Научная статья на тему 'Актуальные проблемы государственной службы в органах МЧС России'

Актуальные проблемы государственной службы в органах МЧС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1344
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Матвеев С.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы государственной службы в органах МЧС России»

5. Квашнина Г.А. Интеллектуализация управления развитием персонала организации на основе компетенций когнитивного моделирования: монография / Г.А. Квашнина, Е.П. Вялова. Воронеж: ВГТУ, 2008. 128 с.

6. Квашнина Г.А., Мун Я.О., Федянин В.И. Формирование обобщенного портрета лица, работающего в экстремальной ситуации, на основе интеграции диагностических шкал // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2007. Т.3. №2. С. 36-41.

7. Профессиональная надежность персонала опасных профессий: основные задачи мониторинга и оценки / Г.А. Квашнина, Е.П. Вялова, Ю.С. Золототрубова, В.И. Федянин // Обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных, ситуациях: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. -Воронеж: ВГТУ, 2008. Ч. 4. С83-88.

8. Квашнина Г.А. Рациональное управление развитием персонала организации на основе когнитивного динамического моделирования: монография Квашнина. Воронеж: ВГТУ, 2004. 174 с.

9. Квашнина Г.А. Формирование цели и функций подсистемы управления развитием персонала // Управление в социальных и экономических системах: межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: ВГТУ 2003. С. 148-150

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

В ОРГАНАХ МЧС РОССИИ

Матвеев С.П., к.ю.н., доцент, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»1 различают три вида службы: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу. В связи с проводимой в Российской Федерации административной реформой, направленной на модернизацию системы государственного управления в целом, а также на дальнейшее развитие института государственной службы, в юридической науке отмечается возросший исследовательский интерес к проблемам нормативного регулирования государственной службы, обусловленный необходимостью совершенствования ее правовой базы.

Среди других видов государственной службы правоохранительная служба вызывает наибольшее количество вопросов, связанных с рядом обстоятельств. Прежде всего, особенностью правоохранительной службы является то, что она осуществляется исключительно в федеральных государственных органах, службах, учреждениях, находящихся в структуре этих органов. В настоящее время на законодательном уровне не определен перечень правоохранительных органов, в которых осуществляется

1 СЗ РФ. - 2003. - N 22. - Ст. 2063.

правоохранительная служба. Правоохранительную службу можно классифицировать по видам в зависимости от государственного органа, в котором она осуществляется. Исходя из данного критерия, выделяют службу в органах, учреждениях, службах: Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России), Прокуратуры Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной миграционной службы (ФМС России), Федеральной службы исполнения наказаний (ВСИН России), Федеральной службы судебных приставов (ФССП России), Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Федеральной таможенной службы (ФТС России), Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации (ГФС России). Указанные федеральные органы и службы осуществляют специальные государственные функции в области правоохранительной деятельности. Термин "правоохранительная деятельность" следует отличать от понятия "правоохранительная служба". Правоохранительную службу проходят конкретные физические лица, замещающие должности данной службы и являющиеся служащими правоохранительной службы. Правоохранительной деятельностью в широком понимании данного термина могут заниматься государственные органы специальной компетенции, иные органы публичного управления, негосударственные организации в рамках предоставленных им прав. В связи с этим необходимо обратить внимание на специфику правоохранительной деятельности государственных правоохранительных органов, которая в отличие от иных субъектов правоохранительной деятельности является, во-первых, административно-правовой, во-вторых, осуществляется в рамках реализации контрольно-надзорных функций и функций государственного принуждения.

Исходя из критериальных особенностей, служба в Государственной противопожарной службе МЧС России относится к правоохранительной службе.

Процесс прохождения службы в Государственной противопожарной службе МЧС России регулируется целым рядом нормативных актов. Это объясняется спецификой данного вида государственной службы, особенностями задач, которые поставлены перед подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России.

К числу нормативных актов, составляющих правовую основу службы в Государственной противопожарной службе МЧС России относится, в том числе, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В момент принятия в 1992 году указанное Положение распространялось на сотрудников органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в Государственной противопожарной службе МЧС России, сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. С принятием Федерального закона «О

службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормы Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел практически утратили правовое значение. Вместе с тем, применительно к сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России, рассматриваемое Положение продолжает действовать на основании Федерального закона от 25 июля 2002 №116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности "2, в статье 40 которого закреплено, что до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, на уровне законодателя еще в 2002 году была поставлена задача подготовки специального закона, направленного на регулирование службы в Государственной противопожарной службе МЧС России. При этом следует отметить, что в настоящий момент уже приняты федеральные законы, регулирующие службу в таможенных органах, военную службу, государственную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел. Соответственно закономерно констатировать явное отставание нормативного регулирования службы в Государственной противопожарной службе МЧС России от процесса совершенствования законодательства в рамках единой системы государственной службы.

С момента принятия Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации прошло 20 лет. Положение разрабатывалось еще в период плановой государственной экономики, с учетом действующего в тот момент трудового законодательства. За прошедший период в стране произошли значительные социально-политические изменения, трансформировались принципы взаимодействия государства и

гражданского общества. Наряду с этим правоприменительная практика выявила ряд проблем, связанных с реализацией отдельных норм Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Так, в специальной литературе отмечается проблемы реализации норм института приема на службу в Государственную противопожарную службу МЧС России. Как известно, подзаконные акты принимаются с целью развития и детализации законов. Для этой же цели принимаются приказы и инструкции. При этом требуется абсолютная корреляция нормативных актов.

Обратный пример можно обнаружить при сравнении норм Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Инструкции о

2 СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3033.

порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от 3 ноября 2011 года № 668. Как видно из текста п.15 названной Инструкции на службу в ФПС ГПС принимаются граждане Российской Федерации в соответствии со статьями 1, 8, 9, 9.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Однако, буквальный текст статьи 8 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, во-первых, регламентирует порядок приема на службу в органы внутренних дел, во-вторых, возраст приема на службу в органы внутренних дел — 18 лет, не соответствует возрасту, установленному для приема на службу в ФПС ГПС. Как известно, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в Государственную противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы.

Таким образом, бланкетный характер Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в приведенном примере явно неудачен, что вызывает необходимость детального анализа правовой базы, регламентирующей службу в ФПС ГПС.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Усков В.М., д.м.н., профессор, ВГТУ, г. Воронеж, Теслинов И.В.,Летникова К.Б. - клинический ординатор, ВГМА им.

Н.Н. Бурденко, г. Воронеж,Квашнина Г.А., к.т.н., доцент, ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних. В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и "грамотно ссориться", преподаватели изучают, как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Обычно педагогика определяется как наука о законах образования и воспитания, поэтому предметом педагогики является воспитание в широком смысле, т.е. формирование личности, или педагогический процесс, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.