Е.А. ЯКОВЛЕВ
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ (экономико-психологический аспект)
Ключевые слова: система управления, кризисная ситуация, локализация и ликвидация кризиса, угроза кризиса, факторы кризиса, классификация кризисов, «кризисное поле», «лидер в отрасли».
Рассмотрены проблемы управления промышленным предприятием в условиях кризисных ситуаций, определены факторы кризиса, возможности его локализации или ликвидации. Сформулированы предложения по формированию организационно-экономического механизма по реализации антикризисного управления.
E.A. JAKOVLEV MANAGEMENT OF ENTERPRISE IN THE CRISIS SITUATIONS (economical- psychological aspect)
Key words: a control system, a crisis situation, localization and liquidation of crisis, threat of crisis, factors of crisis, classification of crises, «a crisis field», «the leader in branch».
In clause problems of management by the industrial enterprise in conditions of crisis situations are considered, factors of crisis, an opportunity of its localization or liquidation are certain. Offers on formation of the organizational-economic mechanism on realization of anti-recessionary management are formulated.
Важнейшей проблемой российских предприятий на современном этапе экономических реформ является неумение, а зачастую невозможность адекватно реагировать на изменчивость рыночных условий хозяйствования. Как правило, за этим следуют несостоятельность и неплатежеспособность.
На сегодняшний день в современной научной литературе сложилось определенное мнение по поводу формирования и развития кризисной ситуации на предприятии и системы антикризисного управления. Однако определение кризиса и классификация кризисных ситуаций имеют, на наш взгляд, ряд серьезных недостатков.
Нами предлагается расширенная трактовка понятия кризисной ситуации, а также обосновывается необходимость разграничения понятия кризиса и несостоятельности (банкротства). Описанная ниже концепция предполагает более раннюю идентификацию кризисной ситуации с целью адекватного реагирования на негативные тенденции в ситуации, когда предприятие еще полностью находится под управлением и контролем собственников, а следовательно, имеет большую свободу маневра.
При разработке стратегии развития предприятия нет необходимости предвидеть и учитывать возможность кризиса, «...насколько реальны, будут в таком случае разрабатываемые планы и стратегии, если кризисы в действительности закономерны» [1, с. 14].
Нами разделяется точка зрения о том, что экономический кризис обнаруживает не только предел, но и дает импульс в развитии экономики предприятия, выполняя стимулирующую («очистительную») функцию. Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, обновлению капитала на новой технической основе. С кризисом кончается предыдущий период развития и начинается следующий.
Кризис - важнейший элемент механизма саморегулирования всей рыночной системы хозяйства. Для того чтобы понять природу кризиса предприятия, необходимо исследовать макроэкономические подходы к определению кризи-
са, а также теоретические и исторические аспекты возникновения самой науки о кризисах.
Здоровая экономика - это экономика в состоянии равновесия. Свой вклад в развитие теории кризисов внесли многие теоретики-экономисты того времени, причем некоторые из них отвергали возможность кризиса в рыночной экономической системе, «быть может, найдём, что причина болезни кризисов лежит, по существу, не в кошельке, а в душе» [2].
Большое место психологическая теория заняла в работах Пигу. Под психологическими причинами Пигу понимает «перемены в человеческих мыслях, возникающие помимо тех изменений в ожиданиях, которые вызываются изменениями активных факторов, на коих строится суждение». Пигу строит свой анализ на той роли, которую играют ожидания прибыли от затрат в промышленности. С наступлением каждой из фаз цикла одновременно происходит соответственно перемена - ожиданий людей, и от цикла к циклу эти перемены бывают одни и те же, С введением такого элемента, как «ожидания», или «расчёты на будущее», возникает проблема неопределённости этих ожиданий. Как правило, прогноз будущих событий не может быть абсолютно верным, и чем больше события отдалены во времени, тем менее точен прогноз и тем сильнее вероятность нарушений. А так как каждое экономическое решение - часть экономического плана, который простирается в более или менее отдалённое будущее, то в каждой экономической деятельности есть элемент неуверенности. В связи с этим следует ввести такие термины, как оптимизм и пессимизм.
Психологические теории имеют в виду что-то большее, чем то, что во время подъёма люди придерживаются более оптимистических, а во время спада - более пессимистических взглядов, что во время подъёма люди инвестируют более свободно и делают это с неохотой во время спада. Оптимизм и пессимизм рассматриваются в этих теориях в качестве факторов, имеющих тенденцию вызывать или усиливать рост или падение вложений.
Следует отметить, что невозможно предсказать, с какой силой будут реагировать предприниматели на изменения в экономике или в какой степени они увеличат или уменьшат сумму инвестиций.
В период, когда происходят рост спроса на продукцию многих отраслей промышленности и расширение ее выпуска, производители в тех отраслях, которые не испытали еще повышения спроса на свою продукцию, склонны ожидать, что оно наступит. Кроме того, когда в течение некоторого времени происходит рост спроса и цен, люди имеют обыкновение всё с большей уверенностью ожидать, что и в дальнейшем рост спроса и цен будет происходить в таких же или примерно таких же размерах, т.е. они слишком уверенно рассчитывают на то, что нынешнее положение сохранится и в будущем. «Самой главной и существенной чертой бума является то, что инвестиции, которые фактически в условиях полной занятости принесут 2%, производятся из расчёта 6%» [3]. Именно под влиянием такого рода идей здоровый экономический рост начинает постепенно выливаться в опасное разбухание. На этом этапе, как правило, ошибки оптимизма обнаруживаются, наступает реакция, и возникают ошибки противоположного характера. Оптимистические прогнозы, в конце концов, приводятся в сопоставление с фактами. Когда эта проверка вещей оказывается неутешительной, уверенность оказывается поколебимой, наступает разочарование. Пессимизм и нежелание инвестировать приводят к сокращению покупательской способности. Деньги не инвестируются и не расходуются на товары производственного назначения, а идут на покрытие убытков. Поскольку сбережения не инвестируются, то всё, что способствует увели-
чению размеров сбережений, оказывает гнетущее воздействие. Цены падают, и это усиливает пессимистические настроения.
Мы разделяем точку зрения, что каждое экономическое явление имеет свой психологический аспект. Однако присоединяемся к мнению авторов, утверждающих, что психологические факторы выдвигаются в качестве дополнительных к другим экономическим факторам [4].
Объяснение экономических колебаний некоторые авторы сводят к техническим новшествам и совершенствованиям, вовлечению в эксплуатацию новых ресурсов и освоению новых территорий.
Ряд экономистов связывает кризис с отсутствием «правильных пропорций» между отраслями и регионами, с нерегулируемой деятельностью предпринимателей. Составной частью этих взглядов можно считать концепцию, объясняющую кризисы сбоями в денежном обращении или банковской сфере, описанной выше.
Известную популярность получил поиск причин циклического характера развития экономики в конфликте условий производства и условий реализации, в противоречии между производством, стремящимся к расширению, и не успевающим за ним ростом платежеспособного спроса.
Экономический кризис обнаруживает существенные изменения в совокупном предложении и совокупном спросе, поэтому кризис является не только результатом нарушения пропорциональности развития общественного производства, но и импульсом к достижению равновесия и сбалансированности национальной экономики. Такое обилие взглядов объясняется сложностью и важностью данного экономического явления.
Мысль о том, что динамика экономической жизни имеет не простой и линейный, а сложный и циклический характер, в настоящее время можно считать общепризнанной. Однако вопрос о природе и даже типах волнообразноциклических колебаний этой динамики еще далеко не вполне выяснен и требует дальнейшей разработки.
В связи с развитием рыночных отношений производственную деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникают неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, опасность появления неудач, непредвиденных потерь и наступления кризиса.
Кризис в широком смысле, как смена положительной и отрицательной тенденций, - неотъемлемая характеристика рыночной экономики. Остроту кризиса можно снизить, если учитывать его особенности, вовремя распознать и увидеть его наступление. Исходя из этого, любое управление можно считать антикризисным.
Каждое промышленное предприятие обладает определенным потенциалом, который использует в своей производственной деятельности: при этом оно стремится минимизировать свои затраты, и в более короткий срок выпустить максимальный объем продукции. Предприятие является открытой системой и подвержено влиянию внешней среды, которое на сегодняшний день не всегда положительно. Это не позволяет фирме в полной мере реализовать свой потенциал и прийти к желаемому результату. Деятельность промышленных предприятий в рыночной экономике условно можно охарактеризовать степенью соответствия или несоответствия между внешней и внутренней средой производства, в которой находится это предприятие. Когда внешняя среда стабильна, не связана с влиянием большого количества негативных факторов, то потери или издержки во внутренней среде практически отсутствуют
или находятся в пределах допустимой погрешности. Работа предприятия в этих условиях характеризуется стабильностью производственной и социальной ситуации, высоким уровнем использования производственного потенциала, минимальными дополнительными издержками производства при создании конечной продукции и в целом высокой прибылью.
По мере усиления влияния негативных факторов внешней среды предприятие выходит из нормальных условий своего функционирования, при этом создаются предпосылки для образования существенных дополнительных производственных издержек. Такая ситуация для предприятия является ситуацией средней экономической устойчивости. Ее границы характеризуются уравновешиванием роста дополнительных издержек, величиной прибыли, полученной промышленным предприятием от реализации своей конечной продукции.
Дальнейшее усиление негативных факторов внешней среды приводит к нестабильности производственной и социальной ситуаций в промышленности, наличию в системе большого количества сбоев и отказов, низкому уровню использования потенциала предприятия, а также к невозможности обеспечения стабильности параметров производства через систему стратегического планирования, резкому росту дополнительных издержек, которые уже не уравновешиваются величиной полученной прибыли от реализации конечной продукции, и, как итог, приводят к отсутствию прибыли и наличию убытков. Эта ситуация для промышленного предприятия является кризисной. Логическим продолжением развития является переход в более сложную ситуацию, которая характеризуется возникновением больших убытков и невозможностью выполнения своих обязательств перед кредиторами и заказчиками.
Таким образом, если промышленное предприятие попадает в одну из этих ситуаций, ему необходимо разрабатывать механизм оптимизации параметров деятельности для приведения внутренней среды предприятия в соответствие с внешними условиями его функционирования. Одним из важнейших инструментов такого регулирования должно быть стратегическое планирование.
Под управлением кризисными ситуациями на предприятии понимается процесс постоянного раннего обнаружения потенциальных угроз и принятия мер по своевременному противодействию негативным тенденциям, что включает в себя следующие процедуры: диагностика состояния (система раннего обнаружения потенциальных угроз), планирование действий по локализации угроз и противодействиям, мобилизация потенциала на выполнение превентивных мер, осуществление превентивных мер по оздоровлению, коНТроль за осуществлением изменений.
Кризисную ситуацию можно охарактеризовать как недостаточно эффективное управление предприятием на определенном этапе его деятельности. Проявляется кризисная ситуация в ухудшении показателей экономической стабильности предприятия.
Временной (этапный) подход в определении кризисной ситуации взят не случайно. Мы заранее исходим из того, что предприятие или организация представляет собой некую экономическую систему, нацеленную на саморазвитие и самосовершенствование, и следовательно, прекращение деятельности этой системы может происходить только на добровольной основе изнутри. Принудительное же прекращение деятельности предприятия - это фактор извне, и он не является желательным для этой системы. Следовательно, кризисная ситуация рассматривается в такой системе как определенный этап деятельности, причем этап неизбежный, так как кризисы являются закономерностью в развитии предприятия. Ситуационный подход к данной проблеме продиктован тем, что любая саморазвивающаяся система предусматривает
возможность наступления определенных угроз. Эти угрозы рассматриваются как нечто реальное и неизбежное, поэтому управление кризисной ситуацией представляет собой в этой системе обычный процесс общего менеджмента. Кризис рассматривается как индикатор узких мест в управлении, на сигналы которого следует лишь адекватно прореагировать.
Успехи и неудачи деятельности предприятия следует рассматривать как взаимодействие ряда факторов: внешних (на них предприятие не может влиять вообще или влияние может быть слабым), внутренних (как правило, они зависят от организации работы самого предприятия).
В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за кризисную ситуацию предприятия падает на внешние факторы и 2/3 - на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобной оценки, однако можно не без основания предполагать, что для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов. Политическую, экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значимым факторам, ухудшающим кризисную ситуацию российских государственных и частных предприятий.
Серьезным предупреждением грядущего неблагополучия предприятия являются отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые предприятием, и их предложения. В этом смысле показательными являются всевозможные реорганизации предприятия (организационные, структурные, открытие или закрытие подразделений предприятия, филиалов, дочерних фирм, их слияние), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в стратегии предприятия [5].
Изучив теорию жизненного цикла предприятия, проанализировав современные подходы к антикризисному управлению, мы пришли к выводу о необходимости создания системы управления кризисными ситуациями на предприятии. Это обуславливается отсутствием на современном этапе российских экономических реформ четкой системы, которая могла бы позволить не только своевременно обнаружить кризисную ситуацию, но и качественно контролировать ее ход, принимать необходимые меры по ее ослаблению и ликвидации.
Предпосылки действенности данной модели заключаются в обобщенных методологических принципах:
1. Формулирование стратегии должно быть контролируемым, основываться не на интуитивном, а на осознанном опыте.
2. За формирование стратегии ответственен топ-менеджер организации. Исполнительный директор является «архитектором» стратегии и определяет участников процесса стратегического планирования.
3. Для обеспечения сходимости и рациональности модель формирования стратегического плана должна быть достаточно простой и информативной.
4. Поскольку стратегии содержат сущностные черты развития конкретного предприятия, они должны быть уникальны в процессе созидательного проектирования.
5. Процесс формулирования стратегии завершается только по окончании полного описания альтернативных стратегий и выбора лучшей из них.
6. Стратегия должна быть полной, но и простой и восприниматься всеми работниками предприятия.
7. Разработанная стратегия должна быть реализована, поэтому все элементы структуры предприятия должны обладать знаниями, ресурсами и желанием претворять в жизнь данную стратегию.
На основе исследования теоретических, методологических и практических подходов к управлению кризисными ситуациями были сделаны выводы о необходимости совершенствования способов и методов, применяемых в рамках этих механизмов. Значительным недостатком существующей системы антикризисного управления, на наш взгляд, является то, что понятие кризиса ассоциируется с несостоятельностью, неплатежеспособностью по отношению к кредиторам и банкротством предприятия.
Поэтому система антикризисного управления активизируется не ранее обнаружения признаков неплатежеспособности предприятия по отношения к его кредиторам, чаще всего одновременно с введением в действие механизмов антикризисного регулирования. При этом не учитывается возможность ущемления интересов других сторон, участвующих в деятельности предприятия.
Представленная концепция управления предприятием предполагает более раннюю идентификацию кризисной ситуации с целью адекватного реагирования на негативные тенденции в ситуации, когда предприятие еще полностью находится под контролем собственников и управляется привлеченными ими менеджерами, а следовательно, имеет большую свободу маневра и больший выбор возможных антикризисных процедур по сравнению с крутом мероприятий, осуществляемых в процессе законодательного антикризисного регулирования.
Литература
1. Атюганов С.В. Антикризисное управление предприятием в условиях экономических реформ: дис. ... канд. экон. наук / С.В. Атюганов. Н. Новгород, 1997.
2. Анософф И. Стратегическое управление / И. Анософф; под ред. Л.И. Евенко. М.: Экономика, 1993. С. 89.
3. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством / В.П. Астахов. М.: Издательство «Ось-89», 1996. С. 124-130.
4. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций / А.Б. Идрисов, С.В. Карнышев, А.В. Постников. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2001. С. 284-292.
5. Комаров Е. Кризисные и антикризисные менеджеры / Е. Комаров, А. Комаров // Управление персоналом. 1999. № 2. С. 7-10.
ЯКОВЛЕВ ЕВГЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ родился в 1983 г. Окончил Чувашский государственный университет. Научный сотрудник Чувашского университета. Автор 2 научных работ.