Научная статья на тему 'Формирование правовой компетентности учащихся высших учебных заведений'

Формирование правовой компетентности учащихся высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пасинчук К. М., Ротар В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой компетентности учащихся высших учебных заведений»

2. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М.: Юрид. лит., 1966. - 187 с.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации: № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (ред. от 23 июля 2013 г.) - Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

4. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (ред. 21 ноября 2011 г. с изм. 30 декабря 2012г.) - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О порядке отбора граждан на службу (работу) в Федеральную противопожарную службу: приказ МЧС РФ № 626 от 11 ноября 2009 г. (ред. от 06 декабря 2012 г.) - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: приказ МЧС России от 3 ноября 2011 г. № 668 - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Лоцманенко С. Б. Правовое регулирование прохождения службы в системе федеральной противопожарной службы МЧС России: дис. ... канд. юрид. наук / С. Б. Лоцманенко. - Санкт-Петербург, 2009.- 160 с.

8. Миронов В. Правовое заключение по защите права на получение вознаграждения за труд после отказа в иске судом первой инстанции // Трудовое право. - 2010. - № 6.

9. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. 02 июля 2013 г.) - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

К. М. Пасинчук В. Б. Ротар

Академия пожарной безопасности им. Героев Чернобыля, г. Черкассы

Важная цель модернизации содержания образования - формирование социально адаптированной личности. Для решения этой задачи учебному заведению необходимо включить в содержание образования четыре структурных элемента: опыт познавательной деятельности (знания), опыт осуществления известных способов деятельности (умение действовать по образцу), опыт творческой деятельности (умение применять эффективные решения в проблемных ситуациях), опыт осуществления эмоционально ценностных отноше-

ний (личностная ориентация). С помощью освоения этих структурных элементов у учащихся формируются способности осуществлять сложные виды действия, которые в современной педагогической литературе часто называют компетентностями.

Праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. Знакомство в рамках образовательного процесса с правовыми ситуациями как ситуациями выбора, анализ позиций и действий человека, являющегося их субъектом, создаёт условия для личностного самоопределения - для поиска ответа на вопрос: «Кто я, чего я хочу?».

Правовое регулирование охватывает все сферы жизни общества. Действующий в обществе человек оказывается субъектом многих типов правовых отношений - гражданских, административных, трудовых, семейных и т. д. Использование в обучении соответствующего правового материала способствует формированию представления о себе. В формировании у будущих граждан ключевых компетенций особое внимание уделяется социальной адаптации учащихся, их включению в общественную жизнь, выработке активной гражданской позиции.

Современное общество все больше осознает свою зависимость от качества правового образования, так как уровень и система юридических знаний существенно влияют на эффективность деятельности человека в социуме.

Правовая компетентность может быть определена как совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами. Правовая компетентность человека предполагает:

- знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;

- умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;

- способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию;

- определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации;

- умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;

- готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем.

Таким образом, в структуре правовой компетентности четко выделяются три компонента - когнитивный, деятельностный и мотивационный. Они и определяют конкретные условия формирования правовой компетентности.

Список использованной литературы

1. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе/ В. Р. Веснин. - М.: Юрист,1998. - 96с.

2. Ткаченко Т. В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов безопасности жите деятельности средствами информационно-коммуникативных технологий: автореф. дис. канд. пед. Наук: 13.00.04/ Т. В. Ткаченко- Винница. 2009.-24 с.

ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

С. В. Пельтихина, к. п. н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Одной из основных задач стоящих перед профессорско-преподавательским составом вузов ГПС МЧС России, осуществляющих подготовку по специальности «Пожарная безопасность» с квалификацией (степенью) «специалист», является формирование у курсантов ряда профессиональных и профессионально-специализированных компетенций.

Специалисту в области пожарной безопасности нужно усваивать большое количество информации необходимой в практической деятельности пожарно-профилактических работников.

Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО по специальности 280705 «Пожарная безопасность» насчитывает порядка 15 специальных дисциплин, многие из которых базируются на изучении и анализе нормативны документов. Каждая из специальных дисциплин имеет свою логику построения, которая существенно отличается от структуры других предметов [1]. Такая индивидуальная особенность каждого курса позволяет овладеть лишь спецификой изучаемых предметов. Этот подход предполагает, что будущий специалист самостоятельно, в процессе практической работы систематизирует разрозненные знания. Значительным шагом по решению этой проблемы в области предупреждения пожаров стало принятие ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в котором собраны все необходимые требования, до этого разрозненных нормативных документов [2]. В этом направлении значительную работу проделал профессор В. И. Козлачков, который в своих работах уделил большое внимание проблеме систематизации и методам совершенствования профессионального образования [3]. Дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов ПБ связано с использованием инновационных технологий в системе профессионального образования, применение компьютерных программ, позволяющих ускорить обработку необходимой информации. Совершенствование методики преподавания специальных дисциплин основанных на принципах активности и самостоятельности, сотрудничества, индивидуализации и вариативности содержания материала позволит в полной мере осуществлять качественную подготовку специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.