МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
А. К. Галкин
Плоды межконфессионального общения при митрополите Ленинградском и Новгородском Никодиме (Ротове)
Митрополит Никодим (Ротов), возглавлявший Ленинградскую епархию в 1963-1978 гг., одновременно состоял председателем Комиссии Священного синода по вопросам христианского единства (с 3 августа 1963 г.; с 30 мая 1972 г. — Комиссии по вопросам христианского единства и межцерковных сношений). Митрополит сделал свой кафедральный город широко открытым для церковных делегаций — не только со всего православного мира, но и представлявших другие христианские исповедания. В эти годы, ради установления и углубления братских межконфессиональных отношений и для участия в богословских собеседованиях, Ленинград неоднократно посещали католический епископ Иоанн Виллебрандс ^ 1969 г. — кардинал и председатель Секретариата по содействию христианскому единству) и глава Еван-гелическо-лютеранской церкви Финляндии архиепископ Мартти Симойоки. Выстраивая и укрепляя деловые и личные связи с высокими иерархами разных исповеданий, митр. Никодим стремился получить наибольшую отдачу от подобных контактов для родной церкви и для Ленинградской духовной академии.
ключевые слова: Ленинградская духовная академия, митрополит Никодим (Ротов), кардинал Иоанн Виллебрандс, архиепископ Мартти Симо-йоки, богословские собеседования.
Митрополит Никодим (Ротов; 1929-1978) был назначен на кафедру митрополита Ленинградского 9 октября 1963 г., в правление Н. С. Хрущева, обрушившего на Русскую православную церковь всю мощь своего волюнтаризма. Масштабы наступления на религию приближались к тому, что было во времена «великого перелома» 1929-1930 гг. В Ленинграде летом 1961 г. власти реквизировали Духовский корпус Александро-Невской лавры. Он был
предоставлен митрополии в первые послевоенные годы в виде голых стен и поднят из руин исключительно на пожертвования верующего народа (общие затраты составили 1 415 717,6 руб.) [Алек-сандрова-Чукова, Шкаровский, 142]. Митрополит (на тот момент им был Гурий (Егоров)) и епархиальное управление эвакуировались на Обводный канал, д. 17, под кров Ленинградских духовных школ, но в печати открыто ставился вопрос и об их ликвидации [Смена, 2, 4]. Лишь планомерное вовлечение Ленинградской епархии в систему двусторонних и многосторонних связей с христианским миром могло отвести от нее угрозу полного разгрома, какой претерпела, к примеру, соседняя Новгородская епархия. К тому же город на Неве со времени своего основания был многонациональным и многоконфессиональным: межрелигиозные контакты имели в нем глубокую традицию. В 3-й четверти XIX в. даже в самой глубинке знали, что новогоднее поздравление Государю в Большом соборе Зимнего дворца приносят не только православные архиереи — члены Синода, совершавшие литургию, но также римско-католический и лютеранский епископы [Олонецкие ведомости].
Особое значение взаимодействие представителей разных конфессий приобретало после октябрьского переворота, перед лицом воинствующего в самом прямом смысле этого слова атеизма большевиков. К сожалению, последние оказались гораздо более упорными и организованными, чем носители религиозной морали, и создали режим, «выражающий, — по словам проф. Н. Н. Глубо-ковского, — уголовное попрание провозглашаемых норм» [Клементьев, 182]. Коррективы в ленинско-сталинскую политику истребления духовенства смогло внести только гитлеровское нашествие. В сентябре 1943 г. родилась Московская патриархия в современном виде, но уже через 17 лет Н. С. Хрущев пообещал «нынешнему поколению» показать по телевизору «последнего попа». При этом с 1943 г. режим беззастенчиво использовал патриархию в целях создания собственного «демократического» имиджа.
Как деятель вселенского православия, будущий митр. Нико-дим сформировался в 1956-1959 гг. в Святой земле, в Русской духовной миссии в Иерусалиме, где Христос молился: «Да будут все едино» **, но где особо остро чувствуется разделенность христи- *1 Ин 17:21 анства. В Иерусалиме же находятся великие святыни нехристиан- (синод.) ских религий — иудаизма и мусульманства. После возвращения на родину архим. Никодим стал заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС), а в июне 1960 г. — его председателем, с рукоположением во епископа. За три с не-
большим года епископства, до назначения на Ленинградскую кафедру, он успешно завершил процесс вступления РПЦ во Всемирный совет церквей, дважды возглавлял делегации Московской патриархии на Всеправославных совещаниях и сумел организовать высококвалифицированную Комиссию по разработке каталога тем Святого и Великого собора, намеченного к созыву 1, наконец, обеспечил присутствие наблюдателей от РПЦ на II Ватиканском соборе.
10 августа 1963 г. скончался митрополит Крутицкий и Коломенский Питирим (Свиридов), которого хрущевский режим готовил в преемники 85-летнего патриарха Алексия (Симан-ского). Престижнейшая кафедра оставалась незамещенной рекордно долгий срок — два месяца. Назначение митр. Никодима на Крутицкую кафедру казалось самым естественным — все его рабочие дни как председателя ОВЦС протекали в Москве. Но в «Крутицкое межархиерейство» произошло поистине историческое событие — 15 сентября русский иерарх впервые переступил порог Ватикана. Новоизбранный папа Павел VI принял «в частной аудиенции» митр. Никодима [ЖМП 1963. № 10; ЖМП 1963. № 11б, 46]. Хрущев в это время страстно желал найти «агентов влияния» на Ватикан, а председателю ОВЦС была нужна кузница кадров для Отдела на базе Ленинградских духовных школ. И митр. Никодим (на тот момент — Минский и Белорусский 2) использовал шанс стать митрополитом Ленинградским и Ладожским (с 7 октября 1967 г. — Ленинградский и Новгородский), чтобы «служить, насколько это возможно, для Ленинградской Духовной Академии» [Ответное слово, 400]. Это было тем более актуально, что в академии только что (с начала 1963/1964 учебного года) открылся факультет иностранных студентов, который требовал повышенного внимания со стороны Отдела. (С 10 сентября 1963 г. на факультете уже имелся штатный преподаватель русского языка — О. П. Носова [Ходаковская, Бовкало, 93]. Следовательно, подготовка к приему уроженцев Уганды и Кении началась на много месяцев ранее, когда Никодим был еще архиепископом Ярославским. Мнение о том, что он пригласил африканцев учить-
1. Резолютивные документы этой Комиссии опубликованы в книге: «Митрополит Никодим и всеправославное единство» [Митр. Никодим].
2. В Минской епархии имелась одноименная духовная семинария, располагавшаяся в Жиро-вицком монастыре Гродненской обл. О приеме
в Минскую духовную семинарию объявлялось еще в 1963 г. [ЖМП 1963. № 4], а 10 марта 1964 г. Учебный комитет при Священном синоде исключил ее из списка действующих. Возможно, закрытие Минской семинарии стало своего рода «платой» за сохранение Ленинградских духовных школ.
ся в ЛДА в 1964 г., будучи митрополитом Ленинградским, не соответствует действительности.)
На Крутицкую же кафедру был переведен из Ленинграда митр. Пимен (Извеков), будущий патриарх, не проявлявший сугубой заботы о духовных школах города. Отметим, что служение митр. Никодима в Ленинграде (9 октября 1963 г. — 5 сентября 1978 г. (|)) практически точно совпало с понтификатом Павла VI (21 июня 1963 г. — 6 августа 1978 г. (|)).
Митрополит Никодим вступил на кафедру северной столицы 26 октября 1963 г. Чуть ранее, 17 октября, состоялось утверждение по его докладу состава Комиссии Священного синода по вопросам христианского единства. (Председателем Комиссии он был назначен 3 августа 1963 г., одновременно с возведением в сан митрополита и за день до перемещения с Ярославской кафедры на Минскую.) В числе ее членов оказались три преемника владыки по Ленинградской - С.-Петербургской кафедре: епископы (на 1963 г.) Таллиннский и Эстонский Алексий (Ридигер), Звенигородский Владимир (Котляров) и наместник Успенского монастыря в Одессе архим. Антоний (Мельников) [ЖМП1963. № 11а].
Первым большим церковным событием после назначения митрополита в Ленинград стало празднование 6 декабря (23 ноября) 1963 г. 700-летия кончины св. Александра Невского. Как в далекие дореволюционные годы, когда в Петербурге находился Святейший правительствующий синод, в этот день в Троицком соборе бывшей Александро-Невской лавры служил сонм архиереев. Песнопения, кроме местного хора, исполнял мужской хор воспитанников Ленинградских духовных школ с участием нескольких студентов из Уганды [ЖМП 1964. № 1б]. В дальнейшем митрополит сделает все, чтобы службы в лаврском соборе захватывали каждого входящего в храм не меньше, чем служба в Святой Софии во времена, когда князь Владимир совершал «выбор веры».
В том же месяце (декабрь 1963 г.) Ленинград посетила делегация Всемирной федерации христианских студенческих ассоциаций при ВСЦ. Гости встречались с преподавателями и дискутировали с учащимися [ЖМП 1964. № 1а]. Последние, очевидно, впервые узнали, что в мире существуют не одни только комсомольские организации.
В 1964 г. число иностранных церковных делегаций, побывавших в Ленинграде, более чем в два раза превзошло уровень 1963 г. (соответственно 36 и 15; в 1970 г. — 59). Чтобы встречать представителей всего крещеного мира в более или менее презентабель-
ной обстановке, митрополит неотложно занялся перепланировкой и ремонтом архиерейской квартиры на первом этаже здания ЛДАиС с устройством в торце коридора, за широкой двустворчатой дверью, крестовой Успенской церкви. Когда двери растворялись, весь коридор, служивший портретной галереей архиереев Санкт-Петербурга-Ленинграда, превращался в помещение для молящихся 3. Под предлогом «удобств для приема иностранных гостей» в том же 1964 г. была приобретена дача в пос. Комарово [Отчет 1964. Л. 10] — крестовую церковь освятили и в ней (при этом приходских храмов на Карельском перешейке, кроме собора в Выборге, не имелось, а существование крестовых церквей «советское законодательство о культах» не предусматривало, значит, они были «незаконны»).
К 1965 г. Ленинградский митрополит получил вполне удобные «покои», чтобы жить, работать и молиться. Но еще в феврале 1964 г., после сессии исполкома ВСЦ, проходившей в Одессе, митр. Никодим сопровождал в город на Неве группу членов исполкома во главе с генеральным секретарем В. Виссерт-Хуф-том (Visser't Hooft; 1900-1985), который на протяжении многих лет оставался ведущим деятелем экуменического движения, его вдохновителем и координатором. 18 февраля в речи на приеме митрополит подчеркнул, что «восстановление христианского единства, возвращение к нормам духовной жизни первохри-стианского братства... есть процесс длительного уврачевания и благодатного обновления». «Высоких представителей ВСЦ» он приветствовал в первую очередь как «епископ того города, где находится крупнейшая лаборатория, если так можно выразиться, православной русской богословской экуменической мысли» — Ленинградская духовная академия [ЖМП1964. № 4, 15].
На свою первую ленинградскую Пасху митрополит пригласил президента ХМК Й. Громадку (Hromadka; 1889-1969), лауреата Ленинской премии мира 1958 г. Она прошла по-особенному. Немного отдохнув после ночного богослужения в Николо-Богоявленском кафедральном соборе, митрополит с гостем поднялись в академический храм. Пережить пасхальную радость архипастырь пожелал прежде всего в кругу преподавателей и учащихся духовных школ, вместе с ними он разделил и праздничную трапе-
3. Во время капитального ремонта академического Иоанно-Богословского храма в начале 2000-х гг. Успенский храм с коридором перед ним успешно выполнял функции домового храма СПбДАиС.
При ремонте 2014 г. оформление коридора времен митр. Никодима (паркетный пол, облицовка стен деревянными панелями) полностью уничтожено.
зу [ЖМП 1964. № 6]. Впоследствии первый день Пасхи проходил в академии как «день открытых дверей»: в определенное время после полудня любой мог прийти в ее храм и лично поздравить митрополита.
На Пасху того же 1964 г. в РПЦ была возрождена традиция паломничества в Святую землю, которая сперва по военным, а затем по политическим причинам прервалась в 1914 г. При всей мизерности числа паломников из СССР, всю заботу о которых брала на себя патриархия, это было великим событием. В группу первопроходцев вошли 5 человек из Ленинграда (протодиакон Борис Глебов, церковный староста Н. С. Людоговский и преподаватели академии: прот. Ливерий Воронов, А. Ф. Шишкин, Н. А. Заболотский) [ЖМП 1965. № 1, 36]. Особую пикантность ситуации придавал тот факт, что паломничество отдельно взятых советских граждан к зарубежным святым местам было санкционировано на фоне реализации объявленной несколькими годами ранее кампании по искоренению паломничества в пределах СССР.
Актовый зал Ленинградских духовных школ до лета 1985 г., пока для Московской духовной академии не выстроили новый актовый зал, оставался самым большим помещением светского назначения, которым располагала Московская патриархия. В нем с одинаковым успехом можно было проводить конференции, приемы, концерты. В апреле 1965 г. митр. Никодим был уже готов предоставить все условия для проведения в Ленинграде заседания Богословской комиссии ХМК. Мероприятие имело такой «общественно-политический уровень», что наблюдение за его ходом взял на себя сам председатель Совета по делам РПЦ В. А. Куроедов, который даже устроил прием для участников в гостинице «Астория» [ЖМП 1965. № 5]. Заседание дало повод для встречи и более близкого знакомства друг с другом группе ленинградцев, «отделенных от государства». На нем присутствовали настоятель молитвенного дома баптистов А. Н. Кирюханцев, викарий католического костела Иоанн Будкевич (в 1967 г. он будет арестован и осужден за так называемые махинации с валютой), а также настоятель мечети Абдул-бари Исаев; на обед был приглашен раввин Абрам Рувимович Лубанов 4. В этом не было ничего нового: еще на рубеже Х1Х-ХХ вв. раздавались пожелания, чтобы подобное
4. Предыдущая личная встреча лидеров разных религиозных общин города (первая в истории) состоялась в июле 1918 г.
внебогослужебное «единение, под главенством православных епископов», вошло в России в обычай [Таврические ведомости]. Во 2-й половине ХХ в. во многих странах, в том числе в Восточной Европе (Венгрия, Польша), существовали Экуменические советы местных христианских церквей. Напротив, в СССР служители даже тех религиозных объединений, которым разрешили войти в ВСЦ, до середины 1970-х гг. могли общаться у себя дома только на глазах иностранцев.
Возможности использования академического здания в представительских целях значительно возросли с устройством крестовой церкви: оно превратилось в подобие монастыря (вспомним Смольный монастырь с 4 храмами, соединенными коридорами). Собственно академический (Иоанно-Богословский) и крестовый Успенский храмы, расположенные на разных уровнях, соединялись системой коридоров и лестниц. Презентация новой организации пространства, задуманной митрополитом, состоялась в день выпуска 1965 г. — 14 июня (Духов день). Выпускники собрались в крестовой церкви; здесь же был встречен высокий римско-католический гость — еп. Иоанн Виллебрандс (Willebrands; 1909-2006), секретарь, а с 1969 г. — председатель Секретариата по содействию христианскому единству. (Аналогичную структуру в РПЦ возглавлял митр. Никодим. Они тесно сотрудничали с 1962 г.) Наверх в академический храм все отправились торжественной процессией с пением тропаря Св. Троице. На литургии, кроме гостя из Ватикана, присутствовала делегация протестантов из Венгрии. В своей актовой речи митрополит обратил внимание, что в столь знаменательный для академии день под ее сводами собрались представители трех основных христианских исповеданий [Дудинов, 24]. И в дальнейшем владыка будет держать двери духовных школ открытыми для представителей разных церквей со всех концов земли, постоянно подчеркивая «необходимость соединять верность Православию со служением великому делу вожделенного общехристианского единства» [ЖМП1969. № 10].
Два года митрополит нес множество трудов в Москве (как председатель ОВЦС) и в Ленинграде (как правящий архиерей), оставаясь без викария. На своей первой епархиальной кафедре в Ярославле, которую он занимал с 23 ноября 1960 г. по 4 августа 1963 г., владыка не имел викарного епископа лишь первые 4 и последние 2 месяца служения. Причем епископскую хиротонию архим. Варфоломея (Гондаровского) он возглавил не только сам, но и в своем кафедральном городе — случай исключительный
в церковной истории русской провинции второй половины ХХ в. 5 (Круг городов, где допускалось совершать епископские хиротонии, был строго ограничен — Москва (с Троице-Сергиевой лаврой), Ленинград, Киев и Одесса.)
Утрата возрожденной в марте 1947 г. штатной должности викарного епископа в Ленинграде совпала с окончанием служения владыки Никодима в Ярославле. В начале 1962 г. викарию Ленинградской епархии было поручено временно управлять Рижской епархией, по не зависящим от церкви причинам в 1958 г. оказавшейся в состоянии «вдовства». В августе 1963 г. гражданские власти разрешили заместить кафедру в Риге, в обмен на «изъятие» викария у Ленинградского митрополита. Сокращение числа епископата было одним из направлений хрущевского гонения на церковь. Определение «о бытии викарию» в Ленинградской епархии последовало 8 октября 1965 г. — спустя год после отставки Хрущева. Хиротонию архим. Филарета (Вахромеева) во епископа Тихвинского митрополит возглавил в Троицком соборе бывшей Александро-Невской лавры 24 октября: «Все было очень торжественно, искренне и радостно» [Филарет (Вахромеев), 221].
8 декабря 1965 г. завершил свою работу II Ватиканский собор. Накануне состоялось взаимное снятие проклятий, которыми первосвященники Рима и Константинополя обменялись в далеком 1054 г. В Риме на этом историческом акте, проложившем путь к богословскому диалогу православных и католиков, присутствовал митр. Никодим. Затем была совершена общая молитва «представителей Первого, Второго и Третьего Рима, разделивших братскую христианскую трапезу» [Ланн, 203]. 26 декабря в Ленинграде митрополит возглавил епископскую хиротонию для Московской епархии, посвятив архим. Ювеналия (Пояркова), своего заместителя на посту председателя ОВЦС, во епископа Зарайского. Двумя днями ранее митрополит, его секретарь прот. Иаков Ильич и архим. Ювеналий, в развитие акта снятия проклятий, посетили католическую общину города на Неве. За вечерним Рождествен-
5. Ранее только архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцев) смог хиротонисать себе викария на месте — это было в феврале 1949 г. Случай хиротонии в августе 1955 г. викарного епископа в Краснодаре стоит особняком — ее возглавил сам патриарх Алексий (Симанский).
Краснодарскую хиротонию организовал архиеп. Борис (Вик), временно управлявший Краснодарской епархией; ранее, в 1954 г., он временно
управлял Ярославской епархией. Среди архиереев, прибывших в Краснодар, был викарий Ярославской епархии еп. Исаия (Ковалев), которого сопровождал, в сане иеромонаха, будущий митрополит Никодим. Представляется, что эта поездка оказалась для о. Никодима судьбоносной — в феврале следующего года он был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.
ским богослужением в костеле Лурдской Богоматери по просьбе его настоятеля митрополит обратился к прихожанам со словом и преподал им благословение [Отчет 1965 . Л. 8]. Подобные визиты митрополита или его викария в костел на Рождество, на Пасху и в день престольного праздника (11 февраля) стали ежегодными, причем никто не усматривал в них признаков «прозелетиз-ма»; примеру Ленинграда стали следовать и в Прибалтике (Рига, Вильно).
Епископ (с 1969 г. — кардинал) Иоанн Виллебрандс при жизни митр. Никодима еще не раз приезжал в Ленинград (декабрь 1967-го, апрель 1970-го, июнь 1973-го, январь 1978-го). В декабре 1967 г. он возглавил первые богословские собеседования с делегацией РПЦ, состоявшиеся в ЛДА. Тогда же произошло событие, которое сам митрополит выделил особо:
...Во время совершения Божественной литургии с амвона Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры в Ленинграде католический епископ монсиньор Иоанн Виллебрандс обращается со словом проповеди, со словом назидания и в заключение осеняет архипастырским благословением несколько тысяч православных, предстоящих и молящихся. [БТ, 83-84].
В июне 1973 г. кардиналу был вручен диплом почетного доктора богословия ЛДА. В 1976 г. на пасхальной службе в Николо-Богоявленском кафедральном соборе присутствовал кардинал Бернард Альфринк (Alfrink; 1900-1987 гг.). Как президент старейшей миротворческой организации Европы «Пакс Кристи», он приезжал в город на Неве на собеседования, которые состоялись 26-28 апреля 1976 г. в ЛДА [ЖМП1976. № 7].
Эти и другие визиты в Ленинград католических епископов оставляли яркий след в жизни местной католической общины (в отличие от Русской православной церкви, Сталин не позволил Католической церкви восстановить иерархию ни в России, ни на Украине, ни в Белоруссии). Гости из-за рубежа не упускали возможности совершить мессу в костеле. Они же, надо полагать, при содействии митр. Никодима, устроили в 1975 г. поездку в Рим настоятелю костела Иосифу Павилонису (в должности с мая 1966 г. по 1991 г.), где тот имел встречу с папой. Митрополит всегда приглашал о. Иосифа присутствовать в алтаре за своими богослужениями на Пасху и Рождество. Ксендз был желанным гостем и на рождественских елках для детей духовенства в митрополичьих покоях. (Такие елки начали устраивать в Ленинграде намного
раньше, чем в Москве, где теснота «церковных центров» долго оставалась вопиющей.)
К середине 1970 -х гг., во многом благодаря усилившимся контактам Московской патриархии с Ватиканом и международными религиозными организациями, началась «подвижка» в удовлетворении ее ходатайств о предоставлении церковным учреждениям дополнительных площадей и возможностей для работы, которые власти более 25 лет игнорировали. Вся недвижимость, дарованная патриархии в 1943-1944 гг., ограничилась «дворянским гнездом» одной рядовой семьи (особняк Офросимовой по адресу: Чистый переулок, д. 5) и Лопухинским корпусом Новодевичьего монастыря, в котором прежде проживала одна игуменья. Лишь ОВЦС, 15 лет ютившийся в комнатках той же усадьбы в Чистом переулке, где и зародился, к концу 1960 г. был «изолирован» в отдельное здание [Сурков, 587]. Предоставляя его, государство руководствовалось решением ЦК КПСС от 25 июля 1960 г. об укреплении Отдела [Исторический архив 2008].
Первым благосклонного внимания было удостоено Хозяйственное управление, чьи цехи и склады, разбросанные по Москве, находились в самых неприспособленных помещениях. Не позднее 1976 г. в пос. Софрино, на полпути между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой, ему выделили большой земельный участок под строительство мастерских по производству свечей и церковной утвари. О том, что возведение «нескольких благоустроенных современно оборудованных корпусов» уже заканчивается, патриарх Пимен (Извеков) сообщил в дни празднования 60-летия восстановления патриаршества, 25 мая 1978 г. [Пимен (Извеков), 15]. Учебный комитет с 1976 г. приступил к созданию параллельных классов в духовных семинариях — в Московской их стало 3, в Ленинградской и Одесской — по 2 [Пимен (Извеков), 14 ]. Таким образом, ко времени, когда Н. С. Хрущев обещал показать «последнего попа», в значительной мере удалось компенсировать утрату 5 из 8 семинарий, закрытых в его правление в 1960-1964 гг. С увеличением контингента воспитанников Ленинградские духовные школы стали испытывать «острую недостаточность занимаемой площади». Незадолго до своей скоропостижной кончины митр. Никодим добился передачи им соседнего двухэтажного флигеля. В реконструированном здании в 1978 г. были открыты медпункт и общежитие на 40 студентов.
В последний год жизни митрополита стал возможен немыслимый ранее визит делегации Римской курии для «ознакомления
с деятельностью» синодальных отделов РПЦ. Он состоялся 17-27 ноября 1977 г.; «группу наблюдателей» возглавил архиепископ Лорий-ский Иероним Амер (Hamer; 1916-1996 гг.), секретарь конгрегации вероучения с 1973 г. Кроме церковных учреждений Москвы, делегаты курии пожелали увидеть духовные школы Ленинграда. В их честь был дан концерт силами учащихся [ЖМП1978. № 3].
Столь же частым гостем города на Неве, как и кардинал Виллебрандс, был глава Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии архиеп. Мартти Симойоки (Симоёки, Симоёкки; Simojoki; 1908-1999). Избранный архиепископом на год позже вступления митрополита на Ленинградскую кафедру, он занимал этот пост 14 лет. В октябре 1964 г. произошел обмен посланиями, причем митрополит Никодим с надеждой упомянул об идее «практического осуществления нашего общения», высказанной ранее архиепископом [ЖМП 1965. № 2]. Во время визита в Финляндию в сентябре 1965 г. по приглашению М. Симойоки, в одной из своих речей он отметил необходимость улучшения «всех без исключения межконфессиональных отношений», «чтобы изо дня в день возрастало в нас ощущение неразрушимого братства между всеми христианами... и чтобы все более и более возрастало в нас желание взаимно служить друг другу» [ЖМП 1965. № 11, 43].
«Практическое осуществление общения» началось в апреле 1967 г., при ответном визите главы «первенствующей» в стране Суоми церкви — митрополит пригласил его к участию в ночном Пасхальном крестном ходе вокруг кафедрального собора Ленинграда [ЖМП 1967. № 6]. Предшествующие 7-8 лет власти «боролись с религией» тем, что потворствовали бесчинству под стенами храма распоясавшейся молодежи. Теперь же — ради статусного гостя, входящего в пятерку высших государственных чинов дружественной страны, — милиции был дан приказ обеспечить подобающие условия для религиозного шествия. По свидетельству очевидца, «люди, долгие годы не имевшие возможности молиться во время Пасхального крестного хода, со слезами на глазах лицезрели это величественное начало Пасхального богослужения» [Кирилл (Гундяев), 273]. (В тексте это событие отнесено к 1966 г., но в тот год пасхальное богослужение в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда возглавлял епископ Тихвинский Филарет (Вахромеев). Митрополит Никодим встречал Пасху 1966 г. в Святой земле [ЖМП 1966. №5].)
В 1971 г. приезд в Ленинград делегации ЕЛЦ Финляндии во главе с архиепископом М. Симойоки был приурочен к визиту
новоизбранного патриарха Пимена (18-19 декабря). Прибыли также архиепископы ЕЛЦ Латвии Я. Матулис и Эстонии А. Тоо-минг с пасторами своих церквей [ЖМП 1972. № 1]. (Реальность того времени была такова, что поездки духовных лидеров лютеран «советской Прибалтики» в Финляндию, равно как и приглашение ими финского архиепископа в Ригу или Таллин, считались «нецелесообразными».) Финские и прибалтийские гости присутствовали на приеме, устроенном митр. Никодимом в честь патриарха. В 1978 г. архиеп. М. Симойоки был избран почетным членом ЛДА — вручение диплома состоялось при посещении им Ленинграда 30-31 мая того же года.
Во временном управлении митрополитов Ленинградских находилась Олонецкая епархия (в границах Карельской АССР). В январе 1970 г. на окраине Петрозаводска начал действовать лютеранский молитвенный дом, но местные власти постоянно ущемляли права общины. Для архиеп. М. Симойоки прямой путь в Петрозаводск был закрыт. Обойти запрет помог митр. Ни-кодим. В 1975 г., когда делегация Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии во главе с архиепископом в очередной раз посетила СССР [ЖМП 1975. № 11], он взялся сопровождать ее в столицу Карелии «для знакомства с православной церковью» и с «историческими храмами Кижского погоста». Гости сразу выразили желание посетить и лютеранский молитвенный дом. Одна из учредительниц общины, М. И. Каява (1908-1998) [Макконен], познакомилась с митрополитом и рассказала ему о нуждах прихожан, в частности, о запрете местных властей совершать таинство крещения. Митрополит уверил ее, что законных оснований для подобного отказа не имеется. Через два месяца лютеранский приход получил право на проведение в молельном доме церковных обрядов: крещения детей, венчания и конфирмации [Тухка-нен] — городская комиссии содействия по соблюдению законодательства о религиозных культах умерила ретивость, очевидно, после указания из Москвы.
В Ленинграде и области также имелось немало лютеран, коренных жителей Ижорской земли, возможность общественной молитвы у которых была отнята в памятном 1937 г. Митрополит Никодим настойчиво убеждал ответственных работников Совета по делам религий в необходимости открытия лютеранской кирхи. Власти отказывали религиозной общине лютеран в регистрации до 1975 г., когда состоялось подписание Хельсинкского акта по европейской безопасности и сотрудничеству. Возрожден-
ному лютеранского приходу вернули в «бесплатное пользование» здание царскосельской кирхи (Пушкинский район Ленинграда), которое потребовало капитального ремонта. Освящение кирхи 11 декабря 1977 г. было отмечено даже в епархиальном отчете: на торжестве присутствовал секретарь митрополита прот. Игорь Ранне (1927-1982); владыка направил лютеранам свое приветствие [ЖМП. 1978. № 4]. Меньше чем через год митр. Никодим скончался, и в слове за поминальной трапезой 10 сентября 1978 г. новоизбранный архиепископ ЕЛЦ Финляндии Микка Юва с благодарностью напомнил, как покойный «содействовал тому, чтобы наладить нормальную приходскую жизнь лютеран финского происхождения» [ЖМП 1978. № 11, 16]. Известно, что уроженец епархии и один из ее самых заслуженных протоиереев, о. Петр Белавский (1892-1983), рукоположенный священномучеником митрополитом Петроградским Вениамином, благословил своих духовных чад из Царского Села (г. Пушкин) слушать Слово Божье в кирхе, за отдаленностью действующего православного храма. Сам о. Петр был родом из тех мест, где лютеране составляли большинство населения.
Ситуация, когда лютеранский архиепископ из Финляндии «прикрывает» православный пасхальный крестный ход от «воинствующих» комсомольцев, а православный архиерей проявляет заботу о религиозных нуждах лютеран, живущих в его епархии, демонстрирует высшую степень практического осуществления межконфессионального общения. Ингерманлад-цы ценят оказанную митр. Никодимом помощь в их борьбе за право на совершение общественной молитвы в храме. Об этом свидетельствуют слова епископа церкви Ингрии А. М. Кугаппи, сказанные им на Финно-угорской конференции в Петрозаводске в августе 2016 г.:
Милостью Божьей Господь сподвигнул к дерзновенному такому «предстоя-тельству» за наши интересы владыку митрополита Никодима в союзе с архиепископом Финляндии Мартти Симойоки. Они посодействовали тому, что власть вынуждена была услышать голос многих тысяч верующих, которые не имеют официального места собраний [Приветственное слово].
Служение митрополита Никодима на Ленинградской кафедре совпало по времени с началом диалога с католиками и значительным расширением связей с лютеранами. При этом, как настоящий стратег, он обратил труды единственной структуры
Московской патриархии, перспективы которой, как писал ЖМП
в 1964 г., были «светлы и надежны» [Стефан, архим.], в инструмент для защиты интересов церкви внутри страны.
Источники и литература
1. Александрова-Чукова, Шкаровский = Александрова-Чукова Л. К., Шка-ровский М. В. Митрополит Григорий (Чуков) : возвращение Церкви храмов Александро-Невской лавры // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2006. Вып. 34. С. 134-146.
2. БТ = Никодим, митр. Иоанн XXIII, Папа Римский // БТ. 1979. Сб. 20. С. 83-240.
3. Дудинов = Дудинов П. Окончание учебного года в духовных школах : Ленинградская духовная академия и семинария // ЖМП. 1965. № 8. С. 23-25.
4. ЖМП 1963. № 4 = Правила приема в духовные школы на 1963/64 учебный год // ЖМП. 1963. № 4. С. 28-30.
5. ЖМП 1963. № 10 = О пребывании митрополита Никодима в Риме // ЖМП. 1963. № 10. С. 3.
6. ЖМП 1963. № 11а = Определения Священного Синода // ЖМП. 1963. № 11. С. 3-4.
7. ЖМП 1963. № 11б = Филарет (Вахромеев), архим. Отношение РПЦ к западным инославным церквам // ЖМП. 1963. № 11. С. 36-46.
8. ЖМП 1964. № 1а = Хроника // ЖМП. 1964. № 1. С. 11.
9. ЖМП 1964. № 1б = Из жизни епархий : Ленинградская епархия : Церковные торжества по случаю 700-летия со дня преставления св. Александра Невского // ЖМП. 1964. № 1. С. 17-18.
10. ЖМП 1964. № 4 = Речь митрополита Ленинградского и Ладожского Ни-кодима на приеме группы членов Исполнительного комитета Всемирного Совета Церквей в Ленинграде 18 февраля 1964 года // ЖМП. 1964. № 4. С. 14-16.
11. ЖМП 1964. № 6 = К пребыванию в Советском Союзе д-ра И. Громад-ки // ЖМП. 1964. № 6. С. 4-6.
12. ЖМП 1964. № 10 = Стефан, архим. Большое спасибо святой Русской православной церкви // ЖМП. 1964. № 10. С. 28-29.
13. ЖМП 1965. № 1 = Карманов Е. Путешествие русских паломников по Святым местам Востока : (Воспоминания паломников) // ЖМП. 1965. № 1. С. 36-40.
14. ЖМП 1965. № 2 = Послание митрополита Никодима Архиепископу Евангелическо-лютеранской Церкви Финляндии М. Симоекки // ЖМП. 1965. № 2. С. 65.
15. ЖМП1965. № 5 = Коммюнике заседания Богословской комиссии Христианской Мирной Конференции // ЖМП. 1965. № 5. С. 35-36.
16. ЖМП 1965. № 11 = Никодим (Ротов), митр. О путях к общехристианскому единству : (Доклад на богословском факультете Хельсинкского университета) // ЖМП. 1965. № 11. С. 40-46.
17. ЖМП 1966. № 5 = Хроника // ЖМП. 1966. № 5. С. 5.
18. ЖМП 1967. № 6 = Визит Главы Евангелическо-лютеранской Церкви Финляндии Архиепископа доктора Мартти Симоекки // ЖМП. 1967. № 6. С. 8-9.
19. ЖМП 1969. № 10 = Логачев К. Новый учебный год в ЛДА // ЖМП. 1969. № 10. С. 20.
20. ЖМП 1972. № 1 = Пребывание в Советском Союзе делегации Евангели-ческо-лютеранской церкви Финляндии // ЖМП. 1972. № 1. С. 7-9.
21. ЖМП 1975. № 11 = Делегация Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии в Советском Союзе // ЖМП. 1975. № 11. С. 7.
22. ЖМП 1976. № 7 = Вторая встреча представителей РПЦ и «Пакс Кристи Интернационалис». Коммюнике // ЖМП. 1976. № 7. С. 47-48.
23. ЖМП 1978. № 3 = Пребывание в Советском Союзе делегации Римско-Католической Церкви // ЖМП. 1978. № 3. С. 4-5.
24. ЖМП. 1978. № 4 = Экуменическая хроника // ЖМП. 1978. № 4. С. 67.
25. ЖМП 1978. № 11 = Русак Владимир, диак. Погребение митрополита Никодима // ЖМП. 1978. № 11. С. 12-16.
26. Исторический архив 2008 = Письмо председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова в ЦК КПСС № 315/с 19 сентября 1960 г. Секретно // Исторический архив. 2008. № 1. С. 64.
27. Кирилл (Гундяев) = Кирилл (Гундяев), митр. [Воспоминания] // Человек Церкви : К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима / Сост. митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий. М. : Моск. епархия, 1998. С. 255-277.
28. Клементьев = Клементьев А. К. «Человек без лицемерия» : (К 70-летию со дня кончины проф. Н. Н. Глубоковского) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2008. Вып. 35-36. С. 182-186.
29. Ланн = Ланн Э. Восприятие на Западе участия Московской Патриархии на Втором Ватиканском Соборе // Второй Ватиканский Собор: взгляд из России. М. : Ин-т всеобщей истории РАН, 1997. С. 183-203.
30. Макконен = Макконен М. Из Колтушей в Петрозаводск через Сибирь : Жизненный путь Марии Каява // Церковь Ингрии. 2020. № 1. С. 16-17.
31. Митр. Никодим = Митрополит Никодим и всеправославное единство. СПб. : Князь-Владимирский собор, 2008. 272 с.
32. Олонецкие ведомости = С.-Петербург // Олонецкие губернские ведомости. 1871. № 2. С. 34-35.
33. Ответное слово = Ответное слово митрополита Никодима // Человек Церкви : К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима / Сост. митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий. М. : Моск. епархия, 1998. С. 400-401.
34. Отчет 1964 = Годовой отчет Ленинградской епархии за 1964 г. Архив С.-Петербургской епархии. Ф 1. Оп. 12а. Д. 47.
35. Отчет 1965 = Годовой отчет Ленинградской епархии за 1965 г. Архив С.-Петербургской епархии. Ф 1. Оп. 12а. Д. 48.
36. Пимен (Извеков) = Пимен (Извеков), патр. Доклад на торжественном заседании, посвященном 60-летию восстановления Московского Патриаршего престола, 25 мая 1978 года // 60-летие восстановления Патриаршества. Празднование юбилея 25-29 мая 1978 года. М. : Изд. Моск. патриархии, 1979. С. 6-28.
37. Приветственное слово = Приветственное слово Епископа Церкви Ин-грии А. М. Кугаппи. URL: http://kirkko.ru/file.cgi?id=90 (дата обращения: 12.02.2020).
38. Смена = Владимиров В., Кузин В. В «святых» тенетах гибнет человек // Смена. 1961. № 26 (31 января). С. 2, 4.
39. Сурков = Сурков С. А. Митрополит Николай (Ярушевич). М. : Общ-во любителей церковной истории, 2012. 648 с.
40. Таврические ведомости = Посещение Его Преосвященством, Преосвя-щеннейшим Николаем6, Епископом Таврическим, г. г. Евпатории и Балаклавы // Таврические епархиальные ведомости. 1899. № 15-16. С. 1150-1153.
41. Тухканен = Тухканен А. История Евангелическо-лютеранского прихода церкви Ингрии в г. Петрозаводске. URL: http://www.kirkko.ru/about/ history/congregation/ (дата обращения: 12.02.2020).
42. Филарет (Вахромеев) = Филарет (Вахромеев), митр. [Воспоминания] // Человек церкви : К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима / Сост. митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий. М. : Моск. епархия, 1998. С. 218-225.
43. Ходаковская, Бовкало = Профессора и преподаватели : 1946-1996 : Биографический справочник / Сост. О. И. Ходаковская, А. А. Бовкало. СПб. : Дивный остров, 2011. 160 с.
6. (Зиоровым). — А. Г.
Список сокращений
БТ Богословские труды
ВСЦ Всемирный совет церквей
ЕЛЦ Евангелическо-лютеранская церковь
ЛДА Ленинградская духовная академия
ЛДАиС Ленинградская духовая академия и семинария
СПбДАиС С.-Петербургская духовная академия и семинария
ЖМП Журнал Московской патриархии
ХМК Христианская мирная конференция
A. K. Galkin
The Fruits of Interfaith Communication under the Metropolitan of Leningrad and Novgorod Nicodemus (Rotov)
Metropolitan Nikodemus (Rotov), who headed the Leningrad Diocese in 19631978, was at the same time chairman of the Holy Synod Commission on Christian Unity (since August 3, 1963; since May 30, 1972 he headed the Commission on Christian Unity and Interchurch Relations). The Metropolitan made his cathedral city widely open to church delegations, not only for all those from over the Orthodox world, but also for other Christian confessions. In those years, for the sake of establishing and deepening fraternal inter-confessional relations and for participating in theological interlocutions, Leningrad was visited by Catholic Bishop Johannes Willebrands (Cardinal and Chairman of the Secretariat for Promoting Christian Unity since 1969) and Archbishop Martti Simojoki, head of the Evangelical Lutheran Church of Finland. By building and strengthening business and personal ties with high hierarchs of different confessions, Metropolitan Nicodemus sought to get the most out of such contacts for his native Church and for the Leningrad Theological Academy.
keywords: Leningrad Theological Academy, Metropolitan Nikodemus (Rotov), Cardinal Johannes Willebrands, Archbishop Martti Simojoki, theological interlocutions.
References
1. Aleksandrova-Chukova L. K., Shkarovskii M. V. (2006). "Mitropolit Grigorii (Chukov) : Vozvrashchenie Tserkvi khramov Aleksandro-Nevskoi lavry" ["Metropolitan Gregory (Chukov) : The return to the Church of the churches
of the Alexander Nevsky Lavra"]. Sankt-Peterburgskie eparkhial'nye vedomosti, 2006, is. 34, pp. 134-146 (in Russian).
2. "Delegatsiia Evangelichesko-Liuteranskoi Tserkvi Finliandii v Sovetskom Soiuze" ["Delegation of the Evangelical Lutheran Church of Finland in the Soviet Union"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1975, n. 11, p. 7 (in Russian).
3. Dudinov P. "Okonchanie uchebnogo goda v dukhovnykh shkolakh : Leningradskaia dukhovnaia akademiia i seminariia" ["The End of the school year in Theological schools : Leningrad Theological Academy and Seminary"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1965, n. 8, pp. 23-25 (in Russian).
4. "Ekumenicheskaia khronika" ["Ecumenical Chronicle"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1978, n. 4, p. 67 (in Russian).
5. Filaret (Vakhromeev), archim. Otnoshenie RPTs k zapadnym inoslavnym tserkvam ["The attitude of the Russian Orthodox Church to Western heterodox churches"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1963, n. 11, pp. 3646 (in Russian).
6. Filaret (Vakhromeev), metr. [Vospominaniia] ["Memories"], in Metr. Krutitskii i Kolomenskii Iuvenalii (ed.) (1998). Chelovek Tserkvi: K 20-letiiu so dnia konchiny i 70-letiiu so dnia rozhdeniia mitropolita Leningradskogo i Novgorodskogo Nikodima [Man of the Church : On the 20th Anniversary of the Death and 70th Anniversary of the Birth of Metropolitan of Leningrad and Novgorod Nicodemus], Moscow : Mosk. Eparkhiia,
pp. 218-225 (in Russian).
7. Godovoi otchet Leningradskoi eparkhii za 1964 g. [Annual report of the Leningrad diocese for 1964], ASPbE [Archive of the St. Petersburg Diocese], coll. 1, aids 12a, fol. 47, p. 10 (in Russian).
8. Godovoi otchet Leningradskoi eparkhii za 1965 g. [Annual report of the Leningrad diocese for 1965], ASPbE [Archive of the St. Petersburg Diocese], coll. 1, aids 12a, fol. 48, p. 8 (in Russian).
9. "Iz zhizni eparkhii : Leningradskaia eparkhiia : Tserkovnye torzhestva po sluchaiu 700-letiia so dnia prestavleniia sv. Aleksandra Nevskogo" ["From the life of the dioceses : Leningrad diocese : Church celebrations on the occasion of the 700th anniversary of the repose of St. Alexander Nevsky"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1964, n. 1, pp. 17-18 (in Russian).
10. Karmanov E. (1965). "Puteshestvie russkikh palomnikov po Sviatym mestam Vostoka : (Vospominaniia palomnikov)" ["Travel of Russian pilgrims to
the Holy places of the East : (Memoirs of pilgrims)"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1965, n. 1, pp. 36-40 (in Russian).
11. Khronika ["Chronicle"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1964, n. 1, p. 11 (in Russian).
12. "Khronika" ["Chronicle"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1966, n. 5, p. 5 (in Russian).
13. Khodakovskaia O. I., Bovkalo A. A. (comps.) (2011). Professors and teachers : 1946-1996 : Biographical reference book. St. Petersburg : Divnyi ostrov
(in Russian).
14. Kirill (Gundiaev), metr. (1998). "[Vospominaniia]" ["{Memoirs}"], in Metr. Krutitskii i Kolomenskii Iuvenalii (ed.). Chelovek Tserkvi : K20-letiiu so dnia konchiny i 70-letiiu so dnia rozhdeniia mitropolita Leningradskogo i Novgorodskogo Nikodima [Man of the Church : On the 20th Anniversary of the Death and 70th Anniversary of the Birth of Metropolitan of Leningrad and Novgorod Nicodemus], Moscow : Mosk. Eparkhiia, pp. 255-277 (in Russian).
15. Klement'ev A. K. (2008). "«Chelovek bez litsemeriia» : (K 70-letiiu so dnia konchiny prof. N. N. Glubokovskogo)" [" 'A man without hypocrisy^ : (On the 70th anniversary of the death of Prof. N. N. Glubokovsky)"]. Sankt-Peterburgskie eparkhial'nye vedomosti, 2008, is. 35-36, pp. 182-186 (in Russian).
16. "Kommiunike zasedaniia Bogoslovskoi komissii Khristianskoi Mirnoi Konferentsii" ["Communique of the meeting of the Theological Commission of the Christian Peace Conference"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1965, n. 5, pp. 35-36 (in Russian).
17. "K prebyvaniiu v Sovetskom Soiuze d-ra I. Gromadki" ["To stay in the Soviet Union Dr. I. Hromadka"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1964, n. 6, pp. 4-6 (in Russian).
18. Lann E. (1997). "Vospriiatie na Zapade uchastiia Moskovskoi Patriarkhii na Vtorom Vatikanskom Sobore" ["Perception in the West of the participation of the Moscow Patriarchate at the Second Vatican Council"], in Vtoroi Vatikanskii Sobor : Vzgliad izRossii [Second Vatican Council: a view from Russia], Moscow : Institut vseobshchei istorii RAN, pp. 183-203 (in Russian).
19. Logachev K. (1969). "Novyi uchebnyi god v LDA" ["New academic year in Leningrad Theological Academy"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1969, n. 10, p. 20 (in Russian).
20. Makkonen M. (2020). "Iz Koltushei v Petrozavodsk cherez Sibir' : Zhiznennyi put' Marii Kaiava" ["From Koltushi to Petrozavodsk via Siberia : The Life Path of Maria Kayava"]. TserkoV Ingrii, n. 1, pp. 16-17 (in Russian).
21. Mitropolit Nikodim i vsepravoslavnoe edinstvo [Metropolitan Nicodemus and pan-Orthodox unity]. St. Petersburg : Kniaz'-Vladimirskii sobor, 2008 (in Russian).
22. Nikodim, metr. (1979). "Ioann XXIII, Papa Rimskii" ["John XXIII, the Pope"]. Bogoslovskie Trudy, 1979, v. 20, pp. 83-240 (in Russian).
23. Nikodim (Rotov), metr. (1965). "O putiakh k obshchekhristianskomu edinstvu : (Doklad na bogoslovskom fakul'tete Khel'sinkskogo universiteta)"
["About the ways to common Christian unity: (Report at the theological faculty of the University of Helsinki)"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1965, n. 11, pp. 40-46 (in Russian).
24. "O prebyvanii mitropolita Nikodima v Rime" ["About the stay of Metropolitan Nicodemus in Rome"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1963, n. 10, p. 3
(in Russian).
25. Opredeleniia Sviashchennogo Sinoda ["Definitions of the Holy Synod"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1963, n. 11, pp. 3-4 (in Russian).
26. "Otvetnoe slovo mitropolita Nikodima" ["Response of Metropolitan Nicodemus"], in Metr. Krutitskii i Kolomenskii Iuvenalii (ed.) (1998). Chelovek Tserkvi: K 20-letiiu so dnia konchiny i 70-letiiu so dnia rozhdeniia mitropolita Leningradskogo i Novgorodskogo Nikodima [Man of the Church : On the 20th Anniversary of the Death and 70th Anniversary of the Birth of Metropolitan of Leningrad and Novgorod Nicodemus], Moscow : Mosk. Eparkhiia, pp. 400-401 (in Russian).
27. Pimen (Izvekov), patriarch (1979). "Doklad na torzhestvennom zasedanii, posviashchennom 60-letiiu vosstanovleniia Moskovskogo Patriarshego prestola, 25 maia 1978 goda" ["Report at a solemn meeting dedicated to the 60th anniversary of the restoration of the Moscow Patriarchal throne, May 25, 1978"], in 60-letie vosstanovleniia Patriarshestva : Prazdnovanie iubileia 2529 maia 1978 goda [60th anniversary of the restoration of the Patriarchate : Celebrating the anniversary of May 25-29, 1978], Moscow : Publ. Mosk. patriarkhii, pp. 6-28 (in Russian).
28. "Pis'mo predsedatelia Soveta po delam Russkoi pravoslavnoi tserkvi V. A. Kuroedova v TsK KPSS № 315/s 19 sentiabria 1960 g. Sekretno" ["Letter from the Chairman of the Council for Russian Orthodox Church V. A. Kuroyedov to the CPSU Central Committee No. 315/s September 19, 1960. Secret"]. Istoricheskii arkhiv, 2008, n. 1, p. 64 (in Russian).
29. "Pravila priema v dukhovnye shkoly na 1963/64 uchebnyi god" [Admission rules for the theological schools for the 1963/64 academic year"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1963, n. 4, pp. 28-30 (in Russian).
30. "Prebyvanie v Sovetskom Soiuze delegatsii Evangelichesko-liuteranskoi tserkvi Finliandii" ["Stay in the Soviet Union of the delegation of the Evangelical Lutheran Church of Finland"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1972, n. 1, pp. 7-9 (in Russian).
31. "Prebyvanie v Sovetskom Soiuze delegatsii Rimsko-Katolicheskoi Tserkvi" ["Stay in the Soviet Union delegation of the Roman Catholic Church"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1978, n. 3, pp. 4-5 (in Russian).
32. PrivetstvennoeslovoEpiskopa TserkviIngriiA.M. Kugappi [Greetings from the Bishop of the Church of Ingria A. M. Kugappi], available at: http://kirkko.ru/ file.cgi?id=90 (12.02.2020) (in Russian).
33. "Poseshchenie Ego Preosviashchenstvom, Preosviashchenneishim Nikolaem, Episkopom Tavricheskim, g. g. Evpatorii i Balaklavy" ["Visit by His Grace, His Grace Nicholas, Bishop of Tauride, the city of Yevpatoria and Balaklava"]. Tavricheskie eparkhial'nye vedomosti, 1899, n. 15-16, pp. 1150-1153 (in Russian).
34. "Poslanie mitropolita Nikodima Arkhiepiskopu Evangelichesko-liuteranskoi Tserkvi Finliandii M. Simoekki" ["Message from Metropolitan Nicodemus to the Archbishop of the Evangelical Lutheran Church of Finland M. Simojoki"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1965, № n. 2, p. 65 (in Russian).
35. "Rech' mitropolita Leningradskogo i Ladozhskogo Nikodima na prieme gruppy chlenov Ispolnitel'nogo komiteta Vsemirnogo Soveta Tserkvei v Leningrade 18 fevralia 1964 goda" ["Speech by Metropolitan Nikodem of Leningrad and Ladoga at a reception of a group of members of the Executive Committee of the World Council of Churches in Leningrad on February 18, 1964"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1964, n. 4, pp. 14-16 (in Russian).
36. Rusak Vladimir, deacon (1978). Pogrebenie mitropolita Nikodima" ["Burial of Metropolitan Nicodemus"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1978, n. 11, pp. 12-16 (in Russian).
37. S.-Peterburg [S.-Petersburg]. Olonetskie gubernskie vedomosti, 1871, n. 2, pp. 34-35 (in Russian).
38. Stefan, archim. (1964). "Bol'shoe spasibo sviatoi Russkoi pravoslavnoi tserkvi" ["Many thanks to the holy Russian Orthodox Church"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1964, n. 10, pp. 28-29 (in Russian).
39. Surkov S. A. (2012). MitropolitNikolai (Iarushevich) [Metropolitan Nikolai (Yarushevich)]. Moscow : Publ. Obshch-vo liubitelei tserkovnoi istorii
(in Russian).
40. Tukhkanen A. Istoriia Evangelichesko-liuteranskogo prikhoda tserkvi Ingrii v g. Petrozavodske [History of the Evangelical Lutheran parish of the Church of Ingria in the city of Petrozavodsk], available at: http://www.kirkko.ru/ about/history/congregation/ (12.02.2020) (in Russian).
41. "Vizit Glavy Evangelichesko-liuteranskoi Tserkvi Finliandii Arkhiepiskopa doktora Martti Simoekki" ["Visit of the Head of the Evangelical Lutheran Church of Finland, Archbishop Dr. Martti Simojoki"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1967, n. 6, pp. 8-9 (in Russian).
42. Vladimirov V., Kuzin V. (1961). "V «sviatykh» tenetakh gibnet chelovek" ["In 'holy' tenets, a person dies"]. Smena, 1961, n. 26 (January 31), pp. 2, 4 (in Russian).
43. "Vtoraia vstrecha predstavitelei RPTs i «Paks Kristi Internatsionalis». Kommiunike" ["Second meeting of the representatives of the Russian Orthodox Church and Pax Christie Internationals. Communique"]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 1976, n. 7, pp. 47-48 (in Russian).
Abbreviations
CPC Christian Peace Conference
ELC Evangelical Lutheran Church
JMP Journal of the Moscow Patriarchate
LTA Leningrad Theological Academy
LTAS Leningrad Theological Academy and Seminary
SPbTAS St. Petersburg Theological Academy and Seminary
TW Theological works
WCC World Council of Churches
Галкин А. К. Плоды межконфессионального общения при митрополите Ленинградском и Новгородском Никодиме (Ротове) // Вестник Свято-Филаретовского института. 2020. Вып. 35. С. 226-247. БОТ: 10.25803^1.2020.35.3.011