6. Polyanskij I.I. Botanicheskie ekskursii: posobie dlya prepodavatelej sred. shk. i tekhnikumov [Botanical excursions]. Moscow: Uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo, 1935. 145 p.
7. Starostenkova M.M., et al. Uchebno-polevaya praktika po botanike: ucheb. posobie [Educational field practice in botany]. Moscow: Vysshaya shkola, 2014. 240 p.
8. Fardeeva M.B., Prohorov V.E. Polevaya praktika po botanike: ucheb.-metod. posobie [Field practice on botany]. Kazan: Publ. Kazanskij gos. universitet, 2009. 167 p.
УДК 373.2
М.А. Забоева,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и
методики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected]
Проблема развития жизнестойкости личности педагога: исторический экскурс и современное состояние
Статья содержит материалы, полученные в результате историко-логического анализа проблемы формирования жизнестойкости у будущих педагогов дошкольных образовательных организаций. В ней раскрыты содержание, структура понятия «жизнестойкость» и детерминанты, обусловливающие ее формирование. Исследование проводилось в рамках гранта «Формирование жизнестойкости у будущих педагогов дошкольных образовательных организаций» договор N173Н от 1.06.2018 г.
Педагог, ребенок, дошкольная образовательная организация, включенность, контроль, принятие
риска.
M. A. Zaboeva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer at the Department of Theory and
Methods of Preschool Education Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected] The problem of developing the resilience of the teacher's personality: a historical digression and the current state
The article contains materials obtained as a result of the historical and logical analysis of the problem of the formation of resilience in future educators of preschool educational organizations. It reveals the content, structure of the concept of "vitality" and the determinants that determine its formation. The study was carried out within the framework of the grant "Formation of viability in future teachers ofpreschool educational organizations" contract N173H of1.06.2018.
Keywords: educator, child, preschool educational organization, involvement, control, acceptance of risk.
Реалии современного мира, его информационная насыщенность, динамичность требуют от человека наличия таких качеств и свойств, как умение быстро принимать решения и реагировать на изменяющиеся условия, инициативность, целеустремленность, активность, стрессоустойчивость, креативность. Перечисленные качества должны стать профессиональными для разных сфер деятельности, в частности, для педагогов. Как
известно, лучшим методом нравственного воспитания является положительный пример взрослого. Являясь для ребенка таким авторитетным взрослым, педагог дошкольной образовательной организации должен уметь находить выход из стрессовых ситуаций, демонстрировать доброжелательное отношение, создавать положительный эмоциональный настрой в группе, учить детей способам саморегуляции поведения. Как отмечает исследователь Н.А. Каратаева, сегодня от педагога требуется реализация таких социально ценных качеств личности, как инициативность, самостоятельность, способность нести ответственность за свои действия и решения [4]. Для этого, на наш взгляд, необходимо формирование у воспитателей жизнестойкости.
Разработке модели формирования жизнестойкости личности, на наш взгляд, должен предшествовать подробный историко-логический анализ проблемы, позволяющий всесторонне исследовать рассматриваемую категорию, выявить ее сущность, основные подходы к формированию.
Так, проведенный нами историко-логический анализ проблемы формирования жизнестойкости личности показал, что впервые данный термин стал рассматриваться в психологической науке. Он был введен в научный оборот С. Кобейс и С. Мадди и обозначен английским словом «hardiness», означающим систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром [9]. Перевод данного термина на русский язык не был однозначным, поэтому появились различные термины «жизнестойкость», «жизнеустойчивость», «жизнеспособность». В отечественную психологию термин «жизнестойкость» как перевод термина «hardiness» был предложен Д.А. Леонтьевым.
По определению С. Мадди, «жизнестойкость (hardiness) - это свойство личности, включающее в себя три сравнительно автономных компонента (характеристики, аттитюда): вовлеченность, контроль, принятие риска». Интеграция названных компонентов позволяет предотвратить появление внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях через стойкое совладание (hardy coping) со стрессом, восприятие его менее значимым.
Вовлеченность (commitment), как компонент жизнестойкости, обозначает уверенность человека в том, что вовлеченность в протекающие события дают наилучший шанс определить что-то стоящее, интересное для себя [9]. Высокий уровень развития данного компонента означает способность человека получать удовольствие от собственной деятельности, ощущение уверенности в себе, благожелательности окружающего мира. В противном случае, человек чувствует себя отверженным.
Другой компонент структуры жизнестойкости, контроль (control), подразумевает убежденность личности в том, приложенные ею усилия могут оказать влияние на ситуацию, результаты деятельности. Высокий уровень сформированности рассматриваемого компонента создает ощущение подконтрольности ситуации, свободы в выборе собственной деятельности, своего пути.
Третий компонент - принятие риска (challenge). Он обозначает убежденность человека в пользе любого опыта (как позитивного, так и негативного) для личностного роста за счет извлекаемых знаний. Высокий уровень развития данного компонента обеспечивает готовность человека действовать при отсутствии гарантированности положительного результата, успеха.
Названные компоненты жизнестойкости личности развиваются, преимущественно, в период детства и, во многом, определяются отношениями ребенка с родителями. Необходимыми условиями их развития являются: любовь, принятие, поддержка, одобрение со стороны родителей, предоставление возможности действовать
самостоятельно, проявлять активность. Тем не менее, формирование компонентов жизнестойкости возможно и у взрослого человека.
Для сохранения здоровья, работоспособности, активности в изменяющихся, зачастую, неблагоприятных условиях, по мнению С. Мадди, необходимо оптимальное развитие всех трех компонентов, их согласованность.
В отечественной психологии феномен жизнестойкости рассматривался Л.А. Александровой, Е.А. Байер, И.Я. Гурович, Е. А. Евтушенко, Э.Ф. Зеером, Е.В. Ивановой, А.А. Климовым, Д.А. Леонтьевым, М.В. Логиновой, Т.В. Наливайко, В.Д. Шадриковым, А.Н. Фоминовой, Е.В. Юдиной и др.
В качестве основных линий исследования жизнестойкости отечественными учеными можно выделить:
1. Жизнестойкость как экзистенциальная проблема: как черта личности (А.А. Климов, Д.А. Леонтьев); как интегральная характеристика личности (Т.В. Наливайко, О.А. Юрина); как качество личности (Е.А. Байер, Т.М. Каневская); как свойство личности, система установок и навыков (С.А. Богомаз, И.А. Баева, Н.Н. Баев); как система убеждений (М.В. Логинова, Т.В. Конюхова); как способность личности (Л.А. Александрова, И.Я. Гурович).
2. Жизнестойкость как отражение индивидуальности (Т.В. Наливайко, А.И. Редькин, А.Н. Фоминова, В.Д. Шадриков).
3. Жизнестойкость как ресурс (Б.Г. Ананьев, С.А. Калашникова, Л.Л. Крючкова, М.А. Одинцова, Е.И. Рассказова, С.Л. Рубинштейн, Е.Г. Шубникова).
4. Жизнестойкость в аспекте психического развития: как критерий психического развития (М.В. Богданова, О.В. Хухлаева); как фактор защиты и благоприятного развития (Н.М. Волобуева, Е.В. Шварева, Т.О. Арчакова).
Д.А. Леонтьевым было введено понятие «жизнетворчество», обозначающее расширение мира и сферы жизненных отношений, направляющее внимание человека не на себя, а наружу [7].
В качестве составляющих жизнестойкости как психологического феномена Л.А. Александрова называет личностные ресурсы преодоления, смысл, предопределяющий вектор этой жизнестойкости и жизни человека в целом, гуманистическую этику, задающую критерии выбора смысла, пути его достижения и решения жизненных задач [1].
В исследовании Т.В. Наливайко жизнестойкость рассмотрена как интегральная характеристика личности, включающая смысложизненные ориентации, самоотношения, стилевые характеристики поведения, которая отталкивается от природных свойств личности, но имеет, тем не менее, социальный характер.
В исследовании М.В. Логиновой рассмотрено психологическое содержание жизнестойкости личности студентов [8]. Автор обозначает жизнестойкость как «сложное структурированное психологическое образование, определяемое как развивающаяся система убеждений, способствующих развитию готовности управлять ситуацией повышенной сложности. Содержание жизнестойкости, по мнению исследователя, характеризуется экстраверсией, пластичностью, активностью, искренностью, интернальной локализацией контроля».
Изучая влияние родительской жизнестойкости на эмоциональное благополучие детей, Е.В. Иванова дает следующее определение жизнестойкости: «это интегральная личностная компетенция, которая помогает активно и творчески проживать свою жизнь и эффективно преодолевать стрессогенные события, преобразуя их в возможности для личностного развития» [3].
Таким образом, понимание жизнестойкости с позиций психолого-педагогической науки акцентирует наше внимание на следующем: несмотря на то, что структура жизнестойкости личности у разных авторов отличается по компонентному составу, все исследователи, так или иначе, указывают на наличие активности человека, его обращенности к внешнему миру и стремления к контролю.
В нашем исследовании феномен жизнестойкости личности мы будем рассматривать как интегративное качество, являющее собой систему представлений человека о себе, окружающем мире и взаимодействии с ним, включенность в разнообразные виды деятельности, наличие навыков контроля и самоконтроля, социальной смелости [5].
Э.Ф. Зеер выделил детерминанты, обусловливающие формирование жизнестойкости [2]:
1. Индивидные, физиологические, соматические, психические характеристики человека: здоровье, пол, возраст, телесность и наследственность. Как отмечает автор, ссылаясь на исследования Т.В. Наливайко и Е.А. Рыльской, имеются различия в проявлении видов и форм жизнестойкости мужчинами и женщинами. Кроме того, проявление жизнестойкости зависит от возраста человека, возможна существенная перестройка.
2. Психофизиологические и нейродинамические особенности человека: сила процессов возбуждения, уравновешенность, подвижность нервных процессов.
3. Социально-психологические качества личности: интернальность, оптимизм, экстра- и интроверсия, волевые характеристики (целеустремленность, настойчивость, решительность, самостоятельность и др.).
4. Жизненный опыт человека, носящий как позитивный, так и негативный характер.
5. Социально-психологическая направленность личности: смысло-жизненные ориентации, готовность к трудностям и неудачам, ориентация на сохранение, укрепление здоровья, прогнозирование позитивного будущего.
Как отмечает Э.Ф. Зеер, в дошкольном возрасте в игровой деятельности и в общении со сверстниками и взрослыми закладываются основы жизнестойкости личности. Она проявляется как способность быть активным, сохранять позитивный эмоциональный настрой, иметь нервно-психическую устойчивость в игре, общении и других разнообразных жизненных ситуациях. Игра ребенка - это деятельность, в которой он приобретает опыт социального общения, у него формируются уверенность в себе, волевые качества. По данным зарубежных исследований, проявление жизнестойкости коррелирует с хорошо развитыми коммуникативными навыками, позволяющими детям свободно сформулировать просьбу и обратиться за помощью Kliewer,1991).
Все это в еще большей степени актуализирует проблему формирования жизнестойкости у будущих педагогов дошкольных образовательных организаций. Именно тот педагог, для которого характерны оптимизм, адекватная самооценка, способный к саморегуляции поведения, удовлетворенный своей профессиональной деятельностью и получающий удовольствие от занятия ею, станет положительным образцом и сможет помочь родителям в формировании жизнестойкости у воспитанников.
Полифункциональность деятельности педагога ДОО предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями, среди которых одними из приоритетных являются умения в области коммуникации [6]. Умение выстраивать продуктивные отношения в данной области, на наш взгляд, также указывают на высокий уровень жизнестойкости личности.
Положительный настрой, жизнелюбие, перспективы профессионального роста способствуют формированию адекватной самооценки и позитивного самосознания, стимулируют, как отмечает Э.Ф. Зеер, социально-профессиональную жизнестойкость. Она означает готовность личности к преодолению возможных профессиональных трудностей.
На сегодняшний день достаточно подробно исследован психологический аспект проблемы формирования жизнестойкости личности. На наш взгляд, рассмотренная проблема носит психолого-педагогический характер и, несомненно, требует изучения в педагогическом аспекте.
Таким образом, проблема формирования жизнестойкости у будущих педагогов дошкольных образовательных организаций представляет интерес для современной психолого-педагогической науки и требует не только теоретического осмысления, но и конкретного практического разрешения на методическом уровне.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня : сб. науч. тр. / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Ясницкого. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. - Вып. 2. - С. 82-90.
2. Зеер, Э.Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека / Э.Ф. Зеер // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 8. - С. 69-76.
3. Иванова, Е.В. Жизнестойкость в контексте проблемы родительства / Е.В. Иванова // Человек и образование. - № 4 (45). - 2015. - С. 174-176.
4. Каратаева, Н.А. Профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в системе многоуровневого образования / Н.А. Каратаева // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2012. - № 3-4 (16). - С. 121-128.
5. Каратаева, Н.А. Развитие основ жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста: теоретико-методологические основы / Н.А. Каратаева, М.А. Забоева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2017. - № 3 (35). - С. 90-93.
6. Лашкова, Л.Л. Развитие коммуникативного потенциала у будущего педагога в вузе : монография / Л.Л. Лашкова, И.В. Резанович. - М. : ВЛАДОС, 2011. - 280 с.
7. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. — М. : Смысл, 2006.
8. Логинова, М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности / М.В. Логинова // Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - № 6. - С. 19-22.
9. Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ : пер. с англ. / С. Мадди. - СПб. : Речь, 2002. - 542 c.
REFERENCES
1. Aleksandrova L.A. K koncepcii zhiznestojkosti v psihologii [Toward a concept of resilience in psychology]. In Gorbatovoj M.M. (eds.). Sibirskaya psihologiya segodnya: sb. nauch. tr. [Siberian Psychology Today. Vol. 2]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2004, pp. 82-90.
2. Zeer E.F. Socialno-psihologicheskie aspekty razvitiya zhiznesposobnosti i formirovaniya zhiznestojkosti cheloveka [Socio-psychological aspects of the development of vitality and the formation of human resilience].
Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2015, no. 8, pp. 69-76.
3. Ivanova E.V. ZHiznestojkost v kontekste problemy roditelstva [Viability in the context of the problem of parenthood]. CHelovek i obrazovanie [Man and education], 2015, no. 4 (45), pp. 174-176.
4. Karataeva N.A. Professionalnaya podgotovka buduschih pedagogov doshkolnyh obrazovatelnyh uchrezhdenij v sisteme mnogourovnevogo obrazovaniya [Professional training of future teachers of pre-school educational
institutions in the system of multilevel education]. Vestnik SHadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [The Herald of Shadrinsk State Pedagogical University], 2012, no. 3-4 (16), pp. 121-128.
5. Karataeva N.A., Zaboeva M.A. Razvitie osnov zhiznestojkosti u detej starshego doshkolnogo vozrasta: teoretiko-metodologicheskie osnovy [The development of the foundations of vitality in children of older preschool age: theoretical and methodological foundations]. Vestnik SHadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [The Herald of Shadrinsk State Pedagogical University], 2017, no. 3 (35), pp. 90-93.
6. Lashkova L.L., Rezanovich I.V. Razvitie kommunikativnogo potenciala u buduschego pedagoga v vuze: monografiya [Development of the communicative potential of the future teacher in the university]. Moscow: VLADOS, 2011. 280 p.
7. Leontev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestojkosti [Test of resilience]. Moscow: Smysl, 2006.
8. Loginova M.V. ZHiznestojkost kak vnutrennij klyuchevoj resurs lichnosti [Viability as an internal key resource of personality]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [The Herald of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2009, no. 6, pp. 19-22.
9. Maddi S. Teorii lichnosti: sravnitelnyj analiz. [Theories of personality: a comparative analysis]. SaintPetersburg: Rech, 2002. 542 p. (In Russ.).
УДК 373.2
Н.А. Каратаева,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики
дошкольного образования ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия natalya_karataeva73@mail .ru
Краеведческая игротека как форма приобщения детей дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям
региона
В статье описываются воспитательные возможности краеведческой игротеки, методика ее организации в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Культура, краеведение, культурно-исторические ценности, игротека, дошкольное образование.
N.A. Karataeva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of
Theory and Methods of Preschool Education Shadrinsk State Pedagogical University
Shadrinsk, Russia natalya_karataeva73@mail .ru Local history toy library as a form of familiarizing children of preschool age with the cultural and historical values of the region
The article describes the educational opportunities of the local game library, the methodology of its organization in the conditions of a preschool educational institution.
Keywords: culture, local history, cultural and historical values, game library, preschool education.