ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2014 Философия. Психология. Социология Выпуск 1 (17)
УДК 316.346.32-053.6
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА
Маркова Юлия Сергеевна
аспирант, ассистент кафедры социологии и политологии Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 e-mail: julyamarkova @gmail. сот
Статья посвящена актуальной проблеме формирования ценностей современного студенчества. Представлены результаты социологического эмпирического исследования, которое было проведено среди студентов, обучающихся в вузах г. Перми, методом анкетного опроса. На основе полученных данных охарактеризована структура терминальных и инструментальных ценностей студентов, выявлены сферы и ресурсы реализации человеческого потенциала, наиболее значимые для студентов. Отражены вопросы об уровне религиозности пермского студенчества, миграционном потенциале и ценностных ориентациях в отношении семьи и воспитания детей. Показано отношение молодых людей к явлениям и процессам, которые традиционно не одобряются обществом. Сделаны выводы о тенденциях изменения ценностного и нормативно-правового сознания и поведения студентов.
Ключевые слова: ценности; нормы; студенчество; человеческий потенциал.
Состояние современного российского общества во многом обусловлено процессами реформирования 1990-х и 2000-х гг. Несмотря на переход к восстановительному процессу, кризисная ситуация в России все еще не преодолена и носит общесистемный характер, охватывающий все сферы жизни. Решение существующих проблем связано не только с деятельностью государственных управленческих элит, но и с активизацией человеческих ресурсов. Все острее становится необходимость уделять внимание проблемам социального самочувствия, улучшения уровня жизни, подготовки высококвалифицированных профессионалов, повышения общего интеллектуального уровня, политической грамотности и т.д. В данных условиях человеческий потенциал рассматривается в качестве одного из определяющих факторов общественного развития — тех изменений, которые затрагивают структурную композицию общества и связаны с появлением новых элементов культуры, новых социальных институтов, включая многообразные социальные практики.
Роль молодежи в этих инновационных процессах, творческом преобразовании значительна. Метафоричное высказывание известного немецкого философа и социолога К. Мангейма: «Молодежь — это потенция, готовая к любому начина-
* Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 14-03-00155).
нию», приведенное ученым в «Диагнозе нашего времени», ярко отражает богатство возможных вариантов самореализации молодых людей. Понимание же того, что является приоритетным для молодежи, становится возможным путем изучения ценностных представлений данной социальной группы. Именно ценности, выступая в качестве культурных регуляторов социальной жизни, определяют смысл, стратегию целенаправленной деятельности, внутренне мотивируют личность.
Система ценностей развивается динамично и противоречиво. Ценности, почитаемые обществом, должны быть осмысленны и внутренне приняты каждой личностью, каждым следующим поколением людей. Ценность, принадлежащая к символическому полю культуры данного сообщества, входит в духовный мир человека так, будто бы ее создают заново, и воспринимается в качестве глубоко интимного внутриличностного качества, свойства индивидуального «Я». Таким образом общество посредством ценностной регуляции как выработанных критериев оценки контролирует предсказуемость поведения человека. Но данный контроль осуществляется, как правило, опосредованно, сквозь призму интеллекта личности, ее глубинных психологических качеств, убеждений, способности осуществлять выбор. Другими словами, ценностная регуляция поведения — это осознанная, основанная на самостоятельных размышлениях индивида регуляция социального поведения, предполагающая несение ответственности за соб-
© Маркова Ю.С., 2014
ственные решения, планы и стратегии деятельности, которые человек принимает, ориентируясь прежде всего на принятые в обществе ценности и нормы. Поскольку механизм ценностнонормативной регуляции предполагает личное восприятие, размышление над тем, что является более предпочтительным для человека, та или иная ценность не может быть усвоена насильно. Чтобы стать частью внутреннего «Я» личности, ценность должна быть осознанной и принятой как желательное и необходимое, — «всякий смысл... обязательно подвергается критическому осмыслению, проходит испытание под знаком... ценностей, призванных допустить в мир добро и... ограничить зло» [3, с. 85]. И в этом состоит преимущество ценности для личности, заключающее в себе долю рискованности для общества. Благодаря данному процессу становится возможным появление нового, непредвиденного, создается потенциал для социального творчества, но сохраняется предсказуемость поведения по наиболее значимым, имеющим принципиальное значение вопросам.
Исследования и практика показывают, что между ценностью, которая была внутренне воспринята человеком, и его практическими действиями может существовать глубокое противоречие — разрыв между желаемым, предпочтительным и реальным, практически осуществляемым. В таком случае реальные действия человека будут вынужденными, принуждаемыми теми обстоятельствами, которые порождены окружающей средой. Воплощение ценности как внутреннего устремления в жизнь — процесс сложный, зависимый от множества факторов и условий. И пока для человека данная ценность будет иметь приоритетное значение, он продолжит стремиться к ее реализации, к поиску тех условий, где она станет возможной.
В 2012 г. нами было проведено социологическое исследование, посвященное изучению ценностных ориентаций современного студенчества [1]. Методом исследования было анкетирование. Выборочная совокупность составила N = 641 человек. При разработке методики были заимствованы материалы Института социологии РАН и Комитета социально-политического анализа и общественных связей г. Югры. Согласно полученным результатам [1, с. 62] для большинства пермских студентов важнейшие цели жизни заключаются в гуманистических ценностях личного счастья, а именно: наличие крепкой семьи, детей (73 %), здоровье свое и близких людей (69 %). Также практически 2/3 респондентов (63 %) считают, что одним из важнейших показателей реа-
лизации потенциала является финансовое и материальное благополучие. Половина опрошенных (51 %) уверены, что значимое место в их ценностной системе занимает такая ценность социального взаимодействия, как наличие надежных друзей. Для 39 % респондентов в качестве одного из критериев жизненного успеха выступает уверенность в себе, для 35 % — интересная работа. Еще треть опрошенных (33 %) в качестве важной сферы раскрытия своего потенциала называет любовь, пятая часть (21 %) — карьеру и высокую должность. Социально ориентированные общечеловеческие ценности называют в качестве наиболее важных ценностей гораздо меньшее количество респондентов: помощь своей стране, людям — 6 % опрошенных; жить по правде, совести, справедливости— 16 % (см. рис. 1).
Российскими социологами уделяется большое внимание проблеме ценностей молодых людей, которая изучается как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Сравнительный анализ полученных в нашем исследовании результатов и данных социологических исследований, проведенных НИИКСИ СПбГУ в 2006 г. в Санкт-Петербурге, Москве, Иваново, Перми и екатеринбургскими социологами в 2000 г. в Нижнем Тагиле, показывает, что семья, здоровье, друзья, интересная работа, деньги являются одними из наиболее приоритетных ценностей студентов. Ценности семьи и здоровья занимают лидирующее положение в системе ценностей подавляющего большинства санкт-петербургских, московских, ивановских, пермских и нижнетагильских студентов. Вместе с тем в исследовании НИИКСИ СПбГУ доля студентов, признающих одними из наиболее важных ценностей друзей и интересную работу, была выше доли студентов, считающих, что одной из важнейших ценностей являются деньги. Напротив, в проведенном нами исследовании доля студентов, придерживающихся мнения о том, что одними из самых главных жизненных ценностей выступают друзья и интересная работа, меньше доли студентов, называющих в качестве одной из самых важных ценностей материальное и финансовое благополучие. Среди студентов Нижнего Тагила доля тех, кто разделяет ценность денег, материальных благ, примерно равна доле респондентов, которые считают важной ценность семьи. Интересная работа, друзья являются важными ценностями для меньшего количества опрошенных. Таким образом, полученные в Нижнем Тагиле данные достаточно близки результатам нашего исследования.
Жизненные ценности студентов,
% от числа опрошенных
О 10 20 30 40 50 60 70 80
Наличие крепкой семьи, детей 72
Здоровье свое и близких людей 59
Финансовое и материальное благополучие 63
Наличие надежных друзей 51
Уверенность в себе ^ш 39 Интересная работа 35
Любовь зз
Карьера, высокая должность Яркие жизненные впечатления Возможность помогать близким Жить по правде, совести, справедливости
Свобода Уважение окружающих Творчество Помощь своей стране, людям Познание Обладание властью Достижение известности, популярности
Другое
Рис. 1
Качества, необходимые для достижения жизненного успеха,
% от числа отпрошенных
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Целеустремленность 78
Ум 60
Уверенность в себе 58
Трудолюбие, добросовестное отношение к делу 43
Образованность 40
Ответственность 40
НаЛИЧИе СВЯЗеЙ С "НУЖНЫМИ ЛЮДЬМИ" 36
Умение приспосабливаться Инициативность Удачливость
Финансовая и материальная обеспеченность Честность, принципиальность Отзывчивость, чуткость к другим людям
Доброта Чувство юмора
Сила ш з Красота ■ з Забота, прежде сего, о себе * 2 Другое I 1
Рис. 2
16
19
■ам 1; ■» 12 — 11 — 11 10
Не менее актуальным является вопрос о том, что служит для молодых людей своеобразными инструментами, помогающими достигать поставленных целей. Используя теоретикометодологический подход французского социолога П. Бурдье, мы можем говорить, что те или иные личностные ресурсы (человеческий капитал) могут играть неравнозначную роль в социальной деятельности индивида. Различные ресурсы, кроме того, и субъективно воспринимаются как более или менее важные. Анализ ценностных ориентаций современного студенчества показывает, что наиболее значимыми ресурсами-ценностями, благодаря которым возможны достижение жизненного успеха, личностная самореализация, являются: целеустремленность (по мнению большинства опрошенных — 78 %), ум (60 %), уверенность в себе (58 %), трудолюбие, добросовестное отношение к делу (43 %), образованность (40 %), ответственность (40 %), наличие связей с «нужными» людьми (36 %), умение приспосабливаться (31 %), инициативность (26 %), удачливость (19 %). Менее значимыми для большинства студентов являются такие качества, как финансовая и материальная обеспеченность (14 %), честность, принципиальность (12 %), отзывчивость, чуткость к другим людям (11 %), доброта (11 %), чувство юмора (10 %), сила (4 %), красота (3 %), забота, прежде всего, о себе (2 %) (см. рис. 2).
В рамках исследования изучались также ориентации молодых людей в отношении ряда важных социальных практик. Приведем некоторые результаты, затрагивающие вопросы уровня религиозности пермского студенчества, миграционного потенциала и ценностных ориентаций в отношении семьи и воспитания детей.
Результаты исследования показывают, что уровень религиозности пермского студенчества достаточно высок: в той или иной степени верующими признают себя большинство студентов (80 %). Но из них к глубоко верующим относят себя всего 3 % респондентов. Остальные (79 %) веруют скорее традиционно, всех обрядов и ритуалов не соблюдают либо практические совсем не интересуются церковной жизнью. Неверующими себя считают 18 % респондентов, из которых к убежденным атеистам себя относят 6 %. Индифферентно относится к религии 1 % студентов, никогда не задумывавшихся на религиозные темы.
Тенденции развития современного российского общества, особенности социально-экономического положения и социально-психологического самочувствия молодежи актуализируют вопрос о том, каковы желания молодых людей относительно переезда за границу. Согласно результатам исследования потенциал миграции молодежи из России очень высок: с теми или иными целями хотели бы уехать за границу 72 % респондентов. Навсегда хотели бы уехать 23 % молодых людей. Еще 17 % готовы уехать за рубеж только на время, для того, чтобы заработать денег. Данное обстоятельство служит подтверждением существующих в российском обществе проблем.
Как уже было отмечено, создание крепкой, счастливой семьи, воспитание детей занимают одно из важнейших мест в структуре жизненных ориентаций большинства студентов. Семья предстает в качестве одной из важнейших гуманистических ценностей личного счастья. Данная тенденция согласно результатам социологических исследований сохраняется на протяжении многих поколений россиян, что ярко отражает признаваемую нашими согражданами высокую значимость в их жизни семьи и тех благ, которые она может дать человеку.
Что же, по мнению студентов, необходимо для образования крепкой и счастливой семьи? Большинство студентов (83 %) уверены, что обязательным условием для ее создания является взаимная любовь как та гуманистическая ценность, что делает взаимные отношения между супругами духовно и чувственно более глубокими, полными и гармоничными. Вместе с тем многие современные молодые люди готовы создавать семью только тогда, когда будут располагать необходимым уровнем доходов, который позволит жить независимо от родителей, близких. Согласно мнению практически 2/3 респондентов (65 %), уровень доходов является еще одним важным фактором образования семьи. Половина опрошенных студентов (51 %) признают необходимость согласованности семейных и личных жизненных планов, еще около 36 % — наличия жилья для отдельного проживания от родителей (см. рис. 3).
Что является необходимым для создания семьи?,
% от числа опрошенных
Взаимная любовь
Уровень доходов, позволяющий жить независимо от родителей, близких Согласованность семейных и личных жизненных планов
Жилье для отдельного проживания от родителей
Хорошие отношения с окружением партнера (родителями, друзьями)
Опыт совместного быта
Чтобы партнеры подходили по уровню образования, культуры, были из одного социального слоя
Опыт совместной сексуальной жизни Чтобы партнеры подходили по возрасту
Другое
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90
65
36
ГГ) 11. 17
■ 5
1 1
■ 3
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Что является совершенно необходимым для создания семьи?»
Что является самым важным в воспитании детей?
% от числа опрошенных
Привить любовь к семье, дому, близким Воспитать честность, доброту, отзывчивость
Дать хорошее образование
Привить организованность, самодисциплину, ответственность Сформировать целеустремленность, деловые способности, "хватку"
Воспитать терпимость, гибкость, умение адаптироваться к ситуации Сформировать гражданскую позицию, убеждения, любовь к Родине
10
Обеспечить достойный круг общения, знакомств Воспитать веру в Бога
Другое | 1 Затрудняюсь ответить | 1
20
30
26
40
38
50
60 I 56 55
51
48
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Что является самым важным в воспитании детей?»
Большое значение имеет вопрос о том, что является для нынешних студентов самым важным в воспитании детей. Отвечая на него, более поло-
вины молодых людей (56 %) назвали такие качества, как любовь к семье, дому, близким, и примерно столько же (55 %) — честность, доброту,
отзывчивость. Половина респондентов (51 %) считает также, что важно дать детям хорошее образование, чуть менее половины (48 %) — привить организованность, самодисциплину, ответственность, 38 % — сформировать целеустремленность, деловые способности, «хватку», чуть более четверти (26 %) — воспитать терпимость, гибкость, умение адаптироваться к ситуации. Существенно меньшая доля молодежи считает, что важно сформировать в детях гражданскую позицию, убеждения, любовь к Родине (9 %), обеспечить достойный круг общения, знакомств (7 %), воспитать веру в Бога (4 %) (см. рис. 4).
Таким образом, исследование показывает, что любовь к родным и близким, являясь значимой ценностью для молодых людей, должна быть, по их мнению, воспринята и детьми как одна из таковых. Несмотря на то что честность, доброта, чуткость к людям не являются, по мнению большей части опрошенных, главными качествами, которые могут помочь современному человеку достичь благополучия в жизни, дети, как считает значительное количество студентов (хотя и далеко не подавляющее большинство), должны воспитываться прежде всего добрыми, честными и отзывчивыми. Современные же либеральные ценности: организованность, самодисциплину,
ответственность, целеустремленность, деловые способности, «хватку», — которые, как показало исследование, разделяет значительное число молодых людей, важно, по их мнению, воспитывать и в детях. Другими словами, многие молодые люди не только сами внутренне усвоили, восприняли эти, во многом новые для российского общества, ценности, но и считают необходимыми передать их будущему поколению.
Механизм регуляции социального поведения выступает в виде сложной, культурно обоснованной системы, где, помимо ценностей, существуют и нормы. Нормы представляют собой определенные правила поведения, указывающие, как должны поступать люди в тех или иных ситуациях в мире их повседневности. В исследовании получил освещение ряд вопросов, связанных с проблемой нормативного сознания и поведения студентов.
Исследование показывает, что в целом пермское студенчество придерживается негативной позиции по отношению ко многим поступкам, которые принято считать аморальными либо неэтичными: в число безусловно табуированных действий входят плохое воспитание детей, их заброшенность и беспризорность (94 %), жестокое обращение с животными (88 %), употребление
наркотиков (86 %), пьянство, алкоголизм (72 %). Кроме того, к числу недопустимых действий, с точки зрения большинства, хотя и не подавляющего, относятся публичное проявление неприязни к представителям других национальностей (65 %), измена Родине (63 %). Более половины респондентов не приемлют проституцию (55 %) и супружескую измену (53%). По мнению половины и чуть менее половины опрошенных, никогда не могут быть оправданы взяточничество (50 %), гомосексуализм (49 %) и аборты (47 %).
Многие традиционно неодобряемые обществом поступки, как показывает исследование, сегодня пересматриваются, демонстрируя тенденцию перехода от отношения осуждения к снисходительности и оправданию. Так, только менее половины студентов в качестве недопустимых рассматривают деловую необязательность (43 %), уклонение от уплаты налогов (40 %), хамство, грубость и нецензурную брань (37 %). Следует отметить, что указанная тенденция просматривается и относительно некоторых названных выше социальных действий. Еще более ярко она проявляется в отношении студентов к обогащению за счет других (28 %), уклонению от службы в армии (20 %), сопротивлению полиции (20 %), присвоению найденных денег (13 %), безбилетному проезду в общественном транспорте (10 %), которые, как мы видим, не одобряются лишь 10-28 % опрошенных, и, следовательно, рассматриваются большинством как общественно приемлемые поступки (см. табл. 1).
Приверженность тем или иным нормам проявляется не только в словах, но и в поступках, совершаемых людьми, поведении, которому они следуют в повседневной жизни. Студентам в ходе опроса был задан вопрос о том, приходилось ли им делать что-то из того, что традиционно не одобряется обществом.
Как показывает анализ полученных данных, наиболее табуированным поступком является употребление наркотиков, это категорически не приемлет большинство опрошенных (86 %). Вместе с тем часть студентов проявляют лояльность относительно данного социального явления. Терпимо относятся к употреблению наркотических веществ 5 % респондентов, заявляя при этом, что сами наркотики не пробовали, но других за это не осуждают. Еще 7 % говорят о том, что в своей жизни они пробовали наркотики, 1 % опрошенных употребляет их часто.
Большинство (но не подавляющее) молодых людей являются противниками гомосексуализма
(63 %), использования секса в корыстных целях (62 %) и взяточничества (60 %), а о своем терпимом отношении к подобному говорят около трети опрошенных: 30 %, 27 % и 27 % соответственно. В личной практике в сфере экономических отношений нарушали табу 12 % респондентов, дававших взятки (из них 2 % — часто) и 4 % опрошенных, уклонявшихся от налогов (их них часто — 1 %). При этом уклонение от налогов считают недопустимым чуть более половины респондентов (54 %), еще 35 % сами никогда этого не делали, но других за это не осуждают.
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Какие из следующих поступков никогда не могут быть оправданы, какие могут быть допустимы иногда, а к чему следует относиться снисходительно ?»
(% от числа опрошенных)
Поступки Никогда не может быть оправдано Иногда это допустимо К этому следует относиться снисходительно Затрудняюсь ответить
Обогащение за счет других 28 49 12 11
Хамство, грубость, нецензурная брань 37 50 10 3
Деловая необязательность 44 28 13 15
Публичное проявление неприязни к представителям других национальностей 65 18 11 6
Присвоение найденных денег 13 49 31 7
Проституция 55 16 19 10
Г омосексуализм 49 13 30 8
Употребление наркотиков 86 8 3 3
Дача/получение взятки 51 35 7 7
Уклонение от уплаты налогов 40 36 12 12
Пьянство, алкоголизм 72 15 8 5
Безбилетный проезд в общественном транспорте 10 53 34 3
Уклонение от службы в армии 20 48 25 7
Жестокое обращение с животными 89 7 2 2
Измена Родине 64 14 6 16
Плохое воспитание детей, заброшенность, беспризорность 94 1 2 3
Сопротивление полиции 20 57 12 11
Супружеская измена 53 30 9 8
Аборт 47 36 8 9
В своей жизненной практике многие респонденты включаются в добрачные сексуальные отношения — об этом говорят 56 % молодых людей. Часто курят треть опрошенных (30 %), 34 % делают это редко либо только пробовали. Крепкие спиртные напитки часто употребляет пятая часть опрошенных (20 %), более половины молодых людей (59 %) практикуют это в своей жизни редко или только однажды пробовали (см. табл. 2).
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Приходилось ли Вам совершать следующие поступки ?»
(% от числа опрошенных)
Поступки Да, часто Редко (только пробовал) Сам этого не делал, но других за это не осуждаю Нет, противник подобных действий Не хочу отвечать на вопрос
Курение 30 34 9 25 2
Употребление крепких спиртных напитков 21 60 4 12 3
Употребление наркотиков 1 7 5 86 1
Дача взятки 2 10 27 59 2
Уклонение от налогов 1 3 35 55 6
Вступление в половые связи до брака 38 18 15 6 23
Использование сексуальных связей для достижения корыстных целей 2 3 27 62 6
Сексуальные отношения с человеком своего пола 1 2 30 63 4
Таким образом, можно сделать вывод: несмотря на то, что нормативно-правовое сознание студенчества является достаточно размытым, в целом студенты сохраняют приверженность многим традиционно одобряемым обществом нормам. Вместе с тем ряд других традиционных норм морали пересматривается, демонстрируя тенденцию перехода от отношения порицания, неодобрения к снисходительности, оправданию и принятию.
Подводя итог, отметим, что реализация студенческой молодежью своего потенциала направлена в большей степени на частную, приватную сторону жизни — семью и ближайшее социальное окружение, а также на удовлетворение потребностей в сфере труда. Одновременно это служит одной из причин слабой вовлеченности молодых людей в активистскую политическую деятельность и функционирование общественных организаций. Сложившаяся ситуация тормозит развитие в молодежной среде гражданских инициатив как механизма воздействия на процессы принятия управленческих решений, а значит, и влияет на особенности социально-политического и экономического развития общества.
Список литературы
1. Антипьев А.Г., Захаров H.H., Маркова Ю.С. Жизненные и духовно-нравственные ценности российского студенчества (по материалам социологического исследования студентов
г. Перми): монография. Пермь: Изд-во Прикам-ского социального института, 2012. 148 с.
2. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 26-36.
3. Коневских Л А. Современное состояние мира и российского общества // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. 2012. № 6. С. 81-86.
4. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. №4. С. 37-43.
LIFE VALUES OF MODERN STUDENTS Julia S. Markova
Perm State National Research University, 15, Bukirev str., Perm, 614990, Russia
In the paper attention is paid to formation of students’s values in modem society. The author describes the results of sociological empirical research which was conducted among Perm university students. Questionnaire was the research method. Based on the findings the structure of terminal and instrumental values of students is characterized, spheres and resources of human potential realization, which are most significant for students, are noted. The author considers questions of religiosity level of the Perm students, migratory potential and valuable orientations concerning a family and education of children. The attitude of young people to the phenomena and processes which traditionally aren't approved by society is shown. Conclusions about tendencies of change of axiological and normative consciousness and behavior of students are present in this paper.
Key words: values; norms; studentship; human potential.