Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 8, №6 (2016) http ://naukovedenie.ru/vol8-6 .php
URL статьи: http ://naukovedenie. ru/PDF/38EVN616.pdf
Статья опубликована 23.12.2016
Ссылка для цитирования этой статьи:
Афанасьева М.С. Разработка программы исследования жизненного цикла сельскохозяйственного потребительского кооператива // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/38EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 16-32-01046)
Разработка программы исследования жизненного цикла
Аннотация. Мировая и российская практика ведения сельского хозяйства указывает на весомую роль некоммерческих организаций, основным видом которых являются сельскохозяйственный потребительский кооператив. Применение теории жизненного цикла позволит разработать новые подходы к реализации программ поддержки малого агробизнеса, в том числе и мероприятий государственной поддержки. Целью исследования жизненного цикла кооператива является поиска источников организационного роста и путей повышения эффективности малого агробизнеса, объединяемого в кооперативные организации, как стратегического фактора развития агропромышленного комплекса Российской Федерации. Для проведения эмпирического исследования требуется разработать его программу, которая включает анкету для структурированного интервью с представителями кооперативов (председателями, директорами). В статье были рассмотрены определение, характеристики, барьеры развития и особенности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов с целью определения основных вопросов для составления анкеты. Вопросы структурируются по шести критериям: общие вопросы, финансовое состояние; продукция/услуги; материально-техническая база; численность пайщиков и кадровое обеспечение; рынок; информация. Каждый из критериев описывается набором показателей, анализ которых позволит охарактеризовать стадии жизненного цикла и определить механизмы перехода по ним. В соответствии с разработанной программой представлена гипотеза модели жизненного цикла кооператива и даны описания ее стадий по каждому из критериев. Автор представит четырехэтапную модель жизненного цикла кооператива, включающую стадии становления, роста, зрелости и упадка.
Ключевые слова: жизненный цикл; стадия; критерий; характеристика; сельскохозяйственный потребительский кооператив; сельскохозяйственная некоммерческая организация
1 440039, г. Пенза, проезд Байдукова/ул. Гагарина, д. 1а/11
УДК 658;005
Афанасьева Мария Семеновна
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», Россия, Пенза1
Доцент кафедры «Экономика и управление» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=620351
Жизненный цикл организации представляет собой ее изменения с определенной последовательностью состояний при взаимодействии с окружающей средой [7]. В теории жизненных циклов организации ученые предлагают различные модели (трех, пяти, десяти этапные), описание стадий, широкий набор их характеристик и механизмов перехода по ним. Современная наука всесторонне рассматривает данные понятия для коммерческих организаций. Однако мировая и российская практика ведения сельского хозяйства указывает на весомую роль некоммерческих организаций, основным видом которых являются сельскохозяйственный потребительский кооператив (СПоК).
В соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» СПоК представляет собой некоммерческую организацию, созданную сельскохозяйственными товаропроизводителями и гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива, например, потребностей в снабжении материально-техническими ресурсами, сбыте продукции, совместном использовании сельскохозяйственной техники, обслуживании социально-бытовой инфраструктуры сельской территории [7]. Условиями создания и функционирования кооператива являются добровольное членство посредствам объединения имущественных паевых взносов участников, ведение совместной производственной или иной хозяйственной деятельности и обязательность участия в ней членов кооператива. СПоК имеет возможность осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан [6]. Как уже было отмечено, целью деятельности потребительских кооперативов является не получение прибыли, а удовлетворение потребностей членов кооператива в тех или иных видах услуг. Финансовым результатом от предпринимательской деятельности потребительских кооперативов является доход, а не прибыль. Он направляется на развитие деятельности кооператива и распределяется между его членами согласно положениям, заложенным в уставных документах [5]. В СПоК не может быть и убытков, так как члены кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки дополнительными взносами.
Функционирование СПоК в условиях деградации сельских территорий, глобализационных процессов и политики импортозамещения при учете их некоммерческого характера деятельности определяет набор барьеров их развития (рисунок 1).
Рисунок 1. Барьеры развития сельскохозяйственного потребительского кооператива
(разработано автором)
При этом СПоК является уникальной формой совместной деятельности сельхозтоваропроизводителей и сельского населения, позволяющей удовлетворять потребности участников с наименьшим уровнем издержек. К особенностям деятельности данной организационной формы мы можем отнести следующие:
• синергетический эффект, который реализуется за счет оптимального взаимодействия производства, переработки, хранения, реализации, снабжения, информационно-консультационного обслуживания, повышения качества, снижения потерь продукции, трансакционных издержек [9], более эффективного использования средств производства, сокращения посреднических звеньев между производителями и потребителями;
• эффект масштаба, который достигается за счет дополнительных возможностей оптовой продажи продукции группы мелких товаропроизводителей, получения доступа к кредитным ресурсам и возможность страхования рисков, возможность экономии издержек на производство и транспортных расходов;
• адаптация к изменяющимся условиям внешней среды за счет объединения усилий членов кооператива, что позволяет отчасти повысить устойчивость кооперативов в условиях рынка жесткой конкуренции;
• высокое влияние природно-климатических условий на деятельность кооператива;
• зависимость членов кооператива от мероприятий государственной поддержки;
• широкие возможности в сфере социального обеспечения сельских территорий.
С целью исследования жизненного цикла некоммерческих сельскохозяйственных организаций, а именно сельскохозяйственных потребительских кооперативов, необходимо определить программу проведения эмпирического исследования в форме личного структурированного интервью представителей кооперативов. Рассмотренные определение, характеристики, барьеры развития и особенности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов позволили нам выделить основные вопросы для составления анкеты и разбиения вопросов на шесть категорий. Каждая категория позволит охарактеризовать определенную сторону деятельности кооператива и выявить закономерности в его организационном развитии. В качестве категорий выбраны следующие факторы: 1) общие вопросы, финансовое состояние; 2) продукция/услуги; 3) материально-техническая база; 4) численность пайщиков и кадровое обеспечение; 5) рынок; 6) информация.
Вопросы первой категории позволят сгруппировать и обработать ответы респондентов по следующим ключевым параметрам: период функционирования, инициатор создания, первоначальная цель функционирования, финансовое состояние, размер прибыли и направления ее распределения, размер выручки и наличие факта ее роста, источники заемных средств, основные проблемы, с которыми столкнулись в процессе деятельности, и оценку перспектив развития кооператива его представителем.
Вопросы категории «Продукция/услуги» позволят сформировать представление о виде деятельности кооператива, оказание услуг клиентам, не являющимся членами кооператива, диверсификации продукции (услуг) и ее причинах. Вопросы категории «Материально-техническая база» позволят рассмотреть такие факторы деятельности кооперативов, как обеспеченность кооператива элементами материально-технической базы, источники ее формирования, расширение или обновление ее элементов, причины данных процессов.
Категория «Численность пайщиков и кадровое обеспечение» позволит определить численный состав кооператива, привлечение наемных работников, их квалификацию и
уровень образования, а так же определить, кто ведет бухгалтерский учет и оперативное управление деятельностью кооператива.
Вопросы категории «Рынок» направлены на определение информации по каналам сбыта продукции, условиям ее реализации и барьерам входа на рынок. Категория вопросов «Информация» позволит отразить уровень информационного обеспечения кооперативов, их вовлеченность в мероприятия, проводимые организациями информационно-консультационной инфраструктуры и органами власти, каналы распределения информации и участие кооперативов в государственной поддержке.
Систематизация и анализ данных, полученных в результате структурированного опроса представителей потребительских кооперативов сельской местности, позволит разработать модель жизненного цикла кооператива с целью определения источников организационного развития и причин выживания или упадка в современных условиях российского предпринимательства.
В процессе исследования были проанализированы наиболее известные и применимые модели, которые активно используются в концепции жизненных циклов коммерческих организаций, к которым относятся 10-этапная модель Адизеса И. [2], 5-этапные модели Э.М. Короткова [3], Мироненко Ю.Д. и Тереханова А.К. [8], 4-этапную модель Миллера Д. и Фризена П. [13]. Рассмотрены так же исследования жизненных циклов некоммерческих организаций [1, 10], в том числе и кооперативных [4]. В качестве гипотезы исследования была выбрана четырехэтапная модель жизненного цикла, в основу которой были положены исследования Васильевой М.А. [4], Широковой Г.В. [11] и Миллера Д. [12]. Предложенная модель включает этапы становления, роста, зрелости и упадка, для каждого из которых были определены критерии определения по шести категориям.
Описание стадии «Становление» заключается в следующих характеристиках:
1. Период функционирования кооператива составляет до двух лет, выручка в среднем для сельскохозяйственного потребительского кооператива на уровне 100 000 руб., кооператив не получает прибыль, убыток покрывается за счет личных средств членов кооператива.
2. Кооператив оказывает услуги только своим членам и стремится к полному удовлетворению их потребностей в данных услугах.
3. Материально-техническая база находится в периоде формирования, основной источник - совместное использование земельных участков, техники и других элементов, находящихся в собственности членов кооператива, аренда элементов материально-технической базы или приобретение за счет заемных средств и средств государственной поддержки.
4. Численность пайщиков небольшая (5-10 членов), происходит формирование членской базы. Руководство кооперативом осуществляет председатель или инициативная группа из членов кооператива, наемные работники не привлекаются. Учет деятельности кооператива ведет один из его членов или привлеченное физическое лицо (по личной договоренности).
5. Рынок сбыта продукции ограничен территорией населенного пункта, происходит поиск каналов сбыта продукции.
6. Информационно-консультационное обеспечение на низком уровне, связи с элементами информационно-консультационной инфраструктуры не установлены. Основные источники информации - Интернет.
Стадию «Рост» можно описать следующим образом:
1. Период функционирования кооператива составляет 2-3 года, выручка в среднем для сельскохозяйственного потребительского кооператива на уровне 300 000 руб., кооператив получает прибыль, которая распределяется на обновление и расширение материально-технической базы.
2. Кооператив оказывает услуги организациям и населению, не являющимся его членами, но в незначительном объеме (5-10% от всех оказанных услуг).
3. Материально-техническая база достаточна, но требует обновления (ремонта, приобретения новых элементов).
4. Численность пайщиков небольшая (5-15 членов), но имеются резерв по ее увеличению. Руководство кооперативом осуществляет председатель, наемные работники привлекаются на сезонные работы. Учет деятельности кооператива ведет один из его членов или привлеченное физическое лицо (по личной договоренности).
5. Рынок сбыта продукции (оказания услуг) ограничен территорией района, где расположен кооператив. Продукция может реализоваться так же на ярмарках выходного дня в областном центре.
6. Информационно-консультационное обеспечение не эффективное. Основные источники информации - Интернет и коллеги. Кооператив плохо информирован о господдержке и неактивно участвует в мероприятиях, организованных представителями информационно-консультационной инфраструктуры и органами власти.
Стадия «Зрелость» может сопровождаться следующими характеристиками:
1. Период функционирования кооператива составляет 4-8 лет, выручка в среднем для сельскохозяйственного потребительского кооператива на уровне 800 000 руб., кооператив получает прибыль, которая распределяется как на обновление и расширение материально-технической базы, так и на кооперативные выплаты.
2. Кооператив полностью удовлетворяет потребности членов в оказываемых услугах и оказывает услуги организациям и населению, не являющимся его членами в значительном объеме (до 50% от всех оказанных услуг).
3. Материально-техническая база полностью укомплектована, происходит обновление и расширение ее элементов, внедряются новые наукоемкие технологии ведения сельского хозяйства.
4. Численность пайщиков увеличивается, привлекаются ассоциированные члены. Руководство кооперативом осуществляет председатель или наемный менеджер, наемные работники привлекаются на все виды работ. Учет деятельности кооператива ведет бухгалтер, так же привлекаются юристы и технологи.
5. Рынок сбыта продукции (оказания услуг) не ограничен территорией района, где расположен кооператив. Продукция может реализоваться через торговые сети и магазины розничной торговли в областном центре, а также в соседних областях.
6. Информационно-консультационное обеспечение достаточное. Основные источники информации - Интернет, органы власти, банки и коллеги. Кооператив достаточно информирован о господдержке и активно участвует в мероприятиях, организованных представителями информационно-консультационной инфраструктуры и органами власти. Кооператив выступает в качестве рекламно-информационной площадки для представления информации о развитии кооперации в регионе.
Стадия «Упадок», предусматривающая два пути развития кооператива, в случае оптимистичного развития сохраняет объемы оказываемых услуг материально-техническую базу для создания нового образования.
Таким образом, представленная гипотеза исследования однозначно требует дальнейшего эмпирического подтверждения. Проведенное теоретическое исследование и составленная в его рамках программа анкетирования представителей кооперации, несомненно, указывает на скрытый потенциал данной некоммерческой формы хозяйствования по росту показателей сельскохозяйственного производства как залог развития его инфраструктуры и объединения интересов всех участников процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адизес И. Схожие черты и различия между коммерческими и некоммерческими организациями по модели жизненных циклов Адизеса // Экономические стратегии. 2008. Т. 10. №1. С. 126-129.
2. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / И. Адизес; пер. с англ. под науч. ред. А.Г. Сеферяна. - СПб.: Питер, 2007. - 384 с.
3. Антикризисное управление: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / Э.М. Коротков и др.; ред. Э.М. Коротков; Гос. ун-т управления. - М.: Инфра-М, 2003. - 431 с.
4. Васильева М.А. Анализ жизненного цикла организаций потребительской кооперации // Российское предпринимательство. - 2008. - №11 Вып. 2 (123). - с. 67-70.
5. Ильясова А.В., Батова В.Н. Совершенствование системы формирования и использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных потребительских кооперативов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. №8 (12). С. 296-301.
6. Киндаев А.Ю., Палаткин И.В., Тарасова Т.В. Проблемы развития и государственной поддержки сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов // Интернет-журнал Науковедение. 2013. №6 (19). С. 40.
7. Кушнир И.В. Организационное поведение. 2009 // Институт экономики и права Ивана Кушнира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika/o002/index.htm [Дата обращения 11.10.2016].
8. Мироненко Ю.Д. Роль стратегического управления компанией в ее организационном развитии / Ю.Д. Мироненко, А.К. Тереханов // Корпоративные системы. - 2004. - №5. - C. 5-11.
9. Ушачев И.Г. Организация внедрения программно-целевых методов управления при реализации Государственных программ развития сельского хозяйства на уровне субъектов Российской Федерации. Методические рекомендации / И.Г. Ушачев, И.С. Санду. - Тула: Гриф и К, 2010. - 264 с.
10. Шендик Т.А. О жизненном цикле общественно-политических организаций // Проблемы управления (Минск). 2015. №4 (57). С. 144-149.
11. Широкова Г.В. Жизненный цикл организации: концепции и российская практика- 2-е изд. - СПб.: Высшая школа менеджмента: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. - 480 с.
12. Miller D. A Longitudinal Study of the Corporate Life Cycle / D. Miller, P. Friesen // Management Science. - 1984. - Vol. 30. - N. 10. - P. 1161-1183.
13. Miller D. Organizations: A Quantum View / D. Miller, P. Friesen, H. Mintzberg. -Prentice Hall, 1984. - P. 68-86.
Afanasyeva Mariya Semenovna
Penza state technological university, Russia, Penza E-mail: [email protected]
The development of a program of study on the life cycle of agricultural consumer cooperative
Abstract. World and Russian practice of agriculture points to a significant role of non-profit organizations, the main of which are agricultural consumer cooperative. Application of the theory of the life cycle will allow to develop new approaches to the implementation of programs to support small agribusiness, including measures of state support. The aim of the study the life cycle of a cooperative is the search for sources of organizational growth and ways to improve the efficiency of small agribusiness, we unite in cooperative organizations as a strategic factor of development of agroindustrial complex of the Russian Federation. For empirical research is required to develop its programme, which includes a questionnaire for structured interviews with representatives of cooperatives (chairmen, directors). The article describes the definition, characteristics, barriers of development and peculiarities of activities of agricultural consumer cooperatives with the aim of identifying the main issues for drawing up the questionnaire. The questions are structured according to six criteria: general questions financial condition; products/services; logistical base; the number of shareholders and personnel support; market information. Each criterion is described by a set of indicators, whose analysis will allow to characterize the stages of the life cycle and to determine the mechanisms of transition for him. In accordance with the developed program presents the hypothesis of the life cycle model of the cooperative, and describes its stages on each of the criteria. The author will present a four-phase life cycle model of the cooperative, including its infancy, growth, maturity and decline.
Keywords: life cycle; stage; criterion; characteristic; agricultural consumer cooperative of agricultural non-profit organization