Список использованной литературы
1. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе/ В. Р. Веснин. - М.: Юрист,1998. - 96с.
2. Ткаченко Т. В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов безопасности жите деятельности средствами информационно-коммуникативных технологий: автореф. дис. канд. пед. Наук: 13.00.04/ Т. В. Ткаченко- Винница. 2009.-24 с.
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
С. В. Пельтихина, к. п. н.
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Одной из основных задач стоящих перед профессорско-преподавательским составом вузов ГПС МЧС России, осуществляющих подготовку по специальности «Пожарная безопасность» с квалификацией (степенью) «специалист», является формирование у курсантов ряда профессиональных и профессионально-специализированных компетенций.
Специалисту в области пожарной безопасности нужно усваивать большое количество информации необходимой в практической деятельности пожарно-профилактических работников.
Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО по специальности 280705 «Пожарная безопасность» насчитывает порядка 15 специальных дисциплин, многие из которых базируются на изучении и анализе нормативны документов. Каждая из специальных дисциплин имеет свою логику построения, которая существенно отличается от структуры других предметов [1]. Такая индивидуальная особенность каждого курса позволяет овладеть лишь спецификой изучаемых предметов. Этот подход предполагает, что будущий специалист самостоятельно, в процессе практической работы систематизирует разрозненные знания. Значительным шагом по решению этой проблемы в области предупреждения пожаров стало принятие ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в котором собраны все необходимые требования, до этого разрозненных нормативных документов [2]. В этом направлении значительную работу проделал профессор В. И. Козлачков, который в своих работах уделил большое внимание проблеме систематизации и методам совершенствования профессионального образования [3]. Дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов ПБ связано с использованием инновационных технологий в системе профессионального образования, применение компьютерных программ, позволяющих ускорить обработку необходимой информации. Совершенствование методики преподавания специальных дисциплин основанных на принципах активности и самостоятельности, сотрудничества, индивидуализации и вариативности содержания материала позволит в полной мере осуществлять качественную подготовку специалистов.
Принцип активности и самостоятельности предполагает инициативность курсантов, самостоятельную деятельность по подготовке к противопожарной профилактике;
- индивидуализации предполагает такую организацию аудиторной и внеаудиторной работы, которая учитывает индивидуальные особенности курсантов позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям знаний и умений;
- сотрудничества реализуется через развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности курсантов и преподавателей, а также уважения, доверия к личности, с предоставлением курсанту возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат;
- вариативности содержания материала, учитывающего уровень готовности курсантов к работе в области противопожарной профилактики;
- интегративности предполагает, что формирование готовности курсантов к профилактике пожаров происходит как в учебной, так и во внеучебной деятельности, в ходе прохождения практики и стажировки;
Развитие у будущих специалистов необходимых знаний, умений и навыков для компетентного решения всех стоящих перед ним задач, одна из основных целей педагогического коллектива, и вуза в целом.
Список использованной литературы
1. ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки (специальности) 280705. [Электронный ресурс: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm/12-1.pdf.].
2. ФЗ Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». [Электронный ресурс: base. garant. ru/12161584.]
3. Козлачков В. И. Проблемы и методы совершенствования подготовки пожарно-профилактических работников (комплексный подход) - Минск.: «Полымя», 1991. - 200 с.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПОДХОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОТБОРЕ
НА СЛУЖБУ В ГСЧС
А. Ю. Побидаш, к. психол. н.
Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков
Анализ условий профессиональной деятельности пожарного-спасателя и особенностей ее влияния на психическое состояние, личностные качества доказал несовершенство системы профессионального психологического отбора, психологического обеспечения и психологического сопровождения деятельно-