Научная статья на тему '«Категорически отказываюсь принять докторскую степень», или Несколько слов в качестве предисловия'

«Категорически отказываюсь принять докторскую степень», или Несколько слов в качестве предисловия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Категорически отказываюсь принять докторскую степень», или Несколько слов в качестве предисловия»

от редакции

«категорически отказываюсь Принять докторскую степень», или

несколько слов в качестве предисловия

2 октября 1969 г. бывший ректор академии профессор протоиерей Михаил Сперанский написал новому ректору епископу Тихвинскому Герману (Тимофееву) довольно любопытное письмо следующего содержания: «В бытность мою ректором Ленинградской духовной академии и семинарии я имел неофициальный разговор с владыкой митрополитом Никодимом с предложением о присвоении ему от Ленинградской академии ученой степени доктора богословия. Но владыка отклонил это предложение. В настоящее время считаю своевременным вновь поднять этот вопрос и прошу Ваше Преосвященство на ближайшем заседании Совета поставить на обсуждение это мое предложение о присвоении владыке митрополиту Никодиму степени доктора богословия за архипастырскую, церков-но-общественную и научно-богословскую деятельность, которая всем известна».

Действительно, тогда же, 2 октября 1969 г., Совет Ленинградских духовных академии и семинарии принял решение за совокупность научно-богословских трудов и широкую церковно-общественную деятельность присудить митрополиту Никодиму (Ротову) ученую степень доктора богословия.

Однако через два дня, 4 октября, владыка Никодим, после изучения данного постановления, прямо на Журнале Совета написал довольно пространную и любопытную резолюцию: «Сердечно благодарю Совет Академии за честь и внимание, однако категорически отказываюсь утвердить это постановление и принять докторскую степень, поскольку не являюсь магистром богословия, ибо это было бы неверным и по форме, и по существу. Кроме того, я заканчиваю свою магистерскую работу и нет никаких причин форсировать события и нарушать их нормальное и естественное течение». Действительно, в 1970 г. митрополит Никодим в Московской духовной академии защитил магистерскую диссертацию на тему: «Иоанн XXIII, Папа Римский». А еще через пять лет, в 1975 г., Совет Ленинградской академии все же присудил митрополиту Никодиму ученую степень доктора богословия.

Вообще, вопрос об ученых степенях и диссертациях митрополита Никодима представляет определенный интерес, поскольку в исследовательской литературе имеется некоторая путаница по поводу того, когда и какую диссертацию защитил владыка, когда был удостоен той или другой ученой степени. В настоящее время завершается работа над статьей, посвященной этому вопросу, и, хочется надеяться, в ближайшее время она будет опубликована на страницах одного из академических журналов.

Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) (1929-1978)

Во втором же номере «Вестника Исторического общества», в связи с 40-летием со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) публикуем, во-первых, в разделе «Интервью» беседу с проректором по культуре и деканом Факультета церковных искусств Е. М. Гундяевой, которая весьма подробно и обстоятельно рассказывает о своем знакомстве с владыкой и о том, как ей довелось трудиться рядом с ним. В качестве второго материала, посвященного жизни и деятельности этого выдающегося церковного иерарха XX в., на страницах журнала в разделе «К 40-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова)» публикуется статья М. В. Шкаровского, в которой известный историк показывает, как владыка в период жесточайших гонений на Церковь, в эпоху Хрущева, спас от закрытия Ленинградскую духовную академию, остановил ликвидацию действующих церквей в Ленинградской епархии и изгнание из храмов священников. В качестве третьего материала в разделе «Архив» публикуются отзывы заслуженного профессора протоиерея Михаила Сперанского и профессора Н. Д. Успенского на пятитомный сборник сочинений митрополита Никодима, за который Совет Ленинградской духовной академии в 1975 г. удостоил владыку ученой степени доктора богословия. Эти отзывы сохранились в Журналах заседаний Совета Ленинградских духовных академии и семинарии за 1974-1975 учебный год. В дальнейшем предполагается на страницах «Вестника» публиковать как воспоминания, так и оригинальные исследования, посвященные жизни и деятельности митрополита Никодима (Ротова).

Что касается других материалов, опубликованных во втором номере «Вестника», то их насчитывается практически три десятка. В разделе «История Санкт-Петербургской епархии» опубликованы четыре статьи, и есть надежда, что в дальнейшем эта рубрика не только станет постоянной, но и будет все время расти в своих объемах.

В статье С. Л. Фирсова рассказывается о документе, посвящённом истории строительства в Санкт-Петербурге церкви Происхождения Честных Древ Креста Господня и Св. Николая («Христа Спасителя» или «Спаса-на-водах»). Примечательно, что данная статья написана в качестве дополнения и небольшого уточнения к статье М.В. Шкаровского «"Покажите народу лицо батюшки-мученика...": жизненный путь протоиерея Владимира Рыбакова (1869-1934)», опубликованной в первом номере «Вестника Исторического общества». Вряд ли нужно говорить о том, что подобного рода статьи, являющиеся своеобразной реакцией на уже опубликованные материалы, редакция «Вестника» будет всячески приветствовать.

Протоиерей Константин Костромин в своем обстоятельном исследовании на основании неопубликованных документов из Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) рассказывает об обстоятельствах — порой довольно драматических — строительства в Санкт-Петербурге храма для общины православных эстонцев — церкви во имя священномученика Исидора Юрьевского.

Священник Павел Кадосов, который уже не один год занимается изучением истории Санкт-Петербургской епархии в XVIII в., вниманию читателей представляет любопытное исследование, посвященное происхождению духовенства первой половины XVIII в. В статье на основании материалов Российского государственного исторического архива (РГИА) и Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) показано, например, происхождение некоторых священно- и церковнослужителей Северной столицы, и подвергнуты сомнению утверждения некоторых исследователей о «мирских» корнях некоторой части петербургского духовенства.

Студентка 4 курса Иконописного отделения академии Анна Мартынова в своей статье рассказывает об Успенском храме деревни Лезье Кировского района Ленинградской области. В тексте раскрыта предыстория храма в XVIII в., судьба во время Великой Отечественной войны, возрождение на рубеже XX-XXI вв. По мнению автора, Успенскую церковь можно рассматривать как один из памятников Великой Отечественной войны в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

В столь важной для «Вестника» рубрике «Новомученики и исповедники Церкви Русской» опубликовано две статьи. Профессор М. В. Шкаровский свое исследование

посвятил жизни и мученической кончине протоиерея Христофора Варфоломеева, который 28 декабря 2017 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был прославлен в лике святых. В. С. Грачев впервые на основании неопубликованных данных из четырех архивов восстанавливает некоторые детали биографии священника Николая Ивонинского, служившего в храме Воскресения Христова на Суглицком погосте (современная территория Бокситогорского района Ленинградской области), и расстрелянного в Ленинграде в 1938 г.

Наверное, обязательная для «Вестника» рубрика «История Санкт-Петербургской Духовной Академии» на этот раз включает в себя две статьи. И. А. Колонтаев рассматривает деятельность епископа Кирилла (Наумова) в духовной академии, в которой он обучался с 1843 по 1847 гг., а затем, вплоть до 1857 г., преподавал нравственное богословие, трудился в качестве помощника инспектора, затем — инспектором духовной школы. Статья Г. В. Бринзея посвящена анализу эпистолярного наследия выдающегося ученого слависта, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Ивана Саввича Пальмова (1856-1920). Примечательно, что сохранившаяся в разных архивных фондах переписка ученого насчитывает около 300 корреспондентов. Более подробно в статье проанализирована переписка Пальмова с тремя важнейшими научными коллегами и наставниками еще со времен обучения в духовной академии: В. И. Ламан-ским, И. Е. Троицким и В. В. Болотовым.

В рубрике «История монастырей и монашества» опубликованы три статьи, ранее представленные в виде докладов на II научно-богословской монашеской конференции, подготовленной и проведенной Историческим обществом 29 марта 2018 г.

Статья игумении Софии (Силиной) посвящена активно обсуждаемому в последнее время вопросу о духовном попечении о насельниках монастырей. Осуществление духовного руководства — как общего, так и личного — братии монастыря именно игуменом являлось предметом содержательной и продолжительной дискуссии в монашеском сообществе и на общецерковном уровне. Итогом данной дискуссии стало возвращение к древней традиции, сохранившейся во многих Поместных Церквах и на Афоне, что нашло отражение в Положении о монастырях и монашествующих, принятом на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2017 г. Суть этой традиции состоит в том, что игумен — отец всего братства.

Игумения Илариона (Феоктистова) в своей статье рассматривает проблему соотношения монастырского устава и практики Иисусовой молитвы. Актуальность темы связана с более общей проблемой преемственности монашеской традиции в современных условиях. Для аргументации положения «Иисусова молитва — душа Устава» применяется метод триединства, единоначалия и целеполагания. На основании высказываний древних и современных подвижников благочестия выстраиваются триады понятий, что позволяет соотнести различные виды монастырских уставов с этапами духовного преуспеяния и со способами молитвы. Показано место и значение Иисусовой молитвы в богослужебной и дисциплинарной частях монастырского устава.

В статье иеромонаха Феофана (Друганова) на основании опубликованных источников показывается роль и значение старца Иосифа Исихаста в деле возрождения лучших традиций афонского монашества во второй половине XX в. не только на самом Афоне, но и в Европе и Северной Америке. Примечательно, что еще в 2015 г. мощи этого великого православного подвижника и аскета XX столетия, пока еще не прославленного в лике святых, были принесены в Санкт-Петербургскую духовную академию.

2018 год, как известно, объявлен перекрестным годом России в Японии и Японии в России. Для нашей академии Япония имеет особое значение, ведь именно Санкт-Петербургскую академию окончил святитель Николай (Касаткин). В рубрике «Православная Церковь в Японии» опубликованы две статьи, в первой из которых Д. А. Карпук на основании неопубликованных материалов из нескольких петербургских архивов рассматривает сложную и довольно насыщенную историю взаимоотношений

святителя Николая с Санкт-Петербургскими митрополитами — Исидором (Никольским), Палладием (Раевым) и Антонием (Вадковским). В статье аспиранта И. Г. Горбунова на основании архивных материалов сделан обзор ежегодных отчетов о состоянии Православной духовной миссии равноапостольного Николая Японского, которые святитель направлял в Святейший Синод с 1870 по 1912 гг. Автор на конкретных примерах приходит к выводу, что эти отчеты, содержащие информацию о членах Миссии, количестве православных христиан в Японии, о состоянии приходов, церквей, училищ и т. п., являются уникальным и чрезвычайно важным источником для изучения истории Японской Православной Церкви.

В рубрике «Региональная церковная история» опубликованы две статьи, каждая из которых представляет особый интерес. В статье иеромонаха Антония (Малинско-го) описывается святой антиминс, датированный началом XIX века и содержащий ценные сведения по истории православия на Юге России середины XIX столетия, и не только. Особо любопытным является тот факт, что антиминс в данной статье рассматривается именно как исторический источник. Статья студента 4 курса бакалавриата академии Г. С. Тихашина посвящена рассмотрению содержания периодической печати, издававшейся на оккупированных фашистами в годы Великой Отечественной войны территориях, на примере газеты «Новый путь», выходившей в 1942-1943 гг. на территории Белорусской ССР. Данная статья не лишена интересных наблюдений и предположений.

В несколько неожиданной для «Вестника» рубрике «Библейская филология» опубликована весьма любопытная и интересная статья иеромонаха Варфоломея (Магницкого), который в контексте притчи о талантах (Мф. 25:26) рассматривает значение и смысловые оттенки греческого слова окупрод, которое переводится в Синодальном переводе Нового Завета как «ленивый». Первоначально статья также была представлена в виде доклада на II монашеской конференции, которая была организована Историческим обществом и состоялась 29 марта 2018 г.

Со второго номера «Вестника» мы включаем в содержание журнала новую рубрику «Факультет иностранных студентов», в рамках которой многочисленные учащиеся факультета могли бы рассказывать об истории Православия в своей стране, о своем приходе в Православную Церковь, о том, как они видят будущее Православия на своей родине. Первым своими мыслями по поводу прошлого, настоящего и будущего Православия в Южной Корее поделился студент 4 курса бакалавриата академии Филарет Чиюн Чхве.

В рубрике «Ы memoriam» опубликованы материалы, посвященные архимандриту Кириллу (Начису), преподавателю и духовнику Санкт-Петербургской духовной академии. В марте этого года исполнилось десять лет со дня его кончины. В Воскресенском Новодевичьем монастыре, где и похоронен отец Кирилл, прошел вечер памяти, информация о котором представлена вниманию читателей. Кроме того, в данной статье публикуются воспоминания нескольких лиц, хорошо знавших архимандрита Кирилла при жизни.

В ставшей, увы, постоянной рубрике «Некрологи» опубликованы биографические данные о почивших еще в 2017 г. профессоре Г. М. Прохорове, протоиерее Борисе Безменове, архимандрите Ианнуарии (Ивлиеве) и П. С. Логвинове. Как отмечалось еще в первом номере «Вестника», в 2017 г. свой земной путь окончили почти десять выпускников и наставников духовной академии. Несколько человек, к сожалению, скончались уже в 2018 г. Поэтому для следующего номера «Вестника» готовятся еще четыре некролога.

Во втором номере «Вестника» дебютирует еще одна новая рубрика — «Научная деятельность», в которой планируется публиковать статьи о защищенных в академии диссертациях, представленных на соискание ученой степени кандидата богословия. Ведь написание и защита научного исследования — это событие не только для автора, но и, в определенной мере, для русской богословской науки. В этом номере опубликованы статьи о диссертациях А. А. Андреева, С. М. Джусоева и священника Антония

Афанасьева. Хочется верить, что данная рубрика — как и непосредственно защиты кандидатских диссертаций в Санкт-Петербургской духовной академии — станет не только регулярной, но и объемной.

В рубрике «Деятельность Исторического общества» опубликован Отчет о деятельности Общества в 2017-2018 учебном году, в течение которого члены Общества проводили богослужения, организовывали различные круглые столы и конференции. Были подготовлены и проведены четыре памятных вечера, а также Олимпиада по истории Санкт-Петербургской духовной академии. На момент окончания 2017-2018 учебного года в состав Общества входило уже более 50 человек.

Редакция «Вестника Исторического общества» выражает сердечную признательность архиепископу Верейскому Амвросию (Ермакову), ректору Московской духовной академии, который в свое время благословил начало деятельности Исторического общества, а также поддержал инициативу по изданию собственного журнала. Также редакция выражает признательность ректору Санкт-Петербургской духовной академии епископу Петергофскому Серафиму (Амельченкову), который буквально в первые же дни своей деятельности на новом поприще поддержал «Вестник» и деятельность Общества. Именно поэтому уже на сентябрь запланированы несколько мероприятий Общества с участием студентов нашей духовной академии. Также редакция журнала выражает искреннюю благодарность сотрудникам Издательства Санкт-Петербургской духовной академии, которые приложили немало сил и трудов для того, чтобы этот, теперь уже второй по счету, номер «Вестника Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии» вышел в свет. В заключение приглашаем всех выпускников нашей академии, а также вообще всех любителей церковной истории к сотрудничеству и соработничеству на страницах данного академического издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.