Научная статья на тему 'Некоторые аспекты подготовки специалиста МЧС России'

Некоторые аспекты подготовки специалиста МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты подготовки специалиста МЧС России»

проблемы, накоплению опыта творческой деятельности, усилению интереса к профессии пожарного-спасателя-инженера.

Список литературы

1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич -Мн.: «Современное слово», 2005. - 720 с.;

2. Терентьев В.В., Филиппов А.В. Пожарные насосы и их эксплуатация: учебное пособие. - Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2009. - 164 с.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА МЧС

РОССИИ

Ипполитов В.В.,преподаватель, Кузнецов Б.В., ст. преподавтель

ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Социальные изменения в экономической жизни страны предполагают быструю смену технологий и техническое переоснащение в сферах материального производства, ориентацию системы образования на новые приоритеты, требующие высокого уровня профессиональной подготовки специалистов. Реформирование системы образования, переход образовательных учреждений Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на государственный стандарт высшего профессионального образования обозначили новые задачи подготовки специалистов в институтах МЧС России.

Общая положительная оценка функционирования системы подготовки кадров для МЧС России не исключает наличия определенных резервов для ее совершенствования и развития.

Профессиональная направленность личности входит в зону научных интересов таких исследователей, как: П.Г. Анисимова, Л.Т. Бородавко, В.С. Богатыренко, В.Н. Гонтаря, П.Н. Коноваленко, И.Р. Сташкевича, В.А. Тубальцевой и др.

Профессионально важные качества личности специалиста, работающего в экстремальных условиях анализируются в работах И.А. Беленько, Г.А. Витольника, В.Н. Жешко, А.И. Муровицкого, Г.Р. Малыгина, А.В. Немчининова, А.Н. Пахомова, В.В. Павлова, А.В. Симоненко, А.В. Сомова, О.И. Скрыпникова, В.А. Удалова, Р.Г. Хакимуллина, О.А. Хохловой, Ю.Н. Щедрина и др.

Формирование профессиональной компетентности специалистов работающих в экстремальных условиях представлены в трудах: Ю.Г. Баскина, М.В. Бастрикова, Н.В. Валуйских, В.Н. Климовец, Л.Ю. Кривцова, А.И. Крылова, Е.Н. Мирошниченко, А.В. Почепаевой, А.В. Райцева, В.В. Романова, В.Б. Синникова.

Проблеме изучения подготовке специалистов, работающих в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни посвящены исследования А.А. Жиляева, Н.А. Игошева, А.Д. Кузнецовой, Ю.В. Лаптева, А.В. Малиновского, В.Л. Марченко, Ю.А. Морозова, С.Н. Тихомирова.

Проблемы подготовки специалистов к профессиональной деятельности МЧС освещались многократно, и с разных точек зрения в исследованиях Д.А Бортнева, С.В. Бунина, И.В. Горлинского, В.Я. Кикотя, В.И. Марченкова, В.Б. Рондырев-Ильинского, В.И. Светличного.

Исследование вопросов качества подготовки специалистов отражено в работах Ю.В. Богомолова, А.С. Елькина, С.П. Кравцова, Г.В. Серкутьева, Н.В. Словьевой, И.В. Столяровой, А.А. Шелепенькина и др.

Сущностной характеристике компонентов профессионально-педагогического обеспечения образовательного процесса посвящены работы Е.Ю. Асадулиной, В.Г. Горба, Ф.П. Дрёмова, Т.Л. Журавлёвой, Н.Н. Красноштановой, М.А. Лямзина, В.В. Неижмака, А.К. Петрановского, В.Г. Петрановского, В.В. Челпанова, которые позволили выявить структуру и содержание профессионально-педагогического процесса повышения уровня образования.

Одним из ведущих условий качественной подготовки специалистов в институте ГПС МЧС России является профессионально-педагогическое обеспечение образовательного процесса.

Анализ психолого-педагогической литературы показал актуальность и значимость исследуемой проблемы, многоплановость ее содержания и малоизученность и дифицитарность научных исследований по проблеме подготовки специалистов данного профиля, что позволило рассмотреть профессионально-педагогическое обеспечение образовательного процесса в институте ГПС МЧС России как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов профессионально-образовательного процесса, обеспечивающих необходимый уровень подготовки курсантов. Сложившиеся обстоятельства способствовали организации нашего исследования и созданию профессионально-педагогических условий, необходимых для организации учебного процесса в подготовке курсантов пожарного института, а также разработке современных методов, технологий, обеспечивающих качественную подготовку специалистов-инженеров пожарной безопасности.

Подготовка специалистов МЧС России, осознающих свое предназначение к выбранной ими профессии, отличается высоким уровнем профессиональной компетентности, компетенции которой необходимо сформировать в условиях, способствующих оптимизации учебно-воспитательного процесса обучения в институте ГПС МЧС России.

Такими компетенциями специалистов МЧС России должны стать: способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технических процессов, быстро и адекватно эмоционально реагировать на произошедшие психотравмирующие события, связанные со стихийными бедствиями, природными, техногенными катастрофами, иметь

такие психологические качества как повышенная стрессоустойчивость, способности к выполнению контрольного прохождения психологической полосы препятствия. Иметь физическую подготовку - выполнять контрольные нормативы по оценке силовой (подтягивание на перекладине), скоростно-силовой готовности (челночный бег 10х10) и выносливости (бег 3км). Обязательным требованием является иметь подготовку в выполнении контрольного норматива преодоления полосы препятствий пожарного. Важной составляющей готовности к профессиональной деятельности является общепрофессиональная компетентность будущих специалистов службы МЧС.

Анализ теоретических исследований по вопросу формирования профессиональной компетентности позволил сделать вывод, что отсутствует отчетливая классификация формирования компетентностей будущих специалистов службы МЧС. Существующие классификации компетенций все еще требуют совершенств, так как несколько разрозненны их сущностные и содержательные характеристики, и не все реализованы на практике. Для того, чтобы четко обозначить виды компетентностей уже существующих, необходимо осмыслить имеющиеся в литературных источниках компетентности, которые отражают такие характеристики, как осведомленность, эрудированность.

Под профессиональной компетентностью специалистов МЧС понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональных задач.

Основными компонентами общей профессиональной компетентности специалистов МЧС являются:

- социально-правовая компетентность - знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

- специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умения решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

- персональная компетентность - способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализация себя в профессиональном труде;

- технологическая компетентность - адекватное представление о своих профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных трудностей.

Системно организованный педагогический процесс формирования готовности к трудовой деятельности должен удовлетворять следующим принципам: научности, системности, учета индивидуальных особенностей обучающихся, гуманизма, патриотизма.

Список литературы

1. Баркалов С.Н. Методика служебно-боевой подготовки курсантов вузов МВД России с учетом специфики профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М., 2005. С. 8-11.

2. Бортнев Д.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов пожарно-технического училища: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Малаховка, 2005. С. 20-26.1. Владимиров В. А. О теории гражданской защиты // Гражданская защита. -2000- № 5.-С. 20-23.

3. Воробьев Ю. Л. Современные войны и гражданская оборона // Основы безопасности жизнедеятельности.-1999.- № 8.- С. 2-5; № 9 - С. 2-6.

4. Шойгу С. К. Итоги функционирования РСЧС и гражданской обороны в 2001 году и задачи на 2002 год: Сборник материалов Всероссийского сбора руководящего состава по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2001 году и постановке задач на 2002 год.- М.: УМО АГЗ МЧС России, 2002.

5. Указ Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Концепция национальной безопасности Российской Федерации.- Собрание законодательства РФ. -2000. - №2. - С. 170.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

МЧС РОССИИ Ипполитов В.В., преподаватель, Шуткин С.Н., доцент ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Теоретический анализ имеющихся литературных источников, позволил классифицировать компоненты профессиональной направленности будущих специалистов системы МЧС в решении ими профессиональных задач, качество выполнения которых может быть обеспечено на протяжении всего срока обучения в результате системно организованного учебно-воспитательного процесса. Профессиональной направленностью системы подготовки специалистов-пожарных являются: профессиональные мотивы, профессиональные ориентации, смысл труда, заработанная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др. Профессиональные позиции отношение к профессии, готовность к профессиональному развитию.

На разных стадиях обучения эти компоненты имеют различное педагогическое содержание, обусловленное характером организованной учебно-воспитательной деятельности необходимой для подготовки специалистов МЧС и уровнем профессионального развития личности.

Дальнейшие наши исследования и теоретический анализ позволил нам выделить и сформировать новый вид компетентности, которая должна быть сформирована в результате обучения курсантов института ГПС МЧС это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.