Принцип активности и самостоятельности предполагает инициативность курсантов, самостоятельную деятельность по подготовке к противопожарной профилактике;
- индивидуализации предполагает такую организацию аудиторной и внеаудиторной работы, которая учитывает индивидуальные особенности курсантов позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям знаний и умений;
- сотрудничества реализуется через развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности курсантов и преподавателей, а также уважения, доверия к личности, с предоставлением курсанту возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат;
- вариативности содержания материала, учитывающего уровень готовности курсантов к работе в области противопожарной профилактики;
- интегративности предполагает, что формирование готовности курсантов к профилактике пожаров происходит как в учебной, так и во внеучебной деятельности, в ходе прохождения практики и стажировки;
Развитие у будущих специалистов необходимых знаний, умений и навыков для компетентного решения всех стоящих перед ним задач, одна из основных целей педагогического коллектива, и вуза в целом.
Список использованной литературы
1. ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки (специальности) 280705. [Электронный ресурс: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm/12-1.pdf.].
2. ФЗ Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». [Электронный ресурс: base. garant. ru/12161584.]
3. Козлачков В. И. Проблемы и методы совершенствования подготовки пожарно-профилактических работников (комплексный подход) - Минск.: «Полымя», 1991. - 200 с.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПОДХОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОТБОРЕ
НА СЛУЖБУ В ГСЧС
А. Ю. Побидаш, к. психол. н.
Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков
Анализ условий профессиональной деятельности пожарного-спасателя и особенностей ее влияния на психическое состояние, личностные качества доказал несовершенство системы профессионального психологического отбора, психологического обеспечения и психологического сопровождения деятельно-
сти этих специалистов, что негативно влияет на уровень успешности выполнения пожарным-спасателем своих профессиональных обязанностей [1; 2; 3].
Поэтому есть необходимость в оценке эффективности применения новых подходов при проведении профессионального психологического отбора.
Данное исследование проводилось на базе Учебного центра оперативно-спасательной службы гражданской защиты ГСЧС Украины (п. Ватутино, Харьковская область), где проводится первичная подготовка специалистов ГСЧС, в том числе и работников пожарно-спасательных подразделений. Диагностика успешности профессиональной деятельности кандидатов на службу предусматривает технологию создания и применения совокупности психологических, социально - психологических и психофизиологических методов вероятностной оценки индивидуально-психологических особенностей личности (профессиональной направленности, профессионально важных качеств и общих познавательных способностей) и соотнесение их с требованиями профессиональной деятельности по специальности «пожарный-спасатель» с целью выявления из их числа наиболее подходящих кандидатов для подготовки и выполнения задач в особых условиях.
В исследовании приняли участие 87 слушателей, получающих специальность «пожарный-спасатель». До обучения в центре все кандидаты на службу прошли профессиональный отбор, по результатам которого были отнесены к 1 и 2 группе профессиональной пригодности.
Этапы исследования, связанные с изучением индивидуально-личностных качеств работников пожарно-спасательных подразделений, которые детерминируют успешность их профессиональной деятельности, проводились с использованием таких психодиагностических методик:
- Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16-PF, форма «В»);
- Опросник Спилбергера-Ханина для самооценки уровня тревожности;
- Экспресс-диагностика адаптивности;
- Опросник А. Г. Шмелева «Склонность к риску»;
- Опросник изучения профессиональной мотивации спасателей Ю. В. Бессоновой.
В начале обучения все слушатели были продиагностированы по предложенной нами схеме, которая включала психодиагностические методики и обобщенные экспертные оценки уровня развития профессионально важных качеств. Из всей выборки были сформированы две группы слушателей: слушатели 1-ой группы имели максимальные показатели по примененным методикам, а слушатели 2-ой группы - минимальные показатели.
Опираясь на реальную деятельность слушателей учебного центра как на внешний критерий успешности профессиональной деятельности, были использованы объективные показатели - прямые параметры деятельности, в качестве которых были использованы балльные оценки, и субъективные показатели -самооценка специалиста (табл. 1).
Таблица 1
Внешние критерии и показатели успешности профессиональной деятельности слушателей
Показатели к к Методы изучения
Критерии объективные субъективные « о £
Уровень профессиональной подготовки Оценки по экзаменам, выполнение квалификационных нормативов Бальные оценки экспертов уровня развития профессионально важных качеств Изучение документов, наблюдение, экспертный опрос
Дисциплина Грубые нарушения, суицид, преступления, трудоспособность в особых условиях Бальные оценки экспертов Ж К И эт к к эК к Изучение документов, наблюдение, экспертный опрос
Коммуникативные способности Реальное проявление коммуникативных способностей в деятельности и общении Бальные оценки экспертов к ^ (и Л о эК К И о о Изучение документов, наблюдение, экспертный опрос
Мотивация Интерес к освоению специальности Бальные оценки экспертов Л т Наблюдение, экспертный опрос
Удовлетворенность подготовкой по специальности Высказывание недовольства, жалобы и т. д. Степень удовлетворенности подготовкой Наблюдение, беседа, опрос
Как доказательство валидности избранного внешнего критерия был проведен анализ корреляционных зависимостей уровня профессиональной подготовленности слушателей по итогам обучения экспертным оценкам компетентных лиц.
Как показал статистический анализ, оценки, полученные на выпускных экзаменах, коррелируют с экспертными оценками командиров подразделений, что доказывает их валидность (табл. 2).
Исследование показало, что успешность профессионального обучения как элемент структуры, зависит не только от уровня развития специальных профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков, но и от профессиональной направленности личности. И в этом смысле показатели внешнего критерия были выбраны с тем расчетом, чтобы они наиболее полно и адекватно отвечали структуре профессиональной успешности пожарного спасателя. Так, например, оценивая уровень развития профессиональной мотивации, экспертам было
предложено оценить и «интерес к выполняемой деятельности, к специальности», который можно рассматривать как проявление мотивации к освоению специальности.
Таблица 2
Корреляционные зависимости успешности профессиональной деятельности и экспертных оценок
2 Экспертные оценки
к (О Е Й И П Дисциплина Коммуникативные способности Уровень профессиональной подготовки Средняя экспертная оценка
Экзамены - 0,47 0,55 0,53 0,74
Текущие оценки 0,46 0,41 0,39 0,41 0,63
Внутренним критерием были полученные на предыдущем этапе исследований эмпирические показатели индивидуально - психологических качеств успешного пожарного спасателя.
Эффективность полученных результатов методик оценивалась по предварительным результатам. Этот элемент предусматривал проверку правильности профессиональных прогнозов ранее отобранных лиц на основе данных об их фактической успеваемости в ходе обучения. Предыдущим результатом в нашем случае считалась степень совпадения выводов о профессиональной пригодности, вынесенных в ходе профессионального психологического отбора с показателями внешнего критерия (показатели успеваемости, дисциплины, экспертные оценки) по итогам периода обучения (табл. 3).
Таблица 3
Анализ эффективности прогнозирования успешности профессиональной деятельности (в %)
Прогноз совпал с внешним критерием Розбiжнiсть критерш на 1 категорш Розбiжнiсть критерш на 2 категорй
Оптимальные результаты по методикам 83 11 6
Таким образом, полученные данные отражают возможность при внедрении полученных данных повысить эффективность профессионального психологического отбора и прогноза успешности профессиональной деятельности.
Список использованной литературы
1. Екстремальна психолопя: [тдручник] / [О. П. Свсюков, А. С. Куфлiев-ський, Д. В. Лебедев та ш.]; за ред. О. В. Тiмченка. - К.: ТОВ «Август трейд», 2007. - 502 с.
2. Свсюков О. П. Психолопчне прогнозування професшно! надшносп фахiвцiв аварiйно-рятувальних пiдроздiлiв МНС Укра!ни: автореф. дис. на здо-буття наук. ступеня канд. психол. наук: спец. 19.00.09 „Психолопя дiяльностi в особливих умовах» / О. П. Свсюков. - Харюв, 2007. - 21 с.
3. Корольчук М. С. Теорiя i практика професшного психологiчного вщбо-ру / М. С. Корольчук, В. М. Крайнюк. - Ки!в: Нiка-Центр, 2006. - 536 с.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПОНЯТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
М. Ю. Спичкин
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Конституция Российской Федерации гарантирует права и свободы человека и гражданина, защиту их жизни, здоровья и собственности от преступных посягательств, в том числе, совершаемых общеопасным способом и в результате преступных нарушений противопожарных правил. Подобные нарушения приводят не только к возникновению пожаров, но и способствуют наступлению тяжких последствий. По их тяжести и числу жертв к наиболее опасным преступлениям этой категории относят преступления, связанные с причинением вреда здоровью различной тяжести людям и вреда жизни в результате любого возгорания.
В подавляющем большинстве случаев в основе пожаров лежит нарушение правил пожарной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 года) «О пожарной безопасности» «...пожарная безопасность -это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров» (ст. № 1 вышеуказанного Федерального закона)[1]. «Пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства»[1].
В свою очередь «требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом»[1].
Условно преступления в сфере пожарной безопасности можно разделить на 3 группы [2]:
1. Преступления против пожарной безопасности. Основным непосредственным объектом таких преступлений должна быть пожарная безопасность.