Научная статья на тему 'Правовое регулирование приема на службу в органы ГПС МЧС России'

Правовое регулирование приема на службу в органы ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1296
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование приема на службу в органы ГПС МЧС России»

(<0,05). Экспериментальная группа по всем предметам превзошла контрольную. В контрольной группе тоже отмечается рост успеваемости, но он не так динамичен и намного скромнее.

Рассмотренная нами динамика успеваемости по учебным дисциплинам, изучаемым на 1 курсе, позволяет сделать вывод о существенном, статистически достоверном влиянии профессионально-адаптационной физической подготовки на улучшение усвоения учебного материала и соответственно успеваемости курсантов.

Список использованной литературы

1. Ипполитов В. В. Цель и задачи профессионально-адаптационной физической подготовки курсантов вузов МЧС России / В. В. Ипполитов, Б. В. Кузнецов, В. А. Сморчков // III Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Пожарная безопасность: проблемы и перспективы». - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2012. - С. 90-93.

2. Кузнецов Б. В. Влияние профессионально-адаптационной физической подготовки на развитие и совершенствование физических качеств курсантов вузов МЧС России / Б. В. Кузнецов, Г. Р. Гостев // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 6(42). - С.53-56.

3. Кузнецов Б. В. Содержание профессионально-адаптационной физической подготовки / Б. В. Кузнецов, С. Н. Шуткин, В. А. Сморчков // III Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Пожарная безопасность: проблемы и перспективы». - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2012. - С.93-98.

4. Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях ВПО МЧС России (Утверждены зам. министра МЧС РФ А. П. Чуприяном 31.08.2011г.). - М.: ДКП МЧС России, 2011. - 61с.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИЕМА НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ГПС МЧС РОССИИ

И. С. Малышева, к. юр. н.

С. А. Шуткина, к. юр. н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Качество обеспечения безопасности личности общества и государства определяются не только адекватностью организационных форм и состоянием материально-технической базы организации, но и в значительной степени наличием квалифицированных сотрудников, обладающих специализированными знаниями. Именно поэтому кадровая политика организации на всех этапах должна носить постоянный характер, являясь залогом стабильности и успешного развития.

В настоящее время вопросам формирования кадрового потенциала в структуре ГПС МЧС России уделяется достаточное пристальное внимание, так как именно от удачно сформированного штата зависит быстрота и эффективность решения поставленных перед организацией задач.

Формирование кадров в системе ГПС МЧС России осуществляется за счет внутренних и (или) внешних источников комплектования кадров. Внутренние источники обеспечивают поиск персонала внутри организации, т. е. комплектование штата происходит за счет заполнения вакансий собственными сотрудниками организации. Внешние источники обеспечивают поиск людей, способных работать в организации, но не работающих в ней в настоящий момент, т. е. комплектование штата происходит за счет вновь принимаемых сотрудников, имеющих опыт работы в других организациях.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»[1] личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя:

- лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудников);

- военнослужащих федеральной противопожарной службы;

- лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работников).

Наличие в аппарате ГПС МЧС России неоднородного кадрового состава

(служащие, военнослужащие, работники) позволяет говорить о наличии сложного и многогранного процесса правового регулирования, требующего постоянного мониторинга законодательной базы, а также совершенствования ведомственной нормативной базы МЧС России по вопросам работы с кадрами.

В рамках данной статьи мы остановимся только лишь на правовом регулировании приема на службу сотрудников органов ГПС МЧС России.

Правовое регулирование - это осуществляемая с помощью системы юридических средств и приемов деятельность субъектов права в целях упорядочения общественных отношений и их прогрессивного развития. Регулируя поведение, право тем самым регулирует и те отношения, в которых находятся субъекты, обладающие правами и обязанностями. Правовое регулирование всегда вводит фактические отношения в определенные рамки, упорядочивает, стабилизирует, ставит их под защиту государства [2].

Правовое регулирование приема на службу сотрудников органов ГПС МЧС России представляет собой систему юридических средств и приемов, направленных на упорядочение отношений связанных с отбором кандидатов на службу и оформлением служебно-трудовых отношений с ними.

Правовое регулирование приема на службу сотрудников органов ГПС МЧС России в силу объективных причин имеет свои определенные особенности. Эти особенности находят отражение в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих профессиональную служебную деятельность. Так, вопросы поступления на службу в органы ГПС МЧС России регулируются: Трудовым кодексом РФ, постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах

внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», приказом МЧС РФ № 626 от 11 ноября 2009 г. «О порядке отбора граждан на службу (работу) в Федеральную противопожарную службу», приказом МЧС России от 3 ноября 2011 г. № 668 «Об утверждении инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»[3,4,5,6].

Из перечисленных нормативных правовых актов наиболее спорный, неоднозначный вопрос вызывает Трудовой кодекс РФ. Одни авторы утверждают, что положения трудового кодекса РФ не распространяется на сотрудников органов ГПС МЧС России, поскольку они устраиваются и проходят службу на основе норм административного права [7]. Другие, напротив, акцентируют внимание, что служба в органах ГПС МЧС России является специфическим видом службы, регулируемой нормами как административного, так и трудового права [8]. Такое расхождение мнений стало возможным в связи с тем, что ни в одном действующем нормативном правовом акте, регулирующем порядок прохождения службы в органах ГПС МЧС России трудовое законодательство не указывается в качестве правовой основы службы.

Вместе с тем, юридическая практика постоянно заставляет искать ответ на вопрос: из принципов какой отрасли права следует исходить и какие нормативно-правовые акты надлежит применять при рассмотрении споров, вытекающих из предшествующих служебно-трудовым отношениям (прием на службу), и из непосредственно действующих служебно-трудовых отношений сотрудников органов ГПС МЧС России.

Исходя из положений законодательства, можно сделать вывод, что Трудовой кодекс РФ регулирует как предшествующие служебно-трудовые отношения, так и непосредственно действующие служебно-трудовые отношения сотрудников органов ГПС МЧС России. Так, в статье 11 Трудового кодекса сказано, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном Трудовым кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

- военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

- члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

- лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

- другие лица, если это установлено федеральным законом.

Со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что сотрудники ГПС МЧС России не являются ни одной из вышеуказанных категорий.

Также, положения закона РФ «О пожарной безопасности»[1], Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации [4], положения какого-либо другой нормативного акта не содержат норм права о том, что на канди-

датов для поступления на службу и на сотрудников ГПС МЧС России не распространяются трудовое законодательство и нормы трудового права. Таким образом, поступление на службу в органы ГПС МЧС России регулируется нормами трудового и административного права.

Анализируя законодательство о порядке приема на службу в органы ГПС МЧС России, можно выделить следующие этапы:

1. Выявление кандидата на службу.

2. Изучение кандидатов для поступления на службу.

2.1. Предварительное изучение.

2.2. Медицинское освидетельствование.

2.3. Психофизиологическое освидетельствование.

2.4. Изучение предоставленных сведений.

3. Оценка результатов и принятие решения о приеме (отказе в приеме) кандидата на службу.

Основными способами, позволяющими выявить кандидатов на службу являются:

- информирование населения о порядке приема на службу (работу) в федеральную противопожарную службу и условиях службы (работы);

- профессионально-ориентационные мероприятия с населением по вопросам службы (работы) в федеральной противопожарной службе;

- непосредственный поиск кандидатов;

- первоначальные разъяснительные собеседования (консультации) с кандидатом.

На службу в органы ГПС МЧС России принимаются граждане РФ в добровольном порядке, годные по состоянию здоровья, с учетом деловых, личных, нравственных качеств, в возрасте не моложе 18 лет и не старше 40 лет, с соответствующим образованием, владеющие государственным языком (ст. 8 Положения о службе в органах внутренних дел).

Необходимо обратить внимание, что хотя в Положении прямо не установлена норма, что кандидаты должны обязательно владеть русским языком, но данное положение логически можно вывести исходя из положений ст. 12 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» которой установлено что, на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации [9]. В соответствии же со ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории России является русский.

Приём граждан на службу осуществляется независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

В соответствии с разделом III Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в федеральную противопожарную службу государственной противопожарной службы кандидат, самостоятельно обратившийся по вопросу приема на службу (работу), направляется для предварительного изучения к ру-

ководителю структурного подразделения организации ГПС МЧС России, в котором возможно его трудоустройство.

Кандидат подает заявление, заполняет анкету, пишет автобиографию.

Руководитель структурного подразделения организации ГПС МЧС России, в котором предполагается использовать кандидата, лично проводит с ним первоначальное собеседование, в ходе которого выясняет достоверность полученных в процессе предварительного изучения данных, мотивы поступления на службу (работу), разъясняет характер предстоящей работы.

В процессе предварительного изучения кандидата при необходимости проводится беседа с родителями, женой (мужем) кандидата. Обращается внимание кандидата и его родственников на характер будущей работы, условия службы (работы) в организации МЧС России в целом и в конкретном структурном подразделении. Они наряду с кандидатом информируются о гарантиях и компенсациях, установленных законодательством для сотрудников (работников) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

В случае принятия по итогам беседы решения о продолжении предварительного изучения кандидата ему предлагается представить в кадровую службу организации МЧС России:

- паспорт;

- трудовую книжку (за исключением поступающих на работу впервые, работающих на момент изучения по трудовому договору, а также для принимаемых на работу на условиях совместительства);

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (за исключением поступающих на работу впервые);

- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

- для кандидатов на службу или работу по должностям, требующим специальных знаний или специальной подготовки, - документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.

Кандидатом могут быть представлены письменные рекомендации о возможности его службы (работы) в федеральной противопожарной службе, характеристика с последнего места работы и иные характеризующие его документы.

Проверка представленных кандидатом документов организуется кадровой службой в установленном порядке.

Кадровая служба, получив указание руководителя организации ГПС МЧС России, имеющего право назначения на должность, о продолжении изучения кандидата на службу, направляет его на медицинское освидетельствование, психофизиологическое обследование, организует проверку сведений, представленных кандидатом, в целях выявления ограничений в приеме на службу (работу), проверку по учетам.

Медицинское освидетельствование кандидата проводится с целью определения его годности по состоянию здоровья к службе в организациях МЧС России и виду деятельности (в конкретной должности, по специальности) военно-врачебными комиссиями в порядке, определенном Инструкцией «О порядке

проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденной приказом МВД России от 14 июля 2010 № 523 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 ноября 2010 г., регистрационный № 18929).

Гражданин не может быть принят на службу в органы ГПС и находиться на службе в этих органах в следующих случаях (ст. 9 Положению о службе в органах внутренних дел):

- не отвечает вышеперечисленным требованиям;

- признан недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в силу решением суда;

- имел или имеет судимость;

- не подлежит уголовному преследованию за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

Сотрудникам органов ГПС МЧС России, состоящим между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), не разрешается проходить службу в одном и том же органе ГПС МЧС России, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

При отсутствии сведений, препятствующих приему кандидата на службу, а также признания его военно-врачебной комиссией годным к этой службе кандидат пишет заявление о приеме на службу.

Прием на службу граждан на должности рядового и начальствующего состава осуществляется:

а) путем заключения контрактов;

б) по конкурсу;

в) посредством назначения на должность.

Прием кандидатов на службу, в том числе ранее проходивших службу в МЧС России, а также офицеров запаса, оформляется приказами руководителей согласно их компетенции, с учетом требований статей 8, 9, 9.1, 59 Положения о службе в органах внутренних дел.

Приказ о приеме на службу, назначении на должность объявляется сотруднику под роспись не позднее трех дней с момента его поступления в организацию ГПС МЧС России.

Таким образом, прием на службу в органы ГПС МЧС России является формально определенной процессуальной деятельностью, регламентированной нормами как трудового, так и административного права.

Список использованной литературы

1. О пожарной безопасности: фед. закон № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. (ред. от 02 июля 2013 г.) - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М.: Юрид. лит., 1966. - 187 с.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации: № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (ред. от 23 июля 2013 г.) - Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

4. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (ред. 21 ноября 2011 г. с изм. 30 декабря 2012г.) - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О порядке отбора граждан на службу (работу) в Федеральную противопожарную службу: приказ МЧС РФ № 626 от 11 ноября 2009 г. (ред. от 06 декабря 2012 г.) - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: приказ МЧС России от 3 ноября 2011 г. № 668 - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Лоцманенко С. Б. Правовое регулирование прохождения службы в системе федеральной противопожарной службы МЧС России: дис. ... канд. юрид. наук / С. Б. Лоцманенко. - Санкт-Петербург, 2009.- 160 с.

8. Миронов В. Правовое заключение по защите права на получение вознаграждения за труд после отказа в иске судом первой инстанции // Трудовое право. - 2010. - № 6.

9. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. 02 июля 2013 г.) - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

К. М. Пасинчук В. Б. Ротар

Академия пожарной безопасности им. Героев Чернобыля, г. Черкассы

Важная цель модернизации содержания образования - формирование социально адаптированной личности. Для решения этой задачи учебному заведению необходимо включить в содержание образования четыре структурных элемента: опыт познавательной деятельности (знания), опыт осуществления известных способов деятельности (умение действовать по образцу), опыт творческой деятельности (умение применять эффективные решения в проблемных ситуациях), опыт осуществления эмоционально ценностных отноше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.