Научная статья на тему 'Памяти митрополита Никодима (Руснака)'

Памяти митрополита Никодима (Руснака) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
199
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти митрополита Никодима (Руснака)»

ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА НИКОДИМА (РУСНАКА)

15 сентября 2011 г. на 91-м году жизни почил во Бозе высокопреосвященней-ший митрополит Харьковский и Богоду-ховский Никодим (Руснак), старейший архиерей Московского патриархата.

18 апреля 1921 г. в маленьком доме на Буковине родился будущий митрополит Никодим. В селе Давидовцы, где он появился на свет, издревле существовал обычай: после первой купели родители клали рядом с младенцем разные предметы нехитрого крестьянского обихода, рабочие инструменты. Считалось, что с тем, к чему младенец притронется ручонкой, будет связана его жизнь. Маленький Николай (мирское имя владыки Никодима) прикоснулся к Библии - самому дорогому, что было в убогой хатке Степана и Параскевы Руснак.

Юный Николай Руснак. 1930-е гг. Детство не было безоблачным: приходилось тяжело работать на поденщине, пасти овец, убирать урожай. Но ежедневный труд не омрачал состояния души. В школе, где преподавание велось на румынском языке, любимыми предметами Николая были математика и история. В те годы он дружил с сыном сельского священника отца Иоанна Смеречанского. Общение с батюшкой повлияло на выбор жизненного пути. И в августе 1938 г. Николай отправился в монастырь.

В 1938 г. Николай Руснак стал послушником Иоанно-Богословского Крещатицкого монастыря на Северной Буковине. 6 января 1945 г. принял монашеский постриг с именем Никодим. Монастырь был очень бедным. 29 апреля 1945 г. монаха Никодима рукоположили во иеродиакона, а 23 февраля 1946 г. - во иеромонаха. После трудных военных лет Свято-Ио-анно-Богословский Крещатицкий монастырь нуждался в значительном благоустройстве. Трудами иеромонаха Никодима, ставшего в 1950 г. настоятелем святой обители, строится жилой корпус на 24 келии. К этому периоду относятся и первые пробы молодого священнослужителя в литературном творчестве.

В 1955 г. иеромонах Никодим направляется в город Загорск (ныне Сергиев Посад) для поступления в Московскую Духовную семинарию. 1955/1956 учебный год - особенный в истории духовного вертограда «у Троицы», отмечавшего в 1955 г. свое 270-летие. Он стал первым учебным

годом, когда наконец-то появилась аудитория № 1 - храм Божий. Пребывая на учебе в семинарии, иеромонах Никодим некоторое время исполнял обязанности благочинного Свято-Покровского академического храма. В 1956 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича; |1961) иеромонаха Никодима определяют для служения в Свято-Преображенский (Скорбященский) храм на Большой Ордынке в городе Москва, где пребывает высокочтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Московскую Духовную академию владыка Никодим окончил в 1966 г. со степенью кандидата богословия за работу по кафедре патрологии «Пастырская и проповедническая деятельность святителя Иоанна Златоуста на Константинопольской кафедре».

Решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского; |1970) и Священного Синода иеромонах Никодим направляется в Иерусалим в качестве заместителя начальника Русской духовной миссии. Это послушание он выполнял на протяжении трех лет - с февраля 1958 по февраль 1961 г. «Святую Землю, - подчеркивал митрополит Никодим, - я считаю своей второй Духовной академией. Рядом со мной был мудрый наставник - начальник Русской духовной миссии архимандрит Никодим, который щедро делился со мной тем, чему нельзя научиться ни в каком учебном заведении - практическим опытом священ-нослужения не только на Родине, но и за ее пределами. И кто знает, как бы сложилась моя духовная жизнь, если бы Десница Божия не свела меня с этим дивным иерархом Церкви Христовой, ревностным «служителем по домостроительству Божию» (Кол. 1, 25)». 15 ноября 1958 г. по просьбе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I иеромонах Никодим возведен в сан архимандрита Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским и всей Палестины Венедиктом (Пападопулос; |1980) и затем исполнял обязанности начальника Русской духовной миссии.

5 июля 1961 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод Русской Православной Церкви приняли решение: «Архимандриту Никодиму (Руснак) по возвращении из Святой Земли определено быть епископом Костромским и Галичским, с совершением его архиерейской хиротонии в Свято-Троице-Сергиевой Лавре». Хиротония архимандрита Никодима во епископа «на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4,12) состоялась в Сергиевском Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры 10 августа 1961 г., в день празднования Смоленской и Костромской икон Божией Матери.

21 апреля 1964 г. чиноначалием Русской Православной Церкви епископ Костромской и Галичский Никодим определен епископом Аргентинским и Южноамериканским для духовного окормления православных верующих, переселенцев из Украины, России и Белоруссии, проживающих на Латиноамериканском континенте. И если вначале аргентинские власти предоставили епископу Никодиму визу на пребывание в стране лишь в течение трех месяцев, то затем ему выдается так называемое «свидетель-

ство о принадлежности» («cédula de indificate»), которое давало право на проживание в Аргентине пожизненно. За многие труды, к которым следует отнести и строительство в Аргентине трех новых православных храмов (в том числе Благовещенского кафедрального собора в Буэнос-Айресе) и учреждение в Республике Чили первого русского православного прихода, в 1968 г. преосвященный Никодим возведен в сан архиепископа, а в 1970 г. назначен патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки, включая Мексику, и пребывал на этом посту до 1977 г. В 1970 г. под редакцией владыки на испанском языке издается «Служебник» («Ли-тургикон») - чин Божественных литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова. Специалисты признали его лучшим в Латинской Америке переводом православных литургий на испанский язык.

1 декабря 1970 г. владыка был назначен архиепископом Харьковским и Богодуховским К этому времени в Харьковской епархии действовало всего около 60 приходов, причем многие из них не имели необходимых помещений. Отсутствовали монашеские обители и духовные школы. Епархиальное управление размещалось в маленькой комнатушке в колокольне Благовещенского кафедрального собора города Харькова. Внешнецерковные труды архиепископа Никодима способствовали активизации жизни епархии.

После тринадцати лет пребывания на Харьковской земле архипастырское служение владыки продолжилось на Львовской кафедре - духовном центре древней Галичины. В апреле 1985 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена архиепископ Львовский и Тернопольский Никодим, правящий архиерей самой многочисленной по количеству приходов епархии Русской Церкви, возведен в сан митрополита.

После 5-летнего перерыва митрополит Львовский и Дрогобычский Никодим 13 сентября 1989 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви был вновь назначен на Харьковскую кафедру. В сложной ситуации в церковной жизни Украины, связанной с раскольнической деятельностью бывшего митрополита Киевского Филарета, Священный Синод Матери-Церкви вынес решение: митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму, старейшему по хиротонии архипастырю в Украине, созвать и возглавить в 1992 г. Собор епископов Украинской Православной Церкви. Отвергнув пагубный раскол, участники Собора приняли судьбоносное решение - быть в единении со Вселенским Каноническим Православием, нерушимо соблюдать верность историческому пути, указанному святым апостолом Андреем Первозванным, святым равноапостольным князем Владимиром и тысячелетним подвигом стояния в православной вере народа Святой Руси. «Едиными усты и единым сердцем» Харьковский Архиерейский Собор избрал предстоятелем Украинской Православной Церкви блаженнейшего Владимира, ставшего 121-м митрополитом Киевским в истории Святого Православия. Немалые труды были приложены высокопреосвященнейшим Никодимом для

реабилитации и канонизации в 1993 г. священномучеников Слободского края. В том же году Синодом Украинской Православной Церкви митрополит Никодим удостоен права ношения двух панагий. Священноначалием была также отмечена богословско-гимнографическая деятельность владыки, возглавлявшего Богослужебную комиссию при Священном Синоде Русской Православной Церкви и Комиссию по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви.

Владыка больше десяти лет боролся с недугом (у него была парализована правая сторона тела после инсульта).

7-8 мая 2011 г. Харьковская епархия торжественно отметила 90-летний юбилей своего архипастыря. Участие в юбилее приняли высокие гости, в том числе Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Предстоятель Украинской Православной Церкви блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

Из Соболезнования Патриарха РПЦ МП Кирилла по случаю кончины старейшего иерарха своей Церкви митрополита Никодима (Руснака):

«С прискорбием узнал о кончине старейшего иерарха Русской Православной Церкви преосвященного Никодима, митрополита Харьковского и Богодуховского. За полувековой период архиерейского служения покойный владыка немало потрудился на ниве Христовой, в различных, зачастую многосложных обстоятельствах оставаясь подлинным «домостроителем таин Божиих» (1 Кор. 4:1) и ревностным свидетелем Евангельской Истины.

В судьбоносные моменты истории Украины он твердо противостоял раскольническим действиям разрушителей богозаповеданного единства, являя всем христианам добрый пример верности каноническому Православию.»

По материалам: http://www.pravmir.ru, http://pravoslavie.kharkov. ш, http://www. taday. т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.