Научная статья на тему 'Проблемы и методы совершенствования качества подготовки специалистов пожарной безопасности'

Проблемы и методы совершенствования качества подготовки специалистов пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пельтихина С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и методы совершенствования качества подготовки специалистов пожарной безопасности»

Список использованной литературы

1. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе/ В. Р. Веснин. - М.: Юрист,1998. - 96с.

2. Ткаченко Т. В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов безопасности жите деятельности средствами информационно-коммуникативных технологий: автореф. дис. канд. пед. Наук: 13.00.04/ Т. В. Ткаченко- Винница. 2009.-24 с.

ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

С. В. Пельтихина, к. п. н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Одной из основных задач стоящих перед профессорско-преподавательским составом вузов ГПС МЧС России, осуществляющих подготовку по специальности «Пожарная безопасность» с квалификацией (степенью) «специалист», является формирование у курсантов ряда профессиональных и профессионально-специализированных компетенций.

Специалисту в области пожарной безопасности нужно усваивать большое количество информации необходимой в практической деятельности пожарно-профилактических работников.

Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО по специальности 280705 «Пожарная безопасность» насчитывает порядка 15 специальных дисциплин, многие из которых базируются на изучении и анализе нормативны документов. Каждая из специальных дисциплин имеет свою логику построения, которая существенно отличается от структуры других предметов [1]. Такая индивидуальная особенность каждого курса позволяет овладеть лишь спецификой изучаемых предметов. Этот подход предполагает, что будущий специалист самостоятельно, в процессе практической работы систематизирует разрозненные знания. Значительным шагом по решению этой проблемы в области предупреждения пожаров стало принятие ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в котором собраны все необходимые требования, до этого разрозненных нормативных документов [2]. В этом направлении значительную работу проделал профессор В. И. Козлачков, который в своих работах уделил большое внимание проблеме систематизации и методам совершенствования профессионального образования [3]. Дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов ПБ связано с использованием инновационных технологий в системе профессионального образования, применение компьютерных программ, позволяющих ускорить обработку необходимой информации. Совершенствование методики преподавания специальных дисциплин основанных на принципах активности и самостоятельности, сотрудничества, индивидуализации и вариативности содержания материала позволит в полной мере осуществлять качественную подготовку специалистов.

Принцип активности и самостоятельности предполагает инициативность курсантов, самостоятельную деятельность по подготовке к противопожарной профилактике;

- индивидуализации предполагает такую организацию аудиторной и внеаудиторной работы, которая учитывает индивидуальные особенности курсантов позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям знаний и умений;

- сотрудничества реализуется через развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности курсантов и преподавателей, а также уважения, доверия к личности, с предоставлением курсанту возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат;

- вариативности содержания материала, учитывающего уровень готовности курсантов к работе в области противопожарной профилактики;

- интегративности предполагает, что формирование готовности курсантов к профилактике пожаров происходит как в учебной, так и во внеучебной деятельности, в ходе прохождения практики и стажировки;

Развитие у будущих специалистов необходимых знаний, умений и навыков для компетентного решения всех стоящих перед ним задач, одна из основных целей педагогического коллектива, и вуза в целом.

Список использованной литературы

1. ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки (специальности) 280705. [Электронный ресурс: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm/12-1.pdf.].

2. ФЗ Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». [Электронный ресурс: base. garant. ru/12161584.]

3. Козлачков В. И. Проблемы и методы совершенствования подготовки пожарно-профилактических работников (комплексный подход) - Минск.: «Полымя», 1991. - 200 с.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПОДХОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОТБОРЕ

НА СЛУЖБУ В ГСЧС

А. Ю. Побидаш, к. психол. н.

Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков

Анализ условий профессиональной деятельности пожарного-спасателя и особенностей ее влияния на психическое состояние, личностные качества доказал несовершенство системы профессионального психологического отбора, психологического обеспечения и психологического сопровождения деятельно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.