Коммуникации в глобальном информационном обществе
Л.Г. СВИТИЧ доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова
О.В. СМИРНОВА кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова
М.В. ШКОНДИН доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова*
Журналистика как медийная целостность: структурные аспекты
На современном цивилизационном этапе остро встает вопрос о необходимости интеллектуализации всех сфер жизни общества. Социальная практика как фактор освоения и преобразования мира призвана повысить уровень своей инновационности, обеспечив неразрывное единство сознания и действия. В этих условиях требуется существенно активизировать интеллектуальное взаимодействие в социуме, в его социальной практике.
Интеллектуальное взаимодействие, как отмечают исследователи, представляет собой ноосферный процесс, обнов-
* Шкондин Михаил Васильевич, e-mail: [email protected]
ляющий знаниевые, аксиологические и поведенческие ресурсы социальной практики адекватно инновационным достижениям, рожденным в условиях этой практики.
Ресурсы создаются представителями различных сфер социальной деятельности, различных способов освоения мира: научно-теоретического, духовно-практического и практического. Это не только процесс рождения этих ресурсов, не только их выявления, накопления в интеллектуальном потенциале общества, но также и процесс освоения этих ресурсов широкой общественностью1.
Повышение роли интеллекта в современном обществе обусловлено рядом производственно-технологических факторов, среди которых интенсификация технологических процессов производства, усложнение структуры и содержания труда, возрастание объемов и скорости информационно-обменных процессов в обществе. Стремительно меняются базовые технологии, которые все больше интеллектуализи-руются и информатизируются. Возрастает роль интеллекта отдельной личности, коллектива, общества в расширении
спектра решаемых задач и проблем, в создании новых
2
интеллектуальных ресурсов .
В этих условиях обостряется необходимость системного исследования процессов интеллектуализации российского общества, общественного интеллекта как способности разумно действовать, разрешать усложняющиеся проблемы, исследовать те структуры общества, которые отвечают за разумность протекающих в нем процессов . К этим структурам мы относим социальное пространство, а также его медийные структурные составляющие, обеспечивающие массовый информационный процесс. Речь будет идти о медиа-системе/медиасфере - полисистемном медиаобъекте, целостность которого состоит в обеспечении медиапублич-
1 Субетто А.И. Теория фунщаментапизации образования и универсальные компетенции. СПб., 2010; Панферова В.В. Медиасвобода: границы права и морали // Вопросы теории и практики журналистики, 2016, т. 5, № 2, с. 200-209.
2 Экономика знаний и факторы ее реализации // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2005, № 15.
3 Ростовых Д.А. Социальный интеллект как фактор развития информационного общества // Социальная политика и социология, 2007, № 3(35), с. 258-262.
ности социальной практики как активного фактора цивили-
1
зационного развития .
Понятие структуры можно определить как синоним следующих понятий: строение, расположение, порядок, конструкция, архитектура, организация, как совокупность устойчивых отношений и связей системного, сотового или сетевого по природе объекта, его состояний, происходящего процесса, данного движения, а также траекторий движения, отношений и связей, их пространства, собственного времени в каждый последующий момент и т. д. Иначе говоря, это -основа и каркас данного объекта, его «скелет», особая внутренняя система (подсистема), обеспечивающая ему и его состояниям устойчивость и целостность. Его можно также определить как особое свойство, создающее во времени и пространстве стабильность, тождество данного объекта самому себе, аналогичность его состояний и процессов. Это касается и сохранения его основных свойств при наличии изменяющихся внешних и внутренних условий. Вместе с тем, структура - основной, несущий элемент, форма, часть объекта и его изменений, движения, их внутренняя опора (фундамент и инвариант). Подчеркнем, что все эти определения, взятые не порознь, а вместе, совокупно, фактически образуют полную семантику самого термина «структура»2.
Структура, писал академик В.Г. Афанасьев, служит функциям системы3. Структура, уточняет Н.Т. Абрамова, актуализирует свойства системы и ее компонентов в их взаимосвязях со средой .
В современных условиях стремительного возрастания роли общественного интеллекта как социальной системы накопления и целесообразного использования знаниевых, аксиологических, поведенческих и других ресурсов требуют существенного обновления его основные структуры, в том числе субъектная, процессно-технологическая, технико-технологическая, продуктивно-результативная и др. Социаль-
1 Вартанова Е.Л. Современная структура и динамика медиасистемы // Медиасистема России. М., 2017, с. 20; Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В. Медиасистема городов-миллионников: методологические предпосылки исследования // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2017, т. 2, с. 245-254.
2 См: Рhttp://www.e-reading.club/chapter.php/39113/107/Mironov_-_Filosofiya_
Uchebnik_dlyavuzov.html.
3 Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.
4 Абрамова Н.Т. Целостность и управление. М., 1974.
ное бытие общественного интеллекта базируется на конкретной информационной инфраструктуре, характерной для сегодняшнего цивилизационного этапа . В социальной философии социальный интеллект понимается и как интеллект общества, и как коммуникативная адаптационная способность индивида к социальным взаимодействиям2.
Структура общественного интеллекта тесно связана с функциями, которые он осуществляет как целостное образование. В его основе интеллектуальное взаимодействие между личностью, различными группами, общностями, организациями, которые происходят в процессе социальной практики, направленной на освоение и преобразование мира в рамках субъективного фактора цивилизационного развития.
Каким же функциям служит эта структура и какие компоненты она связывает между собой? Это компоненты когнитивный (знаниевый), аксиологический (ценностный), эмоциональный и коммуникативно-поведенческий3. Кан-товская концепция публичного и частного пользования разумом исходит из того, что разум отдельной личности или отдельной общности перестает быть только свойством их сознания. Он становится инструментом общественно значимого целеполагания и функциональным элементом публичного пространства, выполняющим общественные функции конструирования будущего. В этом состоит, по Канту, публичное применение разума4. Рассматривая общественный интеллект как полисистемное образование, мы можем говорить об инфосфере как об одной из этих систем, с ним неразрывно связанной.
По мнению исследователей, инфосфера - это глобальная целостность, логически мыслимая форма объективно существующего пространства, в которой осуществляются формы или иные конструкции (процедуры), связанные с добыванием, упаковкой, транспортировкой, обработкой, хранением,
1 Информационная инфраструктура цифровой экономики России. Режим доступа:http://www.tadviser. ru/index. р1пр;Информационные ресурсы России: национальный доклад Государственного комитета РФ по связи и информатизации. М., 1999. Режим доступа: http://www.gsnti.ru/inf_res/
2 Особенности структуры интеллекта см.: Ростовых Д.А. Социальный интеллект как фактор общественного развития в условиях информатизации: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2007.
3 См. там же.
4 См.: Кант И. Ответ на вопрос: «Что такое просвещение?». Собр.соч.: в 8 т. / Под общ. ред. А.В. Гулыги. М., 1994, т. 8, с. 29-37.
распределением (распространением), производством и потреблением информации и в которой реализуется соответствующий комплекс общественных отношений. Понятие «инфосфера» раскрывается с использованием следующих основных понятий: информация, знание, данные, информационный объект (продукт, изделие), информационный ресурс, информационный процесс, информационное поле, информационное пространство, информационно-функциональное пространство, информационные потребности, информационная инфраструктура, информационное взаимодействие, субъекты и объекты инфосферы, информационная безопасность1.
Инфосфера включает в себя медиасферу/медиасистему как одного из ее субъектов, связанного с массовым информационным процессом2. В рамках пространственного подхода вследствие коммуникативного характера медиасистемы формируется ее структурное образование - медиа-пространство.
Согласно исследованиям П. Бурдье, социальное пространство есть прежде всего структура социальных позиций3. Необходимым условием конструирования такого пространства является релевантность и существенность свойств, на базе которых мы это пространство строим. Медиапрост-ранство, входящее в социальное пространство, также является прежде всего структурой социальных позиций. Современное понимание структуры исследуемого объекта помогает выявить те существенные свойства, которыми должна располагать такая медийная структура, как медиа-пространство.
Медиапространство как структурное образование служит функциям медиасистемы, обеспечивает их реализацию. И прежде всего ее интегративной функции. Е.Л. Вартанова,
1 Соловьёв И.В. О происхождении и содержании понятия «инфосфе-ра».Инфосфера как объект исследования наук об информации // Фундаментальные исследования. 2013, № 6-1, с. 66-71; Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/artide/view?id=31415 (дата обращения: 30.03.2018)
2 Журналистика как фактор публичности: системные аспекты / И.Н. Демина, М.В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики, 2017, т. 6, № 1, с. 14-29.
3 Бурдьё П. Социальное пространство: поля ипрактики. Сб. статей / Сост., общ. ред. перевода и послесловие Н.А. Шматко. М., 2005 [Электронный ресурс]. 01.10.2009. Режим доступа:http://gtmarket.ru/laboratory/ba-sis/3707/3708
С.Г. Корконосенко и ряд других участников международной конференции считали необходимостью уделить больше внимания исследованию интегративной функции журналистики и тем структурным образованиям, которые способствуют реализации этой функции1.
Медиапространство является структурной целостностью в рамках социального пространства общества, которая представляет собой единство медиасистемы и ее среды. Медиапространство - неотъемлемое слагаемое социальной практики, способствующее интеллектуальному взаимодействию между ее участниками в процессе «самодвижения» этой практики, направленного на освоение и преобразование действительности в рамках субъективного фактора цивилизационного развития2. К таким структурам мы относим и социальное пространство, а также его неотъемлемую часть - медиапространство - детище журналистики как полисистемного медиаобъекта, медийная целостность которого состоит в обеспечении публичности социальной практики как активного фактора цивилизационного развития3.
Французский социолог П. Бурдье рассматривал социальные практики как способность социальных субъектов проверять свои поведенческие акты на соответствие сложившимся представлениям об окружающей действительности. Эти практики определяют образ мыслей и поведения, заставляя социальных субъектов приспосабливаться к настоящему и будущему4. По мнению современных исследователей, социальная практика предстает как совокупность конкретных повторяющихся действий индивидов, групп, общностей, организаций в реальном времени и пространстве, обеспечивающая устойчивое функционирование социальных инсти-
1 Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия. М., 2018. См.: тезисы докладов на конференции Е.Л. Вартановой, Т.Н. Владимировой, Д.В. Дунаса, В.В. Панферовой, М.В.Шкондина.
2 Медиапубличность социальной практики: системные характеристики / Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, М.В. Шкондин // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева, 2018, № 1, т. 1, с. 171-181.
3 Вартанова Е.Л. Современная структура и динамика медиасистемы // Медиасистема России. М., 2017, с. 20; Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В. Медиасистема городов-миллионников: методологические предпосылки исследования, с. 245-254.
4 Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М., 2005.
тутов. Основные их свойства - объясняемость, наблюдаемость и сообщаемость1.
Публичность социальной практики - это наблюдаемость той или иной актуальной для общества деятельности, это также сообщаемость о ней, о ее субъектах, объектах, целях, средствах, результатах широкой общественности. Эта сообщаемость выступает как реализация возможности отразить создаваемые различными личностями, группами, общностями, организациями интеллектуальные ресурсы (знание-вые, аксиологические, поведенческие) в публичном пространстве. Это также объясняемость, помогающая освоить эти ресурсы всеми социальными субъектами, которые испытывают потребность их освоения. Это прежде всего те ресурсы, которые упорядочивают настоящее и конструируют будущее общественного цивилизационного развития, которые представляют собой возможность их повсеместного использования для успешной социальной практики.
Основываясь на пространственном подходе, мы характеризуем медиапространство в системе общего информационного пространства (инфосферы), включающего в себя межличностное и другие формы информационного взаимодействия.
Существует множество определений медиапространст-ва2. Их анализ не входит в нашу задачу. Важно иметь в виду, что медиапространство как часть социального пространства носит структурный характер, связанный с обеспечением публичности социального пространства, которому это медиа-пространство служит. Структура, как известно, способ связи компонентов системы. Полисистемность медиа существенным образом влияет на ее структуру, которая призвана обеспечивать непрерывное взаимодействие в системе социальной практики, которая осуществляется в рамках каждого социального пространства, создавая для медиасистемы возможность актуализировать ее важнейшие свойства, а также свойства ее компонентов в тесной связи с медиа-
1 Там же.
2 Бузин В.Н. Социальное управление российским медиапространством: системно-деятельностный подход. М., 2012; Дзялошинский И.М. Медиа-пространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. М., 2013.
средой1. Медиапространство представляет собой тесную связь всех компонентов медиасистемы с их средой.
Медиапространство как интегративное структурное образование в социальном пространстве обеспечивает посредством СМИ интеллектуальное взаимодействие между участниками социальной практики - личностями, группами, общностями, организациями, способствуя непрерывному обновлению в процессе изменения условий практики в индивидуальном и коллективном сознании этих участников медиакартины мира, на основе которой они регулируют настоящее и конструируют будущее этой практики, используя в полной мере интеллектуальный потенциал, создаваемый в социуме как в рамках отдельного, так и мирового
2
социального пространства .
На основе функционирования медиапространства репрезентируется публичность интеллектуального взаимодействия между участниками социальной практики на основе обновления и освоения интеллектуального потенциала общества. Эта публичность является свойством общественных отношений, существующих между участниками социальной практики, осуществляемой в рамках субъективного фактора цивилизационного развития.
Медиапространство имеет свои функциональные особенности по отношению к социальному пространству, к осуществляемой в рамках этого пространства социальной практике. Ее информационное поле вбирает в себя прежде всего те интеллектуальные ресурсы, которые обеспечивают успешную социальную практику данного социального пространства в соответствии с его местом в системе общественного разделения труда3. Опираясь на работы зарубежных исследователей Х. Арендт, Н. Лумана, Ю. Хабермаса, а также современных отечественных авторов Е.Л. Вартановой, В.М. Горохова, Я.Н. Засурского, В.П. Коломийца, С.Г. Корконосенко, В.В. Тулупова, мы можем говорить об ин-
1 Абрамова Н.Т. Целостность и управление. М., 1974; Владимирова Т.Н., Шкондин М.В. Организованность медиасистемы как фактор интеллектуализации общества // Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия. М., 2018, с. 517-518.
2 Смирнова О.В., Шкондин М.В. Журналистика в социальном пространстве: слагаемые публичности // Социально-гуманитарные знания, 2017, № 4, с. 72-88.
3 О функциях части по отношению к целому см.: Сетров М.И. Основы функциональной теории организации. Л., 1972, с. 31.
тегративной функции медиа, реализуемой с помощью ме-диапространства, которая состоит в репрезентации публичности социальной практики в рамках национального, международного и других социальных пространств.
Создаваемое медиапространством интеллектуальное взаимодействие между участниками различных сфер социальной деятельности - важнейшая потребность социальной практики. Социальная практика, осуществляемая в таком пространстве, нуждается в том, чтобы интеллектуальный потенциал личности, различных групп, общностей, организаций, действующих в этом пространстве, был в полной мере использован в их совместной коллективной деятельности1.
Для этого необходимо, чтобы в рамках социального пространства было создано такое структурное образование, как медиапространство, которое могло бы содействовать тому, чтобы интеллектуальные ресурсы становились общим достоянием, а создание новых ресурсов и обновление старых также доводилось до сведения всех участников социальной практики.
Таким образом, медиапространство как структурное образование, представляющее собой способ связи медиасис-темы, ее компонентов с медиасредой, призвано обеспечивать оптимальное взаимодействие между медиасистемой, ее компонентами со средой, формируя соответствующие интегра-тивные образования, которые позволяют это сделать.
1. Речь прежде всего идет о таком интегративном образовании, как информационный потенциал общества, отражаемый в форме медиатекстов, медиасообщений в информационном поле СМИ, в их информационной повестке дня. Причем этот информационный потенциал должен вбирать в себя тот интеллектуальный потенциал, который рожден в процессе социальной практики личности, различных групп, общностей, организаций. В современных исследованиях этот потенциал называют медиареальностью2.
Информационное поле СМИ призвано обеспечить выявление инновационных ресурсов во всех сферах жизни об-
1 Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000.
2 Савчук В.В. Медиареальность. Медиасубъект. Медиафилософия // Медиафилософия 2. Границы дисциплины. СПб., 2009, с. 226-242; Рогозина И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект: Дисс. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2003.
щества и активное обновление на основе сотрудничества редакций с широким кругом представителей социальной практики информационного поля медиа1 как актуальной совокупности медиатекстов, отражающей актуальную значимость консолидированного интеллектуального потенциала общества, его консолидированного, материализованного в тексте общественного интеллекта. Закономерность этого процесса состоит в том, чтобы интеллектуальный потенциал общества, содержащийся в информационном поле СМИ, был адекватен интеллектуальным достижениям во всех сферах жизни общества2. Информационное поле средств массовой информации представляет собой такую совокупность медиатекстов, которая должна репрезенто-вать «движение» в материальном и духовном производстве, в социальной практике общества, а также в условиях осуществления этой практики.
Движение в философском его понимании - это все изменения, которые происходят в материальном мире (материальное движение), а также в мире идеальном, субъективном, в сознании человека. Но это не только актуальная изменчивость в материальном и духовном мире, но и «движение» устойчивых процессов в нем, характер их влияния друг на друга3. Эту познавательно-отражательную специфику вбирает в себя интеллектуальный потенциал общества, содержащийся в медиатекстах-сообщениях, которыми обновляется информационное поле СМИ.
Основу интеллектуального потенциала составляет творческий потенциал, рождаемый в социальной практике. Он является сущностным продуктом взаимодействия человека с миром и выражает состояние его социальности. Категория творчества вбирает в себя свободное, деятельное отношение человека к миру, направленное на преобразование природного и социального бытия. Его результат - совокупность возможностей этого преобразования, которые могут использо-
1 См.: Теория информационного поля. Режим доступа: http://slaviy.ru/slavyanskij-kosmizm/teoriya-informacionnogo-polya/
2 См.: Вартанова Е.Л. Осовременном понимании СМИ и журналистики // Экономика и менеджмент СМИ. 2009, с. 7-20; Шкондин М.В. Системность и организованность медиасферы: интегративные аспекты// Вопросы теории и практики журналистики, 2018, т. 7, № 1, с. 180.
3 Волков В.В. Философия: основные проблемы, понятия, термины. Режим доступа:http//www.philosophica.ru/volkov/menu.htm
ваться другими участниками социальной практики, всем сообществом или его отдельными общностями и организациями1.
2. Важным интегративным образованием является редакционная целостность, включающая в себя авторскую и редакторскую медиаобщности. Авторская медиа-общность это по сути субъект-субъектные отношения между всеми участниками массового информационного процесса. Субъектом этого процесса являются участники творческой деятельности - научной, художественной, публицистической, политической, экономической и другой. Это широкая авторская медиаобщность, создающая актуальные инновационные ресурсы, состоит в том, чтобы обеспечить публичность социального пространства на основе медийных средств, обеспечивая публичность социальной практики, осуществляемой в этом пространстве. Авторская медиаобщность - это необходимая совокупность участников творческого процесса, происходящего не только в сфере публицистики, науки, искусства, но и в сферах экономики, политики, образования, быта и др. Это организованная общность, которая распределяется по различным редакционным организациям.
Интеллектуальное взаимодействие в рамках авторской общности представляет собой прежде всего активное взаимодействие между представителями различных способов освоения мира: материально-практического, теоретического, художественного, духовно-практического, а также внутри каждого из них. А. Бергсон исследовал два способа освоения мира - интеллектуальный и интуитивный. Благодаря союзу рационального и иррационального открываются новые перспективы, о чем свидетельствует публичная социальная практика2. В массовом информационном процессе происходит взаимодействие между теорией и практикой, наукой и производством, наукой и образованием, государством и гражданским обществом и др. Интеллектуальное взаимодействие - это общение между личностями, группами, общностями, организациями по поводу создания, обновления и освоения инновационных знаниевых, аксиологи-
1 Кононова Л.И. Актуализация творческого потенциала человека в процессе социальной работы: Дисс. ...д-ра филос. наук. 2005; Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ: тенденции развития // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского, 2017, № 4, с. 226-230.
2 Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск, 1995, с. 295.
ческих и поведенческих ресурсов, которые выступают как возможность успешного освоения мира, самодвижения социальной практики по цивилизационному пути. Это публичный дискурс между ними, обеспечивающий непрерывное обновление интеллектуального потенциала общества, его общественного интеллекта и интеллекта всех субъектов социальной практики в соответствии с их местом в системе общественного разделения труда.
Авторская медиаобщность в сфере журналистского творчества призвана включать в себя все творчески активные силы социальной практики из различных сфер материального и духовного производства, а также профессиональных журналистов, создающих авторские публикации на актуальные темы публицистики/журналистики в ее познании жизненного мира повседневности, непрерывной изменчивости актуальных явлений текущей действительности и их влиянии на устойчивые тенденции социальной практики.
Редакторская медиаобщность объединяет тех, кто осуществляет редактирование медиатекстов: научное, титульное, литературное, художественное, оформительское1. Те, кто формирует концепции различных СМИ и осуществляет их реализацию, обеспечивая актуальность, новизну, научную, эстетическую, практическую значимость медиатекстов, удовлетворяющих потребности различных аудиторных групп.
3. Медиапространство располагает также технологической структурой - строением материально-технической базы средств массовой информации, а также экономической структурой - способами и формами экономических отношений между участниками массового информационного процесса2.
Аудиторная медиаобщность, охватывает всех тех, кто испытывает и удовлетворяет свои, опосредованные ме-диатехнологиями, информационные потребности как участники социальной практики. Динамическим интегративным качеством является непрерывная обновляемость медиа-картины мира в сознании массовой и специализированной аудитории на основе инновационных ресурсов, рождаемых в
1 Антонова С.Г., Соловьев В.И., ЯмчукК.Т. Редакторская деятельность в современных условиях // Редактирование. М., 2013.
2 Вартанова Е.Л. СМИ в современной экономике // Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003; Демина И.Н. Рынок СМИ, медиасистема и система медиапредприятий: взаимосвязь и отличительные черты // Известия ИГЭА, 2004, № 1, с. 75-77.
сферах материального и духовного производства, удовлетворяя информационные потребности участников социальной практики в конструировании будущего адекватно условиям жизни общества. Непрерывное обновление медиакартины мира в сознании личности, различных групп, общностей, организаций как участников социальной практики происходит дифференцированно, в соответствии с их местом в системе разделения труда различных социальных пространств1. На основе сообщений происходит превращение потенциальной информации в реальную, несущую инновационные ресурсы потребителям информации и удовлетворяющую их информационные потребности в соответствии с их местом в системе общественного разделении труда, в системе различных социальных пространств общества. Организованность массового информационного процесса обеспечивает организованность социальной практики на путях социального прогресса.
Медийная реальность как постоянно обновляемое состояние консолидированного общественного интеллекта различными наборами интеллектуальных ресурсов по отношению к различным социальным пространствам. Таким образом, речь идет о редакционно-коммуникационной целостности в рамках всего медиапространства, ибо такая целостность обеспечивает коммуникативное взаимодействие между теми, кто создает сообщения-медиатексты, распространяет и потребляет их.
4. Медийная организованность массового информационного процесса связана с созданием и осуществлением информационной политики2. Она обеспечивает упорядоченность процессов наблюдаемости за интеллектуальными ресурсами социальной практики и их своевременной сооб-щаемости для постоянного обновления консолидированного общественного интеллекта, чтобы обновлять совокупность медиатекстов в информационном поле СМИ. Ею обеспечивается сообщаемость постоянно обновляемого информационного потенциала СМИ различным аудиторным группам, объясняемость сообщаемых интеллектуальных ресурсов каждой социальной общности, в соответствии с ее
1 Анненкова И.А. Медиакартина мира как инвариант языковой картины мира // Русская речевая культура и текст. Томск, 2014, с. 81 -86.
2 Владимирова Т.Н., Шкондин М.В. Организованность медиасистемы как фактор интеллектуализации общества // Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия. М., 2018, с. 517-518.
информационными потребностями. Медикартина мира, которая превращает потенциальную информацию в реальную, должна включать в себя гармоническое непротиворечивое единство множеств различных картин, рождаемых в различных социальных пространствах.
Публичность - это важнейшая черта такого вида социальной практики, когда интеллектуальный потенциал, общественный интеллект попадает в орбиту интеллектуального взаимодействия между личностью, коллективом, создающими интеллектуальные ценности, и широкой общественностью, участвующих в социальной практике и осваивающих эти ценности в знаниевом, эстетическом, аксиологическом и поведенческом аспектах с целью более активного осуществления этой практикой своих цивилизационных целей.
Интеллектуальное взаимодействие посредством СМИ -это субъект-субъектное отношение между участниками социальной практики по поводу обновления общественного интеллекта в связи с рождение новых интеллектуальных ценностей, интеллектуальных ресурсов в процессе социальной практики и в связи с необходимостью реализации появившихся возможностей повысить эффективность совместной сознательной деятельности по освоению и преобразованию мира.
Медиареальность социальной практики - это ее медиа-публичность, благодаря которой непрерывно репрезентируется интеллектуальный потенциал участников этой практики в содержании информационного поля СМИ, в их ме-диатекстах, в информационной повестке, а затем - в сознании участников практики постоянно обновляемой медиа-картиной мира, обеспечивающей единство сознания и действия на пути цивилизационного развития общества. Медиареальность социальной практики - это постоянное интеллектуальное взаимодействие ее участников, создающее непрерывное обновление консолидированного общественного интеллекта, содержащегося в медиатекстах и отражаемого в медиакартине мира массовой аудитории СМИ.
Публичность социальных пространств состоит в том, что на базе СМИ обеспечивается открытость этих пространств социальной практике личности, различных групп, общностей, организаций, в него входящих.
Актуальные для них интеллектуальные ресурсы, которыми располагают участники теоретической, художественной,
образовательной, практической и другой деятельности, становятся достоянием широкой общественности благодаря создаваемым в этом пространстве СМИ, вбирающими в себя интеллектуальный потенциал социального пространства, непрерывно обновляя этот потенциал.
Журналистика как медийная целостность представляет собой полисистемное образование, в котором медиасистема тесно взаимодействует с ее средой, обеспечивая в массовом информационном процессе интеллектуальное взаимодействие в обществе, реализуя важные коммуникативные функции общественного интеллекта, непрерывно обновляя его и обеспечивая на этой основе непрерывное обогащение ме-диакартины мира в сознании личности, различных групп,
общностей, организаций, включенных в социальную практи-
1
ку, движущуюся по пути цивилизационного развития .
Это заставляет обратиться к анализу проблемы целостности информационного пространства с точки зрения философских, общенаучных парадигм и рассматривать журналистскую деятельность, журнализм как систему на всех уровнях информационной организации или информационного поля: от вселенских, социоприродных метаинформа-ционных, через планетарно-цивилизационные (мегаинфор-миационные), к социальным в рамках определенного общества, страны (макроинформационным) и далее в конкретных более мелких локальностях и общностях (мезо, миллиинформационных) вплоть до конкретных журналистских текстов, воспринимаемых личностью (микро- и мини-информационных).
Под журнализмом здесь понимается специфическая мас-синформационная деятельность, связанная с поиском и передачей актуальной социальной информации в ритмизированной, дискретной форме массовой вероятностной рассредоточенной, анонимной аудитории и выступающая тем самым в качестве информационной массмедиации или мас-скоммуникаторства. Ядром понятия «журнализм» в этом смысле является журналистская профессия, хотя понятие журнализма оказывается более объемным, включающем общее, особенное и единичное в информационной медиации. Журнализм, журналистская профессия - это констант-
1 См.: Свитич Л.Г. Журнализм в системе глобальных информационно-креативных процессов. М., 2002.
ные характеристика журналистики как социальной массин-формационной системы, это субъект информационного обмена в социуме.
Эта исходная посылка о существовании многоуровневого информационного поля дает возможность рассмотреть журнализм как:
- социоприродный феномен;
- цивилизационный феномен;
- социономический феномен;
- профессионально-творческий феномен.
Причем все эти аспекты нуждаются в анализе не только структурном, но и динамическом, то есть в осмыслении генезиса и функционирования этих систем во времени1.
Если массовая информация является реализацией развертывающихся смыслов-потенциальностей, то журнализм как тип деятельности предстает выражением этих аксиальных (от лат. axis - ось) и аксиологических (от греч. axios -ценный) константных смыслов. Но он может и не выражать их или противоречить им, то есть выступать в качестве носителя антисмыслов. В зависимости от этого модели развертывания журнализма могут быть либо созидательными, либо разрушительными для общества. Особенно важно исследовать феноменологические особенности журнализма в свете современной научной информационной парадигмы потому, что мы находимся сейчас в состоянии выбора цивилизационного пути. Качество информационного воздействия на общество и планету, его эффекты становятся сегодня глобальной проблемой.
Журнализм эпохи глобального информационного поля становится все более универсальным и всепроникающим, полифункциональным, супероперативным, интерактивным, саморегулируемым, синтезным и дуальным, совмещающим разные тенденции (шаблонизацию и креатизм, массовизацию и индивидуализм, массбульваризацию и элитаризм и т. п.), ценностно разностильным - одним словом, синтезным, синергетическим.
В заключение следует отметить, что субъективный фактор цивилизационного развития представляет собой единство сознания и действия, осуществляемого в его рамках. Это единство не может быть обеспечено без массового инфор-
1 Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000.
мационного процесса, упорядочиваемого посредством журналистики/медиа. Именно он дает возможность интеллектуальным ресурсам, рождаемых в процессе практики, обретать свойство сообщаемости и непрерывно обновлять информационное поле СМИ, образуя совокупность медиа-текстов, отражающих непрерывное обновление консолидированного общественного интеллекта в форме различных медиатекстов. Эти медиатексты должны быть адекватны интеллектуальному потенциалу общества, которым располагают наиболее успешные в освоении мира субъекты различных видов социальной деятельности и различных способов освоения действительности: научно-теоретического, художественного, практического и иного.
Медийная реальность как фактор оптимизации настоящего и конструирования будущего образует в сознании массовой аудитории СМИ медиакартину мира, позволяющую осваивать содержащиеся в ней возможности социального развития в совместной деятельности, превращать их в действительность социальной практики.
Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В. Журналистика как медийная целостность: структурные аспекты. В статье предпринята попытка охарактеризовать структурные особенности журналистики как медийной целостности. Осуществлен анализ интегративных структур, обеспечивающих взаимодействие медиасистемы и ее среды.
Ключевые слова: медиапространство, медиареальность, социальное пространство, журналистика, социальная практика, интеллектуальное взаимодействие.
Svitich L.G., Smirnova O.V, Shkondin M.V. Journalism as media integrity: structural aspects. The article attempts to characterize the structural features of journalism as media integrity. The analysis of integrative structures providing interaction of a media system and its environment is carried out.
Keywords: media space, media reality, social space, journalism, social practice, intellectual interaction.