Научная статья на тему 'У профессора Чекмарева В. В. Без ошейника шея не мерзнет. . . (к 60-летию со дня рождения)'

У профессора Чекмарева В. В. Без ошейника шея не мерзнет. . . (к 60-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / ТРЕНДЫ ЛИЧНОСТИ / EDUCATION SECTOR / THE TRENDS OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жильцов Е. Н.

В статье анализируется творческие искания профессора В. В. Чекмарева в области экономики образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSOR TCHEKMAREV V. V. NECK WITHOUT A COLLAR DOES NOT FREEZE... (ON HIS 60TH BIRTHDAY)

The paper analyzes the creative search of professor V. V. Tchekmarev in economics education.

Текст научной работы на тему «У профессора Чекмарева В. В. Без ошейника шея не мерзнет. . . (к 60-летию со дня рождения)»

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

УДК 338.46 Жильцов Е. Н.

У ПРОФЕССОРА ЧЕКМАРЕВА В. В. БЕЗ ОШЕЙНИКА ШЕЯ НЕ МЕРЗНЕТ... (К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

В статье анализируется творческие искания профессора В. В. Чекмарева в области экономики образования.

Ключевые слова: сфера образования, тренды личности

Есть люди, заслуживающие вечности. Не вечной памяти, а вечной жизни. Они заслуживают ее не своими достижениями или заслугами, вернее, не только и не столько ими, сколько своим отношением к жизни, к самому факту человеческого бы-тия-восторженно-искренним, бережным и признательным. Василий Владимирович из их числа.

Есть люди, имеющие колющий взгляд, есть те - у которых взгляд острый, а Василий Владимирович - обладатель взгляда доброжелательного. И это при том, что он-человек требовательный, временами даже саркастичный, по отношению к окружающим. По какой-то странной случайности противоречия восприятия мира в нем уживаются. Может быть потому что случайность-визитка Бога, а может потому, что он из разряда людей-ВИСВов (ВИСВ-видящий суть вещей, эффективный актор экономического пространства).

Будучи главным редактором журнала «Экономика образования» со дня его основания (1999г) профессор Чекмарев последовательно реализует миссию журнала как научно-методического издания.

Социальная политика в сфере образования временами напоминает безотчетное психотропное манипулирование участниками образовательного процесса с непредсказуемыми последствиями. Это манипулирование с помощью ГО-Сов и ЕГЭ похожее на нейролингвистическое программирование экономического поведения индивидов, препятствующее формированию гражданского общества. По сути это означает воздействие на сознание и отношения людей с целью (вольно или невольно) превращения их в «зомби» экономических процессов. И как главный редактор журнала профессор Чекмарев собирает под свои знамена авторов, ставящих в своих публикациях такую политику под сомнение.

Рассуждения о рыночных отношениях в сфере образования сегодня популярны. Встречаются они и в публикациях на страницах журнала «Экономика образования».Однако квинтэссенция таковых публикаций в том, что рынок в образовании рассматривается как характеристика экономического нановремени, как вид из мышиной норы.

В статье А. И. Добрынина и С. А. Дятлова «Социальная эксклюзия личности», увидевшей свет в год 50-летия профессора Чекмарева, подчеркивалось, что Василием Владимировичем создана концепция производства-потребления образовательных услуг. Авторы отметили, что проблематика экономики образования начала 90-х годов двадцатого столетия фактически являла собой интеллектуальную пустыню. И взять на себя труд бороздить ее вне каравана, в одиночку, да еще с анализом нарождающегося рыночного сектора сферы образования, было, очевидно, поступком неординарным.

Развивая свою концепцию профессор Чекма-рев сегодня сегодня формирует экономическую теорию образования. В журнале появилась соответствующая рубрика. В своей программной статье Василий Владимирович показал отличия экономики образования и экономической теории образования.

В ряде докторских и кандидатских диссертаций профессора В. В. Чекмарева называют классиком экономики образования. Авторы подчеркивают, что в своих работах профессор обосновывает положения, согласно которым именно образование является становым хребтом формирующегося постиндустриального общества. Именно в теоретических работах обобщенно синтезирован его профессиональный опыт ученого и администратора (15 лет работы в долж-

© Жильцов Е. Н., 2011

Экономика образования ♦ № 2, 2011

ности проректора по НИР университета). Специалистам в области экономики образования хорошо знакомы фундаментальные монографии В.В. Чекмарева «Экономические проблемы сферы образования» в 2-х томах (1996) и «Система экономических отношений в сфере образования» (1998).

Недавно увидел свет сборник статей В. В. Чек-марева, опубликованных в журнале «Экономика образования» в 1999-2009, (Экономические и социальные цели высшего образования. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011 - 518 с.), в который включена 61 статья.

Готовятся к изданию еще три его книги по проблемам образования.

Сегодня уже трудно представить общественную жизнь без журнала «Экономика образования». А ведь было время, когда без этого журнала каким-то образом обходились. Видимо, прозорливо оценив необходимость его издания Григорий Артемович Балыхин (в то время заместитель Министра образования, а ныне Председатель Комитета по образованию Государственной Думы) благословил создание журнала, став его первым шеф-редактором. Время показало - информационное и проблемное поле для журнала есть и остается. Более того журнал сегодня уже претендует на роль субъекта по формированию общественного мнения в вопросах экономики образования, на роль проводника передовых идей по экономическому обеспечению образовательного процесса. Журнал борется также и за оценку преобразовательных процессов в сфере образования в нынешний нелегкий период экономико-политических ориентиров.

Одним из первоочередных вопросов и забот В. В. Чекмарева как главного редактора журнала является содержательная часть «Экономики образования». Делать ли ее сугубо деловой, наукообразной и образовательно-направленной или все же учитывать разнообразие читательской аудитории? И потому в журнале сочетаются серьезные темы с «читабельностью» других материалов рубрик «Нам пишут», «Путь к читателю», «Первая публикация». Таким образом, установился свой собственный стиль журнала. Конечно же, сдерживающим фактором является отсутствие штатных должностей в редакции, каких-либо надбавок всем тем, кто занимается подготовкой и изданием журнала.

Поистине советский энтузиазм проявляют редколлегия и главный редактор.

Особо следует отметить, что будучи профессиональным экономистом В. В. Чекмарев одним из первых стал определять в качестве продукта сферы образования образовательные услуги. На эту тему им опубликовано немало статей. Однако по мере проникновения в сферу образования рыночных механизмов никто другой как именно он стал указывать на ограниченность возможности применения этих механизмов в образовании.

Постсоветский приход правых западников во власть ознаменовался приравниванием учебных заведений к хозяйственным предприятиям, производящим товары и услуги. Но образование не отрасль экономики: ни учебный процесс, ни его результаты, ни его «продукцию» нельзя сравнивать с аналогичными категориями экономики. Постепенный уход государства из сферы образования чреват самыми драматическими последствиями. Как пишет А. Рудкевич: «Наше законодательство таково, что лицензию на преподавание истории могут получить поклонники «новой хронологии»... Рынок сам по себе не способен навести порядок в подготовке гуманитариев, поскольку худшие здесь способны предлагать свой «товар» по самой низкой цене»1. Оценить качество образовательных услуг может только образованный человек, но именно такой клиент и не выгоден рынку. «Рыночная польза» освобождает образовательную систему от общекультурных и теоретических «излишеств», что ведет к ее деградации и примитивизации.

Рыночные товарно-денежные отношения, претендующие сегодня на роль регуляторов всех общественных отношений, изначально лишены нравственного измерения. Если деньги становятся единственным критерием результата, то победить соперника, у которого на порядок выше капитал, невозможно. Известный математик И. Ф. Шарыгин считает, что создание единой рыночной ведет к резкой поляризации в мировой цивилизации. «При этом “добавленная стоимость” целиком останется на одном из полюсов, увеличивая эту разность потенциало-в...Глобализация сопровождается резким расслоением между странами и внутри стран. Особенно это внутреннее расслоение заметно в экономически отсталых странах. Развивается своего рода VIP-демократия, а по сути, новый феодальный строй»2. Действительно, под при-

целом западных глобализаторов и их местных подручных, «курирующих реформы» национального образования, оказалось прежде всего единое образовательное пространство, наличие которого является важным фактором успеха в формировании и модернизации политических наций. Приспособление образовательной системы к заказам рынка происходит с использованием приемов социальной сегрегации. «Единое национальное образовательное пространство “постмодернистки” дробится на внешне неупорядоченную мозаику.. .Образовательная система делится на две неравные подсистемы:платную, привилигирован-ную и бесплатную, становящуюся прибежищем изгойского большинства»3. Элитарные европейские вузы(Кембридж, Парижский институт политических наук и т.д.) отказались участвовать в Болонском процессе, а это означает, что и в Европе нормальная сфера образования предполагается только для элиты. Правящий класс, таким образом, всюду демонстрирует стремление обеспечить себе лучшее и фундаментальное образование, ибо не желает выпускать из своих рук управленческие функции. По новой логике реформирования образования ради уменьшения риска социальных потрясений необходимо ограничивать образовательный уровень основной массы населения.

Новая экономическая модель нацеливает образование на решение практически-утилитар-ных задач, что вряд ли можно назвать адекватным отечественной традиции в сфере образования, равно как и перспективным с точки зрения стратегического развития России. Сегодня объектом критики нашей либеральной интеллигенции стала русская сказка за ее антипрагматизм и противостояние либеральным ценностям. Предлагается воспитывать русских детей на вестернах и других достижениях западной массовой культуры, воплощающих ценности индивидуализма и прагматизма. Если прагма-тизация образования возьмет верх, это повсеместное утверждение утилитаристского индивидуалистического начала, идеологии «эконо-

мизма» над идеалистически мобилизационным мировозрением, основывающимся на этике усилия, героизма, подвижничества. Но именно такое мировозрение традиционно для России, делает ее уникальным духовным образованием, обеспечивает нашей культуре притягательность и интерес во всем мире. Копируя установки и модели западного образования, мы вряд ли превзойдем Запад, но совершенно точно потеряем свою уникальность, застолбив за собой место а глубокой периферии современного госпитализирующегося мира. Результатом пренебрежения сложившимися культурными традициями и исконными ценностями может быть появление на просторах нашей родины «Ивана, не помнящего родства», мутанта, лишенного исторической памяти, маргинала, дезориентированного в социальном пространстве и времени, рассудочного робота, не способного к состраданию и сопереживанию, но ведущего расчетливую игру с миром.

Судьбы российского народа, государства и образования — неотделимы. Если мы хотим остаться в истории, сохранить свои культурные истоки и национальное лицо, то, приступая к реформаторству, и особенно в сфере образования, «следует помнить о том, что пределы имеются для улучшения, тогда как возможности ухудшения почти беспредельны»4.

Примечания

1 Рудкевич А. Высшее образование: «доступное» и /или платное»? // Высшее образование в России. - 2004. - № 7. - С. 25.

2 Шарыгин И. Образование и глобализация. Российское образование в условиях глобализации // Новый мир. - 2004. № 10. - С. 110-125.

3 Панарин А. С.

Глобализация как вызов жизненному миру. За Хайдеггера // Сумерки глобализации. - М.,

2004. - № 7. - С. 137.

4 Рудкевич А. Высшее образование: «доступное» и /или платное»? // Высшее образование в России. - 2004. - № 7. - С. 27.

Zhiltsov E. N.

THE PROFESSOR TCHEKMAREV V. V. NECK WITHOUT A COLLAR DOES NOT FREEZE... (ON HIS 60TH BIRTHDAY)

The paper analyzes the creative search of professor V. V. Tchekmarev in economics education. Keywords: education sector, the trends of personality

Экономика образования ♦ № 2, 2011

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.