Научная статья на тему 'Журнал «Звездочка» А. О. Ишимовой'

Журнал «Звездочка» А. О. Ишимовой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1943
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.О. ИШИМОВА / ЖУРНАЛ "ЗВЕЗДОЧКА" / Я.К. ГРОТ / Н.А. ДОБРОЛЮБОВ / A.O. ISHIMOVA / "ZVYOZDOCHKA" MAGAZINE / YA.K. GROT / N.A. DOBROLYUBOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махова Ксения Александровна

В статье идет речь о детском журнале, издававшемся в середине XIX в., – «Звездочке» А.О. Ишимовой. Это был один из первых журналов для детей. Как издание сугубо монархической направленности «Звездочка» вызывала неодобрение со стороны либерально настроенных современников. В статье подробно проанализированы материалы журнала и показано, как в иносказательной форме в его статьях реализовывались идеологические установки царствования Николая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Zvyozdochka” magazine by A.O. Ishimova

The article tells us about children’s magazine “Zvyozdochka”, which was published in the middle of the XIXth century by A.O. Ishimova. It was one of the first magazines for children. As the publication of a purely monarchical direction, “Zvyozdochka” provoked disapproval of the liberal-minded contemporaries. The article analyses in detail materials of the magazine and shows how the ideological orientation of the reign of Nicholas I was implemented in allegorical form.

Текст научной работы на тему «Журнал «Звездочка» А. О. Ишимовой»

К.А. Махова

ЖУРНАЛ «ЗВЕЗДОЧКА» А.О. ИШИМОВОЙ

В статье идет речь о детском журнале, издававшемся в середине XIX в, - «Звездочке» А.О. Ишимовой. Это был один из первых журналов для детей. Как издание сугубо монархической направленности «Звездочка» вызывала неодобрение со стороны либерально настроенных современников. В статье подробно проанализированы материалы журнала и показано, как в иносказательной форме в его статьях реализовывались идеологические установки царствования Николая.

Ключевые слова: А.О. Ишимова, журнал «Звездочка», Я.К. Грот, Н.А. Добролюбов.

Имя Александры Осиповны Ишимовой обычно ассоциируется с детской литературой. Отчасти это верно, поскольку славу писательнице принесла «История России в рассказах для детей», которая еще при жизни автора была перепечатана несколько раз. Но Ишимова также была журналистом - она выпускала детские журналы «Звездочка» и «Лучи». «Звездочка» выходила в 1842-1845 гг. двумя отдельными изданиями с подзаголовками: «Журнал для детей младшего возраста» и «Журнал для детей старшего возраста» (последнее издание в 1850-1860 гг. выходило под названием «Лучи» и с подзаголовком «Журнал для девиц»).

Современники отзывались о ее деятельности негативно. Н.А. Добролюбов в статье «Обзор детских журналов» пишет о том, что редакция «очень мало думает о современном движении идей и остается по-прежнему очень преданною высшим отвлеченностям и идеальным стремлениям»1. Это абсолютно естественная реакция критика на консервативность журнала. Ранее выражал неодобрение общей направленности журнала и В.Г. Белинский. «"Звездоч-

© Махова К.А.,2013

ка" всегда была дрянью», - безапелляционно заявлял он в частном письме2.

В советский период как личность Ишимовой, так и ее журналистская деятельность оказались прочно забытыми. Это и понятно: в Стране Советов не было места промонархическому изданию.

Об Ишимовой заговорили снова уже в период перестройки. Однако отношение к ней почти не претерпело изменений. Хотя в книге «Детская литература», вышедшей под общей редакцией Е.Е. Зубаревой, Ишимова названа «первой профессиональной писательницей в детской литературе»3, отношение к ней авторов весьма негативное: цитируя отрицательные отзывы Белинского и Добролюбова, они не только подчеркивают религиозность и консервативность журналов, но и иронизируют над историческими трудами Ишимовой: «Исторические события она объясняла идеалистически, ссылаясь на предопределенность их божьей волей»4.

В настоящее время отношение к Ишимовой и ее журналистике гораздо более сдержанное. Исследователи от идеологических оценок перешли к изучению журналов. Историю создания журналов описала О.С. Стыкалина в работе «К истории создания журналов для детей А.О. Ишимовой "Звездочка" и "Лучи"». Автор достаточно полно рассмотрела идею создания детских журналов женщиной в контексте николаевской эпохи, возможность или невозможность определенных публикаций, а также трудности, которые приходилось преодолевать как самой Ишимовой, так и всей редакции. Л.Н. Аверьянова попыталась реабилитировать Ишимову в отечественной историографии, отмечая ее несомненные заслуги на ниве просвещения5.

***

«Звездочка» - одно из первых изданий для детей. Журнал был направлен на обучение детей, следовательно, должен был соответствовать определенным правилам, обозначенным властью. Политика в области просвещения в принципе не очень отличалась от государственной политики в целом, проводимой императором Николаем I. Николаевская эпоха - время полного проникновения государственной идеологии в общественную жизнь. А образование как одна из главных сфер общественной жизни среди первых отразило концепцию монарха. Государство было заинтересовано в появлении новых рычагов воздействия на граждан. Собственно, если журнал мог свободно издаваться, распространяться в детских учебных заведениях, то, следовательно, его содержание полностью удовлетворяло органы цензуры: он распространял монархические

и христианские идеи, созвучные существующей идеологической концепции власти - созданной С.С. Уваровым триаде «православие - самодержавие - народность».

Огромная педагогическая и идеологическая роль журналов для детей была отмечена еще Н.И. Новиковым, издателем первого в России журнала для детей. «Чтение таких пиес, - писал он в предуведомлении к первой части «Детского чтения для сердца и разума», - послужит к рождению в младых сердцах таких чувствований, без которых человек в жизни благополучен и доволен быть не может. Они помогут вам некогда сделаться угодными вашему Творцу и добрыми гражданами нашего отечества»6. Таким образом, отмечалось два направления в воспитании юношества - религиозное и государственно-идеологическое.

Через много лет оба эти направления отразились в «Звездочке» - государственная идеология царствования Николая I как бы соединила их в себе. Она диктовала определенные принципы подачи материала. Журналы Ишимовой занимались возвышением царской власти и христианской церкви в глазах читателей. В данной статье на примере материалов за 1848 г. - год европейских революций - будет показано, как в завуалированной, доступной для детей

форме проводилась пропаганда официальной идеологии.

***

Поэтические произведения, опубликованные в «Звездочке», практически все посвящены религиозной теме, они подписаны либо криптонимом, либо анонимны, что затрудняет выяснение круга авторов журнала.

Стихотворение «Дума о севере» написано анонимным автором. Оно призвано развить религиозное чувство, привычку размышлений наедине с самим собой:

Я полон восторга, святых ощущений,

Но не с кем, как прежде, делить впечатлений7.

Стихотворение «Безумец человек, когда в нем жизнь играет...» опубликовано под псевдонимом А.К. (можно предположить, что под этим псевдонимом скрывался Александр Костылев, некоторые свои стихотворения в «Звездочке» подписывавший полным именем). Рассказывает оно о вечной борьбе духа с телом: душа стремится ввысь, а телесная оболочка желает остаться на земле:

Душа грустит о небесах,

Но самый человек не райское творенье:

Он праха сын, и любит этот прах...8

Далее поднимается вопрос: а достоин ли человек небесной жизни, если он так боится покинуть этот бренный мир? Ответ: достоин, поскольку Творец «любит до конца», он всепрощающ.

Надо отметить, что философские стихотворения, а также переводы за подписью А.К. появляются в «Звездочке» достаточно регу-лярно9. Этим же криптонимом подписан, в частности, и перевод с немецкого, напечатанный в 28-й части10.

Есть и переводные произведения на религиозные темы. Например, перевод «Молящейся» из Матиссона11, а также «Мадонны» из Новалиса. Последнее стихотворение перевел Григорий Данилевский. Известный писатель и публицист, выпускник Петербургского университета, он занимался переводами Шекспира, Байрона, на протяжении 20 лет (1869-1890) был редактором официальной газеты «Правительственный вестник». В начале литературной деятельности Г.П. Данилевский писал стихи, позже работал над исторической беллетристикой. Судя по дате, указанной в конце стихотворения (5 апреля), Данилевскому было всего 18 лет, когда его перевод был опубликован. В произведении снова поднимается религиозная тема - образ Божьей Матери:

Вижу ль Тебя тогда, - в сладком молчании, Мысли, как звезды, в душе загораются.12

Обращение к Божьей Матери, а не к Богу-Творцу было характерно скорее для католической и протестантской Европы, нежели для русского религиозного самосознания.

Стихотворение А. Попова, входящее составной частью в материал, рассказывающий о выпуске из Смольного института, вполне соответствует концепции журнала:

Сиротками в приют священный Вошли мы в сень монастыря, Благодаря Творца вселенной За милость к нам Отца-Царя13.

В стихотворении «Журавли» не указан автор. В нем нет религиозных мотивов, зато пропагандируются семейные ценности:

Жаль расстаться с кровлею родною, Жаль покинуть край, Если связан с ним душою; Если ж милые с тобою, Всюду будет рай14.

Известное стихотворение П.А. Вяземского «Святая Русь» -апофеоз официальной идеологии:

Когда народным бурям внемлю И с тайным трепетом гляжу, Как Божий гнев карает землю, Предав народы мятежу;

Когда надменные ученья, Плоды лжемудрости и тьмы, Питают ядом обольщенья Самолюбивые умы; <...>

Горжусь венцом многодержавным, Блестящим на челе твоем, И некогда, не меньше славным, Твоим страдальческим венцом. <...>

О, дорожи своим залогом! Блюди тобой избранный путь И пред людьми, и перед Богом, Святая Русь, святою будь!

О, будь всегда, как и доныне, Ковчегом нашим под грозой, И сердцу русскому святыней,

И нашей силой пред враждой!15 ***

Прозаических произведений было опубликовано в «Звездочке» примерно столько же, сколько поэтических. Ситуация с их авторством была такая же, как и с авторством поэтических: в «Звездочке» было много анонимных или подписанных только инициалами текстов. Несмотря на то что в некоторых материалах присутствовала религиозная тема, были работы, совсем не поднимающие подобные вопросы. Прозаические материалы преследовали другие цели.

Так, научные материалы лишены религиозно-дидактической составляющей. Они преследуют учебные цели: в доступной форме изложить основы знаний по тем или иным наукам.

Среди такого рода материалов привлекает к себе внимание работа В.И. Шиховского о прорастании «зародыша в семени». В.И. Шиховский был, по-видимому, сыном известного ботаника Ивана Осиповича Шиховского. Статья весьма интересная, написана легко. Интересны приемы, с помощью которых автор пытается привлечь внимание юного читателя. Так, он сравнивает Кощея Бессмертного и его душу в ящике со срединным ростком лука. Цель автора была в том, чтобы превратить изучение биологии из скучного и иногда слишком трудного занятия в интересное времяпровождение, приохотить детей к постижению научных знаний.

Таким образом, лицо журнала определялось не только идеологическим воспитанием, но и научным просвещением.

Более того, в 27-й части «Звездочки» появился материал, который никак нельзя назвать религиозным и тем более промонархическим. Это «Десять правил для жизни», которые написал третий президент США, один из авторов «Декларации о государственном суверенитете», Томас Джефферсон своему тезке Томасу Джеффер-сону Смиту. Как известно, в 1780 г. Екатерина II, отказавшись помогать Англии в борьбе за колонии и объявив о вооруженном нейтралитете, фактически поддержала новое республиканское государство. С тех пор отношения между Россией и США (если не считать некоторых трений из-за территорий Российско-американской компании) были дружественными. В первой половине 40-х годов XIX в. американские инженеры привлекались для строительства железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Таким образом, этот материал свидетельствует о том, что идеологическая компонента уваровской триады уступала иногда место завуалированному подчеркиванию внешнеполитических интересов Российской империи.

Сами же «Правила» не содержат в себе ничего политического или идеологического. Они являются морально-дидактическими размышлениями и советами. Вот некоторые из них:

4. Никогда не покупай бесполезных вещей потому только, что они дешевы <...>

5. Гордость дороже нам приходится, нежели голод, жажда и холод <...>

8. Как часто чувствуем мы в воображении нашем то страдание, которое в действительности никогда не наступает для нас16.

Рассказ «Богач и бедняк»17 можно назвать нравоучительной притчей. Религиозная тематика в нем уступает место политической пропаганде. Он направлен против эгалитаризма, проповедуемого европейским революционным движением. Содержание рассказа просто. Бедняк, пожелавший, чтобы не было богатых, не было роскоши, сам остался без работы и средств к существованию, потому что его помещик, оказавшись в весьма стесненных материальных обстоятельствах, не смог ему работу предоставить. Потеряли работу и его родственники, производившие предметы роскоши. В конце делается вывод о том, что «издержки богатого не вредят бедному, пока не вредят самому богатому»18. Излишняя роскошь губительна и для богатых, однако именно социальное неравенство - основа экономического благосостояния.

Аналогично морально-дидактическим целям служил исторический анекдот. Исторический анекдот в то время - случай из истории, произошедший с тем или иным известным человеком. Сама форма подачи материала в историческом анекдоте выполняла обучающую функцию. Знание исторических анекдотов зачастую заменяло историческую эрудицию. «Анекдот из жизни Фридриха Великого», опубликованный в 27-й части журнала А. Костылевым, никоим образом не относится к характерным для журнала религиозным материалам. Речь идет о том, как однажды во время прогулки король Фридрих, «который, как известно, сильно нюхал табак»19, увидел инвалида, который жевал табак. Ему это не понравилось, и он стал убеждать воина, что от такого способа приема табака можно быстро умереть. Оказалось, что этому инвалиду уже семьдесят лет, и жует табак он с шестнадцати. Фридрих решил провести эксперимент: поместил трех человек одинакового возраста, которые примерно одинаковое время употребляли табак, в отдельный дом и приказал выдавать им табак, только следить за тем, чтобы каждый употреблял его так, как и раньше. В итоге те, которые курили и нюхали табак, умерли гораздо раньше. А инвалид, который жевал табак, пережил монарха. Подобного рода рассказы о монархах и о сметливых простолюдинах жили в европейской культуре еще со Средневековья, постепенно перебираясь на русскую почву как в виде переводов, так и в виде оригинальных рассказов.

Помимо поучительных рассказов, в журналах есть целая серия материалов о различных городах и странах, служащая, безусловно, просвещенческим целям. Среди них «Прогулка по Готенбургу» известного ученого Я.К. Грота, «Две ночи в Мехике», «Новая Земля», «Африканские сцены»20 и другие. «Прогулка по Готенбургу»21 -

часть записок, сделанных Гротом во время его путешествия в Швецию в 1847 г. Много места уделяется самым мелким деталям. По пути на фабрику пива автор рассказывает о том, как он нанимал извозчика, мимо каких улиц и домов проезжал. Затем следует рассказ о том, как варится это знаменитое шведское пиво. «Прогулка.», затем вошедшая в полное собрание сочинений Грота22, изданное его сыном, впервые была опубликована в «Звездочке», о чем в «Трудах Я.К. Грота» имеется специальное примечание. Яков Грот был хорошим знакомым Ишимовой. Его публикации появлялись в журнале довольно часто.

***

Присутствовал в «Звездочке» и такой обязательный атрибут журналов XIX в., как отдел библиографии. Назывался он традиционно - «Новые книги».

В 25-й части впервые за два месяца появился подобный обзор книг. Причина такой задержки - отсутствие хотя бы «одной замечательно-хорошей книги для молодых людей23. Поэтому «Звездочка» возвращается к тому, что было напечатано годом ранее, - к изданиям басен И.А. Крылова. В рецензии отмечается, что вышедшее в том же году собрание сочинений Крылова предназначено для взрослых, тогда как его басни адресованы детям. Причем основной упор делается на то, что издание для детей более дешевое.

После этого речь идет о книге, «достойной вашего внимания»24. Это - «Педагогическая гимнастика со включением плавательного искусства» Ф.З. Германа25. Отзыв на эту книгу заключается в одном предложении, которое никак не отображает содержание: «О пользе гимнастики мы уже не раз говорили в книжках Звездочки»26. Вероятно, это связано с тем, что таких пособий было немного, и каждое было достаточно известно и уникально. Однако такое беглое упоминание говорит также об авторитете журнала: простое упоминание книги должно было привлечь к ней читателей.

Далее следует перечисление книг, к которым не дан даже краткий обзор: «Великий пост, или беседы на св. Четыредесятницу», «Слова, беседы и речи к пастве Харьковской», «Всеобщий географический атлас». Указано, где можно купить эти произведения. В списке книг много христианской религиозной литературы. Видимо, данный раздел был предназначен для родителей или наставников, так как утилитарная информация вроде стоимости и места приобретения юным читательницам была не нужна.

Замысел издания удался, «Звездочка» выходила почти 20 лет. Целью Ишимовой было воспитание и образование подрастающего поколения, что, конечно, не могло вестись помимо официальной государственной концепции. Тем не менее многие материалы журнала интересны и познавательны и действительно служат целям просвещения.

Примечания

1 Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1962. Т. 5. С. 490.

2 Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М.: Худ. лит., 1981. Т. 7. С. 732. Надо отметить, что в официальных рецензиях, публикуемых в «Отечественных записках», оценки Белинского были вполне положительны (Там же. Т. 5. С. 221; Т. 7. С. 428). Однако представляется, что доверять стоит мнению, высказанному частным образом.

3 Детская литература / Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение, 1989. С. 90.

4 Там же.

5 Аверьянова Л.Н. Александра Осиповна Ишимова - известная русская писательница XIX века, педагог и переводчик // Школьная библиотека. 2004. № 5. С. 31-37.

6 Новиков Н.И. Благородному российскому юношеству // Детское чтение для сердца и разума. 1785. Ч. 1. С. 5.

7 П. В-ий. Дума о севере // Звездочка. 1848. Ч. 25. С. 1.

8 А.К. «Безумец человек, когда в нем жизнь играет...» // Там же. С. 40.

9 См., напр.: Звездочка. 1848. Ч. 26. С. 61; 1848. Ч. 28. 145, 178-179.

10 А.К. Невидимому. Сонет из Уланда // Там же. Ч. 28. С. 144.

11 Молящаяся // Там же. Ч. 25. С. 160.

12 Мадонна // Там же. 1848. Ч. 27. С. 10. Григорию Данилевскому принадлежит в «Звездочке» и другой перевод из Новалиса (Наши крылья // Звездочка. Ч. 27. С. 113).

13 Попов А. Чувства и молитвы воспитанниц при выходе из заведения // Звездочка. Ч. 26. С. 54.

14 Костылев А. Журавли // Звездочка. Ч. 25. С. 76.

15 Вяземский П.А. Святая Русь // Там же. 1848. Ч. 27. С. 23-27.

16 Десять правил для жизни // Там же. С. 178-179.

17 В-ский. Богач и бедняк // Там же. Ч. 25. С. 48-58.

18 Там же. С. 58.

19 Анекдот из жизни Фридриха Великого / Пер. с нем. А. Костыле-ва // Звездочка. Ч. 27. С. 53.

20 Верещагин В. Поморы // Звездочка. Ч. 25. С. 3-39; Он же. Самоеды // Там

же. Ч. 26. С. 123-144; Он же. Новая Земля // Там же. Ч. 27. С. 61-79, 125-142; Он же. Северная Двина // Там же. Ч. 28. С. 90-120, 146-175;

Две ночи в Мехике / Пер. с нем. В. Верещагина // Там же. Ч. 26. С. 5-20; Н.У. Африканские сцены // Звездочка. Ч. 27. С. 89-98 и др.

21 Грот Я.К. Прогулки по Готенбургу // Звездочка. 1848. Ч. 25. С. 100-113.

22 Труды Я.К. Грота: В 5 т. СПб.: Тип. Мин-ва путей сообщения, 1898. Т. 1. С. 558-563.

23 Новые книги // Звездочка. Ч. 25. С. 171.

24 Там же. С. 172.

25 Герман Ф.З. Педагогическая гимнастика с включением плавательного искусства. СПб., 1847. 154 с.

26 Новые книги // Звездочка. Ч. 25. С. 172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.