Список литературы
1. Баркалов С.Н. Методика служебно-боевой подготовки курсантов вузов МВД России с учетом специфики профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М., 2005. С. 8-11.
2. Бортнев Д.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов пожарно-технического училища: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Малаховка, 2005. С. 20-26.1. Владимиров В. А. О теории гражданской защиты // Гражданская защита. -2000- № 5.-С. 20-23.
3. Воробьев Ю. Л. Современные войны и гражданская оборона // Основы безопасности жизнедеятельности.-1999.- № 8.- С. 2-5; № 9 - С. 2-6.
4. Шойгу С. К. Итоги функционирования РСЧС и гражданской обороны в 2001 году и задачи на 2002 год: Сборник материалов Всероссийского сбора руководящего состава по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2001 году и постановке задач на 2002 год.- М.: УМО АГЗ МЧС России, 2002.
5. Указ Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Концепция национальной безопасности Российской Федерации.- Собрание законодательства РФ. -2000. - №2. - С. 170.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА
МЧС РОССИИ Ипполитов В.В., преподаватель, Шуткин С.Н., доцент ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Теоретический анализ имеющихся литературных источников, позволил классифицировать компоненты профессиональной направленности будущих специалистов системы МЧС в решении ими профессиональных задач, качество выполнения которых может быть обеспечено на протяжении всего срока обучения в результате системно организованного учебно-воспитательного процесса. Профессиональной направленностью системы подготовки специалистов-пожарных являются: профессиональные мотивы, профессиональные ориентации, смысл труда, заработанная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др. Профессиональные позиции отношение к профессии, готовность к профессиональному развитию.
На разных стадиях обучения эти компоненты имеют различное педагогическое содержание, обусловленное характером организованной учебно-воспитательной деятельности необходимой для подготовки специалистов МЧС и уровнем профессионального развития личности.
Дальнейшие наши исследования и теоретический анализ позволил нам выделить и сформировать новый вид компетентности, которая должна быть сформирована в результате обучения курсантов института ГПС МЧС это
экстремально-профессиональная компетентность, это способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технических процессов, природных и стихийных катастрофах.
Длительное наблюдение, анализ учебно-воспитательного процесса, исследование функционального развития профессиональной компетентности специалистов МЧС показал, что будущий специалист получает знания в основном по обязательным дисциплинам общефедерального компонента. На начальных стадиях профессионального становления курсанта имеет место относительная автономность индивидуального процесса обучения, когда курсант только постигает навыки учебного труда в виде прослушивания лекций, самостоятельного переосмысления информации, совершенствует физическую и военную подготовку. Теоретический анализ изучаемых дисциплин позволил сделать вывод, что в этот период включенности курсантов в учебный процесс данного учебного заведения необходим специальный курс по формированию экстремально-профессиональной компетентности, а формирование ее компонентов повысит уровень профессиональной компетентности.
Ее своевременность обусловлена тем, что кроме тех профессиональных качеств, которые должны быть выражены у курсантов, таких как: высокий уровень стрессоустойчивости, физической выносливости, будущий специалист МЧС еще должен уметь быстро реагировать на произошедшие события и ситуации, вызванные стихийными бедствиями и катастрофами. Он вынужден работать в разных сменяющихся условиях климатических, сейсмически и тектонически-сложных, умело выполнить свои профессиональные обязанности спасателя, пожарного.
Поэтому кроме выше перечисленных компетенций, процесс формирования экстремально-профессиональной компетентности и ее структурных компонентов при подготовке курсантов пожарного института -будущих специалистов МЧС необходим и своевременен, если учитывать то обстоятельство, что это одно из современных учебных заведений, обеспечивающих подготовку специалистов пожарной охраны. Для теории и практики научного познания и организации пожарно-строевой подготовки специалистов наиболее предпочтительными остаются используемые методы обучения: наблюдение, беседа, объяснение. Демонстрация упражнений, а также закрепление и совершенствование этих упражнений, выработка навыков и умений их выполнять. Команды, тренировка, соревнования, самостоятельная работа. Инструктивный метод (четкое, подробное и систематическое изложение учебных заданий, обязательных для выполнения личным составом).
Важнейшими составляющими профессиональной готовности выпускника к трудовой деятельности являются его личностные и психические качества, поэтому процесс освоения и выполнения учебной деятельности курсантами должен быть ориентирован на создание условий обеспечивающих эмоционально стабильные отношения в системе курсант-преподаватель, курсант - курсант.
Структурными компонентами экстремально-профессиональной компетентности будущего специалиста являются:
а) сохранение своей собственной безопасности при выполнении поставленных перед ним задач, находясь в чрезвычайных ситуациях и в случаях, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, массовых катастроф;
б) воспитание волевых качеств, ловкости, решительности и уверенности в своих силах, необходимых для профессиональной деятельности пожарных;
в) повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды;
г) формирование навыков высокой технической подготовленности, боевой готовности отделений, дежурных смен и караулов;
д) повышение уровней развития физических, волевых и специальных способностей, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях несения караульной службы и действий при тушении пожаров.
Таким образом, психологические и личностные качества курсанта постепенно иерархизируются, образуя самостоятельную подструктуру.
Список литературы
1. Буланов И.Ю. Педагогические условия гражданского воспитания курсантов образовательных учреждений МЧС России: автореф. дис. ... канд. пед. наук / СПб., 2008. С. 12-16.
2. Бушмин В.А., Плеханов В.И., Сафронов А.В. Пожарно-строевая подготовка: Учеб. пособие для пожарно-техн. училищ / В.А. Бушмин, В.И. Плеханов, А.В. Сафронов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1985. С. 3-12.
3. Иванников В.П., Клюс П.П. Справочник руководителя тушения пожара. -М.: Стройиздат, 1987. С. 5-7.
4. Коноваленко П.Н. Формирование педагогической компетентности курсантов образовательных учреждений МЧС России в процессе учебной практики: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шуя, 2005. С. 7-9.
5. Методические указания по созданию гражданских организаций гражданской обороны. - М.: ВНИИ ГОЧС, 2000. - 85 с.
6. Постановление Правительства РФ от 10.06.1999 г. № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны // Гражданская защита. - 1999. - № 7.- С. 17-19.
7. Теребнев В.В., Грачев В.А., Требнев А.В. Организация службы начальника караула пожарной части. - Екатеринбург: Издательский дом «Калан», 2001. С. 1-10.