Коммуникации в глобальном, информационном обществе =
Т.Н. ВЛАДИМИРОВА доктор педагогических наук, проректор, директор института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета
В.В. ПАНФЕРОВА кандидат философских наук, профессор кафедры коммуникационного менеджмента, рекламы и связи с общественностью МПГУ
М.В. ШКОНДИН доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова'
Медиапубличность интеллектуального взаимодействия в обществе
Информационный подход к исследованию интеллектуального взаимодействия в обществе как системы, в которой реализуется создание, распространение, потребление информации, обмен ею, выявляет следующие аспекты: возникновение интеллектуального взаимодействия есть этап развития информационных процессов в обществе в целом; общественный интеллект - специфическая разновидность информации; социальное бытие общественного интеллекта
базируется на конкретной информационной инфраструк-
1
туре, характерной для определенного типа культуры .
* Шкондин Михаил Васильевич, e-mail: [email protected]
1 Ростовых Д.А. Социальный интеллект как фактор развития информационного общества // Социальная политика и социология, 2007, № 3(35).
Интеллектуальное взаимодействие в обществе неразрывно связано с социальным творчеством, которое является высшей формой социальной деятельности, созидательным процессом, который способствует сохранению и саморазвитию личности, различных социальных общностей, организаций, общества в целом. Сущность социального творчества в том, что оно реализует необходимость постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и задачам, переосмысливать видение ситуации и находить ее новые интерпретации. Это важнейший механизм развития как личности, так и общества, который представляет собой единство социального наследования и новаторства, создания нового и разрушения отжившего, объединение людей и соперничество, конкуренция1.
Современное общество называют инновационным обществом. Сегодня создание нового является целенаправленным процессом, обусловленным конъюнктурой рынка. Оно состоит в формировании парадигмы инновационного общества, в которой интеллект и креативность как важнейшие факторы самоактуализации человека указывают на потенциал, проверяемый возможностями решения сверхзадач, поставленных действительностью. Это относится, прежде всего, к исследованию интеллектуального потенциала и креативности человека в условиях инновационного общества и способам их реализации2.
Социальное творчество это целостная система создания, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в социальной практике при сохранении динамического единства старого, современного и нового Социальное творчество призвано функционировать на основе строго соблюдения принципов, важнейшим из которых является целостность.
Российское общество, вступающее в новый цивилиза-ционный этап, призвано значительно расширить границы социального творчества в своей социальной практике,
1 Жаркова А.А. Творчество в социально-культурной деятельности - источник выстраивания системы жизненных отношений личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2014, № 6; Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. Новосибирск, 2000.
2 Вартанова Е.Л. К вопросу об актуализации теории журналистики и теории СМИ // Вопросы теории и практики журналистики, 2017, № 1, т. 6, с. 5-13; Панферова В.В. Медиасвобода: границы права и морали // Вопросы теории и практики журналистики, 2016, № 2, т. 5, с. 200-209.
чтобы обеспечить активное освоение действительности в рамках субъективного фактора исторического процесса.
Интеллектуальное взаимодействие осуществляется посредством инфосферы, включает в себя все виды коммуникаций, в том числе и медиакоммуникации, обеспечивающие высокий уровень их динамичности, массовости, организованности медиадискурса.
Интеллектуальное взаимодействие в рамках СМИ, это институциональное взаимодействие, связанное с непрерывным обновлением интеллектуального потенциала участников повседневной социальной практики. Это взаимодействие основано на процессах социального творчества, направленного на освоение и преобразование действительности в системе субъективного фактора цивилизационного развития. Характер целостности этого взаимодействия - обеспечение публичности социальной практики в процессе ее самодвижения, когда происходит непрерывное обновление интеллектуальных ресурсов личности, различных общностей, организаций, общественного интеллекта в целом1.
Повседневность социальной практики - это ее непрерывное обновление в результате социального творчества в сферах экономической, политической, научной, художественной образовательной и других реальностей. Это непрерывное появление новых интеллектуальных ресурсов -знаниевых, аксиологических, поведенческих, непрерывное обновление на их основе медиареальности (информационное поле СМИ), представляющей собой важнейшие ресурсы общественного интеллекта, материализуемых в медиа-тексте2. Это непрерывное обновление на основе этих ресурсов медиакартины мира в сознании индивидуальном и коллективном участников социальной практики.
Самодвижение социальной практики в рамках повседневности это обеспечение единства изменчивости в ней и устойчивых процессов материального и духовного производства. Социальное творчество это оптимизация настоящего и конструирование будущего социальной практики с
1 Вартанова Е.Л. Современная структура и динамика медиасистемы // Медиасистема России. М., 2017; Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В. Журналистика как медийная целостность: структурные аспекты // Социально-гуманитарные знания, 2018, № 8, с. 24-40.
2 Савчук В.В. Медиареальность. Медиасубъект. Медиафилософия // Ме-диафилософия 2. Границы дисциплины. СПб., 2009, с. 226-242.
использованием инноваций, актуальных интеллектуальных ресурсов, которыми располагает общество, но недостаточно использует в своей практической деятельности.
Журналистике как фактору институционального интеллектуального взаимодействия предстоит:
• обеспечить адекватность непрерывно обновляемых интеллектуальных ресурсов медиареальности интеллектуальному потенциалу общества, рождаемому на основе результатов социального творчества, достигаемых в экономической, политической, научной, художественной, образовательной и других реальностей, составляющих основу социальной практики;
• обеспечить адекватность медиакартины мира, непрерывно обновляемой в индивидуальном и коллективном
1
сознании .
На современном цивилизационном этапе происходят существенные перемены в социальном творчестве. Это творчество начинает приобретать массовый характер, завоевывая ведущие позиции во всех сферах социальной практики.
Суть этих перемен исследователи видят в том, что с изменением характера труда в современном обществе приобретает качественно новый характер процесс создания и использования в практической деятельности интеллектуальных ресурсов. Существенно возрастает объем и повышается качество этих ресурсов, поскольку вся социальная практика в ее основе все больше становится духовной деятельностью, которая обеспечивает движение материального производства. Поэтому на современном этапе в социальной практике обретает все больший вес создание и динамичное использование интеллектуальных ресурсов2.
Публичность социальной практики в этих условиях должна менять характер своей целостности. Она должна предоставлять социальному творчеству возможность обновлять общественное сознание адекватно достигаемым на совре-
1 Горохов В.М. Репозиционирование СМИ в медиатизированном обществе // Медиаальманах, 2018, № 5, с. 14-23; Коломиец В.П. Массовая коммуникация в дискурсе отечественных социологов (1960-1980-е гг.) // Социологические исследования, 2018, № 10, с. 92-102; Шкондин М.В. Системность и организованность медиасферы: интегративные аспекты // Вопросы теории и практики журналистики, 2018, № 1, т. 7, с. 177-186.
2 Орлов В.В. Единый закономерный мировой процесс: фундаментальные проблемы // Новые идеи в философии, 2016, № 3.
менном этапе результатам социального творчества и обеспечивать освоение этих результатов участниками социальной практики: личностью, различными социальными общностями, организациями.
Иными словами, необходимо поднять на качественно новый уровень интеллектуальное взаимодействие в обществе, которое составляет основу этой публичности. Значительная доля ответственности в этом деле ложится на плечи средств массовой информации, формирующих и репрезентирующих медиапубличность1.
Современная социальная практика испытывает острый дефицит медиапубличности. Он выражается в том, что информационный потенциал СМИ, его медиареальность неадекватно отражает, репрезентирует интеллектуальный потенциал, рождаемый и накапливаемый в социальном творчестве, в социальных реальностях - экономической, политической, научной, образовательной, художественной и др.
По сути своей медиареальность - это репрезентируемые в медиатексте ресурсы обновляемого общественного интеллекта, процесс его обогащения и обновления. Неадекватное его отражение в значительной мере связана с тем, что наблюдаемость за процессами и результатами создания интеллектуальных ресурсов в сферах духовно-теоретической, духовно-практической и практической деятельности во многих случаях заставляет желать лучшего, как и отражение этих ресурсов в медиакартине мира, непрерывно обновляемой в сознании аудиторных групп СМИ2.
Наблюдаемость в теории управления - это свойство динамичных систем, позволяющее судить о процессах, происходящих внутри системы3. Социальная практика как динамичная система осуществляет динамичное движение в условиях повседневной реальности. Ее устойчивость в рамках субъективного фактора цивилизационного развития в
1 Бодрунова С.С. Медиаполитическое взаимодействие или политическая коммуникация? К вопросу о развития медиаполитологии в России [Электронный ресурс] // Медиаскоп, 2014, вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1653; Лащук О.Р., Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Шкондин М.В. Авторская и редакторская деятельность в системе социального творчества: структурные аспекты // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева, 2018, № 4, т. 1.
2 Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ: тенденции развития // Вестник ННГУ имени Н.И. Лобачевского, 2017, № 6, с. 226-230.
3 Кривошеев В.П. Основы теории управления. Ч. 1. Новосибирск, 2001.
значительной степени зависит от результатов социального творчества, происходящего в ней. Медиапубличность как свойство социальной практики выступает важным фактором обеспечения оптимального взаимодействия между ус-
1
тоичивостью и изменчивостью этой практики .
Повседневность, повседневная реальность социальной практики непрерывно обновляет свои интеллектуальные ресурсы в соответствии с непрерывным изменением условий жизни общества, вовлекая в свои процессы новые достижения, носящие инновационный характер, обновляя существующее, освобождаясь от устаревшего. Благодаря публичности общественный интеллект имеет возможность осуществлять наблюдаемость за движением социальной практики, вбирая в себя результаты социального творчества как интеллектуальные ресурсы.
Дефицит публичности существует из-за недостаточной оптимизации функций наблюдаемости, сообщаемости, объясняемости, действующих в рамках социальной практики, которые общество делегирует своей инфосфере, ее информационным системам, в том числе медиасистеме, РК рекламе и др.2.
Медиапубличность исследуется в статье как интегратив-ное системное свойство, обретаемое социальной практикой в процессе интеллектуального взаимодействия между ее участниками. Важнейшая потребность социальной практики состоит в том, чтобы общественный интеллект непрерывно обновлялся в соответствии с той актуальной изменчивостью, которая происходит в повседневной социальной реальности. Актуальные повседневные изменения в рамках экономической, политической, научной, образовательной, художественной и других реальностей должны динамично обновлять общественный интеллект. Медиатизированный общественный интеллект в его повседневной реальности, обусловленной постоянной изменчивостью в социальной практике, в условиях жизнедеятельности общества, призван непрерывно вбирать в себя актуальные ресурсы, рождаемые в процессе этой практики, в процессе социаль-
1 Демина И.Н., Шкондин М.В. Журналистика как фактор публичности: системные аспекты // Вопросы теории и практики журналистики, 2017, № 1, т. 6, с. 14-29.
2 Мельник В.В., Печерк И.Ф. Методология и методика социологического исследования. Тюмень, 2012.
ного творчества ее участников. Интеллектуальные ресурсы в значительной мере носят актуальный характер, имея возможность активно воздействовать на нее при их широком использовании в практической деятельности. Общественный интеллект, непрерывно обновляемый в медийном поле повседневности, осваивается участниками социальной практики как совокупность интеллектуальных ресурсов в соответствии с характером развития условий материального и духовного производства.
Медиареальность выступает как одна из интегративных целостностей медиапубличности социальной практики, как основа создания и непрерывного обновления медиакар-тины мира в сознании членов общества, представителей различных социальных пространств, существующих в нем на основе общественного разделения труда.
Современный цивилизационный этап характеризуется актуализацией процессов интеллектуализации в условиях научно-технической революции и развития информационного общества. Интеллектуализация российского общества -назревшая необходимость, которая может помочь ему преодолеть острый дефицит публичности социальной практики. Этот дефицит выражается в том, что общественное производство наших дней нуждается в том, чтобы социальное творчество обретало в нем массовый характер и повышало свое качество. А также в том, чтобы рожденные в нем интеллектуальные ресурсы личности, отдельных общностей, организаций становились всеобщими ресурсами, всеобщим достоянием и активно способствовали развитию процессов освоения и преобразования действительности1.
Только в этом случае могут быть выявлены и активно использованы все имеющиеся возможности, рожденные в процессе социального творчества, необходимые интеллектуальные ресурсы, сформирован и реализован интеллектуальный потенциал общества, идентичный этим возможностям. Речь идет о возможностях, которые создаются социальным творчеством в различных видах социальной реальности: экономической, политической, научной, образовательной, художественной и др., о возможностях зна-
1 Владимирова Т.Н., Славина В.А. Медиакритика: между теорией и практикой // Вопросы теории и практики журналистики, 2018, № 4, т. 7, с. 646-659.
ниевых, аксиологических, организационно-поведенческих и иных интеллектуальных ресурсов.
Другая сторона дефицита публичности состоит в том, что различные социальные пространства, существующие в обществе, имеют свой собственный интеллектуальный потенциал, необходимый им для успешного освоения и преобразования мира. Он вбирает в себя как общезначимые ресурсы, так и ресурсы, которые востребованы отдельными социальными реальностями, отдельными социальными пространствами в соответствии с их местом в системе общественного разделения труда.
Медиатизация как процесс представляет собой интеллектуальное взаимодействие между представителями социального творчества, участвующими в репрезентации достижений этого творчества в информационном поле медиа как медиареальность. Она представляет собой создание и непрерывное обновление совместными усилиями совокупности медиасообщений как совокупности медиатекстов (тексты печати, интернета, аудиоряд, видеоряд телерадио и интернета). Медиареальность по сути своей представляет собой репрезентацию актуальной повседневности, т. е. совокупности социальных реальностей, возникающих как такой результат социальной практики, который представляет собой изменчивость в этой практике, активно влияющей на устойчивые тенденции освоения и преобразования мира в рамках субъективного фактора цивилизационного развития общества1.
Это может быть совокупность интеллектуальных ресурсов, которые имеют значительные возможности при их широком использовании в ускорении общественных процессов. Это могут быть и антиресурсы, противостоящие общественным интересам, которые требуют противостояния им со стороны общества.
Таким образом, медиатизация имеет своим результатом обеспечение интеллектуального взаимодействия между участниками социального творчества, в результате которого создается и непрерывно обновляется медиареаль-ность как медиатизированное отражение важнейших сос-
1 Гуреева А.Н. Концептуализация процесса медиатизации в России и за рубежом // Медиаальманах, 2018, № 5, с. 16-21 ; Kiriya I. Les études médiatiques dans les BRICS contre les bases de données occidentales: critique de la domination académique anglophone // HERMES (France), 2017, vol. 17, № 79, p. 62-68.
тавляющих общественного интеллекта: знаниевых, аксиологических и поведенческих интеллектуальных ресурсов.
Все творчески активные участники социальной практики выступают как представители социального творчества, существующего в системе общественного разделения труда, в том числе как представители интеллектуального взаимодействия между сферами духовно-теоретического, духовно-практического и практического освоения мира. Они репрезентируют интеллектуальные ресурсы, которые возникают в различных видах социальной реальности, в том числе экономической, политической, образовательной, художественной и др.
Одной из актуальных проблем современного российского общества является недостаточный уровень оптимизации процессов интеллектуального взаимодействия между участниками социального творчества, социальной практики. О необходимости развития устойчивых тенденций интеллектуального взаимодействия пишут исследователи сферы российского образования. Немало исследований на эту тему и в сферах политики, экономики, культуры. Немаловажную роль в своих исследованиях они отводят средствам массовой информации как фактору этого взаимодействия.
В условиях становления нового этапа цивилизационного процесса обостряется противоречие между общественными потребностями в публичности социальной деятельности, социального творчества и возможностями их удовлетворения средствами массовой информации. Системный анализ данной проблемы говорит о необходимости существенной актуализации таких интегративных качеств и свойств медиа-системы, как ее функциональная, структурная, коммуникативная и организационная целостности. Не умаляя значения дальнейшей актуализации традиционных функций журналистики, мы считаем важным исследование всей функциональной целостности. В ее составе прежде всего интегративная функция, направленная на обеспечение публичности социальной жизнедеятельности в рамках субъективного фактора цивилизационного развития1. Это касается также познавательно-отражательных функций не только самой журналистики, но и других сфер социальной деятельности, освоения и преобразования действительности: духовно-теоретической
1 Корконосенко С.Г. Теория журналистики: от схематизма к реализму // Вопросы теории и практики журналистики, 2016, № 4, т. 5, с. 536-545.
(наука, искусство), духовно-практической (политика, управление, образование), практической (производство и др.). Существует острая необходимость более тесного взаимодействия между ними, чтобы активнее обогащать интеллектуальный потенциал общества и обновлять им содержание медийной реальности. Возрастает также роль функций структурных, коммуникативных, организационных в условиях диги-тализации медиасистемы.
Заботясь об организованности медиапространства, мы должны знать:
- достаточно ли информационный потенциал общества, обогащенный и обновленный повседневностью, соответствует достижениям интеллектуального потенциала общества - тем знаниевым, аксиологическим и поведенческим ресурсам, которые непрерывно возникают в сферах духовно-теоретической, духовно-практической и практической деятельности;
- достаточно ли полно отражается информационный потенциал общества в медиакартине мира, которую формируют и обновляют в своем сознании различные социальные общности, действующие во множестве различных социальных пространств, объединенных единым социальным прост-
1
ранством .
Массовое общение, общественный диалог должны обеспечивать интеллектуальное взаимодействие между всеми социальными субъектами. Уровень развития этих информационных отношений в идеале будет таким, когда каждый социальный субъект становится публичным социальным субъектом. Это значит, что он:
- открыт для других социальных субъектов;
- может участвовать в массовой информационной деятельности как источник информации, как ее создатель и распространитель;
- может в полной мере удовлетворять свои информационные потребности, осваивая создаваемый информационный потенциал общества.
Чтобы быть публичными, массовые информационные отношения должны иметь в результате массового общения
1 Владимирова Т.Н., Шкондин М.В. Организованность медиасистемы как фактор интеллектуализации общества // Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия. М., 2018, с. 517-518.
между социальными субъектами адекватное отражение условий жизни общества на уровне:
- результатов научной деятельности;
- результатов художественного освоения мира;
- результатов художественно-публицистического, журналистского освоения;
- результатов духовно-практического освоения в сферах управления, образования и воспитания;
- результатов практического освоения, выраженного в социальном опыте, в общественном мнении, социальном капитале и др.
Концепты целостности медиа
Сущность целостности медиа состоит в обеспечении ме-диапубличности социальной практики, социального творчества участников этой практики в рамках субъективного фактора цивилизационного развития, создающего единство сознания и действия на основе использования интеллектуальных ресурсов непрерывно обогащаемого ими информационного потенциала общества (Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский).
Информационный потенциал общества - это знаниевые, аксиологические и поведенческие ресурсы, рождаемые в процессе социального творчества, которое в условиях современного цивилизационного этапа обретает все более широкий размах и новую качественную определенность информационного общества.
Функциональная целостность этого процесса, в котором участвуют все творчески активные силы общества, обеспечивается на основе его медиатизации, которая в рамках медиапространства, создаваемых в нем информационных, организационных, экономических, правовых и других социальных отношений, осуществляет наблюдаемость, сооб-щаемость и объясняемость (Пьер Бурдье) достигаемых результатов творческой деятельности.
Информационное поле медиа, его медийная реальность призваны обеспечивать адекватность содержания этой реальности рождаемому и непрерывно обновляемому интеллектуальному потенциалу общества, который отражается в его информационном потенциале как совокупность ресурсов общественного интеллекта.
Консолидируемый в медиа общественный интеллект (А.И. Субетто) должен представлять собой коллективно
вырабатываемую участниками социальной практикой совокупность интеллектуальных ресурсов, представляющую собой потенциал медиакартины мира (И.А. Анненкова), которая может помочь участникам социальной практики конструировать свое будущее в соответствии с характером развития условий жизни общества.
Репрезентация медиапубличности социальной практики, социального творчества обеспечивается медиапространст-вом, которое выступает как единство медиасистемы и ее среды. Интегративными составляющими этого единства выступают авторская, аудиторная и другие медиаобщности: медиаэкономика, медиаиндустрия, субъекты научного, художественного, литературного редактирования, субъекты медиаорганизации.
Перед журналистским сообществом как основным субъектом организации коммуникационного взаимодействия и обеспечения публичности интеллектуального потенциала общества стоят новые вызовы, обусловленные развитием информационных технологий, блогосферы и активизации гражданской журналистики, а также проблемами, связанными с тенденцией деинституциализации журналистики, что создает опасность «разупорядочения» (по П. Бергману и Т. Лукману) и хаотизации.
Все это предъявляет новые требования к профессиональным медиа и к повышению уровня методологической культуры журналиста.
Как никогда актуальны сейчас слова Анатолия Аграновского, который говорил, что хороший журналист не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто прежде всего хорошо думает. Роль журналиста в современных условиях меняется. Он становится лоцманом в океане информации, что требует профессиональных знаний в отборе актуальной социально значимой информации, умения увидеть в том или ином явлении отражение сущности, возможно, новой сложной проблемы, требующей общественного обсуждения.
Это, в свою очередь, требует повышения уровня методологической культуры журналистов и соответствующей подготовки профессиональных журналистов. Как отмечает автор курса «Философия журналистики» Карлин Романо, нам нужны журналисты, способные не только выпускать пиарные репортажи и пользоваться утечками информации, но и могущие сформулировать собственное мнение по
каждому профессиональному вопросу. Нам нужны журналисты, задумывающиеся о роли прессы в государстве, о том, как устанавливаются смысловые границы слов. Он справедливо ставит вопрос о необходимости введении такого курса на факультетах журналистики: «Нам в наших колледжах и университетах нужно культивировать более классический, полнокровный и полноценный подход к журналистике. Если это случится, то произойдет поворот университетов и фондов, мыслящих категориями СМИ, к тому, чтобы переосмыслить и изменить журналистское образование, которое должно избавиться от своей сиюминутности в погоне за модой, от своей нехватки целостного видения»1.
Сложность и противоречивость современного мира, двойственные последствия широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий ставит новые проблемы, связанные с судьбой земной цивилизации и существованием самого человека. Нельзя не согласиться с мнением английского философа Р. Тарнаса: «Как цивилизация и как биологический вид мы подошли к моменту истины, когда будущее человеческого духа и будущее планеты подвешены на тонкой нити. Если когда и требовались сразу от многих смелость, глубина и ясность видения, то миг этот наступил сегодня»2. В этих условиях резко возрастает роль коммуникации и цена слова. Журналист должен уметь увидеть риски и привлечь к ним внимание общества. К примеру, очень неоднозначны могут быть последствия создания искусственного интеллекта, особенно с учетом того, что, как отмечают исследователи, наша техническая переразвитость опережает наше нравственное развитие.
Следует отметить, что программы первых факультетов журналистики в вузах нашей страны включали курс философии, значительно больший, чем в настоящее время. Базовое журналистское образование формировало не только достаточно высокий уровень общей культуры личности, но и культуры методологической, формировало системное мышление, целостное видение проблем. Не случайно это позволило многим выпускникам успешно защищать диссертации не только по филологическим и историческим
1 Романо К. Нам нужна философия журналистики // Русский Журнал, 1997-2015. Режим доступа: http://www.russ.ru/pole/Nam-nuzhna-filosofiya-zhurnalistiki
2 Tarnas R. Passion of Western Mind. М., 1995.
наукам, но и по философским, социологическим и другим социально-гуманитарным наукам.
Сегодня в работе с первокурсниками , прежде всего при чтении курса "Теория журналистики", ощущается недостаточный уровень их обществоведческой подготовки. Безусловно, одной из причин этого является сосредоточенность выпускников, решивших стать журналистами, на подготовке лишь по литературе и русскому языку. При этом общест-вознание остается на периферии внимания. Представляется целесообразным введение обществознания в качестве обязательной дисциплины для поступления на специальность "журналистики".
Наше преклонение перед техникой и технологиями нередко отодвигают на задний план задачу формирования методологической культуры журналиста. Развитие культуры мышления, умения рассматривать любое явление в его взаимосвязях, формирование синергетического подхода к анализу социальной реальности, ответственность - все это должно занять базовое место в системе подготовки профессионального журналиста.
Владимирова Т.Н., Панферова В.В., Шкондин М.В. Медиа-публичность интеллектуального взаимодействия в обществе.
В статье интеллектуальное взаимодействие исследуется как системный объект, характер целостности которого состоит в обеспечении публичности социальной практики на основе оптимизации медиареальности как интеллектуального потенциала общества, создаваемого и обновляемого в результате социального творчества и осваиваемого через медиакартину мира аудиторией СМИ.
Ключевые слова: медиапубличность, медиареальность, медиа-пространство, медиакартина мира, интеллектуальное взаимодействие, социальное творчество, медиатизация, методологическая культура журналиста.
Vladimirova T.N., Panferova V.V., Shkondin M.V. Mediapublicity inside of the society's system of an intellectual interaction.
Intellectual interaction as a system object which nature of integrity consists in ensuring social practice publicity based of optimization of media reality as intellectual potential of the society created and updated as a result of social creativity and mastered through a world media picture by audience of media is being studied in the article.
Keywords: media publicity, media reality, media space, media picture of the world, intellectual interaction, social creativity, media-tization, methodological culture of the journalist.