Научная статья на тему 'Жизнестойкость в контексте проблемы воспитания подростков с девиантным поведением'

Жизнестойкость в контексте проблемы воспитания подростков с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ К СТРЕССУ / АДАПТИВНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / МОРАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТАБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА / RESISTANCE / RESILIENCY / COPING BEHAVIOR / STRESS RESISTANCE / ADAPTABILITY / SOCIAL ENVIRONMENT / PHYSICAL HEALTH / MENTAL HEALTH / MORAL HEALTH / SUSTAINABILITY / SOCIALIZATION / VITAL NEEDS / VALUES / INDIVIDUAL PROPERTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баймурзина Виля Искандаровна, Чертыков Игорь Николаевич

Статья содержит теоретический анализ особенностей подростков с девиантным поведением и их жизнестойкости. Дается содержание понятий «жизнестойкость», «жизнеспособность», «совладающее поведение», приводятся направления исследований жизнестойкости. Идея изучить внутренние силы человека, позволяющие в чрезвычайно трудных условиях успешно достигнуть цели, всегда привлекала внимание философов, педагогов разных стран и научных школ. Авторы понятия жизнестойкости рассматривают его как интегральную особенность индивидуальности личности, которая позволяет ей сопротивляться отрицательным явлениям окружающей среды и эффективно преодолевать трудности. К главным компонентам устойчивости личности относятся соответствующая самооценка, оптимальное семантическое регулирование, развитие волевых качеств, коммуникативных способностей, умение сотрудничать с другими, достаточный уровень социальный компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESILIENCY IN THE CONTEXT OF UPBRINGING ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

The article provides a theoretical analysis of the characteristics of adolescents with deviant behavior and their resiliency; a brief analysis of the concepts «resiliency», «ability to resiliency», «copying behavior»; studies of resiliency. The idea of studying the internal forces of a person, which makes it possible to successfully achieve the set goal in extremely difficult conditions, has always attracted the attention of philosophers, educators from different countries, representatives of various scientific schools. The authors of the concept «resiliency» consider it to be an integral characteristic of the individual, which makes it possible to resist negative environmental phenomena and effectively overcome life difficulties. With this understanding, the basic components of resiliency are self-esteem, appropriate semantic regulation, development of volitional qualities and communicative abilities, ability to interact with others, and sufficient level of social competence.

Текст научной работы на тему «Жизнестойкость в контексте проблемы воспитания подростков с девиантным поведением»

УДК [316.624+316.628]-053.6

В. И. Баймурзина1, И. Н. Чертыков2

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВПАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

1 Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,

г. Стерлитамак, Россия

2Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Россия

Аннотация. Статья содержит теоретический анализ особенностей подростков с девиантным поведением и их жизнестойкости. Дается содержание понятий «жизнестойкость», «жизнеспособность», «совладающее поведение», приводятся направления исследований жизнестойкости. Идея изучить внутренние силы человека, позволяющие в чрезвычайно трудных условиях успешно достигнуть цели, всегда привлекала внимание философов, педагогов разных стран и научных школ. Авторы понятия жизнестойкости рассматривают его как интегральную особенность индивидуальности личности, которая позволяет ей сопротивляться отрицательным явлениям окружающей среды и эффективно преодолевать трудности. К главным компонентам устойчивости личности относятся соответствующая самооценка, оптимальное семантическое регулирование, развитие волевых качеств, коммуникативных способностей, умение сотрудничать с другими, достаточный уровень социальный компетентности.

Ключевые слова: устойчивость, жизнеспособность, совладающее поведение, устойчивость к стрессу, адаптивность, общество, физическое здоровье, психическое здоровье, моральное здоровье, стабильность, социализация, жизненные потребности, ценностные ориентации, индивидуальные свойства.

Актуальность исследуемой проблемы. Динамичное развитие современной жизни требует от индивида и общества проявления таких жизненных качеств, как стабильность, гибкость, сопротивление стрессу, адаптируемость к изменяющимся условиям, т. е. жизненной устойчивости, которую невозможно иметь без физического и психического здоровья. Формирование жизнестойкости личности становится все более и более важным условием для построения собственной управляемой жизни в контексте социальных изменений, политических и экономических кризисов. Актуальность данной темы определена возрастающими потребностями общества в поиске путей и способов создания оптимальных условий для развития жизнестойкости человека. Цель исследования - теоретический анализ понятия жизнестойкости в контексте проблемы воспитания подростков с девиантным поведением.

Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы в аспекте исследуемой проблемы.

© Баймурзина В. И., Чертыков И. Н., 2018

Баймурзина Виля Искандаровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогического образования Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, Россия; e-mail: [email protected]

Чертыков Игорь Николаевич - аспирант кафедры педагогики Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.03.2018

Результаты исследований и их обсуждение. Сегодня в свете новых требований остро стоит проблема развития жизнестойкости подростков с девиантным поведением в процессе их воспитания. Она в основном является предметом исследования гуманитарных, особенно педагогических и психологических наук.

Как известно, подростковый возраст - переходный период, имеющий свои особенности. Подростки склонны входить в мир взрослых, пытаясь усвоить поведение, нормы и ценности этого мира. В этой связи их особенностями являются чувство взрослой жизни, чувство неловкости, самооценка, интерес к себе как к человеку, к своим возможностям и способностям. Переоценка своих возможностей обусловливает стремление подростка к независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенную критичность по отношению к другим [3]. Этот период определяет переходность и кризисность подростков.

Подробный анализ зарубежных (Ж.-Ж. Руссо, С. Холл, 3. Фрейд, Р. Бенедикт, Ш. Бюлер, Э. Штерн, Э. Шпрангер и др.) концепций причин и проявления кризиса этого периода осуществил Д. И. Фельдштейн [13]. Среди российских исследователей Л. С. Выготский кризис подросткового возраста рассматривал в русле культурно-исторической концепции [3], Л. И. Божович - развития самосознания подростков [2], Д. Б. Эльконин -социального сознания, перенесенного внутрь [14], Д. И. Фельдштейн - проблемы ведущей деятельности [10], [13].

Все перечисленные ученые едины в том, что связь с ровесниками очень важна для подростка, который трудно переживает одиночество. Это в основном и определяет его поведение, для него важно занять значимое для него положение, неспособность достигнуть которое чаще всего является причиной появления недисциплинированных и провинившихся подростков.

При девиантном поведении подростка взрослые всегда рассматривают его как виновника. Если взрослый не изменяет своего отношения к подростку, то развивается новый тип отношений, признак которого - сопротивление в форме различных форм неповиновения и протеста. Проблемы с ровесниками и родителями заставляют подростка искать и находить друзей за пределами школы и семьи. К сожалению, эти поиски не всегда бывают с хорошими последствиями: у ребеенка развивается стабильное девиантное поведение.

По нашему мнению, жизнестойкость - средство воспитания подростка с девиантным поведением и формирования в нем сопротивления отрицательным явлениям окружающей среды. В научный оборот понятие «hardiness» («жизнестойкость») было введено на стыке экзистенциальной психологии, психофизиологии и психологии совпадающего поведения зарубежными исследователями С. Мадди и С. Кобейсом [цит. по 7]. Изначально hardiness (англ. 'крепость', 'выносливость') как личностное свойство означало способность человека преодолевать экстремальные жизненные ситуации. Д. А. Леонтьев предложил обозначать термин «hardiness» на русском языке как «жизнестойкость». Отмечая междисциплинарный характер данного термина, ученый считал, что как реальное свойство личности он характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохранение внутренней сбалансированности, не снижая при этом успешности деятельности [7].

Российские исследования в данной области представлены несколькими направлениями. В русле первого (ценностно-смыслового) направления жизнестойкость в структуре личности рассматривается как экзистенциальная проблема (Д. А. Леонтьев, А. А. Климов, С. В. Книжникова, Т. В. Наливайко, Е. А. Байер, Т. М. Каневская, Т. В. Конюхов, Е. Т. Конюхова и др.). Последователи второго направления (уровневого подхода) понимают ее как проявление интегральной индивидуальности (В. Д. Шадриков, Т. В. Наливайко, А. Н. Фо-минова, Л. Н. Молчанова, А. И. Редькин и др.). К третьему направлению относятся исследования таких ученых, как А. А. Криулина, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Е. И. Расска-зова, Р. И. Стецишин, Л. Л. Крючкова, М. А. Одинцова и др., по мнению которых, жизне-

стойкость - это ресурс. Жизнестойкость в контексте психического развития объединяет в четвертое направление ученых М. В. Богданову, О. В. Хухлаеву, Н. М. Волобуеву, Е. В. Швареву, Т. О. Арчакову и др. [6].

Мы согласны с определением Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой, которые рассматривают жизнестойкость как «систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром» [7]. «Система состоит из трех отличных друг от друга компонентов: взаимодействие, контроль и принятие риска» [7]. Они будут влиять на способы поведения подростка в экстремальных и стрессовых ситуациях. Очень важно, чтобы эти убеждения позитивно реализовались на практике. Жизнеспособность выражает значимое и определенное качество личности, проявляющееся в способности оберегать, стабилизировать свою жизнь, жить и совершенствоваться, адаптироваться к условиям среды, с наибольшей пользой употреблять ресурсы для реализации своих целей, намерений, желаний, позитивного самовыражения в рамках данного культурно-исторического социума [4].

Термин «жизнеспособность» впервые сформулирован Б. Г. Ананьевым, который вывел его определение в своих исследованиях. Он считал, что результат поведения человека как субъекта в экстремальной ситуации и его итоговая деятельность, доступ к поиску выхода из нее <...> собственная жизнеспособность [1]. Е. А. Рыльская в своей статье дает подробный анализ этого феномена, определение понятия «жизнеспособность человека», рассматривает феноменологические, структурные, функциональные характеристики жизнеспособности, раскрывает концептуальные основы ее исследования [11, с. 6].

Все исследовавшие данный вопрос ученые отмечают интегральность характера жизнеспособности. Однако они не указывают, что считается интегральным. Опираясь на подходы В. И. Кабрина, который рассматривал общение в качестве интегрирующего признака, и В. Е. Клочко (как способ посредничества), Е. А. Рыльская делает вывод о том, что жизнеспособность - это неотъемлемая возможность качественного становления и формирования личности в сфере общественной жизни, реализации значимых коммуникативных навыков. Э. Ф. Зеер описывает концепцию жизнеспособности как адаптацию к окружающей среде, саморегулирование, саморазвитие и самореализацию. К факторам жизнестойкости и формирования жизненных сил человека он относит его индивидуальные и физиологические особенности, психофизиологические свойства, социально-психологические качества, жизненный опыт и личностную направленность [5, с. 78]. Таким образом, если жизнестойкость есть интегральное качество личности, то жизнеспособность - ее практическое проявление.

Максимально близко по содержанию к жизнеспособности понятие «совпадающее поведение», выражающее сознательное, разумное и рациональное поведение, направленное на устранение экстренной стрессовой ситуации. Оно напрямую зависит от некоторых факторов, таких как субъекты и реальная ситуация, может проявляться на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях функционирования индивида. Основные функции совпадающего поведения - совладение, участие в обеспечении и поддержании внешнего и внутреннего благополучия человека. От человека требуется осознание ситуации и способов эффективного совладания с ней, а также сопротивление в соответствии с собственной логикой, важностью и психологическими возможностями.

На наш взгляд, жизнеспособность является интегральной характеристикой устойчивого влияния на воспитание подростка с девиантным поведением. Мы предполагаем, что формирование жизнеспособности и жизнестойкости подростков с девиантным поведением будет более успешным, если будет основываться на воспитании воли, формировании нравственности и характера.

Проблемы воспитания нравственности, воли и характера у детей находились в центре внимания российских ученых и педагогов с конца XVIII - начала XIX в. В работах Н. И. Пирогова, Н. Г. Чернышевского, К. Д. Ушинского и др. рассматриваются вопросы нравственного совершенствования, естественного воспитания человека, подходы

к проблеме формирования жизнестойкости - моральной категории, указывающей на внутреннюю способность преодолевать возникающие жизненные ситуации по волеизъявлению или проявлению характера. Воспитание характера, силы воли ребенка считалось, прежде всего, нравственной задачей воспитателя - родителя или учителя.

Так, К. Д. Ушинский рассматривал человека как совершенного и физически, и умственно, и нравственно, а также гармонически развитого. Мораль, по его мнению, является основой для образования различных аспектов личности. Нравственное воспитание должно развивать в ребенке гуманность, честность, правдивость, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, чувство собственного достоинства в сочетании со скромностью, а образование - сильный характер, волю, стойкость, чувство долга [12].

В российской педагогике советского периода в теории коммунистического воспитания подробно обсуждались вопросы, связанные с личным состоянием, волей, дисциплинированностью и трудолюбием как основами нравственности, мужественности и гражданственности. В частности, в своей теории коллективного воспитания школьников А. С. Макаренко подробно раскрыл сущность, признаки, технологии воспитания жизненной воли и организации социального воспитания в детском коллективе и т. д. Им обоснована идея воспитания личности в коллективе и через него, где дисциплина есть неотъемлемая часть воспитательного процесса, именно ей отведена главная роль в формировании гражданской жизни в обществе, способности самостоятельно действовать в социально необходимом русле [8], [9]. Нравственная убежденность, воля и характер подростка способствуют развитию его жизнестойкости как условия сохранения стабильности в поведении, преодоления трудностей и решения возникающих в его жизни проблем.

Резюме. Таким образом, наше исследование показало, что жизнестойкость является важным фактором воспитания подростков с девиантным поведением и ее профилактики, помогает им эффективно преодолевать негативные ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб. : Питер, 2001. -288 с.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 349 с.

3. Выготский Л. С. Педология подростка // Психология подростка / под ред. Ю. И. Фролова. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997. - С. 232.

4. Жизнеспособность [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://podskazki.info/zhiznesposobnost.

5. Зеер Э. Ф. Трансспективный анализ развития жизнеспособности человека // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. - 2016. - № 3(155). - С. 77-85.

6. Иванова Е. В. Жизнестойкость в контексте проблемы родительства // Человек и образование. -2015. - № 4(45). - С. 174-178.

7. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - М. : Смысл, 2006. - 63 с.

8. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. Т. 4. - М. : Педагогика, 1983. - 396 с.

9. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2000. - 200 с.

10. Особенности формирования жизнестойкости и совладения с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании : методическое пособие / сост. О. В. Борисенко, Т. А. Матерова, О. А. Ховалкина, М. В. Шамардина. - Барнаул : Концепт, 2014. - 184 с.

11. Рыльская Е. А. Жизнеспособность человека: понятие и концептуальные основы исследования // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 31. - С. 6-11.

12. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. Т. 2. - М. : Академия педагогических наук, 1948. -

655 с.

13. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности : избранные психологические труды. -М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 512 с.

14. Эльконин Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка / под ред. Ю. И. Фролова. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997. - С. 313-320.

BecniHUK '¡Uly um. K X. Hmeneea. 2018. № 3(99)

UDC [316.624+316.628]-053.6

V. I. Baymurzina1,1. N. Chertykov2

RESILIENCY IN THE CONTEXT OF UPBRINGING ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

1 Sterlitamak Branch of the Bashkir State University, Sterlitamak, Russia 2Khakass State University, Abakan, Russia

Abstract. The article provides a theoretical analysis of the characteristics of adolescents with deviant behavior and their resiliency; a brief analysis of the concepts «resiliency», «ability to resiliency», «copying behavior»; studies of resiliency. The idea of studying the internal forces of a person, which makes it possible to successfully achieve the set goal in extremely difficult conditions, has always attracted the attention of philosophers, educators from different countries, representatives of various scientific schools. The authors of the concept «resiliency» consider it to be an integral characteristic of the individual, which makes it possible to resist negative environmental phenomena and effectively overcome life difficulties. With this understanding, the basic components of resiliency are self-esteem, appropriate semantic regulation, development of volitional qualities and communicative abilities, ability to interact with others, and sufficient level of social competence.

Keywords: resistance, resiliency, coping behavior, stress resistance, adaptability, social environment, physical health, mental health, moral health, sustainability, socialization, vital needs, values, individual properties.

REFERENCES

1. Anan 'ev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya. - SPb. : Piter, 2001. - 288 s.

2. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti / pod red. D. I. Fel'dshtejna. - M. : MPSI ; Voronezh : MODEK, 1996. - 349 s.

3. VygotskijL. S. Pedologiya podrostka // Psikhologiya podrostka / pod red. Yu. I. Frolova. - M. : Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo, 1997. - S. 232.

4. Zhiznesposobnost' [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : https://podskazki.info/zhiznesposobnost.

5 .Zeer E. F. Transspektivnyj analiz razvitiya zhiznesposobnosti cheloveka // Izvestiya Ural'skogo fe-deral'nogo universiteta. Seriya 3: Obshhestvennye nauki. - 2016. - № 3(155). - S. 77-85.

6.Ivanova E. V. Zhiznestojkost' v kontekste problemy roditel'stva // Chelovek i obrazovanie. - 2015. -№ 4(45). - S. 174-178.

7. Leont'evD. A., Rasskazova E. I. Test zhiznestojkosti. - M. : Smysl, 2006. - 63 c.

8. MakarenkoA. S. Pedagogicheskie sochineniya : v 8 t. T. 4. - M. : Pedagogika, 1983. - 396 s.

9. Mudrik A. V. Social'naya pedagogika : uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh vuzov / pod red. V. A. Slastenina. - M. : Akademiya, 2000. - 200 s.

10. Osobennosti formirovaniya zhiznestojkosti i sovladeniya s trudnymi zhiznennymi i stressovymi situ-aciyanri nesovershennoletnikh v obrazovanii : metodicheskoe posobie / sost. O. V. Borisenko, T. A. Materova, O. A. Khovalkina, M. V. Shamardina. - Barnaul: Koncept, 2014. - 184 s.

© Baymurzina V. I., Chertykov I. N., 2018

Baymurzina, Vilya Iskandarovna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University, Sterlitamak, Russia; e-mail: [email protected]

Chertykov, Igor Nikolaevich - Post-graduate Student, Department of Pedagogics, Khakass State University, Abakan, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on March 07, 2018

11. Ryl'skaya Е. A. Zhiznesposobnost' cheloveka: ponyatie i konceptual'nye osnovy issledovaniya // Sibirskij psikhologicheskij zhurnal. - 2009. - № 31. - S. 6-11.

12. Ushinskij K. D. Sobranie sochinenij : v 111. T. 2. - M. : Akademiya pedagogicheskikh nauk, 1948.-655s.

13. Fel'dshtejn D. I. Psikhologiya razvivayushhejsya lichnosti : izbrannye psikhologicheskie trudy. - M. : Institut prakticheskoj psikhologii ; Voronezh : MODEK, 1996. - 512 s.

14. El'konin D. B. Nekotorye aspekty psikhicheskogo razvitiya v podrostkovom vozraste // Psikhologiya po-drostka / pod red. Yu. I. Frolova. - M. : Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo, 1997. - S. 313-320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.