ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2024. № 45. 191-207
УДК 261.7
Б01: 10.24412/2224-5391-2024-45-191-207
А. С. Харчевников
МИТРОПОЛИТ НИКОДИМ (РОТОВ) И ЕГО УЧАСТИЕ В ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНИ КЛАДБИЩЕНСКИХ ХРАМОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ
Аннотация. Епископское служение многогранно и охватывает разные стороны церковной жизни. Одна из важных обязанностей епископского служения — пастырское душепопечение, которое связано главным образом с заботой о хранении христианской веры, христианской нравственности и благочестия в епархии. Таким образом, правящие архиереи непременно должны интересоваться положением дел на приходах вверенной им епархии и предпринимать какие-то созидательные действия, если возникают определенные трудности и проблемы. В 2023 г. исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова). Поскольку святой апостол Павел завещал «поминать наставников» (Евр 13. 7), в статье анализируется именно вышеуказанная сторона епископского служения митр. Никодима в Ленинградской епархии, которое проходило с 1963 по 1978 гг. На основании архивных документов нескольких храмов северной столицы в статье описывается взаимодействие митрополита Никодима с приходскими церквями города. Из приводимых документов хорошо видно, как владыка выстраивал с приходами контакт, имевший разные формы. Помимо непосредственных обязанностей епископа, таких, как назначение духовенства в тот или иной храм, благословения или отказы в каких-то приходских просьбах, митрополиту Никодиму приходилось решать множество проблем, которые возникали среди духовенства и мирян епархии.
На основании ряда резолюций митр. Никодима, которые отчасти представлены в данной работе, делается вывод, что, невзирая на различные церковные послушания, митрополит Никодим немалые время и силы уделял взаимодействию с приходами северной столицы и в каждом конкретном случае, решая ту или иную проблему, просьбу, давал ценные рекомендации. Таким образом, представленная сторона епископского служения митрополита Никодима не просто вносит яркий штрих к портрету владыки митрополита, но еще более указывает на многогранность служения, которое он совершал до последних дней своей земной жизни.
Ключевые слова: история XX века, митрополит Никодим (Ротов), Ленинград, церкви Ленинграда, кладбищенские храмы
© А. С. Харчевников, 2024
191
Для цитирования: Харчевников А. С. Митрополит Никодим (Ротов) и его участие в приходской жизни кладбищенских храмов Ленинградской епархии // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2024. № 45. С. 191-207. DOI: 10.24412/2224-5391-2024-45-191-207
Сведения об авторе: Харчевников Алексей Сергеевич — магистр педагогики, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8180-0426 (Россия, г. Санкт-Петербург). E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 29.08.2023 Принята к публикации 27.11.2023
Со времени кончины и до сего дня создано множество воспоминаний о владыке Никодиме людей, которые лично были с ним знакомы. Это его собратья архиереи, священнослужители, монашествующие, помощники и ученики1. Помимо сказанного, за последние годы было написано довольно много исследований, посвященных жизни и деятельности митрополита Никодима в качестве епископа Русской Православной Церкви. Среди церковных историков современности, которые изучали биографию и деятельность владыки, можно выделить М. В. Шкаровского2, И. В. Выдрина3, протоиерея Владимира Сорокина4, С. Л. Фирсова5 и других. Труды данных исследователей и живые воспоминания6 свидетелей служения владыки Никодима довольно ярко раскрывают многие стороны его жизни и церковной деятельность: автобиографию, богословские взгляды, отношение к богослужению, несение различных послушаний, в том числе и международные связи с представителями других Поместных Церквей, спасение от закрытия Ленинградских духовных школ и Русского Афона, взаимодействие с советской властью и прочее. Однако как бы незамеченной остается до сего дня важная сторона жизни епархиального архиерея — взаимодействие епископа с приходами своей епархии. И, возможно, эту деятельность митрополита Никодима можно было оставить без внимания,
1 См., к примеру: Человек Церкви. К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы (1929-1978) / сост. митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). М., 1998.
2 См., к примеру: Шкаровский М. В. Деятельность митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) по спасению Русского Афона // Христианское чтение. 2018. № 4. С. 201-214.
3 См.: Выдрин И. В. Митрополит Никодим. Екатеринбург, 2009.
4 См.: Сорокин В., прот. Митрополит Никодим и Всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) СПб., 2008. 272 с.
5 См.: Фирсов С. Л. Служитель Богу и людям // Журнал Московской Патриархии. 2018. № 9. С. 42-49.
6 См.: Кирилл (Гундяев), митр. Церковь выжила! // «В память вечную»: мат-лы Минского научн.-богосл. семинара. Минск, 2006. С. 23-28.
если бы не живой, подлинный интерес, с которым владыка митрополит участвовал, сопереживал, вникал в нужды и проблемы вверенных ему приходов Ленинграда, о чем и говорится в нашей статье.
Один из самых знаменитых архиереев второй половины XX столетия в Русской Православной Церкви, безусловно, — митрополит Никодим (Ротов): личность яркая и запоминающаяся. Так вспоминал об этом выдающемся иерархе Святейший Патриарх Кирилл: «Владыка Никодим, наверное, был первым среди священнослужителей Русской Церкви, который говорил властям "нет". Местных представителей власти это шокировало, но владыка обладал огромными способностями, какой-то фантастической памятью, убедительностью слова, а потому оказывал очень сильное воздействие на весь христианский мир»7.
Борис Георгиевич Ротов, будущий митрополит Никодим, родился 15 октября 1929 г. в с. Фролово Кораблинского района Рязанской области. Крещен был в младенчестве, регулярно посещал богослужения вместе со своей бабушкой, следившей за духовным воспитанием внука.
С 14 лет Борис трудился алтарником в храме, а затем нес послушание иподиакона, проявляя любовь к Церкви и богослужениям8. Летом 1947 г., после неудачной попытки поступить в один из московских вузов, Борис становится студентом Рязанского педагогического института и учится на факультете естествознания. Уже в те годы молодой человек принимает самое главное решение в своей жизни: служить Богу и людям. 17 августе 1947 г. он был рукоположен во диаконы, а спустя два дня пострижен в монахи с именем Никодим.
20 ноября 1949 г. иеродиакон Никодим был рукоположен в сан иеромонаха. Тогда же он оставил обучение в педагогическом институте, сообщая об этом решении родителям9.
Благодаря своим многим дарованиям, трудолюбию, целеустремленности, иеромонах Никодим в кратчайшие сроки проходит все ступени церковно-ад-министративной лестницы.
21 июня 1960 г. он был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС), а 9 июля 1960 г. в Троице-Сергиевой лавре была совершена хиротония архимандрита Никодима во епископа Подольского.
Ко времени назначения владыки Никодима на Ленинградскую кафедру, в октябре 1963 г., он имел уже ученую степень кандидата богословия, несколько лет потрудился в Русской духовной миссии в Иерусалиме и даже успел по-
7 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в 43-ю годовщину кончины митрополита Никодима (Ротова) // Сайт «Патриархия.ги». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5840525.html (дата обращения: 12.05.2023).
8 Шкаровский М. В., Э. П. Р. Никодим // Православная энциклопедия. Т. 50. М., 2018. С. 8.
9 См.: Фирсов С. Л. Служитель Богу и людям. С. 43.
бывать правящим архиереем на нескольких кафедрах: в Ярославской епархии и Минской митрополии, где и был возведен в сан митрополита.
Назначение митрополита Никодима на Ленинградскую кафедру было, безусловно, связано с тем обстоятельством, что государственный аппарат в конце 50-х гг. XX в. вновь начал оказывать жесточайшее давление на Церковь, в результате чего сокращалось количество храмов и монастырей, подрывалась материально-финансовая база Церкви, власти взяли курс на ликвидацию как можно большего числа духовных учебных заведений10. Давление нарастало и в других сферах: атеистическая пропаганда с новой силой стала одурманивать народы СССР, проводились кампании по дискредитации верующих, возводилась клевета на Церковь и вновь гонимых властями христиан.
Подобные неблагоприятные обстоятельства, судя по всему, были главным доводом для перемещения митрополита Никодима, человека широко образованного, интеллектуального, верного Церкви, в северную столицу. Сам владыка так вспоминал о назначении его на Ленинградскую кафедру: «Одна из причин, которая была решающей, когда совершалось мое избрание на Ленинградский митрополичий престол, была та, чтобы служить, насколько это возможно, для Ленинградской духовной академии»11. Эту задачу, к слову, митрополит Никодим выполнил: духовная школа в северной столице не была закрыта12.
В столь напряженных условиях, помимо указанных забот, правящему архиерею требовалось постоянно решать насущные проблемы и вникать в трудности, возникающие в действующих храмах Ленинграда13.
Прежде чем описать непосредственное взаимодействие правящего архиерея с приходами, необходимо вспомнить, что на Поместном Соборе 1945 г. помимо избрания нового патриарха — митрополита Алексия (Симанского) — был принят документ «Положение об управлении Русской Православной Церковью», в котором была упорядочена церковноприходская жизнь.
В IV главе документа сделан акцент на жизни прихода. В первую очередь, согласно «Положению», «во главе каждой приходской общины верующих стоит настоятель храма, назначаемый Епархиальным Архиереем для духовного руко-
10 См.: Шкаровский М. В. Антирелигиозные гонения 1958-1964 гг. в Ленинградской епархии и противостояние им митрополита Никодима (Ротова) // Вестник исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2018. № 2. С. 19.
11 Ответное слово митрополита Никодима // Человек Церкви... С. 400.
12 См.: Августин (Никитин), архим. Церковь плененная: митрополит Никодим (1929-1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников). СПб., 2008. С. 377-382.
13 Отчасти этой темы мы касались в докладе на XV Международной студенческой научно-богословской конференции, прошедшей в Санкт-Петербурге 14-15 мая 2023 г. Текст выступления см.: Харчевников А. С. Вопросы и проблемы приходов Ленинграда и участие в их решении правящих архиереев епархии (1945-1978 гг.): к 45-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) // Актуальные вопросы церковной науки. 2023. № 1. С. 157-161.
водства верующих и управления причтом и приходом»14. Главные задачи настоятеля — передача воли епархиального архиерея, наблюдение за соблюдением уставных богослужений и руководство в духовных вопросах всего прихода.
Регистрация гражданской властью прихода происходит только если заявление будет подано не менее чем от 20 человек, образующих так называемую «двадцатку» с благословения правящего архиерея.
В «Положении» предусмотрено существование 4-х органов управления общиной, среди которых были и приходское собрание, и церковный совет, и ревизионная комиссия, и непосредственно настоятель храма15.
Следует отметить, что в 1961 г. по инициативе советского правительства, недовольного тем, что настоятели храмов имеют большие финансово-хозяйственные полномочия, была произведена «приходская реформа»16. Результатом реформы стало синодальное постановление «О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни» от 18 апреля 1961 г., где содержалось требование о передаче административных и финансово-хозяйственных функций от настоятелей приходов исполнительным органам17.
Указав на нормативную базу регулирования приходской жизни того или иного храма, обратимся непосредственно к трудностям, возникавшим на приходах.
Церкви Ленинграда условно можно разделить на несколько категорий: соборы, приходские церкви, домовые храмы и прочее18. В особую категорию можно выделить и кладбищенские храмы города, которые имеют свои богослужебные и иные особенности в связи с местоположением.
В период пребывания митрополита Никодима на Ленинградской кафедре в городе действовало 5 кладбищенских храмов; три из них не закрывались даже в страшные годы блокады Ленинграда19: Никольский на Большеохтинском кладбище, во имя прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище и церковь святого праведного Иова Многострадального на Волковском кладбище.
Именно на примере этих трех церквей попытаемся рассмотреть участие епископа в приходской жизни.
14 Положение об управлении Русской Православной Церковью. М., 1945. С. 7.
15 См. подробнее: Цыпин В., прот. Курс церковного права. Клин, 2004. С. 446-447.
16 См. подробнее: Марченко А. Н., Ефимушкин П. А. Приходская реформа 1961 года и реакция на нее епископата Русской Православной Церкви // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 37. С. 199-210.
17 См.: Шкаровский М. В. Антирелигиозные гонения 1958-1964 гг. в Ленинградской епархии. С. 24.
18 См., напр.: Антонов В. В., Кобак А. В. Полный список христианских храмов Петербурга. Приложение // Святыни Санкт-Петербурга: историко-церковная энциклопедия: в 3 т. СПб., 1994. Т. I.
19 См.: Харчевников А. С. Подвиг, рождающий веру, и вера, способная на подвиг: церковная жизнь блокадного Ленинграда // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 2 (30). С. 38-57.
Назначение духовенства на приход
Одной из первых задач митрополита в жизни прихода было назначение или перемещение священно- и церковнослужителей. Довольно часто митрополиту Никодиму приходилось заниматься подбором священнослужителей в те или иные церкви. Например, указом № 257 от 27 мая 1970 г. протоиерей Михаил Гундяев был переведен из Александро-Невской церкви г. Красное Село в Серафимов скую церковь, куда он был назначен настоятелем20. Он же, по указу митрополита, в январе 1972 г. был назначен настоятелем другой церкви на Большеохтинском кладбище21, где служил до последних дней земной жизни. Следует обратить внимание, что настоятелей храмов в послевоенное время меняли очень часто, переводя из одного в другой, что, безусловно, должно стать темой отдельного исследования.
Многие приходы обращались к митрополиту с просьбой прислать священнослужителя взамен штатного, который мог, к примеру, или заболеть, или находиться в отпуске, или принимать иностранную делегацию, прибывшую в епархию, и прочее. Митрополит, выравнивая ситуацию, иногда посылал либо заштатных священников22 на приходы, либо благословлял на временный приходской труд студентов Ленинградской духовной академии. Например, староста Серафимской церкви 12 мая 1969 г. просил владыку Никодима назначить в храм священника на время болезни его настоятеля протоиерея Алексия Верзина, которого «11 мая с. г. в бессознательном состоянии сняли с поезда на пути в церковь и положили в больницу»23. На временное служение резолюцией правящего архиерея был направлен воспитанник 2-го класса Ленинградской духовной семинарии священник Михаил Скляров 24.
Иногда на приходах служили студенты-иеромонахи, которые впоследствии стали епископами. Например, в соответствии с командировкой в храме святого Иова Многострадального на Волковском кладбище служили и иеромонах Дамаскин (Бодрый)25, будущий епископ Мукачевский и Ужгородский, и ныне здравствующий митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий (Немцов)26.
Бывали случаи, когда студенты в священном сане в течение несколько месяцев направлялись служить сначала в один храм, а затем переводились в другой, и, таким образом, одни и те же батюшки несли послушание в разных
20 Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 7. Д. 102. Л. 66.
21 Там же. Д. 83. Л. 49.
22 См., к примеру: Там же. Д. 57. Л. 11.
23 Там же. Д. 102. Л. 49.
24 Там же. Л. 46.
25 Там же. Д. 57. Л. 6.
26 Там же. Л. 62.
городских церквях. Так, студент 2 курса академии, иеромонах Ефрем (Иодо) по указу митрополита в январе несколько дней служил в Серафимовской церкви, а в марте — уже в храме святого Иова.
Нужно отметить, что митрополиту Никодиму приходилось решать вопросы и с псаломщиками храмов. Так, в июле 1973 г. настоятель Серафимов-ской церкви написал прошение, в котором почти требовал назначить в храм «человека свободного читать и петь»27. Митрополит написал, что будет иметь в виду данную просьбу. Стоит сказать, что в советское время на приходах очень часто не было псаломщиков-мужчин, а их функции выполняли благочестивые старушки28.
Дежурные рапорты и отчеты
Владыке Никодиму подавалось множество т. н. «дежурных» рапортов, в которых нашли отражение разные просьбы и приходские проблемы. Они не могли быть решены без одобрения архиерея, другими лицами, хотя при этом сам митрополит должен был быть в курсе того или иного решения или события. На таких рапортах обычно писалась резолюция: «Благословляю», «Ознакомлен» и прочее: архиерею не требовалось подробно, в деталях вникать в суть таких документов и длительное время искать решение по тому или иному вопросу.
Дежурных рапортов поступало довольно много. Например, протоиерей Михаил Гундяев просил благословения митрополита выдать новый антиминс для Серафимовского храма, так как антиминс 40-х гг. XVIII в., на котором совершались литургии, совсем стал ветхим29. Настоятели Серафимовской и Иов-ской церквей просили выдать некоторое количество экземпляров Библии и молитвословов. Протоиерей Владимир Сорокин, настоятель церкви на Вол-ковском кладбище, указывал в 1978 г.: «Ввиду многочисленных просьб со стороны постоянных прихожан вверенного нам храма — дать им возможность приобрести за наличный расчет Библии — просим благословения Вашего Высокопреосвященства оказать содействие и, если возможно, выделить для молящихся нашего храма десять экземпляров Библии, изданной Московской Патриархией. Оплату гарантируем по мере удовлетворения нашей просьбы»30. Следует отметить, что за два года до этого Патриархией было выпущено 50 тыс. экземпляров Библии31.
27 Архив Санкт-Петербургской епархии. Д. 102. Л. 118.
28 Там же. Д. 57. Л. 4.
29 См.: Там же. Д. 102. Л. 77.
30 Там же. Д. 59а. Л. 13.
31 См. подробнее: Савин А. И. Библия в Советском Союзе: к истории ввоза из-за границы, издания и распространения // Исторический курьер. 2020. № 2 (10). С. 42.
Конечно, дежурные рапорты включали в себя и годовые отчеты, и прошения на отпуск священнослужителей, прочие рутинные бумаги. Обыкновенно митрополит Никодим ставил свою подпись на них или писал следующее: «Благословляю». Однако были случаи, когда привычная фраза несколько расширялась, приобретая нравоучительный смысл. Например, правящий архиерей на одном из прошений на отпуск написал следующее: «Не считаю возможным предоставить и. о. настоятеля храма отпуск в августе, когда Успенский пост. Остальные отпуска благословляются в указанное время»32.
Стоит заметить, что дежурные прошения порой могли доходить до абсурда. Это и бывало отмечено митрополитом Никодимом. Так, в одном из таких документов настоятель одного кладбищенского храма просил разрешить дежурному священнику, находящему в церкви целый день, иметь обеденный перерыв с 14 до 15 часов. Владыка Никодим, внося в суть прошения здоровый реализм, на запрос ответил так: «Обеденный перерыв имеют в нашей стране все работающие, и мне непонятно такое обращение»33.
Богослужебная жизнь
Конечно, неотъемлемая часть жизни правящего архиерея — совершение богослужений. Митрополита Никодима всегда ждали на престольные праздники того или иного храма, заранее присылая прошения от настоятеля и исполнительного органа в епархиальную канцелярию. Обыкновенно на таких прошениях владыка писал следующее: «Прибуду совершить Божественную литургию»34; «Сердечно благодарю, если буду в Ленинграде с удовольствием совершу Божественную литургию .. .»35; «С любовью совершу в указанные дни Божественные службы»36; «Постараюсь быть в праздничный день и совершить Божественную литургию»37. Когда митрополит Никодим по тем или иным причинам не мог совершать богослужения, то благословлял праздничные торжества возглавить своему викарию, епископу Мелитону (Соловьеву)38.
На имя митрополита Никодима поступали прошения и относительно совершения литургий Преждеосвященных Даров в те дни Святой Четыредесятницы, когда по Уставу они были не положены. К примеру, протоиерей Павел Тарасов, настоятель церкви святого Иова, в 1967 г. просил благословения на совершение
32 Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 7. Д. 83. Л. 5.
33 Там же. Д. 102. Л. 145.
34 Там же. Д. 56. Л. 148.
35 Там же. Д. 82. Л. 32.
36 Там же. Л. 43.
37 Там же. Д. 102. Л. 116.
38 Там же. Л. 138.
данной литургии 17 апреля в связи 40-летием в священном сане39. Или настоятель Серафимовской церкви протоиерей Алексий Верзин в 1967 г. также испрашивал разрешение на совершение службы 30 марта в связи с днем тезоименитства 40. Митрополит не возражал. Однако когда протоиерей Алексий в тот же год просил совершить литургию Преждеосвященных Даров в день памяти прмц. Евдокии 14 марта, митрополит Никодим на прошении написал: «Нет, ибо это первая седмица Великого поста и первая литургия полагается в среду»41. Зная прекрасно богослужебный устав, митрополит, видимо, не хотел, чтобы уставные богослужения были нарушены, особенно в одну из самых строгих седмиц года.
Иногда в богослужебную жизнь храма вмешивались люди из надзирающего исполнительного органа, давая те или иные указания. Настоятель Серафимовской церкви протоиерей М. Нерода жаловался митрополиту на притеснения со стороны старосты и других членов прихода. Он писал: «.скажу Вам, Владыка, как на духу: на поводу у старосты ходить не стану, вмешиваться в дела службы кому попало не позволю, пока я настоятель. Указывать мне может только тот, кто меня поставил»42. На этот рапорт митрополит Никодим ответил, что если в храме есть погрешности в отношении богослужений, то настоятель должен их ликвидировать, и это не только его право, но и обязанность43. Т. е. владыка четко осознавал грань между светской и церковной властью и, идя на какие-то уступки в делах общего характера, при этом строго придерживался правила, что в богослужебные дела нецерковные люди вмешиваться не должны.
Следует также отметить, что митрополит Никодим всегда соблюдал особый порядок в вопросах богослужебной жизни приходов. Так, правящий архиерей написал письмо настоятелю храма св. Иова Многострадального протоиерею Павлу Тарасову с указанием на то, что настоятель церкви должен нести священническую череду наравне со всеми священнослужителями, и предложил ему составить расписание «на равных началах всех священнослужителей», доложив об исполнении данного указания44.
Интересен вопрос протоиерея М. Нероды, адресованный митрополиту Никодиму, где священник спрашивает, можно ли совершить отпевания после кремации над урной с прахом умершего. Указывается, что храм не располагает «никакими в этом отношении церковными установками»45. Митрополит Нико-
39 Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 7. Д. 56. Л. 148.
40 Там же. Д. 101. Л. 48.
41 Там же. Л. 90.
42 Там же. Д. 102. Л. 123.
43 Там же. Л. 124.
44 Там же. Д. 57. Л. 11.
45 Там же. Д. 102. Л. 127.
дим ответил, что совершить отпевание над урной с прахом усопшего можно, но желательно, чтобы «останки погребались в землю, а не сохранялись в доме по обычаю языческому»46.
Приходские проблемы
Рапорты настоятелей
Конечно, на приходах Ленинградской епархии без приходских проблем не обходилось. Во многих случаях разбирательство того или иного вопроса ложилось на плечи правящего архиерея.
Так, в 1972 г. настоятель Серафимовской церкви протоиерей Михаил Слав-нитский описал митрополиту ситуацию, которая произошла на приходе. В частности, он указал, что с его появлением наладилась дисциплина среди псаломщиков, однако староста церкви и исполнительный орган решили все же уволить одного из псаломщиков и приписного священника Михаила Ивасюка (в рапорте митрополиту настоятель указал священника «Васютина»), обвинив их «в нарушении финансовой дисциплины»47. Митрополит своей рукой написал на рапорте следующее: «1. Как мелкий хвальбишка протоиерей М. Славнитский пишет о налаживании дисциплины среди псаломщиков, когда в таком вопросе нужно всего лишь повысить слегка голос, и будет все в порядке. 2. Я считаю, что писать об уступках псаломщика настоятелю, докладывать об этом митрополиту — не серьезно. 3. Священник Михаил носит фамилию Ивасюк, а не Васютин, как пишет прот. Славнитский, что не делает ему чести, ибо посмотреть внимательно на документы назначенного ему в помощь даже временного священника он обязан. 4. Во всем этом вопросе протоиерей М. С. превысил свои полномочия и выглядит некрасиво, ибо говорит одно, а подписывает — другое»48.
Письма прихожан
Прихожане церквей тоже направляли письма митрополиту Никодиму. Одни письма содержали слова благодарности, другие — слезные просьбы оставить им того или иного священнослужителя. Например, после назначения Богдана Сойки в 1966 г. штатным диаконом Серафимовской церкви староста церкви Кириллова написала слова благодарности, указав, что «все служащие и молящиеся обрели что-то новое, радостное, долгожданное.»49. Или же прихожане больше-охтинской церкви писали: «Дорогой владыка, очень Вас благодарим за священ-
46 Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 7. Д. 102. Л. 128.
47 Там же. Л. 101.
48 Там же.
49 Там же. Д. 101. Л. 83.
ника отца Стефана. Мы его очень полюбили за хорошее служение. Просим Вас, дорогой Владыко, оставить отца Стефана у нас в Никольском соборе»50.
Различные письма от прихожан поступали с жалобами или каким-либо доносом. Так, один прихожанин Серафимовской церкви написал митрополиту, что он видел, как свечница «обнималась и целовалось со старостой»51. Митрополит Никодим на данное письмо распорядился, чтобы настоятель церкви ознакомил с ним старосту и вернул письмо обратно в канцелярию. Копия письма была отправлена уполномоченному52. Вскоре пришел ответ от исполнительного органа церкви, что это «не подлинная жалоба, а фальшивка» и это можно доказать, сверив подписи в доносе и в финансовых документах храма, так как данный человек выполнял ремонтные работы в церкви53.
Иногда проблемы носили более глобальный характер, когда прихожане описывали беззакония на приходе. Происходили ли они на самом деле или нет, — сейчас уже установить довольно трудно, поэтому сообщаемое ставим под сомнение.
Например, прихожане Серафимовской церкви написали жалобу владыке Никодиму, где указывали, в частности, следующее: «Хора в будние дни почти нет, читать часы и апостол некому, т. к. у нас один чтец Леонид, который изнемогает, работая без отдыха, а еще настоятель, как волк зайца запугивает чтеца, крича ему "Ну погоди"»54.
Народное творчество, с которым так или иначе все же приходилось знакомиться митрополиту, иногда не имело границ. Так, однажды митрополиту Никодиму прислали письмо, в котором была басня под названием «Терем Теремок и его обитатели». Однако терем, по задумке автора, оказался на сей раз одним из кладбищенских храмов, а лесные звери — действующими сотрудниками прихода. Приведем лишь маленький фрагмент из сего произведения: «Когда подходим к терему-храму при взгляде на него так и хочется запеть: "Стоит в поле теремок", кто же в этом тереме живет? Живут здесь знаменитые звери: Лев Раина — глава всех хищников, вор, предатель, Волк — его помощник предатель, Кирюха — собака дворняга-выученная воровать, Марья — жаба,
Ксюха — блоха-попрыгуха и Анна, старая барсуха,
50 Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 7. Д. 83. Л. 46.
51 Там же. Д. 102. Л. 83.
52 Там же. Л. 84.
53 Там же. Л. 117.
54 Там же. Л. 187.
Две лягушки-квакушки, Пелагея всех предательниц, и знаменитая модница Настюха.
То не терем-теремок и не в поле он стоит, а то храм Божий, среди крестов на христианском кладбище стоит.»55.
Басня напечатана на трех листах. Конечно, даже не стоит разбираться в том, кто такая «Марья» или «Пелагея», а следует лишь заметить, что порой поводом для таких сочинений были личные обиды кого-то из приходской общины, хотя вместо подписи иногда ставилось одно слово: «Прихожане». Прочитав сей опус, митрополит Никодим не выразил на бумаге какого-либо личного отношения к басне и лишь написал: «В дело»56 (т. е. в папку, где собраны документы по данному храму. — А. Х).
Митрополит пытался разобраться с каждой жалобой, которая имела хотя бы какие-то признаки правдоподобности. Так, владыка Никодим попросил благочинного храмов Ленинграда протоиерея Иакова Ильича «выяснить, если ли жалобщики по указанному адресу» (откуда была направлена жалоба). Отказалась, что по данному адресу указанного дома не существует, так как его еще не построили (новый район). Из этого отец благочинный в своем рапорте сделал вывод: «Как явствует из проверки и на этот раз жалобщики ... прихода дали ложный обратный адрес, что является ярким штрихом в их характеристике»57. Остается удивляться проницательности владыки Никодима в понимании характеров людей и мотивации их поступков.
Следует отметить, что иногда прихожане церквей просили принять их для беседы по поводу духовной жизни прихода, указав удобное для этого время, день и число для их посещения58.
Итак, подводя итог, следует отметить, что помимо руководства ОВЦС митрополиту Никодиму, как можно видеть, приходилось уделять много времени и сил для разбора рапортов, прошений, жалоб и прочего, приходившего в епархиальное управление. Если дежурные рапорты и отчеты были нормой церков-но-административных отношений, то масса приходских трудностей, докладываемая митрополиту как от священников, так и от мирян в виде жалоб, доносов, просьб, ходатайств и прочего действительно тяжелым грузом ложилась на плечи правящего архиерея, которому необходимо было постоянно вмешиваться во внутренние конфликты приходов епархии. Сами же трудности отчасти были связаны с нецерковностью некоторых членов общины, людей, которые преследовали иной раз свои личные корыстные интересы. В каждом конкретном слу-
55 Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 7. Д. 102. Л. 190.
56 Там же.
57 Там же. Л. 225.
58 Там же. Л. 177.
чае архиерею приходилось подробно разбираться в сути конфликта и пытаться его урегулировать здраво, мирно, с пользой для жизни прихода.
Митрополит Никодим, как это явствует из рассмотренных документов, не просто формально знакомился с нуждами приходов, их проблемами и переживаниями, но в каждом конкретном случае старался разобраться с приходской проблемой и попытаться предложить верное решение.
Удивительно правдоподобно спустя несколько лет после служения владыки в Ленинградской епархии была составлена справка-характеристика на митрополита Никодима уполномоченным Совета по делам религии по Ленинграду и Ленинградской области Г. Жариновым. В частности, она почти полностью подтверждает приведенные ранее факты взаимодействия владыки Никодима с приходами Ленинграда. В этой характеристике сказано, помимо прочего, что, несмотря на частое отсутствие владыки в Ленинграде, так как он «большую часть занимается вопросами внешних церковных сношений . он сумел быстро разобраться с обстановкой на месте, проявляя себя ревностным служителем церкви, строгим и взыскательным администратором. За время управления Никодимом Ленинградской епархией духовенство стало более усердно относиться к церковным службам, несколько чаще выступать с проповедями перед верующими. Сам Никодим любит церковные службы и обставляет их особой пышностью и торжественностью»59.
Участвуя на праздничной Божественной литургии в честь 150-летия со дня освящения Никольской церкви на Большеохтинском кладбище, владыка Ни-кодим в своей проповеди «призвал всех верующих, приходящих для молитвы в храм Божий, всегда гореть искренней любовью, твердой верой и упованием на Господа, желанием и рвением к исполнению Его святых заповедей в жизни своей»60. Таким был и сам владыка Никодим даже в глазах соглядатаев за Церковью Христовой: человеком, который посвящал свою жизнь служению Господу, Его Церкви и людям. Человеком, который, прожив столь недолгую жизнь, оставил неизгладимый след в истории Русской Православной Церкви своими трудами и заботами о Ней, взрастив многих мудрых преемников в епископском достоинстве.
Источники
1. Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 7. Д. 56, 57, 59а, 82, 83, 101, 102.
2. Ответное слово митрополита Никодима // Человек Церкви. К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы
59 ЦГА СПб. Ф. 2017. Оп. 1. Д. 7. Л. 3.
60 Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 7. Д. 82. Л. 42.
(1929-1978) / сост. митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). М., 1998. С. 400-401.
3. Положение об управлении Русской Православной Церковью. М., 1945.
4. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 2017. Оп. 1. Д. 7.
Литература
1. Августин (Никитин), архим. Церковь плененная: митрополит Никодим (1929-1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников). СПб., 2008.
2. Антонов В. В., Кобак А. В. Полный список христианских храмов Петербурга. Приложение // Святыни Санкт-Петербурга: историко-церковная энциклопедия: в 3 т. СПб., 1994. Т. I. С. 249-266.
3. Выдрин И. В. Митрополит Никодим. Екатеринбург, 2009.
4. Кирилл (Гундяев), митр. Церковь выжила! // «В память вечную»: материалы Минского научно-богословского семинара. Минск, 2006. С. 23-28.
5. Марченко А. Н., Ефимушкин П. А. Приходская реформа 1961 года и реакция на нее епископата Русской Православной Церкви // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 37. С. 199-210. DOI: 10.24412/22245391-2022-37-199-210
6. Савин А. И. Библия в Советском Союзе: к истории ввоза из-за границы, издания и распространения // Исторический курьер. 2020. № 2 (10). С. 33-50. DOI: 10.31518/26189100-2020-2-3. URL: http://istkurier.ru/data/2020/ISTKURIER2020-2-03.pdf
7. Слово Святейшего Патриарха Кирилла в 43-ю годовщину кончины митрополита Никодима (Ротова) // Сайт «Патриархия.ru». URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/5840525.html (дата обращения: 12.05.2023).
8. Сорокин В., прот. Митрополит Никодим и Всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). СПб., 2008.
9. Фирсов С. Л. Служитель Богу и людям // Журнал Московской Патриархии. 2018. № 9. С. 42-49.
10. Харчевников А. С. Вопросы и проблемы приходов Ленинграда и участие в их решении правящих архиереев епархии (1945-1978 гг.): к 45-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) // Актуальные вопросы церковной науки. 2023. № 1. С. 157-161.
11. Харчевников А. С. Подвиг, рождающий веру, и вера, способная на подвиг: церковная жизнь блокадного Ленинграда // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 2 (30). С. 38-57. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10203
12. Цыпин В., прот. Курс церковного права. Клин, 2004.
13. Шкаровский М. В. Антирелигиозные гонения 1958-1964 гг. в Ленинградской епархии и противостояние им митрополита Никодима (Ротова) // Вестник исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2018. № 2. С. 19-33.
14. Шкаровский М. В. Деятельность митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) по спасению Русского Афона // Христианское чтение. 2018. № 4. С. 201-214. DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10097
15. Шкаровский М. В., Э. П. Р. Никодим // Православная энциклопедия. Т. 50. М., 2018. С. 8-20.
Alexey S. Kharchevnikov
METROPOLITAN NIKODIM (ROTOV) AND HIS PARTICIPATION IN THE PARISH LIFE OF CEMETERY CHURCHES OF THE LENINGRAD DIOCESE
Abstract. Multifaceted episcopal ministry covers different aspects of church life. One of the important duties of the episcopal ministry is pastoral counseling, which is mainly associated with concern for the preservation of the Christian faith, Christian morality and piety in the diocese. The ruling bishops must certainly take interest in the state of affairs in the parishes of the diocese entrusted to them and undertake some action if certain difficulties and problems arise. 2023 marks the 45th anniversary of the repose of Metropolitan Nikodim (Ro-tov). Since the Holy Apostle Paul commanded to "remember those who led you" (Heb. 13:7), the author analyzes the above-mentioned side of Metropolitan Nikodim's episcopal ministry in the Leningrad diocese, which took place from 1963 to 1978. Based on archival documents from several churches of the northern capital, the article describes communication of Metropolitan Nikodim with the parish churches. The documents cited clearly demonstrate how Bishop Nikodim established contacts with the parishes, in different forms. In addition to the direct responsibilities of a bishop, such as assigning clergy to a particular church, blessings or refusals of some parish requests, Metropolitan Nikodim had to solve many problems that arose among the clergy and laity of the diocese. Analyzing a number of Metropolitan's resolutions, which are partly presented in this work, the author concludes that, despite various church obediences, Metropolitan Nikodim devoted considerable time and effort to interacting with the parishes of Leningrad and in each specific case, solving a particular problem or request, and provided valuable advice.
Thus, the presented side of the episcopal ministry of Metropolitan Nikodim not only adds a bright touch to his portrait, but even more points to the versatility of the service he performed until the last days of his earthly life.
Keywords: Leningrad, history of the 20th century, Metropolitan Nikodim (Rotov), Leningrad churches, cemetery churches
For citation: Kharchevnikov A. S. Mitropolit Nikodim (Rotov) i ego uchastie v prikhodskoi zhizni kladbishchenskikh khramov Leningradskoi eparkhii [Metropolitan Nikodim (Rotov) and His Participation in the Parish Life of Cemetery Churches of the Leningrad Diocese]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2024, no. 45, pp. 191-207. DOI: 10.24412/2224-5391-2024-45-191-207
A. C. XapneBHMKOB
About the author: Kharchevnikov Alexey Sergeevich — Master of Pedagogy, graduate student of Saint Petersburg Theological Academy, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7417-1756 (Russia, Saint Petersburg). E-mail: [email protected]
Submitted on 29 August, 2023 Accepted on 27 November, 2023
References
1. Antonov V. V., Kobak A. V. Polnyi spisok khristianskikh khramov Peterburga. Prilozhenie [Complete List of Christian Churches in Saint Petersburg. Appendix]. Sviatyni Sankt-Peter-burga: istoriko-tserkovnaia entsiklopediia: v 3 t. [Shrines of Saint Petersburg: Historical and Church Encyclopedia: in 3 vols.]. Saint Petersburg, 1994, vol. I, pp. 249-266.
2. Avgustin (Nikitin), arkhim. Tserkov' plenennaia: mitropolit Nikodim (1929-1978) i ego epokha (v vospominaniiakh sovremennikov) [The Church in Captivity: Metropolitan Nikodim (1929-1978) and His Epoch (in memoirs of contemporaries]. Saint Petersburg, 2008.
3. Firsov S. L. Sluzhitel' Bogu i liudiam [Servant of God and People]. Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii — Journal of the Moscow Patriarchate, 2018, no. 9, pp. 42-49.
4. Kharchevnikov A. S. Podvig, rozhdaiushchii veru, i vera, sposobnaia na podvig: tserkovna-ia zhizn' blokadnogo Leningrada [The Feat That Gives Birth to Faith, and the Faith Ready for Real Feats: Church Life of the Besieged Leningrad]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi semi-narii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2020, no. 2 (30), pp. 38-57. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10203
5. Kharchevnikov A. S. Voprosy i problemy prikhodov Leningrada i uchastie v ikh reshenii praviashchikh arkhiereev eparkhii (1945-1978 gg.): k 45-letiiu so dnia konchiny mitropolita Nikodima (Rotova) [Issues and Problems of the Leningrad Parishes and Participation in Decisions of the Ruling Bishops of the Diocese (1945-1978): On the 45th Anniversary of the Repose of Metropolitan Nikodim (Rotov)]. Aktual'nye voprosy tserkovnoi nauki — Actual Issues of Church Science, 2023, no. 1, pp. 157-161.
6. Kirill (Gundiaev), mitr. Tserkov' vyzhila! [The Church Has Survived!]. «Vpamiat' vech-nuiu»: Materialy Minskogo nauchno-bogoslovskogo seminara ["In everlasting remembrance": Materials of Minsk Scientific and Theological Seminar]. Minsk, 2006, pp. 23-28.
7. Marchenko A. N., Efimushkin P. A. Prikhodskaia reforma 1961 goda i reaktsiia na nee episkopata Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Parish Reform of 1961 and Russian Orthodox Church Episcopate Reaction]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2022, no. 37, pp. 199-210. DOI: 10.24412/222453912022-37-199-210
8. Otvetnoe slovo mitropolita Nikodima [Response of Metropolitan Nikodim]. Chelovek Tserkvi. K 20-letiiu so dnia konchiny i 70-letiiu so dnia rozhdeniia Vysokopreosviashchenneishego mitropolita Leningradskogo i Novgorodskogo Nikodima, Patriarshego Ekzarkha Zapadnoi Evropy (1929-1978) [Man of the Church. On the 20th Anniversary of the Death and 70th Anniversary of the Birth of Metropolitan Nikodim of Leningrad and Novgorod, Patriarchal Exarch of Wes-
tern Europe (1929-1978)]. Ed. Iuvenalii (Poiarkov), Metropolitan of Krutitsy and Kolomna. Moscow, 1998, pp. 400-401.
9. Polozhenie ob upravlenii Russkoi Pravoslavnoi Tserkov'iu [Regulations on the Management of the Russian Orthodox Church]. Moscow, 1945.
10. Savin A. I. Bibliia v Sovetskom Soiuze: k istorii vvoza iz-za granitsy, izdaniia i rasprostrane-niia [Bible in the Soviet Union: the History of Import from Abroad, Publication and Distribution]. Istoricheskii kur'er — Historical Courier, 2020, no. 2 (10), pp. 33-50. DOI: 10.31518/26189100-2020-2-3. URL: http://istkurier.ru/data/2020/ISTKURIER2020-2-03.pdf
11. Shkarovskii M. V. Antireligioznye goneniia 1958-1964 gg. v Leningradskoi eparkhii i protivostoianie im mitropolita Nikodima (Rotova) [Anti-Religious Persecution of 1958-1964 in the Leningrad Diocese and Resistance of Metropolitan Nikodim (Rotov) to It]. Vestnik istoricheskogo obshchestva Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akademii — Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2018, no. 2, pp. 19-33.
12. Shkarovskii M. V. Deiatel'nost' mitropolita Leningradskogo i Novgorodskogo Nikodima (Rotova) po spaseniiu Russkogo Afona [Activities of the Metropolitan of Leningrad and Novgorod Nikodim (Rotov) for Saving the Russian Athos]. Khristianskoye chteniye — Christian Reading, 2018, no. 4, pp. 201-214. DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10097
13. Shkarovskii M. V., E. P. R. Nikodim. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2018, vol. 50, pp. 8-20.
14. Slovo Sviateishego Patriarkha Kirilla v 43-iu godovshchinu konchiny mitropolita Nikodima (Rotova) [Word from His Holiness Patriarch Kirill on the 43rd Anniversary of the Repose of Metropolitan Nikodim (Rotov)]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/5840525. html (accessed: 12.05.2023).
15. Sorokin V., prot. Mitropolit Nikodim i Vsepravoslavnoe edinstvo. K 30 letiiu so dnia konchiny mitropolita Leningradskogo i Novgorodskogo Nikodima (Rotova) [Metropolitan Nikodim and Pan-Orthodox Unity. On the 30th Anniversary of the Repose of Metropolitan Nikodim (Rotov) of Leningrad and Novgorod]. Saint Petersburg, 2008.
16. Tsypin V., prot. Kurs tserkovnogoprava [Church Law Course]. Klin, 2004.
17. Vydrin I. V. Mitropolit Nikodim [Metropolitan Nikodim]. Ekaterinburg, 2009.