УДК 378(410)
социально-педагогический опыт массового медиаобразования в Великобритании*
Г. В. Михалева (Таганрогский государственный педагогический институт им. А. П. Чехова)
Проанализированы социально-педагогические условия реализации массового медиаобразования в Великобритании на современном этапе, исследованы прогрессивные тенденции современного массового медиаобразования в Великобритании, расширено представление о деятельности ведущих британских научно-образовательных центров в области медиапедагогики.
Ключевые слова: медиаобразование; медиаграмотность/медиакомпетентность; медиаконтент; медиатекст; медиакультура; медиатворчество; кинообразование; интеграция; инфокоммуникационные технологии.
BRITISH SOCIAL AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE IN MEDIA EDUCATION
G. V. Mikhaleva (Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute)
The article analyses the social and pedagogical conditions for contemporary mass media education in the UK, studies progressive tendencies in mass media education in Great Britain, and extends the notion of Russian scholars about British leading media education centers. Media education in the European variant is considered a human right that guarantees citizens their involvement in social life and at the same time enhances the informational security of children and youth by developing their critical thinking and informed attitude to varied media content. Media competence as a result of media education, in its turn, ensures the realization of core personal democratic liberties and protects audiences from media manipulation. Hence, media education is seen as a factor of democracy promotion, and modern ICTs are seen as a requirement for developing open civil society. Present-day British media education is acknowledged worldwide and is a complex system based on different but interconnected approaches: practical, sociocultural, protective, critical and semiotic. It is realized either as an independent course such as Media Studies or as an integrated part of other academic subjects depending on the educational objectives. The British experience in media education, especially the integrated variant with significant educational potential, needs further analysis and investigation.
Keywords: media education; media literacy; media content; media text; media culture; media creation; film education; integration; ICT.
В условиях интеграции России в мировое сообщество и гармонизации российской и европейской образовательных систем особую значимость приобретает повышение медиакомпетентности граждан в процессе медиаобразования.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отмечается, что с целью повышения качества образования необходимо использование информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования. Это обеспечит включение граждан в мир цифровых технологий и позволит им быть востребованными на отечественном и мировом рынках труда.
Современные тенденции в европейском образовании связаны с дальнейшим широким внедрением медиаобразования с целью повышения общей грамотности граждан. В «Резолюции Европарламента по медиаграмотности в мире цифровых технологий» утверждается, что «медиаобразование должно стать неотъемлемой частью учебной программы на каждой ступени школьного обучения», необходимо «включить медиаграмотность в качестве девятой базовой компетенции в европейскую программу образования в течение всей жизни» [2, с. 18-19]. При этом цель обучения медиаграмотности как результата медиаобразования понимается в широком социокультурном аспекте - «помочь людям в практическом и творческом использовании медиа и их
* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ «Стратегии современного британского медиаобразования и его влияние на российскую медиапедагогику», проект № 13-36-01001.
© Михалева Г. В., 2013 65
содержания, научить их критически анализировать продукцию медиа, понимать характер работы индустрии медиа, а также самостоятельно создавать собственный медиаконтент» [2, с. 13].
Однако несмотря на важность медиаобразования как неотъемлемого ресурса модернизации современной системы школьного образования, эти тенденции до сих пор не отражены в содержании общего образования в России, что объясняется дефицитом внимания к актуальным проблемам медиаобразования, а также недостаточной степенью проработки и анализа позитивного зарубежного опыта массового медиаобразования, в том числе социально-педагогического опыта медиаобразования в Великобритании как одного из лидеров мировой медиапедагогики.
Британскую систему массового медиаобразования можно охарактеризовать как гуманистическую и демократическую. Медиаобразование рассматривается как неотъемлемое право каждого ребенка, обеспечивающее его включение в мир цифровых технологий и участие в общественной жизни, а также повышающее информационную безопасность детей и молодежи путем формирования критического отношения к медиаконтенту. Медиакомпетентность гарантирует практическую реализацию основных демократических свобод личности и потенциально защищает человека от медийной манипуляции. Медиаобразование трактуется в широком социокультурном аспекте как важный фактор демократизации общества, а современные медиатехнологии - как необходимое условие развития более открытого гражданского общества.
Сущность медиаобразования в британском варианте - развитие медиаграмотности детско-юношеской аудитории, под которой понимается «способность использовать медиа в личных целях и без посторонней помощи, понимать и критически оценивать различные аспекты медиа как таковые и содержание медиа, передавать (независимо от контекста). создавать и распространять медиатексты» (определение ЮНЕСКО) [2, с. 8].
Концептуальная основа британской модели медиаобразования - это синтез различных медиаобразовательных теорий (практическая, культурологическая, защитная, семиотическая, теория развития критического мышления), которые определяют цели и содержание современной социальной стратегии в области развития медиакультуры, преимущественно детской и молодежной целевой аудитории в Великобритании.
На практике это выражается в решении следующих задач: 1) помочь ребенку освоиться в многообразном мире медиа, стать уверенным медиапользователем (практический подход); 2) расширить кругозор ребенка, познакомить его с различными видами и жанрами медиа, с произведениями медиакультуры, развивать медиатворчество с целью саморазвития и самовыражения ребенка (культурологический подход); 3) обучить юную аудиторию и их родителей правилам безопасности при взаимодействии с различными медиа, повысить информационную грамотность населения (защитный подход); 4) развить у юной аудитории критическое отношение («критической автономии») к продукции массмедиа; умения анализа, оценки и интерпретации медийной информации (критический подход в сочетании с семиотическим).
Прогрессивные тенденции и особенности развития социально-педагогического опыта массового медиаобразования в Великобритании заключаются в следующем: признание медиаграмотности в качестве ключевой компетенции XXI в.; использование ключевых понятий медиаобразования (агентства медиа, категории медиа, технологии медиа, языки медиа, аудитории медиа и репрезентации медиа), критический подход к изучению современного медиаконтента, интеграция медиаобразования на всех ступенях обучения, акцент на развитии медийного творчества и гражданской ответственности школьников, реализация пилотных проектов медиаобразования (деятельность национальных центров медиаобразования совместно со школами и местными органами образования).
Социально-педагогический опыт массового медиаобразования в Великобритании реализуется в виде формального интегрированного и автономного медиаобразования (элективные экзаменационные курсы по изучению медиа для старшеклассников).
Контент-анализ современных учебных программ и экзаменационных курсов по изучению медиа в системе школьного образования в Великобритании показал, что медиаобразование интегрировано в содержание некоторых обязательных предметов начальной и средней школы (предметы словесности, предметы художественного цикла и обществоведение). Ссылки на медиаобразование присутствуют в ряде других учебных дисциплин гуманитарного и естественно-научного циклов. Интегрированное медиаобразование осуществляется с учетом предметной специфики учебной дисциплины. Кроме того, в возрасте 14-16 лет учащиеся могут изучать автономные элективные курсы по медиакультуре.
В рамках автономного медиаобразования (элективный курс по изучению медиакультуры в старших классах) стандартный выпускной экзамен включает в себя письменный анализ аудиовизуальных и печатных медиатекстов, а также портфолио с отчетными работами каждого учащегося по дисциплине. Уровень медиакомпетентности выпускников оценивается в соответствии с определенными критериями: знание и понимание медийного производства, функционирования медийных организаций; умение анализировать, сравнивать, оценивать и интерпретировать медиатексты, ориентированные на различные аудитории. Особое внимание во время итоговой аттестации уделяется образцам собственных творческих работ учащихся, относящихся к разным медиа. Результаты собственной исследовательской, проектной, креативной деятельности учащихся в области медиакультуры отражаются в содержании портфеля или портфолио выпускника (чаще всего электронного/мультимедийного) - ключевого компонента его аттестации по данной дисциплине.
Неформальное массовое медиаобразование детей и молодежи осуществляется за пределами учебных учреждений (киноклубы, творческие лаборатории, студии и пр.) и носит практико-ориентиро-ванный характер. Медиаобразовательный процесс реализуется в трех направлениях: изучение основ медийной культуры, развитие знаний и умений в области медийной критики, участие детско-юношеской аудитории в сфере медийного творчества.
Активную роль в сфере массового медиапросвещения играют ведущие британские научно-образовательные центры в области медиапедагогики, которые ориентированы на широкую целевую аудиторию (с доминантой учащихся образовательных учреждений разных типов, педагогов и ученых): Отдел образования при Британском киноинституте (г. Лондон); Исследовательский центр «Дети, молодежь и медиа» при Лондонском университете; Отдел развития медиаграмотности при британском Управлении по телекоммуникациям; Национальный центр кинообразования “Film Education” (г. Лондон); Центр английского языка и медиа (г. Лондон); Центр медиаобразования в Уэльсе (г. Кардифф); Национальное объединение киноклубов “Film Club” (г. Лондон); Центр кино- и медиаобразования детско-юношеской аудитории “First Light Movies” (г. Бирмингем); детско-юношеская творческая мастерская “The Nerve Centre: Multimedia Arts” (г. Дерри, Северная Ирландия); Ассоциация медиаобразования Англии и Уэльса (г. Лондон); Шотландская ассоциация медиаобразования (г. Абердин); Отдел образования при Шотландском национальном агентстве по делам кино и телевидения (г. Глазго); Отдел образования при национальном агентстве по делам кино и телевидения Северной Ирландии (г. Белфаст) и др.
Приоритетными задачами содержания деятельности представленных научно-образовательных центров являются повышение статуса медиаобразования, поддержка и интеграция медиаобразования в рамках формального и неформального образования, повышение качества и оптимизация школьного медиаобразования, сближение
медийных профессионалов и педагогов. Задачи более частного порядка связаны с развитием медиакультуры и медиатворчества детей и молодежи, с приобщением школьников к киноискусству, развитием их творческих и критических способностей, а также с поддержкой и продвижением юных талантов в сфере кино- и медиапроизводства и пр. Можно выделить общие задачи для научно-образовательных центров любого типа в области медиаобразования: исследовательский, культурно-просветительский, консультативно-методический и издательский виды деятельности.
Типовая базовая модель каждого из вышеназванных центров медиаобразования включает в себя целевой, содержательный и результативный блоки. В некоторых моделях акцент смещен в сторону повышения качества медиаобразования в целом, а в других - в сторону развития медиакультуры и медиатворчества юной аудитории. Организационные формы, применяемые в британских центрах медиаобразования, направлены на интеграцию медиаобразования в учебную, внеучебную и досуговую деятельность аудитории; повышение квалификации педагогов в сфере кино- и медиаобразования; поддержку киноклубов / творческих мастерских для школьников и молодежи; проведение различных мероприятий, творческих конкурсов, посвященных киноискусству для школьников и учителей; организацию образовательных курсов, открытых семинаров, мастер-классов, тренингов, конференций, фестивалей, конкурсов по тематике медиаобразования; издание монографий и учебно-методических пособий; реализацию проектов по тематике медиаобразования совместно со школами и местными органами образования.
Британская методическая база медиаобразования успешно используется во всем мире. Современная британская методика медиаобразования опирается на систему ключевых понятий (агентства медиа, категории медиа, технологии медиа, языки медиа, аудитории медиа и репрезентации медиа), которые взаимосвязаны и изучаются в комплексе на практических занятиях
в британских школах. Опираясь на эту систему, педагоги используют широкий спектр методов и приемов, направленных на развитие творческого и критического мышления детской и молодежной аудитории. Кроме того, британские эксперты разработали перечень основных вопросов и тем к изучению ключевых понятий медиаобразования.
В контексте кинообразования (изучение кино, ТВ и видео) британскими экспертами разработана система базовых методов: «стоп-кадр», «звук и изображение», «анализ кадров», «начало и конец», «привлечение аудитории», «жанровый анализ», «видовые трансформации», «сравнение медиатекстов» и «имитация». Данная система полностью соответствует теории о шести ключевых понятиях, а ее методы находят практическое применение в целом ряде учебных дисциплин средней школы (родной язык и литература, общество ведение, искусство и дизайн, история и др.) [1]. В основе медиаобразователь-ного процесса лежит деятельностный подход; на практике это выражается в использовании достаточно широкого диапазона развивающих и творческих заданий, а также сюжетно-ролевых игр.
Учителей в области медиаобразования готовят сегодня многие британские колледжи и университеты, их знакомят с теорией и практикой медиаобразования, с современными технологиями медиаобразования по системе «ключевых понятий», с возможностями использования цифровых технологий в процессе медиаобразования школьников. Различные британские организации, содействующие медиаобразованию (Британский киноинститут, Ассоциация медиаобразования (Англия и Уэльс), Ассоциация медиаобразования Северной Ирландии, Шотландская ассоциация медиаобразования, Центр медиаобразования в Уэльсе и др.), регулярно проводят профессиональные курсы и мастер-классы по медиаобразованию для учителей и работников образования.
Хотя центральное место в британских школах уделяется изучению аудиовизуального материала (кино, ТВ и видео) при поддержке Британского киноинститута,
медиаобразование включает более широкий спектр медиа: журналы (в том числе популярные), прессу, радио, детскую литературу, комиксы, компьютерные игры и пр. На практических занятиях школьники учатся анализировать, интерпретировать и оценивать медиатексты разных жанров, оперируя современной медийной терминологией.
Медиаграмотность официально признана ключевым элементом школьного образования наравне с традиционной грамотностью, однако медиаобразование в британской школе носит необязательный характер, вследствие чего качество и уровень школьного медиаобразования всецело зависят от личной заинтересованности учителей-энтузиастов.
На наш взгляд, эффективность использования британского социально-педагогического опыта массового медиаобразования в российских образовательных учреждениях будет зависеть от следующих факторов: общественно-государственная поддержка массового медиаобразования, повышение медиа-
компетентности педагогов, улучшение информационно-образовательной среды, материально-технического и учебно-методического оснащения медиаобразова-тельного процесса в учебных заведениях. Использование положительного британского социально-педагогического опыта массового медиаобразования (преимущественно практического характера) в системе российского образования будет продуктивным в условиях интеграции медиаобразования с различными предметами школьной программы и взаимодействия с российскими медиаобразователь-ными центрами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. A Teaching Guide to Using Film and Television with Three-to-Eleven-Year-Olds / BFI Primary Education Working Group (2002-2003). - London : BFI Education, Department for Education and Skills, 2003. - 60 p.
2. European Parliament Resolution on Media Literacy in a Digital World. - 2008. - Р. 18-19.
Поступила 29.05.13.
Об авторе:
Михалева Галина Викторовна, ассистент кафедры английского языка ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», кандидат педагогических наук, [email protected]
Для цитирования: Михалева, Г. В. Социально-педагогический опыт массового медиаобразования в Великобритании / Г. В. Михалева // Интеграция образования. - 2013. - № 3 (72). - С. 65-69.
REFERENCES
1. A Teaching Guide to Using Film and Television with Three-to-Eleven-Year-Olds. BFI Primary Education Working Group (2002-2003). London, BFI Education, Department for Education and Skills, 2003, 60 p.
2. European Parliament Resolution on Media Literacy in a Digital World, 2008, pp. 18-19.
About the author:
Mikhaleva Galina Victorovna, assistant lecturer, Chair of the English language, Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute (Taganrog, Russia), Kandidat nauk degree holder (PhD) in pedagogical sciences, [email protected]
For citation: Mikhaleva G. V. Social’no-pedagogicheskij opyt massovogo mediaobrazovanija v Velikobritanii [British social and pedagogical experience in media education]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2013, no. 3 (72), pp. 65-69.
б9