Научная статья на тему 'Психологический портрет личности современного студента (региональный взгляд)'

Психологический портрет личности современного студента (региональный взгляд) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7337
647
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНТЕРЕСЫ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНИ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF THE STUDENT'S. PERSON / PSYCHOLOGICAL PORTRAIT / VALUES OF THE PERSON / VALUABLE ORIENTATIONS / INTERESTS / REPRESENTATIONS ABOUT A LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Наталья Вильямовна

В данной работе мы постарались представить некий срез студенческой жизни, на протяжении всего периода обучения в вузе, разобраться в проблемах студенческой жизни с точки зрения самих студентов, а также «увидеть» портрет современного студента: его жизненные цели и ценности, идеалы и приоритеты, отношение к различным сторонам современной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological portrait of the modern studen' s person (a regional sight)

This article is considered a certain cut of a student's life, during all period of the training in the high school to understand a problems of a student's life from the point of view of students, and also «to see» a portrait of the modern student: their vital purposes and values, their ideals and priorities, the attitude to the various parties of a modern life.

Текст научной работы на тему «Психологический портрет личности современного студента (региональный взгляд)»

УДК 316.6

Н. В. ИВАНОВА

Курский государственный университет E-mail: [email protected]

Психологический портрет личности современного студента

(региональный взгляд)

В статье представлен срез студенческой жизни на протяжении всего периода обучения в вузе, выясняются проблемы студентов с их точки зрения, сделана попытка создать портрет современного студента, включающий его жизненные цели и ценности, идеалы и приоритеты, отношение к различным сторонам современной жизни.

Ключевые слова: психологический портрет, ценности личности, ценностные ориентации, интересы, представления о жизни, динамика развития личности студента.

N. W. IVANOVA

Psychological Portrait of the Modern Studen's Person (a Regional Sight)

This article is considered a certain cut of a student's life, during all period of the training in the high school, to understand a problems of a student's life from the point of view of students, and also "to see" a portrait of the modern student: their vital purposes and values, their ideals and priorities, the attitude to the various parties of a modern life.

Key words: psychological portrait, values of the person, valuable orientations, interests, representations about a life, dynamics of development of the student's person.

Проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает в настоящее время большее значение. Современное общество предъявляет выпускнику вуза особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность и творчество. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими проблемами, разобраться в которых не всегда под силу самим студентам.

Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева. Но происходящие изменения в социально-экономической и политической жизни предъявляют новые требования к обучению студентов, а следовательно, продолжению исследований психологических особенностей молодежи - студентов настоящего времени. Целью данной работы стало обобщение эмпирических исследований студенчества как субъекта общения и обучения в высшей школе за последнее десятилетие. Это время новых идей, новых взглядов на мир, новых представлений о его развитии не могло не отразиться на становлении молодых людей, родившихся в конце 1980-х гг.

В период с 2000 по 2009 г. нами проводился ряд исследований психологического портрета современных студентов, обучающихся

как в высших, так и в средне-специальных учреждениях г. Курска. Нас интересовал не только сам студент как носитель определенных свойств и качеств характера, эмоциональных проявлений, определенных умений и навыков, которые способствовали выбору данной профессии, но личность молодого человека, сформировавшегося в «перестроечное время» развития нашего общества, в целом.

Психологический портрет личности студента - это комплексное исследование личности, позволяющее раскрыть нравственную, эмоциональную и интеллектуальную ее составляющие.

Нравственная подструктура личности оценивалась по характеру целей и ценностей жизни данного человека, содержанию его идеалов и интересов, убеждений и принципов, этическим и эстетическим нормам поведения.

Эмоционально-волевая подструктура оценивалась по выраженности эмоциональных проявлений и самоконтролю человека, открытости (замкнутости) по отношению к различным жизненным проявлениям.

Интеллектуальная подсистема определялась по выраженности самосознания и проявлению интеллекта в конкретных областях знаний, по характеру мотивации деятельности.

Личность современного студента имеет свою специфику, особенно в нравственном

и когнитивном компонентах содержания, что требует осмысления и глубокого изучения для выработки новых методологических подходов в процессе воспитания и обучения. Наше исследование проводилось на базе Курского государственного университета (КГУ), Курского государственного технического университета (КГТУ), Курского медицинского университета (КМУ), Курской государственной сельскохозяйственной академии (КГСХА), Экономико-компьютерного техникума, Индустриального института. В обследовании участвовали студенты 1-5-х курсов этих учебных заведений (всего 2510 человек).

Для изучения выделенных структур личности был составлен методический блок, состоящий из 9 методик, в том числе: методика М. Рокича для диагностики ценностных ориентаций студентов; методики изучения значимости различных сфер жизни человека; методики Ч. Д. Спилбергера изучения уровня тревожности, негативных эмоций и познавательной активности; методики изучения мотивации учения А. Н. Прихожан; методики Г. Айзенка изучения уровня интеллекта, а также ряд авторских методик.

В данной статье нашли свое отражение эмпирические исследования последних пяти лет, выполненные творческой группой студентов под руководством автора. Безусловно, собранный и представленный здесь материал не претендует на глобальность в изучении данного вопроса, это исследование может быть рассмотрено как определенный срез изучения студенчества. Представленные здесь материалы отражают в большей степени жизнь студентов в регионе.

Согласно мнениям многих исследователей, на этапе студенчества структура личности меняется в связи с вхождением в новую, «взрослую» жизнь, более широкие и разнообразные социальные общности, происходит интенсивное интеллектуальное развитие, формируется учебно-профессиональная деятельность. Изучение закономерностей развития человека в студенческом возрасте позволяет говорить о психических особенностях личности в данный период.

Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно стабилизируются целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, повышается интерес к моральным вопросам

(цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-20 лет развита не в полной мере. В связи с этим нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков. Так, В. Т. Лисовский отмечал, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и частых отрицательных про-явлений1.

В ряде социально-психологических и психолого-педагогических исследований изучаются структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и т.д.

Выражая определенные качества личности, ценностная ориентация в то же время является и средством реализации определенных общественных целей. Следует отметить, что определяющей силой развития и преобразования общества является несовпадение целей и интересов людей или соответствующих групп. В рамках этого подхода исследуется общий фундаментальный вопрос о природе интересов и способе осознания их действующим субъектом.

В большинстве современных исследований ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. Так, согласно М. Рокичу, ценность - устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально или социально предпочтительный перед или наряду с каким-либо иным способом поведения или существования в аналогичной ситуации. Система ценностей есть устойчивая совокупность убеждений. Выделяя три типа убеждений: экзистенциальные, оценочные и прогностические, М. Рокич относит ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности/нежелательности способа поведения (операциональные, инструментальные ценности) и существования (смысловые, терминальные ценности)2.

В рамках проведения нашего исследования студентам с целью изучения иерархии ценностей жизни было предложено ответить на вопросы по методике М. Рокича «Диагностика ценностных ориентаций» и методике «Значимость для студентов различных сфер жизни». Респонденту были предъявлены два списка ценностей (по 16 в списке), каждую из которых он оценивает по 5-балльной системе в соответствии с ее значимостью (5 - наиболее, 1 - наименее значимая).

В данной работе нашли отражение результаты опроса, проведенного в 2007-2009 гг. на базе КГУ (государственного учреждения) и Индустриального института (негосударственного) для сравнения ценностных ори-ентаций личностей как различного профиля деятельности, так и организации самого процесса обучения.

Как показали наши исследования, проведенные в государственном вузе, в настоящее время наивысшие баллы получили следующие ценности: любовь (4,62), здоровье (4,61), уверенность в себе (4,6).

На первое место молодые люди ставят любовь в силу своего возраста (18-19 лет), которому присущи возвышенность и романтизм.

Здоровье - на втором месте: это говорит о том, что студентов стало больше интересовать свое самочувствие (является хорошим показателем или свидетельствует о том, что со здоровьм начинаются проблемы).

Появление среди наиважнейших ценностей такой категории, как «уверенность в себе», - показатель того, что студентам не хватает данного личностного качества, или это проявление механизма социального подражания: «быть современным молодым человеком - значит быть уверенным».

Следующие позиции занимают ценности: самостоятельность (4,45) - студенты хотят больше свободы, «вырваться из-под родительской опеки»; счастливая семейная жизнь (4,41) - семья занимает ведущее место в жизни молодых людей, но, надо отметить, не является неоспоримой ценностью, как у предыдущих поколений; хорошие и верные друзья (4,38) - влияние возрастных проявлений, друзья для молодежи занимают одну из лидирующих позиций, что говорит о потребности молодежи в общении и наличии такой возможности.

Представленные результаты являются некоторым обобщением результатов не-

скольких лет, поэтому необходимо прокомментировать отдельные позиции. Так, заметно «падает» позиция семьи при оценке ценностей современными студентами, что можно объяснить снижением данной категории в общественном сознании, а также таким «модным» явлением, как «гражданский» брак, что тоже негативно сказывается на понимании семьи как жизненной ценности.

Следует указать на возрастание роли «здоровья» как значимой категории, которая впервые (среди наиболее значимых) появилась у студентов, рожденных в 1984-1986 гг. Как отмечают социологи и генетики, с этого периода стал отмечаться спад акселерации (возможно, для нашего региона это еще и реакция на чернобыльскую катастрофу).

Также необходимо отметить тенденцию к увеличению роли таких качеств личности, как «уверенность», «самостоятельность», «коммуникабельность», что свидетельствует, на наш взгляд, о влиянии социальных стереотипов времен «перестройки», тиражируемых в средствах массовой коммуникации.

Средние позиции получили ценности: свобода и независимость (4,34) - возможно, потому, что некоторые воспринимают свободу как свободу от обязательств; активная деятельная жизнь (4,28), интересная работа (4,22) - в настоящий момент главное для студентов - учеба, и не многие еще всерьез задумываются о завтрашнем дне, их больше устраивает беззаботная студенческая жизнь (возможно, и потому, что не всегда интересная работа хорошо оплачивается).

Меньшие баллы получили ценности: материальная обеспеченность (4,16) - основная масса студентов из благополучных семей, и для них материальное благополучие вполне закономерное явление; познание (3,2), удовольствие (3,86) - видимо, потому, что большинство их потребностей удовлетворено.

Наименьшие баллы получили: красота (3,76) - очень плохая тенденция, так как люди не стремятся к прекрасному, не интересуются красотой во всех ее проявлениях; общественное признание (3,7) - говорит о том, что студенты не задумываются об уважении окружающих людей и, соответственно, им не очень интересно их признание; творчество (3,59) - молодым людям в их бешеном ритме жизни просто некогда заниматься творчеством; равенство (3,4) - занимает последнее место, видимо, потому, что студенты еще

не сталкивались в жизни с неравенством, с дискриминацией и со всеми ее негативными проявлениями.

Как показывают результаты опроса, проведенного в негосударственном вузе, содержание терминальных ценностей в структуре личности современного студента отличается определенной специфичностью: семья и друзья занимают 1-е и 2-е места; стремление получать удовольствие - 3-е; быть уверенным в себе - 4-е; здоровье, стремление к познанию, уважение коллектива - 5-е; ценность свободы и независимости, ценность красоты, равенства среди людей - 6-8-е; самостоятельность, любовь как чувство другого человека, занятие учебой - 9-10-е места; творчество, активная жизненная позиция, общественная деятельность занимают последние места в системе ценностей.

В системе ценностных ориентаций молодежи первые два места занимают семья и друзья, что весьма традиционно, так как родительская семья достаточно длительное время, до создания собственной семьи, остается первостепенной категорией жизни человека. Наличие данной категории в первых рядах ценностных ориентаций, на наш взгляд, указывают на развивающуюся тенденцию к инфантилизму современной молодежи.

Эта тенденция находит свое подтверждение и в других показателях нравственных категорий опрошенных студентов. Так, стремление получать удовольствие занимает 3-е место (высокое положение данной категории в системе ценностей современных студентов показывает, что подрастает поколение молодых людей, стремящихся в большинстве своем вести праздный образ жизни, что становится нормой и навязанным СМИ стереотипом жизни).

В то же время ценности, связанные с практической жизнью молодежи, - стремление заниматься каким-либо любимым делом или учебой, творчеством или общественно-значимой деятельностью - получили очень низкие значения в иерархии ценностей.

Достаточно невысока значимость и духовных ценностей в структуре личности студентов: самостоятельность и независимость в суждениях и поступках; свобода; уважение равенства среди людей занимают низшие позиции в иерархии. Удивляет тот факт, что даже такая типичная для данного возраста

ценность, как любовь (чувство другого человека), тоже вошла в данную категорию.

Данные показатели заставляют задуматься об уровне духовности современного студента как будущей элиты общества. Это является лишним доказательством влияния эпохи нестабильности и крушения духовных ценностей конца 1990-х гг. в нашей стране, периода становления личности данной возрастной группы.

Таким образом, можно отметить низкий уровень в целом сформированности ценностных ориентаций данной группы студентов, в частности, представленности духовных и эстетических ценностей в структуре личности, отсутствие стремления к самосовершенствованию или самореализации в каком-либо конкретном деле. Ценности изученной возрастной группы заметно отличаются не только от традиционной иерархии ценностей студентов, но почти на порядок -от соответствующих показателей студентов других вузов города.

Значимая ценность, отраженная в стремлении получать удовольствие и не иметь материальных затруднений в жизни, указывает на возросшую потребность современных молодых людей в иждивенческой позиции и желании оставаться детьми. Принимая во внимание невысокий социальный статус семей данных студентов, порой сложное материальное положение и высокую занятость родителей, закономерным является вывод об их защитной реакции на определенные жизненные трудности, с одной стороны, и все возрастающее стремление современных молодых людей к материальному благополучию и инфантилизму, с другой.

Рассмотрим дифференцированно выраженность стремлений студентов по наиболее значимым ценностям в жизни человека.

Общий анализ проблемы показывает, что такие ценности, как здоровье; стремление заниматься интересным делом; стремление к познанию, к расширению своего кругозора; стремление заниматься творчеством; стремление быть в центре событий и активно в них участвовать, получили достаточно полярные оценки студентов.

Так, при оценке стремления заниматься интересным делом восьмая часть студентов оценила его как наименее значимую категорию, при этом только треть поставила наивысшие оценки (рис. 1).

Такая градация ценностей вызывает настороженность в отношении дальнейшего развития той группы молодых людей, которые не видят цели своей жизни ни в учебе, ни в работе. Соотнося эти данные с известными тенденциями современного общества, можно предполагать, что именно данная категория молодежи, стремится к праздному образу жизни, возможно, не лишена пагубных влечений к алкоголизму или наркотикам. Опыт социально-психологических исследований показывает, что чаще всего это дети из неблагополучных семей или тех родителей, которые сами в середине 1990-х гг. потеряли нравственные ориентиры.

Отличает данных студентов и их отношение к любви как чувствам другого человека. Традиционно считается, что отношение к любви в этом возрасте самое положительное, любовь ставится по значимости в жизни молодых людей в число первых пяти значимых категорий. Но в нашем исследовании мы столкнулись с негативным отношением или, точнее сказать, с пренебрежением к такой категории, как «любовь» (рис. 2).

Аналогичное отношение к интересной работе или учебе. Так, студенты 2-го курса считают, что расширение кругозора является не очень значимой ценностью, можно сказать, второстепенной, при этом 16% опрошенных вообще отвергают данную ценность.

Какие же ценности, кроме общечеловеческих (семья, друзья, здоровье), являются приоритетными для второкурсников техникума? К сожалению, лидируют стремление к отсутствию материальных затруднений в жизни и получению удовольствий.

При этом мнения студентов по отношению к категории «стремление к отсутствию материальных ценностей» разделились следующим образом: 63% опрошенных оценили ее высоко, считая наличие материальных средств необходимым для полноценной жизни; 24% не придают особой значимости материальным ценностям; 13% вообще оценили данную категорию низко (баллы 1 и 2). Такое отношение к данной категории является отражением общественной нормы последних нескольких лет, пропаганды обеспеченной

низший 13%

высший 40%

средний 47%

□ 1 □ 2 □ 3

Рис. 1. Выраженность отношения к ценности «интересное дело»

Рис. 2. Выраженность отношения к ценности «любовь»

жизни и превалирования материальных ценностей для определенной группы молодежи.

Подтверждением данной тенденции выступает и дифференциация мнений по отношению к ценности «стремление к получению удовольствий»: более половины опрошенных студентов считают ее приоритетной (рис. 3).

Для данной группы студентов характерно слабо выраженное стремление к участию в общественной жизни или ведению активного образа жизни.

При таком соотношении ценностей самореализация, самовыражение личности чаще всего принимают негативные формы или уход в виртуальный мир.

Таким образом, структура терминальных ценностей студентов негосударственного вуза достаточно однородна, но при этом иерархия их слабо выражена. В структуре личностных ценностей значимое место занимают ценности иждивенческого характера, направленные на получение удовольствий и развлечений, почти не представлены ценности практического или познавательного аспектов, ценности самореализации или самосовершенствования не выражены.

Рассмотрим представления студентов о значимых качествах личности человека или, другими словами, об идеале: молодом человеке современности. Студентам было предложено оценить по 5-балльной системе качества, какими должен обладать современный молодой человек. В представлении студентов данного вуза это: уверенность в себе (4,44); настойчивость в достижении цели (4,27); умение логично и быстро мыслить (4,18); решительность в отстаивании своих взглядов (4,08); вежливость (4,08); чуткость, заботливость (4,06); дружелюбие и терпимость по отношению к другим людям (4,00).

Как видно из данных результатов, современный молодой человек - это человек целеустремленный, решительный в действиях и словах, уверенный в себе и настойчивый в достижении своих целей, получивший высшее образование, при этом не лишенный душевных качеств: чуткости, заботливости, вежливый по отношению к другим людям.

Однако данный образ некого самоуверенного молодого человека отличает стандартность личности, имеющей узкие интересы, не слишком трудолюбивой и честной в своей деятельности. Противоречивость выразилась в сочетании целеустремленности и невысоких запросов в жизни, а также терпимости по отношению к другим людям и невысокого уровня сдержанности и самоконтроля.

Вызывает сожаление тот факт, что такие качества личности, как трудолюбие, широкий кругозор, честность и правдивость в отношениях и в работе не получили должного места в системе представлений студентов об идеальном человеке современности. Следовательно, в воспитательной работе со студентами необходимо уделить внимание обсуждению вопросов, связанных с профессиональной этикой и культурой поведения, поработать над понятиями «образованный», «культурный» и «воспитанный человек».

Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в

Рис. 3. Выраженность отношения студентов к ценности «стремление к получению удовольствий»

себе не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости - ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его самосознания. Перед ним стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентацию и определение своего места во взрослом мире, предполагает наряду с дифференциацией умственных способностей, интересов, без которой затруднителен выбор профессии, развитие интегративных механизмов самосознания, выработку мировоззрения, жизненной позиции, а также определенных психосексуальных ориентаций

Интерес - это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентации, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражении действительности.

Характеризуя интерес (в общепсихологическом определении - это эмоциональное переживание познавательной потребности) как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении, термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т. д. Такое смещение понятий, во-первых, связано с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации, во-вторых, объясняется тем, что сам по себе интерес - это сложное неоднородное явление. Интерес определяется как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы, и здесь важна дифференциация видов интереса и отношений к учению.

Так, в нашем исследовании по изучению интересов, которое продолжалось в течение всего мониторинга с 2000 по 2008 г., принимали участие студенты зооинженерного и финансового факультетов КГСХА. а также третьекурсники факультета иностранных языков КГУ.

На первом его этапе студентам было предложено оценить в баллах (от 0 до 10) свой интерес к различным сферам жизни человека: политическая жизнь страны; социальные проблемы общества; создание семьи; общение со сверстниками; любовь; секс; религия; алкоголь; табакокурение; наркотики; образование; чтение книг; компьютерные игры; Интернет; социальные конфликты в мире; будущее планеты; будущее России; спорт.

Формы досуга студенческой молодежи также стали предметом нашего исследования. Наиболее распространенными формами проведения свободного времени среди наших респондентов оказались «традиционные» - телевидение, музыка, общение с родственниками и с друзьями. На втором месте по-прежнему осталась «продвинутая» форма, ориентированная на посещение баров, дискотек, занятие спортом, компьютером. Стойким остается интерес студентов к изучению литературы, книг, но, к сожалению, в большинстве случаев профессиональной или развлекательной.

Результаты исследований показали, что около 30% опрошенных озабочены проблемами секса, что в какой-то мере объясняется возрастными особенностями юношества, но в то же время повышенный интерес к данной проблеме говорит об их неумении компенсировать что-либо другими интересами; около 25% мечтают о любви как наиболее значимом ценностном ориентире в жизни. Примерно 60% респондентов, выбравших данный ценностный параметр, - девушки, которые в период юношества продолжают жить романтическими идеями и увлечениями. Но, к сожалению, среди них есть те, кто разочаровался в любви и не считают ее ценностью.

На следующей ступени по дифференциации интересов стоят обеспокоенность за будущее России, религия, спорт и спортивные достижения. Примерно 25% опрошенных показали обеспокоенность за будущее России, что опровергает точку зрения об индифферентности студентов как одной из активных социальных категорий. Около 15% респондентов стремятся заниматься спортом. Что касается религии, то только 17 человек из опрошенных видят в ней один из главных нравственных стержней нашего общества.

Можно также сказать о гендерной дифференциации данных интересов:

девушек (18%) больше заботят проблемы учебы и любви, секса, в то время как юноши

(41%) увлечены сексом, Интернетом и компьютерными играми. Общение с друзьями важно для всех студентов.

Успехи учебной деятельности студентов примерно на 70% обусловлены именно мотивацией, а на долю способностей приходится всего 30%. Значит, именно комплекс мотивов побуждает студентов успешно учиться, от степени его выраженности зависит академическая успеваемость и другие показатели учебной работы. Причем внешние условия опосредованно влияют на процесс обучения, действуют в основном на этапе адаптации, затем их влияние ослабевает, и решающее значение начинают играть именно внутриву-зовские факторы. Эта группа факторов проявляет свое действие в рамках самого учебно-воспитательного процесса, и ими можно управлять.

Нынешние молодые люди рассчитывают, прежде всего, на свои силы, о чем свидетельствуют как мотивация получения образования (желание проверить себя и свои возможности), так и характеристика качеств, которыми, с точки зрения респондентов, сегодня обладает молодежь (независимость суждений, самостоятельность поступков).

Не менее значимым для респондентов представляется приобщение к современным информационным технологиям. В связи с отсутствием необходимых учебников, учебных пособий и соответствующего информационного обеспечения у большинства опрошенных (так как само наличие домашнего компьютера, по данным официальной статистики, гарантирует возможность пользования Интернетом только 38% их владельцев) приобщение молодых людей к их будущей специальности затруднено и малоэффективно. Но в последние годы эта цифра, безусловно, возросла.

По нашим данным, процент студентов, склонных к вредным привычкам и девиант-ному поведению, после 25 лет снижается. Пик активности в употреблении алкоголя и никотина приходится на возраст 19-24 года, а наркотиков - на период 1 7-1 9 лет, хотя в нашем исследовании наркотики не вызывают интереса у опрошенных студентов, а употребление алкоголя находится на нижней ступени. Значительную роль в распространении вредных привычек среди молодежи вообще и студенчества в частности играет, на наш взгляд, реклама алкогольных напитков и сигарет в СМИ, повсеместная доступность и

дешевизна алкогольной продукции, ее продажа без возрастных ограничений, отсутствие системы мер борьбы с наркотиками.

На втором этапе исследования нам необходимо было получить знания о направленности личности студентов, поскольку это послужило дополнительной, уточняющей информацией о стремлениях и потребностях молодежи. Для этого мы использовали методику «Определение направленности личности», разработанную Б. Бассом. В результате была выявлена направленность:

на себя (Я) - агрессивность в достижении статуса, властность, эгоистичность, тревожность, раздражительность, интровертиро-ванность. Эта категория опрошенных (46%) проявляет некоторую враждебность по отношению к окружающим людям из-за желания иметь более высокий статус, нежели он есть сейчас. Внешне они очень раздражительны, на занятиях проявляют нервозность, с ними трудно общаться;

на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, социальное одобрение, потребность в эмоциональных отношениях с людьми (36% студентов). Большинство опрошенных дружелюбны, стремятся больше общаться, прикладывая для этого усилия. В учебе некоторые из респондентов не очень сильны, но это не мешает им комфортно чувствовать себя в коллективе, поскольку для них важными являются эмоциональные отношения с людьми, желательно положительные;

на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, ориентация на деловое сотрудничество (18 % опрошенных). Фактически данная категория представляет собой группу будущих руководителей, которые с самого раннего возраста придерживаются отношений, направленных на решение каких-либо проблем. Они стремятся занять достаточно высокий статус в обществе, но путем решения определенных проблем, то есть могут сотрудничать с любыми людьми.

Можно сказать, что на выбор интересов влияет также направленность личности, большинство студентов ориентированы на общение, соответственно, и интересы у них доминируют те, которые в той или иной мере связаны с окружающими людьми: общение, любовь, секс.

Таким образом, в своем исследовании интересов студентов мы пришли к выводу о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

том, что они проявляют повышенный интерес к общению со сверстниками, к любви, сексу, учебе, компьютерным играм, Интернету. Данный интерес не является ситуативным и поверхностным, поскольку базируется как на направленности личности на общение, так и на стремлении студентов к взаимоотношению (в том числе с противоположным полом) и карьере.

Профессиональные ценности являются одной из составляющих мотивационно-по-требностной стороны деятельности. Сила мотива и эффективность труда человека зависят от того, насколько ясно им осознается цель, смысл деятельности. Успешный в профессии человек способен адекватно оценивать себя и свою деятельность, хорошо осознавать важные для себя в настоящий момент профессиональные ценности, осознавать себя как профессионала.

Исследования современных ученых свидетельствуют о значительной неустойчивости моральных критериев, неуверенности в завтрашнем дне, потере интереса к духовным ценностям у студентов, в то время как молодость - время построения глобальных жизненных планов и долговременных перспектив.

Для проведения исследования нами были выбраны студенты двух вузов, так как их состав полностью удовлетворяет цели нашей работы - дифференциации по половому признаку и профессиональной принадлежности: 3-го курса факультета иностранных языков КГУ (115 человек, среди которых 103 девушки и 12 юношей) и 4-го курса машиностроительного факультета КГТУ (115 человек, из которых 12 девушек и 103 юноши). Была применена авторская методика, разработанная на основе опросника И. Дубова по изучению целей больших социальных и половозрастных групп. Она направлена на выявление приоритетных целей молодежи, а также отношений между основными категориями ценностей: критерии удовлетворенностью рабочим местом (высокая заработная плата, личностный интерес, возможность карьерного роста), любовь или материальная обеспеченность, приобретение статусной вещи или возможность получения второго образования, получение второго образования или создание семьи.

Результаты исследования показали, что наиболее значимой целью большинства

студентов является получение высшего образования (80%), так как учеба в вузе для них - основной вид деятельности, которая потребовала больших затрат сил и средств. Это подтверждает тенденцию к повышению ценности образования в современном обществе. Мы наблюдаем, что среди опрошенных представителей КГТУ тех, кто не считает получение высшего образования жизненной необходимостью, больше (КГУ - 93%, КГТУ - 67%). Мы объясняем это неудовлетворенностью выбранной профессией, неверием в возможности применения полученных в вузе знаний на рабочем месте. Многие студенты КГТУ уже имеют опыт работы, вполне удовлетворены ее результатами и рассматривают обучение скорее как препятствие, отнимающее массу времени и сил.

Второй целью является устройство на работу (73%). Юноши и девушки стремятся к самореализации, приобщению к миру взрослых, долгожданной независимости, проверке себя, применению накопленного ими опыта, приобретенных знаний, умений, навыков. Студенты КГУ в большей степени (87%) озабочены поисками рабочего места. Мы объясняем это желанием работать по специальности, но сфера применения полученных знаний не столь широка и не соответствует затраченным усилиям на их приобретение. Кроме того, многие студенты КГТУ уже работали или сейчас продолжают работать и поэтому не видят трудности в поисках работы.

На третьем и четвертом местах оказались пункты «повысить свою конкурентоспособность» (50%) и «получить второе образование» (43%). Этот выбор также вполне естественен и является характерной чертой данной возрастной категории и современного состояния общества. Юноши и девушки активно и сознательно заняты своим самообразованием, что свидетельствует о здоровом развитии личности, становлении индивидуальности.

Данный факт отображает современную ситуацию на рынке труда: наличие одного лишь высшего образования сейчас не является редкостью, и кроме крепких специальных знаний необходимо обладать массой дополнительных умений, навыков, чтобы увеличить свою ценность как работника и обеспечить профессиональное продвижение.

Таким образом, подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы.

Система ценностей, составляющая основу нравственной структуры личности, у большинства опрошенных студентов недостаточно сформирована и претерпевает ряд изменений.

Значимость в структуре ценностей приобретают эмоциональные ценности, к которым относятся, в первую очередь, общение, развлечения, получение удовольствий, а также материальные ценности, особенно эти тенденции выражены у студентов негосударственных вузов и ссузов.

В течение последних двух лет стала проявляться тенденция повышения значимости витальных ценностей, таких как здоровье, здоровый образ жизни, но в большей степени это вызвано объективной реальностью самого состояния здоровья.

Идеальный образ современного молодого человека - это человек целеустремленный, решительный в действиях и словах, уверенный в себе и настойчивый в достижении целей, получивший высшее образование, при этом не лишенный душевных качеств: чуткости, заботливости, вежливый по отношению к другим людям. Однако этот образ отличает стандартность личности, имеющей узкие интересы, не слишком трудолюбивой и честной в своей деятельности.

Основными мотивами самореализации по достижению этого идеала являются стремление к материальному обогащению посредством получения высшего образования, и не одного, а также надежда на удачу или родственные связи.

Примечания

1 См.: Лисовский В. Т. Советское студенчество // Социологические очерки. М., 1990.

2 См.: RokeachM. Generalised mental rigidity as a factor in ethnocentrism // J. of Abnormal and Social Psychology. 1948. № 43. P. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.