Научная статья на тему 'К 40-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова)'

К 40-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
234
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 40-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова)»

1п тетоиат

к 40-ЛЕТИЮ СО ДНЯ КОНЧИНЫ

митрополита никодима (ротовА)

5 сентября 2018 г. исполнилось 40 лет со дня кончины выдающего иерарха Русской Православной Церкви в XX столетии — митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова).

Накануне, 4 сентября 2018 г., в Санкт-Петербург прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, чтобы возглавить мероприятия, приуроченные к 40-летию со дня кончины своего учителя и духовного наставника. Вечером все главные мероприятия проходили в Санкт-Петербургской Духовной Академии. У главного входа академии Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и ректор епископ Петергофский Серафим. Святейший Патриарх Кирилл посетил академический храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Из храма Святейший Владыка перешел в актовый зал, где состоялся вечер памяти митрополита Никодима.

В мероприятиях по случаю годовщины со дня кончины митрополита Нико-Иеромонах Никодим (Ротов) т,

г 4 7 дима участвовали: митрополит Крутицкий

и Коломенский Ювеналий; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Волоколамский Ила-рион, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Феодосийский и Керченский Платон; митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней; митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор; митрополит Новгородский и Старорусский Лев; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим; архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон; архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий; епископ Царскосельский Маркелл; епископ Кронштадтский Назарий; епископ Единецкий и Бричанский Ни-кодим; епископ Боровичский и Пестовский Ефрем; епископ Тихвинский и Лодейно-польский Мстислав; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан; епископ Юрьевский Арсений; епископ Луховицкий Петр; епископ Петергофский Серафим; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления; архимандрит Нестор (Жиляев), почетный настоятель Троицкого храма с. Назарьево Одинцовского района Московской области; протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского кафедрального собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Василий Стойков, настоятель храма св. Иоанна Милостивого в г. Отрадное Ленинградской области; протоиерей Геннадий Бартов, настоятель собора Святой Живоначальной

Троицы лейб-гвардии Измайловского полка г. Санкт-Петербурга; протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Никольского Морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора, профессор Санкт-Петербургской духовной академии; протоиерей Виктор Голубев, настоятель храма Святой Троицы «Кулич и Пасха» г. Санкт-Петербурга; протоиерей Геннадий Зверев, настоятель Вознесенского (Софийского) собора в Царском Селе; протоиерей Александр Ранне, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, клирик Софийского кафедрального собора Великого Новгорода; духовенство Санкт-Петербургской митрополии; преподаватели и учащиеся Санкт-Петербургской духовной академии.

Собравшихся в актовом зале приветствовал епископ Петергофский Серафим. В своем слове ректор академии, в частности, отметил: «Митрополит Никодим — это человек, который действовал в ситуации воинствующего безбожия, однако с твердой верой смотрел в будущее, когда Церковь в нашем Отечестве опять сможет свободно и открыто проповедовать, учить и просвещать народ, вверенный ее духовному попечению и ответственности. Надеясь на это, иерарх делал все, чтобы наступило возрождение Церкви, свидетелями которого мы все сегодня являемся.

В этом смысле митрополит Никодим — человек нашего времени, чей пример жизни для Церкви и ради ее блага помогает нынешним архипастырям, пастырям и активным мирянам соединять в своей деятельности упование на Бога, ежедневный личный труд и молитву. Владыка показал всем нам нелегкость, но одновременно благородство такой жизненной позиции, которую, пользуясь словами праведного Иоанна Кронштадтского, можно назвать жизнью во Христе».

Далее с пространным и обстоятельным докладом, посвященным жизненному пути и церковному служению митрополита Никодима, выступил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

«Позвольте сыновне приветствовать Вас, Ваше Святейшество, в родном Санкт-Петербурге на памятных мероприятиях в честь 40-летия со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), Вашего духовного учителя и наставника.

Здесь собрались его духовные чада, почитатели и близкие по духу люди — те, кому дорог идеал беззаветного служения Церкви Христовой, которому он бесстрашно следовал все годы своего служения.

Мы знаем, как Вы, Ваше Святейшество, бережно храните в сердце память об этом удивительном человеке. Когда бы Вы не посещали северную столицу, в сане ли митрополита, или особенно сейчас, возглавляя Русскую Православную Церковь, всегда совершаете заупокойную молитву на могиле этого выдающегося иерарха.

Бывает, что уходит человек из жизни и ничего о нем, кроме воспоминаний близких, не остается. Не так с митрополитом Никодимом. После себя он оставил целую плеяду архипастырей, пастырей, церковных тружеников — можно сказать школу, — которые уже в новых условиях бытия Церкви в Отечестве осуществляли и осуществляют то, что он хотел видеть при своей жизни.

Наследие митрополита Никодима в учениках и продолжателях самого, наверное, главного его дела — чтобы Русская Православная Церковь могла в полную силу нести людям свет Христовой Истины.

В истории нашей Церкви есть личности, именами которых называют целые эпохи. Таким человеком, несомненно, является Высокопреосвященнейший митрополит Никодим. Он не просто жил своим временем, отдавая силы на благо Церкви Христовой, но предвосхищал настоящее устремленностью в будущее. "Мне нужно воевать", — говорил он, — "а судить меня будет история".

Деятельность иерарха была многогранной. Помимо послушаний, которые он выполнял в своё время, с 1963 по 1978 годы (практически 15 лет), он являлся правящим архиереем Ленинградской (Санкт-Петербургской) епархии — тридцатым с момента ее учреждения.

Приветствие ректора академии епископа Петергофского Серафима участникам вечера памяти, посвященного 40-летию со дня кончины митрополита Никодима,

4 сентября 2018 г.

Участники вечера памяти, посвященного 40-летию со дня кончины митрополита Никодима,

4 сентября 2018 г.

Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия участникам вечера памяти, посвященного 40-летию со дня кончины митрополита Никодима,

4 сентября 2018 г.

Впервые за время существования этой важной кафедры ее возглавил самый молодой митрополит. Ему было всего 34 года. Он был нетипичным для того времени архиереем. Вместо того, чтобы тихо сидеть на кафедре, как того хотели власти, владыка занялся реформированием многих сторон церковной жизни, приведением их в должный порядок.

Северная столица стала для него вторым домом. Владыка всегда подчеркивал свою любовь и уважение к ней, к ее многовековой истории. В беседах с близкими он так и называл себя: "Я митрополит питерский".

К моменту назначения, в начале 60-х годов активизировались уже было утихшие гонения советской власти на веру, началась компания по закрытию и уничтожению храмов Ленинградской области, многие из которых были памятниками архитектуры. Верующие лишались святынь. Это было время хрущевских гонений. Антицерковную кампанию в Ленинграде возглавил воинствующий атеист — уполномоченный по делам Русской Православной Церкви Григорий Жаринов.

Митрополиту Никодиму одному Богу известной ценой удалось остановить этот губительный процесс. Несмотря на сложное положение, он умудрялся сохранять на одном уровне количество действующих храмов и благочиний в Ленинграде и области.

Основными храмами для митрополичьих богослужений были Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, Князь-Владимирский и Спасо-Преображенский соборы, а также академический храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Владыка Никодим совершал богослужения и в других действовавших тогда храмах города и области. Он старался посещать приходы, которые требовали его мудрого архипастырского участия. Несмотря на трудности, люди нуждались в духовной поддержке, о чем говорят строки епархиальных отчетов тех лет: "Упадка посещаемости храмов верующими, особенно в праздничные дни, а также уменьшение обращений верующих в Святым Тайнам и требоисполнениям — не наблюдается".

Важным делом митрополита Никодима была отмена цензуры, когда правящий архиерей не проверял проповеди священников и не отправлял их на проверку в специальные органы. При нем же в Ленинграде был снят запрет на колокольный звон.

В 1967 году к Ленинградской митрополии присоединяется соседняя Новгородская епархия. Это было продиктовано полнейшим запустением в ней церковной жизни. По пути из Ленинграда в Москву митрополит Никодим посетил Новгород и поразился глубокому упадку там церковной жизни. Местный владыка — архиепископ Сергий (Голубцов) — не мог справиться с уполномоченным, и церковная жизнь в древнем городе сошла на нет. Митрополит Никодим предложил Святейшему Патриарху Алексию I присоединить Новгородскую епархию к Ленинградской. В отчетах перед Патриархией владыка Никодим писал: "Совершал богослужения в храмах города Ленинграда, Ленинградской и Новгородской областей".

Известно, что скрывалось за официальными строками о взаимоотношении церковных и светских властей Ленинграда в те годы: "Взаимоотношение правящего митрополита с уполномоченным Совета по делам религии при Совете Министров СССР было вполне нормальным и в духе полного взаимопонимания". В общественном пространстве Церковь могла принимать участие лишь в одном — оказывать поддержку популярному тогда движению за мир во всем мире. Она не только молилась устами духовенства и произносила проповеди на эту тему, но была обязана перечислять в соответствующие фонды значительные пожертвования с приходов.

Чтобы привлечь внимание мирового сообщества к церковной жизни Ленинграда и тем самым оградить ее от посягательств властей, владыка активно развивал межнациональный и межконфессиональный диалог.

Ежегодно город посещали десятки официальных делегаций Поместных Православных Церквей, а также христианских конфессий и религиозных объединений. Члены делегаций, приезжая в северную столицу, интересовались положением и жизнью Церкви в Советском Союзе, их интересовало количество храмов и духовенства. Членов официальных делегаций знакомили с церковной и богослужебной жизнью, с величественными соборами, с деятельностью духовной академии и семинарии.

Жизнь Ленинградской митрополии оживлялась, когда отмечались знаковые события в Церкви и государстве. Митрополит Никодим старался сам возглавлять памятные

мероприятия и богослужения: 240-летие перенесения мощей святого Александра Невского, 175-летие освящения Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры, 20-летие и 30-летие возрождения духовных школ, 30-летие Великой Победы.

Особое внимание митрополит уделял храмам, отмечавшим юбилейные даты и престольные праздники. В эти дни он старался быть со своей паствой. Его богослужения привлекали людей необычайной торжественностью и величием, отличались высоким молитвенным напряжением. В них отсутствовали искусственная напыщенность и фальшь, все было естественным. Владыка Никодим всегда произносил проповеди.

Возвращаясь из Москвы, между поездками, митрополит Никодим полностью погружался в жизнь епархии, вёл прием посетителей, причем епархиальное управление зачастую работало в выходные дни. В отчетах так и говорилось: "Канцелярия митрополита принимала посетителей ежедневно". Ему приходилось лично рассматривать неотложные доклады благочинных и настоятелей, давать распоряжения канцелярии и членам епархиального совета. Лично подписывал много документов. Статистика показывает, что их количество с наложенными им резолюциями с каждым годом увеличивалось в разы: от 894-х в 1963 году до 1379-ти в 1976 году.

Особой заботы требовали Ленинградские духовные школы, которые при митрополите Никодиме становятся визитной карточкой как епархии, так и всей Русской Церкви. Не секрет, что советские власти в начале 60-х годов планировали их закрытие. Известно, что архипастырь согласился возглавить Ленинградскую кафедру лишь для того, чтобы этого не допустить. Понимая важность религиозного образования для будущих священнослужителей, он, чтобы уберечь академию от закрытия, создал афро-азиатский факультет, где получали богословское образование иностранные студенты. После этого вопрос об упразднении учебного заведения уже не возникал.

Владыка Никодим постоянно проникался проблемами духовных школ, лично осуществляя общее руководство: просматривал и утверждал журналы педагогических советов, встречался с ректором и инспекторами, принимал учащих и учащихся по личным вопросам. Несмотря на плотный график, он любил посещать лекции и уроки, нередко вел собеседования с будущими студентами или возглавлял экзаменационные комиссии по аттестации выпускников. Что стоило ему в те годы организовать ежегодную студенческую конференцию с участием делегаций финской православной молодежи! Этот форум позволял студентам обмениваться опытом, обсуждать проблемы. Желание митрополита передавать богатый опыт будущим священнослужителям осуществилось, когда в 1976 году он стал читать лекции для студентов III курса по истории Русской Православной Церкви (Синодальный и послереволюционный периоды).

В стенах академического храма владыка Никодим регулярно проводил монашеские постриги и священнические хиротонии. Рукополагаемые священнослужители пополняли клир епархии. За первую половину служения в качестве митрополита Ленинградского он совершил 134 священнических и диаконских хиротоний. При нём статистика количества служащего в митрополии духовенства никогда не опускалась ниже отметки в 118 человек, а в некоторые годы значительно её превышала (в 1976 году — 137 человек служащего духовенства).

Владыка Никодим был инициатором создания в митрополии хора духовенства, существующего и сегодня. Он также занимался гимнотворчеством и при удобном случае записывал в блокнот мысли, на которых основывались новые богослужебные последования. Известен его русский перевод со славянских и греческих текстов Великого канона преподобного Андрея Критского.

"Город на Неве" — так любил называть владыка Санкт-Петербург, который в те годы стал духовной колыбелью для многих архиереев Русской Православной Церкви. Под сводами Свято-Троицкого собора лавры им было совершено 14 архиерейских хиротоний, большинство из которых — в период жизни Святейшего Патриарха Алексия I.

Не был в стороне владыка и от решения хозяйственных вопросов епархии. Под его пристальным вниманием в ней действовали свечная и просфорная мастерские.

К 49-ти годам владыка Никодим был уже тяжело больным человеком, перенесшим шесть инфарктов. Врачи прописывали ему покой и лечение, но, даже находясь на больничной койке, он переживал за свою паству. Вот какие строки он писал Святейшему Патриарху Пимену: "Во время моей болезни в минувшем году более активнее совершать богослужения в храмах епархии и принимать посетителей пришлось викарному епископу преосвященному Мелитону, ко мне же часто приезжал секретарь, и мы регулярно имели контакты по телефону". Последнее богослужение в городе на Неве митрополит Никодим совершил 5 августа в храме Святой Троицы "Кулич и Пасха". Через месяц, 5 сентября, он отошёл ко Господу.

Завершая небольшой экскурс в жизнь этого удивительного человека, хотелось бы сказать, что своим примером и беззаветным служением Русской Православной Церкви он вошел в её историю не только как видный общественный и церковный деятель, но и архипастырь, который по слову Господа нашего Иисуса Христа полагал свою душу за людей.

Святой апостол Павел говорит: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр 13:7). Количество гостей, прибывших в эти дни молитвенно отметить день кончины митрополита Никодима, говорит о том, что слова апостола в полной мере исполнились в его учениках и последователях, сохраняющих память о нем для будущих поколений»1.

Затем была представлена литературно-музыкальная композиция памяти митрополита Никодима, сопровождавшаяся демонстрацией фото- и видеоматериалов. В композицию вошли видеоинтервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, протоиерея

1 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на торжественном акте в память 40-летия со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) (4 сентября 2018 г.) // Санкт-Петербургская Епархия. URL: http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitropolita-varsonofiya-na-akte-v-pamyat-40-letiya-konchiny-mitropolita-ni (дата обращения: 23.10.2019).

Павла Красноцветова, протоиерея Богдана Сойко, протоиерея Николая Тетерятникова, протоиерея Александра Ранне, протоиерея Василия Стойкова, архидиакона Андрея Мазура, и другие материалы.

* -к -к

Первый проректор Санкт-Петербургской духовной академии, заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков в своих воспоминаниях о митрополите Никодиме отмечает: «Мне посчастливилось узнать митрополита Никодима, когда он был еще игуменом и обучался на заочном секторе нашей духовной академии. Я тогда только начинал свою преподавательскую деятельность. Владыка же Никодим заканчивал академию, и сдавал мне на IV курсе Историю славянских церквей. Во время экзамена я сразу понял, что он читал не только рекомендованные пособия, но и другую литературу. Было видно, что он дей-

Заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков

ствительно интересовался историей славянских церквей.

Когда владыка Никодим стал митрополитом, он, несмотря на свою большую занятость, также активно занимался жизнью духовных школ — посещал приемные испытания, живо интересовался тем, кто и откуда поступает, пытался понять, чего можно ожидать от абитуриентов, которые вскоре станут пастырями Церкви.

Владыка Никодим очень любил совершать богослужения. Обычно он служил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Особенно часто он совершал богослужения на первой седмице Великого поста и на Страстной седмице, причем сам лично принимал участие в чтении и пении. Совершая торжественное богослужение, Владыка всегда сопровождал его соответствующей проповедью.

Меня неизменно удивляла исключительная способность владыки Никодима: он мог назвать память любого святого в любой день любого месяца. Это явно свидетельствует о том, что он с юных лет был вовлечен в богослужебную жизнь и живо интересовался житиями святых угодников Божиих».

Своими воспоминаниями поделился и настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов: «5 сентября этого года исполняется сорок лет со дня кончины Высокопреосвященнейше-го митрополита Никодима. Сейчас бы его именовали Санкт-Петербургским и Ладожским, а тогда он был Ленинградский и Новгородский. День его памяти для нас, петербургских-ленинградских священнослужителей — это день особой грусти

и особой печали. Мы молимся Протоиерей Павел Красноцветов

о упокоении его души: "Господи, упокой душу усопшего раба твоего митрополита Никодима". Владыка — человек Церкви, он трудился для блага нашей Церкви и, по-своему, для блага нашей страны. Много разных вопросов возникает в связи с этой его деятельностью, но главное — он был полностью предан Церкви, он был человек Церкви, и это было самым главным для нашей тогдашней ситуации. Я думаю, что его деятельность дала результаты сейчас, когда наша Церковь стала свободной, в свободной стране.

Особо хочу отметить — для меня владыка Никодим был духовным руководителем. Я был с ним знаком с 1958 года, по служению в Ярославле, когда он был еще игуменом. Тогда, в 58-м году, он приехал из Иерусалима, где подвизался в качестве представителя Русской Церкви. И я помню, как мы вместе служили в Федоровском кафедральном соборе в Ярославле, и как меня интересовало все, что происходило тогда в Иерусалиме. А он рассказывал, говоря о том, насколько это важно — Церкви Русской иметь представительство в Иерусалиме.

Потом мне довелось служить под его омофором с 70-го года уже здесь, в Ленинграде. Владыка Никодим чрезвычайно серьезно относился к совершению богослужений, и они были торжественные, праздничные, а храмы — которых тогда было немного, в Ленинграде было всего 12 храмов — были переполненные народом. Храмы наполнялись людьми, которые хотели слышать слово своего митрополита, слово назидания, проповеди, хотели видеть особое его служение».

Настоятель Николо-Богоявленского морского собора протоиерей Богдан Сойко по поводу 40-летия со дня кончины митрополита Никодима сказал следующее:

«В Николо-Богоявленском Морском соборе владыка Никодим очень часто совершал богослужения. Один из православных мыслителей говорит о том, что самое великое счастье — это когда поет человеческое сердце. А сердце человеческое поет, когда оно выражает свою любовь к Богу и людям, сердце человеческое поет, когда общается с красотой мира, когда чувствует святыню, когда чувствует величие Божие, присутствующее здесь на земле и во всей вселенной.

Сердце владыки митрополита Никодима пело каждый раз, когда он совершал Всенощное бдение и Божественную Литургию, когда он читал Канон Андрею Критскому на первой седмице Великого поста, когда он читал молитвы в день Святой Троицы, когда он совершал рукоположение во священнический сан. Сердце пело у владыки митрополита и тогда, когда он совершал особенные богослужения Страстной седмицы и Святой Пасхи.

Вспоминается один год,

Протоиерей Богдан Сойко когда владыка в силу болезни

не смог быть в Святую Пасху и совершить заутреню Пасхальную и Божественную Литургию, и тогда в день отдания праздника Пасхи Господней, во вторник вечером, он совершил Пасхальную заутреню, а на следующий день пасхальную Божественную Литургию. И эта традиция в силу того торжества, в силу той молитвы, которую испытывал не только он, но и народ Божий, вошла в жизнь церковную. И до настоящего времени во многих храмах Санкт-Петербурга совершается Пасхальная заутреня в канун отдания праздника Пасхи Христовой и Божественная Литургия в самый день отдания праздника.

Владыка Никодим очень любил праздник Успения Божией Матери. Сердце его пело, когда совершалось богослужение в канун этого праздника и в самый праздник, в особенности, когда совершался чин погребения Божией Матери. Владыка Никодим знал наизусть многие церковные песнопения Успения Божией Матери, особенно стихиры на "Господи воззвах", на стиховне, хвалитные стихиры, канон Божией Матери. Он необыкновенно почитал Божию Матерь и этот праздник Ее Успения. И Божия Матерь приняла его в свои обители в день отдания этого праздника.

Мы вспоминаем день погребения владыки митрополита Никодима с тем, чтобы вместе с ним и о нем совершить молитву, и с тем, чтобы совершить молитву о Церкви нашей. И сегодня мы верим в то, что в обителях Отца Небесного сердце дорогого нам владыки Никодима поет вместе с нами, разделяя его великое дело служения Церкви, служения Богу и людям. Вечная память и вечный покой приснопамятному владыке митрополиту Никодиму!»

Настоятель храма святой великомученицы Екатерины в Мурино протоиерей Николай Тетерятников вспоминает митрополита Никодима, у которого длительное время был иподиаконом: «Говорить о владыке Никодиме, время служения которого на митрополичьей кафедре в Ленинграде принято называть "эпохой Никодима", всегда довольно трудно. Не буду говорить о глобальных вещах, о том, что когда-то он спас наши духовные — тогда Ленинградские — школы от закрытия, пригласив туда студентов из Африки. Это все глобальные вещи, о которых могут лучше рассказать другие люди. Я хочу сказать о личности владыки, с которым меня связала жизнь в 1969 году, и потом, уже после службы в армии, с 72-го и вплоть до его кончины. Я был стар- Пр°т°иерей Никгаай Тетерятткот шим иподиаконом и келейником владыки

Никодима. Он был действительно яркой личностью, и характер у него был весьма и весьма непростой. Мог он быть горячим, мог нас, тогда мальчишек, поймать и отодрать за вихры, но — он никогда не был злым. Был отходчив и мог даже попросить прощения за то, что причинил кому-то из нас неприятность.

Самое главное, самое интересное, что мне врезалось в память — то, что владыка Никодим обладал просто энциклопедическими знаниями по многим предметам. Вообще, у него была удивительная память. Он помнил не только, как всех нас зовут по имени, но помнил по именам наших родственников: пап, мам, братьев, сестер. Отпусты после литургии он говорил всегда на память. Конечно, святых тогда было не столько, сколько сейчас, но, тем не менее, владыка помнил весь церковный календарь. Эта удивительная память всегда производила невероятное впечатление...

Вспоминается один забавный пример. Владыка ездил по Ленинградской епархии на "ЗИМ"-е. Однако даже в такой большой автомобиль все поместиться не могли. Тогда из Новгорода приходила серая 21-я "Волга". Владыка Никодим садился на переднее сиденье. Мы, первая пара иподиаконов — Колюша и Николаша, два Николая, — садились сзади, а протодиакон Андрей и вся остальная наша иподиаконская братия садились

в "ЗИМ". И хорошо, если был какой-нибудь гость, который тоже садился в "Волгу". В таком случае владыка Никодим сначала листал какие-то бумаги, а потом, если дорога была неблизкой, заводил беседу с гостем. А если гостя не было, то мы уже знали — сейчас нас начнет штудировать по какому-нибудь предмету! Сам владыка прекрасно знал любой предмет семинарской и академической программы, и мы понимали, что нам придется очень и очень несладко. Поэтому — придумали такую хитрость: только он начинает задавать нам вопросы, мы достаем церковный календарь и говорим: "Владыка, а давайте поиграем в имена". Мы называем какое-нибудь число, куда наш палец попал, а он называет того или иного святого. Владыке это чрезвычайно нравилось, а мы таким образом избавлялись от дополнительных экзаменов.

Личностью владыка был, конечно, незаурядной. В 1969 году, когда я поступал в семинарию, мне было уже 22 года, и я имел за плечами техникум, четыре курса заочного института и работу инженером. Но я понимал, что, если закончу институт, мне никогда не быть семинаристом. Дорога была бы закрыта. Это были те годы, когда люди с высшим образованием не могли получить духовное образование. И тогда мои друзья сделали мне сюрприз на "летнюю Казанскую". 20 июля я поехал с чемоданом облачений в Москву, и успел на Всенощную в Елоховский собор, где служил патриарх Пимен. Именно тогда вечером в Серебряном Бору у меня состоялась серьезная беседа с владыкой Никодимом. Я был в депрессии, т. к. только что бросил учебу и не знал, что мне делать. После этого разговора с митрополитом я на работе написал заявление, что хочу продолжать учебу в дневное время, а в институте — что меня не устраивает выбранная при поступлении специальность. С рекомендацией владыки я поступил сразу в 3-й класс семинарии, потом были два года армии, и снова возвращение в духовные школы. Я, хотя и воспитывался монахинями, сестрами моей бабушки, и был дружен с семьей священника, никогда не думал, что стану семинаристом. И даже не рассчитывал, что это может случится, хотя и шел к этому целых семь лет. Но пришел я именно благодаря владыке Никодиму».

Настоятель Новгородского Софийского кафедрального собора, председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации Новгородской епархии, проректор по учебной работе и преподаватель Новгородского духовного училища, доцент Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Александр Ранне также поделился воспоминаниями о своем учителе: «Прежде всего, говоря о владыке Никодиме, нужно сказать, что это был человек, который всегда производил чрезвычайное впечатление на всех, с кем он общался. Причем, впечатление производили не столько его острый ум или удивительная память, сколько тот искренний и неподдельный интерес к человеку, с которым владыка Протоиерей Александр Ранне

разговаривал.

Помню, как я, поступая в семинарию, первый раз пришел к нему на прием. Только-только закончил армию, вернулся и был еще совсем молодым мальчиком. Но с каким интересом, вниманием, уважением смотрел на меня владыка! Для него это был разговор с человеком, в котором он видел некую перспективу для Церкви. Удивительно, но его собеседник всегда это ощущал. Иного человека — по крайней мере, до тех пор, пока он не вступал в какие-то противоречия с церковной жизнью или не становился,

может быть, даже врагом Церкви — владыка Никодим как мог защищал, помогал, многое прощал, снисходя к человеческим слабостям... Это его уважение, эта его тактичность, тонкость во взаимоотношениях — они производили неизгладимое впечатление.

Однажды, будучи уже иподиаконом, я пришел к нему в покои. Владыка лежал больной, с очередным инфарктом. Он поинтересовался, чем я сейчас занимаюсь. Я ответил, что готовлю очередную свою студенческую проповедь для произнесения в храме. Владыка говорит: "Ну, давай, прочитай мне, давай поработаем над ней". И мы с ним стали фразу за фразой менять, пока я не почувствовал, что от моей проповеди ничего не остается. Владыка же, увидев на моем лице разочарование, сразу оборвал: "Ну ладно, иди, скажи им все".

Повторюсь, что именно эта удивительная проницательность владыки — ему невозможно было соврать, он все видел насквозь — производила наибольшее впечатление. Но даже не это было самое главное в митрополите Никодиме. Дело в том, что он был человеком Церкви настолько, что вне ее он просто себя не представлял. Он был способен заинтересоваться самым обыкновенным человеком, присутствующим в храме, и отнестись к нему с уважением. И, одновременно, он мог размышлять о судьбах всей Вселенской Церкви.

В этом контексте, конечно, меня всегда интересовала история становления митрополита Никодима как личности. Он ведь родился в семье неверующих людей. Но зайдя однажды в храм и услышав богослужение, он воспринял его не как некое чинопоследование, нет, он начал рассуждать над предельными смыслами христианства. И уже в юношестве, как рассказывал его друг архимандрит Авель, они играли в такую игру: у них была Голгофа на территории загорода, был Иордан, был и Фавор, и для них эти места были святы.

Когда владыка Никодим стал молодым священником, он оказался в Угличе Ярославской губернии. Я недавно был в Угличе на конференции, и познакомился там с матушкой Ольгой, филологом, которая сейчас оцифровывает 50 писем, написанных митрополитом Никодимом его духовной дочери. Если не ошибаюсь, речь идет о Людмиле Владимировне Быковой, она тоже, кажется, филолог или историк, и она была из тех людей, которые после войны составляли в этом маленьком провинциальном городке такой круг, в который входили исповедники веры, прошедшие через лагеря, через тюрьмы. Известно, что духовным отцом митрополита Никодима был архиепископ Димитрий (Градусов). В Угличе владыка Никодим часто навещал пребывающего за штатом епископа Николая (Муравьева-Уральцева). Это был известный врач, которого академик И. П. Павлов приглашал к себе в лабораторию. Но он выбрал священническое служение, прошел через многолетние ссылки и тюрьмы. В Угличе нам показывали в этом доме маленькую кухню, маленькую комнатку. Туда приходил митрополит Никодим, там они тайно совершали Литургию. Об этом мне потом владыка рассказывал во время вечерних прогулок.

Дело в том, что врачи рекомендовали владыке как можно чаще совершать прогулки на свежем воздухе. И вот эти прогулки после рабочего дня, практически ночные, всегда сопровождались глубочайшими разговорами о судьбах Церкви, и нередко — о каких-то моих личных проблемах. Часто владыка рассказывал о том, как он прогуливался по берегу Волги и размышлял о судьбах Церкви. Тогда уже начиналась, фактически, новая волна гонений на Церковь. Хотя и без расстрелов, но все-таки очень жесткая. И это была чрезвычайно сложная ситуация для Церкви, потому что, как известно, Никита Сергеевич Хрущев обещал к 80-му году показать последнего попа.

Помнится, когда мы в 70-х годах учились в семинарии, Конституцию СССР нам преподавал один отставной военный. И мы его довольно-таки бесстрашно спрашивали: "Ну, а что же будет, когда в 80-м году наступит коммунизм? Мы куда денемся?". Он некоторое время напряженно размышлял, а потом говорил: "Вас мы успеем перевоспитать". Разговор на этом заканчивался.

Еще хотел бы отметить, что становление будущего митрополита Никодима безусловно связано со Святой Землей, где он находился в Русской духовной миссии.

Его детские, юношеские мечты Господь одарил той реальностью, в которую он погрузился. У владыки есть несколько письменных воспоминаний, где он рассказывает о своих первых впечатлениях от Святой Земли, о Благодатном огне на Гробе Господнем. Все его воспоминания проникнуты необыкновенной, чрезвычайной теплотой. Пребывание там произвело на владыку Никодима глубочайшее впечатление, потому что Святая Земля не только погружает человека в некую историческую реальность религиозной жизни, но это погружение сопровождается определенной свободой. Человек перестает видеть в своей вере только лишь внешний литургический аспект, он как бы переживает именно эту Евангельскую историю глубоко и очень конкретно.

Хотелось бы сказать еще об одном аспекте — о знакомстве владыки Никодима с Римом. Это знакомство, по моему мнению, оказало на него большое влияние и дало особое ощущение сопричастности к Вселенской Церкви. Как бы к этому не относиться, но невозможно отрицать факт, что митрополит Никодим очень интересовался теми экуменическими процессами, которые проходили в его время, и, конечно же, формировал свое личное отношение к этим процессам.

Особенно владыку Никодима интересовал Рим с его храмами IV века, с его святынями, относящимися к апостолам Петру и Павлу, с его кипящей жизнью, потому что ниточки из Рима, из Ватикана распространяются по всему миру: Католическая Церковь присутствует в Африке, в Южной Америке, в Азии и так далее. Осознание этого заставляет человека задуматься о том, что Церковь — не какой-то замкнутый круг людей, не маленькая общинка, затерявшаяся где-то среди лесов или гор. Церковь — это Тело Христово, и она для всего Мира.

Это было время, когда папа Павел VI задумался о диалоге между христианами и атеистами. Тогда, в 60-70-е годы, это было чрезвычайно важно, потому что коммунистическая партия Советского Союза принципиально не хотела разговаривать с людьми верующими. Необходимость этого диалога была очевидна, поскольку коммунистическое движение вело себя чрезвычайно активно, распространяя свое влияние во все уголки мира. Даже "богословие освобождения" в Южной Америке апеллировало к идеям Маркса! И вот папа Павел VI говорит, что он готов к диалогу. Правда, оставался вопрос, как строить диалог, если со стороны коммунистической партии такое отношение к верующим. На это митрополит Никодим заявляет: "Да, они не готовы, не хотят с нами разговаривать, но, в то же самое время, мы должны искать те общие темы, в рамках которых мы можем найти общие интересы, чтобы завязать диалог". Действительно, мир настолько тесный, что без диалога никак нельзя. Эта удивительно простая мысль актуальна и сегодня, и не только для Церкви! Люди должны научиться разговаривать даже с теми, кто с ними разговаривать не хочет. Надо находить общие точки заинтересованности и беспокойства. И митрополит Никодим искал эти темы, искал очень напряженно, и готовил своих учеников к этому.

Отмечу и еще одну характерную особенность митрополита Никодима — его как преподавателя было весьма непросто слушать. В академии он преподавал историю Русской Православной Церкви. Я слушал его лекции, и хочу сказать — они были с очень протяженными смыслами. Есть короткие смыслы, к которым мы сегодня привыкли, а есть протяженные, длинные смыслы, за которыми надо следовать мыслью, нужна особая концентрация внимания. Кроме того, его длинные смыслы, облеченные в византийскую форму, всегда были с каким-то вторым подсмыслом, который он не мог выразить в открытую. Именно поэтому лекции владыки для нас, простых студентов, были достаточно сложными».

Церковные песнопения во время музыкально-литературного вечера исполняли мужской хор Санкт-Петербургской духовной академии (дирижер И. А. Соловьев), женский хор Санкт-Петербургской духовной академии (дирижер И. О. Андрякова),

Слово Святейшего Патриарха Кирилла участникам вечера памяти, посвященного 40-летию со дня кончины митрополита Никодима, 4 сентября 2018 г.

смешанный хор Санкт-Петербургской духовной академии (дирижер монахиня Ксения (Каньшина)), сводный хор Санкт-Петербургской духовной академии (дирижер А. А. Максимов).

В завершение вечера с кратким словом выступил Святейший Патриарх Кирилл:

«Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Дорогие братья архипастыри! Дорогие преподаватели, профессора, студенты и все, кто сегодня участвует в этом замечательном вечере!

Не думаю, что после всего услышанного и увиденного требуются еще какие-то слова. Я просто хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто именно так задумал этот вечер, который, я уверен, останется в памяти у каждого из нас. Это очень достойная возможность в канун 40-й годовщины смерти владыки митрополита Никодима вспомнить о его уникальной личности и его совершенно особом жизненном пути. Царство Небесное приснопамятному владыке митрополиту Никодиму, а всем нам — и тем, кто его знал при жизни, и тем, кто его при жизни не знал, но, может быть, через сегодняшний вечер что-то почувствовал и понял — желаю и в своей собственной жизни, на пути служения Господу отобразить хотя бы часть всего того, что совершил этот великий человек. Царство ему Небесное и вечный покой!»2.

Далее была возглашена «Вечная память» Высокопреосвященному митрополиту Никодиму. Святейший Патриарх Кирилл передал в дар академии икону святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а для библиотеки СПбДА — старинную английскую Библию из Патриаршей библиотеки. Затем Патриарх Кирилл посетил экспозицию, посвященную жизни и деятельности митрополита Никодима, открытую накануне в музее Санкт-Петербургской духовной академии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Святейший Патриарх Кирилл посетил в Санкт-Петербургской духовной академии вечер памяти, посвященный 40-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5262471.html (дата обращения: 23.10.2019).

5 сентября 2018 г., в 40-ю годовщину со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в сослужении сонма архипастырей и пастырей Божественную литургию в Троицком соборе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе А. Д. Беглов, губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга В. С. Макаров, глава Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии архиепископ Турку и всей Финляндии Тапио Луома и члены делегации Еванге-лическо-лютеранской церкви Финляндии3.

По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Сегодня мы отмечаем 40-летие со дня кончины приснопамятного Преосвященного владыки митрополита Никодима, который в тяжелейшие годы управлял Петербургской епархией и с именем которого связано возрождение, несмотря на все трудности, церковной жизни в этом городе. Но не только в этом городе, потому что владыка посеял такие мощные семена в почву нашего благочестивого народа, что они взошли замечательными плодами, явив святителей, священников, богословов, приходских активистов и всех тех, кто своими трудами во многом подготовил церковные перемены конца ХХ столетия.

Известно, что владыка Никодим обладал многими дарами от Господа, — об этом вчера было замечательно сказано на мемориальном вечере в стенах Санкт-Петербургской духовной академии. Действительно, от Бога ему было дано очень многое: крепкое здоровье, очень мощный интеллект, феноменальная память, сильная воля, благочестивое сердце. Но, несмотря на физическую мощь, он умирает в 48 лет от седьмого инфаркта. Казалось бы, где же природная сила, закаленное крепкое тело? Все было сильным, кроме одного — слабого сердца. Те, кто помнит владыку, знают: он мог быть строгим, взыскательным, он мог пробивать стены тогдашнего отчуждения мира от Церкви, но его сердце оставалось открытым, мягким и очень чувствительным. Иначе его смерть объяснить нельзя. Если бы ничто не затрагивало сердце владыки, он прожил бы долгую жизнь, но это была бы жизнь другого человека.

В этой личности соединились сила и слабость. Но слабость не от греха, не от каких-то злоупотреблений, не от того, что так часто разрушает здоровый организм современного человека, а слабость от чувствительного, доброго сердца, которое было открыто, в том числе, восприятию многих и многих болезненных ударов, которыми сопровождалась его жизнь — жизнь святителя, ставшего особым образом на защиту нашей Церкви, воспитавшего плеяду архипастырей, множество священнослужителей, многие из которых и сегодня вместе с нами совершают здесь молитвенное поминовение своего аввы.

Говорят, каждый человек должен оставить какой-то след: дерево посадить, дом построить, детей родить, и, наверное, все это правильно. Но если человек отказывается и от семьи, и от детей, и от дома, полностью посвящая себя служению Церкви, то его плод оценивается по другим критериям, и первый из них: что же ты сделал для Церкви Божией? Вне зависимости от того, какое место ты занимаешь, — являешься ли ты известным иерархом, богословом, священнослужителем, или ты мирянин, в лучшем случае раз в неделю приходящий в храм, — все равно жизнь твоя измеряется тем, что ты сделал во имя Божие.

Вот почему так важно всем нам вспоминать наших наставников. И сегодня замечательный день для нас, тех, кто знал и помнит дорогого владыку Никодима,

3 В 40-ю годовщину со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невской лавре // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5262860.html (дата обращения: 23.10.2019).

Посещение Патриархом Кириллом экспозиции, посвященной жизни и деятельности митрополита Никодима, открытой в музее Санкт-Петербургской духовной академии, 4 сентября 2018 г.

обновить нашу память, соотнести все, что мы знаем, с историческим фоном, на котором развивалась жизненная драма владыки митрополита Никодима. Понять, какую жертву он принес, каких целей достиг и какую цену заплатил за то, чтобы сегодня мы все вместе были в этом храме, и чтобы следующее поколение Преосвященных архипастырей и духовенства могло достойно трудиться, утверждая веру Христову в жизни нашего народа в наисложнейшем XXI веке.

Мы сейчас совершим заупокойную панихиду, а затем проследуем на кладбище, где совершим литию. Я бы призвал к особой молитве за приснопамятного владыку митрополита Никодима, и прошу всех вас — Преосвященных архипастырей, духовенство, верующих людей, студентов и преподавателей духовных школ — помнить имя этого выдающегося сына Русской Православной Церкви. Его трудно сравнивать с кем бы то ни было в истории, но есть иерархи самого переднего плана. Так, среди Предстоятелей Церкви мы всегда с благодарностью вспоминаем святителя Макария, который во времена Ивана Грозного сумел провести Поместный Стоглавый Собор и во многом повлиять на жизнь Церкви. Мы, несомненно, вспоминаем также святителя Платона, который своими трудами изменил систему духовного образования в Русской Православной Церкви, — жил он в веке восемнадцатом. И, конечно, вспоминаем двух выдающихся светильников века девятнадцатого — митрополита Филарета (Дроздова) и святителя Иннокентия Иркутского, а затем Московского. Вот в этом ряду — и владыка митрополит Никодим. Его вклад имеет огромные исторические необратимые последствия для истории нашей Русской Православной Церкви. Очень надеюсь, что те, кто застал владыку, до конца дней сохранят молитвенную память о нем. А те, кто его не знал, из книг, из слов моих, сказанных сегодня, сделают важный вывод, что таких святителей земли Русской нужно всегда хранить в своей благодарной памяти и возносить их имена в молитвах.

Теперь помолимся об упокоении души усопшего раба Божиего приснопамятного Преосвященного митрополита Никодима, дабы Господь в Своих небесных обителях

Митрополит Новгородский Лев за Божественной литургией в Софийском соборе,

15 октября 2018 г.

изливал на него Свою любовь и Свою благодать. А нам с вами нужно помнить это имя и не переставать о нем молиться. Всех вас приветствую в этот памятный день. Аминь»4.

После проповеди, в сослужении иерархов и духовенства Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду по митрополиту Никодиму. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил шествие на Никольское кладбище Александро-Невской Лавры, где похоронен митрополит Никодим. Святейший Владыка возложил на могилу венок и совершил заупокойную литию.

■к -к -к

15 октября 2018 г. студенты Санкт-Петербургской духовной академии приняли участие в вечере памяти, посвященном митрополиту Никодиму (Ротову), организованном в Великом Новгороде.

Утром 15 октября митрополит Лев и епископ Арсений совершили в Софийском соборе Божественную литургию в сослужении духовенства Новгородской и Санкт-Петербургской митрополий. За богослужением была совершена заупокойная ектения об упокоении митрополита Никодима (Ротова), а после Литургии — заупокойная лития. Богослужение было приурочено к 40-летней годовщине со дня смерти владыки. За богослужением пел смешанный хор Санкт-Петербургской духовной академии под управлением регента монахини Ксении (Каньшиной).

По окончании богослужения митрополит Лев обратился к верующим с архипастырским словом, в котором отметил, что много противоречивого говорилось и говорится о личности владыки Никодима, но с удалением во времени многие, даже

4 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в 40-ю годовщину со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) после Литургии в Александро-Невской лавре // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5262843.html (дата обращения: 23.10.2019).

противники, начинают сознавать ту роль, которую владыка сыграл в жизни Русской Церкви в самый трудный послевоенный период так называемой «Хрущёвской оттепели», которая для Церкви обернулась «Хрущёвской зимой», гонениями:

«Вопреки слезам людей власти закрывали и разрушали храмы, духовные школы. Именно в этот период в 1961 году митрополит Никодим избирается во епископа и начинает своё святительское служение в Русской Церкви. Промыслом Божиим владыка был назначен на Ленинградскую кафедру. И первое, что он сделал — начал спасать Ленинградскую духовную школу, которую советская власть хотела закрыть, студентов туда уже не принимали, богослужения не совершались.

По благословению Патриарха Алексия I митрополит Никодим начал приглашать в Ленинград верующую молодёжь из Африки, Египта и всех стран Третьего мира. Почему? Потому что Советский Союз завязывал отношения с развивающимися странами и предлагал им социалистическую систему управления государством и обществом. Но как можно выбрать такую систему, в которой ней нет места верующему человеку, религии, а, соответственно, нет места Богу? Этот факт сыграл важную роль. По причине обучения иностранцев Ленинградские семинария и академия были сохранены. Это произошло благодаря энергичной деятельности и находчивости митрополита Никодима.

Затем к Ленинградской епархии была присоединена Новгородская епархия, которая уже закрывалась. Был закрыт Никольский собор и другие храмы. К 1972 году Новгородская епархия насчитывала всего 12 приходов, и ни о каких разрешениях об открытии новых приходов речи быть не могло. В силу специфики города он был закрыт для иностранцев, поэтому можно было пользоваться здесь полной свободой по разрушению церковной жизни. Священники не могли собираться вместе.

Был случай, когда три священника в преклонном возрасте собрались попить чаю и послушать пластинку церковных песнопений. Когда это дошло до уполномоченного по делам религии, эти священники были лишены регистрационной справки, говоря современным языком, лицензии на право служения. Они остались безработными. Нигде на работу их больше не принимали: ни сторожем, ни дворником, ни кочегаром, ни псаломщиком. Даже в церковной ограде. Если священник был почитаем народом, то его также лишали права служения. И таких священников было очень много.

Таким был Новгород на момент, когда митрополит Никодим приехал сюда. Действовал всего один храм — церковь апостола Филиппа, с одним приделом. Владыке Никодиму пришлось приложить много сил в течение долгих лет, чтобы получить разрешение на высшем уровне на строительство второго придела — Никольского. Я был свидетелем переживаний владыки. Разрешение на строительство то давали, то отбирали. Но придел всё-таки был построен, и в 1978 году митрополит Никодим, перед отъездом в Рим, будучи в Новгороде сказал: "Вернусь из Рима, освятим уже и этот придел". Но так случилось, что из Рима он уже не вернулся...

Митрополит Никодим развивал внешнюю деятельность Церкви для того, чтобы она, свидетельствуя о себе за пределами рубежей Отечества, могла спокойно существовать у себя на Родине. Как один из новгородских священников, отец Михаил Елагин, на одной из встреч сказал митрополиту Никодиму: "Владыка, от Вашего внешнего успеха зависит жизнь Церкви внутри страны". Так оно и было. Где были иностранцы, там была видимая свобода, а где их не было (в Новгороде, Карелии), там считали, что с Церковью уже покончено. Митрополиту Никодиму стоило больших сил противостоять этому и делать всё наоборот, чтобы сохранять Церковь.

Неудивительно, что от таких нагрузок он умер совсем молодым — в 49 лет. Что помогало владыке все эти годы? Ему помогала вера — он каждый день служил Божественную литургию, а если не было возможности служить — причащался запасными Дарами. Для него Евхаристия была центром христианской жизни.

Сегодня мы собрались в этом храме, в котором он находился, иногда сопровождая высокие иностранные делегации. Как-то, сопровождая делегацию

Экскурсия в Юрьевский монастырь для учащихся Санкт-Петербургской духовной академии,

15 октября 2018 г.

Римско-Католической Церкви, он вошёл в алтарь, где было много туристов (София тогда ещё была музейным объектом), встал на Горнее место и сказал: "Моя кафедра здесь!". Поэтому всё то, что мы сегодня делаем в Церкви, мы делаем благодаря заслугам владыки Никодима»5.

После богослужения для учащихся Санкт-Петербургской духовной академии состоялась экскурсия в Юрьевский монастырь. Вечером того же дня в Новгородской областной филармонии им. А. С. Аренского состоялся вечер памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), посвящённый 40-летней годовщине со дня его смерти. Мероприятие было организовано Санкт-Петербургской духовной академией. Во время мероприятия духовенство Новгородской епархии и студенты рассказали о жизни и служении архипастыря, были показаны видеоролики о митрополите Никодиме. В течение вечера академический хор исполнял любимые церковные песнопения владыки.

Во время этого литературно-музыкального вечера один из ведущих отмечал: «Есть такие люди от Бога, что уже при жизни их именем называют целую эпоху, люди, которые идут наперекор духу времени и изменяют течение самой истории. Не побоявшиеся борьбы и сложностей в настоящем ради торжества правды в будущем. Жизнь их подобна горению! Тлеть они не могут. Огонь их жизни зажигает лампады тысяч человеческих сердец. Слова приносят надежду, пример служения вдохновляет на подвиг. Для Русской Православной Церкви таким человеком стал митрополит Никодим, который жил и совершал свои труды в тяжелейшую эпоху атеистического гонения. Но это нелёгкое время скоро закончится, наступит небывалое возрождение церковной жизни. Мы слышим правильные слова: "Церковь была сохранена

5 Митрополит Лев: «Митрополит Никодим развивал внешнюю деятельность Церкви, чтобы она могла существовать у себя на Родине» // Новгородская епархия. URL: http://vn-eparhia. ru/novosti-eparkhii/10195-mitropolit-lev-mitropolit-nikodim-razvival-vneshnyuyu-deyatelnost-tserkvi-chtoby-ona-mogla-sushchestvovat-u-sebya-na-rodine (дата обращения: 01.10.2019).

Вечер памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) в Новгородской областной филармонии им. А. С. Аренского, 15 октября 2018 г.

Господом Иисусом Христом, она непоколебима по своей природе, однако Бог действует через людей, которые становятся проводниками Его воли и вместилищами благодати"».

Клирик Софийского собора и преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Александр Ранне поделился со всеми присутствующими своими воспоминаниями:

«Владыка родился в 1929 году. В это время только началось настоящее преследование и разрушение Церкви. Он не сохранил воспоминания о тех страшных годах, однако запомнил годы Великой Отечественной войны и время после неё, когда сталинское правительство и партия вдруг "повернулись" к Церкви. Пусть это было только временным явлением, но обращение власти к патриотизму русского народа и Церкви, вероятнее всего, проникло в семью будущего митрополита Никодима (тогда ещё юного Бориса), мама которого была учительницей, а папа — партийным работником. И вот однажды, будучи студентом, он зашёл в церковь и увидел богослужение. Тогда Борис понял, что останется здесь на всю жизнь.

Случилось так, что владыка, приняв постриг и став священником, оказался главой Русской духовной миссии в Иерусалиме. Он стоял у гроба Господня, который являлся не только местом молитвы, но был и остаётся местом встречи людей разных религий. Одновременно там молятся о своих народах и православные, и копты, и католики, и армяне. Эта встреча с людьми других религий и культур на Святой земле, наверное, много значила для становления тогда ещё совсем молодого архимандрита. Также важным фактом, влияющим на служение владыки Никодима, был опыт того, что даже в партийных, атеистических кругах может произойти настоящий духовный переворот.

Митрополит Никодим был человеком, встреча с которым на многих людей производила не просто неизгладимое впечатление, а переворачивала внутренний мир

человека настолько, что он уже становился совсем другим. По-другому начинал относиться к вере и Церкви, русской культуре и жизни. Это был человек, безусловно, одарённый многими талантами: острый ум, блестящая память, он мгновенно реагировал на все неожиданные повороты жизни, умел мыслить не только быстро, но и очень глубоко. Его основной целью было внедрить русскую православную культуру в ткань общественной жизни и постепенно произвести переворот внутреннего сознания человека. Он не дожил до перестройки, но он всё сделал, чтобы она не просто произошла, но произошла так, чтобы человек стал искать истинные ориентиры духовной жизни и находить их.

Митрополит Никодим жил с раннего утра и до поздней ночи только одними мыслями — мыслями о Церкви. Он ушёл из жизни, когда был совсем молодым человеком, но для тех, кто его окружал, он казался умудрённым жизнью старцем, который знает всё и прозревает истинные пути Церкви и спасения людей»6.

В завершение вечера митрополит Лев также поделился своими воспоминаниями перед участниками вечера. В частности, от обратил внимание на следующее свидетельство: «Когда он умер, через три дня Папа римский, выступая перед многотысячной толпой и паломниками на площади Святого Петра в Риме, сказал: "Несколько дней тому назад в Риме умер русский митрополит, сказавший мне такие слова о Церкви, которые я никогда больше в жизни не слышал. Это воистину человек Божий!"».

По словам ведущих, митрополит Никодим стал первым православным иерархом, рождённым после революции, и приведшим за собой целое поколение архиереев, которое не прошло через ужасы сталинских репрессий, но которое, в то же время, и не застало свободной Церкви. Поколение, для которого право на веру стало не воспоминанием, а целью. Господь сохраняет Церковь, посылая в необходимый момент истории человека, способного всю свою жизнь без остатка посвятить её защите. Привыкая смотреть на чудо Божие как нечто сверхъестественное, как часто мы не замечаем, что чудеса происходят в самой повседневной жизни через людей, которые, полностью вверив себя Божественному промыслу, превозмогая собственные силы преображают окружающий их мир, меняют кажущуюся доселе неизменной логику истории. Таким человеком был митрополит Никодим.

23 ноября 2018 г. в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии состоялся круглый стол, посвященный трудам и деятельности митрополита Нико-дима. Научное мероприятие было организовало Историческим обществом академии.

Первым перед собравшимися выступил руководитель Общества, доцент кафедры церковной истории, заведующий аспирантурой академии Д. А. Карпук. В своем слове он подчеркнул значение фигуры митрополита Никодима в контексте истории Церкви XX столетия. Далее круглый стол продолжили выступления студентов. Студент 3 курса бакалавриата Илья Андрианов в своем докладе рассказал о служении митрополита Никодима на Ленинградской кафедре, о его борьбе в деле отстаивания церковных интересов в «городе трех революций». Следующий доклад подготовил студент II курса магистратуры Иван Колонтаев, который раскрыл научно-богословскую деятельность приснопамятного архиерея на примере его кандидатской диссертации, посвященной историческому исследованию Духовной миссии в Иерусалиме.

Выпускник бакалавриата Николай Кадура представил анализ магистерской диссертации митрополита Никодима на тему «Иоанн XXIII Папа Римский». Студент 4 курса бакалавриата Глеб Тихашин рассказал о пятитомном сборнике трудов

6 В Новгороде прошел вечер памяти митрополита Никодима (Ротова) // Новгородская епархия. URL: http://vn-eparhia.ru/novosti-eparkhii/10197-v-novgorode-proshel-vecher-pamyati-mitropolita-nikodima-rotova (дата обращения: 01.10.2019).

Круглый стол, посвященный трудам и деятельности митрополита Никодима,

23 ноября 2018 г.

владыки, посвященном богословским вопросам. Именно за это собрание трудов митрополит Никодим Ученым советом Ленинградских духовных академии и семинарии был удостоен ученой степени доктора богословия. В завершение вечера выступил студент II курса магистратуры иеродиакон Иоанн (Галумов), который подвел итоги круглого стола. Отец Иоанн рассмотрел деятельность митрополита Никодима в Ленинградской духовной академии и отметил, что одним их главных достижений владыки стало возрождение научно-богословского уровня духовной школы.

После обсуждения докладов участники пришли к выводу, что необходимо опубликовать неизданные труды митрополита Никодима с научными комментариями. Именно по ним современное поколение сможет увидеть в приснопамятном владыке не только человека, боровшегося за существование Русской Церкви, но и эрудированного иерарха, для которого богословское образование было важным фактором в жизни и деятельности.

■к -к -к

В начале осени 2018 г. Издательство Санкт-Петербургской духовной академии выпустило в свет несколько изданий, посвященных митрополиту Никодиму. Так, номер журнала «НЕБО» (НЕвский БОгослов) был полностью посвящен 40-летию со дня кончины этого выдающегося архипастыря. Кроме того, в академических журналах «Христианское чтение» и «Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии» было опубликовано несколько научных статей и архивных материалов, посвященных анализу архипастырской детальности митрополита Нико-дима (Ротова).

В настоящее время в стенах Санкт-Петербургской духовной академии ведется активная подготовка к мероприятиям, посвященным 90-летию со дня рождения митрополита Никодима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.