Научная статья на тему 'Журнал «Экономика образования» глазами главного редактора: позади пятнадцать лет'

Журнал «Экономика образования» глазами главного редактора: позади пятнадцать лет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журнал «Экономика образования» глазами главного редактора: позади пятнадцать лет»

УДК 33:37

ЖУРНАЛ «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ» ГЛАЗАМИ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА:

ПОЗАДИ ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ

Как неумолимо быстро бежит время... Вот уж и пятнадцать лет для журнала «Экономика образования» позади...

Журнал «Экономика образования» был создан в 1999 году по инициативе замминистра МО РФ Г. А. Балыхина как международный периодический научный журнал. Главным редактором приказом по КГУ им. Н.А. Некрасова был назначен д.э.н., профессор В.В.Чекмарев. Соуче-редителями журнала стали Московский госпедуниверситет, Российский госпедуниверситет им. Герцена, Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, Костромское отделение Петровской академии наук и искусств. Журнал издавался при содействии ОАО «Костромская городская телефонная станция».

В международный совет журнала вошли Лино Вентурелли (Италия), Рейнгольд Глесс (Германия), Джордж Псахаропулос (США), Альберт Тьюиманн (Швеция), Джордж Лоу (Франция), Виктор Тарасевич (Украина), Петр Лемещенко (Белоруссия), Урак Алиев (Казахстан), Василий Чекмарев (Россия), Александр Субетто (Россия), Сергей Дятлов (Россия), Владимир Автономов (Россия).

В редакционную коллегию журнала были включены И. Абанкина, Б. Бабаев, Н. Басов, С. Беляков, З. Брагина, С. Дятлов, Т. Клячко, Н. Литвинова, В. Лаптев, М. Левицкий, А. Лунев, Н. Мажар, М. Мусарский, В. Носков, С. Потачев, Н. Рассадин, М. Скаржинский, А. Тимонин, Н. Фетис-кин, А. Федотов, В. Чекмарев.

Основными рубриками журнала стали: «Экономика образования в системе социальных координат», «Методология, теория и методика экономики образования», «Государственная политика в области образования: экономические аспекты», «Экономическая безопасность сферы образования», «Информация как экономический фактор производства образовательных услуг».

За пятнадцать лет издания журнала выпущено 64 выпуска в 71-ой книге (томе). В них опубликовано 1845 статей 2338 авторов (в том числе - 141 зарубежный автор). Среди авторов журнала 119 человек - работники КГУ им. Н.А. Некрасова. В журнале публиковались статьи Министров образования А. Тихонова, В. Филиппова, А. Фурсенко, замминистров Г. Балыхина, М. -Стриханова, В. Суворинова, Л. Гребнева, председателя и заместителя председателя Комитета по образованию Госдумы РФ А. Дегтярева и О. Смолина.

За время издания журнал четырежды менял обложку. С 2007 года по настоящее время издается в унифицированном виде (с Вестником КГУ им. Н.А. Некрасова отличаясь только цветом обложки).

Среди авторов журнала почти половина - доктора наук. Но журнал предоставляет страницы и аспирантам, а в особых случаях - студентам.

В 2001-2003 гг. журнал издавался на средства гранта РГНФ № 00-02-40010.

В 2003-2007 гг. шеф-редактором журнала был А.Г. Балыхин.

В 2005-2006 гг. журнал выходил как серия Вестника КГУ им. Н.А. Некрасова «Экономические науки».

В 2007-2010 гг. журнал являлся органом экономического совета федерального агентства по образованию Минобрнауки РФ (шеф-редакторы Г.А. Балыхин и Н.И. Булаев).

В 2004 г. журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендуемых ВАК для публикаций основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по экономическим, психологическим и педагогическим наукам.

Лучшие материалы журнала (1999-2008 гг.) изданы в виде книжного приложения к журналу в

© Чекмарев В.В., 2015

Экономика образования ♦ № 1, 2015

20-ти томах.

В резолюции доклада Всемирного Банка «О состоянии системы образования России в 2013 году» отмечено, что «главной проблемой для развития системы образования России является отсутствие фундаментальных исследований по экономике образования». Так за рубежом ежегодно на английском языке издается более 400 книг по экономике образования. В России - на порядок меньше. И в этом смысле журнал вносит свою лепту в решение проблемы. С 2008 г. в журнале открыта рубрика «Экономическая теория образования». В ней опубликовано 54 статьи 37 авторов. Постановщиками проблемы стали внештатные сотрудники НИЛВО КГУ им. Н.А. Некрасова (завлаб. В.В.Чекмарев), созданной приказом ректора университета в 1990 г.

К десятилетию журнала были издан библиографический указатель «Перечень статей журнала ''Экономика образования'' за 1999-2009 гг.»

В 2014 г. журнал награжден Грамотой оргкомитета Международного отраслевого конкурса изданий для высших учебных заведений «Университетская книга: социально-гуманитарные на-уки-2014» в номинации «Лучшее периодическое издание».

Пятнадцатилетие журнала осталось в вузе незамеченным ...

В 2014 году был осуществлён выпуск 4-х номеров журнала, в которых опубликовано 123 статьи 166 авторов, в том числе 6 зарубежных.

Особенность публикаций 2014 года явилась публикация статей в рубрике «Ретро». Немалое место в заботах редакции заняла работа, связанная с поиском новых идей, новаторским осмыслением накопленного знания, что отразилось в публикациях в рамках «Экономическая теория образования», «Экономическая безопасность образования», «Методология, теория и методика экономики образования».

Журнал сохранил все постоянные рубрики: экономика образования в системе социальных координат; методология, теория и методика экономики образования; государственная политика в области образования: экономические аспекты; экономическая теория образования; экономическая безопасность в сфере образования; информация как экономический фактор производства образовательных услуг; первая публикация; путь к читателю; точка зрения; ретро.

В журнале опубликовано ряд статей, в которых были изложены результаты исследования, проводимого по госзаказу Минобрнауки, а так же статей, в которых обсуждались проблемы оптимизации системы ВПО России.

Журнал «Экономика образования» зарегистрирован в системе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) (Импакт-фактор - 0103).

В шестнадцатый год издания редколлегия и Международный совет выражают надежду, что страницы журнала способствуют положительным изменениям в Российской системе образования.

В честь пятнадцатилетия журнала «Экономика образования» все подписчики получат «Указатель статей, опубликованных в «Экономика образования»за 1999-2014 годы». Авторский коллектив, сформированный с учетом публикаций в соответствующей рубрике журнала приступил к созданию учебного пособия «Экономическая теория образования». Такое пособие подготавливается в мире впервые. Актуальность учебного пособия определяется нижеследующим.

Сложность выявления экономических законов и производных от них операбельных параметров регулирования экономических процессов в сфере образования иногда выдвигается в практике управления системами образования на разных уровнях как оправдательный аргумент при отказе от конкурентных экономических прогнозов их развития и признании нулевой практической ценности возвратного прогнозирования. Можно полагать, что это предельно узкая и необоснованная позиция, снижающая эффективность разработки альтернативных сценариев развития. Разделяя негативную оценку примитивной трактовки распространенного представления вариантов сценария социально-экономического развития как пессимистического, оптимистического и реалистического, следует особо обратить внимание на важность теоретической проработки вопроса идентификации и стратификации связей и факторов по уровням крупных экономических систем. Это позволит предотвратить фактическое выхолащивание самой идеи вариативности (а, следовательно, управляемости) развития, которая лежит в основе формирования методоло-

гии и технологии проектирования будущего, органично встроенной в систему и механизмы позитивистской и неагностической концепции управления. Следовательно, становится возможным построение операциональной теории управления развитием с учетом факторной неоднородности и комбинируемости. Основные факторы изменения содержания и роли прогнозно-аналитической деятельности в управлении современной образовательной организацией определяются:

- ускорением изменений условий функционирования и развития образовательных организаций;

- индивидуализацией потребностей в продукции услугах сферы образования и ростом требований к качеству продуктов/услуг сферы образования;

- изменением глобального и локального пространственного распределения центров деловой активности в сфере образования;

- усложнением технологических и организационных связей и качественным обновлением технологий производства образовательных услуг;

- изменением организационных форм процессов производства продукции /услуг в сфере образования;

- увеличением объема и изменением структуры деловой информации для осуществления управления разноуровневыми системами образования;

- сокращением длительности жизненного цикла продукции и технологий в сфере образования;

- дефицитом времени и ростом неопределенности принятия решений и др.

В декабре 2015 года при участии журнала «Экономика образования» будет проведен I Международный конгресс (симпозиум) по экономике образования, активная подготовка которого сейчас ведется оргкомитетом. Приглашаем к участию в конгрессе всех желающих. Информационное сообщение о проведении конгресса будет опубликовано во втором номере журнала. Журнал «Экономика образования» объявляет конкурс авторских программ по дисциплине «Экономика образования» для обучающихся в вузах страны по направлениям бакалавриата, раздельно для студентов очной и заочной формы обучения. Под авторской программой понимается программа, позволяющая преподавателю реализовать свой творческий потенциал с максимальной отдачей. Отличительным признаком авторской программы является то, что она создается педагогом по собственному замыслу с учетом его потенциала, опыта, наработанных методик, его видения проблем и путей их решения. Это программа для оптимальной работы конкретного педагога в условиях определенного региона. В качестве авторской может быть признана модификация типовой программы при непременном условии аргументированного обоснования всех изменений, внесенных в неё, объяснении, почему так, а не иначе даются материалы. Отсюда можно выделить три уровня новизны авторской программы: содержание; оригинальные педагогические технологии; инновационные методики организации учебно-воспитательного процесса. Авторскую программу необходимо утверждать на педагогическом совете образовательного учреждения.

Все поступившие в редакцию авторские программы будут опубликованы на страницах журнала. С этой целью в журнале вводится новая рубрика «Авторская программа».

Экономика образования ♦ № 1, 2015

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.