ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Научный журнал
№ 3 (11) 2022
Жизненный путь епископа Дамаскина (Бодрого)1: к 85-летию со дня рождения (по воспоминаниям протоиерея Леонида Степанова2)
Будущий святитель Церкви, Алексей Иванович Бодрый, родился 20 апреля 1937 г. в деревне Белины Невельского района Великолукской (ныне Псковской) области в крестьянской многодетной семье. Алексей вместе со своей семьей застал тяжелое военное время. Его старший брат погиб на фронте, остальные же 6 человек детей, не считая самого Алексея, выжили. Нужно сказать, что будущий владыка родился в семье старообрядцев, поэтому с младых лет был приучен к долгим молитвенным правилам, известной строгости и земным поклонам. Когда же Алексей подрос,
1 Епископ Дамаскин (Алексей Иванович Бодрый) родился 20 апреля 1937 г. в деревне Белены Невельского района Великолукской области, в крестьянской семье. В 1962 г. он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, по окончании которой, в 1966 г. поступил в Ленинградскую Духовную Академию. 12 декабря 1967 г. он был пострижен в монашество митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым) в академическом храме св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова с наречением имени Дамаскин, в честь прп. Иоанна Дамаскина. 17 декабря он был рукоположен во иеродиакона, 24 марта 1968 г. — во иеромонаха в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В 1970 г. иеромонах Дамаскин окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С апреля 1971 г. он являлся настоятелем храма во имя Св. Троицы в г. Всеволожск Ленинградской епархии. В 1972 г., к празднику Святой Пасхи, иеромонах Дамаскин был возведен в сан игумена, а 16 октября того же года — в сан архимандрита. 18 октября 1972 г. он был хиротонисан во епископа Тамбовского и Мичуринского, 3 сентября 1974 г. — назначен епископом Вологодским и Великоустюжским. С 4 октября 1979 г. владыка Дамаскин — епископ Полтавский и Кременчугский. 19 апреля 1985 г. он был назначен епископом Мукачевским и Ужгородским. Скончался епископ Дамаскин 1 июля 1989 г.
2 Протоиерей Леонид Степанов родился 27 февраля 1946 г. в д. Опалиха Даниловского района Ярославской области, в семье крестьян. В 1970-1973гг. он нес послушание иподиакона у митрополита Никодима (Ротова), в 1973-1974 гг. — являлся келейником епископа Тамбовского и Мичуринского Дамаскина (Бодрого). 1 августа 1973 г. он был рукоположен в сан диакона в Макариевском соборе Тамбовской епархии. В 1974 г. отец Леонид был зачислен в штат Вологодской епархии с возложением послушания личного секретаря епископа Вологодского и Ве-ликоустюжского Дамаскина. После перемещения епископа Дамаскина в Мукачевскую епархию отец Леонид продолжил нести послушания личного секретаря владыки, являясь также протодиаконом Мукачевского Успенского кафедрального собора. 19 декабря 1989 г. епископом Тамбовским и Мичуринским Евгением (Ждановым) он был рукоположен в сан пресвитера в Никольском храме г. Моршанск Тамбовской области. В 1990 г. отец Леонид был зачислен в штат Санкт-Петербургской епархии и направлен штатным священником в Спасо-Преображенский собор г. Выборг. С 2001 г. и по сей день он является настоятелем храма св. прав. Иова Многострадального на Волковском кладбище Санкт-Петербурга. С 2001 г. и до разделения Санкт-Петербургской митрополии на несколько епархий в 2013 г. отец Леонид являлся благочинным Ямбургского благочиннического округа.
Прот. Леонид Степанов в храме св. прав. Иова Многострадального
местный священник взял его пономарить в храм, а потом благословил отправиться на учебу в Ленинградскую семинарию. Но это произошло не сразу. В 1956 г. Алексей переезжает в Ленинград вместе с родными и 1957 г. начинает работать на разных заводах города, чтобы помочь матери. Его отец к этому времени уже скончался. В семинарии и академии 60-х годов прошлого века, когда в стране началось время хрущевских гонений, училось совсем мало студентов, так что власти даже рассматривали вопрос о закрытии семинарии. В эту пору будущий владыка вынужден был оставить город на Неве, уехать на юг страны и целый год обитать в горах Кавказа. Потом, когда Алексей возвратился в Ленинград и в 1962 г. поступил в семинарию, его, как хорошего учащегося, приметил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов). В 1966 г. Алексей окончил обучение в семинарии. Со своим близким другом — Николаем Кузьминым, будущим архимандритом Гурием, — он совершил путешествие на Кавказ, в Тбилиси, где тогда подвизались Глинские старцы: к схиархимандриту Андронику (Лукашу), митрополиту Зиновию (Мажуге). Там они получили благословение на монашеский постриг. Будущему владыке Дамаскину было дано благословение на архиерейское служение.
12 декабря 1967 г. Алексей был пострижен в монашество митрополитом Никодимом с именем Дамаскин, в честь прп. Иоанна Дамаскина, а Николая постригли 17 декабря с именем Гурий3. Постриг состоялся в храме Ленинградской Духовной Академии. Через четыре дня, 17 декабря того же года, отец Дамаскин был рукоположен во иеродиакона. На иеродиакона Да-маскина было возложено послушание келейника митрополита Никодима: он убирал личные покои владыки, подготавливал его облачения к богослужениям, исполнял иные послушания. Доброе сердце будущего архипастыря уже тогда было видно многим.
Бывали случаи, когда отец Дамас-кин кормил студентов после обеда митрополита — угощал их чем-то необычным и вкусным. В то же время он с должной ответственностью выполнял вверенное ему послушание, поэтому, когда владыка Никодим куда-то уезжал, его покои были заперты наглухо, и иеродиакон Дамаскин строго следил, чтобы никто не нарушал установленного порядка и не входил даже
Иеромонах Дамаскин. Фото: из личного архива прот. Леонида Степанова
3 Перевалов Е. Нестоличный священник // Вода живая. 2018. № 5. С. 20. История Санкт-Петербургской Духовной Академии
Телеграмма митрополита Никодима иеромонаху Дамаскину.
Фото: из личного архива прот. Леонида Степанова
по необходимости в покои митрополита Никодима. Это установление владыки Ни-кодима строго и незыблемо сохранялось. Например, когда нужно было выдать архиерейское облачение на богослужение, келейник иеродиакон выносил из покоев чемодан с облачением к дверям и закрывал дверь.
Нужно сказать, что Господь даровал будущему архипастырю множество талантов. Он был чрезвычайно любознательным и образованным человеком. К этому располагал тот факт, что у иеродиакона Дамаскина имелся свободный доступ к книгам, поэтому он очень часто посещал библиотеку Духовной Академии, а также пользовался личными книгами владыки-митрополита. К сказанному можно добавить, что в 60-е годы прошлого века был большой дефицит православной книжной продукции. Бывали случаи, когда владыка Никодим, к примеру, в этот период привозил неразрезанные листы, на которых были напечатаны последования богослужений, строки Евангелия, другие тексты. Листы эти владыка давал своим приближенным, чтобы они в типографии смогли переплести для себя служебник или настольное Евангелие.
24 марта 1968 г. иеродиакона Дамаскина рукоположили во иеромонахи в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. С этого времени служение он совершал в разных храмах Ленинградской епархии: и в Александро-Невской лавре, и в храме Иова Многострадального на Волковском кладбище4, занимая при этом также должность помощника инспектора Академии.
В 1970 г. иеромонах Дамаскин окончил Духовную Академию со степенью кандидата богословия, написав сочинение на тему «Учение Иоанна Богослова о Логосе в связи с учением Филона Александрийского о том же предмете».
С октября 1970 г. он был назначен настоятелем храма в честь Воздвижения Креста Господня в селе Ополье Кингисеппского района Ленинградской области, а с апреля 1971 г. являлся настоятелем Троицкого храма в г. Всеволожск. Владыка Никодим проявлял заботу о своем воспитаннике — отце Дамаскине. Так, 22 декабря 1970 г. иеромонаху Дамаскину была направлена от митрополита телеграмма следующего содержания: «Дорогой отец Дамаскин. Сердечно поздравляю тебя с прошедшим днем ангела. Господь да будет с тобой молитвами преподобного» (орфография и пунктуация не сохранена).
Условия для жизни иеромонаха Дамаскина в это время были более чем аскетичные. Так, например, рядом с храмом во Всеволожске стоял небольшой домик. На первом этаже этого дома жили татары. Комната настоятеля находилась над ними,
4 Архив Санкт-Петербургской митрополии (АСПбМ). Ф. 1. Оп. 7. Д. 57. Церковь св. праведного Иова на Волковском кладбище г. Ленинграда. 1962-1979 гг. Л. 6.
на втором этаже. Мебель в комнате отца Дамаскина размещалась самая простая: стол, кровать и тумбочка.
Прихожан в храме было мало. Иногда богослужения иеромонаху Дамаскину приходилось совершать без помощи чтецов и алтарников, порой на клиросе пел всего один человек. Однако пастырь Церкви Христовой ревностно нес свое служение и усердно проходил свой путь.
Будучи еще в Академии, иеродиакон Дамаскин познакомился с Леонидом Степановым, несшим послушание иподиакона у митрополита Никодима. Спустя годы именно он станет первым помощником будущего архиерея. А пока Леонид решил приезжать к иеромонаху Дамаскину и помогать ему на службах. Отец же Дамаскин положил заботиться о духовном преуспеянии Леонида — стал давать своему воспитаннику различные задания: выучить, например, 50 и 90 псалмы наизусть, знать на память некоторые молитвы из последования ко святому Причащению и прочее. С этого времени Леонид был вместе с иеромонахом Дамаскиным. Когда иеромонах Дамаскин с Леонидом вновь прибыли на Кавказ к Глинским старцам, схиархиман-дрит Андроник благословил иеромонаха Дамаскина не оставлять Леонида, сказав: «Ты не бойся, бери его, это наш человек!»
В 1972 г., к празднику Святой Пасхи, отец Дамаскин был возведен в сан игумена, а 16 октября того же года — в сан архимандрита.
Надо заметить, что отец Дамаскин не желал епископского сана. Он хотел служить Богу на малолюдном приходе, но Господь судил ему другой путь. Хиротонию во епископа архимандриту Дамаскину назначили на 18 октября.
В это время, с 12 по 31 октября, митрополит Никодим сопровождал патриарха Пимена в его поездке за границу: Святейший Архипастырь посещал Поместные Православные Церкви: Сербскую, Румынскую и Элладскую, поэтому епископскую хиротонию архимандрита Дамаскина во епископа Тамбовского и Мичуринского совершили 18 октября 1972 г. в Богоявленском патриаршем соборе Москвы без участия духовного отца — владыки Никодима. В хиротонии участвовали митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер); архиепископы Вологодский и Великоустюжский Михаил (Чуб), Краснодарский и Кубанский Алексий (Коноплев), Дмитровский Филарет (Вахромеев); епископы Ташкентский и Среднеазиатский Варфоломей (Гондаровский), Зарайский Хризостом (Мартишкин), Виленский и Литовский Анатолий (Кузнецов), Рязанский и Касимовский Симон (Новиков). Митрополит Никодим лично благословил архимандрита Дамаскина на епископское служение, сказав такие слова: «Тебя вызовут в Москву, ты не жди меня, все должно произойти в назначенное время!»
После своей хиротонии владыка Дамаскин на некоторое время приехал в Петербург, где проходил практику архиерейского служения в Александро-Невской лавре и в Никольском морском соборе.
В скором времени владыка отправился на кафедру, взяв с собой теперь уже иподиакона Леонида Степанова в помощь. Приехав на Тамбовскую кафедру, владыка вместе с помощником расположился в «архиерейских покоях». Эти «покои» представляли собой обычный деревянный дом в три окна, спальню с кроватью на ширину комнаты, шкаф и комод. В доме имелся маленький зал и кабинет, находившийся
Служение епископа Дамаскина в Санкт-Петербургской духовной академии. Фото: из личного архива прот. Леонида Степанова
Епископ Дамаскин. Фото: из личного архива прот. Леонида Степанова
рядом с ним. Тут проходили приемы прихожан епархии, тут же владыка обедал и ужинал, тут же и располагалась совсем небольшая комнатка для келейника-помощника. В подвале дома размещался епархиальный склад, который почти всегда пустовал, потому что, как только приходил контейнер с разной утварью и прочим из Москвы, утварь тут же распределяли на приходы.
С самого начала архиерейского служения владыка Дамаскин особо чинно совершал богослужения. В любом месте, где бы он ни был, в кафедральном ли соборе или в каком-либо деревенском храме, он со всем величием и красотой служил за богослужением Господу. Владыка Дамаскин, как уже было сказано, являлся учеником митрополита Никодима (Ротова), который своим добрым примером воспитал в своем келейнике любовь к православному богослужению.
В Тамбовской епархии, как и во многих епархиях того времени, была нехватка кадров. Тамбовские иподиаконы, например, у владыки Дамаски-на были из бывших фронтовиков: кто-то плохо слышал, кто-то плохо видел.
На дальние приходы с владыкой ездило всего два-три человека. Добирались или на вездеходе или же владыка нанимал машину скорой помощи. Бывали случаи, когда приходилось к месту службы ехать и на тракторе. Все попутчики, включая архиерея, брали с собой в дальние путешествия резиновые сапоги: где не мог пройти трактор, там приходилось идти пешком.
Протоиерей Леонид Степанов вспоминал об этом времени так: «Как-то приехали в какую-то деревню поздно. Встретил нас староста сельской церкви. Идем пешком, темнота. Староста — уже старик пожилой: то споткнется, то упадет. А мне как весело эту картину наблюдать было. Я смеюсь в полголоса, а владыка, любя, замечание делает: "Не смейся, мол". Пришли в избу — уже и стол накрыт. А церковь на замок заперта. Владыка со старостой поговорил, сказал, что церковь бы открыть нужно. Стали думать, как совет приходской собрать. Владыка спрашивает старосту: "Кто ходит?" Староста перечислил. Говорит: "Есть одна, да у нее орден Ленина имеется". Владыка обрадовался: "Очень хорошо! Ее председателем и сделаем". Сняли замок на дверях, стали совершать богослужение. Храм огромный. От солеи и кафедру архиерейскую не видать. На службе был диакон (будущий протоиерей Леонид. — А. Х.) и два иподиакона. Владыку облачали на середине храма. Брали стульчик. Облачение лежит перед владыкой, иподиаконы облачают. Облачили архиерея, он осенил свечами и зашел в алтарь: он один совершает службу, некому говорить: "Благословенно Царство"». Очень часто происходили ситуации, когда
Епископ Дамаскин. Фото: из личного архива прот. Леонида Степанова
люди, впервые видевшие архиерея, подходили иногда к диакону или какому-то из иподиаконов и спрашивали: "Мы у вас священника просили, а Вы нам кого-то другого привезли. Он хоть православный у Вас?" — после чего следовали объяснения, что сам правящий архиерей посетил их скромное, но намоленное место.
Владыка Дамаскин был близок к народу и являлся настоящим пастырем для своей паствы. Он всегда разделял трапезу со всеми пришедшими. Сидя за столом, он никогда не возражал, если кто-то хотел его чем-то угостить. По монашескому смирению, ел все, что приготавливали и, главное, ту же пищу, что и все. Угощали архиерея тем, что было в деревне: картошкой тушеной, овощами со своего огорода.
Епископ Дамаскин также отличался нестяжательностью. Все те деньги, которые он иногда получал в дар, он тут же отдавал. Раздавал и личные деньги. Например, как-то на одном приходе бабушка-прихожанка подарила владыке коробку конфет — и через несколько минут эта коробка уже оказалась у другой благочестивой женщины, которая нуждалась в помощи и поддержке. Бабушка возмущалась: «Я же в коробочку-то 500 рублев еще положила!» — вспоминает протоиерей Леонид.
За два года служения на Тамбовской земле владыка Дамаскин привел епархиальные дела в порядок и Святейшим Патриархом Пименом был назначен в Вологду, где из 17 храмов пять были без священников.
В труднейшее для Церкви время — диктата уполномоченных и КГБ — владыка умел добиться пользы для Церкви благодаря своей непоколебимой вере в помощь Божию и простому русскому характеру. Можно вспомнить как владыка обратил к православной вере областного уполномоченного и некоторых других высокопоставленных в то время лиц. И теперь они и их дети — крестники владыки — приходят в храм и молятся5.
Когда владыка прибыл в Вологду, то недалеко от вокзала стояло двухэтажное строение, которое сложно было назвать домом. На первом этаже никто не жил, на втором располагалось епархиальное управление. В этом доме были две большие и очень холодные комнаты, в которых иногда даже замерзала вода. Архиерейские же покои находились на окраине города у дороги: небольшой деревянный дом, состоящий из трех комнат, кабинета архипастыря и столовой. Помимо архиерея в доме жил диакон Леонид Степанов, который нес послушание ризничего и келейника владыки. Вообще вологодское жилище было более похоже на дом архиерея, нежели дом в Тамбове.
К епископу Дамаскину очень часто приезжало погостить вологодское духовенство. И владыка находил время, чтобы поговорить, напоить чаем каждого, кто у него бывал.
В отчетах уполномоченных по делам религии Вологодской области можно найти информацию, свидетельствующую о деятельном участии владыки в жизни Вологодской епархии: «За три года епископ Дамаскин, стремясь обеспечить церковные общины и несколько обмолодить состав служителей культа, сумел приблизить к себе вначале в качестве иподьяконов,
5 Киселев К. Церковная жизнь на Вологодчине после войны // Благовестник. 2009. № 4-6. С. 46-47.
Епископ Дамаскин, протодиакон Леонид Степанов (слева). Фото: из личного архива прот. Леонида Степанова
а затем рукоположить в сан священников 5 человек в возрасте до 30 лет, не имеющих духовного образования, и одного — в сан диакона, которые в настоящее время старательно служат на приходах. За это же время рукоположены в сан священников два человека пожилого возраста (один — с 1927 г. и один — с 1906 г. рождения) также без церковного образования, и одного выпускника Ленинградской духовной академии. Таким образом, в настоящее время все церкви епархии в достаточном количестве обеспечены кадрами священнослужителей. Были случаи, когда епископ Дамаскин после службы открыто обращался к верующим направлять к нему иподиаконами отслуживших в армии сыновей. Четырех человек силами общественности удалось оторвать от влияния епископа»6.
Во времена владыки Дамаскина на территории города Кириллов, недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, было несколько старообрядческих общин. Владыка сумел подружиться с ними, что было вовсе неудивительно, ведь и его мать принадлежала к их числу. Некоторые старообрядцы приезжали к владыке и дарили ему древние книги, иконы.
Во время объездов и совершения богослужений в Вологде и в ее окрестностях люди всегда с радостью принимали владыку — по-простому. Бывает, скажет какая-нибудь пожилая прихожанка с характерным вологодским акцентом на «о» владыке такие слова: «Ой, батюшка приехал. Какой ты хороший, да молоденький какой. А то все старики да старики. А ты читаешь как хорошо, служишь».
Владыка на Вологодской земле, как и на Тамбовской, довольно часто служил богослужение иерейским чином. У него имелась греческая фелонь без оплечья, подаренная митрополитом Никодимом (Ротовым), с омофором.
В наши дни Вологодская митрополия разделена отдельно на три епархии, а во времена владыки Дамаскина епархия была одна. Из Вологды в Великий Устюг владыка
летал на самолете с помощниками. Иногда на неделю там останавливался, служил, а иногда и больше...
Прослужив в Вологде 5 лет, владыка Дамаскин в 1979 г. был переведен на Полтавскую землю с титулом Полтавский и Кременчугский. Кафедральный собор украинского города находился на кладбище. Архиерейский дом на новом месте служения был уже довольно большой, просторный, каменный. Рядом с домом располагался прекрасный сад с огородом. Через некоторое время после приезда на Полтавскую кафедру владыка Дамаскин имел уже около
6 Цит. по: Киселев К. Церковная жизнь на Вологодчине после войны // Благовестник. 2009. № 4-6. С. 46-47.
Епископ Дамаскин. Фото: из личного архива прот. Леонида Степанова
Архиепископ Никодим (Руснак) и епископ Дамаскин (Бодрый). Фото: из личного архива прот. Леонида Степанова
100 облачений. На этой земле был иной образ жизни, нежели в бедных Вологодских регионах.
Рядом с Полтавской епархией находилась епархия Харьковская. Владыка Дамаскин часто любил ездить к своему собрату архиепископу (впоследствии митрополиту) Никодиму (Руснаку) в Харьков. Также владыка не раз бывал у епископа (впоследствии митрополита) Исидора (Кириченко), который в том время нес свое служение в Архангельске. Владыка Исидор очень тепло встречал владыку Дамаскина.
Архипастырь тесно общался и другими архипастырями и пастырями Церкви. Среди них можно вспомнить и архиепископа (впоследствии митрополита) Симферопольского и Крымского Леонтия (Гудимова), протоиерея Михаила Сперанского, преподавателя Ленинградской Духовной Академии, который несколько раз приезжал к владыке Дамаскину, и сам владыка, будучи в Ленинграде, всегда навещал его, иногда совершая богослужения и в храме св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Академии.
В конце июня 1985 г. владыку Дамаскина перевели в Мукачево с титулом Мука-чевский и Ужгородский. В этой епархии на богослужении пел весь народ. В западно-украинской епархии трудами владыки был издан молитвенный сборник для прихожан. В епархии же состояло много верующих молодых людей и владыка старался привлекать этих юношей к богослужебной жизни, беря их на богослужения в качестве иподиаконов и алтарников. Как-то на богослужение Светлого Христова Воскресения владыку переоблачали 12 раз в разные цвета облачений, что было доброй традицией Украинской земли.
Епископ Дамаскин с духовенством г. Мукачево и представителями власти. Фото: из личного архива прот. Леонида Степанова
Архиепископ Никодим (Руснак), митрополит Филарет (Денисенко) и епископ Дамаскин (Бодрый). Фото: из личного архива прот. Леонида Степанова
Епископ Дамаскин в Мукачевском Свято-Николаевском монастыре.
Одна из последних прижизненных фотографий.
Фото: из личного архива прот. Леонида Степанова
В Мукачево проживало много католиков и представителей других конфессий и религиозных течений. Владыка Дамаскин старался ни с кем не вступать в конфликт. Как-то в пасхальный период владыку пригласили посмотреть католический собор, который готовили к освящению. Владыка надел красную пасхальную мантию и многие католики, находившиеся в то время в соборе, принялись брать у владыки благословение. Некоторые католики потом стали ходить в кафедральный собор на богослужения, некоторые даже приняли Православие.
К лету 1949 г. большинство греко-католических священников Закарпатья воссоединилось с Русской Православной Церковью. В день Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа 1949 г., в мукачевском Свято-Николаевском женском монастыре при стечении народа настоятель православного Ужгородского кафедрального собора протоиерей Ириней Контратович провозгласил, что в этот день на Западной Украине закончила свое существование церковная уния с Римом: «Отныне и вовеки мы — православные чада святой Матери нашей Русской Православной Церкви». Небольшая часть священнослужителей и мирян, не пожелавших воссоединиться с Православной Церковью, перешла на нелегальное положение. С конца 70-х — начала 80-х годов униатство вновь начало возрождаться и добиваться легального положения в Закарпатье, униатам начали передавать православные храмы. Владыка Дамаскин старался всеми силами добиться мира среди христиан. Можно вспомнить случай, когда владыка Дамаскин проезжал мимо одного из закрытых униатских храмов. Он вышел, подошел к могилам почивших униатских священников, похороненных рядом с храмом, и перекрестился. Люди, наблюдавшие эту картину, начали объяснять владыке, что это не святое место, а униатский храм. На что владыка заметил: «А разве они не христиане?!»
На протяжении всей своей жизни владыка Дамаскин оставался настоящим монахом. Он очень любил монастырские богослужения и, по мере своих сил, старался сам совершать службы. Когда владыка приезжал на вечерние богослужения, собираясь совершать на следующий день утренние службы, он вместе с диаконом и иподиаконами ночевал в монастыре. Епископ заботился, чтобы все те, кто его сопровождал, были накормлены и размещены. Он сам порой ходил и проверял, в каких условиях находятся молодые люди, чем их кормят. Часто на трапезе владыка не начинал прием пищи пока не убеждался, что все сели за стол.
Среди иподиаконов владыки Дамаскина можно выделить Ивана Паканича (ныне — митрополит Бориспольский и Броварский Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви), который в 1985 г. нес послушание старшего иподиакона архиерея.
Подвижнические труды, постоянные тревоги и переживания подорвали и без того некрепкое здоровье владыки. В последние годы своей жизни владыка Дамаскин начал болеть. Врачи поставили диагноз: опухоль головного мозга. Владыка, предчувствуя свой исход из мира, стал делать подарки своим гостям: кому подарил крест, кому — панагию или облачение.
1 июля 1989 г., на 53-м году жизни, перед иконой Божией Матери епископ Дамас-кин предал свою душу в руки Божии. За несколько часов до смерти рядом с кроватью епископа Дамаскина находился его помощник протодиакон Леонид. Владыка произнес слова: «Видишь! Видишь! Смотри, за все отвечать придется». Еще до этого владыка предвидел, что Украина отделится от России, и предсказывал, что коммунистов в скором времени не будет.
Владыку похоронили на территории Мукачевского Свято-Никольского женского монастыря, на том месте, которое он сам указал при жизни7.
Материал подготовил Алексей Сергеевич Харчевников, аспирант Санкт-Петербургской Духовной Академии
7 См.: Подолей И., прот. Епископ Мукаческий и Ужгородский Дамаскин // Журнал Московской Патриархии. 1989. № 11. С. 22.