Научная статья на тему 'Жизненные циклы предприятий и роль антикризисного управления'

Жизненные циклы предприятий и роль антикризисного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4590
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулакова И. С.

В статье рассмотрен жизненный цикл предприятия, определена возможность возникновения кризиса на каждом его этапе, предложена антикризисная программа для каждого этапа жизненного цикла предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулакова И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE CYCLES OF ENTERPRISES AND ROLE OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT

In the article life cycle of an enterprise is considered and possibility of crisis at each of its stage is defined, anti-crisis program for each stage of life cycle of an enterprise is offered.

Текст научной работы на тему «Жизненные циклы предприятий и роль антикризисного управления»

УДК 321

И.С. Кулакова * ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И РОЛЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В статье рассмотрен жизненный цикл предприятия, определена возможность возникновения кризиса на каждом его этапе, предложена антикризисная программа для каждого этапа жизненного цикла предприятия.

Ключевые слова: жизненный цикл, антикризисное управление, предприятие, кризис.

Актуальность проблемы эффективного управления предприятием связана с развитием экономики и соответствующим усилением конкурентной борьбы. Основной задачей для предприятий является повышение их устойчивости, расширение объемов сбыта, что затруднительно в силу таких факторов, как инфляция, нерегулярные выплаты заработной платы и пенсий, общая политика государства в отношении оплаты труда, недостаток оборотных средств у предприятий и т. д. Неплатежеспособные предприятия в первую очередь заняты поисками инвесторов. Неполнотой, бессистемностью страдает и финансово-аналитическая работа — обязательный элемент финансового менеджмента. Продолжение экономического развития предприятия и его финансовая стабильность становятся затруднительными. Таким образом, существует необходимость более пристального внимания отечественных практиков к проблеме антикризисного управления.

Прежде всего необходимо иметь информацию о соотношениях цены и качества, сервиса и объема продаж на рынке, об их тенденциях, действиях конкурентов. Не зная рынка, невозможно ответить на ряд вопросов. Допустим, что потребителю не требуется высокое качество изделия, а приемлемо более низкое. В этом случае становится возможной экономия на прямых затратах и, как следствие, снижение себестоимости.

Однако кроме внешней информации необходимо иметь сведения о ситуации на предприятии: о затратах на производство и сбыт, о рентабельности продукции, об оборачиваемости средств. Управляющий обязан квалифицированно отслеживать изменение финансового состояния в каждой точке жизненного цикла предприятия начиная с его образования, предупреждая спад и ликвидируя кризисные ситуации.

В отечественной литературе [1] рассматривается взаимосвязь развития жизненного цикла пред-

приятия с причинами возникновения кризисных ситуаций и банкротства и отмечается, что каждое предприятие в своей деятельности сталкивается с неопределенностью развития событий, неожиданным влиянием внешней среды, риском на каждом этапе жизненного цикла. С данным утверждением можно смело согласиться, но проблема заключается в том, что многие руководители реагируют на кризис только с его появлением, а в большинстве случаев — когда банкротство или ликвидация становятся неизбежными.

Развитие предприятия и возникновение кризисных ситуаций проходит в несколько этапов. Каждому из них соответствуют определенные особенности состояния предприятия.

Этап создания предприятия (эксплерентный). На этом этапе происходит определение политики и миссии предприятия, разработка концепции и цели его деятельности, формирование его потенциала. Предприятие хоть еще не сформировалось окончательно, но уже поставляет на рынок экспериментальные образцы, услуги, анализирует рынок на предмет спроса. Этот этап, как правило, связан с повышенным риском. Поэтому здесь существует опасность кризиса, в результате которого предприятие может исчезнуть еще на стадии формирования. Причинами кризиса на этапе создания могут быть:

— ограниченность ресурсов (финансовых, материальных, трудовых);

— большая зависимость от рыночной коньюнк-туры;

— слабые кредитные возможности;

— некомпетентность руководства.

Этап становления (патиентный) связан с выведением товара на рынок, что сопровождается большими затратами и отсутствием прибыли. Это период завоевания какого-либо сегмента рынка, упрочнения своих рыночных позиций, выработки конкурентной стратегии, повышении роли мар-

* © Кулакова И.С., 2012

Кулакова Инна Сергеевна (saharapeace@rambler.ru), кафедра экономики и финансов фирмы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, 20.

кетинга в управлении предприятием. На этом этапе также существует опасность кризиса, связанная с внешними циклами развития экономики, политическими причинами. Внутренние причины заключаются в недостаточной технической оснащенности, недостатке производственных мощностей, неумении руководства формировать потребности рынка исходя из своих возможностей.

Этап подъема (виолентный) характеризуется восприятием товара и ростом прибыли. В этот период предприятие достигает зрелого состояния, устойчивого положения на рынке. Конкурентоспособность его высока, технология производства полностью освоена. Позиция предприятия на рынке в данный момент связана с обладанием технологическими и организационными преимуществами в конкретной области производства и экономической деятельности. Однако в условиях жесткой конкуренции трудно оставаться долгое время первым, но широкий в ассортиментом и географическом отношении охват рынка позволяет стать менее зависимым от исхода конкурентной гонки. В то же время, сохраняя возросший оборот, предприятие постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли и начинает нести убытки. Его деятельность на данном этапе часто распылена по слишком широкому кругу направлений, происходит усложнение организационной структуры, «замораживание» значительной части капитала в утративших перспективу производствах, появляются значительные удельные затраты. У предприятия ослаблена реакция на принципиально новую продукцию.

После достижения высшей точки происходит замедление темпов роста сбыта, а прибыль постепенно снижается в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов (коммутантный этап). Причинами кризиса на данном этапе являются:

— сужение доли рынка;

— большие недогруженные мощности;

— стабильная номенклатура продукции;

— усложнение маркетинговых исследований;

— невозможность внести значительные усовершенствования в продукцию.

Пятый этап называется леталентным. Он характеризуется прекращением существования предприятия, что связано с невозможностью его эффективного функционирования. В основном именно на этом этапе руководители предприятий начинают обращаться к антикризисной программе, т. к. считают этап спада началом кризиса, характеризующегося, как правило, неплатежеспособностью предприятия. В результате необходимым становится применение комплекса мер по финансовому оздоровлению предприятия (санация). Са-национные мероприятия подразумевают финансовую помощь предприятию, т. е. осуществление реорганизационных процедур, которые заключаются в выводе предприятия из неплатежеспособного состояния и обеспечении его нормального функционирования и не влекут за собой прекращение деятельности организации.

Соответствующая динамика доходов на каждом этапе жизненного цикла предприятия, производящего один продукт, в общем виде представлена на рис. 1.

Прибыль

Время

Рис. 1. Динамика доходов предприятия в соответствии с этапами жизненного цикла

Однако многие управляющие не учитывают, что возникновение кризисных ситуаций происходит на всех стадиях жизненного цикла предприятия, а как показывает исследование предприятий-банкротов, банкротство созревает постепенно. Если сегодня предприятие как бы «случайно» не смогло оплатить своих обязательств, то отдаленной причиной этого могут быть неверный, не соответствующий потенциалу предприятия выбор сферы деятельности, ошибочная оценка емкости рынка, поспешный выбор поставщиков и товаропроводящей сети, нерациональная организация управления. Очевидно, что банкротство зарождается в период финансового здоровья, если последнее не подкреплено постоянной аналитической работой, направленной на выявление и нейтрализацию скрытых негативных тенденций. Американские исследователи зафиксировали определенную закономерность возникновения спада и подъема, кризисных ситуаций и банкротств. Она заключается, во-первых, в периодическом возникновении кризисных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла предприятия, а во-вторых, в математически определенной продолжительности циклов спада и подъема, характерных для фирм малого и среднего бизнеса. Так, фаза подъема в среднем длится три года (от 1,1 до 7,7 лет), а фаза падения — 2,8 года (от 2 до 12 лет) исследуемого массива американских фирм [2].

Однако реализация всей совокупности процедур антикризисного управления (банкротство в широком смысле слова) обычно начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла в условиях резкого спада, характеризующегося, как правило, неплатежеспособностью предприятия. Достижение же наибольшей финансовой устойчивости при различных неблагоприятных внешних и внутренних обстоятельствах возможно только при условии применения антикризисного управления на всех этапах жизненного цикла предприятия, чему не уделено достаточно внимания в отечественных литературных источниках. После появления первых сигналов кризиса предприятию необходимо реализовывать скрытые резервы, искать пути преодоления возникшей ситуации, т. е. применять антикризисные процедуры. В результате наступит стадия оживления и подъема, характеризующаяся ростом цен на продукцию, увеличением объемов производства и реализации. Динамика доходов предприятия, производящего один продукт и своевременно применяющего антикризисные процедуры, представлена на рис. 2.

Предприятие, исчерпав все свои резервы относительно производства одного вида продукции, может продлить свой жизненный цикл при условии внедрения нововведений, обновления ассортимента выпускаемой продукции.

Рис. 2. Продление жизненного цикла предприятия в результате антикризисного управления

Если же предприятие производит несколько видов продукции (А, Б, В), то сгладить кризисный период возможно, вводя новые виды продукции и компенсируя финансовые потери на этапе спада одного продукта повышением прибыли на этапе развития другого (см. рис. 3).

Таким образом, последствия кризиса можно сгладить, вовремя переориентировав направление деятельности предприятия. Для этого возможно использовать прибыль, получаемую от успешной сферы деятельности в период стабильного разви-

тия предприятия. Такие средства целесообразно использовать на маркетинговые исследования, перепрофилирование деятельности. При этом стадия развития новой деятельности должна совпасть во времени со стадией появления тенденции спада в результате основной деятельности. В результате скачок в развитии предприятия будет сглажен, так как влияние негативной тенденции на жизнедеятельность предприятия будет ослаблено получаемой прибылью от нового вида деятельности [3].

Рис. 3. Жизненный цикл предприятия, производящего несколько видов продукции: А, Б, В — виды производимой продукции

общая прибыль предприятия---------------------

прибыль по отдельным видам продукции_______________________

Необходимость раннего обнаружения признаков и факторов кризисных ситуаций подчеркивается многими авторами, но разработке антикризисной программы в соответствии с этапами жизненного цикла внимание не уделяется, в то время как жизненный цикл предприятия включает кризис как необходимый элемент каждого этапа функционирования. Учитывая данный факт, становится возможным предвидеть дальнейший ход цикла. Зная, что за ростом последует спад, можно прогнозировать момент возникновения последнего, а значит, избежать банкротства либо своевременно подготовиться к нему. В результате можно повлиять на сокращение периода кризиса. Постоянно отслеживая изменение положения предприятия и своевременно анализируя финансовую отчетность, руководитель будет иметь возможность не только определить предпосылки, «ранние сигналы» кризиса, но и эффективно управлять финансами, поддерживая финансовую стабильность, что является основой успешной деятельности предприятия. Без перечисленных знаний успех деятельности предприятия маловероятен. Умение ме-

неджеров прогнозировать и предотвращать возможные кризисы становится все более и более значимым фактором в успехе экономической, маркетинговой и в целом управленческой деятельности предприятия. Основой для оценки финансового положения предприятия является совокупность отечественных и зарубежных методик, интерпретированных руководством для каждого отдельного предприятия.

Библиографический список

1. Бородин А.И., Николаева С.И. Оценка жизненного цикла товара // Экология и промышленность России. 2004. № 3. С. 32-33.

2. Бородин А.И. Метод определения нестандартной ситуации на предприятии в зависимости от его жизненного цикла / / Известия Курского государственного технического университета. 2005. № 1 (14). С. 192-194.

3. Бородин А.И. Использование методики финансового анализа на этапах жизненного цикла предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2003. № 8 (11). С. 37-41

I.S. Kulakova*

LIFE CYCLES OF ENTERPRISES AND ROLE OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT

In the article life cycle of an enterprise is considered and possibility of crisis at each of its stage is defined, anti-crisis program for each stage of life cycle of an enterprise is offered.

Key words, life cycle, crisis management, enterprise, crisis.

* Kulakova Inna Sergeevna (saharapeace@rambler.ru), the Dept. of Economy and Firm Finance, National Research University «Higher School of Economics», Moscow, 101000, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.