Научная статья на тему 'Жизнетворчество как феномен, реализующийся в неформальном образовании взрослых'

Жизнетворчество как феномен, реализующийся в неформальном образовании взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1172
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ВЫСШАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА / PEOPLE’S HIGHER SCHOOL / CREATION OF LIFE / LIFELONG EDUCATION / INFORMAL ADULT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордина Ольга Васильевна

Автор рассматриваются различные подходы к определению понятия «жизнетворчество», нашедшие отражение в современных гуманитарных исследованиях, акцентируя внимание на жизнетворчестве как педагогическом феномене, реализующемся и получающем стимулы к развитию в пространстве неформального образования взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордина Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Creation of life” as a phenomenon of informal adult education

The article considers different approaches to the definition of “creation of life” phenomenon offered by modern studies in humanities. The author makes an emphasis on “creation of life” as a pedagogic phenomenon being implemented and developed in the space of informal adult education.

Текст научной работы на тему «Жизнетворчество как феномен, реализующийся в неформальном образовании взрослых»

УДК 374.64

О.В. Гордина*

ЖИЗНЕтвОрЧЕСтвО КАК ФЕНОМЕН,

реализующийся в неформальном образовании взрослых

Автор рассматриваются различные подходы к определению понятия «жизнет-ворчество», нашедшие отражение в современных гуманитарных исследованиях, акцентируя внимание на жизнетворчестве как педагогическом феномене, реализующемся и получающем стимулы к развитию в пространстве неформального образования взрослых.

Ключевые слова: жизнетворчество, непрерывное образование, неформальное образование взрослых, Высшая народная школа.

“Creation of life” as a phenomenon of informal adult education. OLGA V GORDINA (East Siberian State Academy of Education)

The article considers different approaches to the definition of “creation of life” phenomenon offered by modern studies in humanities. The author makes an emphasis on “creation of life” as a pedagogic phenomenon being implemented and developed in the space of informal adult education.

Keywords: creation of life, lifelong education, informal adult education, People’s higher school.

Каждому человеку в меру его ответственности и инициативности предстоит творить свою жизнь. Проблема жизнетворчества исследуется в современном гуманитарном знании с разных позиций: этот феномен нашел отражение в работах по философии, культурологии, психологии. Заметим, что, несмотря на разницу подходов и интерпретаций самого понятия «жизнетворчество», при изучении данных работ рельефно проявляется его педагогический аспект, который и будет рассмотрен нами подробнее.

В отечественных философских исследованиях жизнетворчество анализируется как особый тип сознания, своего рода духовно-нравственный общественный феномен, в основном являющийся результатом рефлексии российской интеллигенции (А.В. Колесникова). В данном случае акцент делается на особенности конструирования общего

бытия в наших отечественных традициях, а именно реальная жизнь общества подчиняется неким теоретическим установкам и абсолютно понимаемым идеям, как правило, заимствованным из европейских философских учений. Общеизвестно, что европейцы неохотно идут на социальные эксперименты, тот же марксизм нашел применение не на своей родине в Германии, а в нашей стране. Заметим, что жизнетворчество в философии рассматривается и как личностный феномен. Например. антропоцентризм вдохновляет человека на новые замыслы и проекты, на глобальное переустройство жизни и поиски «новой духовности» [6]. Жизнетворчество возможно в случае осознания человеком собственной значимости, силы и неудовлетворенности существующей реальностью. Это оптимистичное восприятие человека как главной ценности и как саморазвивающейся системы

* ГОРДИНА Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Восточно-Сибирской государственной академии образования.

E-mail: g.o.v@rambler.ru © Гордина О.В., 2013

созвучно идеям и практике гуманной педагогики. И в этом смысле понятие «жизнетворчество» приобретает черты явления социально-педагогического, ориентированного на осознанные качественные изменения личности и окружающего её жизненного пространства.

В культурологии жизнетворчество рассматривается как феномен культуры, как особый тип культурной деятельности. Это сознательное структурирование собственного жизненного пути, реализация в своей биографии некоего выбранного канона [3]. Жизнетворчество изучается в контексте тех связей, которые возникали между вызовами эпохи и поведенческими реакциями, действиями, образующими целостный персональный мир. Особую актуальность данная проблема обретает в переходные периоды, возникающие на стыке культурных эпох. В такие периоды человек переживает кризис собственной идентичности, когда происходит осмысление и переоценка его прошлого, возможно, появляются новые ценностные ориентиры и жизненные приоритеты, углубляется процесс индивидуализации личности, поскольку человеку переходной культуры предстоит глубже понять иные социокультурные условия и принять себя в них. Поиск своего места в новом социальном мире, предполагающий погружение в собственные проблемы и выявление своих жизненных сил и возможностей в соответствии с выбранным новым каноном жизни, инициирует процесс жизнетвор-чества. С педагогических позиций этот процесс рассматривается как взросление, личностное и социальное становление человека, которое немыслимо без идеала, являющегося ориентиром в ходе развития. Данный ориентир определяет жизненные цели и планы; организация и сопровождение процесса их реализации является социально-педагогической задачей. Для педагога важно помочь человеку сформировать активную творческую позицию в отношении собственной жизни и выйти на уровень жизнетворчества.

Отечественными психологами (С.Ю. Степановым, И.Н. Семеновым, А.С. Сухоруковым и др.) в 1990-е гг. были проведены исследования форм проявления жизнетворчества в динамике смысловой системы личности. Творчество, если оно становится жизненной позицией человека, трансформирует закономерности, присущие «психическому» и «личностному», в некую целостность. Критерий жизнетворчества, естественно, может быть только интегральным. По мнению А.С. Су-хорукова, жизнетворчество как «творение жизни», это творчество в трех направлениях:

1. Продуктивном (в результатах активности личности);

2. Субъективном (в развитии субъектного мира личности);

3. Социальном (в отражениях в жизненных мирах других людей) [7].

Именно интеграция трех направлений задает целостность творчеству личности, превращая его в жизнетворчество. Человеку, в силу его биопси-хосоциальной природы, необходимо пространство, оптимально соответствующее задачам жизнетвор-чества: неким духовно-нравственным канонам, -оптимистичное в плане перспектив самоизмене-ния, психологически безопасное, содержащее в себе различные возможности для развития личности и, что не менее важно в данном контексте, создающее ситуации свободного и ответственного выбора. Думается, что этим характеристикам в полной мере соответствует сфера неформального образования взрослых. По нашим наблюдениям, на примере деятельности Высших народных школ для взрослых, получивших широкое распространение в Скандинавских странах и ряде регионов России, именно в пространстве неформального образования взрослых все перечисленные выше аспекты жизнетворчества (предметный, субъективный, социальный) получают стимулы к развитию. Рассмотрим подробнее, как и почему это происходит.

Во-первых, уточним, что неформальное образование осуществляется в сфере досуга и предполагает добровольный, осознанный выбор человека, понимающего, зачем ему нужны эти занятия. Это образование всегда продуктивно. Каждый взрослый обучающийся, пришедший в неформальное образование, ориентирован на конкретный осязаемый результат, т.е. продукт своей деятельности. Важно, что взрослый, обучающийся здесь, не может рассчитывать на какой-либо документ, способный оказать влияние на его профессиональную деятельность, карьерный рост. В этом пространстве можно удовлетворять в основном потребности в саморазвитии. Поэтому можно утверждать, что включение человека в процесс неформального образования - это осознанный шаг навстречу собственным изменениям. Активное творчество преобразует самого человека и социальное сообщество вокруг него. Продуктами сотворчества становятся как реальные, проявляющие себя внешне результаты совместной деятельности, например, поэтические сборники, выставки, концерты, проекты, спектакли, фестивали и т.д., так и полученные новые знания, а также одухотворенное общение, возникающее в процессе неформального образования.

Во-вторых, высокая учебная мотивация, характерная для неформального образования взрослых, получает воплощение и дальнейшее развитие в личностных эффектах образовательной деятельности. Исследования, проведенные в ряде российских Высших народных школ, выявили у взрослых обучающихся положительную динамику в развитии чувства уверенности в своих силах, в успешной реализации намеченных планов. У всех слушателей школ отмечалась позитивная оценка собственного жизненного опыта и перспектив своего дальнейшего развития. Таким образом, можно сделать вывод о том, что с приходом в неформальное образование у респондентов наступил качественно новый этап в развитии самосознания личности, связанный с ощущением понимания и поддержки со стороны референтной группы, и стремлением к индивидуальному и совместному творчеству [5].

В-третьих, неформальное образование взрослых протекает в ситуации активного социального и андрагогического взаимодействия. Добровольчество и волонтерство - ключевые понятия, характеризующие деятельность взрослых обучающихся и их преподавателей.

В-четвертых, в неформальном образовании взрослых преподаватели и обучающиеся могут меняться ролями. Практически каждый взрослый человек, являясь носителем богатого жизненного, профессионального опыта, может поделиться своими знаниями с остальными субъектами учебной деятельности, отразившись «в жизненных мирах других людей».

Таким образом, мы можем сделать вывод о наличии реальных возможностей для развития основных аспектов жизнетворчества (предметный, субъективный, социальный) в пространстве неформального образования взрослых.

Обратим внимание и на то, что в образовании взрослых ключевой категорией является опыт обучающихся. Именно опыт как знание жизни, приобретенное в процессе различной деятельности, становится фундаментом всех учебных конструкций. С помощью этого знания осуществляется определение, интерпретация жизненных ситуаций и способов действия в них. Принципиальное значение имеет то, что опыт выступает как условие и результат формирования жизненных ориентаций личности и их апробации. В пространстве неформального образования взрослых человек постоянно находится в ситуации выбора и принятия ответственных решений. Его собственный жизненный опыт обогащается и оценивается им с новых позиций.

Полагаем, что социокультурную динамику развития личности в пространстве неформального

образования взрослых можно структурировать как приобретение человеком личностно и социально значимых опытов. Попытаемся их классифицировать. С учетом специфики образовательного пространства и роли, которую в нем исполняет взрослый обучающийся, можно определить три типа опыта: собственный опыт конструирования знания, опыт культурной идентификации, опыт социальной самоактуализации. Образование как составляющая процесса социокультурного развития человечества включает в себя наряду с культуро-освоением процесс интерпретации и преломления опыта предшествующих поколений в деятельности социального субъекта (П. Бергер, Г. Блумер, Дж. Мид, Т. Лукман, А. Шюц). В этой деятельности формируется опыт, адекватный требованиям современной культурной жизни. В динамичном процессе развития культуры опыт предшественников не догма, а точка отсчета. Каждое новое поколение творит культуру как сферу своей духовной жизни, тем самым определяя непрерывный процесс культуросозидания. Культуроосвоение и культуросозидание осуществляются в условиях социальных взаимодействий и определяют широкий спектр социальных ролей для их участников. Процессы культуроосвоения и культуросозидания неразрывно связаны с процессом социализации, освоения разнообразных социальных ролей. Исполнение каждой роли предполагает созидание культуры и самого себя как субъекта развития.

Неформальное образование создает условия для того, чтобы культурные процессы, преломляясь в познавательной деятельности, общении и самосознании человека, персонифицировались, а культура и социум из абстрактных категорий переходили в разряд личностных как равноценные составляющие социокультурного опыта человека.

Поскольку опыт человечества воплощен не только в результатах его духовно-практической деятельности (в его культуре), но и в характере социальных взаимодействий (П. Бергер, Г. Блумер, Л. Шюц), постольку и личностный опыт человека является результатом деятельности и продуктивного общения людей [1]. Для того, чтобы построить собственный опыт, человек проходит тот же путь - он действует и вступает в разнообразные социальные коммуникации. Социокультурный опыт человечества, опосредованный деятельностью и коммуникативными проявлениями личности, трансформируется в субъективный жизненный опыт человека. Путем установления связи с другим опытом наш опыт накапливается и обобщается: лишь так он приобретает смысл.

60

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 6 • 2013

Думается, что эвристическую ценность в контексте наших рассуждений имеет и сопоставление обозначенных выше опытов личности, приобретаемых в пространстве неформального образования взрослых, с формами жизнетворчества, выявленными А.С. Сухоруковым [7]:

1. Собственный опыт конструирования знания, который, если провести параллель с гранями проявления процесса жизнетворчества, выявленными А.С. Сухоруковым, предполагает некий продуктивный уровень, обусловленный результатами активности человека. Очевидно, это созвучно нашим представлениям о продуктивности учебной деятельности в сфере неформального образования взрослых, предполагающей становление личности как субъекта познания. Взрослый обучающийся желает и может научиться совершать самостоятельные открытия в повседневной учебной практике. В образовательный процесс, как правило, включаются активные, интерактивные, дистанционные методы обучения. Во время занятий - погружений, тренингов, дискуссий, деловых и ролевых игр, круглых столов - человек учится ориентироваться в мире множества истин и формировать собственное знание о себе, обществе, жизни в целом, возможно, тогда образование и осознается им как одна из основных жизненных ценностей. При этом, как уже отмечалось выше, в неформальном образовании всегда видны реальные продукты деятельности - познавательной, художественной, коммуникативной и т. д.

2. Опыт культурной идентификации - это опыт соотнесения себя с миром культуры, созданной предшествующими поколениями и создаваемой современниками в будущем. В перечне форм проявления жизнетворчества, по А.С. Сухорукову, опыт соответствует субъективному уровню (развитие субъектного мира личности).

Образовательное учреждение или некоммерческая общественная организация являются пространством культуры, в котором осуществляется целенаправленный процесс культуроосвоения. Это в большой мере является основной базой культурной идентификации личности, однако принципиально важно при этом преодолеть ретроспективный характер образования и создать условия для культуротворчества, чтобы взрослый человек осознал себя субъектом и в созидании собственной культуры, и в производстве социально значимых культурных ценностей. Образовательное учреждение, открывая студии, кружки, клубы по интересам, творческие мастерские, устраивая выставки, конкурсы, фестивали и т.д., способствует обретению каждым участником образовательного

процесса опыта культурной идентификации, который, формируя ценностные ориентации личности, оказывает влияние и на формирование ее жизненных ориентаций, особенно на готовность к диалогическому социальному взаимодействию; на осознанный выбор сферы деятельности в плане широкой самореализации (и в профессии, и в общественной работе, и в сфере досуга).

3. Опыт социальной самоактуализации, который, продолжая соотносить с типологией форм проявления жизнетворчества, предложенной А.С. Сухоруковым, мы узнаем в социальной форме (отражениях в жизненных мирах других людей).

Этот опыт тесно связан и с опытом конструирования знания, и с опытом культурной идентификации, поскольку и в том, и в другом случае осуществляются социальные интеракции, следовательно, личность получает возможность реализовать себя в качестве субъекта социальной деятельности. Но поскольку сфера социальной активности не замыкается на этих двух процессах, в образовательном пространстве необходимо создать условия для пробы сил в самых разных формах общественной деятельности. Это могут быть самоуправление, благотворительная деятельность, участие в экологическом движении, краеведении, спорте и т. д. Погружение в жизнь общества, принятие на себя ряда социальных ролей в условиях свободного, осознанного выбора, способствуют формированию определенного образа жизни и жизненных ориентаций, связанных с утверждением в обществе своей личной роли, например, ориентации на саморегуляцию своей деятельности, ответственности за собственную жизнь и жизнь общества.

Поскольку в основе опыта лежит система деятельностей, следовательно, для развития личности и определения ее жизненных ориентаций принципиальное значение будет иметь качество и направленность этих видов деятельности. Высшим критерием качества деятельности является ее субъектный, творческий характер. Субъектом деятельности личность становится тогда, когда ее активность направляется на развитие деятельности и ее выход за изначально заданные параметры. Неформальное образование взрослых априори предполагает расширение социальных и личностных горизонтов. Взрослый, избравший для себя путь непрерывного образования, выступает в этой деятельности с субъектных позиций. Он становится и субъектом собственной жизни, если начинает относиться к ней как к творчеству. Только активный человек может воспринимать жизнь как творческую задачу. В этом случае актуализируются такие этапы творческой деятель-

2013 • № 6 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

61

ности, как рефлексия, прогноз, целеполагание, конструирование (Д.Б. Богоявленская) [2]. Опыт такого рода деятельности есть у каждого человека как социального существа. Развиваясь в условиях определенного социума, человек в течение всей жизни конструирует себя в соответствии с общественными требованиями или вопреки им.

Высокая миссия неформального образования, очевидно, заключается в том, чтобы создать условия для становления личности взрослого обучающегося как субъекта жизнетворчества. Солидаризируясь с А.С. Сухоруковым, мы анализируем жизнетворчество как целостный процесс, принимаем три ключевых критерия, определяющих процесс жизнетворчества личности. Действительно, это сложное интегративное явление проявляет себя и в продуктивном, и в субъективном, и в социальном планах. Социокультурную динамику развития личности в процессе неформального образования взрослых можно структурировать как приобретение человеком личностно и социально значимых опытов. При этом мы обращаем внимание на то, что ключевым механизмом данного процесса является обретение жизненного опыта в ходе разнообразных социокультурных интеракций, в основе которых лежит совместная учебная и общественная деятельность. Важно, чтобы она имела продуктивный, творческий характер. Личность, усвоив роль субъекта продуктивной творческой деятельности, роль социального субъекта, вероятно, сможет возвыситься и до роли субъекта жизнетворчества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

2. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. № 2.

3. Бычкова Е.А. Жизнетворчество как феномен культуры декаданса на рубеже XIX - XX веков [Электронный ресурс] : http://www.disszakaz.com/ catalog/zhiznetvorchestvo_kak_fenomen_kulturi_ dekadansa_na_rubezhe_xix_xx_vekov.html

4. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена: монография. СПб.: СПб АППО, 2008. 155 с.

5. Высшие народные школы в образовательном пространстве современной России: вопросы теории и практики. Коллективная монография / под ред. Н.П. Литвиновой, О.В. Гординой. Иркутск, СПб.: ВСГАО, 2009.

6. Колесникова А.В. Жизнетворчество как способ бытия интеллигенции: дис. ... канд. философ. наук. 09.00.01. Новосибирск, 2003.

7. Сухоруков А.С. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы: дис... канд. психол. наук. М., 1997.

REFERENCES

1. Berger, P. and Lukman, T., 1995. Socialnoe construirovanie realnosty [The social construction of reality], Moskva: Medium. (in Russ.)

2. Bogoiavlenskyia, D.B., 1999. Subiect

deyatelnosti v problematike tvorchestva [The subject of activity in the sphere of art], Voprosi psichologii, no 2, pp. 35-41. (in Russ.)

3. Bichkova, E.A., 2004. Zhiznetvorchestvo kak fenomen kulturi dekadansa na rubezhe XIX-XX vekov [Сreation of life as a cultural phenomenon of decadence at the turn of XIX-XX centuries], dissertatsiya candidata kulturologicheskih nauk. (in Russ.)

4. Vershlovskiy, S.G., 2008. Neprerivnoe

obrazovanie: istoriko-teoretiheskiy analiz fenomena [Lifelong education: historical and theoretical

analysis of the phenomenon]. Sankt-Peterburg: SPb APPO. (in Russ.)

5. Vishie narodnie shkoli v obrazovatelnom prostranstve sovremennoy Rossii: voprosi teorii i praktiki [People’s higher schools in the educational space of modern Russia: problems of theory and practice], 2009, Irkutsk-Sankt-Peterburg: VSGAO. (in Russ.)

6. Kolesnikova, A.V., 2003. Zhiznetvorchestvo kak sposob bitia intelligenzii [Сreation of life as a way of life of intellectuals], dissertatsiya candidata filosofskih nauk. (in Russ.)

7. Suhorukov, A.S., 1997. Zhiznetvorchestvo lichnosti v dinamike eyo smislovoy sistemi [Personality’s creation of life in the dynamics of its semantic system], dissertatsiya candidata psikhologicheskih nauk. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.