Научная статья на тему 'Условия качественной подготовки специалистов в институте ГПС МЧС России'

Условия качественной подготовки специалистов в институте ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ипполитов В.В., Кузнецов Б.В., Шуткин С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия качественной подготовки специалистов в институте ГПС МЧС России»

УСЛОВИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ИНСТИТУТЕ ГПС МЧС РОССИИ

В. В. Ипполитов Б. В. Кузнецов С. Н. Шуткин, к. п. н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Общая положительная оценка функционирования системы подготовки кадров для МЧС России не исключает наличия определенных резервов для ее совершенствования и развития. Одним из ведущих условий качественной подготовки специалистов в институте ГПС МЧС России является профессионально-педагогическое обеспечение образовательного процесса. Анализ актуальной психолого-педагогической литературы обозначил малоизученность, неразработанность данного вопроса и позволил рассмотреть профессионально-педагогическое обеспечение образовательного процесса в институте ГПС МЧС России как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов профессионально-образовательного процесса, обеспечивающих требуемый уровень подготовки курсантов.

На этапе констатирующего эксперимента было проанализировано состояние информационного, методического, научно-исследовательского, социально-психологического, кадрового, материально-технического компонентов профессионально-педагогического процесса института, которое выявило, что в профессиональной подготовке курсантов института в практической деятельности используются лишь отдельные компоненты профессионально-педагогического процесса обучения. Это отличается фрагментарностью, нестабильностью, не имеет системного характера и, как следствие, не в полной мере способствует качественной профессиональной подготовке курсантов к трудовой деятельности.

В качестве показателей оценки эффективности внедрения методики в процесс профессиональной подготовки курсантов института, работающего в режиме эксперимента по выполнению программы качественной профессиональной подготовки выпускников к трудовой деятельности были определены следующие показатели:

- изменения в профессиональных достижениях курсантов (количественные показатели усвоения учебной программы, ответственное отношение к служебным обязанностям, показатели личностного профессионального роста);

- качество учебного плана и учебных программ (соответствие учебного плана требованиям, предъявляемым к специалистам противопожарной службы, наличие межпредметных связей, полноту обеспеченности учебного плана в научно-методическом, кадровом, материально-техническом аспектах);

- эффективность работы педагогического коллектива как руководящего и направляющего звена, компетентность педагогов (понимание ими целей и задач профессиональной подготовки, стремление руководителей занятий к профессиональному успеху, к обновлённой системе работы, стремление к

повышению квалификации, систематическое повышение знаний по предмету, методике и психологии, умение грамотно ставить заданную цель и добиваться её выполнения);

- влияние пожарно-строевой подготовки, как основы профессионального становления курсантов. Соответствие будущих руководителей тушения пожаров требуемому уровню подготовки профессиональных пожарных.

- эффективность предлагаемых мероприятий изменения структуры практического занятия в пожарно-строевой подготовке курсантов.

Исходя из данного подхода к оценке профессиональной подготовки курсантов института, была выстроена логика экспериментального исследования. Нами были определены три этапа достижения поставленной цели исследования: формирующий эксперимент, констатирующий и заключительный эксперименты.

На этапе формирующего эксперимента были предприняты усилия по научно-теоретическому исследованию проблем информационного обеспечения профессионально-педагогического процесса подготовки курсантов института и практическому внедрению результатов направленных на качественную подготовку к профессиональной деятельности.

Обзор и осмысление практики работы пожарной охраны показал, что в процессе пожаротушения выделяется несколько ключевых основ, на которых мы постарались классифицировать разновидности организационно - управленческой информации образовательного учреждения. Результатом этого исследования явилось создание усовершенствованной информационной базы института. Было проведено исследование, результаты обобщены, доложены на заседаниях кафедральных комиссий, внедрены в практику работы кафедры ПСП и библиотеки института. С целью систематизации информационного обеспечения администрации, преподавателей, курсантов на этапе формирующего эксперимента были выделены и успешно апробированы следующие составляющие информационной базы:

- основная;

- подготовительная;

- специализированная;

- дополнительная.

В основной составляющей информационной базы были выделены виды обязательной документации - директивная, организационно-управленческая, нормативная, отчетная.

Блок директивной документации мы подразделили на: приказы и распоряжения министерства по ЧС, Государственный стандарт образовательной деятельности института, устав института, указания по организации противопожарной службы с курсантами института, должностные и служебные обязанности руководящего звена, профессорско-преподавательского состава, курсантов и слушателей ВИ ГПС МЧС России.

В блок организационно-управленческой документации вошли: план работы института, рабочие программы кафедр, планы-графики прохождения учеб-

ных дисциплин, почасовое распределение преподавателей по учебным дисциплинам, расписание занятий основной и факультативной формам обучения, графики заступления во внутренний наряд.

В блок нормативной документации нами включены: нормы и требования к качеству преподаваемых учебных дисциплин, формы оценки итоговых знаний курсантов, методы организации контрольных испытаний, графики сдачи семестровых, годовых, Государственных экзаменов, количество и периодичность контрольных проверок качества преподаваемых учебных дисциплин.

В блоке отчетной документации были отражены: разновидности итоговых документов по специфике содержания, цели использования, направлению движения и назначению информации, периодичности возникновения, срокам представления, срокам действия. Так, по периодичности информация была разделена на ежеквартальную, по итогам семестров, за календарный или учебный год. По срокам представления - к определенной дате, промежуточную, итоговую. По срокам действия - краткосрочную и долгосрочную.

В подготовительной составляющей мы объединили информацию по цели использования и подразделили на два ориентира для курсантов: «должен знать», «должен уметь».

В блок информации по ориентиру «должен знать» вошли: учебники по учебным дисциплинам, учебно-методические пособия по реализации программного материала, методические рекомендации для самостоятельной подготовки к учебным занятиям, учебно-методические комплексы фондовых лекций, профессионально-прикладная литература.

В блок информации по ориентиру «должен уметь» вошли: комплексы обязательно выполняемых мероприятий по введению в оперативную обстановку чрезвычайных ситуаций, действия по командам «Сбор!», «Тревога!», «Пожар!», комплексы сдачи контрольных практических нормативов, памятка сотруднику противопожарной службы по оказанию пострадавшему первой доврачебной помощи.

Специализированная составляющая информационной базы была введена впервые в практику работы учебного заведения. Она характеризуется следующими блоками информации, формирующими знания курсантов, такими, как чрезвычайная и справочная.

В блок чрезвычайной информации по специфике содержания мы включили:

- сведения о наиболее часто встречающихся в практике пожаротушения чрезвычайных ситуациях;

- присутствие экстремальных моментов воздействия, трудностей при достижении положительного результата в решении поставленной задачи;

- наличие определяющего человеческого фактора;

- отказ техники и пожарно-технического вооружения;

- нарушений техники безопасности, случаев гибели людей и личного состава пожарного караула;

- характеристика временных отрезков от принятия оперативного решения до полной ликвидации чрезвычайной ситуации.

В блоке справочной информации мы выделяем: распространённые в практике пожаротушения пути решения поставленных задач, нестандартные подходы к ликвидации чрезвычайных ситуаций, обобщённый опыт ведущих специалистов в области пожаротушения, эффективные способы исключения экстремальных ситуаций в трудовой деятельности.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ СВОЙСТВ КОМПЛЕКСООБРАЗУЮЩИХ СОРБЕНТОВ

А. А. Гапеев А. М. Чуйков, к. т. н.

А. В. Мещеряков, доцент, к. т. н.

М. В. Мамонтов, к. т. н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, Воронеж

Ионообменники нашли широкое применение в промышленности и научных исследованиях, с их использованием решаются разнообразные задачи — умягчение и деминерализация воды, удаление электролитов из различных сред, очистка, аминокислот, антибиотиков, выделение веществ из растворов и газовоздушных сред, выделение ценных или вредных веществ из сбросовых растворов различных производств, разделение смесей близких по свойствам веществ.

С помощью ионного обмена можно решить большинство задач разделения смесей, вплоть до разделения изотопов, в большинстве случаев это оказывается неоправданно дорого. Сами селективные ионообменники оказались слишком дорогими, а при их использовании требовались очень большие количества вспомогательных реактивов для вытеснения сорбированных ионов и регенерации. В результате, как указали в начале 1990 годов авторы обзора [1], из великого множества синтезированных хелатообразующих ионообменных материалов, в западных странах в промышленном масштабе выпускались и использовались лишь несколько. Эти авторы среди таких сорбентов указали лишь четыре - ионообменники с иминодиацетатными и тиольными группами, а также ионообменники с аминофосфоновыми группами и амидоксимными группами. Сорбенты с аминофосфоновыми группами проявляют очень высокую селективность к ионам металлов, способным образовывать комплексы, в концентрированных растворах солей щелочных металлов и поэтому нашли очень широкое применение для глубокой очистки рассолов, а также для решения широкого круга других задач.

В начале 1970-х годов появились сообщения о принципиально новом типе матрицы на основе сшитого полистирола - так называемом сверхсшитом полистироле, предложенном В. А. Даванковым, С. Б. Рогожиным и М. П. Цюрупой в Институте элементорганических соединений АН СССР [2 - 4]. Настоящую известность новый тип матриц приобрел уже в 1990-х годах, когда компания Ри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.