Научная статья на тему 'Цикличность кризисного развития участников рынка транспортных услуг'

Цикличность кризисного развития участников рынка транспортных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородулина Светлана Анатольевна, Логинова Наталья Анатольевна

Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла развития предприятия. Антикризисное управление и его содержание можно рассматривать с точки зрения жизненного цикла. Существующая тенденция сохранения неудовлетворительного состояния предприятий автомобильного транспорта в настоящее время делает актуальным исследование механизмов реализации антикризисного управления участниками рынка транспортных услуг. В ряде случаев предприятие может вовремя переориентировать стратегию своего развития, осуществить грамотные антикризисные программы для достижения оздоровления его бизнес-процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цикличность кризисного развития участников рынка транспортных услуг»

УДК 338.47

ЦИКЛИЧНОСТЬ КРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ РЫНКА

ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

С. А. Бородулина, Н. А. Логинова

Аннотация. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла развития предприятия. Антикризисное управление и его содержание можно рассматривать с точки зрения жизненного цикла. Существующая тенденция сохранения неудовлетворительного состояния предприятий автомобильного транспорта в настоящее время делает актуальным исследование механизмов реализации антикризисного управления участниками рынка транспортных услуг. В ряде случаев предприятие может вовремя переориентировать стратегию своего развития, осуществить грамотные антикризисные программы для достижения оздоровления его бизнес-процессов

Ключевые слова: антикризисное управление, автотранспортное предприятие, жизненный цикл, бизнес-процессы.

Введение

Существующая тенденция сохранения неудовлетворительного состояния предприятий автомобильного транспорта в настоящее время делает актуальным исследование механизмов реализации антикризисного управления участниками рынка транспортных услуг. Развитие взаимоотношений участников рынка транспортных услуг в РФ на микроуровне носит стихийный характер, а результаты их деятельности в значительной мере определяются вероятностными факторами. Спонтанное развитие рынка привело к потере управляемости автотранспортными предприятиями в периоды колебания спроса, спада деловой активности, воздействия факторов нестабильности и кризисных явлений. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла развития предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Антикризисное управление и его содержание можно рассматривать с точки зрения жизненного цикла. При этом содержание и инструменты проводимых антикризисных процедур будут определяться стадией жизненного цикла и фазой развития кризиса на предприятии.

Исследование цикличности кризисного развития рынка транспортных услуг Санкт-Петербурга. Исследование предприятий, функционирующих на рынке транспортных услуг Санкт-Петербурга, выявило цикличность их развития по индексам динамики показателей: количества предприятий автомобильного транспорта Санкт-Петербурга, объема перевозок в тыс, выручки от перевозок, прибыли от продажи услуг (рис.1).

Так, основываясь на результатах исследований авторов [1,2,3,4 и пр.] вопросов циклического развития предприятий, можно интерпретировать понятие «жизненного цикла» предприятий автомобильного транспорта с позиций следующих стадий развития:

■ становления (зарождения, формирования предприятия),

■ развития (роста),

■ стабильное функционирование,

■ начало спада (падение темпов роста актуальных показателей),

■ стадия развития (нарастания) кризиса,

■ выход из бизнеса / кризиса (рис.2).

3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5

0 -1— -,-,-,-,-,-,-,-,-,-,— -000

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

• прибыль от продаж ■■ - объем перевозок, тыс.т

кол-во предприятий АТ Выручка от реализации

Рис. 1. Индексы изменения количества предприятий автомобильного транспорта Санкт-Петербурга, объема перевозок, выручки от перевозок, прибыли от продажи услуг (по данным Федеральной государственной службы статистики РФ)

1,60 1,40 1,20 1,00 0,80 0,60 0,40 0,20 0,00^

31

1,44

1,22

1,05

2

□ индекс

0,87

113-|=П 1,12 1,09

1,17

4

2006

0,81

1,04

1,07

1,16

1=п 1,09

0,89

<ч\

0,60

0,71

<ч\

1,10 1,1

2

4

2007

4

2008

4

2009

24 2010

Рис. 2. Индексы изменения объемов перевозок предприятиями грузового автомобильного транспорта Санкт-Петербурга (по данным Федеральной государственной службы статистики РФ)

Экономическая наука сейчас имеет серьезный арсенал различных теорий циклического развития предприятий в рамках исследования кризисных ситуаций. Работы ученых из США свидетельствуют о том, что закономерность подъемов и спадов объясняется периодическим возникновением кризисных ситуаций на определенных стадиях жизненного цикла развития предприятия, определенном

для уровня малых и средних предприятий в пределах примерно трех лет.

Возможности кризисных ситуаций предприятия чаще возникают в переходный период стадий его развития, между определенными этапами цикла. В ряде случаев предприятие может вовремя переориентировать стратегию своего развития, осуществить грамот-

2

2

2

ные антикризисные программы для достижения оздоровления его базовых процессов.

Так, анализ жизненного цикла предприятия позволит осуществить прогнозы наступления кризисных ситуаций на предприятии, стадии подъемов и спадов будут генерировать доходы или непокрытые затраты, которые определяют состояние платежеспособности либо неплатежеспособности и неустойчивости предприятия. Это приводит к необходимости разработки программ антикризисного управления предприятием с позиции жизненного цикла.

Анализ рисков, формирующих кризисные ситуации на предприятиях транспорта в современных условиях развития рынка транспортных услуг является достаточно важной

задачей не только текущего, но и стратегического управления с целью распознавания кризисных факторов, а также возможных потерь предприятия в условиях ведения им текущей эксплуатационной, инвестиционной и финансовой деятельности. Однако, различные факторы риска несут в себе различные угрозы для жизнедеятельности современного предприятия, в связи с этим их детальный прогноз является достаточно актуальным как для самого предприятия, так и для его собственников, инвесторов, контрагентов. Для иллюстрации влияния кризисных факторов, в первую очередь, конкуренции, на рис.3. представлена схема возникновения очагов кризиса участников рынка транспортных услуг.

зквнив

Рис. 3. Возникновение очагов кризиса при влиянии факторов конкуренции на рынке транспортных услуг

Результаты проявившегося кризиса на деятельность предприятия транспорта могут быть различными. Грамотно организованное антикризисное управление может ослабить влияние кризисных факторов и добиться восстановления жизнеспособности предприятия в целях его сохранения. Для решения указанных задач необходимо применение мер по радикальной перестройке бизнес-процессов для смены сложившейся модели предприятия в целом. При других условиях развития кризис может привести к полной ликвидации предприятия.

Спонтанность и циклический характер развития участников рынка транспортных ус-

луг Санкт-Петербурга также прослеживается при помощи графиков (рис.4,5), которые иллюстрируют динамику количества предприятий транспорта, имеющих разные характеристики кризисных факторов, а также представляющих динамику финансовых показателей развития грузовых автотранспортных предприятий Санкт-Петербурга в 1998-2009 гг.

На основе исследований авторов [1,2,3,4 и пр.], можно предложить схему определения вероятности рисков, вызывающих кризисные ситуации предприятий транспорта, с учетом стадий жизненного цикла предприятия, основные этапы которой приведены на рис.6.

2,5

1,5

0,5

кол-во крупных и средних предприятий АТ

кол-во

убыточных

АТП

-д- - Кол-во АТП, имеющих просроченну ю ДЗ

. _ Кол-во АТП, имеющих просроченну ю КЗ

3

2

1

0

Рис. 4. Индексы изменения числа предприятий автомобильного транспорта Санкт-Петербурга с 2006 по 2011 гг. (по данным Федеральной государственной службы статистики РФ)

16000000 -14000000 -12000000 -10000000 -8000000 -6000000 -4000000 -2000000 -0 -

-К-Выручка от реализации - • ДЗ до 1 года

-1-КЗ ---Прибыль до налогооблож

— Д— себестотмость реализации услуг

Рис. 5. Динамика финансовых показателей развития грузовых автотранспортных предприятий Санкт-Петербурга в 1998-2009 гг. (по данным Федеральной государственной службы статистики РФ)

АйзпщЩ^зцикла-предприятия

Г

II 11 11 11

- J L .

1 I I I I I il I I

становления (зарождения, формирования предприятия)

TJ

развития (роста)

стабильное функционирование

начало спада

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стадия развития I (нарастания) | кризиса i

и

"-О"

j"

Перечень рисков, вызывающих кризисные явления в деятельности предприятий автомобильного транспорта

Оценка вероятности рисков экспертным путем

хг

Фанжирова ние рисков по стелены влияния м а актуальные показатели предприятия

Рис. 6. Схема оценки и прогнозирования рисков, вызывающих развитие кризисных ситуаций на предприятиях автомобильного транспорта

Заключение

Характерной особенностью предприятий, действующих сегодня на рынке транспортных услуг, является тот факт, что их развитие и деятельность происходят в условиях нестабильности, агрессивной и динамичной внешней среды. Кризисные ситуации характерны для предприятий транспорта в следующие стадии их развития: становления (зарождения или формирования), развития (роста), стабилизации, спад, стадия развития (нарастания) кризиса, выход из бизнеса / кризиса (ликвидация или перехода на качественно новый уровень развития, предполагающий перестройку бизнес-процессов).

В таких условиях существования развитие предприятия порой становится совершенно непрогнозируемым. Однако, кризисная ситуация позволяет быстрее и легче перейти на новые методы хозяйствования. В этой связи на протяжении ряда лет остается актуальным вопрос формирования адекватной системы управления предприятиями транспорта, обеспечивающей как решение задач выживаемости автопредприятий в сложных экономических условиях, так и их стабильное послекри-зисное развитие.

Библиографический список

1. Беляев А. А. Антикризисное управление / под ред. Э.М. Короткова - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009 -312с.

2. Жарковская Е. П. Антикризисное управление: учебник/ Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский - М.: Омега-Л, 2006. - 356 с.

3. Антикризисное управление / под ред. Р.А. Попова. - М.:Высшая школа, 2003 - 377с.

4. Реинжиниринг бизнес-процессов / под ред. А. О. Блинова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010 - 343с.

CYCLIC RECURRENCE OF THE TRANSPORT MARKET PARTICIPANTS CRISES

S. A. Borodulina, N. A. Loginova

Crises can occur at all stages of the life cycle of business development of the companies in the market economy. Crisis Management and its content can be considered with the theory of life cycle. The current trend of the poor state of road transport enterprises makes it necessary to study mechanisms of crisis management by market participants of transport services. In some cases the company may in time to reorient its development strategy, implement competent crisis management program to achieve the improvement of its business processes.

Бородулина Светлана Анатольевна - доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики и менеджмента на транспорте ГОУ ВПО Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН). Основное направление научных исследований - реинжиниринг бизнес-процессов автотранспортного предприятия, антикризисное управление на транспорте. Общее количество публикаций - 57, адрес электронной почты - piter00000@mail.ru.

Логинова Наталья Анатольевна - доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики и менеджмента на транспорте ГОУ ВПО Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН). Основное направление научных исследований -взаимодействие участников рынка транспортных услуг. Общее количество публикаций - 170, адрес электронной почты - loginova. 79@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.