, а затем в сознании массовой аудитории1.

Объектом журналистики является повседневность, повседневная жизнь. Повседневность, повседневная жизнь -один из процессов жизнедеятельности человека, обнаруживающийся в привычных общеизвестных ситуациях и характеризующийся нерефлексивностью, отсутствием личностной вовлечённости в ситуации, типологическим восприятием участников взаимодействия и мотивов их участия. Это область социальной реальности, целостный социокультурный жизненный мир, предстающий «естественным», самоочевидным условием жизни человека2.

1 См.: Шкондин М.В. Журналистика как фактор освоения мира социумом // Социально-гуманитарные знания, 2013, № 4, с. 62-73; Он же. СМИ как коммуникативная система // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика, 2002, № 1, с. 34-45.

2 См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Повседневность

Феномен повседневности изучается рядом гуманитарных наук: социологией, антропологией, философией, культурологией.

Современное понимание повседневности основано на идеях феноменологической социологии (А. Шюц), социологии знания (П. Бергер, Т. Лукман), структурного функционализма (Р. Мертон). В центре внимания исследователей повседневности оказывается анализ самоочевидностей сознания, схем типизации объектов социального мира, рутинных форм социальной практики.

Журналистика удовлетворяет информационные потребности различных социальных общностей, внутри которых действует индивид в рамках субъективного фактора освоения и преобразования действительности. Она отражает изменчивость повседневной социальной практики, ее влияние на характер социального опыта, на его устойчивые тенденции: знаниевые, аксиологические и поведенческие. Повседневная картина текущей действительности отражается в сознании этих социальных общностей.

Как отмечалось выше, современный этап цивилизацион-ного развития сопровождается значительным возрастанием возможностей личности, различных социальных общностей в процессе освоения и преобразования действительности. В значительной мере этому способствует расширение информационных возможностей человека. Его жизненный мир, его повседневная социальная практика все в большей степени становятся достоянием публичной сферы жизни общества. В информационное взаимодействие, в общественный диалог включаются информационные ресурсы, основанные на стремительно обогащаемом интеллектуальном потенциале общества, различных субъектов духовно-теоретической, духовно-практической и практической деятельности.

В этих условиях множатся социальные пространства, информационные потребности которых стремительно растут. Обеспечение публичности этих пространств становится важной проблемой современности.

Современный этап эволюции социального пространства требует значительного обновления жизненного мира повседневности достижениями интеллектуального потенциала социума, более полного использования ценного опыта социальной практики в процессах освоения и преобразования

действительности в рамках субъективного фактора исторического процесса, разделения труда.

Публичность социального пространства на новом этапе цивилизационного развития должна обретать новые черты своей целостности. Возрастает роль знаниевых, аксиологических и поведенческих ресурсов не только глобального масштаба, но и локального, а также экономических, политических, правовых, этнических и других подпространств. Этническим подпространствам с их информационным потенциалом исключительно важно взаимодействие друг с другом1.

Обретает небывалую остроту необходимость публичности единого информационного пространства и взаимодействующих с ним различных подпространств. Проблема гармонизации отношений между ними как системная закономерность требует создания необходимых условий и факторов оптимизации медиасистемы в целом в единстве всех ее структурных элементов.

Предмет журналистики - процессы изменчивости и устойчивости в социальной практике повседневности, в жизненном мире, представляющем собой повседневное существование различных социальных пространств. Интегративная функция журналистики - репрезентация публичности социальной практики в сознании аудитории различных социальных информационных пространств.

Жизненный мир социальных общностей, социальных пространств находит отражение в инфосфере общества, в том числе в медиасфере, в информационном потенциале каждого социального пространства. Специфика состоит в том, что репрезентируется то, что обновляет наши представления об устойчивых тенденциях освоения и преобразования действительности, об устойчивых тенденциях социальной практики, то, что вносит новизну, изменчивость в устойчивые тенденции жизненного мира.

Предмет журналистики - повседневность социальной практики или донаучный жизненный мир всего общероссийского социального пространства, а также множества различных социальных пространств (подпространств), в него входящих: пространств региональных социальных общностей, а также экономических, политических, этнических,

1 См.: Шулумба Б.В. Медиапространство как фактор межэтнического взаимодействия (на примере Республики Абхазия): Дисс.... канд. филол. наук. М., 2015.

демографических и др. Проблема формирования публичности в общероссийском социальном пространстве состоит, в частности, в том, чтобы локальные жизненные миры были интегрированы в единый жизненный мир современного общества в целом. Только в этом случае донаучные знания о повседневной социальной жизни различных социальных пространств становятся единым знанием всего общества1.

Предмет журналистики в социальных пространствах как творческой деятельности и ее предмет как коммуникативной деятельности отличаются друг от друга. Журналистика как система творческой деятельности отражает повседневные социальные практики различных социальных общностей в жанрах произведений литературно-документального творчества: репортажа, интервью, заметки, корреспонденции, отчета, статьи, очерка, фельетона и др. Они отражаются в сознании массовой аудитории как непрерывно обновляющаяся медиакартина повседневности в рамках документальных форм литературы и искусства (документальный фильм, публицистический очерк, репортаж, отчет, фельетон, очерк, произведения в жанрах новостей и др.).

Журналистика как система журналистского творчества, как особый вид освоения мира существует наряду с теоретическим, художественным освоением. Ее предмет - актуальная повседневность в явлениях и процессах социальной практики, протекающих в рамках социальных пространств. Эта актуальная повседневность представляет собой реальные события и факты, формы подвижного содержания явлений, вбирающие единичное в этих явлениях, изменчивость повседневности.

Журналистика как система коммуникативной деятельности вбирает в свой информационный потенциал всю совокупность достижений литературы в широком смысле слова. В Словаре русского языка понятие «литература» имеет три значения. «1. Вся совокупность научных, художественных, философских и других произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества. 2. Вид искусства. 3. Совокупность печатных произведений какой-либо отрасли знаний : политическая литература, техническая литература»2.

1 См.: Прохоров Е.П. Основы журналистики. М., 2001.

2 Словарь русского языка: В 4 т. М., 1982, т. 2, с. 188.

Как коммуникативная деятельность журналистика предстает совокупностью средств массовой информации, создающих в информационном потенциале общества картину повседневности социальной практики в условиях постоянной изменчивости общественного бытия, в создании которой наряду с журналистикой как творческой деятельностью участвуют все виды социальной деятельности, создающие и непрерывно обновляющие свой интеллектуальный потенциал. Речь идет о теоретической, художественной, политической, экономической и другой социальной деятельности.

Подводя итог сравнительной характеристике, отметим, что предметом журналистики как системы творческой деятельности является актуальная повседневность социальных пространств, каждодневная изменчивость этих пространств, а также характер воздействия этой изменчивости на устойчивые тенденции жизнедеятельности этих пространств и их глобальной и локальной среды. Журналистика представляет собой документальную литературу об актуальной повседневности социальных пространств, их актуальной каждодневной изменчивости и характере влияния этой изменчивости на устойчивые тенденции жизнедеятельности этих пространств и их среды.

Интегративная функция журналистики как системы творческой деятельности состоит в том, чтобы каждодневно обновлять информационный потенциал общества знание-выми, аксиологическими и поведенческими информационными ресурсами, характеризующими актуальную повседневность социальных пространств общества в целом, а также пространств экономики, политики, науки и культуры и других пространственных образований. Она состоит также в том, чтобы удовлетворять на этой основе потребности социальных общностей, социума в целом в каждодневном обновлении в сознании членов общества медиакартины повседневности, ее актуальной изменчивости.

Целостность журналистики как системы творческой деятельности, создающей и каждодневно обновляющей картину изменчивости повседневности социальной практики в информационном потенциале медиа, можно сопоставить с понятием повестки дня журналистики1. Информационный

1 См.: Фролова Т.И. Гуманитарная повестка СМИ и ее структура // Социально-гуманитарные знания, 2014, № 4.

потенциал - это потенциальная информация, зафиксированная в материальных носителях СМИ, которая становится реальной информацией в сознании массовой аудитории.

Журналистика как система творческой деятельности тесно связана с интеллектуальным потенциалом общества. Ее можно представить как интеллектуальную систему, непрерывно обновляющую знаниевые, аксиологические и поведенческие информационные ресурсы общества в рамках актуальной изменчивости повседневности социальной практики1. Она участвует в освоении и преобразовании мира наряду со всеми субъектами духовного и материального производства. Функциональная целостность каждого из них состоит в том, что они наряду со своими основными функциями освоения и преобразования мира располагают также и коммуникативными функциями, многие из которых они реализуют через медиасферу.

Выявление характера целостности медиасферы отечественных социальных пространств и подпространств представляет значительный научный интерес с точки зрения системно-синергетического подхода к медийным исследованиям. Ее основные компоненты тесно связаны с социальной структурой общества и в значительной мере ею определяются. Социальная структура - это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется в суждениях, представлениях об обществе как о социальной системе, в которой она обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, а также при описании общества через категорию социального пространства2.

Структура медиасферы, соединяя входящие в нее элементы (компоненты, подсистемы), является способом их связи и обеспечивает ее внутреннее строение. В результате такого соединения рождаются различные средства массовой информации: газеты, журналы, каналы, телевизионные программы, радиостанции, информационные агентства

1 См.: Шкондин М.В. Журналистика как интеллектуальная система: аспекты целостности // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2016, т. 26, № 2, с. 175-182.

2 См.: Демина И.Н., Шкондин М.В. Медиасистема России: методологические аспекты оптимизации // Вопросы теории и практики журналистики, 2016, т. 5, № 2, с. 189.

и т.д. Типологические характеристики каждого из них вбирают в себя и активизируют потенциал элементов (подсистем) медиасферы. Речь идет прежде всего о технологической, информационной, экономической, редакционной и организационной подсистемах. Структура позволяет медиасфере выступать в качестве совокупности отношений между ее подсистемами, каждая из которых, актуализируя свой потенциал, превращается в активную функциональную единицу медиасферы и ее структурных образований1.

Публичность как критерий целостности медиасферы. Целостность медиасферы социального пространства определяется характером социального пространства, в котором эта система функционирует. Результатом этого функционирования являются отношения публичности, которые создаются посредством печати и других медиа в данном социальном пространстве. На основе отношений публичности обеспечивается доступ личности, различных общностей, входящих в это пространство, к информационному пространству данного социального образования. Доступ не только в освоении информационного потенциала данного социума, но и в обогащении, обновлении его совместно с редакционным коллективом. В сознании массовой аудитории формируется медиакартина жизни в данном пространстве, а также в других, информационное взаимодействие с которыми необходимо2.

Функциональный аспект целостности. В массовом информационном процессе существует разделение труда в осуществлении функций медиасферы. Ее целостность является интегративной по отношению к функциональным блокам различных медиа, входящих в социальное пространство. Основой формирования этой функциональной целостности являются информационные потребности, реализация которых обеспечивает открытость, публичность всех субъектов социального пространства.

Целевое назначение каждой отдельной структурной единицы медиасферы - газеты, журнала, других медиа - опре-

1 См.: Вартанова Е.Л. Современная структура и динамика медиасистемы // Медиасистема России. М., 2015, с. 27.

2 См.: Касютин В.Л. Российская местная пресса: воздействие финансово-экономического кризиса // Медиаскоп, 2011, вып. 1. URL: http://www.media-scope.ru/?q=taxonomy/term/304&page=1;

деляется потребностями субъектов данного медиапрост-ранства, в котором каждый его социальный субъект обогащает и осваивает потенциальные информационные ресурсы знаниевого, аксиологического и проективно-поведенческого характера. На характер целевого назначения также влияют учредители и издатели.

Структурная целостность медиасферы. Структура ме-диасферы призвана активизировать в полной мере потенциал, который содержат ее компоненты, и создать необходимые способы, формы связи ее компонентов между собой. Речь идет о таких компонентах, как подсистемы: редакционная, информационная, технологическая, экономическая, аудиторная. Каждая из этих подсистем обеспечивает публичность социального пространства в целом, а также отдельных ее социальных субъектов: личности, различных социальных общностей, организаций и других образований. Существующая в рамках социального пространства общность испытывает острую потребность в массовом информационном взаимодействии, опосредованном и традиционными, и новыми медиа. Отношения открытости, публичности необходимы ей как в рамках отдельных социальных пространств, так и в национальном и глобальном масштабе.

Медиасфера призвана создать оптимальное медиапрост-ранство, располагающее массовыми информационными отношениями между всеми социальными субъектами: личностями, различными общностями, представляющими сферы культуры, экономической, политической, научной и других видов деятельности. По сути это общественный диалог в масштабе социального пространства.

Результатом этих информационных взаимодействий является создание и непрерывное обновление информационного потенциала социума, вбирающего в себя интеллектуальные, инновационные ресурсы, а также ресурсы национального и глобального характера. Необходимо обеспечить также освоение этих ресурсов массовой аудиторией, всеми субъектами социального пространства.

Отдельная медиасфера вбирает в себя совокупность медиа, каждое из которых принадлежит к той или иной типологической группе. Вместе с тем в процессе оптимизации своего участия в массовой информационной деятельности в рамках социального пространства у каждого из них возникает необходимость в типизации, форматизации

своих типологических характеристик с учетом реальных условий функционирования. Типизация, форматизация распространяется на все модели, в том числе функциональную, проблемно-тематическую, жанрово-стилевую, структурную, экономическую и, конечно, аудиторную.

Медиасфера призвана охватить большое социальное пространство, занимающее, как правило, значительное место в системе общественного разделения труда страны, а часто и в глобальном масштабе. Обеспечение публичности этого медиапространства является сложным делом, так как информационные потребности аудитории охватывают не только отдельное социальное пространство, но и российское и мировое пространство. Поэтому медийная сфера вбирает в свой информационный потенциал не только внутри-пространственные информационные ресурсы, но и федеральные и глобальные.

Медиакартина жизни, создаваемая в сознании аудитории, охватывает все сферы их жизнедеятельности и обеспечивает информационное взаимодействие между всеми социальными субъектами: личностью, отдельными социальными структурами - экономическими, политическими, управленческими и др. Публичность жизни отдельных общностей характеризуется таким уровнем информационных отношений между социальными субъектами, когда у массовой аудитории создается возможность постоянно осваивать все основные информационные ресурсы, отражающие условия жизнедеятельности данной общности и ее среды, важнейшие инновации и проблемы социальной жизни1.

Типологический анализ отдельных медиасфер необходимо строить на методологической базе, учитывающей необходимость формирования публичности в рамках каждого социального пространства. Многие их них образуют единые типологические группы, которые отличаются друг от друга по своему типу и формату. Тем самым создается возможность

1 См.: Тертычный А.А. О соотношении технологии и творчества в современной журналистике // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика, 2013, № 6, с. 78-89.

оптимизировать функционирование каждого СМИ в структуре действующих в медиапространстве средств массовой информации и обеспечить их жизнедеятельность1.

Совокупность медиа, действующих в рамках отдельного социального пространства, представляет собой структурное множество, в рамках которого существует определенное разделение труда в общепространственном массовом информационном процессе. Вместе с тем этим медиа присуща определенная однотипность:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- существует единая социальная общность, участвующая в освоении информационного потенциала, актуального для субъектов данного сообщества;

- существует единая социальная общность, участвующая в создании информационного потенциала;

- имеется единая функциональная целостность (модель), связанная с обеспечением таких информационных отношений между субъектами, которые создают в сознании массовой аудитории информационные ресурсы, характеризующие объективные условия жизни, существующие проблемы, новые возможности решения проблем и развития отдельного социального пространства.

Вместе с тем существует и разделение труда, которое проявляется в процессах типизации и форматизации различных медиа с учетом реальных условий массового информационного процесса отдельных социальных пространств. Типизация и форматизация отдельного медиа - это оптимизация его типологических характеристик по отношению к тому медиапространству, которое сложилось в данной социальной общности.

Медиасферы социальных пространств России динамично развиваются. Вследствие отмеченного исследователями изменения структуры общероссийской медиасистемы (с вертикальной на горизонтальную) данное поле представляет немалый интерес. В региональных и других социальных пространствах сформировались как общие, характерные для всей России процессы, так и специфические, связанные с общественным разделением труда. Достаточно ярко эти процессы проявились, например, в городах-миллионниках.

1 См.: Шкондин М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика, 2003, № 2, с. 12-32.

Смирнова О.В., Шкондин М.В. Журналистика в социальном пространстве: слагаемые публичности. В статье исследуется характер публичности в социальных пространствах российского общества. Выявляются критерии публичности, условия и факторы оптимизации информационных отношений в рамках социальных общностей и между ними.

Ключевые слова: публичность, информационное поле, социальное пространство, медиакартина мира, медиасфера, журналистика.

Smirnova O.V., Shkondin M.V. Journalism in social space: addendums of publicity. In the article the nature of publicity in social spaces of Russian society is investigated. Criteria of publicity, conditions and factors of optimization of the information relations within social communities and between them are identified.

Keywords: publicity, information field, social space, world media picture, media sphere, journalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.