в производственной деятельности основных организаций по всей цепочке производства продукции в определенный временный период. За данный период времени адекватное действие органов управления ИФ на внутреннюю среду должно привести ее к изменению и адаптации к внешней среде при сохранении гомео-статичности каждой из подсистемы ИФ в заданных параметрах. ИФ стремится к выработке механизмов, блокирующих нарастание в ней негативных тенденций. В экономической деятельности роль естественного отбора играет конкуренция между товаропроизводителями.
2. Принцип иерархичности ИФ, как системы, предполагает определенную уровне-вую организацию ее внутренней структуры.
Отношения между различными стадиями производства - переработки - торговли связаны по цепочке для создания единого целого, они взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, развитие каждого из них линейно зависит от предыдущего и оптимизируется под взаимным влиянием.
Системоорганизующей составляющей интеграции по продуктовой цепочке является ориентация всех участников интеграции на удовлетворение потребности конечного потребителя. Ориентация участников интеграции
на потребности конечного потребителя позволяет мобилизовать эту группу взаимодействующих предприятий на достижение конечной маркетинговой цели - согласование интересов потребителя и продавца. Данное условие должно выполнять роль объединяющего и справедливого, с точки зрения всех участников системы, принципа.
Источники
1. Дибиров А.А. Перспективные модели развития интеграционных формирований в АПК. Сборник: Форсайт "Россия": дизайн новой промышленной политики Санкт-Петербургский международный экономический конгресс - СПЭК-2015. Институт нового индустриального развития (ИНИР) им. С.Ю. Витте. 2015. С. 643-652.
2. .Кешелава В. Б. Основные закономерности процессов самоорганизации и преобразования сложных структур. http://spkurdYumov.ru/ category/networks/
3. Тельнова Н.А. Основные принципы синергетики и их методологическое значение. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. Выпуск № 5 / 2006. С. 14-19
4. Дибиров А.А. Конкурентные преимущества и потенциал развития интегрированных и кооперативных формирований в АПК СЗФО РФ. Никоновские чтения. 2015. № 20. С. 278-282.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА
Афанасьева М.С., к.э.н., доц., Кармышова Ю.В., к.э.н., доц., Палаткин И.В., д.э.н., проф., зав. кафедрой ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет»
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 16-32-01046)
Современное состояние агропромышленного комплекса Российской Федерации указывает на наличие системных проблем, которые находят свое отражение в деградации сельских территорий, низкой конкурентоспособности отечественной продукции сельского хозяйства, неэффективной государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей [1].
Практика показывает, что в аграрной отрасли большую роль играет малый бизнес, который производит более 50% продукции растениеводства и около 40% продукции животноводства, а так же является залогом развития сельской местности, механизмом борьбы с безработицей среди сельского населения и основным источником их доходов [2, 3], что позволяет рассматривать малый агробизнес как стратегический фактор развития агропромышленного комплекса Российской Федерации. В связи с этим актуальность приобретает поиск
источников организационного роста и путей повышения эффективности малых форм хозяйствования в сельской местности.
Направления государственной политики в области агропромышленного комплекса и мировой опыт указывают на перспективность рассмотрения некоммерческих форм организации производства сельскохозяйственной продукции, среди которых само распространенной является сельскохозяйственный потребительский кооператив. Так по официальным данным агропромышленный комплекс Пензенской области на начало 2016 года включает 1427 учтенных в Статрегистре организаций, из 889 -сельскохозяйственные потребительские кооперативы [4]. Потребительский кооператив -уникальная форма сотрудничества, сочетающая в себе преимущества некоммерческой организации, объединяющей усилия юридических лиц и граждан для достижения конку-
рентных преимуществ и удовлетворения потребностей в различных услугах, так и бизнес-организации, ведущей коммерческую деятельность с целью извлечения прибыли [5, с. 9]. Перспективы развития потребительской кооперации на селе заключаются в возможности обеспечения таких сфер деятельности, как производство и сбыт сельскохозяйственной продукции, снабжение материально-техническими и финансовыми ресурсами, а так же социально-бытовое обслуживание жителей сельских территорий. В кооперации объединяются усилия для достижения целей, как отдельных индивидов, так и для удовлетворения социальных потребностей общества, возможность снижения транзакционных издержек и повышения эффективность производства за счет высокого уровня технического оснащения. Это позволит не только обеспечивать продовольственную безопасность России (которая на настоящий момент не соответствует стандартам), но и конкурировать с другими странами в условиях глобализации экономики, а так же предотвратить деградацию сельских территорий.
С целью реализации всех перечисленных преимуществ, а так же определения источников организационного развития и причин выживания или упадка потребительской кооперации в современных условиях российского предпринимательства рассмотрим жизненный цикл сельскохозяйственного потребительского кооператива.
Любая организация развивается по определенным законам, которые предусматривают наличие основных этапов (стадий), через которые она проходит. Этапы развития и кризисы роста называются жизненным циклом организации [6, с.126]. С помощью концепции жизненного цикла можно получить объяснение причин организационных изменений и источников роста современных организаций, а так же сформировать модели управления кооператива на основании закономерностей изменения показателей деятельности на разных стадиях жизненного цикла.
В рамках данного подхода важным моментом становится выделение стадий жизненного цикла сельскохозяйственного потребительского кооператива. Под стадией будем понимать определенные периоды функционирования кооператива, которым свойственные аналогичные внутренние ценности и ориентации [7, с. 68]. Жизненный цикл организации охватывает период времени, который характеризует ее способность к функционированию в условиях конкуренции и рыночной экономики. На современном этапе развития науки сущест-
вует более 20 моделей жизненного цикла организации, получившие свое развития с 50-х годов XX века. Разработка модели жизненного цикла сельскохозяйственного потребительского кооператива производится с использованием общепризнанных моделей жизненного цикла коммерческих организаций с учетом особенностей ведения некоммерческой деятельности. Данный процесс требует проведение эмпирического исследования представителей кооперативов. В качестве исследуемой гипотезы предлагается рассматривать модель жизненного цикла сельскохозяйственного потребительского кооператива как четырехэтапную.
Таблица - Модель жизненного цикла сельскохозяйственного потребительского кооператива
Стадия жизненного цикла Цели функционирования
Создание (процесс создания и становления сельскохозяйственного потребительского кооператива) - достаточное удовлетворение потребностей членов кооператива в услугах (социально-бытовых, информационно-консультационных и т.д. - в зависимости от вида кооператива); - создание материально-технической базы; - формирование кадрового обеспечения;
Рост (выход на рынок) - полное удовлетворение потребностей членов кооператива в тех или иных видах услуг; - оказание услуг не членам кооператива; - улучшение материально-технической базы;
Зрелость (максимизация дохода, повышение конкурентоспособности) - диверсификация услуг; - увеличение числа пайщиков; - привлечение ассоциированных членов в кооператив; - модернизация материально-технической базы;
Упадок (снижение дохода) - сохранение объемов оказываемых услуг; - сохранение материально-технической базы для создания нового образования;
В составе предложенной модели стадия упадка может так же рассматриваться в качестве перехода в новое образование, то есть организация, к примеру, коммерческой деятельности или переход на новый тип производства, качественно новый вид товаров, услуг.
При выдвижении гипотезы были учтены следующие особенности сельскохозяйственной потребительской кооперации:
- высокое влияние природно-климатических условий на деятельность кооператива;
- необходимость эффективной государственной поддержки;
- сочетание производства продукции и ее переработки с реализацией;
- более долговременная по сравнению с коммерческими организациями переориентацией с одного вида деятельности на другой;
- широкие возможности в сфере социального обеспечения сельских территорий.
Дальнейшее рассмотрение жизненного цикла сельскохозяйственного потребительского кооператива с применением методики эмпирического исследования и методов моделирования даст возможность определить факторы, влияющие на результативность деятельности сельскохозяйственного потребительского кооператива на разных стадиях жизненного цикла и сформировать предложения по разработке форм государственной поддержки малого агробизнеса в рамках механизма переход к частно-государственному партнерству.
Источники
1. Павлов А.Ю., Кудрявцев А.А., Пименова Д.В. Обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий в Пензенской области // Региональная экономика и управле-
ние: электронный научный журнал. 2013. № 2 (34). С. 77-85.
2. Ильясова А.В., Батова В.Н. Совершенствование системы формирования и использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных потребительских кооперативов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 296-301.
3. Игнатов В.С., Малюк Л.И., Павлов А.Ю. Итоги и направления развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пензенской области // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 5. С. 15-21.
4. Социально-экономическое положение Пензенской области в январе 2016 года: Доклад (официальное издание)/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области,- Пенза, ООП Пензаста-та, 2016 - 76с.
5. Афанасьева М.С. Развитие сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов (на материалах Пензенской области). Автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Российский государственный аграрный заочный университет. Москва, 2013.
6. Сиволап А.В. Основные направления в исследованиях теории жизненного цикла организации // Культура народов Причерноморья. 2011. № 215. С. 122 - 127.
7. Васильева М.А. Анализ жизненного цикла организаций потребительской кооперации // Российское предпринимательство. — 2008. — № 11 Вып. 2 (123). — с. 67-70.
РОЛЬ АГРАРНОЙ НАУКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ
Пшихачев С.М., к.э.н., дир. Института экономики Кабардино-Балкарского государственного аграрного университетаим. В.М. Кокова
Весь драматизм современной ситуации, сложившейся в аграрном секторе, в концентрированном виде мы находим в публикации академика РАН И.Н. Буздалова, посвященной теме научных основ и современной стратегии аграрной политики России. [1] Весьма аргументировано, И.Н. Буздалов анализирует ключевые направления перевода аграрной политики страны на научную основу, уделив особое внимание социальному статусу крестьянина, его праву выбора формы хозяйствования, необходимости реальной кооперации, взаимосвязи властных структур и хозяйствующих субъектов, обеспечив на деле приоритетное сельское развитие. Как им отмечено: «... Показаны концептуальная ущербность проводимой ныне в России аграрной политики, отставание в разработке теории и методологии ее новой модели, отвечающей инновационной стратегии развития сельского хозяй-
ства, учитывающий передовой зарубежный опыт в этой области» [1, с. 20]
Действительно, социально-экономические итоги трансформации аграрной экономики России за последние четверть века дают нам картину, когда время трудное переходное пройдено, но основные императивные проблемы касательно сельского хозяйства и селян обострились до предела! Это касается: сохраняющегося диспаритета в межотраслевом обмене аграрной отрасли с другими отраслями экономики страны, отсутствия при этом мотивации хозяйствующих на земле субъектов, а также трудностей конкурентного рыночного функционирования агропродовольст-венной системы, свертывания реального аграрного производства и неосуществимости в обеспечении расширенного воспроизводства, на фоне типичного перманентного состояния низко рентабельного, убыточного функциони-