Научная статья на тему 'Жизненный стиль женщины среднего возраста на этапе отделения взрослого ребенка от семьи'

Жизненный стиль женщины среднего возраста на этапе отделения взрослого ребенка от семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
830
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ СТИЛЬ / ЖЕНЩИНА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ С РОДИТЕЛЯМИ / СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕПАРАЦИЯ ВЗРОСЛОГО РЕБЕНКА / WOMAN''S RELATIONSHIP WITH HER PARENTS / ADULT CHILD''S SEPARATION / LIFESTYLE / MIDDLE-AGED WOMAN / PSYCHOLOGICAL RESPONSIBILITY / MARITAL RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Подобина Оксана Борисовна, Воронина Мария Евгеньевна

Определение составляющих позитивного стиля жизни можно назвать актуальным направлением психологических исследований. В статье представлен анализ некоторых условий, которые влияют на формирование жизненного стиля женщин среднего возраста, результаты собственного исследования авторов, развернутого в ситуации отделения взрослого ребенка от семьи и совладания с эмоциональными трудностями этого этапа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Middle-aged woman's lifestyle at the stage of a grown up child''s separation from the family

The definition of positive lifestyle components can be called topical in psychological research. The paper analyses factors influencing specific middle-aged women's life-style and presents the empirical study results concerning adult son's or daughter's separation from a family and mothers` coping with emotional difficulties of this developmental stage.

Текст научной работы на тему «Жизненный стиль женщины среднего возраста на этапе отделения взрослого ребенка от семьи»

УДК 159.923

Подобина Оксана Борисовна

кандидат психологических наук, доцент

Воронина Мария Евгеньевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова oxanpodobina@mail.ru, mariaantonvoron@mail.ru

ЖИЗНЕННЫЙ СТИЛЬ ЖЕНЩИНЫ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА НА ЭТАПЕ ОТДЕЛЕНИЯ ВЗРОСЛОГО РЕБЕНКА ОТ СЕМЬИ

Определение составляющих позитивного стиля жизни можно назвать актуальным направлением психологических исследований. В статье представлен анализ некоторых условий, которые влияют на формирование жизненного стиля женщин среднего возраста, результаты собственного исследования авторов, развернутого в ситуации отделения взрослого ребенка от семьи и совладания с эмоциональными трудностями этого этапа.

Ключевые слова: жизненный стиль, женщина среднего возраста, психологическая ответственность, отношения женщины с родителями, супружеские отношения, сепарация взрослого ребенка.

Жизненный стиль - уникальный для каждого человека способ взаимодействия с жизнью и приспособления к ней раскрывается как особый, присущий данному индивиду способ восприятия условий жизни, особая манера поведения, действий [1]. К средине жизни большинство людей обладают устойчивым, отличающимся индивидуально неповторимыми чертами и вариативностью стилем жизни. Наше исследовательское внимание обращено к женщинам среднего возраста, которых в научно-популярной литературе зачастую называют женщинами поколения «сэндвич» (англ. «sandwich generation»). Это женщины, которые «зажаты» между двух поколений: своих взрослых детей и собственных родителей [14, с. 3]. И те, и другие требуют внимания, заботы, материальных вложений со стороны женщины среднего возраста, как по объективным причинам, так и ввиду особенностей психологии самих женщин (высокого уровня субъективного чувства ответственности за своих близких). Кроме того, этнокультурные особенности супружеских отношений в России зачастую создают для женщины дополнительный «слой сэндвича» в виде «родительской» ответственности за мужа.

Чем же характеризуется жизненный стиль женщин этого возраста? Основное достижение возраста, в котором находятся участницы исследования -забота (по Э. Эриксону); можно с большой долей уверенности сказать, что эта социально-психологическая «вершина» развития ими «завоёвана». Однако распределение женщиной среднего возраста своей заботы между выросшими детьми, своими родителями, супругом, собственной личностью подчас очень противоречиво, неоднозначно, вызывает трудные для неё вопросы и тяжёлые переживания. Распределение женщиной заботы непосредственно связано с субъективной оценкой своей ответственности за каждого из близких людей как «осознанием своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и собственной жизни, а также сознательным управлением этой способностью» [8, с. 21].

Во-первых, важное значение для женщины имеет чувство родительской ответственности. Родительская ответственность формируется на ранних этапах взаимоотношений матери и ребёнка. По мнению Р.В. Овчаровой, возникновение ответственности может по-разному локализоваться во времени: задолго до появления ребенка на свет, во время беременности и родов, сразу после рождения ребенка, либо спустя некоторое время. Чувство ответственности - это один из важнейших компонентов структуры родительства. В интервью, которое Р.В. Овчарова проводила с беременными женщинами и родителями, уже имеющими детей, ответственность упоминается в числе первых в ряду ассоциаций, вызываемых словом «родительство». По мере взросления ребёнка матери необходимо постепенно передать ответственность за его жизненный путь ему самому. Однако для многих женщин принять самостоятельность, автономность ребёнка оказывается сложной задачей. Ответственность связана с определенной тревогой, беспокойством за судьбу ребенка, его здоровье, душевное и духовное развитие. Ответственность определяет направленность поведения матери: либо предупредить возможные болезни, несчастья, либо облегчить переживания, страдания ребенка. Зачастую ответственность может перерастать в гиперопеку, сверхтревожность [9, с. 34]. В период отделения взрослого ребёнка объективно не оправданная ответственность за молодого взрослого ложится «лишним грузом» на плечи женщины среднего возраста.

Вторая важная зона семейной ответственности для женщины - стареющие родители. Вероятно, по мере старения прародителей между ними и их дочерью происходит смена ролей. Смена ролей означает, что теперь женщина ответственна за физическое и психологическое благополучие своих родителей, как когда-то те отвечали за неё, в психологическом смысле она становится матерью для своих родителей. Построение этих новых отношений могут вызывать негативные эмоции у обеих сторон. И родители, и дочь испытывают на себе новые формы зависимости друг от друга, могут

© Подобина О.Б., Воронина М.Е., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

63

подсознательно сопротивляться этим изменениям. Результатом может стать сниженный эмоциональный фон, депрессивные проявления (особенно у стареющих родителей, для которых исполнение внутрисемейных ролей играет особую роль ввиду снижения социальной активности за пределами семьи), острые межличностные конфликты между дочерью и родителями пожилого возраста.

Следующий объект ответственности для женщины среднего возраста - супруг. На первый взгляд это звучит парадоксально, поскольку объективно супруг должен играть роль равноправного партнёра, помощника, который берёт на себя равную или большую (по сравнению с супругой) часть семейной ответственности. Однако психологический анализ современной российской семьи «рисует» иную картину семейных отношений. Современная семья - это семья, в которой ответственность несёт доминантная мать. А.Я. Варга объясняет такую особенность семейных взаимоотношений двумя причинами. «Первая причина - это мощная роль женщины в культуре. В русской народной сказке мужчина - герой-послушник. Он выигрывает лишь в том случае, если слушается мудрых советников -конька-горбунка, серого волка, возлюбленной жены. Вторая причина - это новая история страны, которая отвела женщине особенную роль. В течение многих десятилетий мужчины погибали насильственной смертью: две мировых войны, гражданская война, сталинский террор. Женщины оставались одни, выживали, выращивали детей, передавали им культуру жизни без мужчин. Эмоциональная энергия, которая в стабильном благополучном обществе поглощается супружескими отношениями, переносилась в отношения с детьми. Эта традиция сохранилась, и сегодня типичная семья -это коалиция матери с детьми в центре системы и муж на ее периферии» [2, с. 1]. Эту мысль подтверждает В.Н. Дружинин, опираясь на анализ русских анекдотов: «если верить анекдотам, в русской семье доминирует жена, а муж занимает подчиненную позицию...» [5, с. 122]. Жена в анекдотах находчива, хитра, подозрительна, любит покомандовать в семье, занимает доминантную позицию и не собирается ее уступать; она погружена в домашние заботы и хлопоты, устает от хозяйства, но умела и вынослива. Русский муж в анекдотах глуповат, прост, груб, труслив, слаб, любит выпить, подчинен семье в целом и жене в частности, является нахлебником, «для него главное, чтобы вовремя кормили» [5, с. 123-126].

В итоге вместо помощи и поддержки женщина получает дополнительный источник нагрузки и ответственности. Это подтверждается результатами нашего исследования [3], в ходе которого выяснилось, что чем выше женщины оценивают свою эмоциональную близость с партнёром (тем самым признавая свою обязанность заботиться о нём), тем

выше вероятность возникновения у нее чувства усталости, напряжённости. Основной вклад в поддержание благополучия супружеских отношений на интересующем нас возрастном этапе, по всей видимости, также вносит женщина.

Кроме того, очень существенной сферой ответственности современной женщины является её профессиональная деятельность. Большинство женщин сейчас работают, однако нередко основным мотивом трудовой деятельности является поддержка мужа в материальном обеспечении семьи (либо полностью материальное обеспечение семьи, если мужа нет). Опрос взрослых женщин в нашей стране показал, что 40 % из них работают только ради денег. Второй по распространенности у них мотив -желание быть в коллективе, и лишь третий - интерес к содержанию профессиональной деятельности [6, с. 69]. Таким образом, материальную ответственность за семью женщина также очень активно разделяет с супругом, а нередко занимает в этой сфере лидирующую позицию, зарабатывая больше, чем супруг.

Вот каковы, на наш взгляд, обстоятельства, в которых проявляется стиль жизни женщин среднего возраста в современной России. Как утверждал Адлер, «пока человек находится в благоприятной ситуации, мы не можем заключить о его стиле жизни со всей определенностью. Однако в новых ситуациях, когда человек сталкивается с трудностями, стиль жизни вырисовывается ясно и отчетливо» [1]. Одной из таких ситуаций, которые позволят определенно говорить о стиле жизни женщины поколения «сэндвич», является ситуация отделения взрослого ребенка от семьи.

Особенностью российской семьи является сильная психологическая и материальная зависимость взрослых детей от своих родителей, их суверенность в семье практически отсутствует [11, с. 159]. Молодое поколение гораздо теснее и жестче связано с предыдущим поколением, чем в странах Западной Европы и Америки. Эту зависимость детей поддерживает родительское чувство опасности, которое толкает родителей постоянно контролировать детей и сопротивляться (часто не полностью осознав мотивы сопротивления, а потому ещё эмоциональнее) их самостоятельности. Контроль усиливает и осложняет психологические проблемы взрослых детей, мешает им строить собственную здоровую семейную систему, создаёт противоречивое отношение к автономии, желание пользоваться опекой в одних областях семейной жизни и быть самостоятельными в других [11, с. 162]. Поэтому важным аспектом проблемы ухода взрослого ребёнка из родительского дома является именно характер переживания этой ситуации родителями.

Традиционно в фольклорных источниках, популярной медицинской, психологической литературе, психологических исследованиях период сепарации

взрослого ребёнка описывается как кризисный период именно для матерей, которые эмоционально более тесно связаны с ребёнком. Поэтому содержанием нашего исследования стало изучение переживания этой ситуации матерью. Существующие исследования данной проблемы (Reinke, Ellicott, Harris & Hancock, 1985; Rubin, 1980; Alpert, Richardson, 1980; Cooper, Guttman, 1987; Aquilino, 1996; Lauer, Lauer, 1999; Dennerstein, Dudley, Guthrie, 2002) дают представление о динамике и индивидуальных различиях эмоционального состояния матерей в интересующий нас период, однако не отвечают на вопрос о причинах различий [7; 14].

Один из факторов, влияющих на характер переживания матерью ситуации сепарации взрослого ребёнка, - особенности отношений женщины с собственными родителями, характер участия в их жизни. В этой сфере можно выделить два аспекта, которые влияют на то, каким образом мать будет переживать отделение взрослого ребёнка от родительской семьи. Во-первых, вероятнее всего, женщина будет наследовать те способы взаимодействия, психологические проблемы, которые существовали между ней и её матерью, приписывать ребёнку особенности, отражающие её собственные взаимоотношения с родителями [11, с. 314].

Во-вторых, важным аспектом является характер отношений женщины с родителями, который существует на момент ухода её взрослого ребёнка из семьи. Взаимоотношения с родителями остаются одними из самых важных контактов взрослого человека. По данным существующих исследований, частота встреч взрослых людей со своими родителями имеет два пика, первый из которых приходится на возраст 25-39 лет, когда у респондентов появляются дети, а второй - на 50-59 лет, когда родители респондента перешагивают 70-75-летний рубеж. В первом случае встречи, скорее, необходимы детям (родители оказывают помощь по уходу за внуками), а во втором - родителям (теперь взрослые дети ухаживают за ними) [4]. Очень часто на этом этапе родители женщины начинают очень остро нуждаться в серьёзной помощи с её стороны. Поэтому доминантой отношений взрослой дочери и родителей пенсионного возраста является забота, опека и материальная помощь со стороны дочери. Особый смысл и значение это приобретает для русской, православной по своей сути культуры, в которой очень сильны семейные межпоколенные связи; уважение к старшим, их неоспоримый авторитет - очень важный элемент коллективного бессознательного русских людей. Можно предположить, что в настоящее время в силу изменившихся смыслов взаимоотношений между поколениями, у женщины мотивом помощи стареющим родителям скорее становится чувство вины, имеющее своим источником описанную выше бессознательную установку. В повседневной жизни всё это требует от

женщины постепенного увеличения временных, физических и моральных ресурсов, затрачиваемых ею на общение и помощь своим родителям. Дочери могут испытывать физическое и психологическое напряжение в результате своих опекунских усилий. Уход ребёнка из семьи в данной ситуации помогает женщине высвободить время и силы [7, с. 698-699].

С другой стороны, близкие отношения женщины с родителями в период отделения её собственного ребёнка от семьи являются ресурсом, который позволяет ей легко справиться с этой ситуацией, позволяет реализовать свои альтруистические потребности. Большинство авторов рассматривает отношения женщины с собственными родителями именно в этом ключе (Г. Крайг, А.А. Реан, А.Я. Варга, Л.Б. Шнейдер, О.А. Карабанова, Т.В. Андреева). Однако существуют немногочисленные исследования, косвенно рисующие другую картину: жен-щины-«опекуны» своих стареющих родителей, имеющие зависимых детей, часто испытывают меньшее напряжение и большее чувство благополучия, чем те, у кого дети уже «вылетели из гнезда» (Stull, Bowman & Smerglia, 1994) [7, с. 690700]. Близкие результаты были получены и в ходе нашего исследования.

В исследовании приняли участие 34 женщины, у которых в течение последнего года взрослый ребёнок стал жить отдельно от родительской семьи. Возраст респондентов - от 36 до 55 лет (средний возраст - 47 лет). По показателю участие в жизни собственных родителей выборку можно разделить на две группы: 26 матерей принимают участие в жизни родителей, 9 матерей - не принимают участие в жизни своих родителей (основная причина -смерть последних). Для оценки эмоционального состояния женщин мы использовали методики: «Типовое семейное состояние» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкого, 1987, методика определения уровня депрессии В.А. Жмурова, 1994; наличие или отсутствие факта участия матерей в жизни собственных родителей мы выявляли с помощью авторской анкеты. Для выявления различий в особенностях эмоционального состояния наших респондентов, участвующих и не участвующих в жизни собственных родителей был использован U-критерий Ман-на-Уитни.

Выявлено статистически значимое различие между группами женщин, участвующих в жизни собственных родителей на момент начала раздельного проживания с ребёнком и женщинами, которые в этот период уже не участвуют в жизни своих родителей по такому показателю эмоционального состояния как общая неудовлетворённость ситуацией (U=37 при p=0,01). Женщины, участвующие в жизни своих родителей на момент отделения взрослого ребёнка, больше склонны испытывать в исследуемой ситуации психологический диском-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

65

форт, чувство недовольства, безрадостности ситуации, чем матери, которые в жизни родителей уже не участвуют. Это может быть связано с тем, что на плечи женщины ложится необходимость оказания серьёзной помощи своим стареющим родителям. Это требует от женщины увеличения времени, проводимого со своими родителями, увеличения моральных и физических сил. Время и силы, которые женщине удаётся высвободить в результате отделения ребёнка от семьи, уходят на выполнение обязанности, нередко морально и физически тяжёлой, на себя и свою личную жизнь времени у матери взрослого ребёнка по-прежнему нет. Важную роль может играть тот факт, что взрослый ребёнок (внук стареющих родителей женщины) брал на себя значительную часть забот о бабушке и дедушке, активно общался с ними, оказывал физическую помощь. С переездом в другой город (что характерно для большей части нашей выборки) интенсивность общения внуков и прародителей по объективным причинам снизилась, и этот «ущерб» вынуждена восполнять мать. Кроме того, постоянное общение с родителями, углубление в их проблемы заставляет женщину проводить параллели между их состоянием, проблемами и своим (уже не таким далёким) будущим. В этот период ухудшается физическое состояние женщины, появляются какие-то возрастные болезни. С одной стороны, это позволяет женщине проникнуться ещё большим сочувствием и пониманием к своим родителям, но с другой - заставляет бояться собственной старости, возможной беспомощности.

Ежедневное наблюдение за физическим и личностным угасанием собственных родителей может актуализировать у женщины страх смерти. Начало самостоятельной жизни ребёнка, как и многие другие необратимые события в жизни семьи (основные годовщины, уход на пенсию, рождение внуков, развод и т.д.), также может пробуждать к жизни страхи, подсознательно связанные с темой смерти и смертности. Пространственное отделение взрослого ребёнка - это начало завершения женщиной одного из самых важных жизненных «проектов»,

это изменение в жизни семьи может напомнить матери о «преходящем характере всего» [12, с. 75]. Таким образом, негативные эмоции матери на этапе «пустеющего гнезда», связанные со скрытым (или открытым) страхом смерти, активно подпи-тываются из двух источников.

Кроме того, важное значение в этой ситуации приобретает тип приспособления пожилых родителей к «осени» своей жизни - это интеграция опыта, мудрость (по Э. Эриксону), позитивное и активное отношение к жизни или это стагнация, восприятие жизни как череды ошибок, пассивность и зависимость (особенно от своей взрослой дочери, других детей, если они есть). Стиль жизни стареющих родителей становится для женщины своеобразным проектом, моделью собственного будущего. Помимо этого, тип адаптации определяет повседневное поведение пожилого человека, характер общения с дочерью, которая приобретает либо старшего мудрого друга, либо капризного «трудного ребёнка».

Мы изучали позитивные аспекты влияния ситуации отделения взрослого ребёнка от родительской семьи на различные сферы жизнедеятельности матери (с помощью анкеты, составленной автором данного исследования). Одна из таких сфер была обозначена как Мои родители (см. табл. 1).

Мы видим, что женщин, которые в ситуации отделения ребёнка начинают уделять больше времени собственным родителям, немного (12%). Очевидно, в данной ситуации многие матери не стремятся искать поддержки, участия со стороны собственной родительской семьи (или стремятся, но не получают от этого удовлетворения). В этот период для женщин важнее поддерживать тесный контакт с покинувшим семью ребёнком (27%), принимать активное участие в его жизни, помогать справляться со сложными ситуациями, уделять больше времени другим детям, если они есть. Женщины начинают уделять больше внимания отношениям с мужем (24%). Интересы матери в этот период в большей степени сосредотачиваются вокруг собственной семьи. Возможно, в её кругу жен-

Сферы жизни женщины % женщин, которые стали уделять данной сфере жизни больше времени, относиться более заинтересованно (п=34)

Дом 27

Дети 24

Супруг 24

Здоровье 15

Мои родители 12

Увлечения 12

Работа 12

Друзья 12

Внешность 9

Таблица1

Сферы жизни женщины, на которые ситуация отделения взрослого ребёнка от родительской семьи оказывает позитивное влияние

щина в данной ситуации надеется найти больше понимания и сочувствия, чувствует потребность направить свои силы на восстановление семейной системы после произошедшей «потери». Приоритетными для женщины оказываются роли матери и супруги, а не «опекунши» стареющих родителей и «хранителя» расширенной семьи. В свою очередь это может провоцировать усиление чувства вины матери по отношению к своим родителям, которое является постоянным аспектом отношения к ним женщины среднего возраста. Так, в одном из исследований три пятых участвовавших в нем женщин, которые ухаживали за престарелыми родственниками, сообщили, что они испытывают чувство вины за то, что делают для них недостаточно много (Brody, 1985) [7, с. 690-700]. Описанное противоречие создаёт благодатную почву для развития у матери, переживающей сепарацию взрослого ребёнка, внутриличностного конфликта. Кроме того, велика вероятность возникновения межличностных конфликтов женщины со своими родителями, которые остро чувствуют происходящие в этот период изменения и «по-детски» обижаются на недостаток внимания со стороны дочери (не в материальном и физическом, а именно в психологическом плане).

Дальнейшее изучение жизненного стиля женщины среднего возраста на этапе отделения взрослого ребенка от семьи связано с постановкой ряда вопросов. Что чувствует женщина поколения «сэндвич», неся эту ответственность, высокую осмысленность и удовлетворённость жизнью или «тяжёлый крест» и потерю собственного личностного пространства? Высокая семейная ответственность -это проблема, от которой хочется избавиться или счастливая возможность справиться со страхом грядущего одиночества и собственной беспомощности? Удержание за собой лидерской роли во всех сферах семейной жизни - это показатель личностной зрелости, внутренней свободы или способ компенсировать трудности в самореализации? Женщина - сознательный организатор принятия на себя семейной ответственности или «заложник» жизненных обстоятельств? Где находится психологическая граница, за которой бремя семейной ответственности становится проблемой для женщины, каковы количественные и качественные критерии этой границы? Изменяется ли распределение семейной ответственности при отделении взрослого ребёнка от родительской семьи, что это даёт женщине: повышение или понижение психологического комфорта? Ответы на эти вопросы позволят не только раскрыть черты позитивного стиля жизни женщин среднего возраста, но и дадут ориентиры для построения стратегий психологического консультирования и коррекционной работы, семейной и личностной психотерапии.

Библиографический список

1. Адлер А. Наука жить I пер. с англ. и нем. -К.: Port-Royal, 1997. - 288 c.

2. Варга А.Я. Анализ случая нарушенной сепарации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:II supporter.ruIpages.php?idr=59&id=242&pageid=2 (дата обращения: 22.03.14).

3. Воронина М.Е. Влияние качества супружеских отношений на эмоциональное состояние матери в ситуации сепарации взрослого ребёнка II Материалы Международного молодёжного научного форума «Ломоносов-2013» I отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, К.К. Андреев, М.В. Чистякова. - М: МАКС Пресс, 2013.

4. Гладникова Е., Синявская О. Два возрастных пика активных контактов с родителями II Демос-коп Weekly: Электронная версия бюллетеня «Население и общество» Института демографии Государственного университета - Высшей школы экономики. - 2007. - 30 апреля - 20 мая (№ 287-288). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:II www.demoscope.ruIweeklyI2007I0287Itema08.php (дата обращения: 22.03.14).

5. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: «КСП», 1996. - 160 с.

6. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

7. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

8. ЛеонтьевД.А. Очерк психологии личности.-М.: Смысл, 1993. - 43 с.

9. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во института Психотерапии, 2003. - 319 с.

10. Палилова И.Э. Особенности отделения совершеннолетних детей от родительской семьи II Вестник общественного мнения. - 2003. - № 1. - С. 63-67.

11. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: оглядываясь вперёд. - СПб.: Питер, 2013. - 368 с.

12. Ялом И. Вглядываясь в солнце: жизнь без страха смерти. - М.: Эксмо, 2012. - 352 с.

13. Dennerstein L., Dudley E., Guthrie J. Опустевшее гнездо или вращающаяся дверь? Лонгиту-динальное исследование качества жизни женщин среднего возраста в период ухода взрослых детей из семьи или их возвращения II Обзор современной психиатрии: электронная версия журнала. -2003. - Вып. 19. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: IIwww. psyobsor. orgI 1998I19I3-3. php (дата обращения: 22.03.14).

14. Pierret R.C. The «sandwich generation»: women caring for parents and children II Monthly Labor Review. - 2006. - September (№ 9). - P. 3-9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:II www.bls.govIopubImlrI2006I09Iart1full.pdf (дата обращения: 24.03.14).

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.