Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 13 (267).
Филология. Искусствоведение. Вып. 65. С. 137-140.
И. А. Фатеева
ЖУРНАЛИСТИКА И МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье ставится проблема медиабезопасности современных детей, в том числе в Челябинской области, а также перечисляются попытки ее решения как в теоретическом, так и в практическом плане. Статья актуальна в связи со скорым вступлением в силу Закона РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Ключевые слова: медиабезопасность, журналистика, массовая информация, система образования, медиаобразование, медиапросвещение.
Словосочетание «медиабезопасность личности» встречается в научно-педагогическом дискурсе в последнее время все чаще, особенно применительно к детям. Как и все слова с корнем «медиа», лексема «медиабезопасность» имеет семантическую связь с системой средств массовой информации и коммуникации, поскольку медиа (или массмедиа) - это массовые средства информационных связей, т. е. пресса (газеты, журналы, книги), радио, телевидение, кинематограф, видео- и звукозаписи различных текстов, а также всевозможные формы новейших телекомпьютерных систем и мультимедийных устройств.
Несколько раньше, чем «медиабезопасность», в русский язык вошли такие слова, как «медиаобразование», «медиаграмотность», «медиарынок», «медиакратия». Хотя «золотым веком» массовой коммуникации считается XX век, поскольку именно тогда сложились необходимые условия для существования массме-диа (высокий уровень материальной культуры общества, прежде всего техники, наличие массовой аудитории, склонной к потреблению их продукции, и т. д.), кодификация слов с корнем «медиа» в словарях происходила фактически в начале XXI века. Так, изданный в 2002 году «Энциклопедический словарь СМИ» А. А. Князева зафиксировал из вышеперечисленных лексем только одну - «медиакратия» [4]. А в выпущенном всего два года спустя Л. М. Земляновой англо-русском толковом словаре концепций и терминов, имеющих отношение к коммуника-тивистике и средствам информации, имеются уже все эти четыре слова [3. С. 200-204].
Если же взять «Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности» (2010) А. В. Федорова, то мы увидим, что там ряд терминов с корнем «медиа» довольно длинный и вклю-
чает такие слова, как медиа-арт, медиавоздействие, медиавосприятие, медиаграмотность, медиадидактика, медиаизмерения, медиаклуб, медиацентр, медиакомпетентность, медиакритика, медиакультура, медиалогия, медиаобразование, медиапедагогика, медиапиратство, медиапланирование, медиапсихология, медиатворчество, медиатека, медиатекст, медиатерроризм, медиаэкология [9. С. 22-27]. Однако понятия «медиабезопасность» там нет. Это может объясняться, во-первых, русским происхождением второго корня этого сложного слова (все другие лексемы даются с английским аналогом), во-вторых, меньшей распространенностью этого термина по сравнению с другими.
Наверное, не ошибемся, если скажем, что в общественное сознание и в широкий оборот это слово стало входить в 2011 году благодаря активной постановке проблемы медиабезопасности детей Уполномоченным по делам ребенка при Президенте РФ П. Астаховым. Именно он летом прошлого года выступил с инициативой открыть нынешний учебный год уроками медиабезопасности во всех школах страны, как когда-то в советское время его начинали уроками мира, памятуя, что 1 сентября - это не только День знаний, но еще и годовщина начала II мировой войны. Сам он провел такой урок в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 15 циркового профиля имени Ю. В. Никулина в Москве [5]. СМИ сообщили еще о нескольких таких уроках, проведенных омбудсменами в регионах, один из них, в сельской школе в Ставропольском крае, посетил даже Президент России Дмитрий Медведев [6].
Фактически инициатива П. Астахова родилась в связи с тем, что 1 сентября 2011 года должен был вступить в силу Закон РФ «О за-
щите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [2], однако этот момент перенесли на год. Невзирая на эти чисто внешние обстоятельства, идея федерального омбудсмена была как нельзя кстати. Вспомним, что в Челябинске, например, каждый четвертый пользователь Интернета несовершеннолетний, и зададимся вопросом, кто и как обезопасит детей от Интернет-помоек, то бишь многочисленных сайтов знакомств всех цветов и оттенков, виртуальных клубов самоубийц, религиозных сект, порнографического, экстремистского контента и т. д. Ясно, что этого не сделают ни провайдеры, ни родители. Так, по опросам, 13% челябинских родителей абсолютно не контролируют нахождение своего ребенка в Интернет-сети.
Значит, проблемами медиабезопасности должна озаботиться система образования, как это происходит во всем цивилизованном мире: в Австралии, в Канаде, где медиаобразование давно является обязательным компонентом общего образования, в странах ЕС, где два года назад Европарламентом было принято решение ввести обязательные медиаобразователь-ные занятия для всех школьников и учителей [1]. Конечно, цели медиаобразования значительно шире, чем защита детей и подростков от некачественного контента СМИ, но в виде одной из задач такая защита им обязательно подразумевается.
У нас же в стране медиаобразование остается уделом энтузиастов, хотя все, вроде бы, понимают его значимость и актуальность. Например, глава минкомсвязи Игорь Щеголев еще в 2009 году высказался так: «Мы считаем, очень важно как раз сейчас ввести специальную дисциплину. Называется «медиаобразование». Обществу нужна некая информационная диета. Если человек будет с утра до вечера есть, понятно, что с ним станет. К информации мы почему-то эту аналогию не относим» [7]. Сказано хорошо, образно и хлестко, недаром же Щеголев в прошлом профессиональный журналист. Непонятно только, кто это «мы» и куда эти «мы» собираются медиаобразование ввести.
А вот Павел Астахов даже назвал, куда его можно ввести. В курс ОБЖ. 30 мая 2011 года во время совместного заседания президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в присутствии Дмитрия Медведева он произнес: «Считал бы необходимым предложить Министерству об-
разования ввести специальный курс обучения детей, возможно, даже и родителей, так называемый «Медиабезопасность детей и подростков». Это вполне возможно предусмотреть в обычном курсе основ безопасности жизнедеятельности» [8].
Таким образом, идея разового Дня медиабезопасности - не единственная медиаобразова-тельная инициатива детского омбудсмена. Как видим, он понимает, что работа в этом направлении должна стать регулярной. Не вызывает сомнения и предметная связь дидактических единиц в курсе ОБЖ с проблематикой медиабезопасности личности. Однако остается еще вопрос: а владеют ли нынешние школьные учителя ОБЖ (в большинстве своем бывшие военруки) этой темой на достаточном уровне? В любом случае, до реального внедрения регулярного медиапросвещения учащихся школ еще далеко.
А между тем проблема не только давно назрела, но и изрядно перезрела. Так, сообщение об инициативе детского омбудсмена о проведении Дня медиабезопасности пришло в южноуральский регион практически одновременно с известием о том, что, по расчетам голландских специалистов, Челябинск вошел в двадцатку городов с самой высокой киберпреступностью, а по концентрации хакерских атак и вовсе вышел на первое место в мире. Параллельно с этим СМИ поведали, что в Тракторозаводском районе Челябинска суд рассмотрел уголовное дело в отношении 16-летнего учащегося одного из лицеев города, обвиняемого в экстремизме. Как оказалось, в декабре 2010 года подросток под впечатлением событий на Манежной площади в Москве разместил в социальной сети «В контакте» призыв к экстремистской деятельности против выходцев из кавказских республик. В ответ в отношении него было возбуждено уголовное дело по статье 280 части 1 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), а также по статье 282 части 1 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признаку национальности).
Надо признаться, что прошедшим летом в местной прессе было много публикаций, заставляющих задуматься об актуальности уроков медиабезопасности в школе. Например, агентство «Новый регион» со ссылкой на пресс-службу следственного управления СК России по Челябинской области 29 июня сообщило, что в правоохранительные органы об-
ратилась жительница Челябинска, заявившая, что ее 12-летний сын ведет переписку в одной из социальных сетей с мужчиной, зарегистрированным под псевдонимом «Слава Иванов, 33 года». Он предлагал ее сыну вступить в сексуальные отношения и при этом использовать видеокамеру. Мужчина просил подростка стирать все полученные сообщения, чтобы их не увидели родители. Следственные органы установили личность человека, находившегося в переписке с мальчиком, им оказался 44-летний житель Челябинска.
Были в 2011 году и еще более жуткие истории, связанные с массмедиа и посредством массмедиа растиражированные. Так, 9 января в одной из квартир Копейска Челябинской области родители обнаружили 11-летнего сына повешенным. Выяснилось, что во время каникул мальчик несколько дней подряд смотрел программу «Битва экстрасенсов» на ТНТ. В день самоубийства он также находился перед экраном телевизора. У следователей сразу же появилась версия о том, что ребенок пытался повторить сюжет одного из выпусков, в котором рассказывалось про мальчика, задушившего себя в поисках острых ощущений. В дальнейшем эти предположения подтвердились. Прокуратура установила, что причиной самоубийства школьника стала программа «Битва экстрасенсов». Соответствующее заключение было направлено в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ за подписью уполномоченной по правам ребенка Маргариты Павловой, но никакой реакции оттуда фактически не последовало.
Таким образом, проблема медиабезопасности детей действительно стоит в стране очень остро. И, к счастью, есть люди и организации, которые озаботились ее решением не сегодня. Отметим, например, что в рамках подготовки секции «Информационная безопасность и «Чистый Интернет» на региональном и муниципальном уровне» IV Межрегиональной научно-практической конференции «Инфокомму-никационные технологии в региональном развитии» (Смоленск, 10-11 февраля 2011 года) Межрегиональной общественной организацией в поддержку построения информационного общества «Информация для всех» (Председатель Правления А. Демидов) по заказу Администрации Смоленской области был выпущен компакт-диск «Чистый Интернет: обзор опыта и рекомендации по формированию политики в области информационной безопасности детей
и молодежи в русскоязычном сегменте киберпространства». Как значится в материалах, в создание компакт-диска вместе с сотрудниками и экспертами МОО «Информация для всех» внесли свой вклад представители оргкомитетов «Инфофорума» и Оптинского форума, Фонда развития Интернета и Фонда «Дружественный Рунет», Национального совета социальной информации, ПРИОР Северо-Запад, Российского агентства развития информационного общества, Российского клуба связистов, Социального проекта «Защита детей» Всероссийской политической партии «Единая Россия», Российского детского фонда и других организаций, принимающих участие в формировании национальной политики информационной безопасности, развитии информационного общества и обществ знаний.
Знакомство с материалами диска дает уверенность в том, что он сослужит добрую службу всем озабоченным проблемами медиабезопасности. А такие люди в системе образования появляются и будут появляться впредь. Расскажем только об одной инициативе, поддержанной Аппаратом Уполномоченного по делам ребенка Челябинской области и областным министерством образования и науки. Принадлежит она факультету журналистики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», где с осени прошлого года заработала единственная в нестоличном вузе страны кафедра журналистики и медиаобразования. Инициатива конкретизирует и развивает нереализованную на Южном Урале идею Астахова о проведении уроков медиабезопасности. Здесь решено провести эти уроки во всех школах области силами учителей, которые смогут скачать медиауроки и методические материалы к ним с сайтов регионального омбудсмена. Речь идет о трех разработках для разных возрастов (младшего, среднего и старшего школьного), включающих общий сценарий урока, видеофрагменты, викторины и тесты, а также памятки по медиабезопасности для раздачи детям.
И последнее. Может быть, со временем эту проблематику действительно глубоко освоят учителя ОБЖ, но на сегодняшний день школы могут надеяться скорее на сотрудничество учителей информатики и словесности. Филология имеет прямое отношение к массмедиа, поскольку журналистика и массовые коммуникации как область научного знания отнесена в нашей стране к специальности 10.01.10 - журналистика в рамках филологических наук.
Список литературы
1. Европейский парламент принял Резолюцию о введении обязательного медиаобразования для школьников и учителей стран Европейского Союза. ИКЬ : http://edu.of.ru/ mediaeducation/news.asp?ob_no=51090.
2. Закон РФ № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г.
3. Землянова, Л. М. Коммуникативистика и средства информации : англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004.
4. Князев, А. А. Энциклопедический словарь СМИ. Бишкек : Изд-во КРСУ, 2002.
5. Павел Астахов провел урок медиабезопас-
ности. иКЬ : http://rfdeti.ru/display.php?id=3812.
6. Президент России посетил урок медиабезопасности в сельской школе Ставрополя. иКЬ : http://rfdeti.ru/display.php?id=3815.
7. Савиных, А. Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев: «С информацией, как с едой, - надо быть осторожнее» // Известия. 2009. 15 июня.
8. Стенографический отчёт о совместном заседании президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. 30 мая 2011 г. ИКЬ : http://www.kremlin. ru/news/11396.
9. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог : Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2010.