ность обучаемых — индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
Таким образом, в основе технологии проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Итак, современные педагогические технологии по-новому реализуют содержание обучения и обеспечивают достижение поставленных дидактических целей, подразумевая научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в вузе, расширяют диапазон предоставляемых студентам образовательных услуг, изменяют и предоставляют новые формы, методы и средства обучения. Использование современных педагогических технологий — одно из самых перспективных направлений развития высшего образования, способствующих большей индивидуализации учебного процесса, интенсификации обучения и воспитания, формированию и самоактуализации личности будущего специалиста.
Библиографический список
1. Педагогика: учеб. пособие для вузов / П. И. Пидкасистый. — М.: Рос. пед. агентство, 1995. — 638 с.
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р).
3. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
4. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. — М: Педагогика, 1989. - 132с.
Программа усовершенствования
профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МЧС России
Смольников М. И., Колбин Т. С.,
Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург
В настоящее время формирование личностных и профессиональных качеств у сотрудников ГПС МЧС России составляет особую значимость. Качество теоретических знаний, а также уровень физической и профессиональной подготовки постоянно меняется, в зависимости от требований к уровню деятельности сотрудников ГПС МЧС России.
Для совершенствования подготовки сотрудников ГПС возникает необходимость применения новых форм и методов обучения, укрепления морально-психологического состояния и повышения физических качеств организма. Специалисты МЧС России выполняют задачи не только по локализации и ликвидации ЧС, но и спасают людей и их имущество. Это достигается целенаправленным, поэтапным профессиональным развитием курсанта, студента в период обучения в ВУЗе ГПС МЧС России, и дальнейшем закреплением полученных знаний и навыков в течение всей службы. Проблема модернизации пожарно-технического вооружения и усовершенствования программ профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России является важнейшим этапом в становлении высококвалифицированных специалистов [10].
В России ежедневно отмечают две крупные аварии на трубопроводах, раз в неделю — на транспорте, ежемесячно в промышленности. Человечество ежедневно сталкивается со множеством чрезвычайных ситуаций и ликвидациями последствий стихийных бедствий. На Земле ежегодно происходят десятки тысяч гроз, примерно 10 тыс. наводнений, свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары и оползни, извержения вулканов и тропические циклоны. По данным ООН, за последние 20 лет на нашей планете в результате стихийных бедствий и катастроф погибло более 3 млн. человек [12].
Умелые действия по спасению людей, оказание им необходимой помощи, проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить тысячи погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьшить материальные потери. В связи с этим актуальной становятся проблема подготовки специалистов с высшим образованием, способных грамотно и умело организовать предотвращение экстремальных ситуаций и оказать помощь населению в ликвидации опасности.
В общем понимании людей, человек которого называют «спасателем» — это тот, кто спасает кого-либо, оказывает помощь в ситуации, связанной с угрозой жизни и здоровью людей.
В Федеральном законе от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» имеется определение данного термина, которое дает следующее понятие: «Спасатель» — гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ [3,11].
В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные организации по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.[3]
Программа обучения сотрудников ГПС МЧС России включает в себя такие дисциплины как «Безопасность жизнедеятельности», «Пожарно-строевая подготовка» и «Подготовка газодымозащитника», знания полученные на которых оказываются решающими при спасении людей.
Большинство курсантов МЧС России на момент окончания образовательных учреждений запоминают минимальное количество способов спасения и оказания первой помощи, вариантов транспортировки пострадавших, действий при эвакуации людей из задымленных зданий и сооружений и др.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральными законами [1,8]:
• Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О полиции», ст. 12 ч.3 [6];
• Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст. 26 ч.2 [5];
• Федеральный закон от 06.05.2011 г. № 100-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О добровольной пожарной охране», ст. 15 ч.2 [7];
• Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О судебных приставах», в редакции от 02.07.2013 г. ст. 15 [4];
• Федеральный закон от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», ст. 27 [3];
• Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О пожарной безопасности», ст. 4[2];
• Закон от 11.03.1992 г. № 2487-1 (ред. от 02.07.2013) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», ст. 16 [9].
Таким образом, в эту группу лиц, которые в обязательном порядке должны оказывать первую помощь пострадавшим людям входят сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России. Первую доврачебную помощь следует отличать от медицинской помощи - её в соответствии с законодательством могут оказывать только медицинские организации.
Формирование профессиональных навыков и личностных качеств спасателя у сотрудников ГПС МЧС России, в процессе их профессиональной подготовки приобретает первостепенное значение. Программа профессиональная подготовки сотрудников ГПС МЧС России должна состоять из следующих обучающих компонентов:
1. полоса препятствий «Спасатель», включающая в себя комплекс последовательно расположенных объектов, прохождение которых предполагает специальные затруднения в процессе их преодоления;
2. «Огневая полоса» для подготовки пожарных подразделений - специальный комплекс тренировочных снарядов и профессионального оборудования, имитирующего пожар, для морально-психологической подготовки сотрудников;
3. отработка действий по поиску и спасению людей в составе звена ГДЗС из задымленного учебного здания - оценка психофизиологической характеристики личного состава и принятия оптимального решения;
4. взаимодействовать с другими участниками АСР, выполнять работы при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутые пространства, отсутствие освещения, загазованность, задымленность, сложные метеоусловия и т. д.);
5. проведение АСР при подъеме/спуске пострадавших - изучение и отработка альпинистской подготовки (работа в паре);
6. проведения мероприятий по оказанию первой помощи при обнаружении явно выраженных травмах (открытые переломы, рваные раны, остановка дыхания (ИВЛ) или сердцебиения (НМС);
7. определение предположительного диагноза по характерным признакам и оказание первой помощи (побледнение кожи, урежение числа сердечных сокращений, «перекос» мышц лица, отсутствие реакции зрачка глаза на свет и др.);
8. спасение людей с высоты и из-под завалов и аварийных ситуаций, с помощью пожарной техники и гидравлических спасательных инструментов;
9. спасение утопающего на воде (в летний/зимний период времени);
10. оказание первой помощи пострадавшим при ДТП (алгоритм действий по прибытии на место аварии);
11. отработка алгоритма действий при чрезвычайной ситуации (авария с выбросом АХОВ, разгерметизация аппаратов и оборудования и др.);
12. руководство работами по ликвидации последствий ЧС;
13. увеличение часов по дисциплине «Физическая культура», с целью улучшения показателей физических качеств человека: быстрота, выносливость, сила, ловкость, гибкость и координация.
Одним из наиболее важных направлений подготовки сотрудников является управленческая деятельность руководителей в системе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России, которую следует оценивать как целенаправленное поведение субъектов управления разного уровня. На эффективность этой деятельности влияет три фактора: профессиональные знания; специальные навыки и умения управления; выбор линии поведения субъектами управления.
Система профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России, которая должна постоянно приближаться к высокому уровню целостности. При этом система профессиональной подготовки приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство самостоятельных процессов освоения, проектирования, конструирования содержания образования и учебно-материальной базы учебных центров, филиалов и вузов ГПС МЧС России.
На сегодняшний день, в программу подготовки инженера пожарной безопасности в Уральском институте ГПС МЧС России включены обучения по первоначальной подготовке спасателей в Сибирском региональном центре спортивной подготовки и реабилитации спасателей «Ергаки», УСЦ № 978 п. Новогорный, Челябинской области и УСЦ МЧС России «Вытегра» (филиал ФГКУ «Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России») и других центрах.
Для всестороннего развития курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях МЧС России, необходимо создавать собственные учебно-спаса-
тельные центры, которые будут располагаться загородом. Подготовка, которая начинается на первом курсе обучения, постоянно усложняется и приводит к отработке действий курсантов и слушателей в ЧС на автоматизме, с последующим разбором на заседаниях с куратором (преподавателем). Необходимо контролировать данный процесс с помощью проведения соревнований, сдачи зачетов, и масштабных тренировках, проводимых на всех уровнях МЧС России.
Работа психологов с сотрудниками МЧС России сводится к тому, чтобы повысить социально-психологическую устойчивость и при минимальных травмах для своего психологического здоровья оказывать психологическую помощь как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с ЧС природного и техногенного характера.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ;
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ;
3. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ;
4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ;
5. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ред. от 23.07.2013 № 251-ФЗ;
6. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», ред. от 25.11.2013 № 317-ФЗ;
7. Федеральный закон от 06 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ;
8. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ;
9. Закон от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ;
10. http://www. dslib. ^^Педагогическая концепция многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуациях/;
11. http://ru. wikipedia. org/wiki/Термины и определения/;
12. http://geografic. га/Стихийные бедствия в России по географии/.