Научная статья на тему 'Программа усовершенствования профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МЧС России'

Программа усовершенствования профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смольников М.И., Колбин Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа усовершенствования профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МЧС России»

ность обучаемых — индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Таким образом, в основе технологии проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Итак, современные педагогические технологии по-новому реализуют содержание обучения и обеспечивают достижение поставленных дидактических целей, подразумевая научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в вузе, расширяют диапазон предоставляемых студентам образовательных услуг, изменяют и предоставляют новые формы, методы и средства обучения. Использование современных педагогических технологий — одно из самых перспективных направлений развития высшего образования, способствующих большей индивидуализации учебного процесса, интенсификации обучения и воспитания, формированию и самоактуализации личности будущего специалиста.

Библиографический список

1. Педагогика: учеб. пособие для вузов / П. И. Пидкасистый. — М.: Рос. пед. агентство, 1995. — 638 с.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р).

3. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.

4. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. — М: Педагогика, 1989. - 132с.

Программа усовершенствования

профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МЧС России

Смольников М. И., Колбин Т. С.,

Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург

В настоящее время формирование личностных и профессиональных качеств у сотрудников ГПС МЧС России составляет особую значимость. Качество теоретических знаний, а также уровень физической и профессиональной подготовки постоянно меняется, в зависимости от требований к уровню деятельности сотрудников ГПС МЧС России.

Для совершенствования подготовки сотрудников ГПС возникает необходимость применения новых форм и методов обучения, укрепления морально-психологического состояния и повышения физических качеств организма. Специалисты МЧС России выполняют задачи не только по локализации и ликвидации ЧС, но и спасают людей и их имущество. Это достигается целенаправленным, поэтапным профессиональным развитием курсанта, студента в период обучения в ВУЗе ГПС МЧС России, и дальнейшем закреплением полученных знаний и навыков в течение всей службы. Проблема модернизации пожарно-технического вооружения и усовершенствования программ профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России является важнейшим этапом в становлении высококвалифицированных специалистов [10].

В России ежедневно отмечают две крупные аварии на трубопроводах, раз в неделю — на транспорте, ежемесячно в промышленности. Человечество ежедневно сталкивается со множеством чрезвычайных ситуаций и ликвидациями последствий стихийных бедствий. На Земле ежегодно происходят десятки тысяч гроз, примерно 10 тыс. наводнений, свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары и оползни, извержения вулканов и тропические циклоны. По данным ООН, за последние 20 лет на нашей планете в результате стихийных бедствий и катастроф погибло более 3 млн. человек [12].

Умелые действия по спасению людей, оказание им необходимой помощи, проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить тысячи погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьшить материальные потери. В связи с этим актуальной становятся проблема подготовки специалистов с высшим образованием, способных грамотно и умело организовать предотвращение экстремальных ситуаций и оказать помощь населению в ликвидации опасности.

В общем понимании людей, человек которого называют «спасателем» — это тот, кто спасает кого-либо, оказывает помощь в ситуации, связанной с угрозой жизни и здоровью людей.

В Федеральном законе от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» имеется определение данного термина, которое дает следующее понятие: «Спасатель» — гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ [3,11].

В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные организации по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.[3]

Программа обучения сотрудников ГПС МЧС России включает в себя такие дисциплины как «Безопасность жизнедеятельности», «Пожарно-строевая подготовка» и «Подготовка газодымозащитника», знания полученные на которых оказываются решающими при спасении людей.

Большинство курсантов МЧС России на момент окончания образовательных учреждений запоминают минимальное количество способов спасения и оказания первой помощи, вариантов транспортировки пострадавших, действий при эвакуации людей из задымленных зданий и сооружений и др.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральными законами [1,8]:

• Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О полиции», ст. 12 ч.3 [6];

• Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст. 26 ч.2 [5];

• Федеральный закон от 06.05.2011 г. № 100-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О добровольной пожарной охране», ст. 15 ч.2 [7];

• Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О судебных приставах», в редакции от 02.07.2013 г. ст. 15 [4];

• Федеральный закон от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», ст. 27 [3];

• Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О пожарной безопасности», ст. 4[2];

• Закон от 11.03.1992 г. № 2487-1 (ред. от 02.07.2013) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», ст. 16 [9].

Таким образом, в эту группу лиц, которые в обязательном порядке должны оказывать первую помощь пострадавшим людям входят сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России. Первую доврачебную помощь следует отличать от медицинской помощи - её в соответствии с законодательством могут оказывать только медицинские организации.

Формирование профессиональных навыков и личностных качеств спасателя у сотрудников ГПС МЧС России, в процессе их профессиональной подготовки приобретает первостепенное значение. Программа профессиональная подготовки сотрудников ГПС МЧС России должна состоять из следующих обучающих компонентов:

1. полоса препятствий «Спасатель», включающая в себя комплекс последовательно расположенных объектов, прохождение которых предполагает специальные затруднения в процессе их преодоления;

2. «Огневая полоса» для подготовки пожарных подразделений - специальный комплекс тренировочных снарядов и профессионального оборудования, имитирующего пожар, для морально-психологической подготовки сотрудников;

3. отработка действий по поиску и спасению людей в составе звена ГДЗС из задымленного учебного здания - оценка психофизиологической характеристики личного состава и принятия оптимального решения;

4. взаимодействовать с другими участниками АСР, выполнять работы при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутые пространства, отсутствие освещения, загазованность, задымленность, сложные метеоусловия и т. д.);

5. проведение АСР при подъеме/спуске пострадавших - изучение и отработка альпинистской подготовки (работа в паре);

6. проведения мероприятий по оказанию первой помощи при обнаружении явно выраженных травмах (открытые переломы, рваные раны, остановка дыхания (ИВЛ) или сердцебиения (НМС);

7. определение предположительного диагноза по характерным признакам и оказание первой помощи (побледнение кожи, урежение числа сердечных сокращений, «перекос» мышц лица, отсутствие реакции зрачка глаза на свет и др.);

8. спасение людей с высоты и из-под завалов и аварийных ситуаций, с помощью пожарной техники и гидравлических спасательных инструментов;

9. спасение утопающего на воде (в летний/зимний период времени);

10. оказание первой помощи пострадавшим при ДТП (алгоритм действий по прибытии на место аварии);

11. отработка алгоритма действий при чрезвычайной ситуации (авария с выбросом АХОВ, разгерметизация аппаратов и оборудования и др.);

12. руководство работами по ликвидации последствий ЧС;

13. увеличение часов по дисциплине «Физическая культура», с целью улучшения показателей физических качеств человека: быстрота, выносливость, сила, ловкость, гибкость и координация.

Одним из наиболее важных направлений подготовки сотрудников является управленческая деятельность руководителей в системе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России, которую следует оценивать как целенаправленное поведение субъектов управления разного уровня. На эффективность этой деятельности влияет три фактора: профессиональные знания; специальные навыки и умения управления; выбор линии поведения субъектами управления.

Система профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России, которая должна постоянно приближаться к высокому уровню целостности. При этом система профессиональной подготовки приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство самостоятельных процессов освоения, проектирования, конструирования содержания образования и учебно-материальной базы учебных центров, филиалов и вузов ГПС МЧС России.

На сегодняшний день, в программу подготовки инженера пожарной безопасности в Уральском институте ГПС МЧС России включены обучения по первоначальной подготовке спасателей в Сибирском региональном центре спортивной подготовки и реабилитации спасателей «Ергаки», УСЦ № 978 п. Новогорный, Челябинской области и УСЦ МЧС России «Вытегра» (филиал ФГКУ «Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России») и других центрах.

Для всестороннего развития курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях МЧС России, необходимо создавать собственные учебно-спаса-

тельные центры, которые будут располагаться загородом. Подготовка, которая начинается на первом курсе обучения, постоянно усложняется и приводит к отработке действий курсантов и слушателей в ЧС на автоматизме, с последующим разбором на заседаниях с куратором (преподавателем). Необходимо контролировать данный процесс с помощью проведения соревнований, сдачи зачетов, и масштабных тренировках, проводимых на всех уровнях МЧС России.

Работа психологов с сотрудниками МЧС России сводится к тому, чтобы повысить социально-психологическую устойчивость и при минимальных травмах для своего психологического здоровья оказывать психологическую помощь как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с ЧС природного и техногенного характера.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ;

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ;

3. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ;

4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ;

5. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ред. от 23.07.2013 № 251-ФЗ;

6. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», ред. от 25.11.2013 № 317-ФЗ;

7. Федеральный закон от 06 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ;

8. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ;

9. Закон от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ;

10. http://www. dslib. ^^Педагогическая концепция многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуациях/;

11. http://ru. wikipedia. org/wiki/Термины и определения/;

12. http://geografic. га/Стихийные бедствия в России по географии/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.