Научная статья на тему 'Современная британская стратегия информационной безопасности детей и молодежи'

Современная британская стратегия информационной безопасности детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1347
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАТЕКСТ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАТВОРЧЕСТВО / ТЕОРИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / MEDIA EDUCATION / INFORMATION LITERACY / MEDIA COMPETENCE / MEDIA TEXT / ICT / MEDIA CULTURE / MEDIA CREATION / MEDIA EDUCATION THEORIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михалева Галина Викторовна

Рассматривается современный британский подход к обеспечению информационной безопасности детей и молодежи путем воспитания медиакомпетентных граждан, способных критически оценивать медиатексты разных жанров и творчески использовать инфокоммуникационные технологии для самовыражения и развития. Данная стратегия основывается на понимании того, что медиаграмотность так же важна в современном обществе, как и традиционная грамотность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern British Strategy

The paper concernsthe modern UK approach to children and youth information security consisting in educating media competent citizens able to critically evaluate media texts of different genres and creatively use ICT for self-expression and development. This strategy is based on the realization that media literacy is as important nowadays as traditional literacy.

Текст научной работы на тему «Современная британская стратегия информационной безопасности детей и молодежи»

через текстовую ткань адресату заключается в том, что предполагается владение коммуникантами, помимо языка, совокупностью фоновых знаний, которые должны быть едиными. Журналист должен хорошо себе представлять целевую аудиторию. Только в этом случае созданный им текст достигнет цели, которую автор ставит перед собой.

Таким образом, картина мира субъекта -это сложное динамичное явление, подверженное трансформации под влиянием различных факторов, в числе которых средства массовой информации. Такое положение требует от журналиста осторожного обращения как с материалом, так и с языком.

Список литературы

1. Арутюнова, Н. Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. М., 1976. 382 с.

2. Василюк, Е. Ф. Структура образа // Вопр. психологии. 1993.№ 5. С. 5-19.

3. Дашиева, Б. В. Образ мира в культурах русских, бурят и англичан // Языковое сознание: формирование и функционирование : сб. ст. М., 2000. С. 200-207.

4. Киклевич, А. К. Художественный текст и теория возможных миров // Художественный

текст: онтология и интерпретация. Саратов, 1992. С. 41-46.

5. Леонтьев, А. А. Языковое сознание и образ мира // Языковое сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993. С. 16-21.

6. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка. // Изв. АН РФ. Сер. Лит. и яз. 1993. Т. 52, № 1. С. 3-10.

7. Маслова, В. А. Лингвокультурология. М., 2001. 286 с.

8. Мягкова, Е. Ю. «Русский ассоциативный словарь» и проблемы исследования эмоциональной лексики // Этнокультурная специфика языкового сознания : сб. ст. М., 1996. С. 176180.

9. Переверзев, К. А. Высказывания и ситуация: об онтологическом аспекте философии языка // Вопр. языкознания. 1998. № 5. С. 2453.

10. Уфимцева, Н. В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование : сб. ст. М., 2000. С. 135-170.

11. Ушакова, Т. Н. Языковое сознание и принципы его исследования // Языковое сознания и образ мира : сб. ст. М., 2000. С. 13-24.

12. Фролова, О. Е. Возможные миры в повествовательном художественном тексте // Рус. яз. за рубежом. 2000. № 3/4.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 33-36.

Г. В. Михалева

СОВРЕМЕННАЯ БРИТАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Стратегии современного британского медиаобразования и его влияние на российскую медиапедагогику», проект № 13-36-01001.

Руководитель проекта - И. В. Челышева.

Рассматривается современный британский подход к обеспечению информационной безопасности детей и молодежи путем воспитания медиакомпетентных граждан, способных критически оценивать медиатексты разных жанров и творчески использовать инфокоммуникационные технологии для самовыражения и развития. Данная стратегия основывается на понимании того, что медиаграмотность так же важна в современном обществе, как и традиционная грамотность.

Ключевые слова: информационная безопасность, медиаобразование, информационная грамотность, медиакомпетентность, медиатекст, инфокоммуникационные технологии, медиакультура, медиатворчество, теории медиаобразования, медиабезопасность.

Современная британская стратегия обеспечения информационной безопасности детей и молодежи основывается на повышении информационной грамотности и медиакомпетентности граждан, под которой понимают «способность использовать медиа в личных целях и без посторонней помощи, понимать и критически оценивать различные аспекты медиа как таковые и содержание медиа, передавать (независимо от контекста), создавать и распространять медиатексты» [5].

Реализация этой цели на практике - сложная задача, которая не имеет однозначного решения. В частности, британские педагоги стремятся решить следующую дилемму: с одной стороны, согласно ст. 13 «Конвенции о правах ребенка», «ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка» [4].

Отсюда, согласно ст. 17, для реализации этого неотъемлемого права государства-участники Евросоюза должны создавать необходимые условия, «чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к такой информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка» [4].

В этом смысле задачи современного массового медиапросвещения рассматриваются в следующем контексте: 1) помочь ребенку освоиться в многообразном мире медиа, стать уверенным медиапользователем (практический подход); 2) расширить кругозор ребенка, познакомить его с различными видами медиа и жанрами медиатекстов, с произведениями медиакультуры, развивать медиатворчество с целью саморазвития и самовыражения ребенка (культурологический подход).

С другой стороны, в «Конвенции» содержится призыв к разработке «надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию» [4]. В данном контексте задачи медиаобразования связаны: 1) с обучением юной аудитории и их родителей правилам безопасности при взаимодействии с различными медиа, повышением информационной грамотности населения (за-

щитный подход); 2) с развитием у юной аудитории критического отношения («критической автономии», термин Л. Мастермана) к продукции массмедиа; с развитием умений анализа, оценки и интерпретации медиатекстов (критический подход в сочетании с семиотическим).

Такой широкий спектр задач значительно осложняет процесс формирования медиакомпетентности граждан, но его сущность сводится к балансу задач по «максимизации возможностей» (например, образовательные, информационные возможности, возможности для участия в общественной жизни, для творческого самовыражения и др.) и «минимизации рисков» (медиаманипулирование, агрессия и насилие на экране, утечка информации, кража личных данных и др.) в процессе коммуникации аудитории с медиа [6].

В целом, британские эксперты уделяют большое внимание проблеме взаимодействия аудитории и медиа, и по результатам последних исследований в этой области считается, что дети входят в «группу риска», наиболее подверженную воздействию некачественной продукции массмедиа. Прежде всего, речь идет о наиболее доступных медиа, таких как телевидение, Интернет, компьютерные игры, видеофильмы, мобильные телефоны, которые, как известно, пользуются большой популярностью у школьников.

Исследования показывают, что неоднородная зрительская аудитория воспринимает продукцию массмедиа по-разному [7]. Чрезвычайно «чувствительны» к негативным эффектам школьники младшего возраста, у которых только формируется личностная система ценностей. Кроме того, в обществе бытует мнение, что многие острые социальные проблемы современности, такие как рост детской преступности, массовые расстрелы одноклассников в школах, распространение ксенофобии, в большой степени связаны с растущим влиянием массмедиа, качество которых с точки зрения их содержания оставляет желать лучшего.

Особенную актуальность этот вопрос приобретает в связи с растущей ролью сети Интернет в учебной и внеучебной жизни школьников. С одной стороны, всемирная сеть Интернет - это наиболее доступное и удобное средство массовой коммуникации, но с другой стороны - это наименее регулируемое и практически анонимное средство виртуального общения, вследствие чего многие педагоги выражают серьезные опасения по поводу того,

что Интернет предоставляет широкий доступ к большому массиву потенциально опасной для детей информации. В данном случае речь идет не столько о запретах или ограничениях, сколько о политике просвещения, иначе говоря, о медиаобразовании детей, повышении их медиакультуры.

Несмотря на значительное количество исследований в британской научной литературе по проблеме взаимодействия аудитории и медиа, остается достаточно широкое исследовательское поле проблем, требующих дополнительного изучения и анализа: влияние технологий современной мобильной связи; воздействие рекламы на юную аудиторию, а также восприятие содержания рекламных сообщений детско-юношеской аудиторией; определение так называемых «групп риска» с повышенной вероятностью негативного воздействия со стороны недобросовестных массмедиа; характеристика реакции детей на новые жанры медиа и медиатекстов, например, реалити-шоу; характер интерактивного взаимодействия юных пользователей в сети Интернет, их реакция на определенные информационные ресурсы, оценка надежности найденной информации [3].

Хотя ответственность за решение основных задач медиапросвещения и информационной безопасности всецело лежит на взрослых (родителях, учителях, воспитателях), эффективное функционирование данной стратегии напрямую зависит от заинтересованного участия и сотрудничества правительства, медиаиндустрии и гражданского общества в целом. Поэтому на данном этапе существует острая необходимость совершенствования и выработки новых оптимальных способов взаимодействия всех этих сторон.

Концептуальная основа британской стратегии повышения медиакомпетентности граждан - синтез различных медиаобразовательных теорий (теория развития критического мышления детей и молодежи, культурологическая теория, семиотическая теория, практическая и защитная теория). В свою очередь, эти ключевые теоретические концепции определяют цели и содержание современной медиаобразо-вательной стратегии в области развития медиакультуры, преимущественно детской и молодежной целевой аудитории в Великобритании.

Согласно данной стратегии, формирование медиакомпетентности - комплексный процесс, опирающийся на три ключевых направления образовательной деятельности, которые, по

сути, ориентированы на конкретный результат обучения: 1) знание основ медийной культуры (то есть знание и понимание социокультурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов; знание истории медиа);

2) знания и умения в области медийной критики (развитие критического мышления аудитории, а также коммуникативных способностей личности в широком смысле этого слова; умения и навыки «декодирования» медиатекстов разных жанров, оценка и анализ медиатекстов; умения идентифицировать и интерпретировать медиатексты); 3) участие в сфере медийного творчества (умение самостоятельно создавать медиатексты и самовыражаться с помощью современных инфокоммуникационных технологий).

В отношении медиапросвещения взрослого населения применяется аналогичная медиао-бразовательная модель: «1) включение в мир цифровых технологий (обеспечение доступа всех возрастных групп к цифровым технологиям); 2) развитие навыков и умений в сфере цифровых технологий (приобретение и совершенствование навыков и умений в области цифровых технологий, необходимых для работы и в жизни вообще); 3) цифровая медиаграмотность (формирование способности использовать, понимать и создавать цифровой медиаконтент)» [8. P. 9].

Эксперты ведущих британских организаций в области медиаобразования (BFI, UK FilmCouncil, Channel 4, Skillset, BBC) разработали базовый документ - «Европейскую хартию медиаграмотности» (‘TheCharterforMediaLiteracy’, 2005), в котором была обоснована модель обучения медиаграмотности в британском варианте: 1) медийная культура - расширение культурного / аудиовизуального опыта посредством знакомства с широким диапазоном медиа и жанров медиатекстов; 2) медийная критика - развитие критических навыков анализа и оценки медиатекстов; 3) медийное творчество - развитие творческих навыков и умений использования медиа для самовыражения и коммуникации, а также для участия в обсуждении общественно важных проблем.

По мнению А. В. Федорова и А. А. Новиковой, «современное развитие британского медиаобразования показывает, что, несмотря на различие подходов, в Соединенном Королевстве существует ясное понимание того, что медиаграмотность в XXI в. столь же необходима для человека, как и традиционная грамот-

ность» [1. C. 39]. При этом растущий интерес к медиаобразованию подтверждается появлением средних школ с углубленным изучением медиа и искусства, а также развитием неформального медиаобразования.

Согласно современной британской стратегии медиапросвещения, медиаграмотный человек должен уметь: «1) эффективно использовать технологии для доступа к получению информации, для хранения, восстановления / извлечения и обмена медиаконтентом, чтобы удовлетворить индивидуальные или общественные потребности и интересы;

2) получить доступ к данным, сделать оптимальный выбор из большого числа видов медиа и медиатекстов, отбирать необходимое содержание из различных источников, относящихся к разным культурам и институтам;

3) понимать, каким образом и с какой целью создается медиатекст; 4) критически анализировать приемы, язык и условные коды, используемые в медиа, а также передаваемые ими сообщения; 5) творчески использовать медиа для выражения и сообщения собственных идей, сведений и мнений; 6) распознавать и избегать / критически оценивать информацию или услуги медиа, которые могут носить агрессивный или опасный характер; 7) эффективно использовать медиа как инструмент для осуществления своих демократических прав и гражданских обязанностей» [2. P. 14].

Кроме того, в Великобритании существует целый ряд профессиональных организаций, в функции которых входит обеспечение информационной безопасности граждан: Управление по телекоммуникациям (OFCOM), Центр по борьбе с эксплуатацией и защите детей в Интернете (CEOP), Ассоциация медиаобразования Англии и Уэльса (MEA), Шотландская ассоциация медиаобразования (AMES) и другие.

По данной проблематике реализуются различные проекты, например, межнациональный проект «Дети Европы Онлайн» (EU KidsOnline). исследующий опыт работы детей в Интернете, а также вопросы риска и интернет-безопасности (координаторы проекта - C. Ливингстоун и Л. Хэддон, Лондонская школа экономики и политологии).

Таким образом, современная стратегия информационной безопасности в Великобритании основывается на принципиальном понимании того, что медиаграмотность - ключевая компетенция XXI в. Поэтому британская социальная политика в области повышения информационной грамотности населения направлена на воспитание медиакомпетентных граждан, развитие критических и творческих способностей детей и молодежи, использование медиа как инструмента для самовыражения, средства коммуникации и участия в общественной жизни.

Список литературы

1. Федоров, А. В. Медиаобразование в Британии, Северной Ирландии, Шотландии в начале XXI в. / А. В. Федоров, А. А. Новикова // Медиатека и мир. 2008. № 2. C. 32-39.

2. Bazalgette, C. Whatever Next? Media

Learning 1972-2008 / BFI Media Studies Conference, July 2006(c). London [Электронный ресурс]. URL: http://www.carybazalgette.net/

Media%20Conf%202006.pdf

3. Buckingham, D. The Media Literacy of Children and Young People. London, 2004. 70 p.

4. Convention on the Rights of the Child. Geneva: Office of the UN High Commissioner for Human Rights, 1990. URL: http://www2.ohchr. org/english/law/crc.htm

5. European Parliament Resolution of 16 December 2008 on Media Literacy in a Digital World [Электронный ресурс]. URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc. do?pubRef=//EP//TEXT+TA+P6-TA-2008-0598+0+D0C+XML+V0//EN

6. Livingstone, S. Young People in the European Digital Media Landscape: A Statistical Overview with an Introduction / S. Livingstone, L. Haddon. Gothenburg, 2009. 67 p.

7. Livingstone, S. Harmful to Children? Drawing Conclusions from Empirical Research on Media Effects / In the Service of Young People? Studies and Reflections on Media in the Digital Age /

S. Livingstone, A. M. Hargrave / Ed. by U. Carlson, C. Feilitzen. Göteborg, 2006. P. 49-76.

8. Report of the Digital Britain Media Literacy Working Group (2009). Ofcom. 56 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.