Научная статья на тему 'Информационное обеспечение профессионально-педагогического процесса подготовки специалиста ГПС МЧС России'

Информационное обеспечение профессионально-педагогического процесса подготовки специалиста ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение профессионально-педагогического процесса подготовки специалиста ГПС МЧС России»

8. Использование сверхсшитых полистирольных сорбентов для очистки технологических растворов сульфата аммония производства капролактама / Павлова Л. А. и [др.] // Сорбционные и хроматографические процессы. - 2009. -Т. 9, вып. 1. - С. 89-98.

9. Херинг, Р. Хелатообразующие ионообменники / Р. Херинг. - Москва: Мир, 1971. - 280 с.

10. R. Millar // Chem. Ind. - 1957. - S. 602-612.

11. Мясоедова, Г. В. Хелатообразующие сорбенты / Г. В. Мясоедова, С. Б. Саввин. - Москва: Наука, 1984. - 173 с.

12. Сравнение сорбционных свойств пористых полистирольных сорбентов различного типа / Л. Д. Белякова, А. М. Волощук, Л. М. Воробьев, Э. Кур-банбеков, О. Г. Ларионов, М. П. Цюрупа, Л. А. Павлова, В. А. Даванков // Журнал физической химии. - 2002. - Т. 76, № 9. - С. 1674-1681.

13. Иониты: номенклатурный каталог. - Черкассы, 1980. - 32 с.

14. Салдадзе, К. И. Комплексообразующие иониты / К. И. Салдадзе, В. Д. Копылова-Валова. - Москва: Химия, 1980. - 336 с.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ГПС МЧС РОССИИ

В. В. Ипполитов Б. В. Кузнецов С. Н. Шуткин, к. п. н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Рост профессионального сознания курсантов, осмысление значимости выбранной профессии, повышение личной ответственности за качественную профессиональную подготовку к трудовой деятельности, самостоятельное развитие невозможно без качественной информационной базы.

Эксперимент подтвердил зависимость роста профессиональной готовности курсантов к трудовой деятельности от модернизации информационного обеспечения профессионально-педагогического процесса.

Анализ актуальной профессионально-педагогической литературы, опыт практической работы противопожарной службы позволили определить следующие пути совершенствования информационной базы института:

- развитие информационной культуры преподавателей и курсантов, в том числе, в направлении усиления роли самообразования;

- создание подобной информационной базы данных психологической, социологической, медицинской, юридической, педагогической информации, обеспечивающей курсантам и преподавателям перспективные знания;

- качественное изменение информационной основы профессиональной подготовки курсантов за счет обновления профессиональной информации;

- внедрение в процесс профессионально-педагогической подготовки курсантов института новейших информационных технологий, компьютерных сетей.

Экспериментальной исследование доказало научно-практическую обоснованность и результативность разработанных нами направлений модернизации и интенсификации информационного обеспечения профессионально-образовательного процесса в институте.

Также на этапе формирующего эксперимента было рассмотрено методическое обеспечение профессиональной подготовки, как приоритетное составляющее образовательного процесса в институте и осуществлен, эффективный с точки зрения достижения качественной профессиональной подготовки курсантов института к трудовой деятельности, комплекс мероприятий:

1. Определен системный подход к формированию содержания основополагающей учебной дисциплины - «Пожарно-строевая подготовка».

2. Исследован процесс и определено влияние дисциплины «Пожарно-строевая подготовка» на уровень профессиональной подготовки курсантов.

3. Разработана скорректированная учебная программа по учебной дисциплине «Пожарно-строевая подготовка» в соответствии с предложенной в ходе исследования методикой экстремальных ситуаций, что позволило обеспечить:

- описание целей обучения в терминах видов учебно-познавательной и профессиональной деятельности, их мотивационную характеристику;

- подготовку заданий на выяснение, обеспечение и коррекцию исходного уровня знаний;

- построение логико-дидактической структуры содержания обучения;

- определение оптимальной последовательности обучения;

- составление поэтапного плана учебной деятельности курсантов;

- составление системы задач для обучения целевым видам познавательной и профессиональной деятельности;

- выбор оптимальных организационных форм проведения групповых, практических занятий и самостоятельной подготовки курсантов.

4. Предложена методика экстремальных ситуаций для проведения практических занятий в рамках учебной дисциплины «Пожарно-строевая подготовка».

5. Сформирована доступная база наглядных пособий (таблицы, графики, диаграммы).

Внедрение экспериментальной методики экстремальных ситуаций в процесс профессиональной подготовки курсантов института позволило по-новому взглянуть на сложившуюся систему единого методического обеспечения профессионально-образовательного процесса, отметить эффективность ее влияния на качество подготовки специалистов, рост профессиональной компетенции преподавателей ВИ ГПС МЧС России.

На завершающем этапе формирующего эксперимента были определены основные направления совершенствования и повышения уровня профессиональной готовности курсантов института на основе методики экстремальных ситуаций:

- формирование функциональной модели организации процесса обучения на основе экспериментальной методики;

- создание формирования оптимального распределения бюджета времени учебной дисциплины «Пожарно-строевая подготовка»;

- разработка общих и частных показателей оценки качества профессиональной подготовки курсантов, их готовности к трудовой деятельности.

Одной из возможных задач экспериментального исследования являлось изучение уровня профессиональной готовности курсанта-выпускника к трудовой деятельности. В параграфе 1.3 нами представлена структура и содержание профессиональной готовности специалиста пожарной безопасности к трудовой деятельности; выявлены критерии, показатели проявления готовности; описаны уровни ее сформированности - высокий, средний, низкий.

Исходя из этого, нами была разработана анкета, выявляющая уровень профессиональной готовности курсантов-выпускников к трудовой деятельности посредством оценки выделенных параметров готовности, проявляющихся в профессионально-образовательном процессе, поведении и общении курсантов с преподавателями института. Кроме того, курсанты-выпускники проводили самооценку собственной профессиональной готовности к трудовой деятельности по специальной оценочной анкете.

В ВИ ГПС МЧС России на этапе формирующего эксперимента была разработана и апробирована методика экстремальных ситуаций для повышения профессионального становления будущего специалиста противопожарной службы. Внедрение методики в профессионально-педагогический процесс подготовки курсантов осуществлялась нами на основе комплексного подхода, предусматривающего работу с курсантами и преподавателями в процессе обучения.

ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Т. В. Колмыкова

ТОГБОУ СПО «Железнодорожный колледж им. В. М. Баранова»,

г. Мичуринск, Тамбовской области

Серьезную проблему в условиях крушений и аварий на железнодорожном транспорте представляет психическое здоровье людей. Нередко оно характеризуется приступами панического страха, неадекватными эмоциональными реакциями и депрессивными состояниями. В большинстве случаев указанные расстройства приводили к осложнению течения основного патологического процесса у пострадавших. Поэтому в состав медицинских формирований должны включаться специалисты соответствующего профиля для оказания неотложной психиатрической помощи любым лицам при наличии острых психических расстройств и психотических реакций.

Многие катастрофы связаны с «человеческим фактором» и риск появления новых чрезвычайных ситуаций постоянно растет. Наиболее распространенной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.