Научная статья на тему 'Системный подход к диагностике деятельности организации в условиях кризиса'

Системный подход к диагностике деятельности организации в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
788
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ / КРИЗИС / ДИАГНОСТИКА / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кюрджиев Сергей Пантелеевич, Пешкова Елена Петровна, Мамбетова Александра Александровна

В статье исследована проблема диагностики в антикризисном управлении организацией, рассматриваемой как система, состоящая из взаимосвязанных элементов, связей, отношений и представляющая собой их целостность. Представлен системный подход к алгоритмизации и программированию указанных процессов. В связи с тем, что кризисные явления в деятельности предприятия момент резкого обострения отрицательного влияния внутренней и внешней среды функционирования системы, детерминированы противоречия, оказывающие влияние на деятельность организации. Обоснованы причины, механизм развития кризиса, пути его преодоления на предприятии в соответствии со стадиями его жизненного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к диагностике деятельности организации в условиях кризиса»

С.П. КЮРДЖИЕВ

Доктор экон. наук Профессор кафедры экономики, финансов и природопользования, РАНХиГС при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону

Е.П. ПЕШКОВА

Доктор экон. наук Профессор кафедры экономики, финансов и природопользования, РАНХиГС при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону

А.А. МАМБЕТОВА

Доктор экон. наук Профессор кафедры налогов и налогообложения, РГЭУ (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

В статье исследована проблема диагностики в антикризисном управлении организацией, рассматриваемой как система, состоящая из взаимосвязанных элементов, связей, отношений и представляющая собой их целостность. Представлен системный подход к алгоритмизации и программированию указанных процессов. В связи с тем, что кризисные явления в деятельности

предприятия - момент резкого обострения отрицательного влияния внутренней и внешней среды функционирования системы, детерминированы противоречия, оказывающие влияние на деятельность организации. Обоснованы причины, механизм развития кризиса, пути его преодоления на предприятии в соответствии со стадиями его жизненного цикла.

Системный подход, предприятие, жизненный цикл организации, кризис, диагностика, антикризисное управление.

Тематический рубрикатор e-Library: 06.00.00

S.P.KYURDZHIEV, E.P.PESHKOVA, A.A.MAMBETOVA

SYSTEM APPROACH TO THE DIAGNOSIS OF THE ORGANIZATION'S ACTIVITIES IN A CRISIS

The article deals with the problem of diagnosis in crisis management of the organization, considered as a system consisting of interrelated elements, relationships and representing their integrity. A systematic approach to algorithmization and programming of these processes is presented. Due to the fact that the crisis phenomena in activity of enterprise - the moment of a

sharp aggravation of the negative influence of internal and external environment of functioning of the system. The contradictions influencing the activities of the organization are determined. We discuss the causes, mechanism of development of the crisis, ways to overcome it in the enterprise in accordance with the stages of its life cycle.

System approach, enterprise, organization life cycle, crisis, diagnostics, crisis management.

Проблема диагностики в антикризисном управлении относится к числу недостаточно исследованных в отечественной экономической и управленческой науке.

Методической и теоретической основой исследования диагностики в антикризисном управлении стали труды ряда отечественных и зарубежных ученых. Однако несмотря на большое количество изысканий с помощью математических методов, статистического и информационного моделирования, кибернетического подхода существуют трудности в алгоритмизации и программировании указанных процессов.

Проблемы связаны не столько со спецификой и сложностью логической природы диагностической деятельности, сколько с недостатками линейного представления при построении моделей, достоверно отражающих логическую связь признаков объекта, их

информационное значение, но не способных к адекватной репрезентации смысловых и системных связей.

Любое предприятие является системой, так как состоит из взаимосвязанных элементов, связей, отношений и представляет собой их целостность. Система может находиться в устойчивом либо неустойчивом состоянии. Процессы развития систем цикличны и не все поддаются управлению. Организационный аспект предопределяет трансформацию и прогрессивное развитие управления.

Одной из существенных особенностей кризиса и, соответственно, субъективной реакции является фактор времени. Время, как известно, всегда имеет цену. Так, оценка стоимости бизнеса определяется при помощи дисконтирования денежного потока, на базе стохастических моделей диагностики кризиса. Таким образом, особенностью антикризисного управления

является дефицит времени на принятие управленческих решений и реализацию антикризисных процедур.

Базируясь на кибернетическом подходе в исследованиях специфики поведения системных формирований, можно рассматривать хозяйственную деятельность предприятия как систему, состоящую из трех элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции, которые находятся во взаимосвязи и зависят от внешней среды [1].

Внутренние подсистемы формируются в соответствии с принятой организационной структурой, формой собственности и имеют отраслевые особенности.

Элементы системы характеризуются набором параметров, определяющих их состояние. Параметры состояния изменяются под влиянием входного сигнала. Входом для системы являются потоки материальных и трудовых ресурсов, выходом - материальные потоки готовой продукции. Производственный процесс переводит вход системы в ее выход, т.е. в результате производственного процесса ресурсы превращаются в готовую продукцию. Целью работы предприятия является прибыль, задачей системного анализа - рассмотрение всех факторов, обеспечивающих более высокий уровень рентабельности. Условия функционирования предприятия определяются системой долгосрочных экономических нормативов: налогообложения, внешнеэкономических связей, технологией производства, производительными силами и другими элементами, которые можно разделить на факторы внешнего и внутреннего влияния. Изменение одного из элементов системы приводит к изменению других.

Результативность функционирования производственной системы в общем виде может быть описана с помощью функции:

Y = Z2, ¿3,- •, Zk ,иьи2,и3,--от, (1)

где Z1,Z2,Zз,-",Zk- действие факторов внешней среды предприятия; и1,и2,и3,—,Пп - управляющие сигналы подсистемы управления предприятия; бг, 02,03 —, 0т - отдельные параметры системы.

В процессе функционирования система находится под постоянным влиянием факторов неопределенности X1,X2,X3,--,Хп (изменение рыночной конъюнктуры, невыполнение плановых заданий, снижение трудовой дисциплины, невозможность реализовать продукцию и т.д.), в таком случае общую эффективность системы описывают с помощью матрицы:

Ri = У ¿к = У(Х11,Х21,X31,...,Xz),

Пп = у (X 31, Х32, Х33... Хг), (2)

°2т = f(X41, X42, X43...Xz ).

Состояние производственной системы характеризуется также системой внутренних факторов (например, рентабельность инвестиций,

капиталоемкость, скорость оборачиваемости дебиторской задолженности, трудоемкость и т.д.). Данные факторы необходимы для определения внутренней возможности системы решать задачи, стоящие перед ней.

Показатели внутренней среды предприятия изменяются под влиянием разнообразных факторов внешнего окружения (¿к ), управляющих влияний субъекта управления (Пп), а также факторов неопределенности

среды функционирования системы (X,), и могут быть описаны с помощью следующей функции: W] = Д^,¿2,¿з,...¿k; П1,Пг,П3,...Пп; X!,X2Xз,...,Xm). (3) Необходимо отметить, что состояние системы функционально связано с входными, выходными и внутренними параметрами:

Ос = у (¿г, я,, w.).

(4)

Способность производственной системы к функционированию и развитию в рыночных условиях определяется ее свойствами.

Адаптивность характеризует способность системы приспособиться к изменениям условий ее функционирования, т.е. обеспечивать стабильность результативных показателей Е, при изменении параметров влияния ¿к, и р, X т .

Гибкость экономической системы характеризует ее способность к быстрому восприятию нововведений, адаптацию параметров внутреннего состояния (От) к новым условиям хозяйствования и обеспечение устойчивых результатов функционирования (Я,) без значительного увеличения временных и финансовых затрат.

Устойчивость системы означает, что она может реагировать на изменения окружающей среды и сохранять при этом траекторию движения на протяжении определенного периода времени.

Устойчивость системы определяется внутренним потенциалом, который в кризисной ситуации компенсирует отклонение параметров системы От , нейтрализует внешние факторы ¿к и неэффективные управленческие решения ир . В системе существует

запас финансовой прочности, которым она может воспользоваться в критический момент.

Из аксиом современной экономики организаций, отвечающих теории общего равновесия Л. Вальраса, отметим две. Во-первых, поведение, намерение и выбор экономического субъекта всегда рациональны, во-вторых, рынок является формой координации индивидуального поведения, определяющей пути достижения общего равновесия макроэкономического распределения ресурсов. Данный постулат требует проверки как минимум двух альтернативных следствий, имеющих фундаментальные значения для экономики предприятия. С одной стороны, все, что происходит внутри предприятия, не имеет никакого значения для понимания того, что происходит за его пределами. А с другой - все, что происходит внутри предприятия, является существенно важным для понимания того, как происходит макроэкономическое распределение ресурсов за его пределами.

Таким образом, равновесное состояние системы -общее понятие, которое относится к различным ситуациям, характеризующим взаимодействие разнонаправленных сил, действие которых прекращается таким образом, что свойства системы остаются неизменными. Особое значение при этом приобретает принцип обратной связи, сформулированный Ле-Шателье: влияние на систему оказывают процессы противоположной направленности, стремящиеся компенсировать изменения в системе [2].

В функционировании системы со временем возникает ситуация несоответствия в развитии и действии элементов и функциональных блоков. Это нарушает равновесие производственной системы и ухудшает ее общее финансовое состояние, возникает ситуация, при которой на действие внешних, внутренних и исходных параметров отсутствует противодействие внутреннего потенциала предприятия.

Таким образом, предприятие осуществляет свою деятельность в постоянной борьбе. Внутренний антагонизм может быть успешен, возобновляемые процессы дают результат, и предприятие находит новое равновесное состояние. Это говорит о том, что механизмы поддержки адаптивности, гибкости и устойчивости, обеспечивающие возврат системы к предыдущему состоянию равновесия или к новому равновесному состоянию, остаются неповрежденными. Возможна ситуация, когда внутренние факторы самообновления системы теряют свою силу и система теряет возможность к восстановлению равновесного состояния.

Кризисные явления в деятельности предприятия -это момент резкого обострения отрицательного влияния внутренней и внешней среды функционирования системы вследствие ряда противоречий.

На деятельность предприятия влияют следующие противоречия:

1) между количественными и качественными характеристиками производимой продукции и характеристиками рыночного спроса:

•м>^°гр■ м^р; (5)

2) возможной и необходимой производственной мощностью предприятия:

м (Ц Е}) <£° ■м(6)

3) необходимым объемом ресурсов, которые потребляет предприятие, и возможностью их привлечения, ценами предложения и спроса:

; ЕгV < Егр '' (7)

4) рыночной стоимостью продукции и величиной затрат, возникающих в процессе производства и компенсирующихся за счет полученного дохода:

X FV +Х Qг ■ Кг >Х °г ' А ^ (8)

5) фактическим и плановым объемом использования прибыли предприятия на производственное и социальное развитие, возобновляющим процессы воспроизводства основных элементов системы:

Р2, > Р2г, Ръ, > РЪг. (9)

Противоречия приводят к нарушению пропорциональности между подсистемами, к потере устойчивости и равновесия системы.

Кризисные явления в деятельности субъектов хозяйствования - неотъемлемое явление рыночного механизма, предопределяющееся неопределенностью рыночных условий (изменение спроса, наличие конкурентов, экономическая политика государства), следовательно, необходимо постоянно корректировать основные элементы подсистем с целью обеспечения соответствия входных и выходных параметров системы в целом. Наиболее отрицательным фактором влияния на систему является внешнее окружение.

Общеэкономическая предпосылка рыночного хозяйства не является решающей в функционировании субъекта хозяйствования. Кризисное производственное состояние системы связано, прежде всего, с нарушением финансового равновесия, с невозможностью быстро восстанавливать её первоначальное состояние. Если внутренний потенциал предприятия достаточный, а руководители осуществляют эффективное и своевременное управление, то производственная система способна развиваться по нарастающей.

На предприятии кризис не возникает неожиданно, он имеет свои причины и механизм развития. Это может проявиться в снижении экономической активности, характеризующемся значительным ухудшением показателей деятельности субъекта хозяйствования.

Внешними проявлениями кризиса являются рост себестоимости продукции на протяжении продолжительного периода, снижение объемов производства и, как следствие, прибыли. В результате может измениться необходимое соотношение между экономической прибылью и стоимостью капитала, переменным и постоянным капиталом, когда рентабельность производства не отвечает потребностям системы.

В рыночных условиях существует вероятность наступления кризиса для любого предприятия, независимо от формы собственности, вызванная не только ошибками в управлении, недостаточным вниманием к проблеме развития или поражениями в конкурентной борьбе, но и такими объективными факторами, как колебание рыночной конъюнктуры, периодическая модернизация технологий, изменения в организации производства, а также политическая ситуация. Во многих случаях кризис в развитии предприятия практически невозможно устранить, но его остроту необходимо снижать.

Кризис организации - это довольно непредсказуемое и многофакторное явление. Предприятие вынуждено, прежде всего, противодействовать влиянию мощных факторов внешней среды. Выделяют закономерные кризисы, отражающие противоречия в развитии системы, и спонтанные, вызванные непредсказуемым влиянием внешней среды.

Кризисные явления на предприятии могут охватывать весь хозяйственный процесс или иметь отдельный частичный сегмент проявления. В случае, когда кризисные явления охватывают все элементы системы, ее основные функциональные подразделения, состояние экономической системы в целом определяется как системный кризис. Если кризисные явления возникают в результате обострения отдельных несоответствий системы (в рамках подсистем, функциональных блоков, процессов), без ухудшения режима функционирования основных функциональных подразделений, имеют место локальные кризисные явления.

Возникновение и развитие локальных кризисных явлений в отдельных элементах системы на начальном этапе происходит независимо друг от друга. В процессе развития и углубления отдельные локальные кризисы усложняются, пересекаются, корректируют ход и возможность преодоления определенных проявлений кризиса, формируют основу для перехода к системному кризису.

Можно выделить следующие локальные сегменты проявления кризисных явлений:

- кризис сбыта, вызванный несоответствием объема и структуры продукции;

- кризис деятельности, связанный с сокращением или увеличением конкурентами стратегической зоны хозяйствования;

- финансовый кризис, заключающийся в невозможности получения необходимых финансовых ресурсов, причина - несоответствие между финансовыми характеристиками использования капитала на данном предприятии (доходностью и риском инвестирования, кредитования) и требованиями финансового рынка и его субъектов;

- кризис менеджмента, связанный с несоответствием стиля, форм и средств управления предприятием его существующему статусу, стратегическим целям хозяйствования, квалификации персонала и т.д.;

- кризис организации (или организационной структуры управления), причиной которого является несоответствие между организационно-правовой формой хозяйствования, формой собственности, внутренней организационной структурой управления и объемом деятельности предприятия, характеристиками его ресурсного потенциала;

- кризис платежеспособности, определяющийся как несоответствие между денежными доходами и расходами предприятия, приводящий к периодической или постоянной невозможности финансирования деятельности.

Кризис платежеспособности возникает как следствие развития других видов локальных кризисов, поскольку все сферы жизни экономической системы находят количественное отражение в движении его денежных средств. Апогеем кризиса платежеспособности является юридическое банкротство предприятия, подтверждающееся в судебном порядке.

Способность развития системного и локальных кризисов объясняется несоответствием объемов деятельности предприятия в условиях рыночной неопределенности, внутренними противоречиями системы. В любой период своего существования состояние экономической системы может рассматриваться как композиция циклов развития ее отдельных внутренних компонентов, поскольку отдельные функциональные инварианты системы находятся на разных этапах цикла и развиваются в разных направлениях.

Разрешение нарастающих противоречий возможно лишь на основе изменения методов хозяйствования, кардинальной трансформации фундаментальных основ ведения бизнеса, координации стратегического видения миссии и содержания деятельности предприятия.

К моменту возникновения кризиса материально-техническая основа экономической системы достигает своего пика, и дальнейшее развитие в пределах существующей системы становится невозможным. Система исчерпала свой производственный потенциал или вступила в конфликт с существующим хозяйственным механизмом. В любом случае имеет место моральное устаревание концептуальных основ ведения бизнеса: материально-технических, рыночных или социальных. Решение накопленных противоречий приводит к переходу системы в качественно

новое состояние, что является необходимой предпосылкой для ее дальнейшего развития.

Все вышеизложенное отвечает концептуальным основам теории цикличности экономических систем, т.е. является характерным для систем любого уровня.

Как было отмечено в работе [3], кризис на макроуровне не может быть перманентным, экономическая система сама создает предпосылки для выхода из него, для нового хозяйственного подъема. Монополизация экономики (ограничение объемов производства и уровня цен) частично поддерживает этот естественный, объективно существующий механизм.

На уровне предприятия развитие кризиса приводит к стагнации, а при переходе кризиса к системной фазе, как правило, все завершается юридическим банкротством или ликвидацией бизнес-структуры.

Кризис нельзя отождествлять с каким-либо отдельно взятым этапом жизненного цикла предприятия. Для характеристики этапов функционирования предприятия принято использовать периодизацию, заимствованную из менеджмента (жизненный цикл предприятия). Выделяют такие фазы жизненного цикла предприятия, как зарождение, становление, ранняя зрелость, зрелость, старость, смерть или возрождение [4].

Необходимо отметить, что в отличие от макроуровня стадию «кризис» не выделили в отдельную фазу функционирования предприятия. Кризисные явления характерны не только для стадии «старость».

По нашему мнению, более обоснованной является гипотеза [5], согласно которой кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия независимо от его размеров (рис. 1).

Этой точки зрения придерживаются многие исследователи [6; 7; 8], занимающиеся данными процессами. Последовательно рассматривая процесс перехода от одной фазы жизненного цикла предприятия к другой, можно выделить кризисные явления и пути их преодоления. На стадии создания преобладает личностный фактор, связанный со способностью и возможностью организации дела -кризис лидерства. Очень специфической является фаза становления, так как молодые предприятия из-за ряда причин проигрывают в конкурентной борьбе предприятиям, имеющим серьезные рыночные позиции - кризис автономии. Предприятием еще не достигнуты эффективные масштабы деятельности, незначительны возможности привлечения покупателей, слабая популярность и начальные запасы ресурсов могут быть исчерпаны еще до того, как сформированы средства для приобретения новых.

На фазе роста кризисные явления - это, как правило, результат диспропорции между новыми объемами деятельности - кризис контроля и бюрократии.

На фазе зрелости ситуация с финансированием предприятия является благоприятной благодаря предыдущему росту, хорошей репутации, но предпосылки для создания нового потенциала (инновации в широком смысле) почти отсутствуют. Предприятие концентрируется на использовании уже имеющегося потенциала; гибкость, творчество, смелость внедрения нового уже в прошлом, а необходимость изменений еще не ощутима - кризис синергии.

Размер организации

Фаза 1

Кризис лидерства

Фаза 2

О*

/

Кризис автономии

Фаза 3

Молодая компания

Фаза 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кризис бюрократизма

Фаза 5

Кризис контроля

О

о

о*

Зрелая компания

Кризис синергии

Возраст организации

Развитие

посредством

познания

Развитие

посредством

управления

Развитие посредством делегирования полномочий

Развитие

посредством

координации

Развитие

посредством

сотрудничества

Рис. 1. Модель жизненн

Таким образом, каждая следующая фаза жизненного цикла предприятия становится возможной только в результате преодоления кризисных явлений. Традиционная последовательность фаз развития может быть изменена досрочным спадом, закрытием предприятия или его переходом к новому собственнику.

Экономисты [3; 5; 9; 10] отмечают, что внутренние возможности предприятия относительно выхода из кризиса на различных стадиях жизненного цикла существенно отличаются.

Преодоление кризиса в условиях роста производственной системы ускоряется общим направлением движения, скоростью адаптации и гибкости, высоким конкурентным статусом. Однако возможность преодоления кризиса усилиями самого предприятия, без вмешательства агентов внешней среды невозможна, поскольку с ростом организации возрастает и величина самого кризиса.

Преодоление кризиса в условиях спада производственной системы, как правило, требует вмешательства внешних субъектов, проведения специально организованного антикризисного процесса и реорганизационных процедур. Безусловно, их действенность и результативность в определенной мере определяются наличием внутренних возможностей, но зависят не только от них.

Зарубежные экономисты выяснили закономерность возникновения кризисов, их спада и подъема, спрогнозировали математически ожидаемую продолжительность каждой фазы, которая для фирм малого и среднего бизнеса (фаза подъема) в среднем длится три года (от 1,1 до 2,7 года), а фаза падения - 2,8 года (от 2 до 3,8 года) [11]. Проявление кризисных явле-

цикла организации [10]

ний ощутимо в сфере малого и среднего предпринимательства на стадии становления.

В современных условиях на предприятиях необходимо активнее использовать комплексный подход относительно антикризисного управления. В частности, целесообразно сосредоточить внимание (при анализе кризиса) на использовании нормативных, предикативных и дескриптивных моделей, которые дают характеристику финансовому состоянию.

БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Принин Б.Ф. Основы управления производственно-строительной системой/ Б.Ф. Принин. - М.: Стройиздат, 2013. - 336 с.

2. Унковская Т.Е. Финансовое равновесие предприятия/ Т.Е. Унковская. - Киев: Генеза, 2014. - 326 с.

3. Попов В.В. Экономика цикла и норма прибыли в США/ В.В. Попов. - М.: Наука, 1989. - 176 с.

4. Бланк И.А. Торговый менеджмент/ И.А. Бланк.-Киев: УФИМБ, 2016. - 408 с.

5. Иванов Г.П. Антикризисное управление: от банкротства до финансового оздоровления/ Г.П. Иванов. - М.: Закон и право; ЮНИТИ, 2015. - 320 с.

6. Ковалев А.П. Диагностика банкротства / А.П. Ковалев. - М.: АО «Финстатинформ», 2013.-96 с.

7. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки/ М.Н. Крейнина. - М.: ИКЦ «ДИС», 2013.-224 с.

8. Максимей И.В. Имитационное моделирование на ЭВМ/ И.В. Максимей. - М.: Радио и связь, 1988. -232 с.

9. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учеб. курс/ И.А. Бланк. - Киев: Ника-Центр; Эльга, 2017. - 528 с.

10. Ульянченко О.В. Исследование операций в экономике/ О.В. Ульянченко. - Харьков: Гриф, 2013. -578 с.

11. Минин Л. Санация и банкротство - две стороны одной медали/ Л. Минин // Правительственный курьер. - 2016. - № 176-177.

12. Теория и практика антикризисного управления / под редакцией С.Г. Беляева. - М.: Закон и право; ЮНИТИ, 2015.-469 с.

© Кюрджиев Сергей Пантелеевым, 2018 © Пешкова Елена Петровна, 2018 © Мамбетова Александра Александровна, 2018 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.