Более того, в процессе диалогического взаимодействия имеет место не просто усвоение одной стороной точки зрения другой, но и уточнение, исправление, обогащение и развитие ее собственными идеями.
Взаимодействие между участниками учебного процесса построенного на диалоге, способствует, во-первых, отходу от формализма и догматизма в обучении и во-вторых, обеспечивает стратегическое задание высшей школы - подготовка компетентного специалиста, способного эффективно действовать за пределами учебных ситуаций, решать проблемные задачи, возникающие в профессиональной деятельности.
Следует отметить, что учитывая тот факт - определяющая роль в учебном процессе принадлежит педагогу, то чтобы достичь вершины педагогического мастерства во время диалогического взаимодействия, преподаватель должен прежде всего быть настоящим ученым и хорошим педагогом. Помимо этого, должен понимать и принимать противоположную позицию, а также уметь слушать и главное слышать. Кроме этого, нужно проявлять уверенность в решении проблемы. Всегда можно выявить несколько способов ее решения, поэтому важно направлять внимание на общую цель, на желание найти согласие в ее достижении. Большую помощь в этом могут оказать вопросы, с помощью которых можно вызывать человека на откровенность: что? кто? где? когда? каким образом? зачем? почему? Таким образом, надо использовать вопрос, а не утверждение: первые вызывают ответ, а вторые - сопротивление. После вопроса надо сделать паузу. Молчание создает необходимость выдвинуть новое предложение. И наконец необходима также психологическая проницательность. Слова - это символы идей, смыслов, поэтому и надо понять отношение личности к проблеме и ее переживанию. Именно здесь нужно безусловное принятие его личности. Мешает диалогу авторитарность преподавателя, его пренебрежительное отношение, безразличие.
Таким образом, диалогическое взаимодействие между участниками учебного процесса, несет в себе безграничные возможности для развития и саморазвития будущих специалистов в сфере гражданской защиты.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК ПРОТИВОПОЖАРНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТОВ
В.П. Мельник, доцент Академия пожарной безопасности имени Героев Чернобыля,
г. Черкассы
Из всех проблем профессиональной подготовки курсантов пожарно-профилактического профиля ключевыми проблемами считаются: обработка нормативной информации человеком и формирование профессионального
мастерства, совершенствование пожарно-профилактической работы и требований, которым должен отвечать специалист; подготовка специалистов на уровне современных требований. Анализ этих проблем дает возможность выделить основные причины низкой эффективности работы с нормативной информацией и определить возможности ее усовершенствования.
В последнее время большое внимание уделяется качеству пожарно-профилактической работы. Это обусловлено тем, что количество нарушений норм и правил пожарной безопасности и число пожаров возрастают. Одной из основных причин нарушений противопожарных требований есть, по мнению специалистов [1], небрежное отношение к их изучению и подготовка. Низкое качество проверок противопожарного состояния объектов разных форм собственности, проведенных пожарно -профилактическими работниками, «объясняется» их нежеланием повторять (перечитывать) нормы и правила при подготовке к пожарно-техническим обследованиям.
Каждый этап процедуры проведения пожарно-технических обследований противопожарного состояния объектов сопровождается процессом обработки информации и данных, которые получает работник пожарно-профилактического профиля. Использование концепции жизненного цикла (ЖЦ) в системе подготовки курсантов к проведению проверок противопожарного состояния объектов разрешит улучшить систему обработки данных и обеспечит эффективность проведения проверок. Концепция жизненных циклов (ЖЦ) начала свое развитие из середины 70- х лет относительно проблемы повышения эффективности использования новой техники (НТ) как основной материальной базы современного общества [2].
Процесс ЖЦ есть многоэтапным, т.е. таким, что развивается во времени, и многоуровневым. Жизненный цикл представляет собой последовательность этапов его развития от идеи создания к полному использованию за прямым назначением, а именно - исследование, проектирование, изготовление, использование.
Одним из основных вопросов построения системы знаний, как системы знаний проведения проверок противопожарного состояния объектов (СЗПППСО), есть создание современных систем информации и процессов их обработки. Существуют, по крайней мере, два основных принципа функционирования систем информации в интегрированных автоматизированных системах управления (ИАСУ). Первый -функциональный - должен определить организацию общесистемной информационной базы, что должна создаваться, функционировать и развиваться по своим законам, которая имеет юридическую силу. Второй -целевой - принцип, который имеет прикладное содержание, должен основываться на механизме отображения, информационного моделирования реальных объектов и процессов в среде системы знаний для решения целевых задач. Эти принципы должны быть развиты в концепции системы знаний как составные задачи внутреннего и внешнего проектирования систем
информации для обеспечения процедуры проведения проверок противопожарного состояния объектов.
Процедура проведения проверок противопожарного состояния объектов представляет собой сложную систему. Сложность определяется собственно сложностью и разнообразием самих объектов проведения проверок, сложностью системы знаний, что обеспечивают процедуру проведения проверок и сложностью самих процессов взаимозависимого функционирования объекта проверки и жизненных циклов СЗПППСО. Для решения задач целевого использования СЗПППСО необходим аппарат описания самих объектов знаний и процессов, что происходят в этих объектах и взаимодействуют с производящей системой, необходимых для обеспечения.
Процедура проведения проверок противопожарного состояния объектов имеет два аспекта. С одной стороны, проверка выступает как объект исследования, который содержит соответствующие этапы: подготовка и исследование объекта; проведение проверки объекта с использованием информационного пространства; оформление результатов проверки и применение соответствующих мероприятий по результатам проверки; объединяются единой структурой ЖЦ [2] (Рис. 1.), в пределах которого осуществляются затраты ресурсов и достижение определенных целей.
С другой стороны, процедура проведения проверок противопожарного состояния объектов создается, функционирует и развивается как система, для достижения целей которой необходимо решать «внутренние» вопросы динамического соответствия средств потребительских задач. На основе этих взаимосвязей необходимо установить взаимные требования и ограничение, без корректного учета которых понятие эффективности почти целиком теряет содержание.
Рис. 1. Общая схема этапов ЖЦ процедуры проведения проверок противопожарного
состояния объектов
ЖЦ процедуры проведения проверок противопожарного состояния объектов есть также основной технико-экономической структурой, которая упорядочивает во времени систему взаимосвязанных процессов научных
исследований, проектирование, изготовление и целевое использование СЗПППСО.
Логической основой программирования ЖЦ проведения проверок противопожарного состояния объектов должны быть взаимосвязанные процедуры анализа решаемости задач и интегральные оценки технико-экономической эффективности решения этих задач, исходя из оперативной информации, которая есть в системе программирования этапов проведения проверок противопожарного состояния объектов.
Суть задачи программирования ЖЦ проведения проверок противопожарного состояния объектов заключается в достижении необходимых целевых показателей проведения проверок в среде функционирования при условии оптимального распределения ограниченного ресурса за всеми этапами ЖЦ; достижении необходимой технико-экономической эффективности систем и процессов подготовки, построения, проведения и обеспечения оптимального функционирования этапов проведения проверок противопожарного состояния объектов.
Список использованной литературы
1. Козлачков В.И. Проблемы и методы совершенствования подготовки пожарно-профилактических работников. Комплексный подход / Козлачков В.И. - Минск: "Полымя", 1991. -192 с.
2. Тимченко А.А. Основи системного проектування та системного аналiзу складних об'еклв / Тимченко А.А. - К. : Либщь. 2004. - 288с.
О ПРИМЕНЕНИИ ОГНЕВОГО ПОЛИГОНА ПТС «ЛАВА» В ПОЖАРНО-СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС
РОССИИ
С.А. Псарев, преподаватель, С.Ю. Анисимов, к.т.н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Пожарно-строевая подготовка (ПСП) является одним из основных видов подготовки личного состава Государственной противопожарной службы МЧС России, направленной на повышение боеготовности пожарных подразделений.
Основными задачами ПСП являются: сознательное и рациональное использование пожарной техники и оборудования, доведение до автоматизма приемов работы с пожарно-техническим вооружением, отработка слаженных действий пожарных расчетов, обучение правилам охраны труда на пожаре [1].