Научная статья на тему 'Развитие основ жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста: теоретико-методологические основы'

Развитие основ жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста: теоретико-методологические основы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / RESILIENCE / ДОШКОЛЬНИК / PRESCHOOLER / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMATIC APPROACH / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SUBJECT-ACTIVE APPROACH / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ / PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT VIABILITY / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / ВКЛЮЧЕННОСТЬ / INVOLVEMENT / КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ / CONTROL AND SELF-CONTROL / СОЦИАЛЬНАЯ СМЕЛОСТЬ / SOCIAL COURAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каратаева Наталья Александровна, Забоева Майя Алексеевна

В статье рассматривается проблема развития основ жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста, раскрывается содержание понятия «жизнестойкость» применительно к детям дошкольного возраста, обосновываются теоретико-методологические подходы к процессу развития данного качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing the foundations of resilience in children of senior preschool age children: theoretical and methodological foundations

The article considers the problem of developing the foundations of resilience in children of preschool age, the concept of "resilience" applied to children of preschool age, substantiates theoretical and methodological approaches to the development of this quality.

Текст научной работы на тему «Развитие основ жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста: теоретико-методологические основы»

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. - М. : Академия, 2010. - 368 с.

3. Поздняк, Л. В. Управление дошкольным образованием : учеб. пособие для вузов / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М. : Академия, 2000. - 432 с.

4. Сафонова, О.А. Программно-целевое управление развитием дошкольного учреждения : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01 / О.А. Сафонова. - Н. Новгород, 2004. - 316 с.

УДК 373.2

Н.А. Каратаева, М.А. Забоева г. Шадринск

Развитие основ жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста: теоретико-методологические основы

В статье рассматривается проблема развития основ жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста, раскрывается содержание понятия «жизнестойкость» применительно к детям дошкольного возраста, обосновываются теоретико-методологические подходы к процессу развития данного качества.

Развитие, жизнестойкость, дошкольник, личность, системный подход, субъектно-деятельностный подход, психолого-педагогические условия развития жизнестойкости, активность, включенность, контроль и самоконтроль, социальная смелость.

N.A. Karataeva, M. A. Zaboeva Shadrinsk

Developing the foundations of resilience in children of senior preschool age children: theoretical and methodological foundations

The article considers the problem of developing the foundations of resilience in children ofpreschool age, the concept of "resilience" applied to children of preschool age, substantiates theoretical and methodological approaches to the development of this quality.

Keywords: development, resilience, preschooler, personality, a systematic approach, subject-active approach, psycho-pedagogical conditions of development viability, activity, involvement, control and self-control, social courage.

Современная эпоха характеризуются потребностью в высокообразованных, творческих, нестандартно мыслящих членах общества, способных стать главным фактором развития экономики и культуры постиндустриального общества. Нестабильность, стремительно ускоряющийся ритм жизни ставит современного человека в

ситуацию неопределенности, требующей от него жизнестойкости, способности осуществлять осознанный выбор и нести ответственность за свои действия. Успешность разрешения жизненных проблем во многом зависит от умения человека грамотно и своевременно реагировать на стандартные и нетипичные жизненные ситуации. Способность справиться с отрицательным воздействием стрессовых ситуаций, остаться активным, сохраняя при этом собственные убеждения, проявить социальную смелость составляют суть жизнестойкости личности. По мнению отечественных ученых, низкий уровень сформированности жизнестойкости может привести к неадекватным реакциям, к появлению разрушительных тенденций в поведении (Б.Г. Ананьев, И.В. Дубровина, Г.В. Жарков, А.В. Капцов, Л.С. Колмогорова, М.А. Одинцова, Ю.Л.Сорокина и др.). Именно в дошкольном возрасте создаются необходимые предпосылки для успешного развития основ жизнестойкости личности ребенка.

Изучению проблемы жизнестойкости личности посвящены исследования Д. Вейби, С. Ках, С. Кобасса, Д. Кутель, X. Ли, С. Мадди, Л. А. Александровой, A. И. Лактионовой, Д. А. Леонтьева, Д. М. Сотниченко и др. В психологическую науку понятие жизнестойкости ввел американский ученый С. Мадди. Исследователь рассматривает жизнестойкость как систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Вовлеченность, контроль, принятие риска, по С. Мадди, составляют основу понятия жизнестойкости.

Анализ зарубежных экспериментальных исследований, посвященных изучению жизнестойкости, показывает, что в большей части работ основное внимание уделяется изучению жизнестойкости как общей меры психического здоровья человека. Значительная часть исследователей рассматривает жизнестойкость в связи с проблемами преодоления стресса, адаптации-дезадаптации в обществе, физическим, психическим и социальным здоровьем.

В отечественной психолого-педагогической науке проблема развития жизнестойкости личности стала изучаться сравнительно недавно психологами и социологами (Д. А. Леонтьев, Л. А. Александрова, Д. М. Сотниченко, A. И. Лактионова и др.). Ю.А. Александровский, Ф.Е. Василюк, Ц.П. Короленко, В.И. Лебедев, М.Ш. Магомед-Эминов, К. Муздыбаев, Н.Н. Пуховский, М.М. Решетников, Н.В. Тарабарина в своих исследованиях рассматривали проблемы жизненных ситуаций, вопросы профилактики психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов.

Несмотря на имеющиеся в современной психолого-педагогической науке исследования проблемы развития жизнестойкости личности, в области дошкольной педагогики отсутствуют системные исследования, описывающие особенности проявления жизнестойкости у детей дошкольного возраста, не разработаны методы ее диагностики, адекватные психическому развитию детей дошкольного возраста, что значительно сужает возможности изучения данного феномена. Современная дошкольная педагогика нуждается в исследованиях, направленных на разработку и обоснование психолого-педагогических условий развития основ жизнестойкости у детей дошкольного возраста. Проблема развития жизнестойкости у дошкольников не являлась предметом самостоятельного

исследования, не разработаны ее теоретико-методологические основы, не обоснована возможность развития основ жизнестойкости у детей в период дошкольного детства, что составляет предмет нашего дальнейшего исследования.

Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества в жизнестойкой, активной личности, способной справиться с отрицательным воздействием стрессовых ситуаций, сохранив при этом собственные убеждения, проявить социальную смелость. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы такого активного отношения к жизни, создаются все необходимые предпосылки для успешного развития основ жизнестойкости личности ребенка. Система представлений дошкольника о себе, окружающем мире и взаимодействии с ним, включенность в детские виды деятельности, наличие навыков контроля и самоконтроля, социальной смелости составляют основу жизнестойкости как интегративного качества.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования связана с необходимостью обоснования возможности развития основ жизнестойкости у детей именно в дошкольном возрасте, разработкой теоретико-методологических подходов к развитию данного качества, моделированием процесса развития основ жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста и определением его психолого-педагогических условий.

На научно-методическом уровне актуальность проблемы исследования состоит в противоречии между наличием возможности развития у дошкольников основ жизнестойкости и отсутствием психолого-педагогического сопровождения и методического обеспечения данного процесса.

Методологическую основу исследования проблемы развития основ жизнестойкости детей дошкольного возраста составляют идеи системного подхода (Карл Людвиг фон Берталанфи, П. Друкер, Г. Саймон, А. Чандлер, А.А. Богданов, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов и др.), позволяющие рассмотреть феномен жизнестойкости как интегративное качество, являющее собой систему представлений дошкольника о себе, окружающем мире и взаимодействии с ним, включенность в детские виды деятельности, наличие навыков контроля и самоконтроля, социальной смелости.

С позиций субъектно-деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова др.), постоянная включенность дошкольника в различные виды детской деятельности, наличие собственной активности в процессе освоения предметов и явлений окружающего мира выступают основой развития жизнестойкости личности дошкольника.

Научная обоснованность результатов исследования обеспечивается применением комплекса методов психолого-педагогического исследования, адекватных исследовательским задачам. Теоретическое обоснование структурно-функциональной модели развития основ жизнестойкости у детей дошкольного возраста осуществляется с помощью теоретических методов исследования: историко-логический анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение и систематизация полученных данных, моделирование

психолого-педагогических условий развития личности ребенка в условиях ДОО и семьи. Задачи опытно-экспериментального исследования реализуются с помощью комплекса эмпирических методов: психолого-педагогический эксперимент, «Тест жизнестойкости» (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова) (адаптированный вариант); беседа с детьми, различные виды наблюдений за игровой, трудовой и продуктивными видами деятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации, анализ продуктов детской деятельности, интервьюирование педагогов и родителей, анкетирование педагогов ДОО, система экспертных оценок (А. С. Белкин), анализ психолого-педагогической документации, контент-анализ эссе родителей, методы математической статистики.

Таким образом, теоретико-методологической основой проблемы развития основ жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста выступают системный и субъектно-деятельностный подходы, позволяющие рассмотреть жизнестойкость личности как интегративное качество, являющее собой систему представлений дошкольника о себе, окружающем мире и взаимодействии с ним, включенность в детские виды деятельности, наличие навыков контроля и самоконтроля, социальной смелости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамовских, Н.В. Методологические подходы к проектированию процесса профессиональной подготовки социального педагога / Н.В. Абрамовских // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 3. - С. 68-71.

2. Лашкова, Л.Л. Развитие коммуникативного потенциала у будущего педагога в вузе : монография / Л.Л. Лашкова, И.В. Резанович. - М. : ВЛАДОС, 2011. - 280 с.

3. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. — М. : Смысл, 2006.

4. Логинова, М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности / М.В. Логинова // Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - N 6. - С. 19-22.

5. Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ : пер. с англ. / С. Мадди. - СПб. : Речь, 2002. - 542 с.

6. Фоминова, А.Н. Жизнестойкость личности : монография / А.Н. Фоминова. - М. : МПГУ, 2012. - 152 с.

7. Франкл, В. Человек в поисках смысла : пер. с англ. и нем. / В. Франкл ; под общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.

8. Maddi, S.R. Resilience at work: how to succeed no matter what life throws at you / S.R. Maddi, D.M. Koshaba. - NY : AMACOM, 2005. - 213 p.

УДК 373.2

Л.Г. Касьянова г. Шадринск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.