Научная статья на тему 'Технологии антикризисного управления в малом и среднем бизнесе в сфере услуг'

Технологии антикризисного управления в малом и среднем бизнесе в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1743
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СФЕРА УСЛУГ / КРИЗИС / КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGIES OF ANTIRECESSIONARY MANAGEMENT / SMALL AND MIDDLE-SIZED BUSINESS / SERVICE / CRISIS / CRISIS SITUATIONS / INNOVATION / INFORMATION AND MARKETING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабурин Владимир Александрович, Хабибуллина Луиза Мансуровна

В статье рассматриваются технологии антикризисного управления, используемые в малом и среднем бизнесе в сфере услуг как важный инструмент преодоления кризисных ситуаций, возникающих в процессе наступления кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF CRISIS MANAGEMENT IN SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE SERVICES SECTOR

In article technologies of antirecessionary management of use in small and middle-sized business in service as important instrument of negotiation crisis situations originate in when in use approach of crisis are considered.

Текст научной работы на тему «Технологии антикризисного управления в малом и среднем бизнесе в сфере услуг»

УДК 338.984

ТЕХНОЛОГИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

В.А. Бабурин1, Л.Х. Хабибуллина2

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ), 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

В статье рассматриваются технологии антикризисного управления, используемые в малом и среднем бизнесе в сфере услуг как важный инструмент преодоления кризисных ситуаций, возникающих в процессе наступления кризиса.

Ключевые слова: технологии антикризисного управления, малый и средний бизнес, сфера услуг, кризис, кризисная ситуация, инновации, информационно-маркетинговые технологии.

TECHNOLOGIES OF CRISIS MANAGEMENT IN SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE

SERVICES SECTOR

V.A.Baburin, L.Kh.Habibullina

St. -Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, street Kavalergardsky, 7 , lit.A In article technologies of antirecessionary management of use in small and middle-sized business in service as important instrument of negotiation crisis situations originate in when in use approach of crisis are considered.

Keywords: Technologies of antirecessionary management, small and middle-sized business, service, crisis, crisis situations, innovation, information and marketing technologies.

Процесс модернизации отечественной экономики, ускорение развития сферы услуг, периодическое возникновение кризисных ситуаций, приводящих предприятия к банкротству определяют новые задачи современного антикризисного управления предприятиями малого и среднего бизнеса. Речь идет об обеспечении устойчивости и стабильности развития сервисных предприятий, повышении их конкурентоспособности и гарантии обеспечения экономической безопасности деятельности. По мере развития рыночных отношений существенное влияние на отрасли национальной экономики оказывают экономические кризисы, одновременно возрастает и неопределенность кризисных ситуаций. Управление предприятием в состоянии кризиса требует от предпринимателя практических навыков предвидения, прогнозирования и распознавания кризисных ситуаций, устранения или минимизации их негативных последствий.

Антикризисное управление можно определить как комплекс методов и технологий, применяемых в конкретных системах и подсистемах управления, позволяющих выявлять кризисы, проводить их диагностику, профилактические мероприятия и преодолевать негативные последствия. Специфика этого направления в современном менеджменте заключается в том, что принятие управленческих решений осуществляется в условиях кризисных ситуаций, которым свойственна высокая степень неопределенности.

Бурное развитие сферы услуг в современной России во многом определяется эконо-

мической активностью предприятий малого и среднего бизнеса. Она обеспечивает занятость значительной части населения, что отражает в целом социально-экономическую тенденцию на мировом рынке. Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 г. (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) демонстрируют картину, представленную в табл.1.

По данным, указанным в таблице, видно, что общая численность малых и средних предприятий (юридических лиц) в этот период составляла 1.669.439, из них 1.236.051 предприятий осуществляли свою деятельность в сфере услуг (433.388 - численность предприятий других отраслей экономики). Численность индивидуальных предпринимателей в сфере услуг составляла 2.460.430. Всего по отраслям экономики в этом секторе осуществляли свою деятельность 2.927.488 предпринимателей (467.058 - численность предпринимателей в других отраслях экономики) [3].

По состоянию на 1 января 2013 г. число малых предприятий (без микропредприятий) по всем отраслям экономики составило 238,1 тыс., из них на долю предприятий сферы услуг приходится 152,8 тыс. Оборот малых предприятий составил 15116,3 млрд. руб. Сфера услуг здесь лидирует - совокупный доход ее предприятий составил 11247 млрд. руб. [5]. Предпринимательство на всех этапах деятельности сопряжено с неопределенностью экономической конъюнктуры, которая характеризуется непостоян-

ством спроса и предложения на товары и услуги.

Таблица 1. Мониторинг малых и средних предприятий сферы услуг по итогам 2010 г.

Виды деятельности Юридические лица Индивидуальные предприниматели

численность всего объем выручки (млн.руб.) численность всего объем выручки (млн.руб.)

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 638824 14442882,9 1546628 3298422,8

торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 58541 1491074,2 115514 279065,1

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 388878 10421404,2 131589 656608,1

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 191405 2530404,5 1299525 2362749,7

Г остиницы и рестораны 48044 373413,8 48206 81242,8

Транспорт и связь 101897 1049577,2 328748 231400,7

деятельность сухопутного транспорта 33513 357273,8 294439 200942,6

деятельность водного транспорта 1403 31166,7 548 1213,2

деятельность воздушного и космического транспорта 502 26121,2 49 94,5

связь 11099 124228,4 8063 9267,8

Финансовая деятельность 24882 450442,6 17065 15637,8

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 352590 2798548,9 313875 363495,5

операции с недвижимым имуществом 126249 1103269,6 98422 208471,2

аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования 9602 77002,5 13067 15648,5

деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий 33261 271127,6 30643 23285,1

научные исследования и разработки 11704 123319,3 1050 818,3

предоставление прочих видов услуг 171774 1223829,8 170693 115272,5

образование 5007 11792,5 16569 9879,7

здравоохранение и предоставление социальных услуг 22831 119941,5 19785 9097,4

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 41976 263722,9 169554 73018,1

сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность 5662 73723,4 2390 2421,3

деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 18048 128968,8 27713 18638,9

предоставление персональных услуг 17787 59011,0 139192 51855,2

В отличие от товаров, с услугами связаны большие риски. Такие качества услуг как неосязаемость, неоднородность, неспособность к хранению и неразрывность взаимосвязи «производство-потребление» усиливают риск

при получении услуг. Исследования восприятия риска в сфере обслуживания показали, что потребители осознают, что услуги более изменчивы по своей природе и, следовательно, их приобретение более рискованно, чем покупка

товара. Это связано, главным образом с тем, что уровень неопределенности при получении услуг выше, чем при покупке товаров, следовательно, выше возможные психологические и финансовые потери, а также потери времени [1, С. 476]. В условиях кризисной ситуации такие особенности могут повлиять на объемы выручки предприятия - положительно или отрицательно. Получение положительного результата возможно в случае принятия эффективного управленческого решения.

Особенностью управления предприятием малого и среднего бизнеса в сфере услуг в условиях кризисной ситуации является повышенная сложность процесса управления. В случае наступления кризисной ситуации, как правило, возникают финансовые затруднения, снижение объема продаж, отток клиентов, увеличение процентов по кредиторской задолженности и пр. Поэтому процедура принятия решений усложняется, а уровень требований к предпринимателю повышается в разы. Успешное преодоление кризисной ситуации в этом случае зависит от эффективности принятия решений и соответственно, уровня профессионализма владельца предприятия. Следует отметить, что кризис выступает определенным индикатором эффективности деятельности предприятия и управленческих решений, выявляет слабые стороны.

Любой кризис, происходящий в современной рыночной системе РФ можно представить в виде цепочки взаимосвязанных и последовательных элементов: причины возникновения кризиса - симптомы кризиса - факторы кризиса. Причиной кризиса выступают глобальные явления мировой экономики и особенности национальной экономики, порождающие негативные симптомы и, как следствие этого, факторы кризиса. Основными симптомами кризиса являются первые признаки негативных тенденций, эскалация внутренних и внешних проблем в деятельности предприятия. Все это приводит к появлению конкретных факторов кризиса, которые в предпринимательской деятельности именуются кризисной ситуацией. Под кризисной ситуацией понимается совокупность внутренних и внешних факторов, возникших в условиях наступления кризиса и несущих угрозу функционированию предприятия.

Существенную угрозу стабильности предприятий малого и среднего бизнеса сферы услуг несут глобальные (общие) кризисы. Сре-

ди них особенно выделяется финансовый кризис, который часто приводит предприятия к банкротству.

Такие глобальные кризисные явления создают благоприятную почву для кризисных ситуаций, возникающих в различных сферах хозяйственной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. В период системного кризиса 2008-2009 годов в РФ наибольшую угрозу предприятиям малого и среднего бизнеса в сфере услуг составили финансовый, кредитный, имущественный, управленческий и организационный риски.

Причиной возникновения кризисной ситуации в сфере услуг помимо общего кризиса могут быть:

1.Кризис, связанный с общественным восприятием новой услуги.

2. Внезапное изменение рыночной конъюнктуры (потеря значимого потребителя или рыночной ниши).

3. Провал услуги на рынке вследствие неграмотной маркетинговой политики.

4. Изменения государственного регулирования деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.

Практика ведения предпринимательской деятельности в условиях системного кризиса показала, что для кризисной ситуации характерны:

- прерывание стабильного функционирования предприятия в отрасли на неопределенное время.

- необходимость моментального реагирования и перестановки приоритетов

- изменение характера ведения бизнеса (в ряде случаев - переход к новому направлению в сервисном бизнесе).

В теории антикризисного управления различают несколько последовательных стадий кризисной ситуации: шок и потрясение - оборонительное отступление - анализ происшедшего - адаптация и изменение. Не вызывает сомнений тот факт, что тот или иной кризис имеет собственные черты и способы выхода из него. Несомненно и то, что большинство кризисных ситуаций связано с недостаточным уровнем компетенции руководителей предприятий.

Общеэкономическими факторами кризисных ситуаций в деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в сфере услуг выступают риски внешней и внутренней среды предприятия, которые взаимосвязаны между собой и ведут к возникновению конкретных кризисных ситуаций (рис.1).

Специфику предпринимательской деятельности в сфере услуг в отечественной экономике определяют концепции антикризисного управления и антикризисного маркетинга, как необходимые основы эффективной деятельности в условиях кризисной ситуации. На этапе формирования инновационной экономики и

Таблица 2. Классификация видов кризиса

№ п.п. Наименование вида

1. Производственный (технологический)

2. Социальный (управленческий)

3. Финансовый

4. Отраслевой

5. Ресурсный

6. Информационный (коммуникационный)

перевода ключевых бизнес-направлений пред- тельно, вероятность негативных последствий приятий на инновационные рельсы, влияние их наступления значительно повышается. кризисных явлений усиливается и, следова-

Общеэкономические факторы кризисных ситуаций и их виды

/

Риски внутренней среды Риски внешней среды

Финансовые Снижение объемов прибыли, убытки, в том числе денежные кражи Рыночные Колебание спроса на услуги, жесткая конкуренция в отрасли, кризисные явления рыночной среды.

Имущественные Ущерб и утрата имущества, в том числе в результате пожара, кражи Нормативно- правовые Частые изменения в законодательстве, регулирующем деятельность малого бизнеса, нарушения в исполнении закона, коррупция.

Ресурсные Отсутствие или нехватка необходимых ресурсов, препятствия в их получении Экономические Повышение налога НДС, взносов в ПФ РФ, арендной платы

Кадровые Нехватка или увольнение квалифицированных работников Валютные Повышение курса иностранной валюты по отношению к рублю

Маркетинговые Снижение объема продаж, сужение каналов сбыта, распространения рекламы Банковские Повышение процентных ставок по кредитам и займам

Инновационные Неприятие нового продукта или услуги потребителем, ошибка в расчете эффективности и сроках выхода на рынок Социальные Рэкет, снижение потребительской активности ввиду низкой платежеспособности населения

Управленческие Ошибочное решение, выбор пути выхода из кризисной ситуации Природно- климатические Срывы и задержки доставки ресурсов, перевозки клиентов

Организационные Отсутствие гибкости организационной структуры фирмы, низкая корпоративная культура, неграмотное распределение обязанностей Демографические Ограничение возможностей для бизнеса из-за неравномерной урбанизации, тенденции снижения численности населения по конкретным возрастным группам

Инвестиционные Неверный расчет вложений в конкретный проект, издержки и отток капитала из отрасли Политические Ограничение возможностей для бизнеса (свертывание направления бизнеса) в связи с введением санкций и запретов

Транспортные Вывод из строя транспортной системы, срывы и задержки доставки грузов Экологические Ограничение возможностей для бизнеса, вызванное экологической катастрофой

Рисунок 1. Общеэкономические факторы возникновения кризисных ситуаций и их виды

По результатам статистического обсле- 2012 г. определились факторы, ограничиваю-

дования деловой активности в сфере услуг за щие деятельность предприятий: недостаточный

спрос на данный вид услуг (пояснения о видах услуг отсутствуют - прим. автора), существующий уровень налогообложения, недостаток квалифицированного персонала. Данные факторы могут рассматриваться как потенциальные условия возникновения кризисной ситуации. Для обеспечения эффективности хозяйственной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в период наступления кризиса необходимо использование комплекса мероприятий, входящих в область антикризисного управления. В комплекс инструментов антикризисного управления входят современные информационные технологии, технологии антикризисного маркетинга, методы анализа и прогнозирования внешней среды, разработка антикризисных программ и мероприятий.

Технологии антикризисного управления подразумевают выполнение последовательных этапов по вводу комплекса антикризисных мероприятий с целью оперативного предупреждения, реагирования и преодоления кризисных ситуаций. В антикризисном менеджменте в настоящее время такие мероприятия проводятся исключительно на основе использования современных информационных технологий. Внедрение новых информационных продуктов в отдельные направления бизнеса сервисных предприятий существенно повышает их конкурентоспособность, а также устойчивость к негативным проявлениям внешней среды в период наступления кризиса.

Технологии антикризисного управления предприятием носят системный характер. Весь комплекс антикризисных мероприятий направлен на предупреждение и преодоление негативных для малого и среднего бизнеса проявлений кризисов посредством своевременного и эффективного использования ресурсного потенциала предприятия, современных информационно-маркетинговых технологий, концепций антикризисного и модернизационного маркетинга. Помимо этого в систему технологий антикризисного управления входит разработка стратегии, способной обеспечить выгодное рыночное положение предприятия в отрасли с учетом возникающих кризисных явлений. В процессе разработки элементов такой стратегии важная роль отводится стратегии результативного управления и маркетинговой стратегии. Для достижения максимально эффективного результата антикризисных мероприятий стратегия разрабатывается с учетом конкретной кризисной ситуации.

Стратегия результативного управления сервисным предприятием ориентирована на перспективу дальнейшего развития и реализацию долгосрочных стратегических целей. Очень важно личное участие сотрудников предприятия в разработке и реализации антикризисных мероприятий. В этом заключается суть данной стратегии. В свою очередь маркетинговая стратегия выступает эффективным

инструментом достижения этих целей, т.е. носит более специализированный характер. Преимуществом такой стратегии является ее гибкость (в случае грамотной разработки) и возможность внесения корректировок в ходе реализации. Вся информация, получаемая в процессе осуществления маркетинговой стратегии, может рассматриваться предпринимателем как необходимый источник для принятия антикризисных управленческих решений.

Для обеспечения выхода предприятия из кризисной ситуации необходима целая программа антикризисных управленческих решений. Ее разработка может включать в себя следующие последовательные этапы (рис.2).

Рассматривая управление как процесс взаимосвязанных функций, становится очевидным, что на стадии предкризисной ситуации предпочтение отдается исследованию факторов, способных предотвратить кризисные ситуации, контролю факторов рисков и маркетинговым мероприятиям.

Разработка программы антикризисных решений на предприятиях малого и среднего бизнеса в сфере услуг

Проведение анализа выявленных факторов

Проведение анализа кризисной ситуации

Рисунок 2. Этапы разработки программы антикризисных решений

Непосредственно разработка программы антикризисных мероприятий начинается с оценки финансового состояния предприятия, его слабых сторон и угроз. Следом идут показатели деловой активности, которые определяют уровень эффективности использования финансовых, материальных, трудовых, информационных ресурсов. Также оценке подлежат платежеспособность и ликвидность предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поиск источников информации, позволяющих оп-______ределить причины кризисной ситуации______

Выявление внутренних и внешних факторов, влияющих на увеличение или уменьшение конкрет-______________ной кризисной ситуации______________

Проведение финансовой оценки сложившейся си___________________туации___________________

Установка допустимого уровня кризисной ситуации __________и постоянного контроля над ней_________

Определение объектов и мероприятий, на которые воздействует конкретная кризисная ситуация

Разработка антикризисных мероприятий по снижению кризиса и минимизации его негативных воздействий

Наиболее эффективным элементом, входящим в систему технологий антикризисного управления является диагностика. Ее активно используют для достижения различных целей в процессе ведения хозяйственной деятельности. Однако в момент ожидания возможного кризиса и в период его наступления целью проведения диагностики является своевременное выявление кризисных ситуаций, их определение по типу, выявляются пробелы в деятельности предприятия, способные ухудшить его состояние в стрессовый период. Методы диагностики включают в себя мониторинг внешней среды предприятия, выявление и определение кризисной ситуации, оценку текущей деятельности предприятия и прогнозирование перспектив ее развития. Ключевыми инструментами диагностирования являются маркетинговые исследования, моделирование, прогнозирование, эксперимент и пр. В процессе проведения диагностики кризисных ситуаций в сфере услуг целесообразно соблюдать такую последовательность:

Диагностика кризисных ситуаций на предприятиях малого и среднего бизнеса в сфере услуг

Выявление ресурсов для проведения мероприятий ________по диагностике кризисных ситуаций_______

Проведение расчетов и анализа данных на основе полученной информации и результатов, определе-____________ние типа кризисной ситуации______________

Рисунок 3. Этапы диагностики кризисных ситуаций

К сожалению как показывает практика, диагностика кризисов не может сама по себе решить проблему выхода из кризисной ситуации. Наиболее эффективным способом здесь выступает устранение конкретной причины кризиса и нивелирование его негативных проявлений и последствий.

Таким образом, одной из ключевых задач антикризисного управления в сфере услуг является определение причин кризисной ситуации и разработка конкретных мероприятий по ее преодолению. Если предприятие подверг-

лось серьезному негативному воздействию кризиса, необходима целевая антикризисная программа, охватывающая все уровни управления и обеспечивающая выход предприятия из кризисной ситуации. Результативность антикризисных мероприятий напрямую зависит от эффективности управленческих решений. С целью минимизации финансовых потерь в период кризиса необходимо использование инструментов антикризисного маркетинга.

В процессе реализации антикризисной политики, направленной на выведение предприятия малого бизнеса из кризисной ситуации может быть использована модель управленческих решений, разработанная авторами статьи на основе проведенных исследований и анализа рыночной ситуации в сфере оптовой торговли. Модель разрабатывалась на примере деятельности ООО «Грэйс» (г. Санкт-Петербург), осуществляющего деятельность в торговле горюче-смазочными материалами (данный вид продукции в настоящее время лидирует по объемам продаж на всех уровнях бизнеса в сфере услуг). Анализировалась кризисная ситуация, вызванная наступлением ресурсного риска, который негативно сказался на объемах продаж. Суть выработанного решения заключается в переустройстве организации системы продаж с посреднической платформы на прямую продажу ГСМ со склада. В этом случае предприятие лишается зависимости от посредника (в том числе издержек и оттока потенциальных клиентов) и обеспечивает себе ресурсную базу за счет самостоятельной закупки ГСМ у производителя. Эффективность данного решения определяется сравнением в расчетах объемов продаж и прибыли через посредников и собственными силами. Так в среднем разница в цене продукта (1 единица - промышленное масло в бочке объемом 200 литров) колеблется в пределах 1000 руб. Объемы продаж в процентом выражении составляют 10-20% роста в сравнении с продажами через посредников. Оборот продукции ООО «Грэйс» в месяц составляет около 1,5 млн. руб. Переход на самостоятельную закупку ГСМ позволит в течение 3 месяцев увеличить этот показатель до 2,2 млн. руб. в месяц.

По мнению ряда исследователей, в предпринимательской деятельности очень важен баланс оптимального соотношения участников рынка - предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. В период наступления кризиса этот баланс нарушается. Как показывает практика, в результате негативных последствий кризиса вынужденно покидают рынок предприятия малого бизнеса (в основном из-за невозможности выплат по аренде помещений, оборудования, различным договорным обязательствам и пр. вследствие финансовой несостоятельности), предприятия среднего и крупного бизнеса сворачивают отдельные направления деятельности до определенного уровня, обеспечивающего стабильное функционирова-

Проведение предварительной диагностики состояния рынка:

конкуренции, спроса и предложения на услуги, ___________предпочтений потребителей_____________

Определение комплекса показателей и оценок для ________проведения диагностики и анализа________

Составление перечня мероприятий, связанных с реализацией мониторинга кризисной ситуации

Внедрение системы постоянного мониторинга в процесс управления предприятием, как инструмента экономической безопасности

ние. В каждом случае отклонение от оптимального уровня баланса влечет за собой нежелательные для рыночной системы последствия.

Оптимальный баланс соотношения хозяйствующих субъектов рынка представлен в виде схемы на рис. 4.

крупного бизнеса в рыночных условиях

Ось АО обозначает предложение крупного бизнеса, ось ОВ - предложение малого и среднего бизнеса, прямая ОС отражает оптимальные пропорции соотношения или структуры форм рыночной организации производства в рамках конкретной отрасли, квадрат ОЕСД условно отражает оптимальные пропорции насыщения рыночного спроса. На рисунке показано, как любое отклонение от линии оптимальных пропорций эффективного соотношения малого, среднего и крупного бизнеса задает искажения оптимального пространства насыщения рыночного спроса - О, Е1, К1, Д1 или О, Е2, К, Д2 [7, с. 174]. Такие отклонения связаны не только с изменениями рыночной конъюнктуры в период стабильного развития рынка, но и различными проявлениями кризисных ситуаций на этапе наступления кризиса.

Предприятия малого и среднего бизнеса в процессе своей деятельности сталкиваются с кризисными ситуациями практически постоянно и не только в период кризиса. Только надлежащее руководство бизнесом может свести к минимуму потери и предотвратить банкротство предприятия. Анализ отечественной и зарубежной литературы, опыта работы преуспевающих предпринимательских организаций в сфере сервиса показывает, что успех в деятельности предпринимательских организаций во многом зависит от личностных характеристик предпринимателей, как собственников компаний, так и наемных менеджеров, которым присущ предпринимательский талант. Эксперты и консультанты по антикризисному управлению выделяют следующие основные факторы, способ-

ствующие успеху бизнеса: компетентность и опытность предпринимателя, его профессиональный подход к ведению бизнеса, обеспечение конкурентоспособности услуги, оптимальное количество начального капитала, проведение предпринимателем анализа своих сильных и слабых сторон до начала бизнеса, оценка и получение необходимой помощи от независимого эксперта.

Наличие этих факторов в деловой практике предпринимателя в сочетании с технологиями антикризисного управления, а также владение информацией о факторах возникновения кризисных ситуаций и их видах, вызванных конкретными рисками предпринимательской деятельности, создают достаточно весомую преграду негативному воздействию кризисных ситуаций в период наступления кризиса. В каждом конкретном случае могут наблюдаться положительные и отрицательные результаты преодоления кризиса. Ответственность здесь возлагается на самого предпринимателя и его умение координировать работу коллектива, принимать соответствующие решения и разрабатывать на их основе комплекс антикризисных мероприятий.

Литература

1. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 672 с.

2. Евстафьева Е.В., Ивентичева Т.В., Пастушенко П.В. Объективные и субъективные параметры деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии, 2012. №4. С. 179 -183.

3. Малый и средний бизнес в 2010 году. Том 1. Сводные итоги. Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства иКЬ: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.10.2012).

4. Модернизационный маркетинг как основа инновационного развития сферы сервиса. сборник материалов научного семинара / Под ред. В. А. Бабурина.

- СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. - 202 с.

5. Предпринимательство. Институциональные преобразования в экономике. Оперативная информация. Малые предприятия (без микропредприятий) на 1 января 2013 года. ИКЬ: http://www.gks.ru (дата обращения: 26.05.2013).

6. Тенденции и закономерности формирования инновационной экономики в условиях глобализации / Под ред. В. А. Бабурина. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. - 183 с.

7. Яковлев В.М. Конструктивное предпринимательство. - М.: ИПА «ТриЛ», 1994. - 232 с.

1 Бабурин Владимир Александрович — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Маркетинг», СПбГУСЭ, тел. (812)528 96 70, е-таіі: [email protected];

2 Хабибуллина Луиза Мансуровна — старший преподаватель кафедры «Маркетинг», СПбГУСЭ, моб.: +7 904 511 42 90, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.