Научная статья на тему 'Особенности применения методики проблемного обучения при изучении дисциплины «Пожарная техника» в Уральском институте ГПС МЧС России'

Особенности применения методики проблемного обучения при изучении дисциплины «Пожарная техника» в Уральском институте ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубарев И.А., Терентьев В.В., Филиппов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения методики проблемного обучения при изучении дисциплины «Пожарная техника» в Уральском институте ГПС МЧС России»

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА» В УРАЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ ГПС МЧС РОССИИ

Зубарев И.А., доцент, к.п.н.;

Терентьев В.В., доцент, к.с.-х.н;

Филиппов А.В., начальник кафедры, к.с.-х.н.

Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург

Подготовка специалистов пожарной охраны и спасательных формирований является основной задачей высшего учебного заведения МЧС России, не исключением является и Уральский институт ГПС.

На наш взгляд, совершенствование методики преподавания дисциплины «Пожарная техника» предполагает осуществление инновационных форм обучения, таких как, например, наличие в обучении поисковой познавательной деятельности - т.е. проблемного обучения.

Формулировка термина «Проблемное обучение» - может звучать следующим образом: организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приближается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания [1].

При ведении дисциплины пожарная техника, можно выделить три формы проблемного обучения:

- проблемное изложение учебного материала (лекции);

- организация частично поисковой деятельности обучаемого (практические занятия, лабораторные работы);

- организация исследовательской деятельности обучаемого, путем самостоятельной работы по обозначенным преподавателем вопросам (курсовое и дипломное проектирование, работа в научных кружках).

Для организации частично поисковой и самостоятельной исследовательской деятельности обучаемых целесообразно использовать проблемные ситуации, но необходимо помнить, что ни слишком легкое или ни слишком трудное заданием не вызовет проблемной ситуации [1]. Применение метода проблемной ситуации в дисциплине «Пожарная техника», значительно помогает подготовить будущего специалиста к решению непредвиденных задач, связанных например, с устранением последствий некорректных действий на специальных агрегатах пожарных и спасательных машин (автомобилей) личным составом при работе на пожаре и ЧС.

Процесс проблемного обучения по дисциплине «Пожарная техника» делится на четыре основные части, которые целесообразно отображать в содержании соответствующих разделов:

- формулировка проблемной ситуации преподавателем;

- составление гипотез и отбор оптимальной гипотезы курсантом;

- решение проблемной ситуации обучаемым;

- анализ решения проблемной ситуации обучаемым.

Рассмотрим использование элементов проблемного обучения при проведении практических занятий по дисциплине «Пожарная техника». При проведении практического занятия подгруппа (10-14 человек) курсантов получает план-задание, заключающееся в решении прикладной задачи по проверки технического состояния пожарного насоса ПН-40УВ автомобиля АЦ-2,5-40 (4333). При этом осуществляется пошаговое выполнение алгоритма проверки согласно технологически последовательных операций. Успешное выполнение курсантами план-задания возможно при правильной методике организации и проведении занятия, которое может быть иллюстрировано технологической картой [2]. В технологической карте необходимо избегать кодированного обозначения элементов конструкции: например, поз. 1, поз. 2 т.д.; по возможности размещать конкретные названия того или иного узла (рис. 1).

Рис. 1. Схема управления водопенными коммуникациями ПН-40УВ АЦ-3,2-40 (4331) или АЦ-2,5-40 (4333) производства "Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования" Поскольку приведенная технологическая карта - рисунок с необходимыми пояснениями устройства насосного отделения АЦ остается неизменным для всех план-заданий, то при отработке других методик проверки, обращение к этому рисунку позволит обучаем не забывать ранее изученный материал, что повышает качество обучения и снижает трудоемкость преподавания.

Таким образом, применение проблемного обучения способствует выработке у курсантов навыков в творческом усвоении знаний, умения самостоятельно решать профессиональные, организаторские и другие

проблемы, накоплению опыта творческой деятельности, усилению интереса к профессии пожарного-спасателя-инженера.

Список литературы

1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич -Мн.: «Современное слово», 2005. - 720 с.;

2. Терентьев В.В., Филиппов А.В. Пожарные насосы и их эксплуатация: учебное пособие. - Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2009. - 164 с.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА МЧС

РОССИИ

Ипполитов В.В.,преподаватель, Кузнецов Б.В., ст. преподавтель

ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Социальные изменения в экономической жизни страны предполагают быструю смену технологий и техническое переоснащение в сферах материального производства, ориентацию системы образования на новые приоритеты, требующие высокого уровня профессиональной подготовки специалистов. Реформирование системы образования, переход образовательных учреждений Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на государственный стандарт высшего профессионального образования обозначили новые задачи подготовки специалистов в институтах МЧС России.

Общая положительная оценка функционирования системы подготовки кадров для МЧС России не исключает наличия определенных резервов для ее совершенствования и развития.

Профессиональная направленность личности входит в зону научных интересов таких исследователей, как: П.Г. Анисимова, Л.Т. Бородавко, В.С. Богатыренко, В.Н. Гонтаря, П.Н. Коноваленко, И.Р. Сташкевича, В.А. Тубальцевой и др.

Профессионально важные качества личности специалиста, работающего в экстремальных условиях анализируются в работах И.А. Беленько, Г.А. Витольника, В.Н. Жешко, А.И. Муровицкого, Г.Р. Малыгина, А.В. Немчининова, А.Н. Пахомова, В.В. Павлова, А.В. Симоненко, А.В. Сомова, О.И. Скрыпникова, В.А. Удалова, Р.Г. Хакимуллина, О.А. Хохловой, Ю.Н. Щедрина и др.

Формирование профессиональной компетентности специалистов работающих в экстремальных условиях представлены в трудах: Ю.Г. Баскина, М.В. Бастрикова, Н.В. Валуйских, В.Н. Климовец, Л.Ю. Кривцова, А.И. Крылова, Е.Н. Мирошниченко, А.В. Почепаевой, А.В. Райцева, В.В. Романова, В.Б. Синникова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.