Научная статья на тему 'Жизнеописание митр. Иосиф Вельямина Рутского, составленное митр. Рафаилом Корсаком, и сочинение Рутского об улучшении внутреннего строя униатской церкви'

Жизнеописание митр. Иосиф Вельямина Рутского, составленное митр. Рафаилом Корсаком, и сочинение Рутского об улучшении внутреннего строя униатской церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
176
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнеописание митр. Иосиф Вельямина Рутского, составленное митр. Рафаилом Корсаком, и сочинение Рутского об улучшении внутреннего строя униатской церкви»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

П.Н. Жукович Жизнеописание

митр. Иосиф Вельямина Рутского, составленное митр. Рафаилом Корсаком, и сочинение Рутского об улучшении внутреннего строя униатской церкви

Опубликовано:

Христианское чтение. 1909. № 8-9. С. 1089-1108.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Жизнеописаніе митр. Іосифа Вельямина Рутекаго, составленное митр. Рафаиломъ Корсакомъ, и сочиненіе Рутекаго объ улучшеніи внутренняго строя уніатской

церкви.

ВЪ ОДНОМЪ рукописномъ сборникѣ, поступившемъ въ рукописное отдѣленіе библіотеки Имп. Академіи Наукъ послѣ преосв. Павла Доброхотова, епископа Олонецкаго $ (у 1902), находится, между прочимъ, жизнеописаніе

( третьяго уніатскаго западнорусскаго митрополита (1614— 1637) Іосифа Вильямина Рутекаго, основателя Базиліанскаго ордена и современника возстановленія западнорусской православной іерархіи іерусалимскимъ патріархомъ Ѳеофаномъ,— жизнеописаніе, составленное его непосредственнымъ преемникомъ по каѳедрѣ, митрополитомъ Рафаиломъ Корсакомъ (1637— 1641). Это жизнеописаніе находится на 205—253 стр. сборника (in fol.) и носитъ такое заглавіе: Vita Joseph! Velamin Hutski, metropolitae Rhussiae, conscripta latine ab eius successor Raphaele Korsak, metropolita Rhussiae, eiusdemque verbis hie transscripta ex manuscripto, quod haberi potuit, alicubi mu-tilo. nec absoluto.

Это жизнеописаніе до сихъ поръ извѣстно было только въ рукописи Іеронима Стржелецкаго, перваго русскаго проповѣдника при церкви Св. Варвары въ Вѣнѣ (1784—1804), рукописи, находящейся теперь въ Львовскомъ базиліанскомъ монастырѣ. Эта рукопись получила уже нѣкоторое научное употребленіе во французской (Guöpin, Un Apotre de Г Union des 6glises au XVII siecle Saint Josaphat (Paris—Poitiers. 1897—1898), нѣмецкой (Pelesz, Geschichte der Union der ru-thenischen Kirche mit Rom, II, Wien. 1880) и польской (Li-

kowski, Unia Brzeska. два изданія) церковно-исторической литературѣ. Но изъ русскихъ изслѣдователей никто до сихъ норъ не воспользовался ея фактическимъ содержаніемъ для такой важной въ церковно-историческомъ отношеніи эпохи въ жизни западнорусской церкви, какою были первыя сорокъ лѣтъ XVII вѣка. Представляется поэтому умѣстнымъ на страницахъ академическаго журнала сдѣлать краткое историческое сообщеніе о новооказавшемся въ Петербургѣ спискѣ Жизнеописанія Рутскаго, вмѣстѣ съ заимствованіемъ нѣкоторыхъ фактическихъ данныхъ изъ него.

Составитель (collector, какъ онъ самъ себя называетъ) всего интересующаго насъ сборника, посвященнаго исключительно дѣятельности Рутскаго. переписалъ Жизнеописаніе Рутскаго въ послѣдней четверти XVII вѣка ‘). Какъ видно изъ выписаннаго выше полнаго заглавія Жизнеописанія, составитель сборника списалъ его съ экземпляра не совсѣмъ исправнаго, не вполнѣ законченнаго. По мѣстамъ въ текстѣ Жизнеописанія замѣчается пропускъ словъ (впрочемъ, не часто). Мѣста пропущенныхъ (можетъ быть, не прочитанныхъ) словъ онъ обозначаетъ многоточіями. Въ концѣ Жизнеописанія онъ вставилъ замѣчаніе о томъ, что онъ видѣлъ то же Жизнеописаніе Іосифа Рутскаго, написанное тѣмъ же Рафаиломъ Корсакомъ по «иному методу». Объ этомъ послѣднемъ Жизнеописаніи онъ же замѣчаетъ, что оно болѣе не существуетъ, но что въ немъ вспоминалось нѣчто героическое (стр. 253 об.). Нужнымъ считаемъ тутъ упомянуть, что въ другомъ сборникѣ, поступившемъ въ библіотеку Академіи Наукъ послѣ егі. Павла Доброхотова (Acta ordinis S. Basilii M., toimis 4-tus, concinatus opera p. Josephi Pielkilwicz). на листахъ 21—29, находится Relacya о zywocie s. pamieci oyca Jozepha Welamina Rutskiego. od Rafata Korsaka napisana. Эта Реляція представляетъ собою сокращенное изложеніе (на польскомъ языкѣ) Жизнеописанія, съ нѣкоторыми дополнительными сооб- 9

9 Оеъ самъ ^на стр. 2Ö3 об.) назвалъ папу Иннокентія XI (1676— 1689) современнымъ (liodiernus) моменту переписки имъ Жизнеописанія Рутскаго. Самъ составитель сборника нигдѣ не назвалъ себя по имени. Но на второмъ заглавномъ листѣ его находится сдѣланная кѣмъ-то впослѣдствіи замѣтка о томъ, что этотъ сборникъ, принадлежавшій библіотекѣ Жироиицкаго базиліанскаго монастыря, oonscriptus est. а piae memoriae R. Р. Basilio Batori Sileso.

щеніями (изъ другихъ источниковъ), принадлежащими о. Иетке-вичѵ, писавшему въ концѣ XYII вѣка.

Жизнеописаніе Рутскаго въ академическомъ сборникѣ состоитъ изъ 44 небольшихъ главъ. Въ заголовкѣ каждой главы указано ея содержаніе. Внѣшнее изложеніе въ Жизнеописаніи грѣшитъ многословіемъ, искусственными ораторскими украшеніями рѣчи, обиліемъ благочестивыхъ размышленій и изліяній чувства. Отношеніе составителя Жизнеописанія къ своему герою вообще благоговѣйно-восторженное. Особая глава (XXX) посвящена дару пророчества Рутскаго.

Прежде чѣмъ перейти къ указанію сообщеній первой главы Жизнеописанія о происхожденіи Іосифа Вельямина Рутскаго, нужнымъ считаемъ отмѣтить тотъ фактъ, что въ церковноисторической литературѣ до снхъ поръ твердо держится убѣжденіе, что этотъ въ своемъ родѣ знаменитый уніатскій митрополитъ былъ родомъ великоруса», именно сынъ взятаго въ плѣнъ во время Ливонской войны воеводы Вельяминова ~). Это убѣжденіе впервые высказалъ еще въ XVIII вѣкѣ бази-.панскій писатель Игнатій Стебельскій. Онъ въ одномъ изъ примѣчаній написалъ, что Рутскій происходилъ изъ дома, или фамиліи, московскихъ или русскихъ князей. «Онъ былъ сынъ (по словамъ Стебельскаго) одного изъ тѣхъ двухъ Вельяминовъ, которые мужественно защищали принадлежавшую московскому царю Ивану Васильевичу IV крѣпость Улу, но по взятіи ея славной памяти воителемъ кн. Романомъ Сангушко (20 сент. 1568 г.), взяты были въ плѣнъ, перешли на сторону польскаго короля Сигизмунда Августа и осѣли въ Литвѣ, будучи отъ него пожалованы извѣстными имѣніями». Стебельскій, въ доказательство вѣрности своего сообщенія, сослался на Стрыйковскаго, Гваньини и другихъ лѣтописцевъ :J).

О Этого убѣжденія держится митр. Макарій.

О Chroiiologia (продолженіе его сочиненія Dwa wielkie swiatfa), II, 1782, Wilno, sti*. 181—182. Еще раньше Стебельскаго, ГІеткевичъ въ вышеупомянутой Реляціи (рукописной) записалъ, что „предакъ м. Рутскаго вышелъ изъ Москвы и, купивши себѣ подъ Новогрудкомъ имѣніе Руту, сталъ называться Рутскимъ“. „Упоминаетъ (продолжаетъ онъ) Стрыйков-скій двухъ воеводъ Вельяминовъ, взятыхъ въ плѣнъ въ 1568 г. въ крѣпости Улѣ (въ кн. 2Г>, отд. 2)“. Петкевичъ о московскомъ происхожденіи м. Рутскаго упомянулъ тугъ для того, чтобы объяснить фактъ исчезновенія его тѣла изъ склепа Вилен. троицкаго монастыря (какъ и тѣла москов. пагр. Игнатія) послѣ ухода московскаго войска изъ Вильны (при Ал. Михд. Въ Вильнѣ монахини-базиліанки сообщили ІІеткевичу, что московскія

Если мы обратимся къ указаннымъ Стебельскимъ литовско-польскимъ лѣтописцамъ '*), то найдемъ у нихъ слѣдующее. Стрыйковскій въ своей Хроникѣ, говоря о пораженіи московскаго войска подъ Улой 20 сент. 1568 года, о результатахъ пораженія написалъ такъ: «побили (литовскія войска) упорно защищавшихся въ огнѣ москвитянъ и взяли замокъ, гдѣ захватили двухъ воеводъ Вельяминовыхъ и 300 знатныхъ плѣнниковъ» * 5). Гваныши въ своей «Хроникѣ» о результатахъ сраженія подъ Улой говоритъ такъ: «Захватилъ (Романъ Саи-гѵшко) немало плѣнныхъ и ихъ обозъ, въ которомъ наши нашли немалую добычу. Воевода Петръ Серебряный, будучи раненъ, едва ушелъ, князь Василій Палецкій взятъ въ плѣнъ, но отъ ранъ умеръ...» 6). Такимъ образомъ изъ процитированныхъ Стебелецкимъ хроникеровъ, одинъ Стрыйковскій говоритъ о плѣненіи Вельяминовыхъ и водвореніи ихъ въ Литвѣ (не указывая точнѣе, гдѣ именно они водворились). Но о происхожденіи отъ одного изъ нихъ митр. Іосифа Вельямина Рут-скаго онъ ничего не говоритъ. Что же касается другого процитированнаго Стебельскимъ хроникера Гваньини, то онъ о Вельяминовыхъ совсѣмъ не упоминаетъ. Онъ говоритъ о взятіи въ плѣнъ подъ Улою кн. Палецкаго. Уже это одно набрасываетъ тѣнь сомнѣнія на сообщеніе Стебельскаго о происхожденіи Іосифа Вельямина Рутскаго отъ одного изъ московскихъ плѣнниковъ Вельяминовыхъ.

Это сомнѣніе станетъ еще больше, если обратиться къ московскимъ историческимъ источникамъ. Московскія лѣтописи, говоря о пораженіи подъ Улою, о Вельяминовыхъ совсѣмъ не упоминаютъ. Онѣ вполнѣ согласны съ Гваньини: «кн. Василья Палицкихъ убили, а кн. Петръ Серебряныхъ у бѣглъ въ Полоцко» ’7). Въ московскихъ разрядныхъ книгахъ, въ росписи

власти спрашивали у нихъ, что это за тѣла лежатъ въ монастырскомъ склепѣ, и онъ отсюда сдѣлалъ выводъ, что тѣло Рутскаго унесено было тогда въ Москву. Въ 1651 г. ГІеткевичъ лично видѣлъ это тѣло въ Вилен. монастырѣ, а въ моментъ составленія имъ Реляціи его тамъ уже не было.

9 Относящіеся къ польско-московской войнѣ изъ-за Ливоніи въ XVI вѣкѣ русскіе и польскіе историческіе матеріалы старательно собраны А. П. Сапуновымъ въ IV томѣ его „Витебекой Старины“. Ими мы и пользуемся тутъ.

5) „Витеб. Стар.“, 18, 192. Сообщеніе Стрыйковскаго буквально повторено и Бѣльскимъ (160—161).

,;) „Вит. Стар.“, IV, 235.

7) „Вит. Стар.“, IV, 24 (II. С. Р. Л., IV, 314—319).

7075 (1567) года воеводамъ отъ Литовскія украйны, не упомянуто (въ числѣ 15 перечисленныхъ тутъ лицъ) имени Вельяминовыхъ (не упомянуто, впрочемъ, и кн. Петра Серебрянаго). Имена нѣсколькихъ Вельяминовыхъ въ разрядныхъ книгахъ начинаютъ встрѣчаться только съ 7083 (1575) года s ). Такимъ образомъ, но московскимъ современнымъ источникамъ, самое нахожденіе въ сраженіи йодъ Улою Вельяминовыхъ представляется маловѣроятнымъ. А все это вмѣстѣ взятое еще болѣе сгущаетъ тѣнь сомнѣнія надъ сообщеніемъ Стебель-скаго.

Послѣ этихъ предварительныхъ замѣчаній, вѣроятно, не покажется уже неожиданнымъ и необъяснимымъ совершенное молчаніе Рафаила Корсака (въ первой главѣ Жизнеописанія) о московскомъ происхожденіи Іосифа Вельямина Рѵтскаго,— молчаніе тѣмъ болѣе знаменательное, что Рафаилъ Корсакъ былъ не только современникомъ, но и (по всѣмъ видимостямъ) родственникомъ Іосифа Вельямина Рѵтскаго по матери этого послѣдняго. О московскомъ происхожденіи Іосифа Вельямина Рѵтскаго (нужно ко всему сказанному добавить) не говоритъ ни одинъ изъ извѣстныхъ намъ, современныхъ ему. документовъ, хотя поводовъ для этого у церковныхъ друзей и враговъ его было не мало. Вообще великорусское происхожденіе Іосифа Вельямина Рутскаго едва ли не слѣдуетъ признать простымъ книжнымъ домысломъ базиліанскихъ писателей, не имѣющимъ подъ собой реальной почвы.

По свидѣтельству Рафаила Корсака Іосифъ Вельяминъ Рутскій родился въ 1574 г., въ новгородскомъ (новогрудскомъ) воеводствѣ, въ родовомъ имѣніи (paternis bonis) Рутѣ (въ двухъ миляхъ отъ Новогородка). Отцомъ его былъ Феликсъ Вельяминъ Рутскій (Velamin а Ruta), знатнѣйшій человѣкъ (nobilissiinus vir), а матерью—Богѵмила Корсакъ. II отецъ, и мать его были протестанты (кальвинисты). Но крестилъ будущаго уніатскаго митрополита, названнаго при крещеніи Іоанномъ, православный мѣстный священникъ 8 9).

Девять главъ (II—X) Жизнеописанія посвящены школьно-

8) „Вит. Стар.“, IV, 73—75, 261—262.

9) Крестилъ его sacerdos parochus poloneusis ritus graeci (206). Тогда уніи еще не было, и въ крестившемъ Рутскаго священникѣ остается только признать православнаго священника. Уніат. писатели любили вообще превращать православныхъ до-уніатскихъ священниковъ въ уніатовъ.

образовательному періоду жизни Рутскаго. Первоначальное образованіе онъ получилъ въ своемъ родномъ воеводствѣ, послѣдовательно у трехъ вождей мѣстнаго анабаптизма (Licinio, Moysi et Timotheo). Затѣмъ учился въ Вильнѣ, въ кальвин-ской школѣ. Уже въ Вильнѣ. подъ вліяніемъ іезуитскихъ проповѣдей (особенно послѣ диспута іезуитовъ съ православнымъ богословомъ Василіемъ изъ Острога, происходившаго въ домѣ волынской воеводины) зародилось въ немъ тяготѣніе къ рим.-католической церкви. Послѣ смерти отца (умершаго протестантомъ послѣ Іо'.Ю года) онъ отравился для дальнѣйшаго образованія въ славный тогда Пражскій (Carolinum) универсп-ситетъ, находившійся въ рукахъ гусситовъ. Здѣсь, въ Прагѣ и совершился переходъ Рутскаго въ рпм.-католичество, подъ вліяніемъ здѣшнихъ іезуитовъ, ближайшимъ образомъ ректора іезуитской коллегіи (Theophilus Cristeccus). Изъ Праги Рутеній перешелъ въ Вюрцбургскій университетъ, въ .которомъ еще учился три года. Для изученія богословія онъ вознамѣрился отправиться въ Римъ. Но мать его, остававшаяся протестанткой, не соглашалась давать ему деньги на ученье въ Римѣ и настаивала на возвращеніи его домой. Оставшись безъ средствъ, Рѵтскій, но совѣту прокуратора польской іезуитской провинціи Боксы (возвращавшагося въ ото время изъ Рима въ Литву черезъ Вюрцбургъ), рѣшился поступить въ Римѣ въ греческую коллегію. Въ этой коллегіи онъ воспитывался на казенномъ содержаніи, но зато долженъ былъ дать обѣтъ никогда не оставлять греческаго обряда. Для Рутскаго ото было чрезвычайно тяжело: греческій обрядъ былъ совершенно чуждъ его душѣ. Онъ все откладывалъ произнесеніе отого обѣта. Уже передъ самымъ окончаніемъ курса онъ произнесъ этотъ обѣтъ, причемъ для того, чтобы добиться отого, іезуитское начальство коллегіи долито было прибѣгнуть къ личному воздѣйствію на Рутскаго самого папы.

Начальный періодъ церковно-общественной жизни и дѣятельности Рутскаго (до 1608 г.) очень мало вообще извѣстенъ (изъ другихъ историческихъ источниковъ). Жизнеописаніе посвящаетъ ему семь главъ (XI—XYII). Изъ нихъ оказывается, что этотъ періодъ въ жизни Рутскаго полонъ былъ тяжелыхъ для него колебаній между уніей и католичествомъ, какой-то странной неопредѣленности въ его положеніи, быстрой смѣны его намѣреній и рѣшеній, иногда совсѣмъ исключительныхъ. Когда Рутскій явился въ Вильну, тогдашній уніатскій митро-

политъ Ипатій Потѣй встрѣтилъ его совсѣмъ не съ распростертыми объятіями (non ilium in suam familiaritatem ambiret). У него для Рутскаго не оказывалось никакого дѣла, л онъ совѣтовалъ Рутскомѵ принять предложеніе вилепскаго воеводы князя Радивила — отправиться съ его сыновьями за границу. Бъ такомъ положеніи вилепскіе іезуиты оставались для Рутскаго единственнымъ утѣшеніемъ. У нихъ нашъ уніатъ по принужденію удовлетворялъ всѣ свои религіозныя потребности. Не нашедши никакого дѣла въ Бильнѣ, онъ уѣхалъ къ матери въ Руту, гдѣ и пробылъ до смерти завѣдывавшаго уніатской семинаріей въ Вилыіѣ Петра Ѳедоровича 10). Но настоянію виленскаго рим.-католическаго епископа Бенедикта Войны, Рутеній поступилъ на мѣсто Ѳедоровича и завѣдывалъ семинаріей до отъѣзда своего въ Москву (220—221). Бъ Москву Рѵтскій отправился съ босымъ кармелитомъ Павломъ а. S. Simone, съ тѣмъ, чтобы сопроволідать его въ дальнѣйшей его миссіонерской поѣздкѣ въ Персію. Совмѣстное ихъ путешествіе въ Москву совершилось въ ту зиму, когда па царскомъ престолѣ сидѣлъ Лжедимитрій I. Они пробыли въ Москвѣ весь великій постъ 1606 года. Но данный Рутскимъ въ Римѣ обѣтъ разстроилъ планы. Бъ самую пасхальную ночь тайно выѣхали они изъ Москвы, ѣхали всю ночь и весь день, но въ слѣдующую же ночь, совершенно для себя неожиданно, подъѣхали опять къ Москвѣ, хотя ѣхали въ сопроводивши москвичей-проводниковъ. Кармелитъ объявилъ Рутскаго съ его обѣтомъ пророкомъ Іоной, препятствующимъ успѣху путешествія, рѣшилъ ѣхать въ Персію одинъ, а Рутскомѵ предло-ліилъ возвращаться на родину. Рутскому осталось только повиноваться. Во время пребыванія въ Москвѣ онъ убѣждалъ Ллседимитрія отправлять московскихъ юношей для образованія въ Литву.

Когда Рѵтскій, по окончаніи образованія, вернулся изъ Рима въ Бильнѵ, въ Троицкомъ монастырѣ не было ни одного монаха. Въ немъ былъ одинъ только архимандритъ. Теперь л;е, когда Рутскій изъ Москвы вернулся въ Вильну, въ немъ уже монашествовалъ знаменитый Іосафатъ Кунцевичъ (постригшійся въ 1605 году). Рѵтскій и Кунцевичъ улсе въ

и>) Умершаго въ 1602 году (К. В. Харламповичъ, Зап.-рус. школы, 514). На основаніи имѣвшихся въ его распоряженіи свѣдѣній, г. Харламповичъ допускалъ фактъ завѣдыванія Рутскимъ вилен. уніат. школою, только какъ вѣроятное предположеніе (515).

это время сблизились. Тѣмъ не менѣе Рутскій въ концѣ 1606 (или началѣ 1607 года) отправился въ Римъ просить папу о снятіи съ него тягостнаго обѣта. Съ большимъ трудомъ, послѣ цѣлаго ряда усилій и хлопотъ, Рутскому удалось достигнуть своей цѣли: данный имъ обѣтъ былъ уничтоженъ папою. Радостный возвратился онъ на родину. Но служить въ римскомъ обрядѣ все-таки Рутскому не пришлось. Противъ этого возстали, въ интересахъ уніатской церкви, виленскіе іезуиты (особенно Валентинъ Фабрицій) и виленскій рим.-католическій епископъ (въ Жизнеописаніи разсказываются разныя подробности этого дѣла, подчасъ очень своеобразныя). 6 сентября 1607 года онъ облаченъ былъ въ монашескія одежды въ Виленскомъ троицкомъ уніатскомъ монастырѣ архимандритомъ его Самуиломъ Сенчило. 1 января 1608 года тотъ же архимандритъ постригъ его въ монашество. При постриженіи Рутскій объявилъ, что обѣтъ послушанія онъ даетъ съ оговоркой:-онъ будетъ повиноваться архимандриту только въ томъ случаѣ, если архимандритъ будетъ солидаренъ съ митр. Ипатіемъ Потѣемъ и іезуитомъ Фабриціемъ. Вскорѣ затѣмъ митрополитъ посвятилъ его въ санъ діакона, а потомъ и пресвитера.

Поступленіе Рутскаго въ составъ уніатскаго монашества въ Виленскомъ троицкомъ монастырѣ не было первымъ началомъ его заботъ о преобразованіи этого монашества. Объ этомъ будетъ сказано нами ниже. Изъ Жизнеописанія видно, что вопросъ объ усовершенствованіи монашескаго образа жизни въ уніатской церкви опять сталъ предметомъ частыхъ бесѣдъ Рутскаго съ Іосафатомъ Кунцевичемъ послѣ возвращенія его изъ Москвы и передъ поѣздкой въ Римъ. Недовольный строемъ монашеской жизни въ троицкомъ монастырѣ, Іосафатъ собирался тогда бѣжать изъ него въ пустыню (гл. XIY). Съ самаго же момента постриженія Рутскаго въ монашество началась въ Вилен. монастырѣ уже прямая практическая его дѣятельность по усовершенствованію всего строя монастырской жизни въ немъ. Внутренняя сторона монастырскоустроительной дѣятельности Рутскаго въ тѣ первые ея годы очень мало изъ другихъ источниковъ извѣстна, а между тѣмъ эти годы ея были преддверіемъ широко потомъ развернувшейся жизни его знаменитаго дѣтища—Базиліанскаго Ордена. Жизнеописаніе для исторіи этихъ годовъ даетъ нѣкоторыя новыя данныя (посвящаетъ имъ нѣсколько главъ). Первымъ дѣломъ Рутскаго въ монастырѣ было введеніе обычая болѣе частаго

причащенія св. тайнъ, и прежде всего среди новыхъ молодыхъ монаховъ, четверо изъ которыхъ въ одинъ съ нимъ день надѣли манашескія одежды (гл. XVII). Затѣмъ, онъ постарался болѣе приспособить мопастырское зданіе къ потребностямъ монашеской жизни, и самую эту жизнь сталъ устраивать «по инструкціи о.о. іезуитовъ», которые часто къ нему приходили и которыхъ онъ взаимно посѣщалъ (гл. XVIII). Но совѣту іезуитовъ. Рутскій сталъ заводить знакомство съ учащимися и располагать къ монашеству. Іезуиты сами очень усердно ему въ этомъ помогали. Въ скоромъ времени въ троицкомъ монастырѣ появился цѣлый значительный отрядъ (insignis manus) юношей шляхетскаго происхожденія, облекшихся въ монашескія одежды. Рутскій сталъ наставникомъ новиціевъ (magister novitiorum). Онъ читалъ имъ лекціи по свѣтскимъ и духовнымъ наукамъ (по латин. и ііа слав. яз.), но болѣе всего училъ ихъ примѣромъ своей подвижнической жизни. Хотя Рутскій не былъ архимандритомъ, всѣ въ монастырѣ уже называли его отцомъ своимъ (гл. XIX). Архимандритъ Самуилъ Сенчило задумалъ удалить Рутскаго и руководимыхъ имъ молодыхъ монаховъ изъ монастыря, но замыселъ его былъ разрушенъ Іосафатомъ Кунцевичемъ при содѣйствіи очень близкихъ къ нему (familiarissimos) отцовъ-іезуитовъ (въ Жизнеописаніи сообщаются нѣкоторыя подробности дѣла). Молодые монахи, при этомъ, обнаружили полную вѣрность и преданность Рутскому и уніи. Когда архимандритъ однажды, при совершеніи литургіи, не сталъ поминать митрополита Ипатія, іеродіаконы сняли съ себя облаченія и отказались участвовать въ богослуженіи. Столкновеніе Рутскаго съ архим. Сенчило и сь солидарнымъ съ нимъ протопопомъ Жашковскимъ привело къ духовному судебному разбирательству, въ результатѣ котораго митроп. Потѣй назначилъ Рутскаго своимъ намѣстникомъ (генеральнымъ викаріемъ) въ Вильнѣ (гл. XX и XXI). Дальнѣйшее изложеніе возгорѣвшейся (въ 1608 и 1609 г.г.) борьбы митроп. Потѣя и Рутскаго съ архим. Сенчило и виленскимъ городскимъ духовенствомъ (бросившимъ унію), а также съ виленскимъ православнымъ мѣщанствомъ, не отличается особенной полнотой (гл. XXII, XXIII, XXIV). Благодаря цѣлому ряду напечатанныхъ уже судебныхъ и другихъ документовъ, эта борьба теперь во всѣхъ деталяхъ разъяснена. Рутскій вышелъ изъ борьбы архимандритомъ Виленскаго троицкаго монастыря. На жизнь же митроп. Потѣй

12 авг. 1609 г. сдѣлано было извѣстное покушеніе. Разсказъ о немъ Жизнеописанія не даетъ ничего новаго (гл. XXY).

Когда Рутскій сдѣлался настоятелемъ монастыря, для его монашеско-преобразовательной дѣятельности не могло быть уже никакой помѣхи. Не будучи въ силахъ самъ лично (по причинѣ другихъ церковныхъ дѣлъ) вести дѣло обученія но-віиціевъ и не имѣя, кому другому это дѣло поручить, онъ избралъ для этого новый путь. При содѣйствіи римско-католическихъ епископовъ и магнатовъ, а также іезуитовъ, ему удалось помѣстить своихъ новиціевъ (на средства благотворителей) въ Калишскую и Пултусскую іезуитскія коллегіи (въ Польшѣ), а также въ ІІѢсвижскую (въ Литвѣ). Въ нихъ они учились до окончанія курса философіи (гл. XXVI). Не ограничиваясь Вильной, Рутскій старался насадить новое уніатское монашество въ другихъ мѣстахъ. Онъ послалъ Іосафата Кунцевича въ Слонимскій уѣздъ къ пану Григорію Тризнѣ, дочь котораго желала сдѣлаться монахиней. Рутскій съ Кунцевичемъ постарались убѣдить ее поступить монахиней въ Виленскій монастырь, а отца ея уговорили основать въ Бытенѣ, вмѣсто женскаго, мужской монастырь, который съ этого же времени сталъ новиціатомъ для уніатскихъ монаховъ. Въ то же время Іосафатъ обратилъ вниманіе иа сосѣда Тризны по имѣнію, православнаго пана Яна Мелешко, смоленскаго каштеляна. Іосафатъ обратилъ его въ унію и убѣдилъ основать мужской монастырь въ его имѣніи Жировицахъ. при уединенной, но издревле славной чудесами церкви и) Рутскій послалъ также

и) Основаніе Жировицкаго монастыря датируется уніатскими писателями, какъ извѣстно, 29 октября 1613 года... Въ рукописномъ собраніи епископа Павла Доброхотова, поступившемъ въ библіотеку Имп. Академіи Наукъ, находится нѣсколько документовъ, проливающихъ нѣкоторый свѣтъ па темный вопросъ о началѣ Жировицкаго монастыря. Въ продажной записи (25 дек. 1587 г.) Ярослава Ивановича Солтана брату его Ивану на им. Жировицы упоминаются принадлежавшая ему „половина монастыря Жировицкой церкви“ и монастырскіе подданные. Въ продажной записи Ив. Ив. Солтана Ивану Мелешку (12 янв. 1609 г.) упоминаются монастырь Жировицкій, „дворецъ монастыря Жировицкаго“ съ принадлежавшимъ ему фольваркомъ, а также „церкви Жировицкія“. Въ декретѣ Слонимскаго земскаго суда (4 іюня 1611 г ) но тяжебному дѣлу между Иваномъ Мелешко и Даніиломъ Солтаномъ упоминаются „монастырь Жировицкій заложенія церкви Пречистыя Богородицы“, деревянная и каменная церкви въ Жировцахъ, „особы духовныя этихъ церквей“. Въ подтвердительномъ актѣ (15 мая 1618 г.) передачи Иваномъ Мелешко Жировицкаго монастыря базипіанамъ этотъ монастырь названъ „старо-

своихъ монаховъ въ Новогородокъ-Литовскій и Минскъ для устроенія монастырской жизни (гл. XXVII). Продолжая съ неусыпною ревностью заботы о возвышеніи религіозно-нравственнаго уровня братіи своего виленскаго монастыря (гл. XXVIII и XXIX). Рутскій пришелъ къ мысли о необходимости болѣе прочной постановки всего дѣла благоустройства монашеской жизни, чтобы съ его смертью оно не прекратилось. Съ этою цѣлью онъ составилъ подробный уставъ Базиліанскаго ордена (гл. XXX) и на Новогородовипкой конгрегаціи положилъ основаніе самому ордену (XLI). Сообщенія составителя Жизнеописанія объ этомъ главномъ жизненномъ дѣлѣ Рутскаго не отличаются желательною полнотою и обстоятельностію.

Вообще послѣднія главы Жизнеописанія не отличаются той фактической полнотой, которая несомнѣнно присуща первымъ его главамъ. Въ нихъ говорится кратко объ обстоятельствахъ

вѣчнымъ“, и деревянная Успенская церковь въ Жировицахъ и каменная въ нихъ церковь съ монастыремъ представляются доставшимися Мелешку отъ Ивана Солтана... Хотя приведенныхъ нами документальныхъ данныхъ недостаточно для того, чтобы на основаніи ихъ съ несомнѣнностью говорить о существованіи въ Жировицахъ монастыря въ церковно-православный періодъ ихъ жизни, тѣмъ не менѣе изъ нихъ ясно открывается, что въ Жировицахъ задолго до водворенія въ нихъ базиліанскихъ монаховъ не простая приходская церковь существовала, а болѣе сложное религіозно-церковное учрежденіе. Косвеннымъ подтвержденіемъ этого можетъ служить и то обстоятельство, что вл> Жировицахъ уже 1565 г. происходили ярмарки въ день Рождества Пресв. Богородицы (Акты Вилен. Арх. Ком., XXII, 178, № 343). Во упомянутомъ выше подтвердительномъ актѣ (1618 года) Іосафатъ Кунцевичъ названъ „игуменомъ въ го время монастыря Жировицкаго“. Въ письмѣ Ивана Ме-лешки къ уніат. митропол. I. Рутскому (отъ 23 мая 1618 г.) сказано, что этотъ подтвердительный актъ совершенъ Мелешко вслѣдствіе напоминанія базаліанина Ѳеоктиста (во время похоронъ жены Мелешко), а что первоначальный актъ совершенъ имъ говоритъ еще „нѣсколько лѣтъ тому назадъ“... Въ уніатскихъ печатныхъ сказаніяхъ о Жировиц-кой чудотворной иконѣ Божіей Матери не содержится свѣдѣній о Жи-ровицкомъ монастырѣ въ предшествовавшій переходу его къ базеліанамъ періодъ времени. Нѣтъ этихъ свѣдѣній и въ томъ рукописномъ (на руе. яз.) прототипѣ этихъ сказаній (базиліанина Ѳеодосія) который также поступилъ въ библіотеку Академіи Наукъ въ составѣ собранія еп. Павла. Сказаніе Ѳеодосія носитъ заглавіе: „Гисторія, або повѣсти людей розныхъ, вѣры годныхъ, о образѣ чудотворномъ ГІресв. Дѣвы Маріи Жи-ровицкомъ“. Къ нему приложены собственноручныя засвидѣтельствованія разныхъ лицъ (одно изъ нихъ датировано 1625 г.) о достовѣрности „Гисторіи“.

возведенія Рутскаго въ санъ епископа коадъютора митрополіи (гл. XXXI) и потомъ уніатскаго митрополита (гл. ХХХУ). О важнѣйшихъ событіяхъ времени митрополитствованія Рутскаго упоминается лишь вскользь (напр., объ убійствѣ Іосафата Кунцевича, объ отношеніяхъ Рутскаго къ Мелетію Смотриц-кому). Обозрѣнія церковной дѣятельности Рутскаго, какъ митрополита, въ Жизнеописаніи совсѣмъ не дано. Совершенно очевидно, что мы имѣемъ дѣло съ литературнымъ трудомъ неоконченнымъ. Можетъ быть, сравнительно быстро послѣдовавшая смерть автора помѣшала ему закончить Жизнеописаніе, начатое и на протяженіи цѣлаго ряда начальныхъ главъ веденное имъ съ такой тщательностью. Послѣднія главы носятъ явные знаки литературной необработанности. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ замѣчаются въ нихъ пропуски довольно значитель--пыхъ, повидимому, размѣровъ. Послѣ ХІЛ главы прямо слѣдуетъ XLIY глава. XLIY глава, а съ ней и все Жизнеописаніе прерывается недоконченной фразой, за которой слѣдуетъ многоточіе и слова: Caetera desiderantur. Незаконченностью составленнаго митр. Рафаиломъ Корсакомъ Жизнеописанія митр. Рутскаго лучше всего объясняется и то обстоятельство, что оно въ свое время не было напечатано.

Но хотя въ послѣднихъ главахъ Жизнеописанія не дано обозрѣнія обіцецерковной дѣятельность митр. Рутскаго, въ нихъ не мало сдѣлано авторомъ для характеристики самой религіозно-нравственной личности его, въ особенности его религіозно-аскетической настроенности. Кромѣ того, въ нихъ данъ имъ рядъ фактовъ частной жизни Рутскаго. Изъ сообщеній Корсака оказывается, напр., что въ теченіе почти всей своей церковно-іерархической дѣятельности Рутскій подверженъ былъ тяжкимъ хроническимъ недугамъ. Уже въ 1609 г., въ періодъ извѣстной борьбы его съ архим. Сенчило, случился съ нимъ первый ударъ (стр. 237). Нѣсколько лѣтъ спустя, въ одну изъ сеймовыхъ поѣздокъ Рутскаго, ударъ повторился съ нимъ, причемъ параличъ поразилъ всю лѣвую половину его тѣла. Кромѣ того, онъ страдалъ отъ падагры и каменной болѣзни. Только чрезвычайно воздержанный образъ жизни далъ ему возможность дожить до старости, хотя и не глубокой (стр. 248 об.).

Составитель академическаго сборника, въ которомъ сохранилось разсмотрѣнное намъ Жизнеописаніе, предпослалъ ему: а) похвальное слово іезуита Николая Ланчицкаго (Lancicii)

въ честь Рутскаго (ex Opusculo Speciali de recte traduc. adolesc.) и б) сокращенное жизнеописаніе его изъ соч. Альберта Кояло-нича Misceuanea (202 об., 203—204 об.). Л вслѣдъ за переписаннымъ имъ Корсаковымъ Жизнеописаніемъ составитель сборника сдѣлалъ приписку, что кратко описалъ жизнь Рутскаго еще Dominions Ottolinus, что свѣдѣнія о Рутскомъ можно найти въ сочиненіяхъ Холмскаго епископа Якова Суши объ Іосафатѣ Кунцевичѣ и Мелетіѣ Смотрицкомъ, а также въ надгробномъ словѣ въ честь ѵМелетія Смотрицкаго іезуита Alberti Kortyscii. Наконецъ, составитель дѣлаетъ еще замѣчаніе, что о Рутскомъ существуютъ изустные разсказы, которыхъ, впрочемъ, онъ не приводитъ, потому что онъ не задавался цѣлью самъ составить жизнеописаніе Рутскаго, а лишь хотѣлъ представить то. что имѣется уже въ готовомъ видѣ о немъ.

Въ приложеніи къ Жизнеописанію Рутскаго составителемъ сборника помѣщены: а) Testamentnm Josephi, Cracoviae semel, Viliiae bis impressum, т. e. общеизвѣстное духовное завѣщаніе Рутскаго, составленное имъ 28 января 1637 года въ Дер-манскомъ уніатскомъ монастырѣ па Волыни ( 266 об.—269 об.); б) Discursus Rhnteni cuinsdam de corrigendo regimine in ritu Graeco, conscriptus Vilnac anno 1605 in iannario (255—266).

Это «Разсужденіе нѣкоего русскаго объ исправленіи строя греческаго обряда (т. е. уніатской церкви), написанное въ Вильнѣ въ январѣ 1605 года», помѣщено тутъ составителемъ сборника потому, что авторомъ его былъ Рутскій. Составитель сборника перевелъ на латинскій языкъ этотъ Discursus съ рукописнаго польскаго автографа Рутскаго. Поэтому составитель Сборника выписанному выше заглавію его предпослалъ другое: Discursus Josephi de instaurando ritu Graeco, cum adliuc in saeculo ageret, tacito nomine proprio, polonice cori-scriptus atque ex manuscripto eius authographo latino redditus, ut seguitur. Подъ этимъ же заглавіемъ Discursus находится и въ составленномъ ІІетксвичемъ четвертомъ томѣ «Актовъ Базиліанскаго ордена» (л. 79—83).

Discursus Рутскаго до сихъ поръ не былъ извѣстенъ, ни съ именемъ автора, ни безъ его имени 12). Научная важность * 72

12) Фактъ аноиимпаго или псевдонимнаго писательства Рутскаго вообще извѣстенъ давно. И Рафаилъ Корсакъ говоритъ въ другомъ мѣстѣ о libris in lueern pro s. fide catholica editis Рутскимъ, въ частности объ изданной имъ подъ чужимъ именемъ книгѣ противъ Мелетія

72

ого едва лп можетъ подлежать сомнѣнію. Митр. Рутскій прежде всего и болѣе всего извѣстенъ въ нашей церковной исторіи, какъ основатель базнліанскаго ордена, не только положившій ему фактическое основаніе, но и составившій для него органическій статутъ, и притомъ не въ основныхъ только чертахъ, по и во всѣхъ деталяхъ внутренней регламентаціи. Рафаилъ Корсакъ, говоря объ этой сторонѣ дѣятельности Рутскаго (въ XXXIII главѣ), сообщаетъ, что онъ внимательно изучилъ не только Правила (Regulae) Св. Василія Великаго для монаховъ, но и всѣ его слова (Sermones), собралъ разсѣянныя въ нихъ мысли св. отца о послушаніи, бѣдности и цѣломудріи, а также о жизни общежительной, объ обязанностяхъ игумена, эконома, священника и нр., и прекраснѣйшимъ методомъ редактировалъ ихъ въ одномъ томѣ (volumen), разбитомъ по предметамъ на соотвѣтствующія главы. Корсакъ поясняетъ, что это дѣло удалось Рутскому хорошо сдѣлать, благодаря его собственной опытности и постоянному изученію имъ Свв. Отцовъ. Онъ не отрицаетъ того, что Рутскій къ правиламъ Св. Василія присоединилъ нѣкоторыя другія конституціи, опредѣляющія добрый порядокъ монашеской жизни, заимствовавши ихъ у представителей другихъ монашескихъ орденовъ, но прибавляетъ, что спеціальныя правила жизни для самого митрополита, епископовъ и игуменовъ Рутскій собралъ изъ твореній" Свв. Отцовъ (247 .об.—248). Какъ извѣстно, только ко времени первой (Новогородовицкой) базнліанской конгрегаціи 1617 года Рутскій изготовилъ вышеупомянутый томъ правилъ монашеской жизни * 13). До этого

Смотрицкаго — sub titulo alterius libro in defensionem s. unionis edito (246 oo.).

13) Въ академическомъ сборникѣ эти правила называются Regulae communes omnium ас particulares singulorum officialium. Они занимаютъ въ немт> стр. 74—179. Сперва идутъ Regulae communes, ex regulis, con-stitutionibus aliisque ascetieis doctrinis S. P. N. Basilii M. excerptae... at-que ad statuin exurgentis Rhutenorum cum S. R. E. unionis accomodatae (стр. 75—94). Относительно этихъ общихъ правилъ внизу подъ заголовкомъ ихъ вставлено замѣчаніе, что reddidit huius rei а se praestitae ra-tiones ipse Josephus in praeliminaribus Congregationis Generalis Primae (75). За нимъ слѣдуютъ Regulae particulares singulorum officiorum (95— 159) и Regulae Episcoporum (160—179). Впереди всѣхъ этихъ регулъ, или правилъ, помѣщены въ сборникѣ (стр. 1—73) постановленія первыхъ шести базиліапскихъ конгрегацій (бывшихъ при жизни Рутскаго). При этомъ относительно постановленій первой конгрегаціи сдѣлано замѣчаніе (на второмъ заглавномъ листѣ), что онѣ переведены на лат. языкъ

же времени онъ, какъ пчела (по словамъ Жизнеописанія), собиралъ медъ съ разнообразныхъ луговъ Свв. Отцовъ п сохранялъ его въ ульѣ своего сердца (247 об. --248). Указанный выше Discursus п важенъ для характеристики начальной стадіи въ процессѣ выработки Рутскнмъ основныхъ началъ преобразованія уніатскаго монашества. Discursus составленъ Рутскимъ въ ту пору его жизни, когда опъ завѣдывалъ уніатской семинаріей въ Впльнѣ. Можетъ быть, представшая тогда его сознанію невозможность осуществленія его преобразовательныхъ клановъ п была причиной того, что онъ рѣшилъ было совсѣмъ оставить Зап. Русь и посвятить себя миссіонерской дѣятельности въ Персіи.

«Разсужденіе» Рутскаго начинается констатированіемъ того факта, что вслѣдствіе недостатка въ западнорусской церкви науки и христіанской дисциплины п благодаря нерадѣнію тѣхъ, кто долженъ бы нхъ насаждать, многіе въ ней погибаютъ: сами творятъ изъ себя пастырей и учителей и впадаютъ въ ереси и расколы или же просто въ мнѣнія сумасбродныя и невѣжественныя. Затѣмъ авторъ указываетъ двѣ основныхъ причины этого зла: 1) недостатокъ науки у выс-

съ рукописи, исправленной рукою самого Рутскаго, а относительно приложенной тутъ формы присяги протоархимандрита замѣчено, что она переведена на латин. яз. съ автографа Рутскаго (стр. 73). Вѣрность латинскаго перевода всего этого сборника (принадлежавшаго Жировицкому монастырю) постановленій первыхъ шести базиліапскихъ конгрегацій и слѣдующихъ въ немъ за ними правилъ, или регулъ, базиліанскаго ордена съ русскими и польскими ихъ подлинниками удостовѣрена тутъ же въ сборникѣ (на стр. 179) собственноручною подписью и печатью Холм. уніат. епископа Якова Суши (1652—1685). Такимъ образомъ настоящій сборникъ базиліанскихъ конституцій и регулъ является весьма авторитетнымъ. Въ XII томѣ „Археографическаго сборника документовъ, относящихся къ исторіи Сѣв.-Зап. Руси“ напечатаны постановленія 26 баз. конгрегацій, въ томъ числѣ и шести конгрегацій, бывшихъ при жизни Рутскаго. Вѣрность текста напечатанныхъ постановленій съ подлиннымъ текстомъ засвидѣтельствована была въ свое время (4 мая 1703 года въ Жировицахъ) подписями базиліанскихъ орденскихъ властей съ Жировиц. суперіоромъ, протоконсульторомъ ордена, Іосифомъ Петкевичемъ во главѣ. Изъ „Отчета Имп. ІІубл. Библіотеки за 1892 годъ“ (Спб. 1895, стр. 323—327) видно, что въ этой библіотекѣ находится три рукописныхъ сборника базиліанскихъ конституцій, пріобрѣтенныхъ ею отъ наслѣдниковъ проф. М. О. Кояловича, которому они въ свое время были подарены тѣмъ же епископомъ Павломъ Доброхотовымъ, которому принадлежалъ и интересующій насъ сборникъ библіотеки Академіи Наукъ, посвященный дѣятельности Рутскаго.

гпихъ представителей церкви (in majoribus nostris) и 2) недостатокъ совершенства и святости жизни у нихъ. Пока паука и святость жизни процвѣтали въ греческой церкви, опа широко распространялась по всѣмъ восточнымъ, южнымъ и сѣвернымъ странамъ, съ великою для себя честью и славой. Изъ нея вышли семь вселенскихъ соборовъ и разнообразныя писанія боголюбезнѣйшихъ учителей, которыя и римская церковь признаетъ правилами вѣры. Въ ней получила начало совершеннѣйшая монашеская жизнь... Такъ какъ тѣхъ, кто уже состоитъ епископомъ, трудно измѣнить, то нужно возможно лучше образовывать тѣхъ, изъ кого выходятъ епископы. Согласно греческимъ канонамъ, на всѣ церковныя предстоятельства (praelaturas) должны поступать монахи ордена св. Василія. Поэтому, если хотимъ имѣть хорошихъ епископовъ, позаботимся о томъ, что наши монахи были учены и вели хорошо устроенную и совершенную жизнь... Но науки теперь нѣтъ не только въ Россіи, но и въ самой Греціи. Что же касается святости жизни, то въ нихъ есть только внѣшній образъ святости — продолжительные и частые посты, долгое и многотрудное совершеніе церковныхъ службъ, столько правилъ, столько колѣнопреклоненій, и въ храмѣ, и въ келіи, власяницы, спанье на рогожахъ, мало сна, разныя желѣзныя орудія для усмиренія плоти и т. и. Все это—хорошо, если исходитъ изъ внутренней святости, или ведетъ къ ней, но это не сама святость. Притомъ же за всѣмъ этимъ часто скрывается гордость, презирающая всѣхъ тѣхъ, кто этого не дѣлаетъ, и неумѣренное употребленіе (по наущенію дьявола) всѣхъ этихъ средствъ изнуренія приводитъ къ потерѣ здоровья, такъ что впослѣдствіи и для совершенія службы Божіей его не хватаетъ. Истинная святость имѣетъ свое гнѣздилище въ духѣ. Къ ней-то и ведетъ монашескій образъ жизни, состоящій не только въ удаленіи отъ общества мірскихъ людей, но и въ соблюденіи трехъ обѣтовъ—нищеты, цѣломудрія и послушанія, совсѣмъ неизвѣстныхъ греческимъ монахамъ. Созерцаніе же, безъ котораго, и при соблюденіи этихъ трехъ обѣтовъ, нельзя достигнуть совершенства, совсѣмгь и неслыхано у насъ (заканчиваетъ Рутскій печальную картину внутренней жизни западнорусскаго монашества).

Въ виду отсутствія въ самой восточной церкви наставниковъ для монаховъ на пути науки и святости жизни и въ видѵ полнаго несоотвѣтствія этой цѣли протестантовъ, Рут-

скій единственный выходъ изъ этого тяжелаго положенія видитъ въ обращеніи къ латинскимъ или римскимъ наставникамъ. славнымъ основательностью своей науки и истинною святостью жизни. Установивши этотъ тезисъ, Рутскій опровергаетъ, затѣмъ, тѣ возраженія, когорыя можно противъ него сдѣлать. Ничего неприличнаго (говоритъ онъ) не будетъ въ томъ, что мы станемъ учиться у тѣхъ, кто самъ прежде учился у насъ. Въ свое время римляне охотно же стали учениками грековъ. Теперь, но попущенію Божію, намъ приходится стать учениками ихъ... Что же касается тѣхъ, которые противятся святой уніи греческой церкви съ римскою, то злоба грековъ-уніатовъ противъ римлянъ врожденная и неумолимая. Если бы даже ангельская наука этихъ послѣднихъ и святость ихъ жизни были засвидѣтельствованы очевидными чудесами, они все равно не были бы услышаны. Это самъ дьяволъ разжигаетъ эту злобу въ сердцахъ нашихъ людей, потому что онъ хорошо понимаетъ, какія для нихъ блага произойдутъ отъ общенія съ римлянами. Явнымъ знакомъ этого служитъ то. что они предпочитаютъ римлянамъ даже протестантовъ — явныхъ враговъ ихъ вѣры и обрядовъ. Сама исторія показываетъ, что на востокѣ процвѣтали наука и святость жизни до тѣхъ поръ, пока онъ былъ въ единеніи съ Римомъ. Когда же это единеніе было разорвано, все отъ насъ ушло и перебралось къ римлянамъ. У нихъ въ любое позднѣйшее столѣтіе можно указать такихъ мужей, какіе были на востокѣ только въ первые вѣка христіанской исторіи. У нихъ и вселенскіе соборы собирались (послѣ 7-го) и установили много хорошаго и церкви Божіей необходимаго... Наконецъ, сами уніаты указываютъ на то, что вслѣдствіе общенія съ римлянами восточные церковные обряды исчезнутъ, такъ какъ они будутъ стремиться перетянуть всѣхъ и все въ свой обрядъ. Но не только Флорентійскимъ вселенскимъ соборомъ утверждены и признаны священными обряды греческой церкви, но и въ ближайшіе годы, когда представители русской церкви возобновили настоящую унію, эти обряды выразительно разрѣшены и сохранены папою Климентомъ VIII (въ особой письменной привиллегіи), съ присоединеніемъ угрозы отлученія всѣмъ тѣмъ, кто будетъ ихъ уничтожать.

Установивши тезисъ о необходимости обращенія за наукой и святостью жизни къ рим.-католической церкви, Рутскій переходитъ въ своемъ «Разсужденіи» къ предварительному, бо-

лѣе детальному, выясненію нѣкоторыхъ сторонъ этого дѣла. Прежде всего, онъ видитъ большую ошибку въ томъ, что до сихъ поръ на Руси все вниманіе обращено было только на науку, между тѣмъ какъ нужна наука, соединенная съ благочестіемъ. Нѣкоторые русскіе князья, говоритъ онъ. съ большими издержками выписывали къ себѣ ученыхъ (doctores) изъ Греціи, Германіи и другихъ странъ. Но у нихъ не было иныхъ наставниковъ (alii doctores), которые бы наставляли юношество въ благочестіи и всякихъ другихъ добродѣтеляхъ. Въ результатѣ: изъ ихъ школъ никакой помощи русской церкви не вышло (ex scholis illis nullum Ecclesia nostra retulit adjumentum). Питомцы этихъ школъ считаютъ великимъ для себя безчестіемъ священный санъ (si fiant ecclesiastici) и потому его и не принимаютъ, развѣ пи на что другое не годятся и никакого прибѣжища не имѣютъ... Рутскій, на основаніи своихъ личныхъ многолѣтнихъ наблюденій, свидѣтельствовалъ, что школы іезуитовъ превосходятъ всѣ другія школы: у нихъ въ три года можно больше выучиться философіи, чѣмъ у свѣтскихъ учителей въ десять лѣтъ. Происходитъ это оттого, что оіш но наемники, учатъ съ усердіемъ наукамъ для славы Божіей и общаго блага, съ тѣмъ же усердіемъ учатъ и страху Божію и благочестію. Отсюда слѣдовалъ тотъ выводъ, что монахи вообще лучше свѣтскихъ учителей.

Доказавши превосходство монашескаго воспитанія, Рутскій ставитъ второй предварительный вопросъ о томъ, гдѣ, въ своихъ или чужихъ школахъ, предпочтительнѣе получать образованіе. Рѣшаетъ онъ этотъ вопросъ въ пользу своихъ школъ па основаніи слѣдующихъ соображеній. Бъ виду упадка всѣхъ сторонъ греко-восточной церковной жизни, юноши греческаго обряда, во время ученья въ рим.-католическихъ школахъ воочію увидѣвши все превосходство передъ ней наличной рим.-католической церковной жизни, обыкновенно покидаютъ греческій обрядъ и переходятъ въ латинскій. По этой причинѣ папа Климентъ VIII учредилъ въ Римѣ греческую коллегію, каждый поступившій въ которую обязанъ дать клятву, что онъ не оставитъ греческаго обряда. Но когда питомцы этой коллегіи возвращаются въ Россію, русскіе сторонятся отъ нихъ, какъ отъ римлянъ, смотрятъ на нихъ, какъ на внутреннихъ враговъ. При такомъ положеніи дѣла ничего серьезнаго они и сдѣлать не могутъ.

Въ результатѣ всѣхъ вышеприведенныхъ разсужденій и

историческихъ справокъ Рутеніи приходитъ къ тому основному выводу—пожеланію, чтобы какой-либо орденъ римскаго обрлда, испытанный въ святости и строгости жизни и наиболѣе близкій къ восточному ордену Св. Василія, прислалъ къ русскимъ уніатамъ столько, сколько потребуется, своихъ монаховъ, отличающихся наукою и святостью жизни, съ тѣмъ, чтобы они безусловно приняли греческій обрядъ и уставъ Св. Василія. Для нихъ надо будетъ отвести нѣсколько монастырей н помѣстить въ нихъ соотвѣтственное количество русскихъ достойныхъ интерновъ, чтобы эти послѣдніе обучили первыхъ русскому языку и греческимъ обрядамъ, а тѣ ихъ обучили болѣе нужнымъ знаніямъ и привели ихъ къ духовному совершенству. Черезъ нѣсколько лЬтъ можно будетъ открыть при уніатскихъ монастыряхъ школы для свѣтскихъ юношей, которые впослѣдствіи дадутъ этимъ монастырямъ контингентъ ученыхъ монаховъ... Такой порядокъ вещей не вызоветъ со стороны уніатовъ возраженій: ихъ будутъ учить не римляне, а свои, греки. Остается одно затрудненіе, захотятъ ли римляне снизойти къ русскимъ уніатамъ. Объ этомъ нужно ихъ просить, объ этомъ нужно позаботиться. У людей разумныхъ и любящихъ славу Вожію всего можно добиться, только бы не зазирало что-либо совѣсти ихъ. Но совѣсти это нисколько по можетъ зазирать, такъ какъ вѣрѣ не противно и бывало и до введенія уніи (въ самомъ Римѣ нѣкоторые изъ латинянъ держатся греческаго обряда). Не подлежитъ сомнѣнію, что и папа, въ виду необходимости, дастъ соотвѣтствующее разрѣшеніе.

Въ заключеніе «Разсужденія» Рутскій перечисляетъ будущіе счастливые результаты отъ задуманнаго имъ преобразованія монастырей: 1) монахи будутъ сіять наукой и совершен-

ной жизнью; 2) будутъ хорошіе духовники и проповѣдники: 3) откроются хорошо устроенныя школы, изъ которыхъ будутъ выходить хорошіе священники и достойные государственные люди; 4) па епископскихъ каѳедрахъ будутъ люди, знающіе долгъ своей службы и умѣющіе выполнить его (легко будетъ такъ устроить, чтобы не дозволялось восходить на высшія церковные посты никому, кто не пробылъ нѣсколькихъ лѣтъ въ преобразованныхъ монастыряхъ); о) откроется путь для благодѣяній русскимъ неуніатамъ 14)

14) Въ концѣ разсмотрѣннаго нами Discursus’a Рутскаго составитель сборника вставилъ замѣтку о томъ, что Рутскій помѣстилъ еще другой Discursus de rebus Rhuteuorum въ книгѣ Thesaurus Sapientiac Divinae,

Послѣ прочтенія «Разсужденія» Рутскаго остается одно основное впечатлѣніе: Рѵтскій, это—человѣкъ, всѣми своими убѣжденіями и вкусами ушедшій на западъ, римско-католикъ до мозга костей, всего менѣе имѣющій права считаться выразителемъ общаго настроенія и міровоззрѣнія русскихъ уніатовъ того времени. И послѣ написанія «Разсужденія» онъ, какъ сказано выше, ѣздилъ въ Римъ просить папу о разрѣшеніи ему возвратиться обратно изъ греческаго обряда въ латинскій, и даже выхлопоталъ себѣ это разрѣшеніе. По-этомѵ-то и взглядъ его на западно-русскую церковь — такой безотрадный. Онъ совсѣмъ не вѣритъ въ возможность внутренняго возрожденія уніатской церкви. Все для нея спасеніе, по его взгляду, во внѣшней помощи, и притомъ самаго примитивнаго свойства: въ массовомъ переселеніи въ уніатскіе монастыри рим.-католическихъ монаховъ. Впослѣдствіи, при практическомъ преобразованіи уніатскаго монашества въ бази-ліанскій орденъ, Рутскій осуществилъ эту свою основную идею въ болѣе мягкихъ формахъ.

Проф. П. Жуковичъ.

или Dc conversioue gentium, составленной Thoma а Iesu Carmelita Ex-calceato. Составитель сборника этой послѣдней книги подъ руками не имѣлъ и потому второго „Разсужденія“ Рутскаго въ него не внесъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.