епископ Иов (СМАКОУЗ)
ЦЕРКОВНОЕ СЛУЖЕНИЕ ВЕРНОГО СЫНА ГАЛИЦКОЙ РУСИ АРХИЕПИСКОПА ПАНТЕЛЕИМОНА (РУДЫКА)
(К 50-летию учреждения Эдмонтонско-Канадской епархии Московского патриархата)
Архиепископ Пантелеймон - уроженец подъяремной Прикарпатской Руси, ревностный миссионер в деле восстановления древней прадедовской веры на Галичине, устроитель монастырской жизни на Волыни, особенно много потрудившийся над возрождением после разрушений периода Первой мировой войны и революционной смуты внутреннего и внешнего благолепия в Почаевской Лавре, восстановитель разрушенной безбожием церковной жизни в «матери градов русских» -Киеве, защитник единства Русской церкви и обличитель лжи украинского автокефально-са-мосвятского раскола в 1941-1943 гг. После долгих скитаний по разным континентам в последние годы своей жизни владыка Пантелеимон трудился на ниве архипастырского служения среди родных русинов,
Архиепископ Эдмонтонский и Канадский Пантелеимон в последние годы жизни.
Портрет из аудитории Свято-Варваринского собора в Эдмонтоне, написанный протоиереем Иоанном Борча. 1976 г.
созидая новоучрежденную епархию Московского патриархата в далекой Канадской Руси1.
Архиепископ Пантелеимон (в миру Петр Рудык) родился в очень набожной крестьянской семье 16 июня 1898 г. в селе Липовцы Пере-мышлянского уезда Галиции, вошедшей после раздела Польши в состав Австро-Венгерской империи. Мальчиком Петр Рудык тайно перешел австрийско-русскую границу, чтобы стать насельником знаменитой Почаевской златоглавой лавры. Это был не единичный случай в период до начала Первой мировой войны. В летнее время, после окончания сезонных крестьянских работ, галичане с большим риском группами проходили мимо австрийских пограничных застав, чтобы «подышать благодатным воздухом православия» и отдохнуть душой под сенью почаевских святынь «древнего отеческого благочестия».
В 1912 г. четырнадцатилетний Петр Рудык прибыл в Почаевскую лавру и по благословению выдающегося русского архиерея Антония (Храповицкого), архиепископа Житомирского и Волынского, священ-ноархимандрита лавры, был принят в число ее воспитанников с правом ношения подрясника. Он пламенно желал стать иноком не только ради спасения своей души во исполнение слов Спасителя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Промысл Божий подготавливал его и для того, чтобы с течением времени он, духовно укрепившись, смог послужить родному галицко-русинскому народу в деле его возвращения в лоно матери-Русской православной церкви и понести крест архиерейского служения.
В общеобразовательной четырехклассной приходской школе при лавре отрок Петр получил начальное образование. При эвакуации братии Почаевской лавры в Святогорскую Успенскую пустынь Харьковской епархии (с 25.09.2004 г.- лавра Донецкой епархии) в связи с приближением линии австро-российского фронта во время Первой мировой войны в 1915 г. он числился уже послушником2.
В 1920 г., после возвращения из эвакуации, двадцатидвухлетний послушник Петр по благословению епископа Кременецкого Дионисия (Валединского), управляющего Волынской епархией, был пострижен в монашество с наречением нового имени Пантелеимон в честь святого великомученика Пантелеимона.
В 1922 г. монах Пантелеимон закончил полный курс Иноческо-богословской школы при Почаевской лавре и был рукоположен во иеродиакона. В том же году, 21 июля, в праздник обретения Казанской иконы Божией Матери, состоялась его хиротония в сан иеромонаха. В начале 1925 г., после окончания богословских классов Волынской семинарии в Кременце, Пантелеимон был направлен на новооткрывшийся пра-
вославный богословский факультет Варшавского университета, который он закончил в 1928 г. 3
С 1925 г. иеромонах Пантелеимон - настоятель Свято-Георгиевского храма во Львове4, приход которого постоянно являлся главным, а в некоторые периоды и единственным островом православия в Галиции с 1787 г. Одновременно он был назначен благочинным нескольких возвратившихся из унии приходов. Православные приходы возникли без какого-либо давления на Сокальщине, в Коломые и Турке над Стры-ем, в древнем Галиче. Движение по возвращению в православие тогда полностью охватило наиболее отдаленный район Галиции - Лемков-щину. Несмотря на трудности и враждебное отношение униатской иерархии и светской администрации края, он ревностно проповедует об истинности православия среди родного народа и постоянно присоединяет к православной церкви греко-католические приходы. Отторгнутые от православия насилием и обманом присоединялись любовью. Во Львове при помощи присоединившегося к православной церкви древнего Ставропигиального братства издается ежемесячный журнал «Воскресеше», в котором освещается возрождение православия на Галичине. Для более широкого развития миссионерской деятельности он приглашает к пастырскому служению в Галицкой Руси десяток студентов богословского факультета в Варшаве. Некоторые из них перед прибытием в Галицию принимают монашеский постриг в Поча-евской лавре. Самым надежным помощником отца Пантелеимона стал молодой иеромонах Вениамин (Новицкий). Иеромонах Пантелеимон совместно с ним основал миссионерскую школу по подготовке местных кадров для просвещения униатов. Кроме того, отец Вениамин, обладавший большой культурой церковного пения, организовал великолепные православные хоры во Львове и других местах, что также оказало положительное влияние на местное униатское население5.
Подписанный в 1927 г. конкордат между Польшей и католической церковью передал все приходское имущество униатской церкви папскому Риму и тем самым приостановил переход униатских приходов в православие6. В случае перехода в православие верующие, в большинстве очень бедные люди, должны были прежде всего сами заботиться об устройстве храма, приобретении утвари, облачений, а также об обеспечении священника. Это создало непреодолимые трудности для дальнейшей работы миссии, не располагавшей материально-финансовой базой. Варшавская митрополия могла отпускать для миссии очень незначительные средства. Однако до заключения этого конкордата молодой миссионер сумел более тридцати общин присоединить к православной церкви. В самой Польше, на Лемковщине и в Галиции в православие с 1923 по 1929 г. перешло около 30 тысяч человек, не-
смотря на отсутствие свободы и средств у православной церкви. Из унии ушло 11%7. За ревностные труды во славу Святого православия в Галицкой Руси отец Пантелеимон был возведен в сан игумена.
В 1929 г. игумен Пантелеимон по указу митрополита Варшавского и всея Польши Дионисия становится настоятелем Загаецкого святого Иоанна Милостивого мужского монастыря на Волыни (ныне в Шумс-ком районе Тернопольской области) с возведением в сан архимандрита. Он быстро поднял на высокий уровень духовную и хозяйственную жизнь тихого древнего маленького монастыря, основанного в начале XVII в. по благословению преподобного Иова, игумена Почаевского, благочестивой помещицей Ириной Ярмолинской в память об усопшем муже Иоанне.
В 1933 г. архимандрит Пантелеимон назначается наместником Свято-Успенской Почаевской лавры. Он всей душей отдается высокому и ответственному служению, которое нес до 1941 г. Годы революции, гражданской и советско-польской войн расстроили не только огромное хозяйство лавры, но и её внутреннюю уставную жизнь. Прежде всего архимандрит Пантелеимон восстанавливает в своей обители богослужебный устав, традиции и распев Киево-Печерской лавры. При помощи единомышленников из Духовного собора он возрождает ежедневное братское вечернее правило. В 1934 г. он открывает в лавре богословскую шестигодичную школу для иноков, небесным покровителем которой избирается прп. Феодор, князь Острожский, в схиме затворник Киево-Печерской лавры Феодосий (+ок. 1483 г., память 24 августа), защитник православия на Волыни в XV в. Ежедневные двухчасовые занятия проводились между ужином и вечерним правилом, так как днем вся братия трудилась на послушаниях на церковных службах, которые совершались в лавре почти беспрерывно, или на хозяйственно-административной работе. Благодаря помощи православного населения Волыни талантливый молодой наместник проводит капитальные наружные ремонты Успенского собора, братского корпуса и других строений лавры. Архимандрит Пантелеимон проявляет себя ревностным сторонником церковнославянского языка в богослужении и не допускает на территории лавры совершения на украинском языке даже панихид по кумиру малоцерковной украинской молодежи Тарасу Шевченко. В 1930-е гг. он усердно противостоит так называемой «ревиндикации» лавры, т.е. передачи ее обратно католикам на основании лишь того, что она какое-то время находилась в руках униатов. Католики при этом лукаво «забывали», что, прежде всего, сама уния насаждалась насильственно, что она была навязана малороссийскому народу, что Почаевская обитель была основана и начала свое существование как православная. Архимандриту Пантелеимону как намест-
нику лавры надо было организовать юридическую защиту от 724 исковых заявлений католиков в польские суды, доказывая при помощи юридически-исторических и чисто религиозных аргументов, что единственным хозяином лавры, несмотря на более чем столетнее владение ею униатов, остается православная церковь8.
Конец мужественному противостоянию архимандрита Пантелеимона полонизации и католической «ревиндикации» по милости Божией пришел внезапно и неожиданно. 1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война, и 19 сентября 1939 г. Западная Украина отошла к Советскому Союзу. Православные епархии Западной Украины, освобожденной от польского панского владычества, которое почти во всем повторяло национальный гнет и религиозный геноцид православного малороссийского народа в XVII в., с надеждой на мир возвратились в состав гонимой безбожным режимом святой Русской православной церкви-мученицы.
После прихода советских войск в 1939 г. наместнику отцу Пантеле-имону пришлось пережить еще одну напасть: у лавры новой властью были отняты все сельскохозяйственные машины, весь инвентарь, весь скот, запасы зерна, продукты питания и т.д. Преставители советской власти с издевательствами таскали наместника по чердакам монастырских корпусов, проверяя, нет ли там оружия. Перестали существовать детские приюты, приходская школа и вообще вся жизнь на территории монастыря, за исключением богослужебной. Всех послушников и молодых монахов выгнали из лавры, оставили только пожилых и стариков. Число насельников Почаевской лавры уменьшилось с 300 до 80 человек9.
28 октября 1940 г. Синод Русской церкви образовал экзархат Западных Украины и Белоруссии. Тогда же экзархом и архиепископом Волынским и Луцким, священноархимандритом Почаевской лавры был назначен выдающийся проповедник архиепископ Николай (Ярушевич, 1891-1961). В феврале 1941 г. владыка Николай с архипастырским визитом посетил Львов. В своем рапорте патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому) он докладывал о встрече с представителями православного прихода во Львове, о необходимости продолжить апостольское дело присоединения униатов к православной церкви и важности для поднятия престижа православной церкви в Галиции назначения на Львовскую кафедру епископа. Кандидатом на Львовскую кафедру митрополит Николай предложил архимандрита Пантелеимона, который во времена Польши «более других послужил делу православной миссии в Галичине»10.
Священный Синод Русской православной церкви под председательством местоблюстителя патриаршего престола признал наместника
Почаевской лавры архимандрита Пантелеимона достойнейшим кандидатом на епископское служение и избрал на древнюю и вакантную с начала XVIII в. из-за захвата униатами Львовскую кафедру. 27 (14 по старому стилю) марта 1941 г. в Елоховском Богоявленском соборе г. Москвы он был хиротонисан во епископа Львовского с оставлением в должности наместника Почаевской лавры. Хиротонию совершили местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий, экзарх западных областей Украины и Белоруссии митрополит Волынский и Луцкий Николай, экзарх Латвии и Эстонии митрополит Литовский и Виленский Сергий, архиепископ Ровенский и Кременецкий Алексий, епископ Камень-Каширский Антоний, архиепископ Острожский Симон, архиепископ Орловский Николай. В юрисдикцию новорукоположенного епископа вошли все возвратившиеся из унии приходы новообразованных Тернопольской и Львовской областей (бывшей исторической Галиции). Наместником лавры он пробыл еще около двух месяцев и 2 июня 1941 г. Синодом был освобожден от этого послушания с предписанием постоянного пребывания во Львове, в котором для него была подготовлена резиденция11.
Назначение владыки Пантелеимона во Львов - центр униатства и его ревностное активное служение во благо православия на духовно порабощенной униатами Галиции в предшествующий епископской хиротонии период вызывали ненависть и злобу у врагов православной церкви. В 1941 г. униатский экзарх Иосиф Слипый в представленном собору своей церкви подробнейшем отчете униатских агентов о положении православной церкви в Советском Союзе в конце 1930-х гг., с комментариями откровенно прозелитического характера, епископа Пантелеимона (Рудыка), галичанина по происхождению, называет «галицким апостатом (вероотступником)», полагая, что уроженец Галиции должен быть непременно греко-католиком (униатом)12. А жаль, что у униатского предводителя оказалась такая короткая историческая память: ведь до XVIII в. все русины в Прикарпатской Руси были православными, и после насильственного обращения в унию лучшие из них не только в своей душе продолжали быть православными, но открыто присоединялись к Русской православной церкви, будучи за это жестоко гонимы. И в наши дни многие галичане также являют пример истинных исповедников Святого православия.
18 августа 1941 г., после начала Великой Отечественной войны и оккупации Украины гитлеровцами, епископ Львовский Пантелеимон по приглашению архиепископа Алексия (Громадского; 1.11.18828.5.1943) прибыл в Почаевскую лавру для участия в Епископском совещании, которое его члены при составлении принятых постановлений назвали Собором. На этом Соборе он и другие православные архи-
ереи, оказавшиеся на оккупированной территории Украины, из-за невозможности какой-либо связи через линию фронта со священноначалием Русской православной церкви в Москве провозгласили временное создание Автономной Украинской церкви. Члены Собора основывали каноническое положение Автономной церкви в составе Русской под каноническим возглавлением патриаршего местоблюстителя митрополита Московского Сергия (Страгородского) на решении Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. о даровании православной церкви на Украине автономного статуса, потом, впрочем, упраздненного святейшим патриархом Тихоном (о чем в постановлении Почаев-ского совещания епископов упомянуто не было). Главой Автономной Украинской православной церкови был избран старейший по хиротонии Волынский архиепископ Алексий (Громадский; рукоположен в викарного епископа 3.09.1922 г.), возведенный затем в сан митрополита 13.
Хотя Автономная церковь Украины и не порывала канонической связи с Московским патриархатом, ее автономный статус так и не был признан патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием и экзархом Украины митрополитом Киевским Николаем (Ярушевичем). Но при этом ее члены не подвергались каноническим прещениям. После освобождения страны от фашистов и возвращения иерархических структур Московского патриархата на Украину иерархия и духовенство Автономной церкви в сущем сане вошли в него14.
Назначенный патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием 15 июля на вакантную Киевскую кафедру с титулом митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Украины владыка Николай (Ярушевич) не смог находиться в Киеве по обстоятельствам военного времени. В декабре 1941 г. иерархия православной Автономной церкви для канонического возрождения древней Киевской епархии, почти полностью уничтоженной воинственным атеизмом и разгромленной липковцами-самосвятами, направила в Киев лучших представителей волынско-га-лицкого православного духовенства во главе с епископом Львовским Пантелеимоном (Рудыком).
18 декабря 1941 г. епископ Пантелеимон на правах епархиального архиерея прибыл в Киев15. Проживавший на покое в Киеве единственный на всю находившуюся под советской властью Украину архиерей канонического рукоположения синодального периода престарелый схи-архиепископ Антоний вошел в каноническое общение с епископом Пантелеимоном16.
Владыке Пантелеимону как управляющему Киевской епархией предстояло организовать епархиальную и приходскую жизнь почти с нуля в сложнейших условиях военного времени. Первоначально германские
оккупационные власти умышленно допустили стихийное возрождение церковной жизни. Однако в целом германская политика по отношению к православию была построена по принципу «разделяй и властвуй». Стремясь ослабить русское влияние, нацисты изначально использовали украинский национализм и разделение православной церкви. Германской власти было выгодным противостояние православной иерархии и раскольнической. Всем открытым церквам было поставлено условие — на богослужениях молиться за новую власть17.
В Киеве епископ Пантелеимон сразу же открыл Епархиальное управление и временно обосновал свою резиденцию в том корпусе возрожденного с приходом немцев Свято-Покровского женского монастыря, в котором сейчас покои игумении. При помощи своих помощников владыка начал освящать новооткрытые храмы, назначать в них священников и выдавать антиминсы. Первоначально в нижнем храме Свято-Николаевского монастырского собора, так как верхний еще не был освобожден от каких-то установленных безбожной властью в 30-е гг. механических станков, он литургисал по возможности ежедневно, совершая диаконские и священнические хиротонии для заполнения духовенством всех новооткрывавшихся и возвращавшихся из автокефального раскола храмов Киева и Киевщины18.
Для пополнения духовенства в Киеве с благословения епископа Пан-телеимона были образованы проверочные комиссии из лиц с богословским образованием. Владыка иногда сам подбирал и экзаменовал ставленников перед хиротонией. Главное же пополнение шло через обучение кандидатов на краткосрочных курсах (от 1 до 6 месяцев). Правда, затем оккупанты запретили их, как и организацию высшего богословского образования. Только осенью 1943 г., когда советские войска уже приближались к городу, епископу Пантелеимону разрешили создать духовную семинарию в Киеве. Но времени для реализации этого плана уже не оставалось19.
Трудами епископа Пантелеимона в Киевской епархии в 1942 г. было открыто 8 монастырей (в самом Киеве было возрождено 6 обителей с 760 насельниками: 3 мужских - Киево-Печерская лавра, Ионовский и Михайловский и 3 женских монастыря - Покровский, Фроловский и Введенский) и 318 храмов (в 1943 г. приходов было уже 500), из них в самом Киеве 28 (осенью 1943 г. число киевских храмов достигло 40). В епархии под омофором владыки Пантелеимона служили 434 священника. В 1943 г. число приходов в епархии достигло почти 50 % дореволюционного уровня, а количество священнослужителей - 70 %20. Автономной церкви был возвращен Владимирский собор, который подготавливался к торжественному освящению после мерзости безбожного осквернения, готовились к передаче Митрополичьи палаты и здание консистории на территории Софиевского собора.
Один из ближайших помощников владыки Пантелеимона иеромонах Предислав любил рассказывать о том, как они в Киеве возвращали храмы, занятые автокефальным «духовенством». При этом он до подробностей живописно вспоминал, как однажды он с диаконом опоздал к началу богослужения на престольный праздник в храм, из которого они по просьбе верующих и благословению владыки Пантелеи-мона должны были выдворить раскольников. Отец Предислав с диаконом вынуждены были облачиться в притворе, во время малого входа, не выделяясь из массы молящихся, подошли к амвону, выхватили из рук липковского «священника» Святое Евангелие и отслужили богослужение на принесенном с собою антиминсе. Раскольнического самосвята православные бабушки, с начала богослужения заполнившие храм и с нетерпением ожидавшие этого момента, без лишнего шума вытащили из храма и сняли с него священные облачения21.
Кроме сугубо епархиальных дел, владыке Пантелеимону приходилось решать дела, касающиеся всего православия на Украине. Киев в годы Великой Отечественной войны стал после Волыни вторым местом, в котором развернулась тяжелая борьба канонической автономной церкви и раскольническо-националистической организации, называемой Автокефальной церковью, созданной при участии Варшавского митрополита Дионисия (Валендинского) раскольническими действиями Поликарпа (Сикорского)22. Отношение епископа Пантелеимона к преемникам «соборноправної благодаті» «митрополитов» Васыля Лып-кивского и Мыколы Борецкого, остатки которых заявили о себе на съезде в Киеве 29 сентября 1941 г., было всегда строго каноническим. Во время переговоров со старыми липковцами и неолипковцами Поликарпа он настаивал на принятии их в общение при отсутствии канонических препятствий и только после покаяния и нового посвящения.
Епископ Пантелеимон, как и все епископы, духовенство и верующие Автономной церкви, которых на Украине было абсолютное большинство, выступил против неканонического объединения с раскольниками, подписанного 8 октября 1942 г. в архиерейском доме на территории Почаевской лавры. Тогда митрополит Алексий (Громадский) под давлением и шантажом прибывших автокефальных «епископов» Ни-канора Чигиринского (Абрамовича) и Мстислава Переяславского (Скрыпника)23, не имея на то полномочий от епископата Автономной церкви, поспешно согласился с предложенным ему «Актом поєднання». Этот «Акт» провозглашал следующее: «1. Признаем, что фактически Украинская Автокефальная православная церковь уже существует. 2. Украинская Автокефальная православная церковь имеет единение со всеми православными церквами через Его Блаженство Блаженнейшего митрополита Дионисия, который до Всеукраинского Поместного Собора является местоблюстителем Киевского митрополи-
чьего престола. 3. Высшим органом управления Украинской Автокефальной православной церкви до Всеукраинского Поместного Собора является Священный Собор епископов Украины, который управляет церковной жизнью Украины через Священный Синод. 4. Священный Синод состоит из пяти старших епископов Украины... 7. Все различия канонического характера, которые вызвали разъединение, нами рассмотрены и больше не существуют»24. Вот так церковный раскол прекращался путем ликвидации канонической церкви и признания автоке-фалистов законными священнослужителями без их покаяния с признанием самосвятских «хиротоний»! Принятый без обсуждения и соборного принятия этот неканонический «Акт» вовлекал в раскол с полнотой православия единственную на многострадальной Украине православную церковь, которой являлась Автономная церковь в составе Русской. Вот таков печальный результат «объединения», основанного на национальной гордыне, пренебрежении церковными канонами и непослушании священноначалию Русской православной церкви.
Епископ Пантелеимон, обсудив с архиепископом Черниговским Симоном (Ивановским; 1.02.1888-1.02.1966) и епископом Полтавским Вениамином (Новицким) неканонический документ с подписью первоиерарха Автономной церкви, который раскольники всюду преподносили как свою победу, настоял на срочном собрании Архиерейского Собора. Собор состоялся 30 октября 1942 г. и постановил разослать к чадам Автономной церкви разгромное «Архипастырское Послание» против «Акта поєднання», составленное епископом Вениамином. В Послании было ясно указано, что украинских новообразованных авто-кефалистов-поликарповцев нужно считать как «секту липковцев», все ими рукоположенное духовенство нужно признать лишенным благодати, так как автокефалисты нарушили православные каноны, рукополагали женатых и семейных священников в епископы и ставили национализм и вообще политику выше собственно церковных интересов25.
Благодаря ревности своих собратьев-архиереев и единству с верующими митрополит Алексий, осознав свою ошибку, аннулировал свою подпись под неканоническим и предательским «Актом поєднання». Став на путь строгого церковного правопорядка и соблюдения канонов, владыка сохранил себя и Автономную церковь в канонической чистоте. В ответ националисты начали религиозную войну с захватом храмов, убийствами иерархов и духовенства. 8 мая 1943 г. по дороге из Кременца в Дубно между селами Николаевка и Смыга нынешнего Дубенского района Ровенской области митрополит Алексий (Громадский) был убит украинскими «самостийниками», близкими к Поликарпу (Сикорскому)26. Подобно апостолу Петру, предавшему своего Господа и покаявшемуся (см. Мф. 26, 69-75; Ин. 18, 25-27; 21, 15-17), мит-
рополит Алексий своей мученической кровью смыл грех своей самочинной «капитуляции»27 Автономной церкви перед наглыми национа-листами-самосвятами.
Новым предстоятелем Автономной церкви стал избранный на Архиерейском Соборе в Ковеле 6 июня 1943 г. старейший по хиротонии епископ Каменец-Подольский Дамаскин (Малюта; 22.10.1903-1944; 9.08.1940 хирот. во еп. Житомирского) с возведением его в сан архиепископа. Епископ Пантелеимон не смог принять участия в Соборе. Его не устроило навязанное немецкими властями наименование архиепископа Дамаскина только «старшим епископом» Автономной церкви, и он планировал возвращение титула первоиерарха на Соборе, который должен был состояться в Киеве 19 сентября 1943 г. в связи с торжественным освящением Владимирского собора28. Но быстрое приближение фронта и освобождение украинских земель от захватчиков помешало желаниям владыки.
Приблизительно за месяц до освобождения Советской армией Киева епископ Пантелеимон вместе со своим келейником и иподиаконом монахом Димитрием (Щуром) по распоряжению немецкой власти об эвакуации гражданского населения был вынужден эмигрировать на Запад. Это сохранило его от арестов, допросов и возможной ссылки, так как все бывшие на оккупированных немцами территориях советской властью считались неблагонадежными. Кроме того, владыка Пан-телеимон по административно-церковным делам был вынужден иметь контакты с представителями германской власти и в своих обращениях к верующим хвалить германскую нацию как «освободительницу от советского ига».
После отъезда из Киева епископ Пантелеимон остановился в Варшаве. Митрополит Варшавский Дионисий, узнав, что глава Автономной церкви архиепископ Дамаскин советскими военными властями арестован в Каменец-Подольске, единолично в апреле 1944 г. передал титул первоиерарха Украинской Автономной церкви владыке Панте-леимону (Рудыку) с возведением в сан архиепископа29. Так архиепископ Пантелеимон был назначен главой Автономной церкви, которая к тому времени заканчивала свое существование на землях Украины. Таким образом, он оказался третьим и последним предстоятелем Автономной церкви на Украине, существовавшей в годы Великой Отечественной войны. Имеются архивные свидетельства, что архиепископ Пантелеимон в конце 1944 г. в Берлине все же представлялся главой Автономной Украинской православной церкви30.
5 апреля 1946 г. на Архиерейском Соборе Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) в Мюнхене под председательством митрополита Анастасия (Грибановского) архиепископ Пантелеимон (Рудык) в
числе других 12 архиереев Автономных Украинской и Белорусской церквей был принят в Русскую Зарубежную церковь в сущем сане. Обе Автономные церкви военного времени тогда прекратили свое существование.
Руководством Зарубежной церкви в 1946 г. архиепископ Пантелеимон был направлен в Северную Африку для устройства отдельной епархии. В Тунисе ему часто приходилось служить за священника из-за болезни настоятеля в достаточно большой и активной русской колонии. Не обошлось в Тунисе без конфликтов с местными греческими клириками, так как его назначение состоялось без предварительного согласования с Александрийским патриархом, которому канонически подчинена вся Африка. Патриарх запретил своему духовенству общение с русскими священниками, поминающими архиепископа Пантеле-имона. Вскоре архиепископа Пантелеимона в русских беженских колониях Северной Африки сменил епископ Нафанаил (Львов; 1906-1986)31.
Архиепископ Пантелеимон Синодом РПЦЗ был назначен в Аргентину с титулом Буэнос-Айресский. Недолго он прослужил в юрисдикции Зарубежного Синода в странах Южной Америки и в начале 1950 г. был командирован в Иран.
В 1952 г. переведен в Канаду и управлял Монреальской и Восточноканадской, а затем Эдмонтонской и Западноканадской епархиями РПЦЗ. Следуя евангельскому наставлению Спасителя Иисуса Христа - «когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф.
10, 23), он оставил свое место для гонителей и написал прошение святейшему патриарху Алексию о своем стремлении быть в евхаристическом и молитвенно-каноническом общении с Русской православной церковью в Отечестве32. 5 марта 1959 г. архиепископ Пантелеимон, всегда желавший в период своих долгих скитаний по чужой земле возвратиться в лоно матери-церкви, воссоединился с Московским патри-архатом33. Согласно Журнальному постановлению № 4 Священного Синода, архиепископу Пантелеимону было дано право священнослу-жения в храме во имя св. влкмч. Варвары в городе Эдмонтоне и в прочих православных храмах34. 8 мая 1959 г. в Нью-Йорке владыка Пантелеимон возглавил архиерейскую хиротонию во епископа Нью-Йоркского Досифея (Иванченко)35. 8 августа 1959 г. одновременно с учреждением Эдмонтонско-Канадской епархии Московского патриархата архиепископ Пантелеимон был назначен первым и, как оказалось в дальнейшем, последним её правящим архиереем с титулом Эдмонтонский и Канадский.
В Канаде паству владыки Пантелеимона составляли бедные крестьяне из Галиции, Буковины и Волыни. В Канаде они занимались тяжелым фермерским трудом на земле. Но со временем уже их дети и
тем более внуки, получив образование в канадских школах, стали переезжать в города, при этом постепенно сливаясь с другими национальностями и теряя духовную связь с родными храмами и православной культурой. Архиепископ Пантелеимон всеми силами противостоял подобной секуляризациии духовной жизни русинов, стоял на страже сохранения ими церковнославянского языка, традиционного уклада жизни и религиозного быта. И большая часть русинов, внимая благословению своего владыки, стремилась бережно хранить родную веру Христову и свои традиции, которые их предки привезли, как они выражаются, со «старого края».
Архиепископа Пантелеимона в новообразованной епархии ожидал непочатый край работы. Надо было приобрести здание под резиденцию и епархиальное управление, наладить епархиальную и приходскую жизнь. Во многих приходах не хватало священников, богослужебной литературы, икон. Для оплаты банковской ссуды и заработка средств на содержание резиденции келейник владыки архидиакон
Димитрий (Щур) начинает пошив священнических облачений. В приобретенном на личные сбережения домике они устроили крестовую церковь в честь Явления Бо-жией Матери на Почаевс-кой горе в 1240 году, с престольным праздником в пятницу Светлой седмицы.
На этом своем последнем послу-
Приснопамятный архиепископ Пантелеимон (Рудык) на праздничном приеме у городского головы (мэра) Монреаля, где в ознаменование Воскресения Христова вручает хозяину города красное яичко (Пасха 1955 г.).
Фото из архива прихожанина Монреальского Свято-Николаевского собора Канадской епархии Русской православной церкви за границей Петра Павловича Пагануцци: http:// www.russianorthodoxchurch.ws/01newstucture/pagesru/ novosti2005/monttradition. html
шании Русской церкви архиепископ Пантелеимон приложил немало усилий для улучшения церковной жизни новосозданной своей епархии. С 1962 г. стали регулярными епархиальные съезды, заседания епархиального управления и епархиального совета36. От духовенства владыка строго требовал канонической дисциплины и при этом был для него любящим отцом. Архиепископ Пантелеимон требовал и от мирян соблюдения канонов в устройстве приходской жизни и не переносил западного духа демократии при решении сугубо церковных вопросов.
По благословению архиепископа Пантелеимона в 1963 г. стал ежеквартально выходить «Канадський Православний вісник». В его издании, редактировании материалов, поиске средств для печати и распространении он принимал постоянное живое участие. Местное епархиальное духовенство публиковало доступные для понимания прихожан статьи и проповеди на украинском языке, через несколько лет с учетом местных условий стали печатать на английском языке только хронику и некрологи. Этот ежеквартальный журнал, становясь с годами все более англоязычным, регулярно издавался патриаршими приходами в Канаде по 1986 г. Все номера «Canadian Orthodox Messenger» хранятся в фондах музея-библиотеки при Свято-Варваринском соборе.
Архиепископ Пантелеимон регулярно посещал приходы в дни престольных праздников, даже самые дальние и немногочисленные, на которых никогда не было архиерейских богослужений. При отсутствии приходских настоятелей он совершал богослужения и требы в фермерских храмах как обычный священник. По благословению владыки был установлен местный общеепархиальный праздник - День православия в Канаде, который торжественно праздновался в Канадском национальном заповеднике «Лосиный остров» (Elk Island National Park) в одно из воскресений июля, а позже по очереди в известных своей активностью приходах.
В самом начале служения архиепископа Пантелеимона в Эдмонтонско-Канадской епархии катастрофически не хватало духовенства. По его ходатайству перед председателем Отдела внешних церковных сношений (с 2000 г. - Отдел внешних церковных связей) Московского патриархата митрополитом Никодимом (Ротовым) священноначалие Русской церкви стало регулярно направлять в Канаду для окормления соотечественников священников из Украинского экзархата. 23 марта 1962 г. в Эдмонтонскую епархию прибыли первые священнослужители из Украины - протоиереи Константин Стаховский и Евгений Бар-щевский. Они, опытные и заслуженные священники, стали главными помощниками правящего архиерея. С того времени около 40 священнослужителей, направленных Священным Синодом Русской православ-
ной церкви для несения пастырского служения в патриарших приходах в Канаде, продолжили святое дело первых священнослужителей Русской церкви в канадской провинции Альберта - отцов-миссионеров Димитрия Камнева, Владимира Александрова, Иакова Корчинского и других. От духовенства владыка требовал активного миссионерского служения и сам лично показывал пример, читая в разных приходах лекции о духовной жизни, истории и святынях Почаевской лавры и Святой Земли.
Особое внимание высокопреосвященный владыка уделял будущему православия - молодежи. Во многих приходах были основаны молодежные братства, среди которых самым активным являлось Про-роко-Ильинское, объединившее активную молодежь приходов в Чип-мане, Шишковцах, Мондере и Вегревилле. Целью братств являлось православное воспитание и образование молодежи с изучением родного языка37.
Деятельность архипастыря способствовала увеличению числа приходов до 35. Некоторые приходы других юрисдикций, в которых не было священнослужителей, писали прошения владыке Пантелеимону с просьбой принять их под свой омофор и по его решению присоединялись к матери-церкви. В связи с ростом количества членов некоторые храмы стали тесными для участия в богослужении всех прихожан. Это вызвало потребность в строительстве новых, более вместительных и благолепных храмов. Архиепископ Пантелеимон освятил полным архиерейским чином новопостроенные Свято-Варваринский со-бор38 и несколько фермерских храмов (в провинции Альберта - в Нис-кю, Спирит Ривер, Горынь, в провинции Саскачевань - в Едвор и МакНатт).
В новоосвященный Свято-Варваринский собор, который стал кафедральным храмом Эдмонтонско-Канадской епархии, архиепископ Пантелеимон передал частицу мощей (левую стопу) св. вмц. Варвары. Привезенная им из Киева нетленная левая стопа очень почитаемой на Руси святой с тех пор является главной святыней патриарших приходов в Канаде. По афонской традиции, она постоянно находится на престоле собора в алтаре, откуда, по обычаю, в особые праздники выносится для поклонения верующим.
По ходатайству владыки Пантелеимона в 1960 г. первая паломническая группа прихожан патриарших приходов в Канаде в составе 4-х человек во главе с протоиереем Иоанном Маргитичем посетила святыни Русской православной церкви. В дальнейшем подобные паломнические поездки, в организации которых принимал прямое участие владыка Пантелеимон, стали регулярными и совершались до начала 1990-х гг. ХХ в. Такие паломничества очень упрочняли связь между
приходами Московского патриархата в Канаде с родной церковью в Отечестве, воодушевляли богомольцев к дальнейшему ревностному служению и верности матери-церкви, укрепляли веру в канадских семьях паломников.
С 7 сентября 1961 г. архиепископ Пантелеимон посетил родную церковь-мать, которая переживала сложное время хрущевских гонений. Во время своего двухнедельного пребывания в Советском Союзе он совершал богослужения в храмах Москвы, Троице-Сергиевой лавры, Троицкой Александро-Невской лавры, Ленинграда, поклонялся святыням, молился за свою паству и всю Русскую церковь, имел беседы с патриаршим экзархом в Америке митрополитом Борисом и председателем ОВЦС архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом39. Святейший патриарх Алексий I подарил владыке список чудотворной Почаевской иконы Богоматери в драгоценном окладе и киоте в виде сияющей звезды, которая для него как бывшего наместника Почаев-ской лавры стала великой святыней и духовной поддержкой в архипастырском служении на краю земли40.
В 1962 г. архиепископ Пантелеимон совершил двухмесячное (с 17 августа по 23 ноября) паломничество к святыням Святой Земли, воспоминания и впечатления о котором он опубликовал под названием «Проща в Святу Землю і святий город Єрусалим» в целом ряде номеров «Канадського Православного вісника» за 1965-1966 гг. Из Святой Земли он привозит иконы, облачения и другие святыни, которыми щедро делится с членами своих приходов.
По приглашению святейшего патриарха Алексия (Симанского) архиепископ Пантелеимон в 1967 г. в очередной раз побывал на Русской земле. С 24 мая по 22 июня он посетил церковные святыни Москвы, Троице-Сергиевой Лавры, Ленинграда, Киева, Одессы, Львова, Поча-евской лавры и Ровно, в которых вместе со своими собратьями-архи-ереями совершал богослужения.
С сердечной болью и сочувствием владыка выслушивал рассказы мужественных исповедников о закрытии и осквернении православных храмов и притеснениях верующих. Самое тяжелое время для Русской церкви в послевоенный период - эпоха хрущевских гонений, когда закрыли Киево-Печерскую лавру и безуспешно пытались разогнать братию Почаевской лавры - уже миновало. Но и в брежневские времена духовенству и верующим всё же приходилось многое в церковной жизни делать тайно и под страхом преследований. Несмотря на контроль советских органов за поездкой архиепископа Пантелеимона, особенно трогательными для него были богослужения и встречи в Киеве и По-чаевской лавре. В Свято-Владимирском соборе к нему с благодарностью подходили многие рукоположенные им священнослужители, и длинной очередью за архиерейским благословением стоял простой
православный народ.
3 июня 1967 г. в Свято-Владимирском кафедральном соборе Киева архиепископ Эдмонтонский и Канадский Пантелеимон принял участие в наречении архимандрита Феодосия (Дикун; 23.10.1926-+01.10.2001)41 во епископа Переяслав-Хмельницкого, викария Киевской епархии, а на следующий день в его архиерейской хиротонии42.
Одним из главных пунктов паломничества владыки Пантелеимона являлось посещение Свято-Успенской Почаевской лавры, ситуация вокруг которой оставалась напряженной. Монахов и послушников продолжали всячески притеснять, создавая невыносимые для жизни условия: их выдворяли из стен лавры и затем не давали разрешения для прописки, лишали паспортов, молодых призывали в армию. Большая часть строений, принадлежавших лавре, была уже конфискована. Своим богомольем и молитвенными богослужениями владыка духовно укрепил почаевских монахов в их исповедническом многострадальном стоянии за Дом Богоматери на святой горе Почаевской. Безбожные местные власти начинали понимать, что продолжение гонения на насельников и закрытие обители, частыми гостями которой все чаще становились иностранцы, может наделать на Западе много «лишнего шума», и постепенно смягчили свое давление.
С 23 июня по 3 июля того же года архиепископ Пантелеимон был гостем митрополита Варшавского и всея Польши Стефана43, своего близкого родственника. Владыка посетил православные монастыри в Яблочине и на Грабарке и совершил богослужения в Варшавском митрополичьем соборе44.
Ко дню своего тезоименитства в 1968 г. по благословению священноначалия нашей церкви и приглашению Константинопольского патриарха Афинагора архиепископ Пантелеимон с 25 июля посетил святую гору Афон, чтобы помолиться у святынь земного удела Богоматери и поддержать оскудевшую числом русскую братию. По случаю престольного праздника он возглавил торжественные богослужения в Свято-Пантелеимоновом русском монастыре. Владыка по пути также посетил Лондон, Салоники, Афины, Париж и 22 сентября вечером возвратился в Эдмонтон. Эта полуторамесячная поездка стала его последним паломничеством, которые он очень любил совершать для своего духовного укрепления. Можно полагать, что покойный владыка, уже длительное время болевший диабетом, предчувствовал, что он находится у порога своей земной жизни. Только так можно объяснить сильное стремление святителя отправиться в длительное и утомительное для тела паломничество на Святой Афон, климат которого довольно резко отличается от климата Северо-Западной Канады, по-говеть и помолиться в русской обители в день своего тезоименитства.
В последние годы своего служения владыка планировал приобрес-
ти ферму на берегу ближайшего к городу озера для открытия монастыря и при нем детского православного лагеря. К сожалению, из-за внезапной смерти он не успел воплотить эту свою идею в жизнь, как и открыть патриаршие приходы в Калгари, Ванкувере и Торонто.
В ознаменование 50-летия служения святейшего патриарха Алексия Святой православной церкви в епископском сане и в память совместного служения Указом патриарха от 11 мая 1963 г. архиепископ Пантелеимон был награжден церковным орденом св. кн. Владимира 1 степени45. За многолетнее ревностное служение архиепископа Пан-телеимона духовенство и паства Эдмонтонской епархии решили ходатайствовать перед святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием (Симанским) о возведении своего архиерея в сан митрополита. Только внезапная смерть архиепископа Пантелеимона помешала осуществлению этого искреннего намерения.
Последним богослужением, на котором присутствовал владыка, стала праздничная всенощная Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня. На следующий день он уже не смог подняться на богослужение. Врачи признали резкое ослабление деятельности сердца и сопутствующее заболевание легких. Скончался архиепископ Пантелеимон 2 октября 1968 г. в 5 часов 30 минут в ближайшем от архиерейской резиденции госпитале Александра города Эдмонтон46. Смерть его стала для всех неожиданностью.
В воскресенье 6 октября после служения литургии чин погребения владыки, который длился с 14 до 17 часов, возглавил архиепископ Нью-Йорский и Алеутский Ионафан (Кополович, 1912-1988). Согласно высказанному в свое время пожеланию владыки, чтобы его похоронили вне шумного города, прах архиепископа Пантелеимона был погребен на центральном месте кладбища ближайшего прихода в Нискю (Nisku, Rabbit Hill) в 16 милях от г. Эдмонтона, перед входом во храм Рождества Пресвятой Богородицы, который он освятил.
В молитвенную память о владыке Пантелеимоне на кладбище в Нискю был установлен величественный надгробный памятник с надписью: «Здесь покоится архиепископ Пантелеимон Едмонтонский и Канадский, Первый иерарх Русской Патриаршей Православной Церкви в Канаде» и евангельской цитатой из Заповедей блаженств на церковнославянском языке: «Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5, 11-12), и для Свято-Варваринского кафедрального собора в Эдмонтоне написаны в 1970-х гг. две огромных размеров иконы - св. вмц. Варвары на средства архимандрита Димитрия (Щура) и Богоматери - копия алтарной росписи Васнецова Владимирского собора в Киеве.
Самая главная заслуга архиепископа Пантелеимона в период уп-
равления Эдмонтонско-Канадской епархией в том, что он воспитал свою паству в непоколебимой верности Московскому патриархату и идеалам Святой Руси. Это ярко проявилось 10 апреля 1970 г., когда Московский патриархат предоставил Русской православной греко-кафолической Североамериканской митрополии просимый ею автокефальный статус с наименованием её Православной церковью в Америке. Согласно Томосу, Патриарший экзархат Северной Америки и входившая в него Эдмонтонско-Канадская епархия были упразднены. Однако почти все приходы епархии владыки Пантелеимона пожелали остаться и далее в составе Московского патриархата и добились особого статуса для своего пребывания под его юрисдикцией, который берегут до сих пор.
Верный келейник архиепископа Пантелеимона архимандрит Димитрий (Щур, 17.12.1908 - +25.09.1989), малоросс из Подольской губернии, прошедший с ним все пути «заморских» послушаний, на вопрос своих немногочисленных духовных чад из «твердой» русинской молодежи: «Кем был владыка?» неизменно отвечал: «Владыка был человеком старой галицкой школы»47. И, добавим, великим подвижником, прошедшим всеми сложными путями русской церковной истории ХХ в., в созидании которой принимал непосредственное участие. «В лице почившего Русская Православная Церковь потеряла доброго делателя на ниве Христовой, с самых юных лет посвятившего свою жизнь служению Святому Православию», - с душевной теплотой о владыке было отмечено в некрологе48
Архиепископ Пантелеимон подвизался в монашеском образе 56 лет, иеромонахом прослужил 46 лет, 27 лет он нес архиерейский омофор49. Узок, труден и тернист пройденный архиепископом Пан-телеимоном путь, но, по слову Господа нашего Иисуса
ЗЛЕСЬ ПОКОИТСЯ АРХИЕПИСКОП Лантелеиш ЕДМОНТОНСКИЙ и кшлш* ПЕРВЫЙ ИЕРАРХ РУССКОЙ Патриаршей пра*ош«ю* I ИРРКВИ В Капам I
,,1АЖГНИ ЕСТЬ1ГЛЛ н И! и И ж ДЕНУТ ■ ИЦ РАл*
—" м» 1ж'Тг,й1тел..
Фрагмент надгробного памятника на могиле архиепископа Пантелеимона.
Христа, именно такой и только такой путь ведет в Царствие Небесное. Владыка Пантелеимон стоял твердо за правду святого православия и за главный русинский идеал - за единство Святой Руси.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. К сожалению, до сих пор, кроме небольших заметок справочного характера и кратких упоминаний о служении владыки в монографиях, посвященных разным периодам истории Русской православной церкви ХХ в., нет отдельного биографического труда, повествующего о сложном жизненном пути этого, безусловно, выдающегося иерарха Русской православной церкви.
2. Киреев Александр, протодиакон. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах. М., 2002. С. 314-316.
3. Выпускники богословского (православного) факультета Варшавского университета 1928-1935 гг. http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/warszawa.html
4. Освящение храма состоялось 14 (27) октября 1901 г.
5. В миру Новицкий Сергей Васильевич (25.09.1900-14.10.1976), уроженец Минской губернии, в будущем архиепископ Автономной церкви и затем Московского патриархата. См. Исповедники: верность служению (Непридуманные рассказы о войне). http://www.world-war.ru/article_948.html
6. См. ЖМП. 1968. № 12. С. 27-28.
7. НиколаевК.Н. Восточный обряд. Париж, 1950. С. 169. Цит. по: СмолинМ.Б. Украйнская «Русь подъяремная» // Русская Г алиция и «мазепинство». М., 2005. С. 17.
8. Скурат К.Е. История Православных Поместных Церквей. Гл. VIII. Польская Православная Церковь. http://www.sedmitza.ru/text/441222.html
9. По словам очевидцев, старых монахов. См. Свято-Успенская Почаевская Лавра. Глава 19. Воссоединение. Война. Послевоенные годы (1939-1959). www.pochaev.org.ua /?p=history/history_19
10. Міненко Тимофій, протопресвітер. Православна Церква в Україні під час Другої світової війни (1939-1945). Вінніпег-Львів, 2000. Т. 1 (Волинський період). С. 189.
11. Там же. С 192. Григорій Борис, протоиерей. Світлий образ владики архієпископа Пантелеймона. // Канадський Православний вісник. Меморіальне видання в память упокоївшогося архиєпископа Пантелеймона. 1968, ч.4, с.4.
12. Петрушко Владислав. О попытках униатского прозелетизма в Советском Союзе накануне Великой Отечественной войны. 2002. www.pravoslavie.ru/.../ uniatprozelit.htm 14/02/
13. ЦыпинВладислав, протоиерей. История Русской Церкви 1917-1997. Гл. VI. Русская Православная Церковь при местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии. http://kds.eparhia.ru/Ыblюt/istorserkvi/cupin/glava6/2/
14. Цыпин Вл., протоиерей. Указ. соч.
15. Алексеев В.И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории. Гл. 5. Украина. // Русское Возрождение. № 16.
І98І г. (IV) - ricolor.org/arhiv/russkoe_vozrojdenie/1981/7/
16. До схимы архиепископ Димитрий (в миру князь Абашидзе Давид Ильич); родился 2.10.1867 г. - скончался І.ІІ.І942 г. в Киево-Печерской лавре и погребен у входа в Ближние пещеры Киево-Печерской лавры.
17. Шкаровский В.М. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР). М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002.
18. Воспоминания архиепископа Николаевского и Вознесенского Питирима о владыке Пантелеимоне, который тогда рукоположил в сан священника его отца, впоследствии убиенного протоиерея Петра Старинского.
В ризнице домового храма в честь Явления Божией Матери на Почаевской горе - архиерейской резиденции в Эдмонтоне - имеется напечатанный по благословению Святейшего Болгарского Синода в начале 1940-х гг. антиминс со следующей надписью «Освятися священнодействием Преосвященнаго Панте-леимона, епископа Львовскаго, управ. Кіевской епархіей, в лето Господне І943, месяца марта, день 21», и в архиве Управления патриарших приходов в Канаде сохранилась печать архиепископа Пантелеимона с оттиском «+Архиепископ Киевский Пантелеимон».
19. ШкаровскийМ.В. Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина». Часть 2. http://portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=1473; Фотиев К, Свитич А. Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии 1917-І950 гг. М, І997. С.72, 27І.
20. Алексеев В. И., Ставру Ф. Указ. соч. ricolor.org/arhiv/russkoe_vozrojdenie/ 1981/7/; Шкаровский М.В. Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина».
21. Из воспоминаний об архимандрите Предиславе (Каменяко; 23.09.1906 -умер 25.03.2006 г. в сане архимандрита в братстве Виленского Свято-Духова монастыря) настоятельницы Кременецкого Богоявленского женского монастыря игумении Херувимы (Афанасии Мироновны Бенещук, 3.І2.І9І8-4.2. І996).
22. К большому сожалению, Варшавский митрополит Дионисий, которого немцы не допустили к управлению церковью на Украине, принял сторону раскольников и самочинно возвел в сан архиепископа викарного Луцкого епископа Поликарпа (Сикорского), в прошлом петлюровского чиновника, и 24 декабря 1941 г. назначил его администратором (управляющим) церковными делами на Украине. Тот начал созидать автокефальную церковь, опираясь на поддержку немецких властей и настроенного националистически и прогермански «землячества Украины», обосновавшегося в Польше. «Автокефальная церковь» была официально восстановлена на соборе, состоявшемся 7-І0 февраля І942 г. в Пинске. Именно на нем автокефалисты второй волны постановили принимать в общение с собой «священников» липковской «хиротонии» без нового посвящения.
23. Племянник Симона Петлюры Степан Скрыпник (І0.04.І898-11-06.І993), принявший І4 мая І942 г. сан «епископа» Переяславского с именем Мстислав; с І8.ІІ.І990 г. - первый лжепатриарх на Украине. Лжемитрополит Харьковский и Полтавский Феофил (Булдовский) говорил о Мстиславе: «О, это страшный
человек. Это бандит в епископском клобуке. Он из тех, что могут убить, удавить человека, если он станет им препятствием... Епископ Мстислав — доверенное лицо гестапо и администратора Поликарпа Сикорского. Это племянник Петлю-ры, его адъютант по фамилии Скрипник. В келейном разговоре с Мстиславом я с какой-то боязнью спросил его об унии с римо-католической церковью. А он мне отвечает: «Уния? А почему бы и нет? Разве те, кто пошли на унию с Римом, что-либо потеряли? Пусть с чертом, лишь бы не с Москвой. Но об этом еще рано говорить...» См. Феодосий (Процюк), архиепископ (ныне митр.). Обо-собленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). Т. 5. С. 254.
24. Шкаровский М.В. Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина». Ч. 2. http://portal-credo.m/site/index.php?act=lib&id=1473
25. Раневский С. Украинская Автокефальная Церковь. Jordanville, 1948. С.14 (примечание).
26. В сентябре того же года сторонниками Поликарпа Сикорского убит был еще один архиерей Автономной церкви — епископ Владимиро-Волынский Мануил (Тарновский). Не желавших изменить присяге и присоединиться к украинской автокефалии старших священников «самостийныкы» беспощадно ликвидировали, а молодых избивали до полусмерти и выгоняли из прихода. Погибло много священников старой хиротонии, стоявших на страже православия и принявших мученическую смерть. С. Раевский в качестве примера говорит о мученической кончине старца-протоиерея Мелетия Рыжковского в селе Малой Мощанке Дубенского уезда, который не согласился служить на украинском языке. «Самостийныкы» прибыли к нему в дом, беспощадно избили, искололи ножами и ещё полуживым бросили головой в колодец (Раевский С. Указ. соч. С. 15).
27. Выражение церковного историка из Канады Дмитрия Поспеловского. См. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995. Капитуляция Автономной церкви была только временной и на бумаге.
28. Фотиев Кирилл, протоиерей. Попытки украинской церковной автокефалии в ХХ веке // «Украинская» болезнь русской нации. М., 2004. С. 283-284; http://www.orthedu.ru/books/fotiev.htm
29. Шкаровский М.В. Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина». Часть 2. http://portal-credo.m/site/index.php?act=lib&id=1473
30. [OCA Archives, Box 20.] - См.: Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь и власовское движение. http://ricolor.org/history/roa/rp/
31. Ростислав (Колупаев), игумен. Русские в Северной Африке Диссертация. Глава 3. Приходская жизнь в Тунисе. http://www.teolog.ru/lib/ t2.php?pid=83 #_ednref142
32. Архиерейский собор Зарубежной церкви, состоявшийся в Нью-Йорке 18 октября - 14 ноября 1959 г., в связи с возведенным против него тяжелом обвинением, исключил владыку, отстраненного от должности и бывшего под запрещением, из состава иерархии РПЦЗ. Архиепископ Пантелеимон заявил, что это обвинение несправедливо. Мне представляется, что этот прискорбный случай владыка использовал как предлог для возвращения в юрисдикцию Московского патриархата, в котором принял архиерейскую хиротонию. Вероятно, и Архи-
ерейский собор РПЦЗ, разбиравший это, подозревал ложность показаний, потому что отнесся снисходительно к обвиненному, не засудил его строго. См. : Из деяний Архиерейского собора Русской Православной Церкви за границей (состоявшагося 18 октября - 14 ноября 1959 г. в г. Нью-Йорке, США). Jordanville, 1960. С. 134-135.
33. Без указания автора. Возвращение в лоно Матери-Церкви архиепископа Пантелеимона // Журнал Московской Патриархии (ЖМП), М., 1959. № 6. С.40-42.
34. Обзор жизни экзархата Московской Патриархии в Америке за 1959 год // ЖМП, 1960. № 3. С. 23.
Первый скромный деревянный храм-часовня появился в Эдмонтоне благодаря усердным миссионерским трудам священника Иакова Корчинского и его матушки Варвары в 1902 г. В 1908 г. был построен деревянный типовый храм, просуществовавший полвека. 1 октября 1946 г. общее собрание прихожан постановило войти в юрисдикцию Московского патриархата. 18 декабря 1955 г. архиепископ Херсонский Борис (Вик) совершил архиерейское богослужение в Свято-Варваринском храме и установил полное общение прихода с матерью-церковью. Строительство нового кирпичного семикупольного здания собора в псевдороманском стиле, с начала Х1Х в. распространенном в Галиции, было начато 15 июня 1956 г.
35. Русская Православная Церковь и христианский мир в 1959 году // ЖМП, 1960. № 1. С. 18.
36. При описании служения архиепископа Пантелеимона в юрисдикции Московского патриархата в 1959-1968 гг. использованы документы из Архива Управления патриарших приходов в Канаде (Протоколы заседаний Епархиального Управления, Епархиального Совета и Епархиального Собрания Канадской епархии Патриаршего Американского Экзархата ) и материалы из раздела хроники «Канадського Православного вісника» за 1962-1968 гг. Все номера «Канадського Православного вісника» («Canadian Orthodox Messenger») хранятся в фондах музея-библиотеки при Свято-Варваринском соборе.
37. Канадський Православний вісник, 1964. Ч. 3. С. 20. Ч. 4. С. 17.
38. В воскресенье 31 июля 1960 г. вместе с патриаршим экзархом Северной и Южной Америки митрополитом Херсонским и Одесским Борисом (Вик; 19061965). См. : Пребывание Патриаршего Экзарха митрополита Бориса в Америке. // ЖМП, 1960. №11. С. 15; A Century of Faith. St. Barbara’s Russian Orthodox Cathedral (1902-2002). Edmonton, Alberta, 2002. РР 34-38, 68, 70.
39. Зарубежные гости в Московской Патриархии // ЖМП, 1961. №10. С. 3-4.
40. Архиєпископ Пантелеімон. Моя поїздка до Патриархії // Канадський Православний вісник, 1963. Ч. 1. С. 12-15.
41. Владыка Феодосий (Дикун) в сане архиепископа Полтавского стал известным всему православному миру благодаря своему исповедническому письму генсеку компартии Л. Брежневу о гонениях на православную церковь в его епархии во второй половине 1970-х гг. ХХ в.
42. Чин наречения и хиротонию также совершали митрополиты Крутицкий и Коломенский Пимен и Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископы Иркутский и Читинский Вениамин, Ивано-Франковский и Коломыйский Иосиф, Херсонский и Одесский Сергий, Львовский и Тернопольский Николай. См. :
ЖМП, 1967. № 8. С. 12.
43. Митрополит Стефан (в миру Стефан Рудык) родился в 1891 г. в Майдане Липовецком Перемышлянского уезда Австро-Венгерской империи. Гимназию закончил во Львове, а духовную семинарию — в Орле. В сан священника был рукоположен в 1915 г. епископом Дионисием. Пастырское служение проходил в разных приходах, некоторое время был военным священником. Во время Второй мировой войны находился в лагерях для военнопленных в Германии. По освобождении состоял благочинным Александро-Невского округа в сане архимандрита (овдовел в начале войны). В 1953 г. был хиротонисан во епископа Польской православной церкви. В 1965 г. избран предстоятелем Польской православной церкви. Скончался 26 марта 1969 г.
44. Обрання Предстоятеля Польської Православної Церкви. // Канадський Православний вісник. 1965 р. Ч. 2. С. 16.
45. Награждения архиереев Русской Православной Церкви. // ЖМП, 1963. № 6. С. 10.
46. Встречающаяся в некоторых публикациях другая дата - 3 октября - является неверной. Скорее всего, эта ошибка связана с тем, что некролог о смерти владыки, опубликованный в ЖМП, начинается предложением «3 октября 1968 года в Москве было получено сообщение из Канады о кончине архиепископа Эдмонтонского и Канадского Пантелеимона...» См.: Ионафан, архиеп., Соколовский А., прот. Архиепископ Пантелеимон (некролог) // ЖМП, 1968. № 12. С. 26-30; Соколовский А. прот. Кончина и погребение Высокопреосвященней-шего Пантелеимона, архиепископа Эдмонтонского и Канадского // Канадський Православний вісник. Меморіяльне видання в память упокоївшогося архиєпис-копа Пантелеймона. 1968. Ч. 4. С. 5-10.
47. Шапка Р. Краткий очерк истории «твердых» русинов в Канаде // Международный исторический журнал «Русин». [Кишинёв]. 2007. № 3 (9). С. 146-156.
48. ЖМП, 1968. № 12. С. 26.
49. Григорій Борис, протоиерей. Світлий образ владики архієпископа Пантелеймона. // Канадський Православний вісник. Меморіяльне видання в память упокоївшогося архиєпископа Пантелеймона. 1968. Ч. 4. С. 4.