Научная статья на тему 'Актуальные задачи совершенствования организационно-экономического механизма интеграции в продовольственой сфере'

Актуальные задачи совершенствования организационно-экономического механизма интеграции в продовольственой сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные задачи совершенствования организационно-экономического механизма интеграции в продовольственой сфере»

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИНТЕГРАЦИИ В ПРОДОВОЛЬСТВЕНОЙ СФЕРЕ

Дибиров А.А., к.э.н., зав. отд. Северо-Западный научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства

При исследовании потенциала развития агропромышленной интеграции следует выделить следующие основные аспекты. Первый -необходимость учета общемировых тенденций и закономерностей в развитии взаимосвязей сельского хозяйства, перерабатывающих, торговых и обслуживающих и смежных предприятий. Второй - необходимость проведения анализа условий и факторов, влияющих на темпы развития процесса агропромышленной интеграции в стране в последние годы. Третий - необходимость выявления принципов формирования, согласования и реализации интересов участников в деятельности интегрированных формирований.

Анализ организационно-экономических отношений интегрированных формирований (ИФ) по продуктовой цепочке производства -переработки - логистики - реализации сельскохозяйственной продукции в АПК показывает, что большинство функционирующих механизмов не сбалансировано, дают сбои и недостаточно ориентированы на решение задач повышения конкурентоспособности выпускаемой конечной продукции, удовлетворения запросов потребителей. Основная проблема по цепочке создания продукта - нарушение эквивалентности обмена между партнерами, отсутствие механизма согласования интересов в результате - низкая производительность использования факторов производства. Олиго-польное и монопольное положение на рынке продовольствия участников перерабатывающих организаций и торговых сетей позволяет им диктовать цены для сельскохозяйственных, вспомогательных и обслуживающих организаций. В результате, меры государственной поддержки сельскохозяйственных организаций не дают ожидаемого эффекта, финансовые средства и субсидии, получаемые сельскохозяйственными организациями, частично изымаются, через ценовой механизм монопольными поставщиками, перерабатывающими и торговыми организациями[1].

Исследование стоимостных отношений в продуктовых комплексах позволило установить следующую закономерность: чем выше степень самостоятельности каждого из переделов в производственной цепи комплекса, тем сложнее построить долгосрочные эконо-

мические взаимоотношения сбалансированную систему ценового механизма и взаиморасчетов, удовлетворяющую интересы всех участников производственного процесса создания продукта в цепи. По причине недостаточного развития рыночной инфраструктуры (оптовых продовольственных рынков, современных складов хранения и логистической цепи продвижения продукции) отечественная продукция на рынке становиться не коркурен-тоспособной.

В продовольственном рынке преобладает ситуация, при которой одни структурные звенья в цепочке создания стоимости продукции (монопольные поставщики сырья, удобрений, перерабатывающие организации, торговые сети) осуществляют дисфункциональное поведение по отношению к предыдущей или последующей стадии создания ценности, используя рыночную власть и выгодное положение в заключительной стадии доведения продукции до потребителя, таким образом они диктуют условия о покупке продукции в свою пользу, но в ущерб предыдущему звену и в целом -продуктовому комплексу.

В этих условиях на практике широкое распространение получают те интегрированные объединения, которые для устранения дисфункционального поведения по цепочке создания продукта получают контроль над всей цепочкой создания продукта. В продуктовых комплексах в стране преобладают интегрированные формирования созданные на основе концентрацией капитала у головной компании с жесткой связью управления по всей цепочке создания продукта (агрохолдинги). Договорная -мягкая форма интеграции в АПК сокращается и теряет привлекательность для предпринимателей в связи низким уровнем социального капитала участников в цепочке создания продукта. Агрохолдингам более гибко удаётся адаптировать ценовой механизм резким конъюнктурным скачком рыночных цен, обоснованно устанавливать плавающие внутренние трансфертные цены между участниками в целях установления между ними эквивалентного обмена с учетом разницы между внешней ценой и внутренней. Организационно-экономический механизм агрохолдинга, формируемый на принципах единоначалия в

управлении позволяет на первоначальном этапе его создания эффективно использовать производственные ресурсы, привлекать инвестиции для модернизации деятельности, быстрому устранению узких мест в цепочке создания ценности для конечного потребителя. Однако в долгосрочной перспективе агрохол-динги подвергаются влиянию оппортунистического поведения работников, снижению их трудовой мотивации, росту внутренних издержек производства, снижению качества выпускаемой продукции, в конечном счете, понижению -управляемости интегрированного формирования.

В то же время, мягкая форма интеграции в продовольственной цепочке производства имеет преимущества за счет лучшего использования в сочетании конкуренции и сотрудничества между множествам самостоятельных предпринимательских организаций по горизонтали и вертикали производственной деятельности. Возможность добровольности участия в интегрированном формирования и выхода из него в случае необходимости не ущемляет свободу и инициативность предпринимательской деятельности участников. Данная форма интеграции позволяет объединить в группу множество мелких, средних и крупных организаций различных правовых и организационных форм, на договорном типе сотрудничества, взаимного переплетения капитала, на основе и технологического единства по созданию продукта, а также в различном сочетании всех трех форм в рамках одной интегрированной структуры.

Мировая практика в продовольственной сфере свидетельствует, что страны достигают конкурентных преимуществ и высокого уровня само- обеспечения продуктами питания не столько благодаря крупным интегрированным формированиям, базирующимися на концентрации капитала, сколько благодаря присутствию многообразия организационно-экономических форм интеграции мелких, средних и крупных производителей, поддержанием внутренней конкурентной среды и институциональных механизмов, способных непрерывно совершенствовать конкуренцию на продовольственном рынке.

В хозяйственной деятельности автономных и независимых организаций и предпринимателей в результате взаимодействия субъектов друг с другом через рыночный механизм существуют условия, при которых им выгодно функционировать отдельно, и есть условия, когда более выгодно объединяться в группы. Объединение в группы будет осуществляться,

если выгоды от интеграции перевесят негатив от потери свободы действия, притом выгоды должны быть существенными и нести немедленно ощутимый эффект.

В рамках интегрированного формирования изменившиеся условия могут влиять на сами объекты, вступающие в групповые отношения. Во всех случаях, кроме простых механических систем, объекты, вступая в групповые отношения, «упруго приспосабливаются» к совместному существованию, т.е. одиночный объект и тот же объект, находящийся в составе интегрированной группы, проявляют разные свойства: какие-то свойства, нужные в одиночной жизни, оказываются ненужными (или даже мешающими) в коллективной и они должны быть ослаблены / приглушены /, подстроены или даже выключены [2].

Интеграционное формирование, как сложная динамическая система, развивается, благодаря способности самоуправления и саморегуляции, выбору оптимальных форм деятельности. Этот выбор, согласно синергетиче-ской теории, осуществляется по законам взаимопревращения устойчивости и изменчивости, конкуренции и сотрудничества (гармонии и дисгармонии), в которых проходит поиск и опробование различных траекторий дальнейшего процесса развития ИФ, пока сила притяжения будущего (так называемый аттрактор) не установит, какая из них оптимальна для формирования более высокого типа упорядоченности данной системы [3]. .

ИФ, как сложная динамическая система, стремится к самосохранению, которое достигается за счет действия двух механизмов: консервативного, обеспечивающего устойчивость системы за счет сохранения «положительного старого», и инновационного, «созидательного разрушения», определяющего адекватную реакцию системы на изменения внешней среды и тем самым обеспечивающего ее развитие. Устойчивость существования ИФ как системы, исходя из теории синергетики, обуславливают следующие принципы:

1. Принцип гомеостатичности, который характеризует поддержание существенно важных для сохранения системы параметров в допустимых минимальных и максимальных пределах (например, для каждого участника ИФ этот ключевой параметр - рентабельность продаж, который должен быть в интервале не менее 15% и не более 35%). Это достигается путем саморегулирования внутренних трансфертных цен. Выполнение данного условия позволяет достичь смягчения возмущений рыночной среды и поддержания устойчивости

в производственной деятельности основных организаций по всей цепочке производства продукции в определенный временный период. За данный период времени адекватное действие органов управления ИФ на внутреннюю среду должно привести ее к изменению и адаптации к внешней среде при сохранении гомео-статичности каждой из подсистемы ИФ в заданных параметрах. ИФ стремится к выработке механизмов, блокирующих нарастание в ней негативных тенденций. В экономической деятельности роль естественного отбора играет конкуренция между товаропроизводителями.

2. Принцип иерархичности ИФ, как системы, предполагает определенную уровне-вую организацию ее внутренней структуры.

Отношения между различными стадиями производства - переработки - торговли связаны по цепочке для создания единого целого, они взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, развитие каждого из них линейно зависит от предыдущего и оптимизируется под взаимным влиянием.

Системоорганизующей составляющей интеграции по продуктовой цепочке является ориентация всех участников интеграции на удовлетворение потребности конечного потребителя. Ориентация участников интеграции

на потребности конечного потребителя позволяет мобилизовать эту группу взаимодействующих предприятий на достижение конечной маркетинговой цели - согласование интересов потребителя и продавца. Данное условие должно выполнять роль объединяющего и справедливого, с точки зрения всех участников системы, принципа.

Источники

1. Дибиров А.А. Перспективные модели развития интеграционных формирований в АПК. Сборник: Форсайт "Россия": дизайн новой промышленной политики Санкт-Петербургский международный экономический конгресс - СПЭК-2015. Институт нового индустриального развития (ИНИР) им. С.Ю. Витте. 2015. С. 643-652.

2. .Кешелава В. Б. Основные закономерности процессов самоорганизации и преобразования сложных структур. http://spkurdyumov.ru/ category/networks/

3. Тельнова Н.А. Основные принципы синергетики и их методологическое значение. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. Выпуск № 5 / 2006. С. 14-19

4. Дибиров А.А. Конкурентные преимущества и потенциал развития интегрированных и кооперативных формирований в АПК СЗФО РФ. Никоновские чтения. 2015. № 20. С. 278-282.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА

Афанасьева М.С., к.э.н., доц., Кармышова Ю.В., к.э.н., доц., Палаткин И.В., д.э.н., проф., зав. кафедрой ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет»

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 16-32-01046)

Современное состояние агропромышленного комплекса Российской Федерации указывает на наличие системных проблем, которые находят свое отражение в деградации сельских территорий, низкой конкурентоспособности отечественной продукции сельского хозяйства, неэффективной государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей [1].

Практика показывает, что в аграрной отрасли большую роль играет малый бизнес, который производит более 50% продукции растениеводства и около 40% продукции животноводства, а так же является залогом развития сельской местности, механизмом борьбы с безработицей среди сельского населения и основным источником их доходов [2, 3], что позволяет рассматривать малый агробизнес как стратегический фактор развития агропромышленного комплекса Российской Федерации. В связи с этим актуальность приобретает поиск

источников организационного роста и путей повышения эффективности малых форм хозяйствования в сельской местности.

Направления государственной политики в области агропромышленного комплекса и мировой опыт указывают на перспективность рассмотрения некоммерческих форм организации производства сельскохозяйственной продукции, среди которых само распространенной является сельскохозяйственный потребительский кооператив. Так по официальным данным агропромышленный комплекс Пензенской области на начало 2016 года включает 1427 учтенных в Статрегистре организаций, из 889 -сельскохозяйственные потребительские кооперативы [4]. Потребительский кооператив -уникальная форма сотрудничества, сочетающая в себе преимущества некоммерческой организации, объединяющей усилия юридических лиц и граждан для достижения конку-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.